Велегож. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты " Церковь построена владельцем села Велегож князем Иваном Юрьевичем Трубецким, прозванным Меньшим, в отличие от своего дяди, фельдмаршала и любимца Петра I И. Ю. Трубецкого Большого. В 1730 году, будучи противниками верховников, оба Трубецких (дядя и племянник) активно поддержали восстановление самодержавия, за что Анна Иоанновна пожаловала князя Ивана Юрьевича Меньшого в камергеры. Факт значительный, проясняющий многое. Покровительство самой императрицы придавало Трубецкому чувство уверенности, столь редкое в эпоху произвола временщиков и безраздельного засилья иноземцев. Задуманное и осуществленное в Велегоже строительство, требовавшее средств и известных хлопот, служит для нас лишним подтверждением прочного положения заказчика. Вполне вероятно также, что Трубецкой лично следил за строительством и сам входил во все его нужды. Во всяком случае, такая возможность у него была. Как известно, Анна Иоанновна возвратилась из Москвы в Петербург только в 1732 году. В Москву перебрались не только царский двор, не только важнейшие правительственные учреждения (Сенат, Синод и коллегии), но и значительные архитектурные силы, привлеченные для возрождения старой столицы. Помимо петербургских зодчих во главе с Ф.С.Растрелли в Москве начинали свою деятельность вернувшиеся к тому времени из заграничной командировки петровские пенсионеры. Круг зодчих, к которым мог обратиться Трубецкой, был достаточно широк. И все же в целом московское зодчество того периода, которому предшествовала полоса почти полного застоя архитектурной жизни, несет отпечаток доморощенности и немного наивной многозначительности. Этими чертами в полной мере наделена архитектура Рождественской церкви. Общей композицией центрическое крестчатое здание восходит к образцам конца XVII века. Двусветный восьмерик Рождественской одноглавой церкви окружен одноярусными алтарем и приделами (трапезная перестроена во второй половине XIX в.), образующими ветви креста. Приделы завершены главами на каменных барабанах, что на первый взгляд еще сильнее роднит памятник с лучшими творениями «нарышкинского барокко». Однако образ Рождественской церкви совершенно иной. Новые ордерные принципы декоративного оформления еще грубоватого пилястрового стиля и новая система пропорций не оставили и следа от вертикальной устремленности и эмоционально-декоративной насыщенности архитектуры прототипов " .

http://sobory.ru/article/?object=09897

Кузовка. Церковь Богоявления Господня (старая). Карта и ближайшие объекты Строительство каменного храма Богоявления Господня начато в 1823г., окончено в 1831г. Храмостроительница - графиня Анна Владимировна Бобринская. С 1880г. существовала земская школа. Село Кузовка расположено по обеим сторонам реки Кузовки в виде двух параллельных слобод, растянутых верст на пять. От Тулы село находится на расстоянии 75 верст, от Богородицка 12 верст и от станции Малевки Елецкой ветви Сызрано-Вяземской ж. д. в 5 верстах. Название села произошло, вернее всего, от реки, хотя объясняют это название и из существовавшего тут в прежнее время, когда было здесь много лесов, промысла приготовлять лукошки и плести кузова. Время возникновения прихода села Кузовки неизвестно. По местному преданию, население Кузовки образовалось из переселенных сюда крестьян из других мест во времена Бирона, которому будто бы в личное владение отдана Императрицею Анною Иоанновною вся плодородная полоса Тульской губернии: от г. Венева до границ Ефремовского уезда. Бирон позаботился населить свои вотчины, в это время и получила свое начало село Кузовка. Если это предание верно, то возникновение села нужно относить к 1-й половине XVIII. В 1794 г. все крестьяне бывших вотчин Бирона, в том числе и крестьяне с. Кузовки, отданы были Екатериною II во владение графа Алексея Григорьевича Бобринского. В настоящее время приход состоит из села и деревни Алексеевки с общим населением 1772 души муж. пола и 1774 жен. пола. Кроме земледелия, большинство занимаются плотничеством. Существующий в приходе храм каменный во имя Богоявления Господня, как видно из храмозданной грамоты, начат постройкою в 1823 г. и окончен в 1831 г. Строительницей храма была графиня Анна Владимировна Бобринская. О судьбах же более раннего деревянного храма не сохранилось никаких сведений. Кроме главного алтаря, в храме одновременно устроены придельные – с правой стороны во имя Вознесения Господня, с левой – во имя Покрова Божией Матери. В последующее время в храме производились разного рода поновления внутри и снаружи. Наиболее капитальная поправка состояла в замене всех трех иконостасов новыми в 1873 г.

