Патриарх шел к св. престолу, а император отправлялся по правой стороне солеи в мутаторий с чинами кувуклия. Сняв хламиду, император оставался в мутатории до времени целования любви. Когда наступало время для целования, Патриарх посылал к императору референдария сообщить об этом ему через церемониария и препозита. Снова император надевал хламиду и шествовал, в сопровождении чинов кувуклия и чинов синклита, к солее и останавливался у алтарной преграды на том месте, где был переносный столик, так называемый антиминс, с которого потом Патриарх причащал Св. Таин императора. Когда император подходил к алтарной преграде, Патриарх выходил из алтаря и совершал целование любви с императором; за Патриархом подходили к императору для целования высшие духовные чины. Затем император отходил от алтарной преграды и совершал целование с чинами своего синклита. Они подводились рефендиарием, кланялись императору в землю (кроме праздника Пасхи, когда преклонение совершалось до колен), затем император опять удалялся в мутаторий, где оставался до Св. Причащения. Ко времени причащения, в том же одеянии и в том же сопровождении, император шел опять на солею, где останавливался Перед алтарем у столика, на котором Патриарх ставил вынесенные из алтаря Тело Христово на дискосе и Кровь Христову в чаше. Император приобщался под обоими видами раздельно по чину священническому. После причащения император удалялся в мутаторий, снимал хламиду и переходил в прилегавшую к мутаторию палату, где он вкушал завтрак вместе с 12 или 14 сановниками. Это было остатком древнехристианской трапезы любви, сохранившимся только для императора; по окончании завтрака все вкушавшие вставали; препозит возглашал «повелите», пелось многолетие и все удалялись. Император после ухода их облачался в хламиду, приглашал Патриарха, который кланялся императору, целовал его и беседовал. Оба они, сопровождаемые чинами кувуклия, отправлялись в помещение Св. Кладезя. На пороге двери в Св. Кладезь император раздавал кошельки с деньгами низшим церковнослужителям и бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Алтарь помещается в пристроенной к церкви абсиде, захватывая некоторую часть и её самой по передние подкупольные столбы. Между алтарём и церковью нет никакой естественной преграды, и они сливаются в одно (в сейчас помянутой арке). Между тем алтарь есть место, назначенное исключительно для священников, и не должен быть входен для всех. На этом основании алтарь отделили от церкви посредством преграды, поставленной в помянутой арке. Мы говорили выше, что со времени Константина Великого христиане взяли за образец для своих церквей Римскую базилику и что алтарная абсида церквей есть не что иное, как судейская абсида этой последней. Со всей вероятностью следует думать, что и алтарную преграду 397 , как готовую, христиане взяли из той же базилики, именно, что она была та решётка, которая в базиликах ограждала помещения судей и их писцов. Собственные и обычные названия алтарной преграды у Греков суть κιγκλδες и κγκελλα 398 . Но оба эти названия первоначально означают судейскую решётку и двери в ней 399 . По своей вышине алтарная преграда была стенкой или преграждением погрудным,– по грудь человека: низ нынешних наших иконостасов, что под местными иконами, представляет собой ни что иное, как эту древнюю преграду, только выдвинутую из-под алтарной арки и протянутую по всей ширине церкви. Что алтарная преграда имела сейчас указанную вышину, это видно и ясно: во-первых из того, что описательно она называется θρακες – нагрудник! и στ θεα – погрудник, pectoraria (собственно грудь) 400 ; во-вторых из того, что на неё можно было облокачиваться и класть руки 401 ; в-третьих, из того, что крест, водружённый на её дверцах или дверях, можно было доставать для целования без помощи подставы или лестницы 402 . И, наконец, в-четвёртых, это с одной стороны доказывается сохранившимися древними изображениями алтарных преград 403 , а с другой стороны об этом свидетельствует живая современная действительность: у Греков царские двери, бывшие в древнее время одной вышины с алтарной преградой, до настоящего времени остаются маленькими погрудными (именно – в такой же большой, как и у нас, прорез в иконостасе для входа в алтарь, у них вставляются весьма низенькие, вышиной по грудь, дверцы) 404 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В художественном отношении алтарная преграда должна быть наиболее привлекательной по сравнению с другими храмовыми частями. Тайна архитектурного совершенства хранится в системе пропорций, в многообразии форм и орнамента, в работе со средой (в данном случае имеется в виду освещение). Здесь обращается внимание в основном