П.В. Долгоруков Графы и дворяне Зотовы Предок Зотовых служил в Угличе при Дворе Святого Царевича Димитрия Иоанновича, я за свою преданность Святому Царевичу и матери его Царице Марие Феодоровне пострадал, подобно другим Угличанам, от Бориса Годунова: был сослан и имение его, описанное в казну, возвращено было лишь Царём Михаилом Феодоровичем внуку его Василию Яковлевичу Зотову. Внук сего последнего, Никита Моисеевич, дьяк челобитного приказа, рекомендован был, в 1677 году, боярином Фёдором Прокофьевичем Соковниным, Царю Алексею Михайловичу для звания наставника пятилетнего Петра Великого. В последствии Никита Моисеевич был думным дворянином, печатником, послом в Крыму, генерал-президентом ближней канцелярии, ближним советником, (потом тайным советником) и прочее, и возведён, Петром Великим, 8 июля 1710 года, в Графское Российского Царства Хотя в дипломе, в 1713 году выданном, и написано было, что графское достоинство переходит и к потомкам Зотова (Древняя Российская Вифлиотека, том IX, стр. 476), но по кончине графа Никиты Моисеевича, сыновьям и внукам его запрещено было именоваться графами. Он женат был два раза; от первой жены (имя коей нам неизвестно), имел трёх сыновей: Василия, Конона и Ивана (из них один Василий Никитич оставил потомство). В 1715 году граф Никита Моисеевич, имея уже семдесят лет от роду, вступил во вторый брак с Анною Еремеевною Пашковою, и венчан был в Москве, девяностолетним протоиереем Архангельского собора. Графиня Анна Еремеевна детей не имела, и овдовев в 1717 году, вышла за Петра Ивановича Бутурлина 151 . Конон Никитич служил контр-адмиралом и генерал-экипажмейстером флота и скончался в 1742 году. Вдова его постриглась в 1762 году. Василий Никитич служил бригадиром и генерал-ревизором; женат был два раза: второю женою его была Екатерина Михайловна Зиновьева, и у них детей не было; а от первой жены (имя коей нам неизвестно), имел сына Никиту Васильев, женатого на Анне Логгиновне Щербачевой (рождение 1716 † 1785, во 2-м браке была за действительным статским советником.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Ермоловы Родоначальник их, мурза Арслан-Ермол, принял Святого крещение православной веры, с именем Ивана, в первый год правления великого князя Василия Иоанновича, в 1506 году. отцовский КОЛЕНО I: Мурза Арслан-Ермол, во Святом крещении Иван КОЛЕНО II: Фёдор Ермолович адаш Михайло Ермолович Савва Ермолович Василий Ермолович КОЛЕНО III: Иван Михайлович больший Ермолов Иван Михайлович меньший Ермолов Иван Васильевич Ермолов Осип Иванович Михайло Иванович Афанасий Иванович Алексей Иванович Филимон Иванович КОЛЕНО IV: Фёдор Осипович Тимофей Осипович Иван больший Осипович Иван меньший Осипович Богдан Афанасьевич КОЛЕНО VI: Роман Иванович Осип Иванович Трофим Иванович Василий Богданович † 1634 КОЛЕНО VII: Фёдор Романович Лев Романович Борис Романович Родион Осипович Михайло Осипович Степан Трофимович Илларион Васильевич КОЛЕНО VIII: Василий Фёдорович Иван Львович Пётр Борисович Иван Борисович Фёдор Родионович Дмитрий Михайлович Пётр Михайлович Василий Степанович Иван Степанович Фёдор Илларионович КОЛЕНО IX: Михайло Васильевич Фёдор Васильевич Богдан Фёдорович Роман Фёдорович Иван Дмитриевич Михайло Петрович Леонтий Петрович Степан Иванович КОЛЕНО X: Алексей Михайлович Василий Фёдорович Фёдор Иванович Пётр Михайлович Владимир Леонтьевич, статский советник Алексей Леонтьевич, действительный статский советник Василий Леонтьевич, майор Пётр Леонтьевич КОЛЕНО X: Николай Алексеевич Александр Фёдорович Нил Фёдорович Гавриил Петрович Дмитрий Алексеевич Сергий Алексеевич Пётр Алексеевич, статский советник, рождение 1742 † 1833; женат на Марие Денисовне Каховской, рождённой Давыдовой Николай Алексеевич, генерал-майор, женат на Александре Петровне Хлоповой Варвара Алексеевна Николай Васильевич Александр Петрович, генерал-поручик, рождение 1754 † 1836; женат на княжне Елисавете Михайловне Голицыной КОЛЕНО XII: Алексей Петрович, генерал от артиллерии, государственного совета член и всех российских орденов кавалер, рождение 1777 Анна Петровна, за Алексеем Александровичем Павловым