http://sobory.ru/article/?object=06913

Фроловское. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты Несмотря на то, что церковь находится непосредственно в центре села на видном месте, её состояние можно охарактеризовать как очередную стадию последовательного разрушения. Уже нет апсиды, свода основного объема, на очереди трапезная. Современные попытки возродить церковь пока свелись к установке деревянного креста с восточной стороны, внутри же по-прежнему культурный слой. Южный фасад используется как ограждающий забор территории частного огорода, придвинутого вплотную к строению. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Село Фроловское ещё в начале XX в. называлось Флоровское. Оно принадлежит к числу древнейших селений Юрьевского района, упоминается в духовной грамоте 1389 г. великого князя Димитрия Иоанновича Донского, который завещал его супруге, княгине Евдокии Дмитриевне (1353-1407, в иночестве Евфросинии). В этом браке родились 8 сыновей (Даниил ,Василий, Юрий ,Семён, Андрей, Пётр, Иван, Константин) и 4 дочери (Софья, Мария, Анастасия, Анна). У княгини село выменял старший сын, великий князь Василий Димитриевич, и в духовной грамоте 1426 г. завещал Флоровское супруге, княгине Софье Витовтовне (ум. 1453), дочери великого князя литовского Витовта, с которой вступил в брак в 1391 г. У них родились 5 сыновей (Юрий, Иван, Даниил, Семён, Василий) и 4 дочери (Анна, Анастасия, Мария и Василиса). В 1462 г. великий князь Василий Васильевич завещал село супруге Марии Ярославовне. После смерти княгини селом владел её младший сын, князь Борис Васильевич Волоцкий (р. после 1433 - 1494). В 1471 г. князь Борис вступил в брак с княжной Ульянией Михайловной, дочерью удельного князя Холмского Михаила Дмитриевича. У них родились сыновья Фёдор и Иван. В начале XVI в. село было во владении сына князя Бориса, Фёдора Борисовича, удельного князя Волоцкого. Он умер бездетным. После мужа селом владела его вдова Мария. Флоровское оставалось дворцовым селом до 1691 г., когда было пожаловано боярам Петру и Василию Абрамовичам Лопухиным.

