Абалакская икона Божией Матери была написана в 1637 году протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем, «искуснейшим из иконописцев». На этой иконе Богородица изображена с двумя святыми по сторонам: святым Николаем Чудотворцем и святой Марией Египетской. Именно так просила Богородица написать Ее, явившись во сне некой вдове в селе Абалак Тобольского уезда. Когда прославилась икона Божией Матери «Знамение» Абалакская, то ее почитание стало в Сибири массовым. Каждая церковь в Сибири хотела иметь у себя и специально заказывала этот богородичный образ. Так что весьма вероятно, что енисейские казаки принесли в Забайкалье икону «Знамение» Абалакскую, столь почитаемую в Сибири. Отправляясь из своего богатого города в «страну далече», за Байкал, три брата могли заказать енисейским иконописцам почитаемый образ Богородицы «Знамение» и образы своих небесных покровителей. Традиция таких изображений в иконописании Сибири уже сложилась к тому времени. Енисейская иконописная школа была одной из самых сильных. Например, в 1669 году в Енисейске уже было пять светских иконописцев и множество «иконников духовного звания». Они писали иконы для всей Восточной Сибири . Домашняя икона енисейских братьев «Знамение» с вписанными образами святых Симеона, Киприана и Иосифа была вначале на Иргени. Потом ее передали в Кукинскую церковь Святого Духа. Когда после смерти настоятеля перестали ходить крестным ходом на Иргень из Куки, икону перенесли в Читу, в Михаило-Архангельскую церковь. Икону стали приносить на Иргень на девятую пятницу из Читы. Когда же в честь иконы «Знамение» на Иргени был выстроен храм, то ее вновь передали в Иргенский стан. Краевед Г.А. Жеребцов пишет, что икона «Знамение» сгорела во время пожара, но на Иргени была обретена другая чудотворная икона – святой Параскевы Пятницы. К святой Параскеве Пятнице обращались с теми же просьбами, что и к Иргенским мученикам: о даровании детей, об исцелении, о семейном благополучии, о хороших женихах и невестах. Считалось, что святая Параскева Пятница покровительствует воинам и торговым людям.

http://pravoslavie.ru/4318.html

2. Абалакский-Знаменский , мужской, 3-го класса, Тобольской губ. и округа, при селе Абалакском, в 26 вер. к вост. от Тобольска, на правом берегу р. Иртыша. Учрежден в 1785 г. преосвящ. Варлаамом I, по приказанию которого сюда был переведен мужской Богоявленский-Невьянский мон. из Пермской губ. и назван Знаменским в честь известной во всей Сибири чудотв. иконы Знамения Божией Матери Абалацкой. Икона эта писана в 1637 г. протодиаконом Софийского Тобольского собора по случаю явления Богоматери в селе Абалаке некоей благочестивой вдовице Марии, почитается всеми жителями края и ежегодно переносится в Тобольск 8 июля в воспоминание чудесного избавления в 1665 г. от беспрерывных дождей, угрожавших неурожаем и голодом. Сулоцкий, “Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалакскою”, Москва, 1853 г.; Березин, “Абалацкий мон. и чудотвор. икона Знамения Б. М.”, Казань, изд. 1848 г.; “Ист. Росс. Иерар.”, III, 59; Ратшин, 522; “Опис. монаст.”, 1817 г., 1; Проценко, “М-ри в России”, 2; Спасский, “Сибир. Вестн.”, 1818 г. I, 117; Зверинский, “Список насел. мест Тобольский губ.”, CLXXXIII; “Тобольские губ. ведом.”, 1857 г., 12 (Икона Абалатской Знамения Бож. Мат.), 14 (Торжественное приношение в Тобольск Абалакской Бож. Мат. и сопровождение ее обратно); 1858 г., 43 (окрестн. Тобольска: Абалакский мон.); 1865 г., 43 (Абалак. Знамен. мон.); Зан. И. Р. “Геогр. Общ.”, 1861 г., I, Отд. II, 116 (копия с иконы в Знаменском соборе гор. Семипалатинска); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 95 (надел. лесом); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 326; “Известия Археол. Общ.”, 1859 г., I, 356 (икона Знам. Бож. Мат.); 1863 г., IV, 422 (древние иконы в Тобол. епар.); 1868 г., VI, 96 (камен. церкви XVII ст.); “Временник Общ. ист. и древн.”, 1849 г. III, Спасский, “Список с чертежа Сибир. земли”, 11, примеч. 3 (об основ. м-ря и иконе); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 239 (о явлении Бож. Матери и иконе в 1636 г. 25 июля); 1775 г., VII, 361 (в 1680 г. в селе Абалаки сгорели от молнии 2 церкви и колокольня).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1752-59 гг. была построена колокольня с храмом преподобной Марии Египетской. По указу Тобольской Духовной Консистории от 8 апреля 1885 года за 2310 церковь пр. Марии Египетской была переименована в Вознесенскую. Таким образом, храмовый комплекс был построен еще до учреждения здесь мужского монастыря. В 1783 году при епископе Варлааме (Петрове) по высочайшему повелению императрицы Екатерины II на месте Абалакского прихода учреждается Знаменский Абалакский мужской монастырь, ради нахождения здесь почитаемой Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». Сюда переводятся монахи из Богоявленского мужского монастыря с. Невьянского Пермской губернии. В начале XIX веке вокруг монастыря возводится каменное ограждение. Помимо храмов в XIX веке в монастыре возводится еще ряд зданий: братский корпус, архиерейский дом, монастырская гостиница и прочие подсобные помещения. Последним строением в ансамбле монастыря было строительство в 1904 году монастырской гостиницы на средства вдовы генерала Зряхова. Говоря об архитектурной красоте ансамбля Абалакского монастыря, нельзя не сказать и о тех многочисленных чудесах, которые были явлены здесь Пресвятой Богородицей у Ее чудотворного образа по молитвам просящих. Как мы уже сказали выше, только в XVII веке их было записано более 130. Приведем лишь несколько примеров. Так крестьянский мальчик по имени Иаков долго болел глазами, от чего лишился зрения, и из опухших глаз, когда он плакал, шла вместо слёз кровь. Отец его, крестьянин Иван Смирной, видя сына в такой болезни, сильно переживал за него и думал, как бы ему помочь. Он решил идти с сыном в Абалак и молиться перед иконой Божией Матери. Вскоре решение было исполнено, и мальчик получил исцеление. Жена тобольского служилого Евдокия полтора года страдала от головной боли. Слыша, о чудесах, совершавшихся от Абалакской иконы Божией Матери, они с мужем дали обещание идти в Абалак и отслужить там молебен Божией Матери и вскоре, 7 марта 1669 года, это своё обещание исполнили. И во время молебна больная получила исцеление.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Знаменск...

