III. Исторический очерк 110 первоклассной Троицко-Сергиевой Приморской пустыни С.-Петербургской епархии Троицко-Сергиева первоклассная пустыня находится на 19 версте от С.-Петербурга, по правую сторону Петергофского шоссе, на возвышающемся берегу Финского залива. По левую сторону шоссе устроен монастырский хутор, а далее, в 2 верстах от обители, Сергиевская станция Петергофской железной дороги. Пустыня названа Троицкою по главному храму во имя Живоначальные Святые Троицы, Сергиевою – так как в ней есть Чудотворная икона Преподобного Сергия, во имя которого был сооружен первый деревянный храм обители; по близости к Финскому заливу она называется Приморскою – как изстари всегда именовались дачи, близь того залива находящиеся. На месте Сергиевой пустыни, в прошлом столетии, была Приморская дача царевны, Великой Княжны Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна Алексеевич а, в последствии герцогини Мекленбург-Шверинския. Дача и все окружающие ее постройки были деревянные. – Церкви не было. По вступлении в 1716 году Екатерины Иоанновны в супружество, дача оставалась в придворном ведомстве и, никем не занятая, стала постепенно разрушаться. В 1732 году Императрица Анна Иоанновна подарила ее своему духовнику архимандриту Сергиевой Лавры Варлааму; 111 а в 1734 году благоволила отдать ему деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая была при загородном доме покойной матери ее, царицы Параскевы Феодоровны, на Фонтанке, близь Лештукова переулка, где теперь С.-Петербургская мещанская управа, бывшая мещанская гильдия. По перевезении той церкви на пожалованную Приморскую дачу, Варлаам, по благословению Святейшего Синода, устроил из нее храм, как настоятель Сергиевой Лавры – во имя Преподобного Сергия и освятил его 12-го мая 1735 года. Кроме того, он построил несколько деревянных келлий для монашествующих и – каменный для настоятеля флигель, а также – деревянную ограду, с небольшими башнями на каменных фундаментах, и все необходимо нужные хозяйственные здания, – обеспечив пашенными, сенокосными и лесопоросшими землями, которые приобретал покупками от соседственных владельцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1757 г. в обители приняла постриг с именем Нектарии и до самой кончины в 1771 г. жила княгиня Наталия Долгорукова. Дочь сподвижника Петра I фельдмаршала Бориса Шереметьева, она родилась в г. Лубнах в 1714 г. В 1729 г. Наталия была обручена с другом Петра II князем Иваном Алексеевичем Долгоруковым. Вскоре Петр II умер, и на престол взошла Анна Иоанновна, а Долгоруковы оказались в опале. Многие советовали Наталии расторгнуть помолвку, но девушка, по искренней любви к Ивану Алексеевичу и по совести («честная ли это совесть, когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастлив, отказать ему»), вступила с ним в брак (1730). На следующий день после венчания, супругов известили о ссылке. В Сибири у них родились дети Михаил (1731) и Димитрий (1738). Перед рождением младшего, Ивана Алексеевича увезли в Новгород, где в 1739 г. четвертовали. С разрешения царицы в 1740 г. Наталия поселилась в Москве и посвятила себя воспитанию детей. Когда старший сын поступил на военную службу и женился, она удалилась во Флоровский монастырь, а младший сын поселился в Киево-Печерской Лавре. В 1767 г. м. Нектария описала для сына Михаила и его жены свою жизнь с детства до приезда в Сибирь, а также приняла схиму. В 1769 г. на руках подвижницы умер тяжело больной сын Димитрий. Его похоронили у входа в Успенский собор Лавры. Там же впоследствии было предано погребению и тело м. Нектарии. В 1810 г. внук Иван Михайлович напечатал ее «Своеручные записки», которые сделали княгиню 1-й мемуаристкой России и неоднократно переиздавались. «Не хвалюсь своим терпением, но от милости Божией похвалюсь, что Он мне дал столько силы, что я перенесла… Невозможно бы человеку смертному такие удары понести, когда не свыше сила Господня подкрепляла… Я доказала свету, что я в любви верна: во всех злополучиях я была своему мужу товарищ… Во всех бедах, никогда не раскаивалась, для чего я за него пошла… Не тужу, что мой век пропал, но благодарю Бога моего, что Он мне дал знать такого человека, который того стоил, чтоб мне за любовь жизнью своею заплатить», – писала м. Нектария. Подвиг ее жертвенной любви воспели в стихах Кондратий Рылеев, Иван Козлов (в его поэме о княгине отражено предание, что перед постригом она бросила венчальное кольцо в Днепр), Николай Некрасов (поэма «Русские женщины»: «Пускай долговечнее мрамор могил,/Чем крест деревянный в пустыне,/Но мир Долгорукой еще не забыл,/а Бирона нет и в помине»).

