Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь (Троице-Сергиева пустынь, Сергиева пустынь) — православный мужской монастырь (пустынь), сейчас формально находится на территории посёлка Стрельна, ныне в черте города Санкт-Петербурга. Основан в 1734 году; до 1918 года имела статус первоклассной обители; с 1819 до 1834 год находилась в ведении петербургских викариев — епископов Ревельских. Примыкающий к пустыни посёлок Сергиево с одноименной железнодорожной станцией в 1918 г. переименован в посёлок Володарский. В 2010 г. железнодорожной станции возвращено её первоначальное название. Содержание История [ править править код ] В 1734 году императрица Анна Иоанновна передала земли в 19 верстах от Петербурга на берегу Финского залива своему духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (Василию Высоцкому). Ранее на этих землях была мыза («Приморская дача») старшей сестры Анны Иоанновны, дочери царицы Прасковьи — Екатерины, герцогини Мекленбург-Шверинской. Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756—1760 годах были выстроены из кирпича, а к 1764 году на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом. Около 1773 года в пустынь поступил послушником в возрасте 16 лет будущий преподобный Герман Аляскинский и пробыл здесь пять лет, после чего ушёл на Валаам. Расцвет пустыни начался в 1834, когда её наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов) , автор знаменитых «Аскетических опытов». Уже через год он объединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привёл в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нём руководил известный духовный композитор протоиерей П. И. Турчанинов, который в 1836—1841 был священником в соседней Стрельне.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Собор Троицы Живоначальной в Красном Селе (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Троицы Живоначальной — один из старейших храмов Санкт-Петербурга, построен в 1733–1735 годах. Памятник архитектуры «аннинского барокко». Фактически харм был главным храмом летней воинской столицы Российской империи. Здесь молились царствовавшие представители Дома Романовых: от императрицы Екатерины I до императора Николая II. Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, входит в состав Военного благочиния. Содержание История [ править править код ] Первым храмом в Красном Селе была деревянная церковь святой великомученицы Екатерины, построенная в годы правления Екатерины I. В 1732 году церковь сгорела; позднее на её месте появился военный госпиталь. В 1733 году началось строительство нового каменного храма. Среди жертвователей на возведение церкви была императрица Анна Иоанновна. Закладка состоялась 16 (27) августа. Автором проекта был И. Я. Бланк. 20 (31) июля 1735 года протоиереем Иосифом Чедневским был освящён главный престол. Правый придел святой великомученицы Екатерины был освящён в 1737 году; левый придел святителя Николая Чудотворца, пристроенный в 1738 году, — в 1761 году. Придел святых праведных Симеона и Анны был освящён в 1822 году в средней части храма, с правой стороны, протоиереем Стахием Колосовым. В 1851—1854 годах по повелению государя императора Николая I и проекту архитектора А. И. Резанова, при участии А. М. Камуцци, церковь была перестроена и расширена. В 1854 году территория храма была обнесена оградой, в юго-западной части которой по проекту архитектора А. И. Резанова была устроена каменная часовня. До передачи храма в епархиальное ведомство в 1812 году церковь находилась в ведении Павловского городского правления. До 1830-х годов рядом с храмом находилось кладбище. В январе—феврале 1928 года приход храма поддерживал Иосифлянское движение. В 1937 году весь клир был расстрелян, богослужения прекращены и возобновлены лишь в феврале 1942 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Троицы_Ж...