10. С. 1-7; 11. С. 1-3; 12. С. 7-10; 13. С. 4-7), до составленных Н. Вишневским извлечений «Из путевого дневника по обозрению… Сильвестром, епископом Омским и Павлодарским, монастырей, церквей и приходов Петропавловского, Атбасарского, Акмолинского, Каркаралинского и Павлодарского уездов Омской епархии с 7 мая по 6 июня 1916 г.» (1917. 1. С. 18-27; 2. С. 5-18). Несколько публикаций посвящены местным святыням и достопримечательностям: «Семипалатинская икона Знамения Божией Матери, именуемая Абалакскою» свящ. Александра Павлова (1898. 14. С. 1-7), «Поднятие святой чудотворной иконы Абалакской Божией Матери из города Семипалатинска» прот. А. Соловьёва (1903. 17. С. 16-25), «Сказание о Боровской иконе Знамения Божией Матери (список Абалакской)» свящ. Николая Покровского (1905. 16. С. 14-20), «Архистратиго-Михайловский женский общежительный монастырь, по времени открытия первый в Омской епархии» свящ. Алексия Поникаровского (1908. 23. С. 31-33; 24. С. 23-28); редко публиковались описания приходских храмов, такие как «Из летописи Покровской церкви села Сыропятского, Тюкалинского уезда» свящ. Иоанна Голошубина (1911. 21. С. 29-35), но часто - известия о закладке храмов или об их освящении. Большое значение для развития краеведения имеют и публикации по истории миссии, напр. статья о Филофее (Лещинском) «Митрополит-схимонах Феодор, просветитель сибирских язычников» прот. Михаила Путинцева (1908. 8/9. С. 61-68; 10. С. 34-40; 11. С. 35-41), «Записки миссионера Татарского стана Киргизской миссии о 1909 годе» свящ. Филиппа Дьякова (1910. 9. С. 35-44), «Доклад Иркутскому миссионерскому съезду Омского епархиального миссионера Димитрия Несмеянова» (1910. 18. С. 42-51; 19. С. 30-39). Миссионерские статьи являются незаменимым источником сведений по истории старообрядчества в Зап. Сибири: «Из жизни Тарского раскола» свящ. Александра Азбукина (1901. 6. С. 8-10; 7. С. 15-17); «Из истории Тюкалинского раскола» (1902. 16. С. 13-18), «Раскол в Омской епархии» (1902. 20. С. 21-24), «Состояние раскола и действия миссии в Тюкалинском уезде» (1903.

