Закрыть itemscope itemtype="" > Екатерина-полтавка и Император Часть Первая 19.03.2017 1016 Время на чтение 30 минут Часть I О животворящей любви У этой истории столько предысторий и послесловий (причём некоторые из них до сих пор не дописаны), что собрать их все вместе в рамках одной достаточно небольшой статьи, прямо скажем, представляется весьма проблематичным... Однако, попытаемся... Солнце Славы, как известно, взошло над Полтавой примерно за час до полудня 27 июня 1709 года. Когда стало фактом, окончательно доказанным, что могущество самой сильной на то время шведской армии было буквально обращено в прах. Но на долгих 78 лет собственно Полтава, чьё имя звездой первой величины воссияло на небосклоне побед Русской армии, напрочь выпала из поля внимания монархов Империи. Они и понятно: осьмнадцатый, «бабий век российской истории», треть которого заняла «эпоха дворцовых переворотов», мало располагал к тщательному «возвеличиванию» и «увековечению» - то была мастерская Истории, кузница по её оборудованию и обустройству. Нет, «Полтаву», конечно, праздновали, но ни Пётр II, ни Анна Иоанновна, ни даже Елизавета Петровна собственно до мест славных событий так и не доехали. Традицию, и решительно, нарушила Екатерина II Великая, во время своего знаменитого « Пути на пользу» превратившая в 1787 году Полтаву в столицу Российской империи на три дня. Здесь были подведены первые итоги успешного присоединения Крыма и благополучного освоения земель Новой России, сиречь Новороссии. Именно здесь блестящий князь Г.А. Потёмкин был удостоен почётного проименования Таврического, розданы многие награды заслужившим их и подарки - в ознаменование трудов прежних, и поощрение будущих. Императрица осмотрела здесь многие места, связанные с громкой славой Русского оружия. На поле Битвы для Неё была осуществлена реконструкция сражения; командовал войсками знаменитый полководец А.В. Суворов. Побывала в Крестовоздвиженском монастыре, который тоже сыграл определённую роль в той брани. Ею были пожалованы монахам значительные суммы. Высочайшая, выражаясь современным языком, инвестиция оказалась вполне удачной: этот полтавский монастырь, названный в честь праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, благословенно существует и поныне, спасая души и храня истинную веру Христову.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/20/...

Зимарово. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Зимарово известно с XVII века. Издавна там существовала деревянная церковь, но сведения о том, когда она была построена, до нас не дошли. В 1781 году старый сельский храм настолько обветшал, что проводить службы в нем стало невозможно. И тогда сельчане просили церковное начальство соорудить  новую церковь во имя Архангела Михаила. На согласование и строительство ушло несколько лет, и только в 1786 году новый деревянный храм был построен и в том же году освящен. Церковь простояла до середины XIX века, и была ещё достаточно крепка, но 10 января 1849 года в Зимарове случился пожар, который затронул и сельский храм. От старого церковного здания не осталось и следа – всё сгорело. Пришлось снова обращаться в Духовную Консисторию с просьбой о построении нового, уже каменного храма. Вопрос решился быстро, и в 1849 году приступили к строительству. В 1852 году в Зимарове появилась новая красивая церковь в честь иконы Боголюбской Богоматери. В храме устроено два придела: справа в честь Архангела Михаила, и слева в память св. Николая Чудотворца. К церкви пристроена трапезная, колокольня сооружена позднее – в 1869 году. Торжественное освящение Боголюбской церкви состоялось 18 июня 1852 года. Вокруг храма в 1866 году была сделана каменная ограда с воротами длиной в 200 сажен Для церкви выделено земли: церковной и кладбищенской – 2 десятины, усадебной -1 десятина и пахотной – 41 десятина. Недалеко от здания храма расположена часовня князей Волконских. Рядом находился двухэтажный каменный дом, где с 1866 года размещалась школа. В сельском приходе числилось 100 дворов. Помимо Зимарово в приход входили деревни  Рясы, Лихорево, Хлопотный хутор, Чернево, Березовый Ржавец, Батурки, Угрино, Самовыселки, Урусово, Озерки. Всего населения 1595 мужиков и 1696 женщин. Из них грамотных 436 человек. По штату в церкви сначала полагался один священник и один псаломщик, а с 1885 года уже служили три священника и три псаломщика. В разное время Боголюбскую церковь материально поддерживали князь Меншиков, императрица Анна Иоанновна и другие крупные сановные лица. В настенной живописи сохранились фрески работы итальянских мастеров.