на архитектуру алтарной преграды, которая развивалась в зависимости от своих функций и интерьера. С одной стороны, она ограничена внутренним пространством храма и во многом берёт на себя задачу просто его оформлять; поэтому её элементы по преимуществу декоративны. С другой стороны, она сосредотачивает на себе динамику внутреннего архитектурного движения, которое направлено к алтарю, и обращает на себя всё внимание человека, находящегося в храме. И ветхозаветная, и христианская преграда несёт на себе изображения, рассчитанные на фронтальное восприятие. С этой точки зрения её архитектура, во-первых, очень активна, во-вторых, функциональна, так как служит своеобразным экраном для сакральных образов. Подводя итог этим кратким теоретическим рассуждениям, обозначим позиции, с которых будет рассматриваться дальнейший материал. Архитектура алтарной преграды состоит из взаимодействия 1) простой конструкции (соотношение несомых и несущих элементов — колонн и балок) и 2) орнамента, который настолько необходим в этом случае, что приобретает мощную тектонику и монументальность. В свою очередь конструкция возникает из определённого материала, правильнее будет сказать вещества , и формы, которая ему придаётся руками художника. И то, и другое (вещество и форма) имеют важное символическое значение. Орнамент , который составляется из растительных и фигурных изображений, также имеет художественную форму и творческий смысл, нуждающийся в трактовке и расшифровке. Если конструкция — проблема, в основном, историко-археологическая, то орнамент — скорее историко-филологи­чес­кая. Взаимодействие конструкции и орнамента всегда происходило творчески активно; в период раннего христианства особенно ярко чувствуется вдохновлённость, новизна искусства. Но при этом прослеживается и чёткий порядок, границы, которым себя подчиняет художник, определённый канон. Он предполагает некоторую систему, на которую опирается каждое произведение. Важно понять, когда и по каким причинам он появляется и каким целям служит каждый из его элементов. Ветхозаветная преграда между Святая Святых и Святилищем 1. Преграда в Скинии

http://azbyka.ru/vethozavetnye-prototipy...

На наш взгляд, важнейший смысл русской реформы состоит в самой идее унификации иконной декорации алтарной преграды. Как становится ясно в свете опубликованных данных, в Византии XIV в. такая унификация отсутствовало в принципе. Даже литургически важный момент закрытия интерколумниев преграды иконами не регламентировался высшей иерархией. Одновременно и бесконфликтно существовали и открытые, и закрытые преграды 64 . При этом, как можно догадываться, существовали преграды и вовсе не имевшие икон. Аналогичная пестрая картина имела место и в русской художественной практике XIV в. На этом фоне первые высокие иконостасы отличаются редким единообразием. Новый тип иконостаса почти сразу получил статус канонического образа, что, по-видимому, заметно отличало русскую ситуацию от византийской. Такая редакция могла быть проведена только на вершине церковной иерархии. Ее наиболее вероятным автором считают московского митрополита Киприана (1390–1406), одним из основных направлений деятельности которого была всесторонняя унификация литургической практики 65 . Как органичная часть этой глобальной реформы обрядовой сферы может быть рассмотрено и появление высокого иконостаса. Размышляя о духовных истоках реформы, нельзя не вспомнить о тесных связях митрополита Киприана с исихастским Афоном и его особой близости с константинопольским патриархом Филофеем (1353–1355; 1364–1376), который, еще будучи игуменом афонской Лавры, составил новое литургическое чинопоследование (Diataxis), при митрополите Киприане введенное в русскую богослужебную практику. Речь идет о заключительном этапе трансформации византийской литургии, названном Р. Тафтом «неосавваитским синтезом», выразившимся в новой, по отношению к Студийской версии, адаптации Иерусалимского устава (Лавры св. Саввы Освященного), осмысленного в контексте мистического опыта исихастов XIV в. 66 Можно думать, что, поднятая как знамя, идея унификации литургической сферы была призвана объединить распадающийся православный мир. В эпоху гибели Византийской империи она имела глобальный религиозно-политический и историко-культурный смысл. Как кажется, подробное исследование иконостаса в связи с этим важнейшим духовным процессом способно ответить на многие вопросы, относящиеся как к происхождению русского иконостаса, так и принципам его иконографического развития в XV–XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