Храм Троицы Живоначальной в Свиблово (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Троицы Живоначальной в Свиблове на реке Яузе — вотчинная церковь в подмосковной усадьбе Нарышкиных Свиблово, яркий памятник нарышкинского барокко. Является подворьем Патриарха Московского и всея Руси. Содержание История [ править править код ] Церковь Троицы Живоначальной расположена на территории Усадьбы Свиблово, раскинувшейся на высоком берегу Яузы. Первое документальное упоминание о Свиблово датируется 1432 годом. В духовной грамоте Московского Князя Василия первого Свиблово названо «селом Федоровским на Яузе с мельницей». Этим своим названием оно было обязано, как утверждает предание, ближнему боярину Дмитрия Донского Федору Семеновичу Свиблу. Здесь была построена деревянная церковь, но в Смутное время Свиблово лишилось ее. Имение было пожаловано Льву Афанасьевичу Плещееву в наследственное владение за защиту Москвы от иноземных войск. Со Свибловым было связано имя Московского губернатора Кирилла Нарышкина. Он создал превосходно поставленный крепостной театр, который посещала Екатерина Вторая, и так как местные крестьяне славились игрой на духовых инструментах, организовал оркестр роговой музыки. Известно так же, что императрица Анна Иоанновна направляла в Свиблово специального курьера: найти для её придворного оркестра крестьян, хорошо играющих на свирели. В это же время Нарышкин деятельно переустраивает Свиблово: переделывает сохранившиеся до наших дней старые Плещеевские палаты, возводит в 1708 году каменную церковь Святой Троицы, а годом позже, сооружает около нее колокольню. Памятью о Петровских временах остался на ней трофейный шведский колокол. Ансамбль Свибловской церкви представляет один из интереснейших архитектурных памятников Московского Нарышкинского барокко. Со смертью Кирилла Нарышкина Свиблово возвращают роду Плещеевых. А в 1745 году на сравнительно недолгое время оно передается во владения Голицинской семьи. Чуть позже Свиблово вместе с соседними селами Казеевым и Леоновым приобретает семья купца Кожевникова.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННА ИОАННОВНА (28.01. 1693, Москва - 17.10.1740, С.-Петербург), российская императрица (с 19 янв. 1730). Дочь царя Иоанна V Алексеевича и царицы Параскевы Феодоровны (урожд. Салтыковой). Детство провела в кремлевских дворцах и подмосковной резиденции в с. Измайлове. Вместе с сестрами Екатериной и Параскевой получила домашнее образование, обучалась нем. языку у И. Х. Д. Остермана (брат А. И. Остермана ), франц. языку у Г. фон Гюйссена и танцам у С. Рамбурха. В 1708 г. вместе с матерью и сестрами переехала в С.-Петербург, где жила на Городской (Петроградской) стороне. На основании соглашения, заключенного в 1710 г. в Мариенвердере между царем Императрица Анна Иоанновна. Гравюра Мекона. Нач. 20-х гг. XIX в. Императрица Анна Иоанновна. Гравюра Мекона. Нач. 20-х гг. XIX в. Петром I и прусским кор. Фридрихом Вильгельмом I, вышла замуж за герц. Курляндского Фридриха Вильгельма. Свадьба состоялась 31 окт. 1710 г. в Меншиковском дворце на Васильевском о-ве С.-Петербурга, венчание было совершено по правосл. чину. После смерти супруга, скончавшегося 9 янв. 1711 г. на пути в Курляндию, по настоянию Петра I А. И. проживала в качестве вдовствующей герцогини в Митаве (совр. Елгава, Латвия). С 1712 г. находилась под сильным влиянием своего фаворита - обер-гофмейстера М. П. Бестужева-Рюмина, к-рый в 1727 г. был оттеснен новым любимцем - обер-камер-юнкером Э. И. Бироном. Предполагаемый брак А. И. с гр. Морицем Саксонским (внебрачный сын польск. кор. Августа II и графини Авроры Кёнигсмарк) в 1726 г. был расстроен А. Д. Меншиковым, к-рый сам намеревался стать герцогом Курляндским. В Курляндии А. И., стесненная в средствах, вела скромный образ жизни, неоднократно обращалась за помощью к Петру I, затем к императрице Екатерине I . Восшествие на российский трон После смерти имп. Петра II (18 янв. 1730) Верховный тайный совет по предложению Д. М. Голицына и В. Л. Долгорукова 19 янв. избрал А. И. как старейшую в роде Романовых на российский престол на условиях ограничения власти в пользу старомосковской знати. Согласно доставленным в Митаву М. М. Голицыным, В. Л. Долгоруковым и М. И. Леонтьевым и подписанным 25 янв. 1730 г. «кондициям», или «пунктам», А. И. должна была прежде всего заботиться о распространении в России Православия, обещала не вступать в брак, не назначать по своему усмотрению наследника престола и сохранить Верховный совет. А. И. не имела права объявлять войну и заключать мир, вводить новые налоги, производить в офицерские чины выше полковника и в придворные чины, жаловать и конфисковывать поместья, ведать гос. доходами и расходами, лишать дворян «живота, и имения, и чести» без суда.

