Пс.54:24.   Ты же, Боже, низведеши их во студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дней своих. Аз же, Господи, уповаю на Тя. Усматривай в этих словах великое человеколюбие Божие. Бог, предвидя чрезмерность порочности убийц и коварных людей, истребляет их с лица земли прежде естественной смерти, чтобы меньше они согрешили: поэтому, большей частью, злые умирают преждевременной смертью. Многие из толкователей под «мужами кровей» усматривают здесь иудеев, умертвивших Начальника жизни и сказавших: «кровь Его на нас и на чадех наших» (Мф. 27:25), и сделавшихся виновниками в пролитии всякой крови праведных. Они-то и не окончили времени естественной жизни, потому что преданы мечу римлян по истечении 40 лет по вознесении Господа (Григорий Богослов, Афанасий, Евсевий, Дидим). КАФИСМА ВОСЬМАЯ 1 В конец, о людех, от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, 55. О людех, «удаленных» от Бога чрез преступление святых Его заповедей. Этих-то людей и призывает Дух Святый устами пророка Давида к познанию Бога. Сила этого псалма должна быть написана на «столпе» или на сердце, к вечной памяти неизреченного человеколюбия Божия (Григорий Нисский). Пс.55:2.   Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Это молитвенный вопль кающегося грешника, выдерживающего трудную брань от «человека» — диавола, по причине плотолюбия и сластолюбия диавольского (Григорий Нисский). Пс.55:3.   Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты. Пророк показывает, что злые и лукавые люди в своих коварных замыслах наставляются невидимыми демонами (Афанасий). Пс.55:4.   В день не убоюся, аз же уповаю на Тя. «Днем» Давид называет благоденствие и временное счастье врагов своих (Феодорит). Пс.55:5.   О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть. «Плоть» — это плотские страсти и удовольствия. Уповающий на Бога и похоть обуздывает и врагам полагает препятствие (Исихий). Пс.55:6.   Весь день словес моих гнушахуся: на мя вся помышления их на зло.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Видения, прославляющие Иверский монастырь , построены Никоном по традиционной схеме. Автор подчеркивает, что они происходят во сне: перед отъездом в монастырь «к воскресению пред всенощным ...//И се вижу такоже и в сонном видении ...» (л. 54 об. – 55); или уже в монастыре: «в нощь к суботе февраля ко 25-му дни мало ми возлегшу и в сон тонок снидох » (л. 62). Границу между видением и реальностью Никон обозначает типичными выражениями: « воспрянув от сна » и « востав от сна ». В соответствии с требованиями жанра, традиционными этикетными выражениями Никон фиксирует ощущаемое им чувство страха, испуга в видении: « Аз же ужаснувся от того словеси» (л. 55); об увиденном Никон рассказывает митрополиту Макарию и монастырским властям: «... исповедав сущим со мною : господину Макарию, митрополиту Новгородъцкому, и тоя обители архимандриту Дионисию, и вяжицкого монастыря архимандриту Евфимию, и спасскому игумену Феодосию и прочиим ту о видении том» (л. 62 – 62 об.). Видения Никон связывает с мыслями о строительстве монастыря, при этом патриарх не обращается к Богу с молитвой о помощи в сооружении обители, наоборот, автор подчеркивает, что все совершается само собой: «... и помышляющу, како отити во святую обитель, и в таком помышлении уснух » (л. 54 об. – 55) или «И посем же внидох в келию и помышляющу ми о всем том монастырском строении и утрудившися от путнаго шествия...»