Во второй половине XVII века монастырь достиг наивысшего расцвета. Патриарх Антиохийский Макарий, посетивший обитель в 1666 году, назвал ее «вторым Иерусалимом». Дважды здесь побывали царские особы: император Петр I и императрица Екатерина Великая. Из Макарьевской обители вышли такие известные исторические личности, как Патриарх Никон, архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон, протопопы Аввакум, Стефан Вонифатьев и Иван Неронов. XIX век стал трудным для монастыря. В 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. Волжские воды стали приближаться к стенам обители, постепенно разрушая наружную линию его укреплений. Под угрозой полного разрушения в 1868 году обитель была закрыта. Через 15 лет, в 1883 году, монастырь был восстановлен, но уже как женский. В 1927 году обитель закрыли, сестер разогнали. В 1928-1929 годах здесь был размещен детский дом, затем монастырские помещения стали сдавать в аренду разным организациям. В годы войны здесь находился эвакогоспиталь, а в 1943 году обитель была передана Лысковскому зооветеринарному техникуму. За годы советской власти храмы и строения постепенно разрушались и приходили в упадок. В 1990 году Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь был передан Нижегородской епархии. К 2005 году отреставрированы и освящены монастырские храмы. В настоящее время обитель переживает свое третье возрождение. Перенесение честной главы преподобного Макария из Нижнего Новгорода в основанный им монастырь началось 3 августа 2007 года. Крестным ходом через Бор, Кстово, Лысково святыня была доставлена в обитель накануне дня памяти преподобного. В годы гонений часть главы хранилась в семье православного священника. Мощи же были вскрыты и переданы в краеведческий музей города Юрьевца Ивановской области. Подлинность святыни была подтверждена в результате исследований, проведенных в Московском институте судебно-медицинской экспертизы . Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница

http://patriarchia.ru/db/text/5949381.ht...

Возрождение П. м. связано с прибытием в Пекин главы миссии архим. Петра (Каменского). Литургию в Успенском храме он стал служить на кит. языке, в 1824 г. установил обновленный иконостас, присланный из России. При этом в храме сохранялись и иконы, написанные кит. художниками в «народном их вкусе». В окт. 1825 г. архим. Петр учредил при мон-ре уч-ще для детей албазинцев (на 15 чел.). Заведовать им поручил иером. Вениамину (Морачевичу). Мотивируя детей к занятиям, миссия выдавала им небольшое денежное пособие. Дети правосл. китайцев обучались Закону Божию, рус. и церковнослав. грамоте, арифметике и церковному пению. В нач. 1826 г. в училище было 14 учеников (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 832. Л. 74). 28 февр. 1827 г. о. Петр сообщал в Синод: «Албазинцы, оставив идолослужение, почти все с женами и детьми обращены к святой предков своих вере. Успенская церковь, при их жилищах существующая, по причине умножения христиан оказывалась очень тесною; почему совет наш и прежде имел счастие Святейшему Синоду о перестройке оной докладывать…» ( Можаровский. 1886. С. 408). После капитального ремонта, в кон. 1827 г., Успенская ц. была освящена. Согласно документам, «обитель через присоединение к ней купленных миссиею домов с восточной и западной стороны, значительно распространена». В Успенской ц. служил и управлял Албазинским уч-щем архим. Аввакум (Честной) , к-рому в 1835 г. было поручено заведовать внутренними делами всей миссии. Иером. Феофилакт, служивший с 1835 г. в Успенской ц., переводил на кит. язык катехизис и др. богослужебную лит-ру. Затем Успенским приходом (99 прихожан-албазинцев) и албазинской школой (10 учеников) заведовал иером. Павел (Цветков), с 1855 г. - иером. Евлампий. Согласно отчету архим. Гурия (Карпова) , уже к кон. 1859 г. иером. Александр в Успенской ц. крестил 30 чел., а в течение 1860 г. иеромонахи Александр и Исаия крестили еще 60 чел. В нояб. 1863 г. указом имп. Александра II Николаевича Российская духовная миссия в Пекине передавалась «в полное распоряжение духовного ведомства». В связи с переходом Южного подворья (Наньгуань) дипломатической миссии Сретенская обитель была обращена в церковь при российском посольстве, а Успенское подворье официально преобразовано в первоклассный мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2579900.html