http://pravenc.ru/text/115600.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VI АНТОНОВИЧ (12.08.1740, С.-Петербург - 5.07.1764, Шлиссельбургская крепость), российский имп. (17 окт. 1740 - 25. нояб. 1741). Сын принца Брауншвейг-Вольфенбюттельского Антона Ульриха и правительницы Российской империи Анны Леопольдовны . Назван в честь прадеда - царя Иоанна V Алексеевича. Имп. Анна Иоанновна стала восприемницей младенца. Вскоре она тяжело заболела и манифестом от 5 окт. 1740 г. объявила И. А. наследником престола, а ее фаворит герц. Э. И. Бирон особым определением был назначен регентом. Иоанн VI Антонович, имп. российский. Гравюра Л. Серякова. 1878 г. (РГБ) Иоанн VI Антонович, имп. российский. Гравюра Л. Серякова. 1878 г. (РГБ) 17 окт. того же года Анна Иоанновна скончалась, 18 окт. был обнародован манифест, согласно к-рому Российский престол наследовал И. А. под именем Иоанн III. В результате дворцового переворота гвардейцы во главе с ген.-фельдмаршалом гр. Б. К. Минихом в ночь на 9 нояб. того же года арестовали Бирона; манифестом от имени И. А. регентшей была назначена Анна Леопольдовна. И. А. был перевезен в Зимний дворец; там для него устроили отдельный кабинет, где помещалась дубовая колыбель весом 33 пуда и были заготовлены «печатные книжки». В ночь на 25 нояб. 1741 г. цесаревна Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот; И. А., его родители и сестра Екатерина были арестованы в Зимнем дворце гвардейцами Преображенского полка. В начале правления имп. Елизаветы Петровны изымались из обращения монеты с изображением И. А., публично сжигались печатные листы с присягой ему, с 1743 г. началось систематическое изъятие проч. офиц. документов с упоминанием свергнутого императора и правительницы Анны Леопольдовны: манифестов, указов, жалованных грамот, церковных книг, паспортов и проч., из печатных книг вырезались выходные листы с именем И. А. Поскольку уничтожить годовую документацию всех гос. учреждений не представлялось возможным, целые комплекты дел передавались на особое хранение в Сенат и Тайную канцелярию.