http://sobory.ru/article/?object=02538

Барон NN, шведский посланник в Лондоне Барон NN Барон NN Христофор Рейнгольд, российский генерал-майор; женат на девице Стиернгиельм (у них три сына) Карл-Матвей, российский действительный статский советник, женат на баронессе Гедвиге-Вильгельмине-Маргарите Стакельберг Иоанн-Лудвиг Шарлотта-Луиза, рождение 1735 † 1788, за Иоанном-Густавом Гильденштуббе Христина-Беата, за Лудвигом-Христофором Остен-Сакеном Анна-Вильгельмина Иоанна-Бенигна Рейнгольд, женат на девице Стааль Адам-Фридрих, российский майор; женат на Марфе-Беате Поль Христиан, российский майор; женат на девице Паткуль (у них были дети) Иоанн-Христофор, российский майор; женат на Христине Адеркас Густав, флота капитан-лейтенант Магдалина-Христина, за Лоренцом-Вильгельмом Поль Вильгельмина, за Гестрином Екатерина-Луиза Гедвига КОЛЕНО IX: Христофор-Лудвиг-Фридрих Георг-Рейнгольд Густав-Фридрих-Геймарт Валтасар Эрик-Матвей 10) находился шведеким посланником при Дворе Императрицы Анны Иоанновны; в последствии, при Императрице Елисавете Петровне, он заключил мир между Россию и Швециею в Або, в 1743 году. Король Фридрих I возвёл, его, 12 декабря 1747 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Барон Эрик-Матвей был потом гоф-канцлером и президентом шведского гофгерихта. Один из дворян Нолькенов возведён был Императором Александром I, 27 марта 1812 года, в Баронское достоинство Великого Княжества Финляндского. Герб дворян Нодькенов: в серебряном поле, на зелёной траве стоящие три лавровые стебля с листьями. На гербе дворянские: олень и корона, из коей выходят три лавровые стебля с листьями. Намет серебряный, подложенный красным. Герб баронов Нолькенов: щит разделён на 4 части; в 1-й части, в голубом поле, две лавровые ветви, крестообразно положенные, а между ними серебряный четвероугольник. Во 2-й часта, в золотом поле, на зелёной траве стоящие два обрубленные пня, и на каждом пне ветвь с зелёными листьями. В 3-й части, в красном поле две львиные лапы. В 4-й части, орёл в голубом поле. Посреди герба щиток с родовым гербом фамилии Нолькен (см. выше). На всём гербе баронская корона и на ней два шлема с баронскими же коронами; на правом шлеме три лавровые стебля с листьями; на левом шлеме две лавровые ветви и между ними белое знамя. Щит держат: справа лев, слева орёл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Боголюбский храм (Зимарово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Боголюбской иконы Богородицы была освящена 18 июня 1852 года. Главная святыня храма - список Боголюбской иконы Божией матери. Содержание История [ править править код ] Село Зимарово известно с XVII века. Издавна там существовала деревянная церковь, но сведения о том, когда она была построена, до нас не дошли. В 1781 году старый сельский храм настолько обветшал, что проводить службы в нем стало невозможно. И тогда сельчане просили церковное начальство соорудить новую церковь во имя Архангела Михаила. На согласование и строительство ушло несколько лет, и только в 1786 году новый деревянный храм был построен и в том же году освящен. Церковь простояла до середины XIX века, и была ещё достаточно крепка, но 10 января 1849 года в Зимарове случился пожар, который затронул и сельский храм. От старого церковного здания не осталось и следа – всё сгорело. Пришлось снова обращаться в Духовную Консисторию с просьбой о построении нового, уже каменного храма. Вопрос решился быстро, и в 1849 году приступили к строительству. В 1852 году в Зимарове появилась новая красивая церковь в честь иконы Боголюбской Богоматери. В храме устроено два придела: справа в честь Архангела Михаила, и слева в память св. Николая Чудотворца. К церкви пристроена трапезная, колокольня сооружена позднее – в 1869 году. Торжественное освящение Боголюбской церкви состоялось 18 июня 1852 года. Вокруг храма в 1866 году была сделана каменная ограда с воротами длиной в 200 сажен. Купола Боголюбской церкви в селе Зимарово Новодеревенского района Рязанской области. Для церкви выделено земли: церковной и кладбищенской – 2 десятины, усадебной -1 десятина и пахотной – 41 десятина. Недалеко от здания храма расположена часовня князей Волконских. Рядом находился двухэтажный каменный дом, где с 1866 года размещалась школа. В сельском приходе числилось 100 дворов. Помимо Зимарово в приход входили деревни Рясы, Лихорево, Хлопотный хутор, Чернево, Березовый Ржавец, Батурки, Угрино, Самовыселки, Урусово, Озерки. Всего населения 1595 мужиков и 1696 женщин. Из них грамотных 436 человек. По штату в церкви сначала полагался один священник и один псаломщик, а с 1885 года уже служили три священника и три псаломщика. В разное время Боголюбскую церковь материально поддерживали князь Меншиков, императрица Анна Иоанновна и другие крупные сановные лица. В настенной живописи сохранились фрески работы итальянских мастеров.

http://azbyka.ru/palomnik/Боголюбский_хр...