http://sobory.ru/article/?object=07565

Ивановское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (новая). Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1703 г. курские земли Рыльского, Льговского и Путивльского уездов были пожалованы Петром I гетману Украины И.С. Мазепе (1644-1709), находившемуся в то время в зените своей славы. Гетман основал на этих землях множество деревень и сёл, три из которых - Ивановское, Степановка, Мазеповка (Рыльский район) - до сих пор напоминают нам имя, отчество и фамилию вельможи. В селе Ивановском Мазепа основал усадьбу - возвёл два здания каменных палат и служебные постройки. В 1709 г. после Полтавской битвы гетман Мазепа, перешедший на сторону шведов, бежал за границу. Его курские владения были конфискованы Петром I и пожалованы князю Александру Даниловичу Меншикову. После смерти Петра I эти владения Меншикова, оказавшегося в опале, были приписаны к поместьям Евдокии Федоровры Лопухиной, первой жены Петра I, в дальнейшем царица Анна Иоанновна пожаловала эти земли адмиралу флота графу Николаю Фёдоровичу Головину в 1732 г. Его дочь Наталья Николаевна была женой вступившего на русскую службу принца Петра-Августа Гольдштейн-Бека. Их единственная дочь Екатерина Петровна Гольдштейн-Бек в 1767 г. вышла замуж за придворного вельможу князя Ивана Сергеевича Барятинского, которому и принесла в качестве приданого все курские имения, принадлежавшие когда-то Мазепе... Архивные источники конца XVIII столетия и немногие сохранившиеся усадебные постройки дают представление об усадьбе в селе Ивановском. В 1785 г. курский губернский землемер Иван Башилов писал: " Из всех селений знаменитее других село Ивановское, в котором две церкви, одна каменная, а другая деревянная, господский дом... с каменными и деревянными службами... при оном конский завод... Положение имеет то село на большой дороге от города Курска и Льгова в Рыльск на ровном месте... " До наших дней от усадьбы сохранились палаты Мазепы и небольшая " каменица " - ценные и редкие памятники гражданской архитектуры, соединившие в себе черты русского и украинского барокко начала XVIII века...

http://sobory.ru/article/?object=14871

«Истоки Православия на Аляске». Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции «200 лет российско-американских отношений». 9 ноября 2007 г. 18:11 8 ноября в Российской Академии Наук состоялось открытие международной научной конференции «200 лет российско-американских отношений» . Организатором конференции является Институт всеобщей истории РАН. В рамках конференции под председательством академика РАН Н. Болохвитинова прошла секция «Русская Америка», на которой обсуждался широкий круг вопросов, связанных с историей освоения Аляски и Калифорнии. Особое внимание в работе секции было уделено истории распространения Православия в Северной Америке. Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент выступил на секции со вступительным докладом «Истоки Православия на Аляске». Истоки Православия на Аляске История Православия на Североамериканском континенте начинается с того момента, когда его берегов достигли русские люди. Хотя факт совершения первой Божественной литургии у берегов Америки на корабле, которым командовал Витус Беринг, остается спорным, нельзя полностью исключить его возможность. В те времена все экспедиции снабжались походной церковью, и известно, что походная церковь с корабля, которым командовал Чириков, была оставлена в Петропавловском порту. Также существует ряд упоминаний о том, что в состав Второй камчатской экспедиции входили священнослужители. Так императрица Анна Иоанновна, поручая Сенату организовать новую экспедицию на Камчатку, указывала, что «для приведения тамошней народ в христианскую веру» взять с собой «священников … снесшись Синодом» (1). Святейший Синод направил к берегам Америки священнослужителя (в «Историко-статистическом описании Камчатских церквей» протоиерея П. Громова он упоминается как Серапион (2)), выдав ему походные церкви, а также поручил Берингу «взять ис таболской и Сибирской епархии от преосвященного Антония … шести иеромонахов» (3), чтобы по воскресным дням и православным праздникам для участников экспедиции совершались богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/319966.htm...

