Интересен такой факт из советской истории Знаменского собора. В июне 1965 года вокруг собора бригадой из 9 рабочих механического завода за несколько дней была сделана металлическая ограда. Все работы осуществлялись по письменному указанию секретаря горисполкома Н.К. Сироткина и директора механического завода С.В. Емельянова, которые приняли к исполнению заказ Церкви. В итоге оба получили по выговору от бюро горкома КПСС с занесением в учетные карточки. На 1980 год в Тюмени функционировало только два православных храма: Знаменский и Всех Святых. Главная святыня собора – икона Божией Матери «Знамение». Многочисленные списки с иконы «Знамение» известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам относятся Дионисиево-Глушицкая, Абалакская, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие иконы. С 1852 года тюменский образ Божией Матери «Знамение» стал почитаться как чудотворный и был перенесен за правый клирос, в новый резной киот. Первое явление чуда связано с эпидемией холеры в 1848 году. Именно в это гнетущее время, как указывается в летописи Знаменской церкви, прихожанину С.Е. Зубареву приснилась икона «Знамение» Божией Матери. Во сне ему открылось, что, если эту икону снять с колокольни и пронести ее вокруг города, то болезнь прекратится. Этот сон Зубарев сообщил прихожанам. В воскресенье, 8 августа, сняв икону с колокольни, они совершили перед ней молебное пение, занося в свои дома. С 7 по 17 августа уже все жители Тюмени прибегли с мольбой к Божией Матери, и икона была обнесена вокруг города. Смертность от холеры пошла на убыль, а затем прекратилась и сама болезнь. Это проявление милости Божией через икону «Знамение» Пресвятой Богородицы возбудило в душах верующих особое благоговение, и она с этого времени навсегда оставалась в помещении церкви. В апреле 1992 г. настоятелем собора протоиереем Валерием Гордеевым были привезены 4 колокола, которые ранее находились на дальневосточных маяках приморского края «Милютин», «Аскольд», «Песчаный» и «Датта». Колокола были переданы Церкви ходатайством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решением Главнокомандующего военно-морским флотом адмирала В. Чернявина. Колокола для маяков были отлиты еще до революции в г. Тюмени компанией «Торговый дом Гилева П.И. Сыновья». Два колокола установили в Знаменском соборе, а два других были установлены на колокольне в Тобольске.

http://azbyka.ru/palomnik/Знаменский_каф...

Знаменская церковь (Новосибирск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь в честь иконы Божией Матери Знамение-Абалакской — православная церковь в городе Новосибирске, находится в юрисдикции Русской православной церкви (Новосибирская и Бердская епархия). Церковь построена по образцу русских храмов XVI—XVII веков: четырёхстолпная, пятиглавая, имеет три нефа. 25 июля 2000 года церковь освятил епископ Сергий (Соколов). Содержание История [ править править код ] Приход в честь иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая» был создан по благословению Управляющего Новосибирской епархией епископа (ныне — Митрополита Новосибирского и Бердского) Тихона в 1992 году. Первоначально богослужения совершались в помещении ЖЭКа, однако, вскоре из-за увеличившегося числа прихожан, пришлось искать новое, более просторное помещение. Несколько лет, пока не было закончено строительство храма, богослужения совершались в здании бывшего детского сада, переданного Приходу (ул. Народная, 75). В 1994 году, епископом Тихоном был освящен закладной камень на месте будущего храма. 19 мая 1998 года, на Пасху, была совершена первая Литургия в нижнем храме во имя Праведного Иоанна Русского, исповедника, а 10 декабря 1998 года, в престольный праздник, — в главном храме. Храм создавался по проекту архитектора П.А. Чернобровцева, при деятельном участии первого настоятеля иерея (ныне — протоиерея) Андрея Федорова. Большое участие в строительстве храма приняли администрации Новосибирской области, города Новосибирска, Калининского района, многие предприятия и частные предприниматели, прихожане, но наибольший вклад внес ныне покойный директор Новосибирского завода химконцентратов А.И. Белосохов. В память о главном строителе и благотворителе у стен Знаменского храма разбит Александровский сквер. 25 июля 2000 года епископом Сергием (Соколовым) был совершен чин полного освящения храма. Главный храм освящен в честь иконы Божией Матери «ЗнамениеАбалацкая» (память — 2 августа и 10 декабря по новому стилю), нижний храм — во имя святого Праведного Иоанна Русского, исповедника (память — 9 июня).

http://azbyka.ru/palomnik/Знаменская_цер...

