Все святители на Тобольской кафедре были подвижниками веры и благочестия. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский, являет собой пример архипастырской мудрости, молитвенности и благочестия. Совершавший вместе с ним служение святитель Филофей открыл первую школу на Сибирской земле, построил множество храмов, отдал немало сил для развития миссионерского служения и проповеди для народов Сибири. — Ведется ли в епархии работа по популяризации этих святителей? — Конечно! Преподаватели и учащиеся Тобольской духовной семинарии ведут серьезную работу по изучению деятельности архипастырей: посвящают им доклады, семестровые сочинения, курсовые работы, бакалаврские и магистерские диссертации, вместе со светскими историками и писателями издают отдельные статьи и книги. Большую работу проводит миссионерский отдел. В Тюмени установлен бронзовый памятник святителю Филофею с предстоящими представителями коренных народов Севера. Кстати, место, где установлен монумент, названо в его честь — сквер Святителя Филофея. Будущее Абалакского монастыря — социальное служение — Сколько в епархии сегодня действует монастырей? — Два мужских и два женских. В Тюмени действует Троицкий мужской монастырь. При нем, кстати, открыты Тюменская православная гимназия и Тюменское духовное училище. Другой монастырь в Тюмени — Богородице-Рождественская женская обитель — знаменит тем, что это место, куда на поезде прибыла семья Николая II в 1917 году, после того как Временное правительство сослало их в Тобольск. Вблизи Тобольска действует Абалакский мужской монастырь и Иоанно-Введенский женский монастырь, при котором есть приют для девочек. — Абалакский Знаменский мужской монастырь — важное для российской истории место. Что епархия делает для развития этой обители? — Да, Абалакский мужской монастырь — один из древнейших на Сибирской земле. В 1636 году было явление Абалакской иконы Божией Матери, и по Ее повелению был построен храм в честь иконы «Знамение — Абалакская». После революции монастырь был закрыт и превращен в пересыльный лагерь НКВД. Историки утверждают, что в этом лагере пребывал митрополит Петр (Полянский) перед тем как его отправили в ссылку на Крайний Север, в местечко Хэ. Впоследствии на территории монастыря устроили колхозную машинно-тракторную станцию.

http://patriarchia.ru/db/text/5742082.ht...

После посещения Абалакского монастыря Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Москву. В аэропорту его провожали временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области В.В. Якушев, митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий и духовенство Тобольской митрополии. Святейший Владыка поблагодарил руководителя администрации области и главу митрополии за организацию визита. Абалакский мужской монастырь Абалакский Знаменский мужской монастырь расположен в селе Абалак Тобольского района Тюменской области, на правом берегу Иртыша, в 20 км от Тобольска. В 1636 г. вдовице Марии, проживавшей в этом селении, во сне явилась икона Божией Матери «Знамение» с изображенными по ее сторонам свт. Николаем Чудотворцем и прп. Марией Египетской. Богородица повелела построить церковь во имя этой иконы с приделами двух увиденных святых, что и было исполнено. Первоначально чудотворная икона находилась в деревянной церкви, но в конце XVII-XVIII вв. на этом месте был построен комплекс каменных храмов: Знаменский собор (1683-1691), храм во имя Николая Чудотворца (1748-1750), храм Марии Египетской с колокольней (1752-1759). В 1783 г. по инициативе святителя Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и Сибирского, в Абалаке был основан третьеклассный мужской монастырь. В XIX веке он неоднократно перестраивался. В 1902 г. монастырь получил статус второклассного, хотя до этого момента число братии в нем не превосходило 15 человек. В начале XX в. в обитель переселились 57 монахов Валаамского монастыря. В монастыре был введен устав Саровской пустыни, открыты ремесленные школы для детей хантов, селькупов, ненцев и сибирских татар, бесплатные больницы. В начале 1920-х годов множество Абалакских монахов пострадали от советской власти, получив различные сроки заключения по сфабрикованным обвинениям. В 1925 г. монастырь захватили обновленцы. Некоторое время на территории монастыря располагался пересылочный лагерь НКВД, где с января по август 1927 г. содержался священномученик Петр (Полянский),  митрополит Крутицкий и Коломенский, местоблюститель Патриаршего престола. В 1930-е годы был ликвидирован и обновленческий приход, в монастыре размещены школа-интернат, хозяйственные заведения, в алтаре Троицкого храма — кузня, в самом храме гараж.

http://patriarchia.ru/db/text/3678225.ht...

