Абалакская икона Божией Матери была написана в 1637 году протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем, «искуснейшим из иконописцев». На этой иконе Богородица изображена с двумя святыми по сторонам: святым Николаем Чудотворцем и святой Марией Египетской. Именно так просила Богородица написать Ее, явившись во сне некой вдове в селе Абалак Тобольского уезда. Когда прославилась икона Божией Матери «Знамение» Абалакская, то ее почитание стало в Сибири массовым. Каждая церковь в Сибири хотела иметь у себя и специально заказывала этот богородичный образ. Так что весьма вероятно, что енисейские казаки принесли в Забайкалье икону «Знамение» Абалакскую, столь почитаемую в Сибири. Отправляясь из своего богатого города в «страну далече», за Байкал, три брата могли заказать енисейским иконописцам почитаемый образ Богородицы «Знамение» и образы своих небесных покровителей. Традиция таких изображений в иконописании Сибири уже сложилась к тому времени. Енисейская иконописная школа была одной из самых сильных. Например, в 1669 году в Енисейске уже было пять светских иконописцев и множество «иконников духовного звания». Они писали иконы для всей Восточной Сибири . Домашняя икона енисейских братьев «Знамение» с вписанными образами святых Симеона, Киприана и Иосифа была вначале на Иргени. Потом ее передали в Кукинскую церковь Святого Духа. Когда после смерти настоятеля перестали ходить крестным ходом на Иргень из Куки, икону перенесли в Читу, в Михаило-Архангельскую церковь. Икону стали приносить на Иргень на девятую пятницу из Читы. Когда же в честь иконы «Знамение» на Иргени был выстроен храм, то ее вновь передали в Иргенский стан. Краевед Г.А. Жеребцов пишет, что икона «Знамение» сгорела во время пожара, но на Иргени была обретена другая чудотворная икона – святой Параскевы Пятницы. К святой Параскеве Пятнице обращались с теми же просьбами, что и к Иргенским мученикам: о даровании детей, об исцелении, о семейном благополучии, о хороших женихах и невестах. Считалось, что святая Параскева Пятница покровительствует воинам и торговым людям.

http://pravoslavie.ru/4318.html

В 1752-59 гг. была построена колокольня с храмом преподобной Марии Египетской. По указу Тобольской Духовной Консистории от 8 апреля 1885 года за 2310 церковь пр. Марии Египетской была переименована в Вознесенскую. Таким образом, храмовый комплекс был построен еще до учреждения здесь мужского монастыря. В 1783 году при епископе Варлааме (Петрове) по высочайшему повелению императрицы Екатерины II на месте Абалакского прихода учреждается Знаменский Абалакский мужской монастырь, ради нахождения здесь почитаемой Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». Сюда переводятся монахи из Богоявленского мужского монастыря с. Невьянского Пермской губернии. В начале XIX веке вокруг монастыря возводится каменное ограждение. Помимо храмов в XIX веке в монастыре возводится еще ряд зданий: братский корпус, архиерейский дом, монастырская гостиница и прочие подсобные помещения. Последним строением в ансамбле монастыря было строительство в 1904 году монастырской гостиницы на средства вдовы генерала Зряхова. Говоря об архитектурной красоте ансамбля Абалакского монастыря, нельзя не сказать и о тех многочисленных чудесах, которые были явлены здесь Пресвятой Богородицей у Ее чудотворного образа по молитвам просящих. Как мы уже сказали выше, только в XVII веке их было записано более 130. Приведем лишь несколько примеров. Так крестьянский мальчик по имени Иаков долго болел глазами, от чего лишился зрения, и из опухших глаз, когда он плакал, шла вместо слёз кровь. Отец его, крестьянин Иван Смирной, видя сына в такой болезни, сильно переживал за него и думал, как бы ему помочь. Он решил идти с сыном в Абалак и молиться перед иконой Божией Матери. Вскоре решение было исполнено, и мальчик получил исцеление. Жена тобольского служилого Евдокия полтора года страдала от головной боли. Слыша, о чудесах, совершавшихся от Абалакской иконы Божией Матери, они с мужем дали обещание идти в Абалак и отслужить там молебен Божией Матери и вскоре, 7 марта 1669 года, это своё обещание исполнили. И во время молебна больная получила исцеление.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Знаменск...

