Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество АНФИСА (Сысоева Александра Матвеевна; 1868 (по другим данным 1870) – 1938), прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. АПОЛЛИНАРИЙ (Мосалитинов Афанасий Семёнович; 1873 – 1918), иером., прмч. (пам. 30 авг., в Соборе Екатернбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) АРСЕНИЙ (Дмитриев Александр Дмитриевич; 1872 – 1937), прмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. АРСЕНИЙ (Митрофанов Алексей Яковлевич; 1804-1859), архим., возобновитель и настоятель Святогорской Успенской пустыни АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 1833-1905), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня мон-ря ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАСИЛИЙ (Кишкин Владимир Тимофеевич; 1745-1831), иером., прп. (пам. 9 сент. - в Соборе Глинских святых и в Соборе Брянских святых) ВАСИЛИЙ (Хорев Василий Филиппович; 1835-1915), иеросхим., один из основателей Пещерного отд-ния Гефсиманского скита ТСЛ ВАССИАН (Пятницкий Владимир Васильевич; 1879 - 1941), священноисп. (пам. 14 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии ВЕРА Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила; 1874-после 1935 г.), схиигум., подвижница благочестия ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121800_2.html

В огне сгорел и Рождественский монастырь вместе со всей улицей. Он был восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны, которая, отправляясь на богомолье к преподобному Сергию, близ Рождественского монастыря почувствовала, как младенец впервые шевельнулся в ее чреве. По преданию, она же (или сам Иван Грозный) в память этого радостного события основала при отстроенном Рождественском соборе придел во имя святителя Николая Чудотворца. В.В. Сорокин указывает точную дату основания придела – 1550 год. Вероятно, это была их первая дочь, Анна, но дореволюционные историки утверждали, что это произошло позднее, когда царица Анастасия была беременна сыном Федором, будущим царем Федором Ивановичем, то есть в конце 1556 года или в первой половине 1557 года. Принес перемены Рождественскому монастырю и бунташный XVII век. На Рождественке стала селиться знать, кстати, тут имел обширный двор боярин Михаил Васильевич Собакин – далекий родственник Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного. Здесь же было владение князя А.И. Лобанова-Ростовского, чей род происходил от самого Рюрика. К тому времени монастырь имел каменный соборный храм, деревянную трапезную церковь во имя Иоанна Златоуста, известную с 1626 года, и деревянную ограду. И в 1676–1687 годах боярыня Фотиния Ивановна Лобанова-Ростовская на свои средства и на иждивение своего деверя по благословению патриарха Иоакима выстроила каменную церковь Иоанна Златоуста, а братья Лобановы-Ростовские подарили обители серебряную лампаду на помин души родителей. Тогда же была выстроена каменная ограда монастыря со Святыми воротами, выходящими на Рождественку, и шатровая колокольня – тоже на средства Лобановых-Ростовских, которые удостоились родовой усыпальницы в Рождественском монастыре. Боярыня Фотиния потом сама приняла в нем постриг. XVIII век оказался сложным для монастыря, хотя власть оказывала ему знаки внимания. В 1740 году незадолго до смерти императрица Анна Иоанновна прислала ему в подарок парчовые ризы в честь рождения Иоанна Антоновича, которому она отказала престол с регентством его матери и своей племянницы Анна Леопольдовны.

http://pravoslavie.ru/3638.html

По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2.; РГАДА, ф. 1239, on. 3, д. 35174. 1731 г.; д. 35263, 69277. 1732г.; д. 35517. 1733г.; д. 35653, 1734 г.; д. 31770. 1837-1839 г.г.; ЦИАМ, ф. 203, on. 425, д. 13. 1844-1845 г.г. Двадцать второго мая по новому стилю в церковном календаре отмечается Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца в Бари. Для храма подмосковного села Домодедово, как и для многих других церквей, освященных в честь святителя Николая – это особенный храмовый праздник. Никольская церковь одна из трех в Домодедовском округе, которая не закрывалась в советское время. Северный придел храма имеет очень редкое для Подмосковья посвящение – в честь Московских святителей Петра, Ионы, Алексия, Филиппа и Гермогена. Строительство величественного по сельским меркам храма связывают с именами императрицы Анны Иоанновны и немецкого архитектора Иоганна Готфрида Шеделя. Есть сведения. что макет домодедовского храма и внутренний проект убранства – вплоть до чертежа иконостаса заказывала и утверждала императрица Анна Иоанновна. Но освящен он был уже после ее смерти – в 1746 году. Одно из первых упоминаний храма в селе Домодедово встречается в переписных книгах 1646 года, где говорится о деревянной церкви Рождества Христова с Никольским приделом. С 1658 года ветхая церковь была перестроена, и главный престол посвятили уже Николаю Чудотворцу. В 1731 году началось строительство каменной церкви, инициатором которого выступила сама императрица Анна Иоанновна. Курировали работы обер-гофмейстер С.А. Салтыков и Троицкий архимандрит Варлаам (Высоцкий). Последний был уроженцем села Домодедово и духовником царицы. С древности Домодедовская волость принадлежала московским князьям и царям. На заливных лугах Пахры еще во времена Ивана Грозного кормили лошадей опричников, а позже Домодедовскую волость передали в ведение Конюшенного приказа. В начале XVIII столетия вся волость, включая село Домодедово, была пожалована петровскому фавориту Александру Даниловичу Меншикову. В 1727 году он подвергся опале, был лишен имущества и сослан, и Домодедово вернулось в дворцовый приказ.

