Исследование об историческом развитии чиносовершения Елеосвящения». Единецко-Бричанская Епархия. г.Калуга, «Калужская типография стандартов», 2004. – 64 с. 25 . Таинство Елеосвящения: – М.: Издательство «Филарет», 2005. – 56 с. 26 . Как правильно подавать записки «О здравии» и «О упокоении». М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1999. – 32 с. 27 . С. Алексеев. Как устроить домашний иконостас. СПб.: Сатис; Держава, 2003. – 32 с. 28 . Как правильно молиться по учению святых отцов. М.: Благо, 2002. – 32 с. 29 . Как приучить себя к посту. – М.: Сретенский монастырь; Новая книга; «Ковчег», 1999. – 64 с. 30 . Почему необходимо венчаться. Минск: Православная инициатива, 2005. – 64 с. 31 . Какое имя выбрать новорожденному. М.: Благо, 2005. – 32 с. 32 . Как вести себя на кладбище. Практические советы о поведении на кладбище и поминании усопших. Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Акафист о упокоении усопших. М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1997. – 48 с. 33 . О конце мира. Брошюра составлена по Псково-Печерским листкам 204, 209 с дополнениями из переписки старцев обители с духовными чадами. М.: Отчий дом, 2000.– 80 с. 34 . Протоиерей Валентин Мордасов . Тетрадки опытного исповедника. Молдова. Единецко-Бричанская епархия, 2006. – 160 с. 35 . Что делать нам грешным? М.: Изд-во Даниловский Благовестник, 1994. – 80 с. 36 . Духовная жизнь начинается с покаяния. Иеромонах Сергий (Рыбко). М.: Изд-во им. святителя Игнатия Брянчанинова , 2003. – 416 с. 37 . Архимандрит Амвросий Юрасов. О вере и спасении. Вопросы и ответы. Иваново. Ивановская газета, 1996. – 286 с. 38 . Ответы на 1140 вопросов о духовной жизни. М.: 1994. – 240 с. 39 . Душевный лекарь. Святые Отцы – мирянам. М.: Изд-во сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2006. – 184 с. 40 . Саблина Н.П. Слова под титлами. СПб.: Ижица, 2001. – 44 с. 41 . Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского. 1997.– 656 с. 42 . Сто пятьдесят три вопроса священнику.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пс.32:6.   Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их. «Дух» Божий назван «духом» по отношению к твари. Господь дунул ипостасным Духом Своим — и явилось по мановению Его животворящего Духа безчисленное множество «духов» ( «духом уст Его вся сила их» ). Дунул Духом Своим в состав человеческий «и бысть человек в душу живу» (Быт. 2:7). Поэтому (от этого) третье лицо в Боге называется «Духом» , в то время когда Бог и без того есть Дух (Иоанн Кронштадтский). Пс.32:7.   Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны. Ученые отмечают и опыт ясно показывает, что вода находится выше земли. Каким же образом она не потопляет землю?.. Господь, ради благосостояния человеческого рода, Своею всемогущею силою удерживает страшные морские «бездны» как бы в каких «сокровищницах» , оградив их берегами и указав им предел, далее которого не простираются бушующие волны. Некоторые «безднами» называют множество вод, заключенных Творцом в тайных местах под землею. «Собираяй яко мех» — в облака и посылает дождь (из земных вод) (Златоуст, Феодорит, Исихий). Пс.32:8.   Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней. «От негоже да подвижутся» — «пред Ним да благоговеют» «вси живущии по вселенней» . Никто не бойся чего-либо другого, кроме Бога. Звери ли свирепствуют? — Бога бойся. Человек ли ненавидит тебя? — Бога бойся. Диавол ли воюет? — Бога бойся. Вся тварь под властью «Того, Кого» повелевает Давид бояться. Почему и Соломон сказал, что «кроме Его не бойся никого» (Августин). Пс.32:9.   Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася. Не по нужде — потому что ни в чем не нуждается, но по единой Своей благости, доброте Бог сотворил мир духовный, ангельский (невидимый), потом — нами видимый мир и, наконец, человека, который по душе принадлежит к миру духовному, а по телу — к миру вещественному, почему и называется «малым миром» (Иоанн Кронштадтский). Пс.32:10.   Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Vide Euthymium Zigabenum, 150, tit. 22. Epiphanium CatanensEm. De Nicæna synodo sermo laudatorius, 98, 1313–32. ANONYMUS. De festo orthodoxiæ, 121, 1033–4, in notis. MICHAEL Cerularius. Homilia in festo restitu-tionis Imaginum (orthodoxiæ), 120, 723–36. GERMANUS II, СР., 140, 659–76 (id). MACARIUS CHRYS0CEPHALS. Fg., 100, 231–403 (id). THEOPHANES CERAMEUS, 132, 425–42 (id). L) DE CONTROVERSIA INTER LATINOS ЕТ GRAECOS ATHANASIUS. De azymis, 26, 1327–32. Contra Latinos [ATHANASIUS ALEX., s. XIII?], 28, 823–32. BASILIUS. De primatu Petri, fg., 30, 835–6. JOANNES DAMASCENUS. De Azymis, 95, 387–96. PHOTIUS. Interrogationes decem, 104, 1219–32. De Spiritus S. Mystagogia, 102, 279–400. THEOGNOSTUS mon. Ad Nicolaum I, papam (pro S. Ignatio), 105, 855–62. LEO ACHRIDANUS. Epistola ad Leonem Tranensem (De Azymis et Sabbato), 120, 835–44. NICETAS PECTORATUS. Libellus contra Latinos, 120, 1011–22. CARDINALIS HUMBERTUS. Responsio ad Nicetam Pectoratum, 120, 1021–38. " MICHAEL CERULARIUS. Epistolæ, 120, 749–820. PETRUS ANTIOCHENUS el DOMINICUS GRADENSIS. Epistolæ ad M. Cerularium. NICETAS CHARTOPHYLAX. De schismate Græco-rum, 120, 713–20. THEOPHYLACTUS. Liber de iis quorum latini incusantur, 126, 221–50. PETRUS CHRYSOLANUS (Grosolanus). De Spiritu Sancto, 127, 911–20. ADRIANUS IV. Epistola, BASILIUS ACHRIDANUS. Responsio, 119, 925–30 et 929–35. NICETAS MARONIENSIS. De processione Sp. S., 139, 169–222. THEORIANUS. Epistola de azymis, 94 405–10. ANDRONICUS CAMATERUS. Animadversiones. (Textus biblici et patristici tantum in refutatione Joan. Vecci), 143, 396–613. PANTALEO DIACONUS. Contra Græcos, 140, 487–574. GRÆCORUM EPISTOLA ad Innocentium III post captam СР., 140, 293–8. NICEPHORUS BLEMMYDA. De processione Sp. S., 142, 533–84. Sermo ad monachos suos, 583–606. JOANNES VECCUS. De unione Ecclesiarum veteris et novæ Romæ, 141, 15–158. De processione Sp. S., 157–282. Epistola ad Agallianum, 275–82. Sententia Synodalis, 281–290. Ad Theodorum, Sugdeæ episcopum, 289–338. Ad Constantinum, 337–96.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

12. В Мк 10:28–31 331 пример альтернативы поведению богача из предыдущей сцены дан словами Петра: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (10:28). В ответ Иисус излагает великие истины, касающиеся этого акта апостолов. Здесь необходимо отметить два момента. Во-первых, в Мк 10:29 Мессия торжественно учит: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради меня и Евангелия, и не получил бы во сто крат...» Перечисление всех этих оставленных лиц и вещей затрагивает эмоциональную струну. Жертва колоссальна и охватывает всё и вся, к чему по необходимости привязаны люди. Но осуществляется жертва ради Иисуса. Именно ради Христа меняются человеческие отношения, происходит отказ от элементарных удобств. Это подчёркивает Его божественную власть. Подчёркивает её и обетование о воздаянии за жертву. Эти эсхатологические обетования («...а в веке грядущем жизни вечной» 10:30) даны от имени самого Бога 332 . Во-вторых, отметим сопутствующее обетованиям выражение «среди гонений» (10:30). Оно относится к христологии Страстей. Подлинный ученик Иисуса не может избежать страданий, а гонения – одна из форм страданий. Участие в эсхатологической славе Мессии означает и участие в Его страданиях. Мк 10:32–34 333 начинает один из самых полных и лучших изложений христологии Страстей. Этот текст содержит третье предсказание о жертвенной смерти Христа. Предсказанию предшествует ряд сведений, создающих атмосферу торжественности и страха 334 . Прежде всего, это географическое указание: «Были они на пути, восходя в Иерусалим» (10:32). Путь к Иерусалиму отражает в Евангелии от Марка исключительно тему Страстей 335 , а значит, мы видим, что конец приближается. Затем идея близости конца появляется на другом уровне: «Иисус шёл впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (10:32). Использованные здесь глаголы указывают на предчувствие учениками необычных событий 336 . Наконец, из Мк 10:32 видно, что пророчество о Страстях было сказано только двенадцати ученикам. Это добавляет ситуации торжественности и серьёзности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 4. Недели по Троице 18–32 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 1я Неделя по Троице. Неделя Всех Святых I. Евангельское чтение. Евангелие от Матфея (10:32–42) 32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36 И враги человеку — домашние его. 