http://pravenc.ru/text/469786.html

В ледовых банях уж не жарят? И тут вышел Тредиаковский. Он выжал из себя похабные строки – такие, чтобы понравились окружению императрицы. С матерщиной. 17 февраля, 2015 И тут вышел Тредиаковский. Он выжал из себя похабные строки – такие, чтобы понравились окружению императрицы. С матерщиной. 17 февраля 1740 года в Петербурге, в двух шагах от императорского дворца, произошла знаменитая шутовская свадьба. Совсем несмешная история. И знаменательный юбилей – 275 лет. Понятие «Ледяной дом» не затерялось в веках. Многие вспомнят роман Лажечникова, кто-то не забыл и давний фильм Константина Эггерта. Это одна из трагических коллизий галантного века, заведшего обычай припудривать кровь и грязь. Среди правителей России трудно найти большую поклонницу шутовских забав, чем императрица Анна Иоанновна. Кривляние разнообразных шутов сопровождало её каждый день, начиная с пробуждения. Одной из любимых шутих императрицы была калмычка Дуня Буженинова. Её считали уродкой – непривычная внешность вызывала гогот. Кроме того, Дуня была смышлёной и обладала актёрскими способностями. Она, как никто другой, умела рассмешить императрицу. Фамилию она получила за гастрономическое пристрастие: любила буженину. Императрицу забавляла эта её страсть. Анна Иоанновна Среди шутов императрицы выделялся грустный пожилой человек. Он сутулился, но иногда в нём проявлялась горделивая стать. Как-никак – князь, представитель одной из самых известных русских фамилий. Михаил Алексеевич Голицын, внук всесильного Василия Васильевича. Правда, в те времена родовую фамилию он утратил, а звали его пренебрежительно – Квасником. Такая обязанность была у шута – обносить придворных квасом. Весёлые забавники любили плеснуть ему квасом в лицо. Что может быть комичнее для хозяев жизни, чем оплёванный князь? Он пострадал из-за романтической истории. И из-за предательства. Пожилой вдовец князь Голицын путешествовал по Италии и полюбил прекрасную молодую Лючию. А она оказалась ревностной католичкой и потребовала, чтобы свадьба состоялась по католическому обряду. Подобно графу Дракуле, русский князь предал веру отцов. Они прибыли в Москву. Он скрывал своё отступничество, жил с итальянкой скрытно.

http://pravmir.ru/ledyanoy-dom-1/

Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Лазаревское кладбище — музей-некрополь XVIII века в составе Государственного музея городской скульптуры (с 1932 года), на территории Александро-Невской лавры. Площадь — 0,7 га. Слева от входа на территорию Лавры через арку надвратной церкви Всех Скорбящих радости находится Лазаревское кладбище (Некрополь XVIII в.) - самое старое из сохранившихся кладбищ Санкт-Петербурга. Его история начинается с 1717 г. (хотя отдельные захоронения делались и раньше), когда здесь была похоронена любимая сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, а затем и его сын царевич Петр. Над их могилами была возведена небольшая часовня во имя Воскрешения святого Лазаря, от которой все кладбище получило название Лазаревского. Через несколько лет останки Натальи Алексеевны и Петра Петровича были перенесены в Благовещенскую церковь и перезахоронены в самой почетной алтарной части. Над их могилами были положены плиты, получившие название царских, и Благовещенская церковь стала превращаться в первую царскую усыпальницу Петербурга. В ней похоронены царица Прасковья Федоровна, ее дочь герцогиня Мекленбургская Екатерина Иоанновна, правительница России Анна Леопольдовна, первая жена цесаревича Павла Петровича (будущего императора Павла I) великая княгиня Наталья Алексеевна и др. Там же был погребен император Петр III, прах которого в 1796 г. был перенесен его сыном в императорскую усыпальницу Петропавловского собора. Таким образом, с самого начала Лазаревское кладбище получило чрезвычайно высокий статус. При Петре I для совершения там захоронения требовалось личное разрешение императора. Не случайно в числе первых здесь был погребен сподвижник Петра I фельдмаршал граф Б.П. Шереметев, одержавший ряд побед в ходе Северной войны. Впоследствии здесь были похоронены многие представители семьи Шереметевых и среди них знаменитая крепостная актриса Параша Жемчугова. Со временем Лазаревское кладбище стало самым привилегированным кладбищем Петербурга. Здесь нашли свое последнее пристанище представители аристократических фамилий (Апраксины, Белосельские-Белозерские, Гагарины, Голицыны, Долгорукие, Мещерские, Разумовские, Салтыковы, Столыпины, Шуваловы и др.), императорские фавориты и фаворитки (Е.Р. Воронцова (Полянская), П.В. Завадовский, А.Я. Охотников), влиятельные вельможи (М.Н. Муравьев, Н.С. Мордвинов, А.В. Олсуфьев), талантливые ученые и литераторы (М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин), прославленные военачальники (В.Я. Чичагов, П.И. Ханыков).