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Сергач. Церковь Иоанна Милостивого. Напольная церковь Карта и ближайшие объекты Кладбищенская каменная церковь во имя Иоанна Милостивого была воздвигнута в 1830-х годах, благодаря усердием доброхотов и попечением вечной памяти достойного священника. Постройка отличалась красивой архитектурой и приличной отделкой внутри. Ранее, на новоотведенном в полутора верстах от города кладбище, находилась деревянная напольная (кладбищенская) церковь, которая со временем пришла в ветхость. Эта церковь была пожертвована владелицей села Чуфарово - Анной Гавриловной Нормацкой, так как на постройку кладбищенского храма у сергачан не было средств. Ссылка: http://sergach-online.ru/storiya/cerkvi.html В 1779 году село Сергачево было объявлено уездным город с наименованием «Сергач». В тоже время со стороны Епархиальных властей последовало распоряжение об обращении Владимирской церкви в соборную и об отводе от нее городского кладбища за город. Кладбище было отведено от Собора на полутора версты и это событие жителей очень печалило, т.к. они переживали о том, что их родные усопшие находятся вне ограды храма, но на строительство нового храма у них не было средств. Разрешить печальную проблему помогла владелица села Чуфарова Анна Гавриловна Нормацкая. В то время на Чуфаровском сельском кладбище было две деревянные церкви, одну из которых она решила пожертвовать жителям Сергача, а именно церковь в честь святителя Иоанна Милостивого с приделом св. Иоанна Дамаскина. Уже в 1834 году при усиленном старании священника Иоанна Иоанновича Пустынского строится каменный храм на городском кладбище взамен старого деревянного в честь святителя Иоанна Милостивого, который был обведен каменно стеною с караулкой у входа. Денег у горожан на строительство храма не было, но о. Иоанн нашел выход - на собственные средства он построил сарай, в котором он наладил производство кирпича, который он продавал и на вырученные средства строил храм. Храм строили всем городом, каждый верующий человек помогал чем мог: кто мял глину, кто помогал обжигать кирпич, кто делал кирпич, кто собирал дрова на обжиг. Так всем миром воздвигли храм. Известно, что сам о. Иоанн умер 4 января 1848 года и похоронен на этом же кладбище, напротив алтаря созданной им церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07974

У пройшла присвячена в Дому Романових 25 2019 р. 20:34 24 января 2019 года в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга открылась конференция « " Праведники живут во веки… " (Прем. 5:15). Трагедия России. Петроград. 1919». Организатором мероприятия выступило Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество при поддержке администрации Санкт-Петербурга. Дата форума была приурочена к столетию расстрела в ночь с 23 на 24 января (по другим данным — с 29 на 30 января) 1919 года на территории крепости арестованных в качестве заложников представителей Дома Романовых — великих князей Николая Михайловича, Дмитрия Константиновича, Георгия Михайловича и Павла Александровича. Божественную литургию и панихиду по убиенным в годы лихолетья представителям Дома Романовых в соборе Петропавловской крепости совершил настоятель собора архимандрит Александр (Федоров) в сослужении клира храма. Заседание в конференц-холле Иоанновского равелина вела председатель совета Елисаветинско-Сергиевского общества Анна Громова. «Мы собрались, чтобы почтить память четырех великих князей, погибших в стенах Петропавловской крепости, — сказала она в приветственном слове. — Важно, чтобы данью их памяти были труды, которые мы приносим для изучения отечественной истории. Восемнадцать представителей Дома Романовых погибли в 1918 — начале 1919 года от революционного террора. Этот год стал трагедией для России и началом череды кровавых событий. Последствия пережитого страной ощущаются до сих пор. Единственный способ избежать его повторения — приобщить как можно больше людей к знанию подлинной истории». Вице-губернатор Владимир Кириллов приветствовал собравшихся от имени и.