(л. 61 об. – 62). Божий промысел и покровительство святых в создании валдайского монастыря Никон подчеркивает и такой деталью: он не узнает явившихся ему в видении святых. В первом видении святые, как будто собравшись с патриархом в дорогу, сами «представились» Никону: «Аз же вопросих, занеже не познавающу ми их , и един от них поведа ми: „Мы есмы Петр и Иона и Филипп " » (л. 55). Размышления Никона по окончании видения объясняют, что принесение в Иверский монастырь частиц мощей именно этих московских святителей обусловлено не личным решением патриарха Никона , а продиктовано ему свыше: «...и недоумевахся, что хощет се быти. Помыслих: не просто сему быти. И паки вложи ми ся в мысль, яко да возму части и от мощей святых чудотворец Петра и Ионы. И//сему же сбывшуся верно ми бысть, яко от Бога всему тому аз быти верова » (л. 5555 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пусть наряжается актриса или танцовщица; ей хочется привлечь к себе всех. А посвятившая себя благочестию не так должна украшаться; у нее есть другое украшение, гораздо лучшее. Источник. И у тебя есть свое зрелище; украшайся прилично этому зрелищу; облекайся в этот наряд. Какое же это зрелище – небо, лик Ангелов. Говорю не об одних только посвятивших себя девству, но и о мирских, для всех верующих во Христа открыто это зрелище (свт. Иоанн Златоуст , 55, 235–236). ...Что ты не мужу хочешь нравиться и не для него наряжаешься – это очевидно для всех из твоих собственных поступков. Как только ты переступаешь порог спальни, тотчас снимаешь все... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 237–238). Источник. Ты желаешь казаться красивой? И я желаю этого, но только – тою красотою, которой требует Бог, красотою, которой хочет Царь (Небесный) (свт. Иоанн Златоуст , 55, 238). Для чего ты, жена, постоянно расслабляешь тело свое роскошью и делаешь его негодным? Для чего губишь силу его тучностью? Ведь тучность составляет слабость для него, а не силу. Источник. Если же ты, оставив это, будешь вести себя иначе, тогда явится и красота телесная по желанию твоему, как скоро будет сила и свежесть (свт. Иоанн Златоуст , 55, 245). Когда ты увидишь миловидную женщину, с молниеносными очами, с весело сияющим лицом, с дивной красотой, которая сжигает твой ум и распаляет похоть, то подумай, что то, чему ты удивляешься и что разжигает тебя, есть лишь земля и пепел, и душа перестанет неистовствовать. Сними кожу с лица этой женщины, и тогда увидишь все ничтожество красоты. Не останавливайся на одной внешности, а проникни мыслью внутрь, и ты не найдешь ничего другого, кроме костей, нервов и жил (свт. Иоанн Златоуст , 55, 580–581). Как, открывши глаза, нельзя не смотреть, так, когда смотришь на женщину, не может не родиться вожделение. Для чего же подкладывать огонь к природе? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 1098–1099). Источник. Если можно, надлежит избегать всяких собеседований с женщинами, как располагающих к какой-то изнеженности. Если же, по требованию обстоятельств, или по делам о снабжении нищих, сие невозможно, то надобно говорить с ними, смотря вниз; потому что во многих, или и во всех, побежденных красотою женскою, сквозе окна взыде смерть ( Иер. 9, 21 ), преодолевшая даже великого пророка и царя, когда посмотрел он на этот смертоносный водоем (прп. Исидор Пелусиот , 60, 63). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Без любви, хотя бы совершали знамения больше самих апостолов, хотя бы подвергали себя бесчисленным опасностям за веру, нам не будет никакой пользы (свт. Иоанн Златоуст , 55, 38). Нет ничего властительнее любви, ничего выше ее; она парит выше всех (демонских) стрел, выше сетей диавола, все высматривает с вершины небес; и как порывистый ветер... устраняет докучливую пыль, так и сила любви обычно отстраняет натиск всех страстей (свт. Иоанн Златоуст , 55, 473). Источник. Тот, кто, будучи любим тобою, любит взаимно, воздает уже тебе награду; тот же, кто, будучи любим, не любит тебя, делает вместо себя твоим должником Бога (свт. Иоанн Златоуст , 55, 473). ...