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_(...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОМСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Омской епархии Омской митрополии), находится в г. Омске. Основан решением Синода от 23 февр. 1912 г. на базе Казанской общины, располагавшейся в Новой станице Омского у. Акмолинской обл. Устроение О. м. инициировали послушницы Екатерина Александровна Волкова (дочь священника) и Анна Алексеевна Толмачёва (крестьянская вдова) - насельницы Сурского во имя апостола Иоанна Богослова и санкт-петербургского во имя преподобного Иоанна Рыльского жен. мон-рей. В 1898 г. по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева) они прибыли в Омские степи «для восстановления здоровья» в озерах с целебными грязями. Казаки Новой станицы согласились выделить из своего Юртового надела 4 дес. земли для создания новой обители. Получив согласие войскового наказного атамана, землевладельцы 6 окт. 1902 г. подписали приговор, согласно к-рому дарованная земля «должна находиться в распоряжении организуемой общины до тех пор, пока таковая будет существовать». Сестры обратились к епископу Омскому и Семипалатинскому Сергию (Петрову) с просьбой об устроении «религиозно-просветительной общины» в честь Казанской иконы Божией Матери. 12 авг. 1903 г. послушницы вторично направили еп. Сергию прошение. 10 дек. 1903 г. община была официально утверждена, при этом Омская духовная консистория отказала сестрам в просьбе выдать на имя Толмачёвой книгу для сбора пожертвований в пределах епархии. Первыми благотворителями общины стали священник омской Крестовоздвиженской ц. Аполлон Волков (ок. 1845-1928?), передавший послушницам 240 р., шадринский купец Н. Я. Смирнов, пожертвовавший 4200 р. и 300 сосен на монастырское строительство, купец Я. Н. Колмогоров, чиновник Буторин, а также насельницы с.-петербургского Иоанновского мон-ря. Наблюдение за сестрами общины было поручено 25 нояб. 1903 г. священнику Свято-Троицкой ц. Акиндину Правдину († после 1923), а 22 февр. 1905 г.- свящ. Аполлону Волкову. 22 марта 1904 г. свящ. Акиндин представил в Омскую духовную консисторию утвержденные главным архитектором Акмолинской губ. М. И. Шухманом (1862-1941) смету на строительство сестринского корпуса на сумму 4 тыс. р. и план зданий обители. В мае 1904 г. благочинный свящ. Илия Богоявленский совершил закладку, а 8 апр. 1905 г. свящ. Аполлон Волков освятил деревянное 2-этажное здание с домовой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Рядом была поставлена деревянная колокольня на столбах, к северо-западу устроены трапезная, иконописная и др. мастерские, кладовые, дом священника и кельи послушниц. 4 сент. 1906 г. Новая казачья станица выделила еще 4 дес. земли для монастырского кладбища, к-рое впосл. стало именоваться Старо-Южным или Порт-Артурским.

http://pravenc.ru/text/2578407.html

Москва. Кремль. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Благовещенская башня кремля (построена в 1488 году с переделками конца 17-го века) в 18 - начале 20-го века служила колокольней снесённой в 1930-х годах церкви Благовещения на Житном Дворе, в нижнем саду Кремля. В 1891-1892 годах в башне устроен придел Иоанна Милостивого. Башня ранее венчалась крестом. П. Паламарчук " Сорок Сороков " История строительства церкви связана с преданием, относящегося ко времени правления Ивана Грозного. Согласно ему, в тюрьму, находившуюся в Благовещенской башне, был заключён невиновный воевода и приговорён к смерти. Доказать свою невиновность он не мог и проводил дни и ночи, молясь Господу, Богородице и святым. Ночью во сне ему явилась Богородица и велела просить помилования у царя. Когда воевода не сделал этого, Богородица явилась ему снова, обещая помощь и покровительство. Узник послушал и направил царю прошение о помиловании. Царь страшно разгневался, узнав о прошении и велел стражникам казнить воеводу немедленно. Явившись к башне-тюрьме, те увидели на её кирпичной стене, обращенной к царскому дворцу, проступившее изображение иконы Благовещения Пресвятой Богородицы. Стражники доложили об этом царю и тот, поражённый чудом, отпустил воеводу. К чудесно явленной иконе Благовещения стали собираться молящиеся и вскоре у башни, названной Благовещенской, построили деревянную часовню. В 1731 г. императрица Анна Иоанновна велела построить на месте деревянной часовни каменную Благовещенскую церковь, причем так, чтобы явленная икона оказалась внутри церкви за правым клиросом, а Благовещенская башня стала колокольней. Архитектор Г. Шедель построил простое здание с четырёхскатной крышей и одним маленьким куполом. С восточной стороны к церкви примыкала алтарная абсида, с западной — трапезная с притвором и крыльцом, к которому вела лестница из Нижнего сада. Церковь по-старомосковски именовалась «Благовещенская, что на Житном дворе». Дозорная площадка под шатром башни была превращена в звонницу. Были повешены 7 колоколов. Над шатром вместо флюгера был установлен православный крест. В 1737 г. в Кремле случился страшный пожар, в котором пострадал Царь-колокол, однако икона Благовещения в церкви осталась невредима.