«В экзистенциальном плане памятник символизирует внутренний стержень, который должен быть у каждого русского человека» 24 октября. ПРАВМИР. Красноярский художник Владислав Гультяев установил необычный «памятник» Ивану Грозному. Памятник представляет собой деревянный кол, он установлен на берегу реки Кан в городе Канске. На своей странице в Facebook художник рассказал , что его вдохновила новость об установке памятника Ивану Грозному. Фото: facebook.com/gultyaev.vladislav «Я решил поддержать эту, несомненно спорную инициативу, поставив еще один памятник ему в своем родном городе Канске. Кроме вполне очевидной цели облагородить популярное место отдыха горожан, этот кол как бы намекает каждому, что времена, когда убивали просто так и ради удовольствия, не так далеки. Эстафету борьбы с нашим народом поддержали и светлой памяти Анна Иоанновна, и усатый весельчак Сталин», — пишет он. По словам художника, соглашаясь с установкой таких памятников, люди «молчаливо одобряют репрессии, пытки и казни». «В экзистенциальном плане памятник символизирует внутренний стержень, который должен быть у каждого русского человека, иначе ни о какой духовности не может быть и речи. Его изящный профиль устремленный четко вверх, показывает стремление нашего народа к славным подвигам и титаническим свершениям. Кровь на нем говорит о том, что за ценой мы не постоим», — добавляет он. В разговоре с «Правмиром» Владислав Гультяев заявил, что считает установку памятников таким личностям, как Иван Грозный, опосредованным оправданием террора. Он согласился с мнением одной из пользовательниц сосцсетей о том, что памятник в Орле и памятник-кол в Красноярском крае вместе более полно описывают роль царя Иоанна в истории России. «Меня искренне удивило, что такому человеку ставят памятник после того, что он совершил, после массового террора, после убийства людей, причисленных позже к лику святых. После всего этого у него в руках православные регалии…», — сказал он. Художник выразил надежду на то, что хотя бы памятник Сталину устанавливать не будут. Он вспомнил, что даже недавно установленный бюст Сталина в Сургуте дважды обливали красной краской, символизирующей кровь невинно убитых людей, что, по словам Владислава, является ответом на вопрос, почему нельзя ставить памятники таким людям (позже, напомним, несанкционированный памятник был демонтирован).

http://pravmir.ru/pod-krasnoyarskom-usta...

Вахтино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Зданием церковь каменная, с таковою же колокольней и оградой; крепка. Престолов три: 1) в холодной церкви — Успенский, 2) в теплой церкви первый придельный — во имя Толгской Божией Матери и 3) там же, второй придельный — во имя св. Николая Чудотворца. Построена церковь в 1768 г. тщанием помещика, полковника Ив. Алексеевича Шубина. Часовня каменная в углу церковной ограды. Земли при церкви 36 д., церковный дом для жит. священника. Церковн. капитала билет. 925 руб. Прихожан 455 м., 557 ж. Адрес: г. Данилов. При селе земская школа, Шубино-вахтинское попечительство и вахтинская церковно-приходская богадельня. Причта по штату положено быть: священнику и псаломщику. Казен. причту жалованья 392 р.; причтового капитала 950 руб. По данным на 1908 г. Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (церковь Успения). Построен в 1768 году на средства помещика Ивана Алексеевича Шубина. Каменный, одноглавый, с ярусной колокольней. Престолов три: во имя Успения Пресвятой Богородицы; во имя Толгской иконы Божией Матери; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Закрыт в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны в храме находилась мельница; в 70-80-е годы - склад зерна, зернодробилка. Источник информации: " Монастыри и храмы земли Ярославской " , краткая иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах, т. 1, 2000 г. С XVII века село принадлежало ярославскому роду дворян Шубиных. Известна трагическая история, связанная с одним из владельцев усадьбы в Вахтино – Алексеем Яковлевичем Шубиным. Узнав о заговоре гвардейского офицера Алексея Шубина с цесаревной Елизаветой, дочерью Петра I, царствующая императрица Анна Иоанновна повелела сослала его на Камчатку. Однако, взойдя на престол в 1741 году, Елизавета Петровна повелела разыскать Шубина и вернуть его в Санкт-Петербург. Едва отыскав ссыльного в сибирских острогах, посланцы Елизаветы доставили его в столицу. Осыпанный чинами и милостями, Шубин уехал из Петербурга и поселился в своем поместье в селе Вахтино.