— Скажите, а почему не прегражден доступ в алтарную часть храма? Почему свободно можно заходить в алтарь?- А мы не храм (!), а музей. Половина России — мертвые города и села — места, где заброшены и не восстановлены храмы. Места, где храмы отданы под музеи и выставки. Здесь по-настоящему больно находиться: в прекраснейших соборах, воздвигавшихся для служения Богу, не слышна молитва, не совершается Литургия, только туристы, позевывая, толпятся у прилавков с сувенирами. Время от времени в обществе, преимущественно в интернете, вспыхивают бурные скандалы, вызванные небрежной реставрацией или записью фресок в действующих храмах. Действительно, суть храмовой реставрации иногда (нечасто) отличается от музейной. Цель музейной реставрации – максимальная консервация первоначального произведения, цель храмовой – воссоздание целостности образа, перед которым будет возноситься молитва. Однако табличка «памятник архитектуры» — не гарантирует того, что этот памятник не будет находиться в ужасающем запустении. Музейная консервация нередко приводит к тому, что памятник архитектуры стоит без малейшего, даже самого необходимого, вмешательства извне. Село Кидекша под Суздалем, храм свв. Бориса и Глеба, построенный в 1152 году – больше 850 лет назад, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Храм с порога источает запах сырости. Почти не видно на стенах святых ликов, осыпаются стены, только там, где некогда была солея, лежит табличка: «Не наступать!». А вот бывший алтарь – святая святых – никак не отгорожен, здесь все туристы и фотографируются. Храм разрушается не только извне, попирается самый смысл святыни. Диалог с билетершей: — Скажите, а почему не прегражден доступ в алтарную часть храма? Почему свободно можно заходить в алтарь? — А мы не храм (!), а музей. — Но это же просто кощунственно! — А сейчас везде кощунство. Горько, тяжело, больно смотреть на такие памятники архитектуры. Тяжело видеть и храм неподалеку – во Владимире – превращенный в музей стекла. Внутри евроремонт, на месте алтаря цветок из стекла, а стены храма снаружи заросли мхом.

http://pravmir.ru/merzost-zapusteniya-il...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Чтобы спасти древний аланский храм Божией Матери, изменят русло реки 12.09.2007 Власти Северной Осетии планируют направить реку Згурдон в другое русло, чтобы спасти от разрушения храм XII века, сообщил сотрудник пресс-службы республиканского правительства. Подмываемый рекой Зругский храм Божией Матери , расположенный в одном из труднодоступных ущелий Алагирского района республики на высоте свыше 2,2 тысячи метров над уровнем моря, уникален сохранившимися остатками росписей XII века, а также наличием фрагментов резной алтарной преграды. " Река Зругдон подмывает крутой склон холма, на котором возведен храм, ставя под угрозу обрушения оставшиеся две его стены " , - сообщил на состоявшемся 11 сентября совещании по вопросу сохранения храма директор предприятия промышленных альпинистов " Горный клуб Каскад " Олег Рыжанов. Как сказал сотрудник пресс-службы правительства региона, в начале этого года храм обследовала специальная комиссия, которая пришла к выводу о необходимости безотлагательного начала аварийных и восстановительных работ. " Прежде всего, предстоит укрепить откос, покрыть его геотекстилем, а также максимально усилить устоявшую часть храма. Кроме того, нам надо до наступления снежного периода извлечь из речного русла осыпавшиеся фрагменты храмовых стен и свода и переместить их в безопасное место " , - отметил Рыжанов. Планируется, что летом будущего года к восстановительным мероприятиям подключится республиканское министерство строительства и архитектуры с тем, чтобы осуществить капитальные берегоукрепительные работы и направить поток Зругдона в другое русло. Как сообщили в пресс-службе со ссылкой на директора Северо-Осетинского центра по охране памятников истории и культуры Людмилу Габоеву, нигде на Северном Кавказе подобных фрагментов алтарной преграды не сохранилось, а росписи этого времени также единичны. Стоимость первого этапа работ по сохранению храма составляет около 5 миллионов рублей. Осуществить восстановительные работы в полном объеме предполагается в рамках федеральной программы " Юг России " , рассчитанной на 2008-2012 годы. По словам представителя пресс-службы, уникальный храм рассматривается и как экономический фактор развития региона. Он гармонично вписывается в создание уже включенного в ФЦП " Юг России " горно-рекреационного комплекса в соседнем, Мамисонском ущелье. Нетронутый цивилизацией район Зругского урочища с источниками целебной минеральной воды, остатками древних аланских поселений, храмом и находящимся неподалеку от него языческим святилищем непременно привлечет туристов, добавили в пресс-службе. РИА Новости/Седмица.Ru Редакция текста от: 12.09.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3578.html