Из книги " Памятники истории и культуры Владимирской области. Каталог " издание Госцентра по учету использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области. Владимир. 1996, стр.226  «В Александровом уезде в церкви Благовещенского погоста хранится древний холстинный на котором находится следующая надпись, свидетельствующая об освящении этой Патриархом Филаретом: «Освятися алтарь Великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Пресвятой Богородицы Честного и славного Её Благовещения на память святых Мученицы Варвары и Преподобного Отца нашего Иоанна Дамаскина Великим Государем Святейшим Филаретом Патриархом Московским и всея Руси при державе Благоверного и Христолюбивого Государя, Царя и Великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси Самодержца и при Благородном Царевиче Князе Алексее Михайловиче всея Руси, в лета 7148/1640 года Декабря в 4 день индикта (Из книги Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. – Москва, 1857г. (стр. 53) Прим. О.Щ.: - Шелковый или, как здесь, льняной платок (плат), которым покрывают престол в алтаре храма, в большом храме может быть несколько престолов. - Видимо имеется ввиду придел, или перестроенный объём, например трапезная. Цитируемый фрагмент из книги Тихонравова возможно интересен при датировке объемов в истории самого храма, так как наиболее древняя его часть датируется 1501 годом постройки. - Текст из книги приводится в современной транскрипции. Монастырь возник на месте Благовещенского погоста в 1501 году. Церковь в Благовещенском погосте каменная; время построения ее неизвестно, но должно относиться к глубокой древности. В ведомости о церквях Переславльского уезда, составленной в 1799 году, сказано, что эта церковь построена в 1501 году помещиком Иваном Ивановичем Нагим. Достоверность этой даты до некоторой степени подтверждается сохранившейся на надгробной плите надписью о смерти Ивана Ивановича Нагого в 7047 (1539) году. Близ северной стены храма лежат несколько надгробных плит из белого камня с вырезанными в глубину и покрытыми черной краской надписями, но от времени надписи стерлись и разобрать можно только две: 1) «Лета 7047 (1539) месяца Апреля въ 10 день преставися Иванъ Ивановичъ Нагой»; 2) «Лета 7000 (другие буквы разобрать трудно) Декабря въ 22 день преставися въ Сибири Евфросиния девица на память пророка Аввакума». Думают, что это могло быть не ранее 7098 года и не позднее 7105 года, когда в городе Лозве, устроенном на Сибирской реке того же имени, был воеводою некто Иван Григорьевич Нагой; дочь его там умерла, а останки ее были перевезены в Благовещенский погост. Кто из рода Нагих еще погребен в данной церкви, письменных свидетельств не осталось, но местное предание говорит, что недавно перестали поминать в церкви имена бояр Иоанна, Алексея, Василия и княжны Евфросинии.