http://pravenc.ru/text/2578405.html

В 1920-е годы нескольких монахов репрессировали за сопротивление изъятию церковных ценностей. В 1927 году в монастыре, переданном обновленцам, под стражей содержался митрополит Пётр (Полянский). В 1930-е годы обновленческий приход был ликвидирован, а в монастыре разместили школу-интернат, храмовые сооружения превратили в хозяйственные склады, а в алтаре Троицкого собора устроили кузню, в самом же храме - гараж. В 1989 году обитель с осквернёнными и полуразрушенными храмами и монастырскими постройками была возвращена Омско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви. Из книги Низовский А.Ю. " Православные храмы и монастыри " . - М.: Вече, 2005 г. Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь расположен на высоком берегу знаменитой сибирской реки Иртыш, на расстоянии 30 километров от Тобольска. Монастырь является уникальным историко-архитектурным комплексом, сформировавшимся к середине XVIII века в стиле барокко. Знаменский собор с массивным восьмидольным куполом, выразительная столбообразная колокольня с храмом прп. Марии Египетской, изящный Никольский храм являются единым замыслом выдающегося тобольского зодчего Корнилия Михайловича Переволоки. Дополняет комплекс построенная в наше время храм-часовня в честь Исповедников и Новомучеников Российских. Согласно Сибирской летописи, на месте будущего монастыря произошло явление Ермаку Святителя Николая Чудотворца. В царствование Михаила Федоровича Романова, при третьем сибирском архиепископе Нектарии, жила на Абалакском погосте бедная, одинокая и бездетная вдова, по имени Мария. Она вела жизнь благочестивую и целомудренную. Летом в 1636 г. в легком сне она увидела на воздухе три иконы. Посреди - икона Божией Матери, справа от Нее - святителя Николая, а слева - преподобной Марии Египетской. От иконы Богородицы был глас: «Мария! Объяви об этом видении народу и скажи, чтобы на Абалакском погосте построили, по правую сторону ветхой Преображенской церкви, новую деревянную во имя «Знамения» Пречистой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами - по одну сторону святителя Николая, а по другую - преподобной Марии Египетской».

http://sobory.ru/article/?object=00962

Получилось так, что Поместный Собор 2009 года, который избрал меня на Патриарший престол, также связан с этим образом Божией Матери. Так восхотел Священный Синод и затем Архиерейский Собор, предваривший Поместный Собор, приняв решение, чтобы символом Поместного Собора, избиравшего Патриарха, была икона " Знамение " . Зная историю чудотворной иконы " Знамение " , явленной здесь, на этом месте, в честь чего и был создан Абалакский монастырь, я, конечно, хотел посетить это место и поклониться чудотворному образу, что сегодня и состоялось в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля, и увидеть эти прославленные стены, встретиться с братией. Первый же взгляд, брошенный на это место, вызвает какое-то особое чувство в сердце... Обращаясь к братии, это можно сформулировать так: вы в раю живете, вас окружает нетронутая природа, дивная по своей красоте. Неслучайно именно сюда прибыли иноки Валаамского монастыря, которые были посланы специально для укрепления Православия на Тобольской земле, для укрепления монашеской жизни. Дай Бог, чтобы ваш образ монастырской жизни соответствовал тем заветам и традициям, которые были принесены валаамскими иноками. Монастыри призваны в первую очередь молиться о мире. Молитва — великая сила. И люди чувствуют это, а потому приходят в монастыри с просьбой о молитве. Именно в монастыри нередко идут люди с просьбой принять исповедь в самых страшных грехах, когда самому себе стыдно признаться в тех ужасных поступках, которые ты совершил, или в тех страшных мыслях, которые тебя посетили. Именно в монастыри приходят люди с этими сокровенными мыслями, каются перед Богом, говорят об этом исповедующему иеромонаху, понимая, что у того должно хватить любви и мудрости, чтобы принять эту исповедь и помочь людям словом, а самое главное — своей молитвой. Поэтому монастыри всегда являлись светочами духовной жизни, центрами духовной жизни нашей России. Хотел бы, владыка, поблагодарить Вас, светские власти, и, конечно, братию монастыря, за ту огромную работу, которая здесь проведена, — восстановлена эта древня обитель, своего рода лавра Тобольской земли. Пусть же Господь споспешествует вам, братья, отцу Михею и всем, кто вместе с ним в одной дружине несет свое монашеское служение, совершать его во славу Божию для пользы и спасения людей, для спасения своих собственных душ во имя укрепления веры православной в нашем народе».

http://patriarchia.ru/db/text/3678225.ht...