10. С. 1-7; 11. С. 1-3; 12. С. 7-10; 13. С. 4-7), до составленных Н. Вишневским извлечений «Из путевого дневника по обозрению… Сильвестром, епископом Омским и Павлодарским, монастырей, церквей и приходов Петропавловского, Атбасарского, Акмолинского, Каркаралинского и Павлодарского уездов Омской епархии с 7 мая по 6 июня 1916 г.» (1917. 1. С. 18-27; 2. С. 5-18). Несколько публикаций посвящены местным святыням и достопримечательностям: «Семипалатинская икона Знамения Божией Матери, именуемая Абалакскою» свящ. Александра Павлова (1898. 14. С. 1-7), «Поднятие святой чудотворной иконы Абалакской Божией Матери из города Семипалатинска» прот. А. Соловьёва (1903. 17. С. 16-25), «Сказание о Боровской иконе Знамения Божией Матери (список Абалакской)» свящ. Николая Покровского (1905. 16. С. 14-20), «Архистратиго-Михайловский женский общежительный монастырь, по времени открытия первый в Омской епархии» свящ. Алексия Поникаровского (1908. 23. С. 31-33; 24. С. 23-28); редко публиковались описания приходских храмов, такие как «Из летописи Покровской церкви села Сыропятского, Тюкалинского уезда» свящ. Иоанна Голошубина (1911. 21. С. 29-35), но часто - известия о закладке храмов или об их освящении. Большое значение для развития краеведения имеют и публикации по истории миссии, напр. статья о Филофее (Лещинском) «Митрополит-схимонах Феодор, просветитель сибирских язычников» прот. Михаила Путинцева (1908. 8/9. С. 61-68; 10. С. 34-40; 11. С. 35-41), «Записки миссионера Татарского стана Киргизской миссии о 1909 годе» свящ. Филиппа Дьякова (1910. 9. С. 35-44), «Доклад Иркутскому миссионерскому съезду Омского епархиального миссионера Димитрия Несмеянова» (1910. 18. С. 42-51; 19. С. 30-39). Миссионерские статьи являются незаменимым источником сведений по истории старообрядчества в Зап. Сибири: «Из жизни Тарского раскола» свящ. Александра Азбукина (1901. 6. С. 8-10; 7. С. 15-17); «Из истории Тюкалинского раскола» (1902. 16. С. 13-18), «Раскол в Омской епархии» (1902. 20. С. 21-24), «Состояние раскола и действия миссии в Тюкалинском уезде» (1903.

http://pravenc.ru/text/2578405.html

Получилось так, что Поместный Собор 2009 года, который избрал меня на Патриарший престол, также связан с этим образом Божией Матери. Так восхотел Священный Синод и затем Архиерейский Собор, предваривший Поместный Собор, приняв решение, чтобы символом Поместного Собора, избиравшего Патриарха, была икона " Знамение " . Зная историю чудотворной иконы " Знамение " , явленной здесь, на этом месте, в честь чего и был создан Абалакский монастырь, я, конечно, хотел посетить это место и поклониться чудотворному образу, что сегодня и состоялось в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля, и увидеть эти прославленные стены, встретиться с братией. Первый же взгляд, брошенный на это место, вызвает какое-то особое чувство в сердце... Обращаясь к братии, это можно сформулировать так: вы в раю живете, вас окружает нетронутая природа, дивная по своей красоте. Неслучайно именно сюда прибыли иноки Валаамского монастыря, которые были посланы специально для укрепления Православия на Тобольской земле, для укрепления монашеской жизни. Дай Бог, чтобы ваш образ монастырской жизни соответствовал тем заветам и традициям, которые были принесены валаамскими иноками. Монастыри призваны в первую очередь молиться о мире. Молитва — великая сила. И люди чувствуют это, а потому приходят в монастыри с просьбой о молитве. Именно в монастыри нередко идут люди с просьбой принять исповедь в самых страшных грехах, когда самому себе стыдно признаться в тех ужасных поступках, которые ты совершил, или в тех страшных мыслях, которые тебя посетили. Именно в монастыри приходят люди с этими сокровенными мыслями, каются перед Богом, говорят об этом исповедующему иеромонаху, понимая, что у того должно хватить любви и мудрости, чтобы принять эту исповедь и помочь людям словом, а самое главное — своей молитвой. Поэтому монастыри всегда являлись светочами духовной жизни, центрами духовной жизни нашей России. Хотел бы, владыка, поблагодарить Вас, светские власти, и, конечно, братию монастыря, за ту огромную работу, которая здесь проведена, — восстановлена эта древня обитель, своего рода лавра Тобольской земли. Пусть же Господь споспешествует вам, братья, отцу Михею и всем, кто вместе с ним в одной дружине несет свое монашеское служение, совершать его во славу Божию для пользы и спасения людей, для спасения своих собственных душ во имя укрепления веры православной в нашем народе».

http://patriarchia.ru/db/text/3678225.ht...

