В наше непростое время, когда церковный корабль вновь идет сквозь бури житейского моря, нам как никогда следует держаться критериев канонизации, выработанных Церковью. Разрушая их, мы рискуем вместо драгоценных камней положить в хранилище Церковного Предания головешки, породить соблазн в церковном народе, внести разделения и, в конечном счете, войти в противоречие с волей Божией, прославляя подвижников только волею человеческою. URL: Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. ΙΙ. Ч. 1. Деятельность Русской Православной Церкви. М., 2014. С. 31. Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998. С. 264. Дамаскин (Орловский), игумен. Критерии и порядок канонизации святых в Русской Православной Церкви//XXIII Международные Рождественские образовательные чтения. Прославление и почитание святых. Материалы конференции 22 января 2015 г. М., 2015. С. 23. Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. II. Ч. 1. Деятельность Русской Православной Церкви. М., 2014. С. 55-57. Там же. С 56. Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998. С. 56-57. Там же. С. 301-302. Протоколы Особой комиссии по исследованию случаев чудотворений, совершившихся по молитвенному пред Богом предстательству святителя Питирима. Тамбов, 1913. С. 219. Патриарх Ермоген. М., 1997. С. 228. РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 36. Л. 71 об. Дамаскин (Орловский), игумен. Критерии и порядок канонизации святых в Русской Православной Церкви//XXIII Международные Рождественские образовательные чтения. Прославление и почитание святых. Материалы конференции 22 января 2015 г. М., 2015. С. 22. Богослов.ru Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Фрагмент статьи, содержащий ошибку: Отправить Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/21/...

634 См.: Haenchen Е. The Acts of the Apostles. P.732; Conzelmann Н. Acts of the Apostles. P.228; Jewett R. A Chronology of Paul " s Life, P.15. 635 См.: Longenecker R.N. Acts. P.368; Rapske В.М, The Book of Acts and Paul in Roman Custody. P.191; Witherington B. The Acts of the Apostles. P. 618– 620: Schnabel F.J. Acts. P.1076. 636 Cm.: Rapske В.М. The Book of Acts and Paul in Roman Custody. P.322–323; TaIbert Ch.H. Reading Acts. P.230. 640 Гай Юлий Квадрат Басс был назначен Траяном на должность консула-суффекта в 105 году. В 107–112 годах был наместником в Галатии и Каппадокии, затем в Сирии. 643 См.: Tajra H. W. The Trial of St.Paul. P.196: Макрей Дж. Жизнь ιι учение апостола Павла. С.284–290. 646 Cm.: Keener C.S. Acts. Vol.1 P.3761. Не позднее IV пека появилась апокрифическая переписка между Павлом и Сенекой. Она была известна блаженному Иерониму (О знаменитых мужах 12//PL.23. Col.629 ) и блаженному Августину (Послание 133, 14. PL.33. 639). По одному на предположений, это сочинение было написано в качестве упражнения учеником, которому преподаватель риторики поручил сравнить учения Сенеки и Павла и изложить их основные пункты в виде воображаемой переписки (Harding М. Disputed and Undisputed Letters of Paul. P.144), 655 Ritter S. Il frammento muratoriano. P.258. Доминирующая в научной литературе датировка этого памятника – конец II века. В последнее время обсуждается более поздняя датировка век). 656 А именно в «Деяниях Петра» и «Деяниях Ксантиппы, Поликсены и Ревекки». В апокрифических «Деяниях Павла» путешествие и Испанию не упоминается. См.: Tajra H.W. The Marmyrdom of St.Paul. P.115–116. 668 Климент Римский . Первое послание к Коринфянам 5 (Die Apostolischen Väter. S.35–36). Рус. пер.: C.114–115. B своем послании Климент демонстрирует знание богословского учения Павла. См.: Регго R.I. The Making of Paul. P.129. 681 Нерон стал императором 13 октября 54 года. следовательно, второй год его правления длился с 13 октября 55 по 12 октября 56 года. Учитывая. что Павел прибыл в Рим весной. можно говорить о весне 56 года как времени его прибытия в Рим. согласно Иерониму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ΙΙ . Варианты качественные. Сюда относится: a) замена действительной конструкции страдательной и наоборот; см. примеч. 