В настоящее время в Знаменской церкви Абалакского монастыря, вместо подлинной иконы находится не особенно древний список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой. Он причислен в ряд чудотворных икон и окружен заслуженным почитанием: возят для поклонения и устраивают Крестные Ходы по всему нефтяному Северу. Кроме того в Знаменский Абалацкий монастырь под Тобольском приезжают сейчас паломники со всей России. Этот список ХХ века Абалакской иконы по версии журналистов сейчас входит в «Семь чудес Уральского Федерального округа» . До недавнего времени местонахождение вывезенного оригинала Абакской иконы было неизвестно. Только имелось множество преданий о существовании ее за рубежом. Лишь спустя почти 80 лет стало известным точное место нахождения иконы - Австралия, пригород г. Сиднея - Кабраммат, храм Покрова Божией Матери РПЦ МП. Сюда она была привезена потомками белогвардейского генерала Михаила Константиновича Дитерихса (1874-1937). Мой знакомый Михаил Осипенко, происходящий из семьи знаменитых иконописцев, будучи в 2003 в Австралии с Порт-Артурской иконой, лично видел Абалацкий оригинал. Об этом он написал мне и даже пообещал видеозапись беседы об иконе с местным священником. В нашей Курганской епархии Абалацкая икона представлена так же очень широко. Подробно описывает чтимый курганцами список Абалацкой иконы, написанной по заказу горожан в 1860 г. в Тобольске, священник А. Сулоцкий в своем труде « О церковных древностях Сибири», изд.1882 г. Сейчас в здании Курганского епархиального управления, в пресс-центре на стене имеется прекрасно сохранившийся Абалацкий образ под ризой. Не эту ли икону имел ввиду о.Александр (Сулоцкий)? Необходимо полное исследование специалистами. Кроме того по благочиниям епархии также имеются нередкие Абалацкие списки. Причем, наравне с высокохудожественными списками, с встречаются курьезные случаи неканонического исполнения образов , вероятно местными неграмотными крестьянами-иконописцами, «богомазами»-так их звали тогда.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/26/...

И когда я в необыкновенном восторге спросил: «Кто это?» - мне отвечал невидимый голос: «Святая Святых Большая!»» (Там же. С. 88). Для увековечения памяти об этом событии И. поставил в херсонском соборе, на горнем месте, икону Успения Божией Матери, а под ней - медную дощечку с надписью: «Радуйся, Святая Святых Большая»; рядом положил резной позолоченный венок с крестом посередине. Позже, пребывая на Тобольской кафедре, И. составил акафист Абалакской «Знамение» иконе Божией Матери , в каждом икосе к-рого имеется воззвание: «Радуйся, Святая Святых Большая». В период пребывания И. на Рязанской кафедре была написана большого размера, в рост, икона Божией Матери, к-рую украшал венок («во образ виденного»). И. передал ее в Успенский Ольгов мон-рь в Рязанском у. и губ., обращенный им из мужского в женский. 16 дек. 1889 г. И. возглавил Тобольскую и Сибирскую кафедру. В Тобольск прибыл 13 февр. 1890 г., во вторник на 1-й седмице Великого поста. Вскоре по прибытии И. подарил всем настоятелям церквей г. Тобольска свое соч. «Догматическое богословие»; собственноручно на каждом экземпляре святитель написал наказ пастырям «исполнять закон Божий и ревностно проходить свои обязанности». Трудами И. в Тобольске были «поновлены» 2 флигеля при архиерейском доме, отремонтированы храмы во имя свт. Николая Чудотворца (1-я треть XVIII в.) и в честь Казанской иконы Божией Матери (2-я пол. XVIII в.), в Тобольской ДС построена ц. во имя свт. Димитрия Ростовского. В Междугорском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре близ Тобольска была возведена новая каменная 2-этажная церковь-усыпальница, в которой И. хотел быть похороненным. На заимке обители в Жуковке поставлена небольшая деревянная ц. во имя мч. Феодота и 7 дев - в память жертв голода и холеры 1891-1892 гг. Архиерей чтил память «апостола Сибири» митр. Тобольского Филофея (Лещинского) . В Тюмени И. освятил ц. во имя Сорока мучеников Севастийских, великомучеников Георгия, Феодора Стратилата и царицы Александры, первоначально устроенную митр. Филофеем (Лещинским) в тюменском во имя Св.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