о. губернатора Александра Беглова. Архимандрит Александр (Федоров) зачитал приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия . «Как настоятель собора я совершаю поминальные службы по членам Царской семьи, которые отошли в мир иной, в том числе по тем, которые претерпели мученическую кончину, — сказал отец Александр. — Каждый из поминаемых великих князей был занят чем-то интересным и важным для общества: кто-то был военным, кто-то занимался творчеством, кто-то возглавлял различные организации — например, Академию художеств. Великий князь Николай Михайлович был выдающимся историком. А теперь мы сохраняем память о нем и о его невинно убиенных родственниках. Вспоминая великих князей, мы видим разные характеры, жизни, линии рода Романовых. Трагическая точка их истории стала началом трагических судеб многих и многих. Вспоминая о представителях императорской фамилии, мы продолжаем традиции, заложенные в прошлом, и даже не всегда осознаем, что те или иные явления появились благодаря такому-то императору или представителю царской семьи. Если мы делаем что-то в память о покойном, то продолжаем его дело».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5360360...

Иностранцы о России. Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II Петр II Его Величество (Петр II) велел кормить народ на большой дворцовой площади, где были сделаны два больших фонтана, один с красным, а другой с белым вином (по случаю коронации). Яков, дюк Лирийский — испанский посол в России в 1727—1730 гг. Потеря его (Петра II) была невознаградима для России, потому что добрые качества сего Государя давали надежду на счастливое и славное царствование. В нем было много ума, сметливости и скромности. В нем не было заметно наклонности к каким-либо порокам. Собою он был очень красив. Он хорошо говорил по-немецки, по латыни и по-французски и имел хорошее понятие в науках. Яков, дюк Лирийский — испанский посол в России в 1727—1730 гг. После этого выставили народу двух жареных быков с двумя фонтанами вина и бросали ему деньги (коронация Анны Иоанновны). Анна Иоанновна Царица Анна (Иоанновна) толста, смугловата. В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна, щедра до расточительности, любит пышность до чрезмерности, отчего двор ее великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго наблюдает повиновение к себе. Словом, я могу сказать, что она совершенная Государыня, достойная долгого царствования. Яков, дюк Лирийский — испанский посол в России в 1727—1730 гг. Елизавета Петровна Елизавета (Петровна) такая красавица, каких я никогда не видывал. Цвет лица ее удивителен, глаза пламенны, рот совершенный, шея белейшая и удивительный стан. Она высокого роста и чрезвычайно жива, ездит верхом без малейшего страха. В обращении ее много ума и приятности. Яков, дюк Лирийский — испанский посол в России в 1727—1730 гг. ЕКАТЕРИНА II Ее Императорское Величество ни мала, ни высока ростом, вид у нее величественный, и в ней чувствуется смешение достоинства и непринужденности, с первого же раза вызывающее в людях уважение к ней и дающее им чувствовать с нею свободно. Екатерина II Черты лица ее далеко не так тонки и правильны, чтобы могли составить то, что считается истинной красотой, но прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, приятно очерченный рот и роскошные блестящие каштановые волосы создают, в общем, такую наружность, к которой очень немного лет назад мужчина не мог бы отнестись равнодушно, если только он не был бы человеком предубежденным или бесчувственным.