1, 7, 68, 157; b) замена полной формы придаточного предложения сокращенной и наоборот; см. примеч. 16, 40, 48, 160; c) замена множественная числа двойственным или единственным, и наоборот; см. примеч. 3, 11, 27, 32, 36, 55, 62, 64, 73, 75, 84, 91, 134, 135, 144, 151, 168; d) замена одного времени, лица или падежа другим; см. примеч. 5, 19, 34, 53, 76, 118, 119, 158, 177; е) случаи употребления вместо греческого слова или выражения не вполне соответствующего ему славянского, но лишь синонимического; см. примеч. 2, 12, 18, 20, 21, 22, 58, 70, 78, 100, 131, 142, 156, 159, 164, 174, 175, 180, 184, 185, 187; f) случаи неправильного понимания этимологического строя речи; см. примеч. 74, 94, 121, 140; g) случаи свободного перевода или произвольного; см. примеч. 17, 66, 82, 131, 176, 183. Наконец, к качественным вариантам должно отнести еще: h) неясные выражения, явившиеся в Острожской библии или вследствие неправильного чтения острожскими переводчиками греческого, а в одном случае латинского текста, или же вследствие опечаток; см. примеч. 23, 44, 79, 113, 137. ΙΙI . Помимо указанных особенностей, составляющих оригинальные чтения Острожской библии, мы встречаем в Острожском тексте и множество таких особенностей, в которых он совпадает с теми или другими греческими кодексами или Вульгатой. Изучение Острожского текста книги Плач показало, что в таких особенностях он сходится с кодексами: с Compl. Arm. ed. Вульг. Cyril. Alex. Chrisost. Bas. M. Euseb. Iust. M. Const. ap. При одном взгляде на эти цифры не трудно заметить, что острожские издатели, при исправлении текста, отдавали предпочтение не тому или другому греческому кодексу, но главным образом Вульгате. Из нее перенесено в Острожский текст книги Плач более чтений, чем из какого-либо греческого кодекса. 498 Что касается Альдинской и Комплютенской библии, послуживших, по исследованиям г. Лебедева 499 , главным источником, из которого острожские издатели восполняли пропущенные слова и стихи при исправлении текста книги Иисуса Навина, – то первая из них при исправлении текста книги Плач почти не принималась во внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Д.Успенский: см. Булгаков Сергий, протоиерей . Евхаристический догмат. — Путь. П . , 1930. 20. С. 3–46; 21. С. 3–33; Успенский Н .Д . Анафора. В Предисловие к кн: Успенский Н. Д . Том ΙΙ : Византийская литургия. М., 2006. Ср. возражения А. Георгиевского в статьях: О воскресении мертвых в связи с Евхаристией, в свете Священного Писания. – Богословские труды 16. М., 1976. С. 33–45; Святейшая Евхаристия в связи с учением Церкви Православной. — ЖМП. М., 1977. 6. С. 74–75; 7. С. 75–78. В последнее время спор между противниками и сторонниками «пресуществления» возобновился: см. Фокин А . Преложение Святых Даров в таинстве Евхаристии. — Альфа и Омега. Вып. 2/3 (9/10). М., 1996. С. 117–130; Зайцев А . Евхаристическое преложение. — Церковь и время 4 (29), 204. С. 208–226; Сергий (Троицкий), иеромонах . Опыт изложения святоотеческого учения о святой Евхаристии. — Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. М., 2003. С. 61–76; Пашков Д., священник . О Евхаристическом пресуществлении. — Богословский сборник. М., 2005. Вып. 13. С. 381–391; Желтов Михаил, диакон . Предисловие к кн: Успенский Н. Д . Том ΙΙ : Византийская литургия. М., 2006. С. XXX – L . Мейендорф . Византийское богословие С. 287–288. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры 4. 13. Григорий Нисский . Большое огласительное слово 37. Иоанн Дамаскин . Op. cit. 4. 13. Нрав. 2. 7 . 184–187. Здесь и далее Слова богословские и нравственные цитируются по изд.: Sym é on le Nouveau Th é ologien . Trait é s th é ologiques et é thiques/Ed. J.Darrouz и s. T.I (Theol. 1-3; Eth . 1-3). SC 122. 1966; T . II ( Eth .4-15). SC 129. 1967. Ibid. 1. 136–144 Ibid. 3. 506–511 Ibid. 2. 7. 167–169 Ibid. 1. 10. 55–72 Ibid. 1. 6. 76–82 Ibid. 1. 3. 79–86 Ibid. 1. 10. 55–72. Гимн 30. 467 – 488. Здесь и далее Гимны цитируются по изд.: Sym é on le Nouveau Th é ologien . Hymnes/Ed. J.Koder, J.Paramelle, L.Neyrand. T.I (Hymn 1-15). SC 156. 1969; T.II (Hymn 16-40). SC 174. 1971; T.III (Hymn 41-58). SC 196. 1973. Нрав. 14. 214 – 23.