Календарь Материалы 28 марта 2013 г. [Интернет-журнал/Культура] Людмила Ларкина Иконы, писанные Арсением Иосифовичем Савицким, есть во многих русских храмах Австралии, но его имя до сегодняшнего дня многим неизвестно. [Интернет-журнал/Культура] Марина Вологжанина После Рахманинова были великие, замечательные композиторы, но такой мощной фигуры, личности такого масштаба больше нет. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Ольга Рожнёва Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться. [Документы истории] Анна Кропоткина Прежде всего общества трезвости стремились занять воскресный день трезвенников. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Один из воинов схватил упавший меч и ударил им Мануила, однако не смог отрубить ему головы [Встреча с Православием/Православная библиотека] 14 марта (по ст. ст.) 1613 г. в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) Пожалуй, каждому христианину приходилось слышать от людей малоцерковных или вовсе незнакомых с Православием: «Подумаешь, это же не такой страшный грех. Вот если бы я кого убил или украл миллион!». Что ответить на такое утверждение? Может ли грех вообще быть нестрашным? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. Диакон Илья Маслов Так ли сильно разнятся выводы «правдолюбовской» и Синодальной богословской комиссий между собой? Игумен Даниил (Гридченко) Священное Писание парадоксально, полно антиномий. Вот и первый Богослов - святой Иоанн – апостол любви призывает… к нелюбви, - не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин.2:15-17). English Edition