27. Неделя 27-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Вмч. Иакова Персянина. Прп. Палладия. Свт. Иакова, еп. Ростовского. Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского чудотворца. Прп. Феодосия Терновского. Собор новомучеников и исповедников Радонежских . Иконы Божией Матери, именуемой «Абалакская» . Прмч. Кронида, архимандрита Радонежского. Сщмч. Иоанна Смирнова пресвитера . Прмч. Никона Беляева . Воскресная служба Октоиха совершается в соединении с бденной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», и шестеричной службой вмч. Иакова Персянина (по главе Типикона под 27 ноября: «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю»). Примечание. «Аще храм Пресвятыя Богородицы Знамения, и поется служба Знамения во всем подобне, якоже септемврия в 8-й день. Кроме же храма поется служба Знамения со Иаковом Персянином...» (Типикон, 27 ноября). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, Богородицы, глас 8-й – 3, и великомученика, глас 2-й – 3. «Слава» – Богородицы, глас 6-й: «Веселитеся, людие...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На литии стихиры Богородицы, глас 6-й (см. на литии). «Слава» – великомученика , глас 2-й: «Терпя в страданиих...» (см. на стиховне утрени в Минее), или глас 5-й: «Удивил еси, о Иакове...» (см. в Минее на «Господи, воззвах»), «И ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Се день избавления...». На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Верно сошедшеся...», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Мнящеся непокоривии...». По Трисвятом – тропарь Богородицы («Знамения»), глас 4-й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Богородицы («Знамения»), глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-10/

27. Вторник. Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Вмч. Иакова Персянина. Прп. Палладия. Свт. Иакова, еп. Ростовского. Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского чудотворца. Прп. Феодосия Терновского. Собор новомучеников и исповедников Радонежских . Иконы Божией Матери, именуемой «Абалакская» . Прмч. Кронида, архимандрита Радонежского. Сщмч. Иоанна Смирнова пресвитера . Прмч. Никона Беляева . Полиелейная или бденная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», совершается вместе с шестеричной службой вмч. Иакова Персянина. Примечание. «Аще храм Пресвятыя Богородицы Знамения, и поется служба Знамения во всем подобне, якоже септемврия в 8-й день. Кроме же храма поется служба Знамения со Иаковом Персянином...» (Типикон, 27 ноября). Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час перед вечерней не читается. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 8-й – 4, и великомученика, глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Удивил еси, о Иакове...», «И ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Веселитеся, людие...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На литии стихиры Богородицы, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Се день избавления...». На стиховне стихиры Богородицы, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Верно сошедшеся...», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Мнящеся непокоривии...». По Трисвятом: при полиелее – тропарь великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы («Знамения»), глас тот же; на всенощном бдении – тропарь Богородицы («Знамения»), глас 4-й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы («Знамения»), глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь Богородицы («Знамения»), глас тот же. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды). Полиелей. Величание Богородицы и псалом избранный. Седален Богородицы по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое»; стих: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви». Евангелие – Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Веселитеся, людие...» (см. славник на «Господи, воззвах»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-10/