http://pravmir.ru/article_2446.html

1031 Com. ad Matth. к 13, 55. и c. Cels. I, δ’ ατς... ζητν τν αταν τς τν εροσολμων πτσεως κα τς το ναο καθαιρσεως... φησ τατα συμβεβηκναι τος ουδαοις κατ; κδκησιν ακβου το δικαου, ς ν δελφς ηδο το λεγομνου Χριστο, πειδπερ δικαιτατον ατν ντα πκτειναν. pg. 35, ed. Spencer, и с. Cels. ΙΙ, 13, кон. Ττος καθελε τν ερουσαλμ. ς μν σηπος γρφει, δι κωβον τν δκαιον, τν δελφν ησο το λεγομνου Χριστο. 1035 Кроме Оригена , гибель Иерусалима ставится в тесную связь с казнью Иакова также у Гегезиппа. в переложении Евсевия (Hist. eccl. II, 23, 11–18). Сказав о свержении Иакова с крыла церковного, потом побиении камнями и, наконец, последнем ударе вальком (γναφες), повествователь замечает: Κα εθς Οεσπασιανς πολιορκε ατος. Гегезиппу подражают затем: Климент. Алекс, у Евсевия же Η. Е. Π, 1, 4 и Епифаний, haer. 78, 14, и сам Евсевий, III, 11, 1. μετι τν ακβου μαρτυραν κα τν ατκα γενομνην λωσιν τς ερουσαλμ. 1037 XVIII, 4, 3. Год события выясняется частью из того, что Вителлий прибыл в Сирию летом или осенью 35 г. (Tacit. Annal. VI, 32), частью из того, что второе его прибытие в Иерусалим было незадолго до смерти Тиверия († 16 Марта 37 г.), как видно из Иосифа (ρχ.XVIII, 5, 3). Срв. Keim, Gesch. Jesu. IΙΙ, 485–487; Sevin. Chronologie des Lehens Jesu (2 aufl. 1874, s. 75–80). 1039 Philo, legat. ad Cajum, § 32 (opp. ed. Mangey, IΙ, 580; Γαω ηαραλβοντι τν γεμοναν πρτοι τν κατ Συραν πντων μες συνσθημεν, Οιτελλου τοτε ... ν τ πλει διατρβοντος, τ περ τοτων κομσθη γρμματα... πρτον το μτρον ερν δξατο τς υπρ τς ρχς Γαου θυσας. Срв. ρχ.ΧVIII, 5, 3. Формула присяги см. Schürer, I, 329 прим. 94. 1041 Flacc в 38 г. был вызван в Рим и умер в ссылке. См Schür., I, 418, прим. 155. и 420 стр. прим. 161. 1042 Philo, legat. ad Cajum. § 44–46, Μ. Π., 597–600. Положение дел оставалось без перемены вероятно до самой смерти Калигулы, когда Клавдий, новый Кесарь, первым долгом своим издал эдикт, утверждавший Иудеев во всех их прежних правах и привилегиях до полной свободы богослужения включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

1081 Хотя трудно еще сказать, принадлежат ли таковые Агриппе I, или II. По крайней мере есть данные и за и против. См. Schürer I, 467 пр. 41. 1086 По мнению Schürer’a, эти игры были не те, которые по установлению Ирода Старшего повторялись каждые 4 года, как думает Wieseler Chronol… 129–136, а особые экстраординарные, установленные повсеместно ες τν Κασαρος τιμν πρ τς κενου σωτηρας о здравии Кесаря, благополучно возвратившегося из Британии весной 44 г. в Рим (Dio Cass. LX, 23). 1087 который (XVIII, 6,7), по предсказанию одного Германца, быв однажды вестником перемены его состояния, должен был во второй раз предвещать его смерть чрез 5 дней. См. о филине, как птице несчастий, у Plinius’a Hist. nat. X, 12, 34–35. 