В настоящее время в Знаменской церкви Абалакского монастыря, вместо подлинной иконы находится не особенно древний список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой. Он причислен в ряд чудотворных икон и окружен заслуженным почитанием: возят для поклонения и устраивают Крестные Ходы по всему нефтяному Северу. Кроме того в Знаменский Абалацкий монастырь под Тобольском приезжают сейчас паломники со всей России. Этот список ХХ века Абалакской иконы по версии журналистов сейчас входит в «Семь чудес Уральского Федерального округа» . До недавнего времени местонахождение вывезенного оригинала Абакской иконы было неизвестно. Только имелось множество преданий о существовании ее за рубежом. Лишь спустя почти 80 лет стало известным точное место нахождения иконы - Австралия, пригород г. Сиднея - Кабраммат, храм Покрова Божией Матери РПЦ МП. Сюда она была привезена потомками белогвардейского генерала Михаила Константиновича Дитерихса (1874-1937). Мой знакомый Михаил Осипенко, происходящий из семьи знаменитых иконописцев, будучи в 2003 в Австралии с Порт-Артурской иконой, лично видел Абалацкий оригинал. Об этом он написал мне и даже пообещал видеозапись беседы об иконе с местным священником. В нашей Курганской епархии Абалацкая икона представлена так же очень широко. Подробно описывает чтимый курганцами список Абалацкой иконы, написанной по заказу горожан в 1860 г. в Тобольске, священник А. Сулоцкий в своем труде « О церковных древностях Сибири», изд.1882 г. Сейчас в здании Курганского епархиального управления, в пресс-центре на стене имеется прекрасно сохранившийся Абалацкий образ под ризой. Не эту ли икону имел ввиду о.Александр (Сулоцкий)? Необходимо полное исследование специалистами. Кроме того по благочиниям епархии также имеются нередкие Абалацкие списки. Причем, наравне с высокохудожественными списками, с встречаются курьезные случаи неканонического исполнения образов , вероятно местными неграмотными крестьянами-иконописцами, «богомазами»-так их звали тогда.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/26/...

К концу века церковь была достаточно ветхой, и после пожара решено было выстроить новую каменную. В 1789 году состоялась закладка каменной Знаменской церкви с приделом святой великомученицы Екатерины. Основными застройщиками храма были потомки первостроителя. Строительство шло медленно- 14 лет. Лишь в 1803 году 15 октября был освящён северный придел во имя святой великомученицы Екатерины — небесной покровительницы императрицы Екатерины II, подписавшей прошение о строительстве каменной Знаменской церкви, а 9 ноября 1810 года, был освящён главный престол – в честь Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». Через десять лет, 9 октября 1820 года в церкви произошел пожар от печи, сгорела крыша на Екатерининском приделе. После ремонта 28 января 1821 года придел был вновь освящен. Впоследствии Знаменская церковь стала трехпрестольной: центральный престол освящен в честь Знамения Пресвятой Богородицы, южный престол – во имя святых первоверховных Петра и Павла, северный – во имя Всех Святых. В этом последнем приделе находились две большие украшенные серебряными окладами иконы с изображениями святых, написанные по заказу богатой прихожанки, чье имя осталось неизвестным. Иконы она заказала для закрепления на них частиц мощей. На одной размещались 34 частицы, на другой – 40 (последняя икона, без частиц мощей, хранится в запасниках Томского художественного музея). В этом же приделе стоял серебряный ковчег с частью мощей святой великомученицы Варвары. В центральном храме находилась икона святого Александра Свирского с частицей его мощей. Среди храмовых святынь особенно ценной была часть животворящего Древа Креста Господня, а также иконы с частицей мощей пророка Иоанна Предтечи, апостола Павла, евангелиста Марка, царевича Димитрия и других святых. Особо почитаемой была икона Христа Спасителя, высеченная на чёрном аспидном камне - шунгитном углероде. По преданию, колокольня, куда однажды была вынесена эта икона, в ночное время вся была озарена исходящим от неё сиянием. Верующие восприняли это событие как указание свыше, и святыню вернули в храм. В годы богоборчества все святыни были утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=07328