http://sobory.ru/article/?object=02592

Батюшка требовал: " Принуждай себя к милосердию, к добру к ближним, нужно помогать нуждающимся, развивать в себе жалость и любовь " . Другая духовная дочь старца Алексия - Анна Григорьевна Лепель - вспоминает следующее. Она как-то пожаловалась старцу, что ей трудно дается молитва. На это он ей ответил: " Нужно стараться согревать в себе чувство раскаяния, сердечного покаяния перед Богом. Не нужно прибегать ни к каким искусственным приемам, например вдыханию или выдыханию (как некоторые учат), а просто развивать в себе чувство глубокого искреннего покаяния. Мало-помалу преуспеешь и тогда почувствуешь великую сладость от молитвы " . Однажды Анна Григорьевна пожаловалась батюшке на некоторых своих воспитанниц, с которыми ей было невероятно трудно в институте: они были очень грубы и непослушны. Старец пристально на нее посмотрел и спросил: " А не виновата ли ты сама в этом? Всегда ли ты была с ними наравне, не возвышала ли на них голоса, не кричала ли, а иногда и спускала им все? " " Да, виновата " , - отвечала та. - " Вот видишь, знай теперь, как с ними впредь поступать " . Старец говорил, что два пути ведут к Богу: проповедь и музыка - конечно, серьезная. Однажды он пригласил Анну Григорьевну: " Приезжай к нам в Великий Четверг. Все чудные службы проведешь у нас, останутся они у тебя в памяти, в Четверг пособоруешься. У нас, как и в Успенском соборе, в этот день соборуют и мирян. В Светлую заутреню стань ближе к Зосимовой пустыни, познакомься с ней, с ее духом. Читай утром и вечером молитвы по Молитвослову, затем, по усердию, можно и каноны: Спасителю, Божией Матери, Ангелу-Хранителю, а потом акафисты, какие захочется. Нужно непременно ежедневно, в течение 10 минут (это пока), без счета, чтобы не было машинально, читать Иисусову молитву, не галопом, а с размышлением. Когда приедешь в следующий раз, скажу, надо ли увеличить время. Читая молитву Иисусову, можно класть поклоны, можно и не класть. Самое главное - молитва. Большого правила на тебя не возлагаю, потому что когда получишь начальство в монастыре, кто знает, успеешь ли все выполнить? Годишься ли ты?.. Если ты только заметишь, что в монастыре нестрого, не все по монашескому строю совершается, то, говорю тебе, не поступай в такой монастырь (речь шла об Иоанновом монастыре), в другом месте можно, а отец Иоанн Кронштадтский везде тебя сохранит (святой праведный Иоанн Кронштадтский был крестным отцом Анны Лепель, когда она переходила из лютеранства в Православие. - Прим. авт.). Хорошо, если ты будешь по своей матери читать Псалтирь, по усердию, сколько возможно, только помни, что есть там особая молитва при каждой кафизме. Если ты не понимаешь, что читаешь из святого Евангелия, то советую день читать по-русски, день по-славянски, а спустя месяц начни снова с того Евангелия, с той же главы, скажем, с 3-й, но теперь уже или по-русски, или по-славянски, и таким образом из месяца в месяц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/135/...