Адрес: Россия, г. Томск, Октябрьский взвоз, 10 Подробнее... Знаменский храм (Томск) [ править править код ] Знаменская церковь берёт своё начало от деревянной церкви, построенной в 1703 году в честь иконы Божией матери «Знамение» (Абалакская) дворянином Иваном Качаловым, который происходил из города Углича. К концу века церковь была достаточно ветхой, и после пожара решено было построить каменный храм. Строительство велось на средства потомков Качалова. Закладка нового храма произошла в 1789 году. Архитектурный стиль здания — сибирское барокко. Северный придел (во имя святой великомученицы Екатерины — небесной покровительницы императрицы Екатерины II, подписавшей прошение о строительстве каменной Знаменской церкви) был освящён 15 октября 1803 года, Главный престол (в честь Абалакской иконы Божией Матери «Знамение») — 9 ноября 1810 года. Адрес: Россия, Томск, улица Войкова, 16 Телефон: 51-44-92 Подробнее... Храм святого Александра Невского (Томск) [ править править код ] В 1850 году на улице Александровской (ныне ул. Герцена) была построена тюрьма - исправительное арестантское отделение 2. В 1856 году рядом со зданием тюрьмы был заложен фундамент будущего храма. Строился по проекту архитектора А.П. Бехтера. Средства на постройку храма пожертвовал томский золотопромышленник З.М. Цыбульский. В 1877 году церковь в имя святого благоверного князя Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II - была освящена. В 1880 году храм был перестроен в русско-византийском стиле художником-архитектором В.В. Хабаровым. Адрес: Россия, Томская область, г. Томск, ул. Герцена, 3 Телефон : +7 (3822) 53-14-64 Подробнее... Храм апостолов Петра и Павла (Томск) [ править править код ] Петропавловский храм построен в 1908 году по проекту архитектора К.К. Лыгина. В 1920 году храм был закрыт, в здании работал клуб. За годы советской власти храм претерпел значительные разрушения и изменения: были снесены кресты, колокольня и главка над апсидой; пробиты два дополнительных дверных проема с севера и юга; утрачены парадные двери и витражное окно над ними; заложены оконные проемы на западном фасаде.

http://azbyka.ru/palomnik/Томская_област...

Мудрое правительство не требует от нас даже и особых пожертвований, тем паче оставляет нас свободными от вооружения. Но среди этого благоотишия надлежит ли нам быть нечувствительными к тяжкому состоянию любезных соотечественников? Мы должны разделять страдания их болезненными чувствованиями, а еще паче являть искреннее участие в подвигах защитников отечества посильными пожертвованиями на нужды военные, на врачевание раненых, на вспоможение разоренных. Между тем общая наша обязанность – споспешествовать успехам оружия крепкою молитвою, чтобы Господь в это время пылающей войны оградил св. своими Ангелами, и одушевил неустрашимостию повсюду православное воинство наше на супостатов. И в благодатное пришествие чудотворной Иконы Божией Матери, к Ней молитвенно прострем и очи и руки наши во обстоянии. Владычице! Присети в благодатном пришествии Твоем чтущим Тя верно град миром и благоденствием, а паче всего преспеянием во благочестии; сотвори знамение благо и с чтущим Тя верою и любовию отечеством нашим в споборении на врагов наших. Аминь. 1855 года Июля 9 дня в Знамен. монастыре. Слово 5. В принос иконы Абалакской Божией Матери K Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смирении. И всегда мы должны прибегать к Богородице, как к первейшей нашей по Бозе помощнице; но особенно в умиленой молитве с сокрушенным сердцем должны прибегать к Ее Матернему заступлению ныне в благодатное Ее посещение града нашего, Мы особенно подвигли Матерь Божию придти к нам из обители чудотворным Образом Ее, особенно сретали и принимали Ее; особенно должны быть обращены и взоры и сердца наши молитвою к Ней, как к Владычице неба и земли; должны быть обращены сердца наши верою в Ее небесное ходатайство о нас. Она готова исполнить благие желания наши; только мы должны притекать достойно к заступлению Ее. Приятно для небесной Матери и внешнее наше притекание к Ней, когда мы в чувстве смирения взыскуем лица Божия в храме святом, в преклонении колен повергаемся пред пречистым Образом, приносим свещу и елей для молитвенного возжения, приносим фимиам во свидетельство сердечного возношения; Она молитвенный взывания наши слышит, приносимые дары приемлет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Будет ли слава храма сего, по возобновлению второго, паче славы первого, Господь по предстательству Пречистой Матери Своей не укоснит явить в последствии. Но откуда можно ожидать благодати и благ, как не от Ходатаицы всяких благ? Воззовем убо молитвенно к Ней: Пречистый храм Спасов, многоценный чертог, священное селение славы Божией! Ты введена была в храм, по обету, воспитатися в храм славы Божией, и для того, да приведутся девы в след Тебе в храм Царев: введи, Богоблагодатная, в храм, освященный во имя таинственного введения Твоего, благодать Твою, да и эта Обитель не будет скудна в числе посвящающих себя Господу, и в пречистом храме Твоем соделываются пребывающее живыми храмами славы Божией, чрез благодатное приведение в чистоте и непорочности. Аминь. 1853 г. Октября 25 дня. Беседа по освящении придельного храма при теплом соборе в Абалакском монастыре Честного Образа Твоего Знамение празднуем людие Твои, Богородительнице, поет Церковь в празднество Знамения Богородицы. Источник, один раз открывшись в обилии, течет непрестанно, и источает неоскудные токи для напоения. И пресвятая Дева от пречистой Иконы Своей явив некогда граду чудное знамения победы на врагов, оттоле от Иконы Своей, как от неиссякаемого источника, в разные времена в разных местах разные являет знамения, и явные и тайные, и общие и частные, и чудесные, необычайные, и в обычном порядке явленно, примечательно действуемые. Не умолчим и мы о знамении, явленном Пречистою в побуждении к распространению храма сего и в поспешестве созиданию для распространения. Объясним обстоятельство. В первое посещение Богоспасаемой Абалакской Обители (1852 г.), и в первое служение наше в день главного в Обители празднества Знамения Богородицы, при тогдашнем многолюдном стечении, в знамение благо, чрезвычайно ощутительна была теснота настоящего теплого храма для нарочитых собраний благочестивых поклонников, во множестве стекающихся в Обитель в дни празднеств; и тогда же родилась мысль – распространить тесный настоящий храм пристройкою приделов с обеих сторон. Коль скоро эта благознаменательная мысль возникла, тотчас, с благословения Пресвятой, дело без укоснений начато, и вот, менее чем чрез два года, оно благоуспешно приведено в действие: пристройки приделов произведены, и один из вновь сооруженных придельных храмов, помощию и предстательством Преблагословенной Богородицы, в препетое и превозносимое имя Св. Троицы ныне освящен и, для служения Господу и Пресвятой Богоматери уготован. Да будет благословенно во веки имя Богоначальной Троицы! Да будет благословенно имя и Пресвятой Покровительницы Обители сея, видимо споспешествовавшей благоустроению храма сего!