Знаменский храм (Томск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Знаменская церковь (Церковь Иконы Божией Матери Знамение (Абалакская) — православный храм Томской епархии Русской православной церкви. Находится в городе Томске. Является памятником архитектуры. Содержание История [ править править код ] Знаменская церковь берёт своё начало от деревянной церкви, построенной в 1703 году в честь иконы Божией матери «Знамение» (Абалакская) дворянином Иваном Качаловым, который происходил из города Углича. К концу века церковь была достаточно ветхой, и после пожара решено было построить каменный храм. Строительство велось на средства потомков Качалова. Закладка нового храма произошла в 1789 году. Архитектурный стиль здания — сибирское барокко. Северный придел (во имя святой великомученицы Екатерины — небесной покровительницы императрицы Екатерины II, подписавшей прошение о строительстве каменной Знаменской церкви) был освящён 15 октября 1803 года, Главный престол (в честь Абалакской иконы Божией Матери «Знамение») — 9 ноября 1810 года. Через десять лет 9 октября 1820 года произошёл пожар и сгорела крыша над Екатерининским приделом, через год он был вновь освящён. Вскоре к Знаменской церкви достроили третий придел. Центральный престол был освящён в честь Знамения Пресвятой Богородицы, южный придел — во имя святых первоверховных Петра и Павла, северный — во имя Всех Святых. До революции в северном приделе находились две большие украшенные серебряными окладами иконы с изображениями святых, написанные по заказу богатой прихожанки, чьё имя осталось неизвестным. Здесь же стоял серебряный ковчег с частью мощей святой великомученицы Варвары. Особо ценной святыней храма была часть животворящего Древа Креста Господня. Были также иконы с частицей мощей пророка Иоанна Предтечи, евангелиста Марка, царевича Димитрия, апостола Павла и других святых. Была также икона Христа Спасителя, высеченная на чёрном аспидном камне — шунгитном углероде. С приходом советской власти все святыни были утрачены.

http://azbyka.ru/palomnik/Знаменский_хра...

В 40-ых годах текущего столетия (XIX век - В.А.), над святым ключем, в воспоминание чудесного явления здесь Иконы Божией Матери и в благодарность Небесной Владычице за исцеление от продолжительной болезни глаз водою из святого ключа, один военный чиновник устроил навес, вроде часовни. Под этим навесом были поставлены святые иконы и между ними, разумеется, прежде всего копия Семипалатинско-Абалакской Иконы Божией Матери. Здесь же хранилась тетрадь, в которую заносились исцеления, полученные от Святой Иконы, от масла из лампады при Святой Иконе и от воды из святого ключа. К величайшему сожалению, лет 20 тому назад, во время сильного пожара, случившегося в этой часовне, вместе с другими вещами, сгорела и книга. С тех пор запись чудес хотя и не ведется, но многочисленные рассказы богомольцев и приклады к Святой Иконе в виде миниатюрных человеческих рук, ног, голов, глаз ясно свидетельствуют о множестве чудотворных исцелений и милостей Божиих, изливающихся на людей, прибегающих с верой к Господу и Его Пречистой Матери. Вместо сгоревшего навеса, в конце восьмидесятых годов, известный благотворитель здешнего края Павлодарский купец Артемий Иванович Деров, построил очень изящную деревянную часовню. В ней, как и прежде под навесом, кроме разных икон, пожертвованных усердием богомольцев, находятся прекрасные копии Абалакской и Семипалатинской Иконы Божией Матери. Для помещения богомольцев и причта около " святого ключа " на частные пожертвования построены летние бараки. Для постоянного сторожа имеется бревенчатый дом. С давнего времени ежегодно 7 Июля в Семипалатинске совершается крестный ход из города на " Святой Ключ " . Тотчас по прибытии крестного хода " на святой ключ " , здесь, близ деревянной часовни, построенной над ключем, под открытым небом совершается торжественное всенощное бдение, продолжающееся далеко за полночь. Народа " на святом ключе " в это время бывает тысячи 2-3 человек. Весь этот народ ночует здесь же: кто в бараках, кто под навесами, а кто и просто под открытым небом.