http://sobory.ru/article/?object=08700

Вегота, урочище. Церковь Анны пророчицы. Аннинская церковь /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь освящена 30 декабря 1853 года (11 января 1954 года по новому стилю) во имя Анны Пророчицы. Она деревянная, на каменном фундаменте, о 5 главах, обшита тесом, внутри оштукатурена, покрыта железом и окрашена медянкою. Построила ее княгиня Анна Иоанновна Волконская, урожденная княжна Варшавская. Антиминс освящен епископом Христофором 1853 года июня 19 и подписан митр. Никанором. Иконостас — в 5 ярусов. В числе предметов церковной утвари более замечательны: иконы Нерукотворенного Спаса и Владимирской Божией Матери (Икона Спаса прислана в 1865 году князю Михаилу Дмитриевичу Волконскому от Мелетия, митрополита Петра Аравийской. Икона Владимирской Божией Матери прославлена исцелением жены Петербургского купца Василия Димитриевича Селецкого). Плащаница, дарохранительница, священные сосуды, венцы и пр. Все это хорошей работы и для деревенской церкви чрезвычайно ценны. Так киоты для икон стоят 300 р. с. плащаница160 р. с., венцы - 72 р.; в дарохранительнице серебра 2 ф. 38 зол. Причт составляют: священник, дьячок, пономарь и просвирня. С основания церкви священником был Матфий Григорьев Розанов, по переходе его к новоладожскому Никольскому собору поступил, в 1872 году, Всеволод Ив. Лебедев; после него служили: Михаил Григорьев Лебедев, Иоанн Михайлов Каменский. Ныне служит Александр Кондратов Колумбов. По штату причт причислен к 4 классу и получает 350 р. Есть еще проценты с капитала в 750 р. О прихода собирается на причт до 3 пудов масла и до 300 яиц. Хлеба собирается в Пасху до 15 пудов. Доходы за требы до 500 руб. Земли у причта 34 дес. 563 кв. саж. В этом числе пахотной земли 18 дес.; перелога с лесом и кустарником 9дес. 400 саж.; соснового лесу 1 дес. 1,425 саж.; под дорогою — 1,050 саж.; сенокосу 5 дес. 88 саж. Княгинею Волконскою построены три дома для причта и 1 для сторожа. До 1872 года приход состоял из 11 деревень. В 1872 года деревни: Выдрино, Гнилки, Монастырек и Голтово отошли к Теребужскому приходу. Ныне к приходу принадлежат: Вегота (12 дв.) у церкви, Сюря (64 дв.) и Черноушево (69 дв.) в 3 верстах, Лавния (73 дв.) в 7 верстах, Чаплипо (53 дв.) в 5 верстах, Нурма (34 дв.) в 8 верстах и Паля (25 дв.) в 10 верстах.