http://sobory.ru/article/?object=02774

Источники агиографии. Стб. 365). Из сообщений «Книги, глаголемой...» следует, что М. был мирянином и почитался в лике праведных. Однако, поскольку определить точное место подвижничества М. оказалось невозможно, ему было приписано ( Токмаков. 1903; Зверинский. 1890. Т. 2. 926. С. 205) основание Михайловой пуст. на р. Клязьме (ныне дер. Пустынка Ковровского р-на Владимирской обл.), вслед. чего он стал почитаться в чине преподобных. Основанием для отождествления М. с основателем Михайловой пуст. стало свидетельство, оставленное диак. Федором Ивановым в письме к семье прот. Аввакума Петрова на Мезень в 1669 г.: «Да и в Суздальском уезде был некто пустынник, Михаил именем, свят муж, до мору (1601-1603 гг.- Авт.) еще преставился; ныне тут и пустынь заведена над мощми его...» (Пустозерская проза. М., 1989. С. 221). Однако в Михайловой пуст. не было храмов, освященных в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. Существовавшие здесь деревянные церкви в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и Усекновения Честной главы прор. Иоанна Предтечи сгорели в 1763 г., после чего пустынь прекратила существование. Вероятно, в письме диак. Федора и в «Книге, глаголемой...» речь идет о 2 подвижниках, связанных с разными обителями. Сведения из «Книги, глаголемой...» об облике М. с нек-рыми разночтениями содержатся в иконописных подлинниках: ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 84, 30-е гг. XIX в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 169); РНБ. Тихан. 402. Л. 62 об., XVIII в. («Стар без брады возрастом велик в свитке белец был...»); Тихан. 413. Л. 60, XVIII в. («Стар без брады возрастом высок в схиме а был до кончины бельцем...»); Вяз. Q. 162. Л. 83, XIX в.; Тит. 3117. Л. 84, XVIII в. («Стар безбрад возрастом велик в свитке белец был камень на гробе его...); ОСРК. F. XIII, 19. Л. 18 об., XIX в.- ЭК ИРЛИ (ПД). Во всех перечисленных списках иконописных подлинников память М. отмечена под 9 нояб. Святой канонизирован в составе Собора Владимирских святых, празднование к-рому установлено в 1982 г.

http://pravenc.ru/text/2563614.html

Кондак 6 Проповедует милости и чудеса Твоя обитель в веси Кера, стяжавши икону Твою чудотворную. Ты же, Мати Божия, тако возлюбила еси место сие, яко и по триех похищениих иконы Твоея, паки семо возвращала еси ю, подвизая благодарно пети о Тебе Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия яко пресветлая заря икона Твоя, Богомати, и многими лучами чудес всех, блуждающих во тьме грехов и страстей, озари, подвизающи звати Тебе: Радуйся, Отроковице, Богом Отцем избранная. Радуйся, Пречистая Дево, Духом Святым осиянная. Радуйся, рождеством Сына Божия возвеличенная. Радуйся, в женах благословенная. Радуйся, паче Горних Сил превознесенная. Радуйся, Престолу Господню выну предстоящая. Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая. Кондак 7 Хотяще от зол и бед избавитися, со слезами предстоим пред иконою Твоею честною, Владычице, молящи да не презриши прошений наших, но спасеши всех, присно зовущих Сыну Твоему: Аллилуиа. Икос 7 Дивна показал еси дела Твоя в Пречистей Матери Твоей, Господи, и дивну даровал еси нам Ея икону, да вси, взирающии на сию, со умилением сердечным превозносят Рождшую Тя похвалами сими: Радуйся, Честнейшая Херувим. Радуйся, Славнейшая Серафим. Радуйся, неприступнаго Божества селение. Радуйся, Ангелов непрестанное удивление. Радуйся, Святая Святых большая. Радуйся, Божества кивоте освященный. Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая. Кондак 8 Странствие наше земное, многих скорбей преисполненное, услаждаеши нам, Мати Божия, чудотворными иконами Твоими, ихже неисчетное множество по всей земли явила еси; о сем убо радующеся и благодаряще Тя, вопием Богу: Аллилуиа. Икос 8 Весь мир христианский славит Тя, Преблагословенная Богородице, и всем верным утешительно есть взирати на святую икону Твою, на нейже зрим Тя, на руку Твоею держащую Предвечнаго Богомладенца Христа, и предстоящия Ти пророки Давида и Соломона, Исаию и Аввакума. Темже покланяющеся чудотворному образу Твоему, со умилением глаголем Ти сице: Радуйся, Солнце Правды нам явльшая. Радуйся, словеса Господня в сердце Своем слагавшая. Радуйся, красото несравненная. Радуйся, доброто несказанная. Радуйся, Купино Неопалимая. Радуйся, Цвете Благоуханный. Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