http://sobory.ru/article/?object=34512

О монашестве в Малороссии в XVIII веке в контексте секулярной политики российских императоров В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) XVIII век стал временем коренных изменений всего строя жизни русского общества, в том числе и в церковной сфере. Император Петр I упразднил патриаршество и ввел синодальную систему управления Русской Церковью по протестантскому образцу. Свое отношение к монашеству Петр I высказал в одном из указов в самом конце своей жизни . Монашество, как и всю Русскую Церковь, Петр решил максимально возможно употребить для службы Российскому государству. С этой целью он издал ряд ограничительных указов. Преемники, а точнее преемницы, Петра I на всероссийском престоле императрицы Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II с большей или меньшей интенсивностью проводили секулярную государственную политику как по отношению ко всей Русской Церкви, так, в частности, и по отношению к монастырям и монашеству. История русского монашества к этому времени насчитывала уже восемь столетий. По всей Руси были основаны сотни монастырей, в которых просияли подвигами добродетельной жизни тысячи известных и безвестных подвижников. Святая киевская земля не только хранит память о крещении русского народа, но также является и колыбелью русского монашества. В XVIII веке административное устройство Российской империи было весьма неоднородным. Малороссия почти на протяжении всего XVIII столетия имела особенности в управлении, хозяйстве, культурной и церковной жизни. Если в государственном отношении левобережная Украина вошла в Московское царство в 1654 году, то в церковном отношении воссоединение Киевской митрополии с Москвой произошло несколькими десятилетиями позже – в 1687 году. Однако еще целое столетие уже внутри Российского государства церковная жизнь Малороссии определялась не только культурными, но и законодательными особенностями. В данной статье будет рассмотрено законодательное регулирование монашества в Малороссии по сравнению с Великороссией, освещены вопросы поступления в монастырь и принятия пострига.