http://sobory.ru/article/?object=61677

Епископ Герман (в миру Николай Степанович Ряшенцев) – сын тамбовского купца, выпускник Казанской Духовной академии. Вел педагогическую деятельность в духовных академиях и семинариях. Во время первой мировой войны добровольно отправился священником в действующую армию. В разгар гонений на церковь, в 1919 году, архимандрит Герман стал епископом Волоколамским. В 1921 году арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Вернувшись после двух ссылок, в 1928 году получает назначение на свою последнюю кафедру – Вязниковскую, на которой оставался до ареста в декабре того же года. Затем – Соловки, северная ссылка, небольшая «передышка» в Арзамасе и новая ссылка. Расстрелян в сентябре 1937 года в Сыктывкаре. Исповедь религиозного фанатика /Автор - Д. С . Фото Евгения Глобенко. Ил.: Гравюра Гюстава Доре//Фома. - – 2004. – С.40-43. – (рубрика « Разговор начистоту »). Имеются две врезки под заголовком « Комментарий священника », где по поводу этого письма размышляют: Протоиерей Димитрий Галкин , клирик Свято-Иоанновского женского монастыря (Санкт-Петербург). – С.41; Священник Николай Емельянов , заместитель декана Богословского факультета, преподаватель кафедры Догматического богословия Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. – С.43. См. отклик на эту публикацию: Арина Анивел , Санкт-Петербург//Фома. - – 2005. – С.102. – (рубрика « Отклики »). ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.44-67. (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Современники: Спасатель или почему дядю Степу не взяли бы в МЧС (герой очерка – Алексей Легошин , возглавляет Департамент управления в кризисных ситуациях МЧС России). Беседовала Елена Меркулова. Фото Евгения Глобенко, Любови Поповой, Владимира Веленгурина//Фома. - – 2004. – С.46-51. – (рубрика « Современники»). Имеется биографическая справка « Андрей Донатович Легошин…» (С.46). Дело: Не прячет страус голову в песок! В монастырском хозяйстве выращивают страусов. Это не только выгодно, но и интересно. Беседовала Анна Ершова. Фото Анны Ершовой, Людмилы Ивановой и Елены Костеревой//Фома. - – 2004. – С.52-54. – (рубрика « Дело »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-23-i...

Исторической достопримечательностью Верхнего Услона является могила Дарьи Михайловны Меншиковой (Арсеньевой). 8 сентября 1727 года был арестован и сослан в свое имение Раненбург под Рязанью ближайший сподвижник Пётра Великого - князь Александр Меншиков. Однако вскоре последовал указ о ссылке его с семьёй в далекий городок Березов Тобольской губернии. Князь вместе с супругой и тремя детьми выехал 16 апреля 1728 г., сначала по Оке, потом по Волге, далее по Каме до Соликамска. В дороге здоровье Дарьи Михайловны ухудшилось, от переживаний она даже потеряла зрение, и, где-то между 5 и 13 мая 1728 г., когда корабль проходил мимо села Вязовые горы, она скончалась в возрасте 48 лет. Услонские старожилы, по рассказам своих отцов, еще в XIX веке говорили, что когда тело княгини Меншиковой привезли в их селение и когда священник местной Никольской церкви спросил пристава, находившегося при них, как отпевать покойную, тот ответил, что нет никакой надобности спрашивать о происхождении и достоинстве умершей. Вельможный страдалец сам прочитал над ней молитвы, сам ископал могилу и предал земле бренные останки своей супруги. Показательно, что сопровождавший их пристав, который регулярно отправлял рапорты в Санкт-Петербург, даже не счел необходимым сообщить о смерти супруги Меншикова. В Березове он с сыном и несколькими близкими слугами построил небольшую церковь во имя Спаса Нерукотворного, у алтаря которой его и похоронили 12 ноября 1729. Известно его высказывание того периода: «С простой жизни начинал, простой жизнью закончу». Место захоронения стали искать только спустя столетие, однако река Северная Сосьва сделала уже свое дело, ее вешние воды смыли могилу. Вскоре от оспы скончалась и его старшая дочь Мария, 26 декабря 1729 г. - несостоявшаяся императрица. Тяжелую атмосферу ссылки отразил на своем выдающемся полотне В.И. Суриков «Меншиков в Березове. 1883 г.». В 1731 году императрица Анна Иоанновна возвратила младших детей Меншикова сына Александра и дочь Александру из ссылки. Им оставили княжеский титул, нашлись и денежные вклады, обнаруженные в голландских банках их отца. Род князя продолжился только по линии сына - Александр Александрович, как и положено было дворянину, пошел служить в армию, стал генерал-аншефом и умер в 1764 году. Именно он, в очевидно, распорядился поставить на могиле матери надгробный камень с надписью «Здесь погребено тело рабы Божией Дарьи, с начертанным на нем латинским девизом «Sic transit gloria mundi» («Так проходит мирская слава»).

http://sobory.ru/article/?object=45327

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010