Далее: «а сих поминать на панихидах: благовернаго Великаго Князя Ярослава, нареченнаго во святом крещении Георгием.» За ним следуют все его братья и сыновья и весь род Князей Киевских и Владимирских, властвовавших и не властвовавших, до отца Иоаннова, числом до ста двадцати восьми. Замечательно, что между ними Владимир Мономах назван благоверным Царем и Великим Князем, как уже венчанный, а на конце, внук Uoahha III -го, которым заключается список, назван Царевичем, потому что и на него был возложен, рукою деда, венец Мономаха. Это не может быть сын Иоаннов, который тогда еще не родился; везде видна последовательная мысль о царском достоинстве. Князья удельные, рода Московского, числом до тридцати четырех, начинаются Князем Иоанном Углицким, в иноках Игнатием; это тот, который свято окончил жизнь в темнице Вологодской и мощи его почивают в обители Прилуцкой. За сим идут имена Великих Княгинь, числом до тридцати, и во главе их, что довольно странно, ибо ее должно бы искать между Святыми, благоверная Великая Княгиня Ольга, нареченная во святом крещении Елена. За нею благоверная Царица Анна Грекиня, супруга Великого Владимира. Большая часть их с именами иноческими, и в числе их благоверная Королева Елена Литовская и две Царевны, Анна и Мария, неизвестно какие, вероятно Греческие, из дома Палеологов, как родственницы Софии. Потом идут опять девятнадцать Князей Смоленских, начиная с Великого Князя Ростислава; девятнадцать Тверских, начиная с Великого Князя Димитрия; пять Князей Полоцких от Брячислава до Князя Рогволода; десять Черниговских, от Великого Князя Олега до Всеволода; тридцать два Рязанских, от Князя Ярослава до последнего Великого Князя Ивана, скончавшегося уже при Василии Иоанновиче, ибо род их долее других держался между удельными. Наконец двенадцать имен Княгинь удельных, и тем заключается помянник царский. (Лист 98–103). Не менее сего помянника замечательна грамота царская, при которой он был послан, потому что она заключает в себе как бы отчет первого венчанного Царя Русского Первосвятителю Восточному о делах своего прославленного царства, и вместе с тем изъявление христианской любви к братиям страждущего Востока. В конце ее Государь просил Патриарха возвратить его паробка Обрюту, которого посылал к преждебывшему Патриарху Дионисию учиться Греческой грамоте. Так предусмотрительно действовал Иоанн для поддержания наших сношений церковных. Грамота писана в Январе 1557 года (7065). (Статейный список 1, лист 91–97)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Князь Дмитрий Михайлович Князь Николай Михайлович Княжна Екатерина Михайловна, за генерал-майором Борисом Михайловичем Загряжским Княжна Анна Михайловна Князь Пётр Сергеевич КОЛЕНО XIV: Князь Александр Александрович, женат на Варваре Семёновне Окуневой Княжна Прасковья Александровна, за действительным статским советником Александром Степановичем Крюковым Князь Александр Борисович Князь Алексей Борисович, полковник, † 1853; женат на княжне Марие Николаевне Щербатовой Князь Николай Борисович Князь Дмитрий Борисович Князь Михайло Борисович, женат на Викторие Авраамовне Шаховой Княжна Анна Борисовна, за генерал от инфантерии Александром Ивановичем Нейдгардтом Княжна Аграфена Борисовна, за генерал-лейтенантом графом Петром Фёдоровичем Буксгевденом КОЛЕНО XV: Князь Константин Александрович † 1853 Князь Евгений Александрович; женат: 1) на Сумароковой † 1846; 2) на Юлие Александровне Муромцевой (от l-ro брака 2 сына; от 2-го брака сын) Князь Ипполит Александрович, убит на Кавказе Князь Владимир Александрович, рождение 1824; женат на Екатерине Алексеевне Васильчиковой Княжна София Александровна † 1854, за Александром Андреевичем Рябининым Князь Борис Александрович, женат на Елене Петрович Ушаковой КОЛЕНО XVI: Князь Ипполит Евгениевич, рождение 1845 Князь Пётр Евгениевич, рождение 1846 Князь Александр Евгениевич, рождение 1851 Когда князь Иоанн IV женился, 21 августа 1561 года, на дочери кабардинского владетеля Темгрюка-мурзы, брат Царицы, Салтанкуль-мурза, приял святое крещение с именем князя Михаила ТемгрюковичаЧеркасского и был пожалован боярином, но ещё прежде свадьбы царской члены владетельного кабардинского дома служили России и принимали святое крещение с именем: «князей Черкасских». Из двоюродных братьев князя Михаила Темгрюковича, Хокяг-мурза, во святом крещении Гавриил Камбулатович, служил воеводою в русских войсках с 1564 года, взят был в плен поляками, и освобождён, из плена лишь в 1585 году. Хорошай-мурза, во святом крещении князь Борис Камбулатович, находился боярином при Царе Феодоре Иоанновиче и женат был на Марфе Никитишне Романовой-Юрьевой, родной сестре патриарха Филарета Никитича.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Типична для своего времени колокольня: два верхних восьмерика с угловыми колонками на кронштейнах покоятся на двух четвериках основания. Каждый ярус завершается горизонтальным карнизом, фасадная обработка парапета яруса звона имитирует балясник. В 1711 году «за взятки с костромских подьячих» Пётр I удалил В. С. Наумова от двора, а принадлежавшие ему поместья конфисковал. В том же году Василий Степанович скончался, и Киясово было возвращено его сыну Фёдору (1692–1757, в то время – члену Ревизион-коллегии. В 1717 году Ф. В. Наумов занимал должность кригс-комиссара – главного уполномоченного по снабжению войск, 20 июля 1722 года назначен вице-президентом Петербургского надворного суда. Екатерина I пожаловала его званием сенатора, императрица Анна Иоанновна назначила главным судьёй московского Судного приказа. В 1740 году Ф. В. Наумов, произведённый в генерал-лейтенанты, стал генерал-полицмейстером Санкт-Петербурга. После кончины Ф. В. Наумова Киясово досталось его вдове Марии Михайловне, дочери Михаила Михайловича Самарина (1659–1730), который в период Северной войны с 1703 года состоял адъютантом генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева, а в 1708 году был назначен генерал-кригсцалмейстером от инфантерии. В 1717 году Самарину поручался надзор за постройкой гаваней на острове Котлин. Когда в 1724 году Пётр I передал устройство канала и доков в Кронштадте в ведение Адмиралтейств-коллегии, Самарин оставался в качестве заведующего работами. Следующей владелицей Киясова была дочь Ф. В. и М. М. Наумовых Анна Фёдоровна (1740–1796), супруга князя А. М. Белосельского-Белозерского, дипломата и камергера, жившая постоянно за границей. В середине XVIII века село вместе с соседними населёнными пунктами купила императрица Екатерина II, передавшая Киясовскую волость в управление А. Т. Болотову – , писателю, ботанику и лесоводу. В своих мемуарах А. Т. Болотов описал парк и убранство главного дома усадьбы. В середине XIX века хозяином Киясова был московский губернский предводитель дворянства князь Л.