http://pravoslavie.ru/archive/130328

Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский собор — один из крупнейших храмов Петербурга, построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Выполнен в стиле ампир. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. Сегодня Казанский собор является, в соответствии со своим статусом, центром церковной жизни Санкт-Петербурга, привлекая под свои величественные своды множество паломников и туристов. Открыт собор ежедневно, с половины девятого утра (по воскресеньям — с семи) и до окончания вечерней службы. Содержание История [ править править код ] Петербургский Казанский собор строился как вместилище для одной из главных святынь молодой северной столицы — чудотворного списка с Казанской иконы Божией Матери, — и в этом качестве он имел несколько предшественников. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы [ править править код ] Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Казанский собор). 1762 г. Воцарение Екатерины II Петербургский Казанский собор строился как вместилище для одной из главных святынь молодой северной столицы — чудотворного списка с Казанской иконы Божией Матери, — и в этом качестве он имел несколько предшественников. Сначала икона, привезенная в Петербург в 1710 году, помещалась в малой «светличке» — деревянной часовне близ Невки, на Посадской улице Городового острова (нынешняя Петроградская сторона). В 1727 году обветшавшую часовню закрыли, а чтимый образ Пресвятой В 1733 году императрица Анна Иоанновна, питая особое почтение к петербургской святыне, повелела конторе интендантских дел просить у Святейшего Синода разрешения «построить на прешпектной дороге, проехав Зеленый (Полицейский) мост, который через Мойку, на правой стороне, церковь, на суммы, назначенные из интендантской конторы». Святейший Синод, разумеется, строительство благословил.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Мониторинг СМИ Монастырь главного святого В год 700-летия «игумена Земли Русской» Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь стала предметом пристального внимания 03.10.2014 23:55 Место, много лет ассоциировавшееся с милицией, место с красивейшими храмами и щемящими душу разрушениями. Городской монастырь — казалось бы, скромный и «непропиаренный», живущий своей внутренней жизнью, — но и со своими «жемчужинами», открытиями, подвижниками… В год 700-летия «игумена всей Земли Русской» Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь стала предметом пристального внимания. Заглянем же и мы вглубь этого монастыря, чтобы увидеть его прошлое и настоящее, внутреннее устройство и служения, — все то, что продолжает дело, начатое преподобным Сергием Радонежским. История древняя С чем у нас связано Санкт-Петербургское шоссе, ведущее через Стрельну к Петергофу? С парадным выездом из города, с дорогой «на фонтаны» и к прекрасным южным пригородам. Удивительно, но так оно и задумывалось изначально. По замыслу Петра I Петергофская дорога была «парадной лестницей» к Петербургу, по ней нарядные повозки въезжали в имперскую столицу, и вряд ли эти места ассоциировались с монашеским уединением. Но именно здесь суждено было возникнуть монастырю во имя преподобного Сергия Радонежского: императрица Анна Иоанновна пожелала, вернувшись из Троице-Сергиевой лавры, прославить имя преподобного и в городе на Неве. Для этого она отдала своему духовнику, настоятелю лавры архимандриту Варлааму в вечное владение приморскую дачу своей сестры Екатерины Иоанновны. Так осенью 1734 года была основана новая обитель. Но только тридцать лет спустя пустынь стала самостоятельным монастырем. К этому времени здесь высился красивый пятиглавый каменный собор Святой Живоначальной Троицы, возведенный по проекту П. А. Трезини, были построены кирпичные кельи. Следил за ходом работ другой знаменитый архитектор, Б.-Ф. Растрелли. История монастыря связана еще со многими выдающимися именами. Около 1773 года в пустынь поступил шестнадцатилетним послушником будущий преподобный Герман Аляскинский, который пробыл здесь пять лет. А расцвет пустыни связывают с приходом в настоятели в 1834 году архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Святитель был славен не только своими трудами, посвященными «умному деланию», аскезе и молитве, — но и вполне земным, хозяйственным «деланием»: в период его управления был отреставрирован Троицкий собор, монашеские кельи, возведены церкви Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Григория Богослова, налажено хозяйство. Монастырским хором при архимандрите Игнатии руководил известный духовный композитор протоиерей Петр Турчанинов. Сохранить монастырь на высоком уровне сумели и преемники святителя Игнатия. К началу XX века насельников насчитывалось уже до двухсот человек.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Москва. Донской монастырь. Церковь Захарии и Елисаветы под колокольней. Церковь. Действует.   Престолы: Захарии и Елисаветы Год постройки:Между 1730 и 1755. Архитектор:Дж. Трезини, А.П. Евлашов, Д.В. Ухтомский Адрес: 115419, Россия, город Москва, Донская площадь, 1, строение 14. Координаты: 55.714264, 37.600067 Проезд:Станция метро «Шаболовская», выход из второго-третьего вагона из центра. После выхода из метро повернуть направо, пешком вдоль по улицы Шаболовка до пересечения с 1-м Донским проездом, затем снова повернуть направо и вдоль монастырской стены — до Главных ворот обители, расположенных со стороны Донской площади. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Колокольня у западных ворот Донского монастыря. Построена в 1730-1755 гг. Сооружение колокольни началось по проекту петербургского архитектора Д.Трезини. Он возвёл лишь нижний ярус колокольни, расчленённый тосканскими пилястрами. Достраивал колокольню архитектор А.П.Евлашев. В колокольне находится церковь праведных Захарии и Елисаветы. Надвратный храм над западными воротами во имя праведных Захария и Елизаветы был закрыт в конце XVIII века по указу императрицы Екатерины II; впоследствии в нем разместилась монастырская библиотека и архив. После революции помещения храма были приспособлены под жилье, а весь объем храма разделен на этажи. Реставрационные работы, начатые еще музеем архитектуры, вернули первоначальный облик храму, а в 1996 году к Светлому Христову Воскресению в нем начались богослужения. Вопрос о строительстве новой колокольни встал в конце XVII века в связи с окончанием строительства нового соборного храма, масштабам которого не соответствовали имеющиеся колокольни у Малого собора и над северными воротами. Вероятно, отсутствие средств заставило отложить начало работ по сооружению новой колокольни почти на треть века. Первое упоминание о новой колокольне относятся к марту 1730 года, когда архимандрит Илларион обратился к Императрице Анне Иоанновне с просьбой о выделении средств на строительство колокольни и церкви над западными воротами. Однако Анна Иоанновна не ответила на просьбу архимандрита и пришлось собирать средства «на колокольное строение» у богатых прихожан. В 1730 году милитийская царевна Дарья Арчиловна пожертвовала на строительство колокольни тысячу рублей, двадцать рублей были пожертвованы графом Головкиным, канцлером А.Б. Куракиным вложено двести рублей на новое строительство. На помин души генерал-аншефа Ивана Ильича Дмитриева-Мамонова его родные пожертвовали на строительство колокольни сто рублей. Из дома Льва Нарышкина (1664-1705), владельца Тульских железоделательных заводов, по указу его сына Александра Львовича было отпущено на строение колокольни 100 пудов железа.