Велика сила любви; она побеждает и осиливает меня; против всего могу я устоять, кроме любви (свт. Иоанн Златоуст , 55, 477). ...Любовь изменяет природу вещей и является на помощь со всеми благами в руках, приветливее всякой матери, богаче всякой царицы, и трудное делает легким и удобным, представляя нам добродетель привлекательной, а порок крайне противным (свт. Иоанн Златоуст , 55, 482). Источник. Подумай, какое великое благо любовь сама по себе, какую доставляет она радость, какую благодать сообщает душе (свт. Иоанн Златоуст , 55, 482). ...Любовь никаким временем не будет прервана, ибо не только в настоящем мире с пользою действует в нас, но и в будущем, по отложении дебелости телесной, она будет пребывать гораздо действеннее и превосходнее, никаким недостатком не будет ослабляема, но при постоянной чистоте пламеннее и искреннее будет прилепляться к Богу (прп. Иоанн Кассиан , 56, 175). ...Нельзя найти ничего драгоценнее, ничего совершеннее, ничего выше и ничего... долговечнее любви. Ибо, аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится, но любы николиже отпадает (ср.: 1Кор. 13, 8 ); без нее не только все превосходнейшие роды дарований, но и слава самого мученичества – ничто (прп. авва Херемон, 56, 379). Всего возлюбленнее Богу любовь, из любви и Человеком соделался, и послушлив был даже до смерти. Посему и удостоившимися первого призвания в ученики Его были два брата. Так Всепремудрый Спаситель самым началом уже показал, что всех учеников Своих угодно Ему привести в братский союз, посему ничто да не будет для нас предпочтительнее любви, которая все связует и сохраняет в полезном единомыслии (прп. Исидор Пелусиот , 60, 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иоанн Златоуст , 52, 652). ...По Богу невозможно жить иначе, как умерши для греха (свт. Иоанн Златоуст , 53, 771). Если ты привнес земное, если ты предался заботам о текущих делах, то ты уже погасил дух... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 564). Если мирских стяжаний – и временных, и тленных – никогда не приобретают люди без трудов и пота, то тем более духовных (свт. Иоанн Златоуст , 54, 702). Итак, настрой себя, как храбрый воин, будь всегда с оружием, бодрствуй, трезвись, постоянно ожидай врага; впрочем, сам не производи браней, потому что это свойственно не воину, а бунтовщику (свт. Иоанн Златоуст , 55, 57). Источник. Потому мы и мертвы, что уклонились от истинной жизни и избрали временную... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 196). Как многие из живых бывают мертвыми, зарыв, как в могиле, свою душу в теле, – так многие из скончавшихся живут, блистая правдою... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 318). Источник. ...Когда не благоустроен, то, хотя бы все нам благоприятствовало, мы будем находиться в положении, нисколько не лучшем терпящих крушение (свт. Иоанн Златоуст , 55, 619). Духовная прибыль, хотя бы и небольшая, столь велика, что покрывает всякую материальную потерю (свт. Иоанн Златоуст , 55, 665). Источник. ...