Постепенно начинаешь познавать свою немощь. Захочешь стать святым – не получится – В Губернаторском доме Тобольска с августа 1917 года по апрель 1918 года содержалась под арестом Царская семья до высылки в Екатеринбург. Учась в Тобольске, почитали ли святых Царственных страстотерпцев, тогда еще не прославленных в лике святых? – Да, конечно. Как раз этим летом я с родным отцом посетил большинство мест пребывания Царской семьи, в том числе и бывший дом губернатора в Тобольске. Еще до семинарии, помню, мы заехали в Вознесенский храм Екатеринбурга – он находится недалеко от Храма-На-Крови. Там я купил замечательную книжку – письма Царицы Александры Федоровны. Как проникновенно она писала! До чего же чистые люди были! Я с неофитской благодатью всегда восхищался верующими людьми, и мне казалось, что все верующие – святые, а батюшки и диаконы в храме – это уже, само собой, святые. И Царственные страстотерпцы, и все остальные святые имеют большое значение для нас. Безусловно, они слышат наши молитвы. – Как вы понимаете, что святые слышат вас? – Один раз я решил почитать акафист преподобному Серафиму Саровскому. Стою, читаю и думаю: «Сейчас столько людей ему молится. Ну, разве слышит он меня?» Не успел акафист прочитать, смотрю, в комнате пчела летает. Думаю, откуда? У нас плотные стеклопакеты. А у меня была маленькая бумажная иконочка преподобного. Посмотрел, а по ней капелька мира стекает. Я понял, что это все-таки был дан ответ, что преподобный меня слышит. И буквально через неделю-две нам купили билеты в Дивеево, и мы поехали к мощам преподобного Серафима. У меня была маленькая бумажная иконочка преподобного. Посмотрел, а по ней капелька мира стекает – Где вы служили до того, как приехали в Иорданию? – В 2006-м году я окончил семинарию и был направлен на послушание в Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь, названный в честь иконы Божией Матери «Знамение». Там я 7 лет был благочинным – с марта 2007 года. Последние полтора года в Абалакском монастыре исполнял обязанности наместника. А в декабре 2013 года, под Новый год, назначили председателем Епархиальной комиссии по делам монастырей. В 2014-м году меня направили наместником в Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени. Я не хотел покидать уединенный Абалакский монастырь, расположенный в сельской местности. Но пришлось почти четыре с половиной года быть наместником Тюменского монастыря. В идеале наместник должен быть и духовником. Но в реальности приходится очень много заниматься административными обязанностями.

http://pravoslavie.ru/127119.html

В настоящее время жители Томска стали свидетелями того, как буквально из руин вырос величественный храм, который обогатил силуэт города и своей архитектурной гармоней, своими святынями подарил большому городскому району возможность полноценного духовного окормления. http://znamenietomsk.prihod.ru/istoriya-prixoda/ Заложен в 1789 году, главный придел освящен в 1810 году. Изначально имел два престола, три престола - с 1851 г. Главный престол - в честь Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение» (освящен в 1809), придел во имя святой великомученицы Екатерины (1803). После перестроек храм стал трехпрестольным: главный престол - в честь иконы Божией Матери «Знамение», южный придел - во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, северный - во имя Всех Святых. Материал постройки - камень (кирпич). Церковь сооружалась и перестраивалась, когда в архитектуре стиль барокко сменялся классицизмом, потому храм имеет черты обоих стилей. Объемная композиция церкви представляет собой традиционный для Русской Православной Церкви тип, когда основные объемы располагаются последовательно по продольной оси (запад-восток). Храм был воздвигнут на месте деревянной церкви, по преданию, возведенной в 1703 году дворянином Иваном Качаловым в честь особо чтимой в Сибири Абалакской чудотворной иконы Божьей Матери " Знамение " . Качаловы были в числе осужденных на ссылку в Сибирь после гибели царевича Димитрия жителей Углича. В Томске потомки ссыльных поселились в городском районе Заозерье, где и была построена церковь. В храме находилось много святынь: иконы с мощами святого Иоанна Предтечи, святого апостола Павла, святого евангелиста Марка, святого царевича Димитрия и других святых, а также почитаемая икона Христа Спасителя, высеченная на аспидном камне (так называли минерал шунгит). В 1892 году при церкви создано церковно-приходское попечительство и в собственном здании под попечительством купеческой вдовы Елизаветы Фкедоровны Валгусовой была открыта церковно-приходская женская школа. В школе обучалось более полусотни девочек. В церковной библиотеке в начале XX века имелось более 150 книг. Прихожан обоего пола насчитывалось до 890 человек (в 1914 году).