В Северной Осетии принимаются меры по спасению храма XI века 12 сентября 2007 г. 13:52 Власти Северной Осетии планируют направить реку Зругдон в другое русло, чтобы спасти от разрушения храм XI века, сообщил РИА «Новости» сотрудник пресс-службы республиканского правительства. Подмываемый рекой Зругский храм Божией Матери, расположенный в одном из труднодоступных ущелий Алагирского района республики на высоте свыше 2,2 тысячи метров над уровнем моря, уникален сохранившимися остатками росписей, а также наличием фрагментов резной алтарной преграды. «Река Зругдон подмывает крутой склон холма, на котором возведен храм, ставя под угрозу обрушения оставшиеся две его стены», — сообщил на состоявшемся во вторник совещании по вопросу сохранения храма директор предприятия промышленных альпинистов «Горный клуб Каскад» Олег Рыжанов. Как сказал сотрудник пресс-службы правительства региона, в начале этого года храм обследовала специальная комиссия, которая пришла к выводу о необходимости безотлагательного начала аварийных и восстановительных работ. «Прежде всего, предстоит укрепить откос, покрыть его геотекстилем, а также максимально усилить устоявшую часть храма. Кроме того, нам надо до наступления снежного периода извлечь из речного русла осыпавшиеся фрагменты храмовых стен и свода и переместить их в безопасное место», — отметил Рыжанов. Планируется, что летом будущего года к восстановительным мероприятиям подключится республиканское министерство строительства и архитектуры с тем, чтобы осуществить капитальные берегоукрепительные работы и направить поток Зругдона в другое русло. Как сообщили в пресс-службе со ссылкой на директора Северо-Осетинского центра по охране памятников истории и культуры Людмилу Габоеву, нигде на Северном Кавказе подобных фрагментов алтарной преграды не сохранилось, а росписи этого времени также единичны. Стоимость первого этапа работ по сохранению храма составляет около 5 миллионов рублей. Осуществить восстановительные работы в полном объеме предполагается в рамках федеральной программы «Юг России», рассчитанной на 2008-2012 годы. По словам представителя пресс-службы, уникальный храм рассматривается и как экономический фактор развития региона. Он гармонично вписывается в создание уже включенного в ФЦП «Юг России» горно-рекреационного комплекса в соседнем, Мамисонском ущелье. Нетронутый цивилизацией район Зругского урочища с источниками целебной минеральной воды, остатками древних аланских поселений, храмом и находящимся неподалеку от него святилищем непременно привлечет туристов, добавили в пресс-службе. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/293726.htm...

Во всех случаях мы видим сходную архитектурно оформленную композицию, ордерную структуру, которая служит для обрамления и выделения некоторого изображения. Данную композиционную структуру можно было бы назвать «фастигиум» по аналогии с Латеранским Фастигиумом 360 – памятником, в котором она наиболее отчетливо выражена. Кроме того, для нас существенно то, что типологически этот памятник является переходным от поздней античности к средневековью. Важно и то, что само это слово использовалось для обозначения подобной архитектурной формы. Целиком готовый образец для алтарной выгородки представляет собой гробница семьи Гатериев из Латеранского музея (I в.), где под изображениями в медальонах находятся стоящие фигуры, которые могут быть композиционно соотнесены с расположением фигур священнодействующих, участвующих в литургии. Однако в пределах нашего исследования этот аспект проблемы не может быть рассмотрен более подробно. Вернемся к вопросу об иконографии преграды Св. Софии. Следующая трудность связана с определением расположения образа Христа относительно других изображений. В тексте Павла Силенциария сказано: «ν μσον» 361 , тο есть «посреди», что может быть истолковано и как «в самом центральном диске», и как «в его центре». Эта двойственность выражения позволила К. Крайдл-Папандопулос предположить композицию, подобную изображенной на ампулах Монцы и Боббио 362 в композиции с Вознесением. Исследовательница считает, что центральнот изображение в Св. Софии было именно такой многослойной, многоярусной композицией, и на основании предложенных ею параллелей определяет как единственно возможное положение Богоматери внизу композиции. Такая гипотеза кажется неубедительной, тем более что предлагаются аналогии из принципиально иной области изображений. Не будем здесь повторять всю полноту аргументации Л. Ниса, который окончательно опроверг эту точку зрения. Достаточным аргументом против нам кажется отсутствие свидетельства о подобной композиции у Павла Силенциария, обычно очень внимательного ко всякого рода центрированным композициям, которые хорошо укладываются в его риторические фигуры: «здесь – там – в центре».