Подобно тому, как на зрелищах упражняющиеся на протянутом снизу вверх канате поднимаются и спускаются, но если малость не досмотрят и ошибутся, то ниспровергаются вниз и погибают, так точно и шествующие по духовному пути, если хоть немо предадутся небрежности, падают стремглав. Это потому, что путь этот более тесен, чем тот канат, прямее и круче поднимается, и гораздо более высок, – ведь вверху он оканчивается у самого неба, – и ступеньки его будут для нас шаткими даже тогда, когда мы доберемся до самой крайней вершины. Стоящих на вершине объемлет великий трепет, и для устойчивости остается одно только – не обращать взоров книзу и не смотреть на землю, – а иначе произойдет от этого большое и тяжелое головокружение (свт. Иоанн Златоуст , 55, 705). Святой человек имеет у себя правую сторону, т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иоанн Златоуст , 54, 570). Как же, спросит кто-нибудь, я могу быть уверен в том, что получу просимое? Если ты не просишь ни о чем несогласном с тем, что Он готов тебе дать, если (не просишь) ни о чем таком, что недостойно царя, если ни о чем житейском, если (просишь) одних только духовных (благ), если приступаешь без гнева, если имеешь чистые, преподобные руки – те, которые творят милостыню (свт. Иоанн Златоуст , 54, 672–673). Если ты просишь Его с милостынею, то Он благоволит к тебе; если просишь Его с милостынею, то даешь Ему в заем и получишь прибыток (свт. Иоанн Златоуст , 54, 763). Не будем же роптать на замедление в даровании просимого, а скорее покажем по этому самому великую твердость и терпение (свт. Иоанн Златоуст , 55, 484). Источник. Бывает иногда полезнее не получить. Если бы для нас не было часто полезно не получить, Бог несомненно дал бы; между тем не получить с пользою – значит получить (свт. Иоанн Златоуст , 55, 484–485). ...Получим ли просимое, не получим ли, будем настойчивы в своем прошении и будем благодарить не только в случае успеха, но и в случае неуспеха (свт. Иоанн Златоуст , 55, 485). Источник. ...Когда мы просим чего-либо против врагов, то не только не бываем услышаны, но и раздражаем Бога (свт. Иоанн Златоуст , 55, 485). ...Мы бываем не услышаны... когда молимся, продолжая оставаться во грехах своих (свт. Иоанн Златоуст , 55, 485). Разве Бог не мог бы даровать и прежде (исполнения) наших просьб. Но он ждет для того, чтобы получить от нас самих повод праведно удостоить нас Своим попечением (свт. Иоанн Златоуст , 55, 485). Чтобы молящийся был услышан, это зависит, во-первых, от того, если мы достойны получить; во-вторых, если мы молимся согласно с законами Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если исполняем все должное и со своей стороны, и, наконец, если просим полезного. Как от этих условий зависит быть услышанным, так от противных условий – быть неуслышанным, хотя бы молящиеся были праведники (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

На столбе Ж. Ложбина 1. 23. Μν σθητι Κριε τ σ δολ ωνν Διακν κα Δηπττο... τς μεγλης κκλησ ας θηνν, μν. Ισ. Χσ. ‘ Yις. Θεο. Ν. κα. Помяни Господи твоего раба Иоанна Диакона и Диптата Великой церкви Афин. Аминь. Как надобно писать: Диптат или Диптатор, неизвестно. Теперь подобного звания в Греческой церкви не существует 19 . Можно догадываться, что в ведении Диптата находились Диптихи (Синодик – по-нашему) церкви. 24. (Anno) МССССХ ΙΙ Presbyter Dicol(aus) decad’. (At)enar(um) diem clausit extremum 11 die Marcii cujus anima requiescat. Надпись эта сделана весьма большими буквами. Она покрывает собой вышеприведённую 23 и множество других не разбираемых. Не смотря на всё тщание писца, в ней есть, как думаю, ошибки, и именно два раза вместо N поставлено D. Оттого перевод её должен быть такой: 1412 г. Пресвитер Николай Декан Афин кончил последний день 2 Марта. Да упокоится душа его.   Надпись эта определяет время Латинской эпохи Афин, относя её к XV веку. Мы встретим и ещё несколько надписей Латинских, современных этой. Оне могут служить доказательством того, что, хотя Афины подпали под власть Франкских повелителей ещё в начале Х ΙΙΙ века, но отстаивали свой Греческую национальность целых два столетия, т.