http://azbyka.ru/palomnik/Лазаревское_кл...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН Иларион (Рогалевский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) Иларион (Рогалевский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (РГИА) (Рогалевский; Минск - 1738 (1742), Тверь), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Окончил Киево-Могилянскую академию, принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. По просьбе фельдмаршала Б. П. Шереметева в 1707 г. был назначен военным иеромонахом, служил в армейских частях и одновременно исполнял обязанности духовника графа. С дипломатической миссией, к-рую возглавлял А. П. Волынский, был направлен в Персию. После возвращения по указу от 7 апр. 1719 г. И. был направлен в Александро-Невскую лавру с предписанием под страхом «штрафа с истязанием» никуда не отлучаться из обители. В это время он числился иеромонахом минского во имя апостолов Петра и Павла мон-ря. С 1719 г. был обер-иеромонахом военного флота, служил на корабле «Александр», принимал участие в Персидском походе. С 23 июня 1722 г. И. возглавлял Мгарский в честь Преображения Господня мон-рь , но большую часть времени проводил в С.-Петербурге и Москве. Из-за конфликта с Черниговским архиеп. Иродионом (Жураковским) 24 окт. 1728 г. был перемещен в Донской иконы Божией Матери московский мон-рь в сане архимандрита. По свидетельству И., в это время в Донской обители было «собрано монашествующего чина из малороссийских городов не малое число». Считается, что карьере И. содействовал архиеп. Новгородский Феофан (Прокопович) . 26 марта 1732 г. И. был хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского и в том же году возведен в сан архиепископа. 13 июня того же года имп. Анна Иоанновна пожаловала И. серебряное блюдо, к-рое он передал в кафедральный Благовещенский собор (ныне хранится в Национальном музее Республики Татарстан). 20 сент. прибыл в Казань. Добился отмены решения Святейшего Синода об отстранении от должностей священников казанских церквей, к-рые по делу митр. Сильвестра (Холмского) обвинялись в непоминовении Синода на литургии. Архиепископ объяснил, что иначе городские храмы останутся «без службы и пения». За время управления епархией основное внимание И. уделял миссионерской деятельности и преобразованию Казанской ДС. Дружеские отношения с Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) помогли И. уже в 1732 - нач. 1733 г. пригласить из Киева в Казань питомцев Киевских духовных школ: архим. Нежинского монастыря Германа (Барутовича), иером. Епифания (Адамацкого), В. Г. Пуцек-Григоровича (впосл. митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) ), С. Гловацкого (впосл. митрополит Сильвестр (Гловацкий)). При И. был заложен новый каменный семинарский корпус в самом центре Казани. Землю для постройки передала архиерейскому дому вдова строителя казанского Петропавловского собора Ивана Михляева. Часть средств на сооружение здания выделил архиепископ.