http://pravoslavie.ru/36015.html

П.В. Долгоруков Князья, графы и дворяне Чернышевы Предок их, польский шляхтич Иван Михайлович Чернецкий выехал в Россию в первой половине шестнадцатого века, при Великом Князе Василие Иоанновиче, и получил в вотчину село Конобеево. Не имея детей, он вызвал из Польши родного племянника своего Илью Владимировича Чернецкого, которым, в 1534 году, прибыл в Россию и стал писаться Чернышевым. Когда, в декабре 1613 пода, Пожарский выдан был головою боярину Салтыкову, то отвести Пожарского в дом к Салтыкову предписано было сыну боярскому Перфилию Секерину и голове стрелецкого войска Константину Чернышеву. Иван Чернышев служил, при Царе Алексее Михайловиче, в регулярных войсках и находился, в 1657 году, в Смоленске капитаном в полку полковника Франсбека. Одиннадцать Чернышевых владели населёнными имениями в 1699 году. – Пётр Захарович служил в регулярных войсках при Царе Феодоре Алексеевиче и в правление Царевны Софии Алексеевны, был полковником, и скончался в 1689 году. – Сын его Григорий Петрович (рождение 22 января 1670 † 30 июля 1745) был, при Петре Великом, деньщиком Царским (звание, соответственное нынешнему флигель-адьютантскому); потом генерал-майором и сенатором. Екатерина I произвела его в генерал-поручики и пожаловала Александровскую ленту; Императрица Анна Иоанновна произвела в полные генералы; Императрица Елисавета Петровна пожаловала ему Андреевскую ленту и возвела, 25 апреля 1742 года, в Графское Российской Империи достоинство. Он имел, от брака с Евдокиею Ивановною Ржевскою (рождение 12 февраля 1693 † 17 июня 1747) четырёх сыновей: Петра, Григория, Захара и Ивана, и четырёх дочерей: Наталию Григорьевну (рождение 5 апреля 1711 † в декабре 1760), за вице-адмиралом князем Михайлом Андреевичем Белосельским; Анну Григорьевну († 12 сентября 1744), за статским советником князем Фёдором Сергеевичем Голицыным; Екатерину Григорьевну (рождение 1715 † 21 августа 1791), бывшую, в 1-м браке, за майором Николаем Кириловичем Матюшкиным, а во 2-м браке, за генерал-аншефом Петром Григорьевичем Племянниковым, и Марию Григорьевну, за князем Михайлом Дебрянским.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Князья Хованские Мы помещаем здесь родословие потомству Великого Князя Литовского, Гедимина Великого, до разделения оного на различные фамилии: отцовский КОЛЕНО I: Гедимин, Великий Князь Литовский † 1328 КОЛЕНО II: Монтивид, князь Керновский и Слонимский Наримунд, во Святом крещении Глеб Гедиминович, князь Пинский и Мозырский, потом князь Ладожский, Ореховецкий и Корельский, рождение 1277 † 1348 Ольгерд, во Святом крещении Александр Гедиминович, во иноках Алексей 96 ; сперва князь Кривский и Витебский, потом Великий Князь Литовский, † 1377; женат 1. на княжне Марие Витебской; 2. на княжне Иулиание Александровне Тверской, во инокинях Марина † 1392 Кейстутий, князь Самогитский, Жмудский и Трокский, потом Великий Князь Литовский † 1381; женат на Бируте † 1416, дочери литовского языческого жреца Корият, во Святом крещении Михаил Гедиминович, князь Волконский и Новогрудский, родоначалник князей Кориятовичей-Курцевичей Любарт, князь Волынский † 1385; женат 1. на княжне Волынской Анне Андреевне; 2. на княжне Агафие Константиновне Ростовской, родоначальник князей Сангушек-Ковельских, и угасших князей: Сангушек, Сангушек-Коширских и Корбинских Явнут, во Святом крещении Иоанн Гедиминович, Великий Князь Литовский † 1366; женат на княжне Витебской, родоначальник угасших князей: Ижеславских, Мстиславских (второй ветви), и Заславских Княжна Альдона, во Святом крещении Анна, за Казимиром Великим, королём польским Княжна Данмила, во Святом крещении Елисавета, за герцогом Венцеславом Мазовецким Княжна NN, за князем Псковским Давыдом Давмонтовичем Княжна Мария старшая, за князем Мазовецким Болеславом Тройденовичем Княжна Айгуста, во Святом крещении Анастасия, за Великим Князем Московским Симеоном Иоанновичем Гордым Княжна Мария младшая, за Великим Князем Тверским Дмитрием Михайловичем Грозные Очи Княжна NN, за NN КОЛЕНО III: Александр Наримундович, князь Ореховецкий, потом князь Подольский Юрий Наримундович, князь Рожинский, родоначальник угасших князей Рожинских Вигунд старший, во Святом крещении Андрей Ольгердович, князь Полоцкий, родоначальник угасших князей Полубинских † 1399

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Санкт-Петербург (монастыри) Материал из Азбука паломники Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра [ править править код ] Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1. Сайт: lavra.spb.ru Петр I основал лавру в установление исторической связи между собой и героем Невской битвы. Александр Невский разбил шведов в устье Невы, а Петр I разбил и изгнал шведов с невских берегов и основал в устье Невы новую столицу России – Петербург. Основан монастырь в 1710 г. В 1723 Петр I повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. В настоящее время, по установившейся традиции, в день Перенесения мощей, 12 сентября, по окончании Литургии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в сопровождении духовенства крестным ходом выходит из монастыря на площадь Александра Невского на Невском проспекте. После революции, в 1922 г. монастырь лишился своей главной святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже, где находится и поныне. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены Церкви. Ежедневно перед мощами совершаются молебны, поются акафисты, звучат молитвы. Действующие храмы Александро-Невской лавры: Святыни Александро-Невской лавры: Богослужения в Александро-Невской лавре: Ежедневно совершаются ранние и поздние литургии (в 7:00 и в 10:00) и вечернее богослужение в 17:00. В воскресение литургия совершается также в 9:00 в Никольском храме и в храме преподобного Серафима Вырицкого (попеременно). С понедельника по субботу служатся братский молебен и полунощница (в 6:00). Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь [ править править код ] Пустынь основана архимандритом Варлаамом (Высоцким) в 1732г, настоятелем Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшее владение своей сестры — царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской. В 1764 монастырь отделился от лавры и стал управляться собственным архимандритом. Перед переворотом в октябре 1917 в монастыре было 7 храмов и жило около 100 человек братии, из среды которых по традиции выбирались судовые священники для русского военного флота. Со времен Екатерины Второй на кладбище хоронили умерших из знатных и родовитых семей Санкт-Петербурга: Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых и других. Здесь погребены дочери и внуки Суворова и Кутузова, канцлер Горчаков, архитекторы Штакеншнейдер и Горностаев. Кладбище считалось одним из наиболее красивых в Европе.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