http://pravicon.com/info-3727

Лавра Невская освятися кровию твоею честною, мучениче Петре. Взирающе на кончину твою, прославляем Христа Бога нашего и веселия духовнаго исполняемся, творяще память твою, пастырю дивный града нашего. Богородичен: Преславная о Тебе глаголашеся в роде родов, яже Бога Слова во чреве вместивши, чиста же пребываеши, Богородице Мария. Тем Тя вси чествуем, по Бозе предстательство наше. Песнь 3 Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче. В годину лютую и посреде гонений беспримерных ревности Илииной подражая, отче Петре, обличил еси безумие хулителей дерзких, нивочтоже вменяя страх человеческий, сего ради во веки ублажаешися. Поборниче веры православныя, людей церковных защитителю, подражал еси в житии твоем святителю Христову Николаю, сего ради улучил еси кончину мученическую, еюже наследовал еси Царство Небесное. Долг христианский исполняя, сына своего, преграждавшаго ти путь к пролитию крове, отстранил еси, исполнив заповедь Христову: «иже любит чадо свое паче Мене, несть Мене достоин». Богородичен: Яко небо и престол Тя Божий, воспеваем вси, Богородительнице Чистая, яко из Тебе явися Иисус Христос Истина. Седален Яко проповедь последняя стаду твоему, яко прощальное назидание в вере, яко завещание пребывати даже до крове во Истине отзвучала есть во стенах обители Невския честная кончина твоя, Петре священномучениче, молися о нас Христу Богу, да пребудем до самаго исхода нашего в поучении твоем. Слава и ныне, богородичен. Божественная скиния была еси Слова, Едина Пречистая Мати Дево, чистотою ангелы превозшедшая, паче всех мене персть бывша, осквернена плотскими прегрешеньми, очисти молитва Твоих божественными водами, подающи, Чистая, велию милость. Песнь 4 Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе твоей слава, Человеколюбче. Радуйся, земле Петербургская, имущи честныя останки священномученика Петра, веселися и ты, лавра Александро-Невская, яко ты еси место подвига новаго угодника Божия, освятившаго люди правоверныя сиянием любви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но вот что важно. Сегодня можно сколько угодно упрекать Булгакова за «Мастера и Маргариту», за «Бег», за искаженный образ русского духовенства, вспоминать о сотнях тысяч мучеников за веру — однако не следует отказывать Булгакову в искренности. «Бег» — это ведь не попытка выслужиться перед властями. Михаил Афанасьевич действительно так думал, так видел Русскую Церковь. Он принадлежал к тому социальному кругу, который не знал о духовном подвиге, о мученичестве, о жертвенности православных людей в советские годы. Он видел, что Церковь идет на компромиссы (главный из которых — знаменитая декларация митрополита Сергия 1927 года, как раз совпадающая с написанием «Бега»), а компромиссов он терпеть не мог с юности. Ему казалось, что раз Церковь повела себя не по-аввакумовски, то Церкви больше и нет, истинно верующих больше нет. Посмотрите в «Мастере и Маргарите» на образы верующих: проныра Аннушка по прозвищу «Чума», буфетчик Соков, кухарка, которая хотела перекреститься, а ей сказали — руку отрежем, и она не сделала этого. Вот что осталось от верующей Руси! Причем ведь Булгаков не пасквиль писал — он действительно других верующих не видел, не знал. Он честно выразил то, что думал