http://pravenc.ru/text/389201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Никодим (Сребницкий), еп. Переяславский и Бориспольский. Портрет. 40-е гг. XVIII в. Никодим (Сребницкий), еп. Переяславский и Бориспольский. Портрет. 40-е гг. XVIII в. (Сребницкий; кон. XVII в.- 12.06.1751, Переяслав (совр. Переяслав-Хмельницкий, Украина)), еп. Переяславский и Бориспольский. Учился в Киево-Могилянской и Московской Славяно-греко-латинской академиях. С 1722 г. служил в Белгородской и Обоянской епархии: был архидиаконом при еп. Епифании (Тихорском; † 1731). С 1727 г. в сане архимандрита являлся настоятелем Николаевского мон-ря Белгорода, вскоре назначен судьей Белгородского архиерейского дома. Еп. Епифаний не только сделал его своим душеприказчиком, но и в предсмертном письме архиеп. Новгородскому и Великолуцкому Феофану (Прокоповичу) ходатайствовал за Н. как за одного из 2 желательных преемников. Однако на Белгородскую кафедру был хиротонисан архим. Досифей (Богданович-Любимский; 1736). В сент. 1732 г. Н. подал в Синод прошение о переводе в др. епархию. Пока оно рассматривалось, он попал под следствие из-за недостачи крупной суммы денег, оставшихся от еп. Епифания, и был вызван в С.-Петербург с приходо-расходными книгами. Выяснилось, что деньги израсходовал сам покойный епископ. В Белгородскую епархию Н. не вернулся, приняв назначение настоятелем Псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . 25 янв. 1734 г. Н. был вызван в столицу на чреду служения и определен судьей С.-Петербургского духовного правления «для обучения и присмотрения к делам» (до 7 июня 1738). До 1742 г. в С.-Петербурге не было собственного архиерея: вместе с освобожденными в ходе Северной войны (1700-1721) землями (Шлиссельбургский, Копорский и Ямбургский уезды, Кронштадт) и завоеванным г. Выборгом новая столица России входила в состав небольшой по территории Синодальной обл. Благодаря покровительству архиеп. Феофана Н. быстро продвигался по службе: 4 июля 1734 г. он стал настоятелем Ипатиевского во имя Святой Троицы монастыря , а 11 февр. 1736 г.- Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря. 20 июля 1736 г. имп. Анна Иоанновна пожаловала его званием члена Синода. В сент. 1736 г. Н. присутствовал при кончине архиеп. Феофана и участвовал в погребальных службах в С.-Петербурге не только как член Синода, но и как душеприказчик почившего.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

Михаило-Архангельский храм (Синьково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Михаило-Архангельский храм (Синьково) Каменная одноглавая церковь в стиле провинциального классицизма с трапезной и колокольней, вероятно, перестроенная в 1-й половине XIX в. В кладку храма включены остатки старого белокаменного здания XVII в. В трапезной был Сергиевский придел. Закрыта 1930г. Вновь освящена 12 августа 2018 г. Содержание История [ править править код ] Село Синьково известно с 1589 г. по писцовым книгам Елизария Сабурова. Бывшее в XVI-XVII вв. дворцовым, село имело белокаменный храм во имя Архангела Михаила с приделом святого Димитрия Прилуцкого. По архаичной архитектуре и белому камню, из которого он построен, исследователь русской архитектуры В.В. Кавельмахер относит храм ко второй половине — последней четверти XVI в. и описывает как бесстолпный белокаменный храм на погребе. В 1731 г. императрица Анна Иоанновна пожаловала Синьково своему родственнику графу С.А. Салтыкову, в роду которого оно оставалось до 1795г. В 1790—1792 гг. выстроили новую, существующую ныне церковь во имя Архангела Михаила с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. От старого здания сохранилась лишь нижняя часть северной стены. По оси храма с запада к трапезной примыкала колокольня. Стены храма, прорезанные полукруглыми окнами с крещатыми решетками, покрыты ленточным рустом и завершены треугольными фронтонами с белокаменными, тонко профилированными карнизами. У входа из колокольни в трапезную сохранилась двустворчатая кованая дверь. Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом. Широкие арочные проемы открывались из помещения храма в апсиду, южный придел и трапезную. В верхние ярусы колокольни, а также на своды трапезной вела кирпичная внутристенная лестница. В 1901 г. живописцы художественной мастерской Я.Е.Епанечникова обновили настенную живопись и иконостас придела. В 1911 г. были переложены своды в трапезной. После революции храм разорили, богослужения прекратились. В 1930 г. в храме устроили автотракторную мастерскую, из-за которой пострадали белокаменные детали убранства фасадов, разрушены многие конструктивные элементы: утрачены крыша, завершения и верхние ярусы колокольни. Растесаны оконные и дверные проемы, заполнения утрачены.

http://azbyka.ru/palomnik/Михаило-Арханг...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010