http://pravoslavie.ru/1775.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Встреча на Васильевском 11.01.2016 836 Время на чтение 11 минут «Пристойный» храм Чистое, уютное место недалеко от метро «Василеостровская». Это моя любимая часть Питера, а может, и всего мира, ведь здесь прошла моя юность. У Бродского есть стихотворение: Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Умер он, правда, очень далеко отсюда, но я невольно повторяю его строки. Пётр Великий, кстати, хотел сделать остров центром столицы, а значит, и страны. К счастью, у него ничего не вышло, иначе этот чудесный уголок России приобрёл бы неживой, официальный вид. Семипрестольная, огромная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - одна из его легенд, и появилась она при любопытных, если не сказать, забавных обстоятельствах. Купец Иродион Стефанович Чиркин - муж почтенный, деятельный - намеревался построить здесь питейный дом «в два апартамента, видом и вышиной против других имеющихся домов». Один из восьми им задуманных. Но государыня Анна Иоанновна, утвердив семь кабаков, относительно восьмого по-женски так, ненастойчиво обратилась к комиссии, решавшей его судьбу: «не пристойнее ли будет» построить здесь храм, как хотел в проекте своём Пётр Великий? Разумеется, комиссия спорить не стала, тем более что на всю эту часть Васильевского имелась одна деревянная церквушка. Чиркин же воспринял поручение как возможность порадовать царицу, а стало быть, получить награду. И не прогадал. Анна Иоанновна была потом к нему весьма благосклонна. Кто видел церковь, поймёт, что строили её с душой и размахом, не жалея средств, времени, кстати, тоже - на всё ушло двенадцать лет. В 1762 году её освятил сам святитель Тихон Задонский. Среди прихожан были люди весьма известные. Первым вам, конечно же, назовут имя Михайло Ломоносова, но поэт Тредиаковский и директор Академии художеств Кокорин - люди тоже не последние в нашей истории. Здесь, в Благовещенской, и сейчас жизнь протекает вполне своеобразная. Во всяком случае, я ни на одном другом храме не встречал объявлений, приглашающих на лекцию о молекулярной генетике.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Церковь Благовещения в доме Апраксиных-Трубецких на Покровке Уникальная Благовещенская церковь находилась до революции в легендарном доме Апраксиных-Трубецких на Покровке. С ним были связаны судьбы многих великих людей России, возносивших свою молитву под сводами этого храма. Царская дорога Покровка, одна из самых древних улиц Москвы, существует вот уже более пяти столетий. Ее история началась в конце XV века, когда великий князь Иван III избрал эти края для своей загородной резиденции. Из Спасских ворот Кремля он проезжал сюда в деревянный дворец, окруженный роскошными садами. Имя же улице оставила Покровская церковь, стоявшая с 1488 года и до XVIII века напротив церкви Николы в Блинниках. Улица была длиннее: ее отрезок от Ильинских ворот до Армянского переулка был назван Маросейкой в XVII веке по Малороссийскому подворью. В то время Покровка стала главной царской дорогой Москвы: царь Алексей Михайлович ездил по ней в дворцовые резиденции Рубцово и Измайлово. Дом Апраксина-Трубецких («Дом-комод») на Покровке в Москве. 1766-1769. Фото: artclassic.edu.ru В петровское время Покровка уступила Мясницкой улице, по которой Петр направлялся в Немецкую слободу и Лефортово. А когда столица уже была в Петербурге, московские легенды вновь связали Покровку с августейшими особами – императрицей Елизаветой Петровной и ее возлюбленным, графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Сын простого казака Григория Розума, обладавший прекрасным голосом, он был певчим в далекой сельской церкви на Черниговщине. Там его заметил в 1731 году один проезжий полковник и забрал в Петербург, поскольку императрица Анна Иоанновна очень любила слушать хорошее пение. Заметила молодого красавца и Елизавета Петровна, которой Анна Иоанновна не дозволяла выйти замуж, опасаясь претензий на престол потомков дочери Петра. Елизавета окружала себя интересными людьми, и в число ее фаворитов быстро вошел казацкий сын Алексей Разумовский – наряду с братьями Шуваловыми и графом М.И. Воронцовым. В ночь на 25 ноября 1741 года гвардия возвела Елизавету на русский престол. Легенда гласит, что уже в следующем 1742 году, когда новая императрица приехала в Москву, она тайно обвенчалась с Разумовским в церкви Воскресения в Барашах, что и сейчас в развалинах стоит на Покровке. Якобы в память этого венчания на куполе Воскресенской церкви была установлена выточенная из дерева и позолоченная царская корона. И будто бы к свадьбе Елизавета приказала придворному архитектору Бартоломео Растрелли построить для своего возлюбленного роскошный дворец на Покровке, рядом с церковью, где они отпраздновали свадьбу и даже прожили вместе какое-то время.