http://sobory.ru/article/?object=09259

Увенчана славою, потому что произошла от целомудренных родителей; увенчана честью, потому что почтена благовещением и служением архангела. Увенчана славою, как Матерь Божия: ибо что может быть славнее того как родить Бога? Увенчана честью, как Приснодева: ибо что может быть почетнее, как пребыть и по рождестве Девою? Увенчана славою Славнейшая серафим, как серафимски возлюбившая Бога. Увенчана честию Честнейшая херувим, как превзошедшая херувимов мудростью и познанием Божества: слава же и честь и мир всякому делающему благое ( Рим. 2:10 ), – говорит Апостол. Но найдется ли кто из земнородных более добродетельный, чем Пречистая Дева? Она сохранила все заповеди Господни, исполнила всю волю Господа, соблюла все наставления Его, сокрыла в сердце Своем все слова Его, оказала ближним все дела милосердия. Посему достойно Она увенчана, как творящая всеблагое. Она же есть и некое хранилище: ибо сохранила сокровище Своего девического целомудрия столь тщательно, что даже ангелу не хотела вверить оное, потому что, увидев ангела, Она смутилась от слов его и размышляла, что бы значило сие приветствие ( Лк. 1:29 ). Все сие Назарет прообразовал в Пречистой Деве своим наименованием. И кто не скажет, как высоко воздвиглась та палата Христова по добродетелям и дарованиям Божьим? Она высока, ибо дарована с неба, хотя родилась на земле от земнородных: с неба, ибо, как говорят некоторые из богопросвещенных мужей, архангел Гавриил, благовестивший Захарии о рождении Иоанновом, благовестил Иоакиму и Анне о зачатии Пресвятой Богородицы и принес с неба Ей преблагословенное имя, говоря неплодной матери: «Анна, Анна! Ты родишь Дочь преблагословенную, и наречется имя Ей: Мария». Итак, Она, без сомнения, может быть названа городом святым, Иерусалимом новым, сходящим с неба от Бога ( Откр. 21:2 ), скинею Божиею. Высока сия Божия скиния: ибо, родив Царя Христа, Она возвысилась паче серафимов. О, высота, неудобовосходимая для человеческих помыслов! А какова красота той мысленной Христовой палаты, – о сем послушай того же сладкоглаголивого Иоанна Дамаскина , вещающего о Ней следующее: «Она принесена Богу, Царю всех, одеянная благолепием добродетелей, как бы золотою ризою, украшенная благодатию Духа Святого, и слава Ея внутри Ея: ибо как для всякой жены слава ее – муж, приходящий отвне, так слава Богородицы внутри Ея, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