Небольшая икона Успения Б. М. над царскими вратами имеет следующую надпись; «Изображение и мера с чудотворного образа Успение Пресвятой Богородицы; обретается в Киево-Печерской лавре, над царскими вратами. Явилась в 6593 (1085) году». За правым клиросом, на боковой стене, Тихвинская икона Божией Матери, почитаемая как чудотворная. Икона древняя, в серебряной вызолоченной, с таковым же венцом, ризе, весом в 9 фун. 81 золот. За левым клиросом иконы: св. Николая, в серебряной вызолоченной ризе; Неопалимой Купины, в серебряной вызолоченной ризе, со следующей надписью: «1803 года месяца ноября 1-го числа вризи весу 10 ф. 1 з., цена за фунт 36 рублей итого сумы 350 руб». Икона поступила из Николо-Сапожковской церкви. Небольшая икона Распятия и Благовещения и святителей Николая и Спиридона с частями св. мощей 132 . В трапезе иконы Божией Матери; 1) Абалакская Знамения, в серебряной вызолоченной чеканной ризе, древнего письма, бывшая храмовая Знаменского придела Николо-Сапожковской церкви; 2) Иверская и 3) «Всех Скорбящих Радость», над аркой, в серебряной вызолоченной ризе. В приделе св. Николая местные иконы из Николаевской, в Сапожках, церкви, все в серебряных вызолоченных ризах. Образ Спасителя в царском одеянии, в короне, со скипетром в левой руке и с благословляющей правой, поясной. На ризе по сторонам, на особых накладках, надписи: вверху слева: «Верен и истинен и правосудны и воинственный, очи же ему еста яко пламень огнен, и на главе его венцы мнози»; справа: «Имы имя написано, еже никто же весть, такмо он сам и облечен в ризу червлену кровию и нарицается имя его»; ниже, слева: «из уст его изыде оружие остро»; справа: «да тем избиет языки» 133 . Внизу иконы, с левой стороны, вырезана надпись: «1803 го месеца маия 1 числа, вризи весу 15 ф. 64 з., цена за фунт 38 рублей»; с правой стороны: «итого сум. всей 596 р. 66 коп». Образ Знамения Б. М., Храмовой образ св. Николая, меньшего сравнительно размера, вставлен в вызолоченную доску. Донская икона Б. М., в особом киоте, в серебряной вызолоченной ризе, с таковым же венцом. Убрус был, но ныне нет. Внизу на ризе следующая надпись: «1771 году октебря дня церквы Николая Чудотворца, что у Старого Каменного мосту, тоя же црквы при свещеннике Андрее Максимове на образ Тонской Пресвятой Богородицы сделана сия риза, весу 7 ф. 47 зол. фунтов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Ежегодно в июле с иконой совершался крестный ход из Торги в Нерчинск и обратно в память о чудесном перемещении. Часто ее носили по приходам, расположенным по р.р. Унда, Куренга и Шилка, а в 1882 г. состоялся даже крестный ход в Читу, где по этому поводу состоялись большие торжества. Торгинскую икону почитали, прежде всего, как «росодарительницу», поскольку всегда во время крестных ходов с ней шли обильные дожди. В 1917 г. левобережную часть с. Торга переименовали в Знаменку, а вскоре грянула революция. В 1929 г. Знаменская церковь была закрыта. По ходатайству директора Нерчинского музея Л.А. Пуляевского икона Торгинской Божией Матери была изъята из закрытого храма и помещена в атеистический уголок музея. В первые же дни в музей на поклонение к иконе пошли толпы верующих, позже её поместили на почетном месте в Нерчинском Воскресенском соборе, но в 1938 г. был закрыт и он, после чего Торгинская икона бесследно исчезла. http://znamenkahram.ru/ Следы ещё одного чудотворного списка с Абалакской иконы Божьей Матери удалось обнаружить в Забайкальском крае. Заместитель директора Нерчинского краеведческого музея Александр Литвинцев в своей статье в историческом журнале «Хронограф» привел весомые доводы в пользу того, что Торгинская чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы – не что иное, как один из ранних списков с утерянной тобольской святыни. Ниже приведены выдержки из его исследования. Село Торгинское, возникшее во второй половине XVII в. в 35 верстах к северо-западу от Нерчинска, известно благодаря вышеупомянутой иконе, долгое время находившейся в местном храме – одного из шести особо почитаемых и чудотворных святых образов Забайкалья. Согласно народным преданиям, икона эта была принесена в 1685 г. из разоренного китайцами Албазинского острога. Три раза в год: 7 и 20 июля, а также 27 ноября в Торгу стекалось множество богомольцев. 7 июля икону уносили из Торги в Нерчинск, и там она оставалась до 20 июля. По поводу этой традиции ношения иконы в Нерчинск и обратно существовала такая легенда: часть пришедших из Албазина казаков решили поселиться близ устья речушки Торги, впадающей в Нерчу. С ними же была и икона Знамения, которую Нерчинское духовенство пожелало забрать в город и поставить в храме. Перенесение это состоялось 7 июля, но 20 июля икона невидимой силой была перенесена обратно в Торгу. По этому случаю казаки выстроили в селе деревянную часовню во имя Знамения Пресвятой Богородицы, где и поместили дорогой им образ.