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. 40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения В евангельском чтении первой недели, посвященной памяти всех святых, ветхозаветных и новозаветных, изображаются свойства истинного последователя Христова. Он должен: а) с верой сердца соединять исповедание веры, как необходимое ее выражение (ст.32–33); б) иметь любовь к Господу, аки смерть крепку, чтобы ни родство и дружба, ни радости и удовольствия не могли охладить этой любви(ст. 37); в) нести крест свой с терпением ради Господа и по Его примеру (ст.38); г) утешать себя надеждой на Бога, Который сторицей может вознаградить всякие для Него пожертвования и лишения, как в настоящей, так и в будущей жизни (Мф. 19:27–29 ); но при этом

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В соответствующем месте Евангелия, в котором Спаситель говорит о том, что Он не знает дня и часа конца мира ( Мк.13:32 , ср.: Мф.24:36 ) в тексте употребляется древнегреческий глагол οδα (от εδω), который обычно имеет значение обладать знанием, в том числе в смысле некоего видения, непосредственного опытного познания через органы чувств. Именно такое же значение имеет и глагол (йада), который с большой долей вероятности употреблялся в устной речи Господа Иисуса Христа, когда Он произносил исследуемый нами текст. Как в возможном арамейском варианте текста, так и в иврите, который зафиксирован в кумранских рукописях, время написания которых перекрывает период устной проповеди Христа и письменной фиксации текста Евангелий слова с корнем (йада) выражают множество оттенков знания, получаемого при помощи чувств человеческой природы. Из святоотеческой экзегезы ( Мк.13:32 , ср.: Мф.24:36 ) очевидно Сын Божий обладает совершенным всеведением и знанием по Божеству, а Его «неведение» по человечеству может быть признано не реальным, а лишь мысленно полагаемым. Поскольку в силу Ипостасного соединения Божества и человеческой природы и их перихорезиса человеческий ум и душа Иисуса Христа стали причастны совершенному знанию. Поэтому, когда Спаситель говорит о том, что Сын не знает «о дне же том, или часе» ( Мк.13:32 ) Он имеет в виду не отсутствие у Него какого-либо знания о дате конца мира, а лишь то, что не это Его еще уничиженное и причастное тленности (т.е. естественным страстям) человечество увидит, будет созерцать, испытает через свои чувства последние события мира. Это будет доступно лишь человечеству преображенному и прославленному Воскресением из мертвых, когда Сын Человеческий приидет «во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:27 . Ср. Мф.25:31–32 ; Лк.9:26 ). При таком подходе к рассмотрению вопроса «неведения» Христова удовлетворительно разрешается искусственно создаваемая нашими оппонентами проблема относительно того, как сочетать в Лице Господа Иисуса Христа Божественное всеведение и незнание для Им дня и часа Своего Второго и славного Пришествия. Соответственно получается, что Спаситель мира мог без всякого обмана уклоняться от прямого ответа на вопрос о времени Парусии, зная его в силу Ипостасного единства, но домостроительно не позволяя проявляться этому знанию для нашей пользы и спасения. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Источник. ...Есть ли болезнь душевная тягостнее этой ? Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему (свт. Иоанн Златоуст , 52, 30). Откуда же... рождается , эта безумная и неприносящая никакого удовольствия страсть? – Ниоткуда более, как только от души низкой и ничтожной (свт. Иоанн Златоуст , 52, 31). Подверженный этой болезни не знает дружбы, не помнит приязни, нисколько не хочет никого уважить; напротив, все доброе извергши из души, непостоянный, неспособный к любви, против всех вооружается (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Эта страсть все извратила; она породила любостяжание, зависть, клеветы, наветы. Она вооружает и ожесточает людей, не потерпевших