11 сент. 1740 г., за месяц до смерти, имп. Анна Иоанновна подписала указ, регламентировавший миссионерскую деятельность (ПСЗ. Т. 11. 8236. С. 248-256). Возможно, именно Л. был его автором. Согласно указу, устанавливались штаты конторы, включавшие свящ. Димитрия (Сеченова), 2 протопопов, комиссара, ведавшего переселением новокрещеных или некрещеных, 5 переводчиков, канцеляриста, 2 копиистов, 3 солдат. Каждому пожелавшему креститься выдавалось «по кресту медному… да по одной рубахе с порты и по сермяжному кафтану с шапкой и рукавицы, обуви чирики с чулками; а кто познатнее, тем... кресты серебряные, кафтан из сукон крашеных, какого цвета кто похочет… а вместо чириков сапоги… женскому полу волосники и очельники, по рубахе холщевой». Полагалось и денежное вознаграждение, а крестившиеся «всею семьею» благословлялись иконой Спасителя или Божией Матери. Согласно донесению о. Димитрия, в 1739 г. было крещено 206 чел., в 1740 г.- 338 чел. (ОДДС. Т. 20. 164), а в 1741 г. число крещеных возросло в 30 раз (Там же. Т. 21. 685. Стб. 493). Указ от 11 сент. 1740 г. предусматривал учреждение 4 «новокрещенских» школ для обучения «инородческих» детей. К 1750 г. они были открыты. Набор детей из чувашей, крещеных татар, марийцев, удмуртов осуществлялся принудительно, чаще всего учащиеся зачислялись в школы в счет рекрутских наборов. Эффективность обучения была низкой из-за отсутствия специальной педагогической системы. Примерно четверть учащихся умирали, четверть разбегались, четверть «по неспособности» возвращались «в первобытное состояние». Лишь немногие из прошедших 6-7-летний курс обучения становились дьячками и пономарями. Л. стал инициатором указа от 19 нояб. 1742 г. «О недопущении в Казанской губернии строить мечети...» (ПСЗ. Т. 11. 8664. С. 719-720), который приписывал «новопостроенные за запретительными указами мечети… сломать и впредь строить отнюдь не допущать». В итоге только в Казанской пров. было разрушено более 500 мечетей. При этом Л. «насильно созидал среди иноверческого населения церкви и часовни... совершал мимо иноверческих домов крестные хождения» ( Афанасьев. 1909. С. 81). Указ о запрете строить мечети Сенату уже 22 июня 1744 г. пришлось частично скорректировать, чтобы предотвратить у татар «в их законе оскорбление», а главное, чтобы антимусульм. законодательство в случае его «разглашения» не вызвало бы ответных мер по «утеснению» православных в Османской империи.

http://pravenc.ru/text/2110812.html

3 июля) и Константин Всеволодович (1257 г., пам. 3 июля), князья Ярославские; четвертый правнук того же Большого Гнезда Роман Владимирович (1285 г., пам. 3 февр.), князь Углицкий, замечательный широкою благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же Михаил Ярославич (1318 г., пам. 22 нояб.), князь Тверский, замученный в орде, – его супруга есть та блаж. Анна Кашинская, церковное чествование которой по недоуменным и недостаточным причинам было прекращено в 17 веке и теперь имеет быть восстановлено. В лике святых состоят следующие лица из иных княжеских родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Ольгович (1270 г., пам. 19 июля), замученный в татарской орде за верность Христу. Из Литовских князей Довмонт Псковский (1299 г., пам. 20 мая), женатый на внучке св. Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский (1290 г., пам. 29 июня), сын татарского хана Беркая, принявши христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская (1407 г., пам. 7 июля), супруга Димитрия Ивановича Донского, замечательная своею привлекательною семейной жизнью. Благов. княгиня Иулиания Вяземская (1406 г., пам. 21 дек.), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из Углицких князей – Иоанн Андреевич (1523 г., пам. 19 мая), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич отрок Димитрий Иоаннович (1587 г., пам. 15 мая), за тоже пострадавши в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц. Царевичем Димитрием Углицким замыкается ряд святых мирского чина, прославленных Господом из среды русского великняжеского рода. Мы представили в этом ряду и тех князей и княгинь, которые непосредственно перед смертью приняли иночество, но у которых вся жизнь протекла в мирских условиях, у которых нравственный облик всецело определился и установился в условиях обычной мирской жизни, как например у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010