http://sobory.ru/article/?object=50177

Однажды св. икона вдруг исчезла из крепостного храма, и лишь после долгих и тщательных поисков ее нашли в ущелье, в 2-х верстах от крепости, ниже по течению Иртыша, стоящую на сучке тополя, с горящею пред нею свечою. Из – под корня бил ключ прозрачной холодной воды. Св. икону сняли с дерева и снова поставили в храм. В 40-х гг. XVIII ст. над св. ключом в воспоминание чудесного явления здесь иконы Божией Матери и в благодарность Небесной Владычице за исцеление от продолжительной болезни глаз водою из «святого ключа», один военный чиновник устроил навес в роде часовни. Под этим навесом были поставлены св. иконы и копия Семипалатинско-Абалакской иконы Божией Матери. Здесь же хранилась тетрадь, в которую заносились исцеления, полученные от св. иконы, от масла из лампады при св. иконе и от воды из св. ключа. К величайшему сожалению, во время сильного пожара, случившегося в этой часовне, навес вместе с другими вещами сгорел, сгорела и тетрадь. Вместо сгоревшего навеса, в конце 80-х гг., известный благотворитель здешнего края, павлодарский купец Артемий Иванович Деров построил очень изящную деревянную часовню. В ней, как и прежде, кроме разных книг, пожертвованных усердием богомольцев, находятся прекрасные копии Абалакской и Семипалатинской иконы Божией Матери. В то время как усердие к св. ключу возрастало, у некоторых усердствующих возникло желание для большей известности построить на «ключе» церковь, хотя бы приписную. Это желание было исполнено ревнителем веры и известным благотворителем здешнего края семипалатинским купцом, потомственным почетным гражданином Федором Петровичем Плещеевым, построившим близ св. ключа небольшую каменную часовню с алтарем. В этой часовне причтом Градо-Семипалатинской Воскресенской казачьей церкви в течение лета ежедневно совершается Божественная литургия на переносных св. престоле и св. анитиминсе. Для помещения богомольцев и причта около св. ключа на частные пожертвования построены летние бараки. Для постоянного сторожа имеется бревенчатый дом.

http://sobory.ru/article/?object=31633

Файл 29945.jpg:   Размер: 586x700, 0.41 MPix, 96 Kb. Дата: 2017-10-02, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (74) , (3) . Описание: Абалацкая Пресвятая Богородица. Урал, вторая половина XIX века. Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера. Поновлено личное письмо, надписи восстановлены. Частное собрание. Файл 31654.jpg:   Размер: 770x1000, 0.77 MPix, 349 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (79) , (1) . Описание: Скитская чудотворная Знаменский скит на окраине Дивногорска Красноярского края. Отцами-основателями мужского Знаменского общежительного скита были Преосвященный Тихон, пятый епископ Енисейский и Красноярский, и игумен Филарет. Главной святыней Знаменского скита была чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Абалакская – самый почитаемый в Сибири Богородичный образ. Путь этой иконы в Сибирь промыслителен и чудесен. В 1886 году казак Кассиан Бабенков отправился в Екатеринбург, чтобы заказа[...] Файл 32597.jpg:   Размер: 768x1024, 0.79 MPix, 688 Kb. Дата: 2018-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (95) , (1) . Описание: Курганская копия чудотворной Абалацкой иконы Божией Матери «Знамение». Святыня Богоявленского собора г. Кургана Написана в Тобольске в 1860-х годах, освящена в Абалацком монастыре. Происходит из взорванного в 1957 году Троицкого собора г. Кургана. Реставрирована в 2015 г Файл 32768.jpg:   Размер: 671x800, 0.54 MPix, 178 Kb. Дата: 2018-10-11, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (92) , (1) . Описание: Богоматерь Знамение Абалакская с видом Знаменского скита, с ангелами, с Тихоном Задонским и Филаретом Милостивым в клеймах. 1894 г. Дерево, масло. 76,3 х 58,5 х 3 см. Место создания: Российская империя, г. Тобольск. Красноярский краевой краеведческий музей. Файл 33240.jpg:   Размер: 621x800, 0.5 MPix, 196 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (72) , (1) . Описание: Пресвятая Богородица Знамение Абал. Конец XIX века. Финифть. 8,9 х 7,5 см. Место создания: Россия, Ярославская губ., г. Ростов. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник.