http://pravoslavie.ru/4131.html

Храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы построен в 1731-1734 годах по проекту архитектора Михаила Земцова. С 1938 по 1991 год здание использовалось не по назначению. Памятник федерального значения, один из старейших храмов Санкт-Петербурга. Содержание История [ править править код ] Императором Петром Первым был определен участок на широком проезде рядом с Партикулярной верфью и Хамовной слободой, местом, где жили хамовники – ткачи, поставщики парусного полотна. От хамовников и пошло название улицы Моховая, которая первоначально именовалась Хамовой, а позже Маховой. Первая деревянная церковь была начата на этом месте в 1712 году и освящена во имя Архангела Михаила 3 февраля 1714 в память о рождении дочери Петра I – Анны, названной в честь праведной Анны Пророчицы. По поручению Императора руководил строительством сын Петра I, Цесаревич Алексей. Это было прямоугольное одноэтажное здание с башенкой и шпицем над алтарной частью. Деревянная церковь, как и другие церкви, воздвигнутые при основании Санкт-Петербурга, обветшала. Когда на престол вступила императрица Анна Иоанновна, она повелела приступить к возведению трехпридельной каменной церкви. Здание было заложено 8 октября 1731 и строилось по проекту архитектора Михаила Земцова. На торжественном освящении 27 января 1734 присутствовала Императрица Анна Иоановна, архиепископ Новгородский Феофан в сослужении шести архиереев, 117 человек священнослужителей и столичной знати. 19 февраля 1734 года Святейшим Синодом был издан Указ о том, что надлежит «в словесных разговорах произносить Церковь, к Церкви, при Церкви (и о подобном же тому) святых Симеона и Анны». На протяжении 80-ти лет церковь входила в придворное ведомство. Именно в ней до постройки Казанского Собора происходили особо торжественные богослужения, на которые собиралось все городское духовенство и столичная знать. В 1797 году Император Павел I в ознаменование рождения его дочери, нареченной именем Анна в честь святой праведной Анны Пророчицы, повелел водрузить на портале церкви изображение ордена Святой Анны, в знак того, что храм сделался кавалерским. В день орденского праздника (3/16 февраля) Симеоновскую церковь посещали Аннинские кавалеры. Внутри храма у правой колонны, ближайшей к алтарю, Павел I устроил Императорское место из малинового бархата с золотым позументом.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_правв....