Санкт-Петербург. Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Карта и ближайшие объекты На месте, где стоит этот храм, в 1712 -1714 годах по приказу Петра I в честь тезоименитства его старшей дочери цесаревны Анны Петровны возвели деревянную церковь во имя Архангела Михаила. После того, как она обветшала, царица Анна Иоанновна повелела заложить новую, каменную. Его строительство было осуществлено в необычайно короткий срок. В 1731 году архитектор М. Г. Земцов разработал чертеж храма и в том же году развернулось строительство каменного одноглавого храма с граненым куполом и фонариком на высоком деревянном барабане. К 1734 году храм, в основном, был отделан. Как и в старинных русских церквах, здесь также к центральному объему примыкает низкая трапезная, над входом в которую возвышается небольшая четырехъярусная колокольня. Правда, увенчивается она не традиционным шатром, а тонким шпилем, что было уже свойственно петровскому Петербургу. Творческую индивидуальность создателя церкви характеризует выразительное соотношение массивного развитого барабана и изящной четырехчастной небольшой колокольни; а также эффектное использование ордерной системы, включающей ритмическое применение пространственных элементов – колонн и плоскостных – пилястр и многое другое. Первоначально фасады церкви были украшены многочисленными деревянными статуями. 27 января 1734 года церковь была торжественно освящена в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Главный алтарь церкви был освящен во имя Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, а боковые приделы - во имя Архангела Михаила (правый) и Ефрема Сирина (левый). Позже в 1772 году, в церкви был устроен и 16 февраля освящён ещё один придел во имя Святых Евстафия и Плакиды, упраздненный в 1802 году. Внутренние помещения церкви были покрыты живописными росписями, стены расчленены пилястрами композитного ордера, капители пилястр нижнего яруса были лепными, а верхнего - живописными, написанными золотом по пурпурному фону. Славу храма в те времена составлял беспримерный по красоте иконостас. Сочинение его приписывается Высокопреосвященному Стефану Яворскому и преосвященному Феофану Прокоповичу. Наиболее драгоценны были образ Рождества Спасителя голландской работы, находившийся в алтаре, писанный на досках в 1630 году, икона Божией Матери, именуемая " Троеручица " , большое Евангелие с драгоценным окладом, печатанное в Киеве в 1707 году, большая серебряная дароносица чеканки 1730 года и большой серебряный напрестольный крест с мощами святых, выполненный в 1716 году.

http://sobory.ru/article/?object=01538

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Нерукотворного образа в здании Конюшенного ведомства. Спасо-Конюшенная церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История храма берет свое начало от создания на берегу реки Мойки и Екатерининского канала (канал Грибоедова) Конюшенного двора, существовавшего в Петербурге наряду со Смольным, Литейным и пр. дворами, как это было заведено в Англии. Моду на все " английское " привез в Россию в свое время Петр I. Сооружен Конюшенный двор был в 1720-1724 гг. по проекту архитектора Н. Гербеля. В Зданиях двора расположились конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора. В 1736 г., по желанию служащих иметь свой храм, императрица Анна Иоанновна повелела устроить церковь в главном здании придворных конюшен, в палате, что над воротами. Там и была устроена деревянная церковь, освященная во имя Нерукотворного Образа Спасителя в 1737 г. По документам есть основание предполагать, что ее проектировал Д.Трезини. Через 10 лет, в 1746 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны была заложена каменная церковь и освящена в 1747 г. В 1822 г. церковь перестраивается по проекту архитектора В.П.Стасова. После Стасова наибольшее исправление храма было произведено в 1857-1862 гг. архитектором П. Садовниковым. Храм расширился, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом. Фасад церкви со времен стасова украшают барельефы: " Вход Господень в Иерусалим " и " Несение Креста " , выполненные в 1822 г. В.Демут-Малиновским. Внутреннее украшение храма всегда было выполнено с особой роскошью и блеском. С 1746 г. его украшал трехярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников.После капитальной перестройки храма мастер П.Крейтан изготовил по искизам Стасова новый, круглый " полуциркульный " иконостас, ставший лучшим образцом в Петербурге. В 1826 г. на первом этаже церкви была установлена " печальная колесница " Александра I, на которой привезли тело Императора из Таганрога. Потом она была передана в Конюшенный музей. После 1917 г. храм сильно пострадал, был разграблен. Возвращен церкви в 1991 г.

http://sobory.ru/article/?object=01675

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010