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Даже если на миниатюре в развернутом виде представлен киворий, а не алтарная преграда, сохранена сама идея – отделить престол четырехколончатым портиком, играющим здесь, помимо смысловой, заметную композиционную роль. Конечно, нельзя не учитывать происхождение формы алтарной преграды, нередко рассматривавшейся как своего рода триумфальная арка храма, от соответствующего ей классического римского архитектурного памятника, уже в IV в. унаследованного христианской императорской традицией, чему наиболее ярким примером служит Арка Константина 315 г. в Риме. Она содержит все отмеченные элементы: и четырехколончатый портик с архитравом, делящий стену на три части, и тройной вход, центральный проем которого, как самый главный и торжественный, выделялся размерами. Воспроизведение этого архитектурного образа в форме византийской алтарной преграды лишний раз свидетельствует о понимании ее как торжественной триумфальной арки Христа – Царя и Победителя. Это отчетливо видно в следующих иконографических примерах. На знаменитом серебряном блюде-миссории 388 г. (Мадрид, Академия истории) 106 , изготовленном по торжественному случаю – 10-летию царствования императора Феодосия I, церемония разворачивается на фоне четырехколончатой римской арки с фронтоном или фасада храма. Аналогично имперской иконографической схеме римских монет с образами императоров-триумфаторов 107 , торжественная тронная фигура Феодосия, представленного с нимбом, вручающим чиновнику свиток codicillus, вписана в центральный проем арки, полуциркульный свод которой высоко поднят над уровнем архитрава. Такая же четырехколончатая форма портика с высоким арочным проемом в центре, но уже без венчающего фронтона изображена на серебряном блюде со сценой помазания Давида, 628–630 гг. (Кливленд, Музей искусств) 108 : торжественность изображаемого действа соответствует триумфальному характеру архитектурной формы, воспроизводящей здесь уже не римский триумфальный памятник, а христианскую алтарную преграду. Об этом свидетельствует воспроизведение такой конструкции на серебряном дискосе 565–578 гг. из Риха (коллекция Дамбартон Оакс, Сирия) с композицией «Причащение апостолов», представленной в алтаре храма на фоне преграды 109 . К иконографии этого изображения мы еще вернемся.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

– Патриарх удаляется в алтарь и там читает молитву о готовящихся к просвещению («Владыко Господи Боже, призвати рабы Своя ко святому Твоему просвещению»); между тем диакон возглашает соответствующую ектению. Молитва, совершаемая патриархом, заменяет обычную молитву отпуста в песненных последованиях. Сообразно с этим патриарх, не произнося пока заключительного возгласа её, подходит к алтарной преграде (ες τ στηθαον), чтобы совершить руковозложение над всеми просвещаемыми. Диакон поднимается на амвон и произносит: «Елицы ко просвещению, приступите к руковозложению и благословитесь». Тотчас диаконы и восприемники (ο νοματητα) берут детей от их матерей, а патриарх, опираясь на ковры и подушки, лежащие на алтарной преграде, возлагает руки на голову каждого из оглашаемых, дует на него трижды и троекратно благословляет; после чего, обратившись к святой трапезе, возглашает: «Яко Ты еси просвещение наше». Затем следует обычное окончание. Диакон: «Главы наша». Патриарх читает молитву главопреклонения: «Боже Спасителю наш, иже всем хотяй спастися». «И по амине глаголет диакон: Миром изидем; людие: Именем Господним», – и читается заамвонная молитва . «Таже дается время, и совершается божестъвнаа литоургиа». 42 В этом обряде не трудно узнать чин оглашения, в общих чертах описанный в «Паломничестве». И здесь, и там порядок один и тот же. Но есть и разница: там оглашение начиналось в час дня, а здесь – около шести. Поэтому, должно быть, и тритекти полагается здесь до, а не после оглашения, как обычно. Впрочем, согласно Обряднику, и в великую пятницу тритекти совершалось после оглашения, начинавшегося в храме св. Ирины около 3–4 часов. 43 5. Объяснение службы В такой исторической обстановке слагался чин тритекти; и его содержание вполне соответствует обстоятельствам. Все в нем, все частности – «как песни, так и антифоны и чтения, а также и молитвы, произносимые епископом, – выразимся словами Паломничества, – оказываются приспособленными и подходящими ко дню – и к месту». 44 Чин тритекти 45 предназначался в древности для поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010