никакой обиды, против тех, которые никакой обиды не сделали (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Сила гнева, хотя и она мучительна и несносна, не постоянно, однако же, возмущает дух, а только в то время, когда его раздражают другие. Напротив, страсть тщеславия – всегда, и нет, так сказать, времени, в которое она могла бы оставить, потому что разум не препятствует ей и не укрощает ее; она всегда остается и не только побуждает ко грехам, но, если бы мы успели сделать что-нибудь и доброе, она похищает добро из рук. А бывает так, что она не допускает и начать доброго дела (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Нет ничего столь смешного и унизительного, как эта страсть : ничто столько не преисполнено стыда и бесславия (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). ...Страшно преобладание тщеславия; оно может ослепить очи и мудрых людей, если они не станут бодрствовать (свт. Иоанн Златоуст , 52, 59). Раб тщеславия не лучше блудника; даже делает гораздо большие и тягчайшие грехи, чем тот (свт. Иоанн Златоуст , 52, 182). Тщеславие не только влечет ко злу своих пленников, но вкрадывается и в добродетели; и если не может лишить нас их, то делает нам большой вред в самой добродетели, принуждая переносить труды, а плодов лишая (свт. Иоанн Златоуст , 52, 183). ...Если мы отсечем эту страсть , то вместе с головою истребим и остальные члены этого зла, и тогда уже ничто не воспрепятствует нам жить на земле, как на небе (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

234 Nam ео magis eis movetur quisque, quo minus а talibus affectibus sanus est… […Поскольку человек приходит от них в волнение тем более, чем менее излечен от таких страстей] (Augustinus Hipponensis. Confessiones III, 2, PL 32, 683). Sed tunc in theatris congaudebam amantibus,cum sese fruebantur per flagitia, quamvis haec imaginarie gerefent in ludo spectaculi. Cum autem sese amittebant, quasi misericors contristabar [Тогда в театре я радовался вместе с любящими, когда они преступно наслаждались друг другом, хотя они только изображали это в своей игре ради зрителей] (Ibid. III, 3, PL 32, 684). 235 Ausus sum etiam in celebritate solemnitatum tuarum, intra parietes ecclesiae tuae concupiscere et agere negotium procurandi frnctus mortis [Даже при отправлении Твоих праздников я дерзал за стенами Твоей церкви удовлетворять свои желания и совершать дела, приносящие плоды смерти] (Augustinus Hipponensis. Confessiones III, 5, PL 32, 685). 236 Lucius E. Die Anfange des Heiligenkultus in der christlichen Kirche. Tübingen, 1904. S. 320–324. 239 Delectationes consuetudinis meae, ad quas si accessisset honestum nomen matrimonii, non eum mirari oportere, curego illam vitam nequirem spernert [...Если бы прибавить к моим любовным наслаждениям, обратившимся в привычку честное имя супружества, то нечего было ему удивляться, почему я был не в силах презирать такую жизнь] (Augustinus Hipponensis. Confessiones VI, 22, PL 32, 730). 240 Папа Каллист признал браки знатных римлянок с рабами, заключенные законно, т.е, может быть, с соизволения Церкви, действительными, хотя с точки зрения римского права это был конкубинат: Döllinger J. Hippolytus und Kallistus. Regensburg, 1853. S. 158–189; Болотов В. В, проф. Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1910. Т. 2. С. 371–373. Толетанский собор говорит о конкубинате, не упоминая о церковном разрешении, но указывая внутренние условия его допустимости: Si quis habens uxorem fidelem, si concibinam habeat, non communicet. Ceterum qui non habet uxorem et pro uxore concubinam habet, a communione non repellatur, tantum ut unius mulieris, aut uxoris, aut concubinae (ut ei placuerit), sit conjuctione contentus [Если кто имея верную жену, будет иметь конкубину, да лишится общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