http://sobory.ru/article/?object=37060

И когда я в необыкновенном восторге спросил: «Кто это?» - мне отвечал невидимый голос: «Святая Святых Большая!»» (Там же. С. 88). Для увековечения памяти об этом событии И. поставил в херсонском соборе, на горнем месте, икону Успения Божией Матери, а под ней - медную дощечку с надписью: «Радуйся, Святая Святых Большая»; рядом положил резной позолоченный венок с крестом посередине. Позже, пребывая на Тобольской кафедре, И. составил акафист Абалакской «Знамение» иконе Божией Матери , в каждом икосе к-рого имеется воззвание: «Радуйся, Святая Святых Большая». В период пребывания И. на Рязанской кафедре была написана большого размера, в рост, икона Божией Матери, к-рую украшал венок («во образ виденного»). И. передал ее в Успенский Ольгов мон-рь в Рязанском у. и губ., обращенный им из мужского в женский. 16 дек. 1889 г. И. возглавил Тобольскую и Сибирскую кафедру. В Тобольск прибыл 13 февр. 1890 г., во вторник на 1-й седмице Великого поста. Вскоре по прибытии И. подарил всем настоятелям церквей г. Тобольска свое соч. «Догматическое богословие»; собственноручно на каждом экземпляре святитель написал наказ пастырям «исполнять закон Божий и ревностно проходить свои обязанности». Трудами И. в Тобольске были «поновлены» 2 флигеля при архиерейском доме, отремонтированы храмы во имя свт. Николая Чудотворца (1-я треть XVIII в.) и в честь Казанской иконы Божией Матери (2-я пол. XVIII в.), в Тобольской ДС построена ц. во имя свт. Димитрия Ростовского. В Междугорском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре близ Тобольска была возведена новая каменная 2-этажная церковь-усыпальница, в которой И. хотел быть похороненным. На заимке обители в Жуковке поставлена небольшая деревянная ц. во имя мч. Феодота и 7 дев - в память жертв голода и холеры 1891-1892 гг. Архиерей чтил память «апостола Сибири» митр. Тобольского Филофея (Лещинского) . В Тюмени И. освятил ц. во имя Сорока мучеников Севастийских, великомучеников Георгия, Феодора Стратилата и царицы Александры, первоначально устроенную митр. Филофеем (Лещинским) в тюменском во имя Св.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

Много внимания В. уделял миссионерской деятельности. В 1769 г. он отправил в Пекин миссию и при ней 3 воспитанников Тобольской ДС для изучения кит. языка (см. Пекинская духовная миссия ). В 1788-1789 гг. по благословению В. игум. Мисаил предпринял большое миссионерское путешествие в Туруханский край для восстановления Православия у остяков. В 1794 г. В. оказал помощь в снаряжении миссии из 10 иноков под начальством валаамского иером. Иоасафа (Болотова) , отправившейся на Американский континент. Тобольскому епископу пришлось затратить много усилий для противодействия распространявшемуся в Сибири старообрядчеству . За годы управления В. Тобольской епархией самосожжения старообрядцев случались крайне редко. Большое внимание В. уделял иконописанию. Строго наблюдал за качеством привозимых в его епархию икон, обращался в Синод с прошением «запретить писать и вывозить в Сибирь иконы без освидетельствования их местными архиереями». Поскольку большинство икон поступало из Суздальской епархии, Синод направил указ Суздальскому еп. Тихону (Якубовскому) о строгом контроле над местными иконописцами. В Тобольске В. допускал ко св. делу писания икон только после получения иконописцем специального аттестата, для этого необходимо было представить работы самому архиерею. В 1800 г. в Тобольской ДС им был открыт класс рисования. В. сам писал иконы и картины (ЦХАФ АК. Ист. очерк. Л. 84 об.); Н. А. Абрамов видел икону Божией Матери, написанную В., этой иконой архиерей благословил туринского воеводу Панаева ( Абрамов. С. 6). При В. в Сибири значительно расширилось храмоздательство. Каменные церкви были построены в Тюмени, Ишиме, Кургане, Томске, Кузнецке, Барнауле, Енисейске, Канске и др. городах. По ходатайству В. в 1783 г. был учрежден Абалакский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь. Его первым настоятелем стал игум. Маргарит, под его рук. были построены тобольский архиерейский дом и колокольня Софийско-Успенского собора в Тобольском кремле. При В. собор был отремонтирован и 20 июля 1787 г. освящен.

http://pravenc.ru/text/154221.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010