http://sobory.ru/article/?object=07328

Абалак. Абалакский Знаменский монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первую деревянную Знаменскую церковь построили из сплавного леса в 1636 году. Церковь была построена в честь Абалакской иконы Богоматери, написанной в начале 17 века протодьяконом Тобольского кафедрального собора Матвеем. В 1680 году церковь сгорела, и через три года на её месте по указу царя Фёдора Алексеевича (1661-1682) был заложен каменный холодный храм. Имена строителей каменной Знаменской церкви неизвестны. Известно только, что она была освящена в 1691 году. Четверть века спустя, при сибирском митрополите Филофее Лещинском, заложили тёплый Никольский придел, но до петровского указа о запрещении каменного строительства успели довести постройку лишь до окон. Завершили придел в 1750 году. В 1761 году Знаменскую церковь перестраивают - разбирают столбы, пятиглавие заменяют однокупольным покрытием, изменяют апсидную часть. Источник: С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Кирпичный храм, сооруженный в 1683-1691 г.г. Первоначально четырехстолпный трехапсидный храм с декором в духе московского зодчества. При реконструкции в 1751-1754 г.г. столбы разобраны, основной объём надстроен грушевидным куполом с главкой. Первоначально Знаменский, но в 1885 г. переосвящён в Троицкий. Реставрировался в 1980-х, 2000-х, вновь освящён в 2014 г. как Знаменский. В 1636 г. жительница Абалацкого погоста вдова Мария удостоилась видения иконы Богоматери «Знамение» и икон свт. Николая и прп. Марии Египетской; от образа Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя 2 явленных на иконах святых. В 1637 г. по благословению Тобольского архиеп. Нектария (Теляшина) в 1636-1637 г.г. построили деревянную церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя прп. Марии Египетской и свт. Николая, где была помещена чудотворная Абалакская икона Божией Матери, написанная в память о чудесном явлении. В 1680 г. деревянная церковь сгорела, и на ее месте в 1683-1691 г.г. по плану «опытного в архитектуре» митр. Сибирского и Тобольского Павла возвели Знаменский собор.

http://sobory.ru/article/?object=05533

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в дер. Чимеево Белозерского р-на Курганской обл. Основан решением Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. при деревянном храме в честь Казанской иконы Божией Матери (1890) с. Чимеева (1-е упоминание Чимеева относится к 1681; по преданию, поселение на берегу р. Нияп основал бывш. каторжник, именем к-рого была названа слобода). Главная святыня Казанского храма, а затем обители - Казанская Чимеевская икона Божией Матери; по преданию, икона приплыла по р. Нияп и пристала к тому месту, где впосл. возвели 1-ю деревянную ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены. Икона довольно большого размера (108×89 см), на полях изображены предстоящие Божией Матери прор. Илия и свт. Модест, патриарх Иерусалимский. 5 нояб. 1770 г. пожар в храме полностью уничтожил иконостас и церковную утварь, остался невредимым только образ Божией Матери. После этого события икона была украшена серебряной ризой с золочеными нимбами и драгоценными камнями, а на месте ее обретения поставлена часовня. К 1887 г. старая церковь обветшала. Еп. Тобольский и всея Сибири Авраамий (Летницкий) , узнав о бедственном положении храма, в котором находился чудотворный образ, 26 янв. 1888 г. благословил построить новый храм с колокольней в честь явления Казанской иконы Божией Матери. После 1917 г. в храме продолжали совершаться регулярные богослужения. В 1930 г. настоятель свящ. Василий Соколов отказался подчиниться требованиям местных властей снять колокола, за что подвергся гонениям. Дата и место его смерти неизвестны. В 1937 г. Казанская ц. была закрыта, но 10 апр. 1947 г. была открыта вновь. К нач. 2012 г. в К. м. проживали наместник иером. Серафим (Дмитриев) и 5 насельников. Помимо Чимеевской иконы в К. м. хранятся святыни - частица Креста Господня, ковчежец с частицами мощей святых. На территории К. м. находятся деревянные Казанский храм (1890), ц. в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (2003), 2-этажный каменный келейный корпус, 3 монашеских дома, дом священнослужителя, иконная лавка, баня. К. м. принадлежит пекарня-магазин, гараж с автотранспортом, скотный двор, овощехранилище. Обители переданы земельный участок и бывш. здание детского сада. Арх.: ЦНЦ. Лит.: Русские мон-ри: Южный Урал и Зауралье. Новомосковск; М., 2007. С. 441-457. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/1319848.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010