и чувствовал. Он писал в стране, где — как ему казалось! — Бог умер, Церковь умерла. Я думаю, именно поэтому он вывел слабого Иешуа и сильного Воланда. Сейчас сколько угодно можно говорить о том, как он заблуждался по существу, — но он написал книгу, в которой искренне отразил свои представления о христианстве в современном для него мире. На экзамене по богословию ему бы за нее поставили двойку и выгнали взашей, но это — честный ответ, без шпаргалки. Как видел и чувствовал — так и написал. — Но как, в таком случае, Вы сами воспринимаете религиозную компоненту «Мастера и Маргариты»? Все, что Вы говорили до сих пор, — это скорее преамбула, но какова же суть? — Я убежден, что «Мастер и Маргарита» — книга вовсе не сатанинская. Нет никаких оснований полагать, что в ней Булгаков прославлял дьявола. Скорее уж можно говорить, что он отстаивал идею человеческого милосердия, выразив ее в образе Маргариты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Под влиянием В. в 1-й пол. XVIII в. находились поповцы Москвы, Поволжья, Дона, Яика и др. Ослабленный преследованиями Нижегородского еп. Питирима (Потёмкина) и нарастающими внутренними спорами между софонтиевским, онуфриевским и дьяконовским согласиями, Керженец подчинился В. и ее деятельному старцу Феодосию. Последний энергично участвовал в полемике, особенно с дьяконовцами, начавшими активно переселяться с Волги на В. и в Стародубье. Одним из противников Феодосия был дьяконовец Т. М. Лысенин . Их спор отражен в «Описании прения старца Феодосия с некоим Тимофеем Матвеевым Лысениным, и с учеником его Василием Власовым, и с их единовольники о Честном и Животворящем Кресте Христове», происходившем на В. в июне 1709 г. ( Лилеев. Материалы. С. 3-9). Предмет спора заключался в следующем: Лысенин, как и все дьяконовцы, почитал равно 4-конечный и 8-конечный кресты, Феодосий же называл «истинным» только 8-конечный крест. Строго относился Феодосий и к Софонтию - организатору на Керженце скита, не подчинявшегося В., а также к керженскому старцу Онуфрию - почитателю догматических писем протопопа Аввакума. О преемниках Феодосия по управлению ветковским Покровским мон-рем до сер. 30-х гг. XVIII в. известно следующее: Александр (брат Феодосия) «такоже вторым чином принял [в старообрядчество.- Е. А.] священноинока Антония и проч. Антоний же принял священноинока Иова и проч.» ( Нифонт. С. 78). Иов, присоединив к старообрядчеству неск. иеромонахов, в 1734 г. «принял под исправу» лжеепископа Епифания Ревуцкого (2-м или 3-м чином, по разным старообрядческим источникам). Мн. ветковцы не признали архиерейства Епифания, к-рый тем не менее «рукоположил» для старообрядцев 14 «священников». Ранее ветковские старообрядцы предпринимали неск. попыток получить собственного епископа. В 1730 г. ветковский игум. Власий передал Ясскому митр. Антонию «просительный лист» о собственном архиерее, подписанный ветковскими поповцами и стародубскими диаконовцами, прошение поддержали владелец В. пан Халецкий и молдав. господарь. Не получив ответа, в следующем году ветковцы направили новое прошение, к-рое было рассмотрено находившимся тогда в Яссах К-польским Патриархом Паисием II, согласившимся удовлетворить просьбу, но с условием во всем следовать учению правосл. Церкви, что не устраивало ветковцев.