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Ежегодно 7 июля в Семипалатинске совершается крестный ход из города на святой ключ. Сюда же по распоряжению военного начальства приходят и войска, собираемые в Семипалатинске на время лагерных сборов. По окончании литургии, при звоне колоколов на всех градских церквах, торжественном пении тропаря, игре военным оркестром «Коль славен», в преднесении хоругвей и св. икон, выносится из собора в особом походном киоте явленная Семипалатинско-Абалакская икона Знамения Божией Матери и крестный ход, сопровождаемый всем градским духовенством, войском и множеством народа, медленно двигается за город к святому ключу. Доска Семипалатинской иконы имеет в длину 6 верш., а в ширину 5 верш. Прежде риза на сем списке была серебряная, в 95 золот. весом, устроенная в 1789 г. в Тобольске священником Василием Макарьевым, но теперь с 1797 г. серебряная риза заменена золотою и только корона на венце золотом для большей рельефности оставлена серебряная, не золоченая. Корона украшена драгоценными камнями, пожертвована в 1834 г. супругой генерал-губернатора Западной Сибири княгиней Наталией Димитриевной Горчаковой. Киот, в котором помещается св. икона, весь литого серебра, вызолоченный, сверх его надевается толстое зеркальное стекло, оправленное в серебряные вызолоченные рамки. Св. икона по малому размеру ее ныне вставлена в середину другой, местной, около царских врат находящейся большой иконы, на которой изображены: вверху – коронование Божией Матери, по сторонам – Рождество ее, Введения во храм, Благовещение и Успение, а внизу – Покров Пресвятой Богородицы. Население прихода 1064 души муж. пола и 1420 душ жен. пола, все в г. Семипалатинске. Церковно-приходская школа, открытая в 1894 г., помещается в собственном здании, учащихся в ней 74 мал. и 43 дев. Земли для причта не отведено. Дома для причта есть церковные, деревянные, крытые тесом, с надворными постройками. Дом для псаломщика ветхий. Остальные все для жительства удобны. Жалования причту не положено ни от казны, ни от прихожан. Братских доходов в год бывает до 500 руб. Протоиерей А. Правдин за преподавание закона Божия в трехклассном городском училище и женской гимназии получает в год 570 руб. Причта по штату положено и на лицо состоят: протоиерей, 2-й священник, диакон и 2 псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=31633

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010