В Книге Исход говорится, что Бог открыл это имя пророку Моисею, когда явился ему на горе Хорив в «неопалимой купине», то есть в кусте, который горел, но не сгорал ( Исх 3:4–5,10,13–15 ). Бог сказал Моисею: «Я Господь (YHWH). Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» (YHWH) не открылся им» ( Исх 6:2–3 ). Традиционно имя YHWH переводится «Я есмь Сущий» ( Исх 3:14 ). В этом имени Бог открывается как истинно существующий, пребывающий вечно, как единственный источник всякого бытия. Греческое слово «Сущий» ( ho on ) обычно обозначено на нимбе иконы Христа как вочеловечившегося Бога. Предположительно имя YHWH звучало как «Яхве». После вавилонского плена (во всяком случае, не позднее III века до Р.Х.) евреи из благоговения перестали произносить это имя вслух. В еврейской традиции принято заменять его словами «Господь» (Адонай), «Бог» (Элохим) или «Имя» (Ха-Шем). Переводчики Септуагинты передавали это имя словом Кириос (Господь). Славянский и синодальный переводы в основном следуют греческому — в них употребляется слово Господь. C XVI века в переводах на западные языки, а позднее на русский стали употреблять наименование В Новом Завете важнейшим именем Божиим является «Отец». Ветхий Завет лишь изредка говорит о Боге как Отце ( Втор 32:6 ; Ис 63:16 ; 64:8Мал 1:6; 2:10). В Новом Завете Господь Иисус Христос, обращаясь к Богу в молитве или говоря о Боге, чаще всего называет Бога Отцом. В беседах со Своими учениками Иисус говорит о Боге «Отец ваш» или «Отец ваш Небесный» ( Мф 5:48; 6:4, 6:8,15,18,26,32 ; 7:11Лк 12:30, 32; Ин 8:42; 20:17 ). Он учит Своих последователей начинать молитву словами: «Отче наш» ( Мф 6:9 ), называет Бога Небесным Отцом всех верующих ( Мф 5:48; 6:4,6,8,15,18,26,32 ; 7:11Лк 12:30,32; Ин 8:42; 20:17 ). В посланиях апостола Павла имена «Бог» и «Отец» неразрывно связаны ( 1Фес 1:1 ; Гал 1:3 ; 1Кор 1:3 ; 2Кор 1:2 ; Рим 1:7 ; Флп 1:2 ). В соответствии с ветхозаветной традицией Бог в Новом Завете также именуется Благословенным ( Мк 14:61 ) и Всевышним ( Лк 1:32,35,76; 6:35 ). § 4. Свойства Бога

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Мы, люди, введены в мир сей как бы в общее училище: нам, получившим ум, имеющим глаза для наблюдения, повелено, как бы по некоторым письменам, по устройству и управлению вселенной познавать Бога (свт. Василий Великий , 6, 107). Источник. Четвероногие смотрят в землю и потуплены к чреву, а у человека взор обращен к небу, чтобы он не предавался чреву и плотским страстям, но имел всецелое стремление к Горнему шествию (свт. Василий Великий , 8, 42). Источник. ...От природы в нас есть вожделение прекрасного, хотя по большей части одному то, а другому другое кажется прекрасным... (свт. Василий Великий , 9, 83). Источник. ...По природе всякий человек и со всеми равночестен, и преимущества наши не в роде, не в избытке имения, не в устройстве тела, но в преимущественном страхе Божием (свт. Василий Великий , 11, 209). Надобно знать, что поскольку человек двойствен, то есть состоит из души и тела, то и чувства имеет двоякие. Есть пять чувств душевных и пять чувств телесных; душевные у мудрецов называются силами души и суть следующие: ум, разум, мнение, воображение и чувствование; телесные же чувства суть: зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Отсюда происходят двоякие их добродетели и двоякие пороки (прп. Ефрем Сирин , 32, 385). Источник. Что же такое образ Божий? – Это невидимость, бессмертие, свобода, а также владычественность, сила чадорождения, назидательность... Образ Божий имеет всяческий человек, потому что нераскаянна дарования Божия ( Рим. 11, 29 ) (прп. Ефрем Сирин , 32, 395). Что такое подобие Божие? – Подобие Божие имеет в себе человек соразмерно с добродетелью, делами богоименитыми и богоподражательными, т. е. соразмерно с тем, что человеколюбиво расположен к однородным, милосердствует, милует и любит подобных себе рабов, оказывает всякое сердоболие и сострадание... Подобие Божие имеют редкие и то одни добродетельные и святые, сколько возможно человеку подражающие в благости Богу (прп. Ефрем Сирин , 32, 395). Источник. Бог создал человека свободным, почтив его умом и мудростию и положив пред очами его жизнь и смерть, так что если пожелает по свободе идти путем жизни, то будет жить вечно, если же по злому произволению пойдет путем смерти, то вечно будет мучиться (прп. Ефрем Сирин , 32, 396).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010