http://pravicon.com/icon-118-photo

Как и кафедральный Софийский собор в Тобольске, Знаменский собор Абалакского монастыря был построен московскими мастерами - каменщиками Василием Ларионовым, Герасимом Шарыпиным, Гаврилой Тютиным, Иваном Григорьевым-Смирновым, Василием Кашинцем и др. Собор принадлежит к числу древнейших каменных храмов Сибири. К первоначальным частям здания относятся основной четверик и элементы декора. При перестройке храма в середине XVIII в. были разобраны внутренние столбы и все перекрытия с пятиглавым завершением, изменено расположение окон и их декор, заново выполненный в кирпиче и алебастре в формах «сибирского барокко». Тогда же был сооружен пятигранный западный притвор и прежнее пятиглавие заменено одним куполом с надстроенной над ним малой главкой. С середины XVIII в. все храмы монастыря украшались богатыми резными иконостасами, а также (снаружи и внутри) настенной масляной живописью. Иконостас Знаменского храма обители был написан в 1820 г. тобольским живописцем И. Плениным. В иконографической программе росписи интерьера Знаменского собора, обновленной в начале 20-х г.г. XIX в., отражена идея распространения и утверждения Православия в Сибири - на стенах храма представлены изображения святителей Стефана Пермского, Иннокентия (Кульчицкого), прав. Симеона Верхотурского. Сулоцкий А., прот., " Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, и важнейших копиях с неё, с изображением иконы Абалацкой Божией Матери " , Омск, 1877; Голубев И. С., " Абалакский Знаменский третьеклассный мужской монастырь " , СПб., 1892; Денисов, 1908. с. 859-860; Зверинский. Т. 1. с. 70-71; " Православные русские обители " , с. 697-698; Павловский А. А., " Всеобщий иллюстрированный Путеводитель по монастырям и святым храмам Российской империи и св. г. Афону " , 1907; Н.-Й., 1998; Кириллов В., Тобольск. М., 1984. с. 215-225.; http://www.pravenc.ru/text/62412.html 6 октября 2007 г. освящены и установлены новые кресты и купола на Знаменском соборе. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=05533

В 1946 году верующие обратились к властям с просьбой об открытии храма. Были собраны подписи, разрешение получено. Освящение храма совершил митрополит Варфоломей (Городцов). Первая служба состоялась 19 декабря 1946 года в день памяти Святителя и Чудотворца Николая. В 1993 году настоятелем Казанского собора назначен митрофорный протоиерей Евгений Фролов. Он же является и благочинным церквей Ачинского округа. Адрес: Россия, Красноярский край, г. Ачинск, ул. К. Маркса, 21 Телефон: (391-51) 5-13-44 Подробнее... Собор Архангела Михаила (Железногорск) [ править править код ] Город ядерного и космического производств долгое время оставался закрытым и для церкви. Временем возрождения православных традиций стал 1990 год, когда группа верующих выступила с инициативой создания в Железногорске православной общины и строительства храма. 27 декабря 1990 года по благословению Епископа Красноярского и Енисейского Антония в город прибыл настоятель нового прихода — иерей Анатолий Кизюн. Первое богослужение состоялось в городском музее в Рождественский сочельник, 6 января 1991 года. В этом же месяце градостроительный совет определил место для возведения храма — участок в лесопарковой зоне на берегу озера. До постройки церкви приход разместился в небольшом помещении бывшего караула ведомственной охраны ГХК. 26 июля 1992 года состоялось освящение и закладка первого камня на месте будущего храма. А 21 ноября 1999 года, в престольный праздник Архистратига Михаила, Епископ Красноярский и Енисейский Антоний совершил в новой церкви первую Божественную литургию. Трудами и молитвами многих горожан Железногорск, наконец, обрел свой храм. Адрес : Россия, Красноярский край, г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31 Телефон: (391-97) 4-02-33 Подробнее... Дивногорский храм иконы Божией Матери " Знамение " Абалакской [ править править код ] Храм иконы Божией Матери " Знамение " Абалакской - православный храм в Дивногорске, освящен в память прежде существовавшего Знаменского скита. При храме действует Воскресная школа и Паломнический центр.

http://azbyka.ru/palomnik/Красноярский_к...