http://sobory.ru/article/?object=04544

Окно митрополита Антония: О Татьяне Майданович В 1960 году первый раз приехал в Москву владыка Антоний Сурожский. Таня встретилась с ним, и эта встреча была определяющей, я бы сказала, для семьи, но и для Владыки тоже. Хотя, конечно, в жизни Майдановичей это значило все, а в жизни Владыки это была часть. Но если бы этой встречи не произошло, мы бы никогда не говорили: ‘как сказал владыка Антоний’, ‘как написал владыка Антоний’, ‘как думает владыка Антоний’. 8 ноября, 2013 В 1960 году первый раз приехал в Москву владыка Антоний Сурожский. Таня встретилась с ним, и эта встреча была определяющей, я бы сказала, для семьи, но и для Владыки тоже. Хотя, конечно, в жизни Майдановичей это значило все, а в жизни Владыки это была часть. Но если бы этой встречи не произошло, мы бы никогда не говорили: ‘как сказал владыка Антоний’, ‘как написал владыка Антоний’, ‘как думает владыка Антоний’. В пятницу, 8 ноября, в Лондоне состоится отпевание Татьяны Майданович, духовной дочери митрополита Антония Сурожского. Именно благодаря Татьяне Львовне и ее сестре Елене Львовне мы имеем многотомное печатное наследие владыки Антония. Совершит заупокойную службу в Успенском и Всехсвятском Соборе протоиерей Джон Ли, ближайший друг и душеприказчик владыки Антония и ближайший друг Татьяны и Елены Майданович. О Татьяне Львовне вспоминает Анна Ильинична Шмаина-Великанова доктор культурологии, доцент Центра изучения религий РГГУ. Татьяна Майданович Татьяна Львовна Майданович родилась в 1935 году в Париже. Отец ее до конца своих дней говорил о себе как о морском офицере, — «мичман Майданович». Мичман Майданович в молодости служил у Александра Кутепова в Белой гвардии, в самом ее отчаянном крыле (т. н. РОВС), но большую часть жизни он прожил в эмиграции и работал маляром. Мать, необыкновенной воли и ума женщина, вырастила четырех дочерей так, что все они посвятили свою жизнь Богу, Церкви. Самая старшая, Наталья, стала иконописцем, помощницей Леонида Успенского. Вторая, в крещении Ирина, в монашестве — Иринея, была сначала насельницей Пюхтицкого монастыря, а свои дни закончила в Свято-Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге.

http://pravmir.ru/okno-mitropolita-anton...

Русский Дом 2001. Русская партия в СССР и ее разгром ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 8,  2001 РУССКАЯ ПАРТИЯ В СССР И ЕЕ РАЗГРОМ " Опасность прежде всего состоит в том, что " русизмом " , т.е. демагогией о необходимости борьбы за сохранение русской культуры, памятников старины, за " спасение русской нации " , прикрывают свою подрывную деятельность откровенные враги советского строя " . - Ю. Андропов Феномен, получивший название " Русская партия " , собственно, не является чем-то специфическим для советского периода отечественной истории. Прообразы Русской партии можно обнаружить в глубине веков. Русская партия всегда заявляла о себе в ответ на антинациональные тенденции в политике " верхов " . Так было в XIV веке, когда Иосиф Волоцкий и его сторонники, преимущественно деятели Церкви, выступили против широко распространившейся тогда в высших кругах русского общества " ереси жидовствующих " , завезенной на Русь через Новгород в 1470 году неким " жидовином Схарией " . Во главе партии еретиков стоял сам Московский митрополит Зосима. К ее покровителям относились княгиня Елена, невестка Великого князя Иоанна III, множество представителей знати Москвы и Новгорода. Как пишет митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский, " можно с уверенностью сказать, что в течение тридцати четырех лет с момента рождения ереси и до ее разгрома в 1504 году дальнейшая судьба России и само ее существование находились под вопросом. Дело в том, что " ересь жидовствующих " не была " обычной " ересью. Она больше напоминала идеологию государственного разрушения, заговора, имевшего целью изменить само мироощущение русского народа и формы его общественного бытия " . Но тогда у русского народа достало сил отвергнуть ересь, по существу являвшуюся одной из первых идеологических диверсий Запада против России. Во главе Русской партии тогда встал преп. Иосиф Волоцкий. В XVIII в. Русская партия проявила себя в деятельности группы Артемия Волынского, противостоявшего немецкому засилью в верхах, получившему название " бироновщины " . Императрица Анна Иоанновна подписала Волынскому смертный приговор. Так же неудачно, но уже в царствование Екатерины II, закончилось противостояние ряда церковных иерархов во главе с Арсением Мацеевичем секуляризационным тенденциям в общественной жизни и политике государства по отношению к Церкви.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200108/24.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010