е. может быть до последней владетельной фамилии Accuaiuoli, которая с свойственным итальянцам фанатизмом дала оффициальное преобладание Латинскому клиру в Афинах над Греческим, что боялись или совестились сделать Французские герцоги, почти совсем огречившиеся на классической почве. История ещё не выяснила всей деятельности этих залётных и перелётных государей. Их эпоха доселе представляется неясным, сбивчивым историческим сновидением. Памятников их двухвекового пребывания в Афинах весьма мало; и притом каждый, выдаваемый за таковый, можно оспаривать. Ложбина 2. 25. Θεωδ χε Δσπυνα τν πηστν τ κρας σζε, φλ( αττε) τν σν πηστν.... κτ( ην)... Богоприемная Владычица верных рог спасай. Храни твоего вернаго... слугу... 26. Μνσθητι Κριε τ σ δολ ωαννηκ Διακν ( κα) σ( κε) υο( φλακι) τς μεγλ( ης κκλη) σας ( θη) νν. μν.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

23  Латинократия, или франкократия — название периода господства в Греции франков (франками в средние века именовались все жители Западной Европы без национальных различий) с начала XIII до середины XVI в. — Прим. пер. 24  ω. Καρμρη, Τ Δογματικ κα Συμβολικ Μνημεα..., τ. ΙΙ [Иоанн Кармирис, Догматические и Символические памятники..., т. II], Gratz 1968, σελ. 970-971. 25  Μητροπ. λβετας Δαμασκηνο, Πρς τν γαν κα Μεγλην Σνοδον. Προβλματα κα προοπτικα [Митрополит Швейцарский Дамаскин. К Святому и Великому Собору. Проблемы и перспективы], κδ.: κκλησιαστικν πιστημονικν κα Μορφωτικν δρυμα ωννου κα ριττης Γρηγοριδου, θναι 1990, σελ. 82. 26  π. Δημητρου Στανιλοε, Γι να ρθδοξο Οκουμενισμ [О. Думитру Станилоаэ. О Православном экуменизме], κδ. θως, 1976 27  π. Γεωργου Φλωρφσκυ, Θματα ρθοδξου Θεολογας [О. Георгий Флоровский. Вопросы православного богословия], κδ. ρτος Ζως, θνα 1973, σελ. 219. 28  Характерны документы Святой горы, называющие эти отклонения. См. соответственно: Послания Священного Кинота от 9/22 апреля 1980, 29 ноября 1980, 15 декабря 1987, 20 апреля 1988, 1/14 ноября 1995, 11/24 мая 1999, 11/24 сентября 2004, 18/31 июля 2014, 18/31 декабря 2014. А также заявление Священного Кинота от 10/23 декабря 2002, 17/30 декабря 2006, 22 сентября/5 октября 2009 и меморандум Комиссии по догматическим вопросам Священного Кинота о ВСЦ от 18 февраля 2007. Наш блаженной памяти игумен пишет: «Синкретический экуменизм является серьезным экклезиологическим отклонением, приближающимся к тому, чтобы стать ересью, то есть установившимся еретическим образом мыслей» (ρχιμ. Γεωργου Καψνη, ρθοδοξα κα Οκουμενισμς, Κυριακ τς ρθοδοξας [Архим. Георгий Капсанис, Православие и экуменизм, Неделя Православия] 1999, см. www.monastery.gr). 29  В меморандуме нашего монастыря от 4/17 марта мы уже отмечали: «Во вступлении к Мюнхенскому документу написано, что «мы совместно выражаем одну веру, которая есть продолжение веры апостолов». Также в документе, принятом в Новом Валааме: «В обеих наших Церквях апостольское преемство является основополагающим для освящения и единства народа Божия»». Мы не говорим ничего о соглашении в Бари, поскольку оно было переформулировано в более резком виде в Баламанде, и в таком виде осуждено в том числе иерархией некоторых Поместных Церквей, в частности Элладской Церкви. О соглашении в Равенне, которое, конечно, не было окончательно утверждено, несмотря на его повторные обсуждения на последующих встречах Смешанной Комиссии (Кипр, Вена, Амман), предлагаем вопрос: возможность первенства на всемирном уровне (третьем уровне, согласно Равеннскому документу), так и останется в будущем темой богословских исследований, несмотря на то, что подобное первенство не имеет никакого доказательства в Православном каноническом Предании и составляет сущность папского примата?