В Подмосковье открылся Николо-Радовицкий монастырь 21 марта 2007 г. 11:27 18 марта на Егорьевской земле произошло знаменательное событие — открытие Николо-Радовицкого монастыря, древней святой обители, бывшей некогда великим духовным центром и жестоко поруганной в эпоху лихолетья. На торжественное богослужение, в день открытия обители по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия прибыл благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховский Роман . История Николо-Радовицкого монастыря насчитывает более пяти веков. Он был основан в первой половине XV века старцем Пахомием, пришедшим в Россию из Фессалии с Фотием, митрополитом Московским. По смерти митрополита Фотия в 1431 году старец Пахомий отправился в поисках тихого, уединенного места и обнаружил эту местность, где была основана обитель, которую он назвал «Акакиевой пустынью». Он решил остаться здесь навсегда пустынником, и постепенно у него появляются сподвижники, ищущие уединения. Вскоре старец называет эту местность «Радовицы» в честь своей родины в Фессалии. Первые пустынники, поселившиеся на острове посреди Святого озера, построили здесь деревянный храм. А в XVI веке произошло явление святителя Николая в сиянии прямо над озером. Вскоре после этого от образа святителя Николая стали происходить чудеса. По молитвам перед чудотворной иконой получали прозрение многие слепые, начинали ходить парализованные и обретали дар речи немые. Случаи исцеления от тяжелых недугов записывались в монастыре на вечную молитвенную память. Явление над озером святителя Николая стало знаковым моментом в жизни монастыря. Датой основания Николо-Радовицкого монастыря считается 1584 год. Число братии в обители после этого стало возрастать и дальнейшее строительство монастырских зданий стало происходить неподалеку от острова, на берегу Святого озера. В монастырь приходили убогие и больные, крестьяне и видные государственные мужи, высокие чиновники и купцы, царская семья и воеводы князья и мастеровые. Большую помощь в обустройстве монастыря и в украшении его храмов оказывали многочисленные благотворители и жертвователи. Самыми известными жертвователями в разные годы были: мать Петра I, княгиня Наталья Кирилловна, царевна Софья Алексеевна, царь Иоанн Алексеевич, императрица Анна Иоанновна, князь Владимир Волконский, княгиня Долгорукова, князь Андрей Черкасский, боярин Федор Бутурлин, боярин Петр Шереметьев.

http://patriarchia.ru/db/text/216512.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мной!» К годовщине воцарения Елизаветы Петровны 06.12.2013 2438 Время на чтение 8 минут В ночь на 25 ноября (старый стиль) 1741 года в результате дворцового переворота на императорский трон взошла дочь Императора Петра Великого - 32-летняя Елизавета Петровна. Несмотря на то, что Елизавета Петровна приходилась дочерью Императору Петра I и Императрицы Екатерины I, престол после их кончины в результате интриг и дворцовых переворотов из разу в раз миновал ее, а после воцарения племянницы Петра - Анны Иоанновны, Елизавета Петровна и вовсе оказалась в опале. Не любившая Елизавету Анна Иоанновна, завещала после своей смерти престол сыну своей племянницы Анны Леопольдовны - Иоанну Антоновичу, что при живой дочери Великого Петра выглядело явно вызывающе. В подготовке переворота участвовали лейб-медик И.Г.Лесток, фаворит Елизаветы Петровны А.Г.Разумовский, братья Александр и Петр Шуваловы и М.И.Воронцов. Дипломатическую и финансовую поддержку заговору обеспечивал французский посол маркиз де Шетарди, недовольный проавстрийским курсом внешней политики, которую в царствование Анны Иоанновны осуществлял А.И.Остерман. Опорой заговора призваны были стать гвардейцы-преображенцы, для завоевания симпатий которых Елизавета Петровна немало потрудилась: она часто, «без этикета и церемоний», проводила время в казармах Преображенского полка, одаривала гвардейцев деньгами и подарками, никогда не отказывала в просьбах стать крестной матерью их детей. В результате «Дщерь Петрова» превратилась для солдат и офицеров полка в «матушку», она же, в свою очередь, называла их не иначе как «дети мои». Это обстоятельство не было секретом и сильно беспокоило Императрицу Анну Иоанновну. В 1737 году был казнен прапорщик Преображенского полка А.Барятинский за намерение поднять «человек с триста друзей» ради Елизаветы. А уже после кончины Императрицы, когда в 1740 году гвардейцы арестовали Бирона, по признаниям Миниха, преображенцы ожидали, что власть теперь перейдет именно к Елизавете Петровне, а никак не к Иоанну Антоновичу. К тому же для преображенцев «матушка Елизавета» превратилась в символ национального сопротивления засилью «немцев» в государственном аппарате Империи.

http://ruskline.ru/history/2013/12/07/vy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010