Святители Иоанн и Нектарий Тобольские с Абалакской иконой Божией Матери. Фрагмент росписи собора в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в. Святители Иоанн и Нектарий Тобольские с Абалакской иконой Божией Матери. Фрагмент росписи собора в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в. Н. часто бывал в Новгороде, он был знаком с воеводой, кн. Катыревым-Ростовским, впосл. ставшим зятем царя Михаила Феодоровича , через к-рого был известен царской семье. В 1628 г. Н. представили царю. Игумен выразил надежду на скорое дарование Михаилу Феодоровичу наследника, эти слова были сочтены пророческими. После рождения в 1629 г. царевича Алексея Михайловича Н. стал его восприемником (ИРИ. Ч. 5. С. 207). Покровительствовали Н. и делали вклады в Нилову пуст. влиятельные бояре И. Н. Романов, Б. М. Лыков, С. В. Колтовский, князья Катырев-Ростовский, А. Н. Трубецкой и Д. М. Пожарский. 7 февр. 1636 г. патриарх Иоасаф I возглавил хиротонию Н., к-рый был поставлен архиепископом Сибирским и Тобольским, став 3-м архиереем на этой кафедре. Вероятно, Н. был рекомендован царю и патриарху кн. Катыревым-Ростовским, к-рого Н. в 1639 г. упрекал в адресованном ему письме: «...ты мою душу погубил, ты мене лишил мздыот небеснаго царя за мои труды пустынные» (Черты монастырского быта. 1873. Стб. 1775). Помня свое обещание не оставлять Нилову пуст., Н. тяжело переживал отъезд. В епархию Н. прибыл 1 апр. 1636 г., а 31 мая в Тобольске он возглавил погребение своего предшественника по кафедре архиеп. Макария (Кучина) , скончавшегося еще 24 июля 1635 г. За недолгий срок пребывания в Тобольске (менее 4 лет) Н. успел много потрудиться на благо епархии. Несмотря на запустение, царившее на кафедре, мрачные описания к-рого Н. включал в свои челобитные царю («от хлебной скудости нам, нищим твоим богомольцам, вконец не погибнуть и врозь не разбрестись и твое царское богомолье без службы не стало бы» - Буцинский. 1891. С. 31), ему удалось укрепить хозяйственное положение архиерейского дома (количество крестьян увеличилось с 138 до 427 чел., расширились земельные владения кафедры). Ему удавалось отсрочить вступление в силу ограничительных мер царского правительства в отношении Сибирской кафедры (сокращения денежной руги, замены хлебной руги денежной) (Там же. С. 30, 33).

http://pravenc.ru/text/2564858.html

Описаний внешнего облика Н. в иконописных подлинниках не обнаружено. Наиболее раннее известное изображение святителя в иконописи встречается на иконе «Собор Тверских святых» (находилась в Троицкой ц. в Кашине; см: Журнал 83-го заседания ТУАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине. Тверь, 1901. С. 23-27; Димитрий (Самбикин). 1908. С. 2-4, 49). Композиция с фигурами 46 Верхневолжских святых была создана в 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской УАК под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина), тщанием кашинского купца и краеведа И. Я. Кункина, образ исполнен инокинями Сретенского мон-ря в Кашине. Н.- в 4-м ряду крайний слева, рядом со свт. патриархом Иовом, в архиерейской мантии, голова покрыта клобуком, руки возле груди, борода седая, продолговатая. Свт. Нектарий Тобольский благословляет вдову Марию перед Абалакской иконой Божией Матери «Знамение». Фрагмент росписи Воскресенского собора в Ханты-Мансийске. 2013–2016 гг. Свт. Нектарий Тобольский благословляет вдову Марию перед Абалакской иконой Божией Матери «Знамение». Фрагмент росписи Воскресенского собора в Ханты-Мансийске. 2013–2016 гг. Совр. иконография Н. была разработана после его канонизации на основе книжной репродукции с ранним портретом, но в традициях древнерус. иконописи. Он представлен обычно в рясе, схиме и фиолетовой архиерейской мантии (часто с красными скрижалями), с непокрытой головой с залысинами, борода седая средней величины, на конце слегка раздвоенная. На иконе нач. XXI в. Н. изображен стоящим на омываемом водами о-ве Столобное (Столбный) на оз. Селигер, возле его ног - постройки Ниловой пуст. Правая рука святого возле груди, в левой - развернутый свиток с выдержками из его «Заповеди о трезвости...» («А кто будетъ свщенникъ или дьконъ или (т) простыхъ братй, забывъ милость Бжю и наше благословене презревъ, оучнетъ бражничать»). Сокращенным поясным вариантом этого извода является небольшой прямоличный образ Н., созданный в 10-х гг. XXI в. (установлен на крышке ковчега с его св. мощами в Богоявленском соборе Ниловой пуст.): правая рука Н. прижата к груди, в левой - развернутый свиток; аналогичный по типу образ находится в кафедральном Воскресенском соборе Ханты-Мансийска. В трапезной Ниловой пуст. имеется поясная икона Н. (10-е гг. XXI в.). Оплечный образ Н. помещен в настенной росписи нач. XXI в. ц. Преображения Господня у Оковецкого источника (скит Ниловой пуст., Селижаровский р-н Тверской обл.). Кроме того, появились иконы, на к-рых Н. представлен вместе с преподобными Нилом и Германом Столобенскими: святые стоят на облаках, внизу - монастырский ансамбль на о-ве Столобное. Образы отличает необычная реалистичность письма.

http://pravenc.ru/text/2564858.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010