http://pravenc.ru/text/158276.html

Признаюсь честно, - вспоминает матушка, - в пер­вый момент я растерялась. С одной стороны, мне нравилось учитель­ствовать, а с другой - и от церкви не могла отказаться. Собрали семейный совет. А он у нас внушительный, девять священников. Все поддержали мое намерение оставить школу. О том решении я не пожалела ни разу в жизни. Судьбоносная встреча Без работы я не осталась. Предложили мне место делопроизводителя и машинистки в канцелярии Успенского собора. Работа живая, но еще больше нравилось, что часто могла ходить на службу. И однажды в храме познакомилась с Иваном Ильницким, тогда он был студент духовной академии. Он вызвался проводить меня до дома. То была любовь с первого взгляда. Прошло какое-то время, Иван предложил мне стать его женой. Меня его предложе­ние в первый момент напугало: одно дело быть просто женой. И совсем другое - стать матушкой. Давно-давно я читала книгу о старообрядцах и, в частности, о протопопе Аввакуме. И вот, мне на всю жизнь запом­нилась сценка: поп и попадья бредут по этапу в ссылку: «Долго ли нам еще идти?» - в полном изнеможении спрашивает матушка. И слышит суровый ответ: «Долго, попадья, долго, до самой смерти!» Вот и решала я для себя вопрос, прежде чем согласиться на заму­жество: смогу ли, став матушкой, также самозабвенно-истово слу­жить, именно служить своему супругу-священнику? Перед моими глазами была напряженная, можно даже сказать, подвижническая жизнь моих сестер, также жен священни­ков. Так что я с самого начала понимала, какая ответственность ляжет на мои плечи вместе со званием «матушка». Друг друга тяготы носите Поповский дом все равно, что скорая помощь. Те­лефон, звонок в дверь то и дело прерывают наш разговор за жизнь. Но отец Иоанн, матушка Татьяна и я упорно возвращаемся и воз­вращаемся к нему. Батюшка, - спрашиваю я, - семейные конфликты у вас бывают? Не успел о. Иоанн ответить, как стремительная ма­тушка перехватывает инициативу. Исподволь наблюдаю за его ре­акцией. Ну, думаю, рассердится, а то и крикнет: «Ты что не даешь мне слово сказать!» Ничего подобного. Мне далее показалось, что он любуется своей женой. А о. Иоанн как бы угадал мои мысли и оправдал некоторую бесцеремонность своей супруги:

http://radonezh.ru/analytics/matushka-na...

С течением времени, видя твердость в вере, кротость и трудолюбие святого, турецкий офицер и его домочадцы стали уважать русского пленника и прекратили издевательства. Иоанна больше не принуждали отречься от христианства. По приказу Аги святой стал трудиться на конюшне. Он ухаживал за скотом и жил в стойле рядом с лошадьми; спал на соломе, прикрывшись старым тулупом. Полунагой и босой, в рубище, он безропотно и добросовестно выполнял свои обязанности, даже с усердием, что вызывало насмешки других рабов. Но и это праведник воспринимал без злобы, стараясь, напротив, утешать в беде и помогать другим невольникам. За искреннее добросердечие, за честность и благородство святой заслужил доверие Аги, который предложил своему рабу переселиться в небольшое помещение на сеновале, но тот отказался. Он остался жить в конюшне, где мог беспрепятственно молиться и соблюдать строгий пост. Днем Иоанн трудился, а по ночам тайком уходил к греческому священнику в пещерную церковь святого Георгия, расположенную на вершине скалы, недалеко от дома своего хозяина. Здесь, на паперти, коленопреклоненно читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Христовых Тайн. В то же время праведный Иоанн по-прежнему продолжал служить своему господину и, несмотря на крайнюю бедность, всегда помогал нуждающимся и больным и делил с ними свою скудную пищу. Видя его незлобие, другие рабы и иноверные перестали издеваться над ним. В скором времени Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Став богатым, Ага решил совершить хадж, то есть паломничество в Мекку, полагающееся всякому правоверному мусульманину. Во время его путешествия жена хозяина созвала на обед родных и друзей Ага. Когда подавали любимое блюдо хозяина - плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Святой попросил у нее это блюдо, обещая послать его в Мекку. Услышав это обещание Иоанна, гости рассмеялись, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн сам хочет съесть плов или отдать его бедным грекам. Иоанн вернулся в конюшню и обратился к Господу с такой молитвой: «Пусть Тот, Кто некогда послал пророка Аввакума в Вавилон, чтобы передать пищу пророку Даниилу в львиный ров (см.: Дан. 14, 34), исполнит и мою молитву и доставит это блюдо моему хозяину!» Когда же Ага вернулся, то рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он, вернувшись из мечети на постоялый двор, обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/16/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010