http://pravoslavie.ru/105052.html

634 См.: Haenchen Е. The Acts of the Apostles. P.732; Conzelmann Н. Acts of the Apostles. P.228; Jewett R. A Chronology of Paul " s Life, P.15. 635 См.: Longenecker R.N. Acts. P.368; Rapske В.М, The Book of Acts and Paul in Roman Custody. P.191; Witherington B. The Acts of the Apostles. P. 618– 620: Schnabel F.J. Acts. P.1076. 636 Cm.: Rapske В.М. The Book of Acts and Paul in Roman Custody. P.322–323; TaIbert Ch.H. Reading Acts. P.230. 640 Гай Юлий Квадрат Басс был назначен Траяном на должность консула-суффекта в 105 году. В 107–112 годах был наместником в Галатии и Каппадокии, затем в Сирии. 643 См.: Tajra H. W. The Trial of St.Paul. P.196: Макрей Дж. Жизнь ιι учение апостола Павла. С.284–290. 644 Иероним. О знаменитых мужах 5 (PL.23. Col.615). Рус. пер.: Иероним, блж. Книга о знаменитых мужах//Творения. Ч.5. Киев, 1880. С.283–344. 646 Cm.: Keener C.S. Acts. Vol.1 P.3761. Не позднее IV пека появилась апокрифическая переписка между Павлом и Сенекой. Она была известна блаженному Иерониму (О знаменитых мужах 12//PL.23. Col.629) и блаженному Августину (Послание 133, 14. PL.33. 639). По одному на предположений, это сочинение было написано в качестве упражнения учеником, которому преподаватель риторики поручил сравнить учения Сенеки и Павла и изложить их основные пункты в виде воображаемой переписки (Harding М. Disputed and Undisputed Letters of Paul. P.144), 655 Ritter S. Il frammento muratoriano. P.258. Доминирующая в научной литературе датировка этого памятника – конец II века. В последнее время обсуждается более поздняя датировка век). 656 А именно в «Деяниях Петра» и «Деяниях Ксантиппы, Поликсены и Ревекки». В апокрифических «Деяниях Павла» путешествие и Испанию не упоминается. См.: Tajra H.W. The Marmyrdom of St.Paul. P.115–116. 657 См., в частности: Кирилл Иерусалимский . Огласительные слова 17, 26 (PG.33. Рус. пер.: С.7–352; Иоанн Златоуст . Беседы на Второе послание к Тимофею 10. 3 (PG.62. Col.659). Рус. пер.: С.832; Беседы на Послание к Евреям. Предисловие 1 (PG.63. Col.11). Рус. пер.: С,7; Беседы об апостоле Павле 7 (PG.50. Col.512). Рус. пер.: С. 555; Толкование на Послание к Римлянам 29. 3; 30, 1 (PG.60. Рус. пер.: С.829, 835; Епифаний Кипрский . Панарион 27, 6 (GCS.25. S.309).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Здесь же должны быть отмечены почти вовсе неизвестные Херил, Аристофан, Гермоген, Евгемер,Конон, Зопирион (I, 23) и Феофраст (I, 22) 138 , упоминаемые Иосифом в числе «других премногих» свидетелей древности и небезызвестности Иудейского народа (I, 23) и наконец, Кастор с его весьма важной хронологической заметкой о сражении Птолемея Лага с Дмитрием Полиоркетом при Газе (170 Олимп. и в 11-й год по смерти Александра В. I, 22) и подобной же заметкой об ограблении храма Иерусалимского Антиохом (II, 7). Если присоединить сюда еще Николая Дамаскина 139 , который, впрочем, более, относится ко II части нашего труда, где и будет обстоятельнее представлен, вместе с относящимися туда же остальными – Тимагеном, Посидонием, Поливием, Страбоном (κατ πιν. ΙΙ, 7) и другими, – то мы, таким образом, восстановим почти весь запас материала, какой давала Иосифу для первой половины его труда историографическая производительность древнего мира. Неизвестно сейчас, насколько собственно были содержательны 140 или скудны, в сущности, эти материалы в то сравнительно счастливое время, когда писал свою историю Иосиф. Несомненно только, что и он из всех исчисленных им авторов едва ли хотя половину их имел пред глазами в полноте и подлинности; добрую половину их он мог знать только по имени, и помнить и записать про них и из них лишь то немногое, что (и на том спасибо!) мы имеем теперь в его трудах. Особенно заметно сказывается недостаточность светско-исторического материала во второй половине его Археологии, где ему приходилось восполнять внебиблейскими авторами более или менее крупные пробелы священно-исторического рассказа и создавать самостоятельно последовательность нити прерванного повествования Библии. Само по себе довольно внушительное разнообразие и солидность Иосифовых источников много теряет также своего значения от поспешности, нерадивости, безразборчивости и произвола 141 , с какими он обычно для себя – утилизирует их. Особенно бросаются в глаза эти его недостатки в обработке последних книг (XVIII-XX), порой похожей на ветренное собрание материалов более, чем на историческое повествование. Отсюда, между прочим, несоразмерность 142 Иосифа в различных отделах, неодинаковое достоинство по источникам, при одинаково рабской зависимости его от всех их.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010