1088 ρχ.XIX, 9, 1–2; περ λ.ΙΙ, 11, 6. По мнению Вогтапп’а (De Syriae provinciae Romanae partibus capita nonnulla, 1863, p. 3–5), в зависимость от Сирийского наместника Иудея была поставлена собственно лишь с 49 г., управляясь до этого времени (с 44 г.) независимым от него прокуратором. Мнение это основано на неточном выражении Тацита, Ann.XII, 23, Ituraei et Judaei defunctis regibus, Sohaemo atque Agrippa, provinciae Syriae additi, имеющем суммаричное значение. Уже Кассий Лонгин, одновременно с К. Фадом назначенный легатом Сирийским, вмешивается в отношения Иудеи, что дает попять, что Иудейский прокуратор стоял в зависимых отношениях к Сирийскому наместнику с самых первых пор. 1089 В последующее время своего пребывания в Риме Агриппа ΙΙ своим влиянием при дворе оказал немалую услугу Иудейству, когда поддержал его сторону, например, в споре о первосвященнических одеждах (ρχ.XX, 1, 2; XV, 11, 4) и в столкновении из времен прокуратора Кумана (ρχ.XX, 6, 3; см. ниже), подвергшегося наказанию за свои злодеяния преимущественно благодаря Агриппе. Придя в совершенный возраст, Агриппа успевает добиться некоторого реванша за отнятое отцовское наследие, получает около 50 г. (срв. περ λ.ΙΙ, 14, 4) от Клавдия в возмещение отеческого наследия маленькое царство Халкидское, после смерти его дяди Ирода Халкидского, и вместе также его право надзора за храмом и утверждения первосвященников (ρχ.XX, 5, 2; π..ΙΙ, 12, 1; срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

1158 Более того, позор их не скрыл сам Иосиф, говоря, что от недоумения они обратились к плачу и рыданию, как объятые совершенным отчаянием (ΙΙ, 19, 8). 1160 Так надо понимать мысль Иосифа: «преследователи» Цестия (не хочет даже сказать – «победители»!), возвратясь в Иерусалим, к себе присоединили державших еще сторону Римлян, отчасти силой, а отчасти ласканиями (ΙΙ, 20, 3) τος μν β τος δ πειδο. Были и такие, которые предпочли оставить город, не столько м.б. по боязни неудач, сколько по дружбе с Римом. 1162 περ λ.ΙΙ, 20, 6; βος 37. Из этих местностей Сепфорис ограничился потом лавирующим участием в борьбе; Тарихея, Тивериада и Гамала хотя принадлежали к области царя Агриппы, но стояли за революцию. 1170 Немало хлопот подобного рода причинила Иосифу Тивериада с смешанным, частью римским, частью антиримским населением (Βος 9), и в силу этого колебавшимся то в сторону Агриппы, то даже Иоанна Гисхалы, лишь бы только не Иосифа. Вообще о поведении этого города, в отдельности, представление Иосифа страдает крайними неясностями и тенденциозностью. Подчиненная хитростью и насилием Иосифа (II, 21, 8–10. Βος, 32–34), Тивериада (πρτοι τς βουλς) впоследствии еще раз вступает в переговоры с Агриппой, прося его о помощи (Βος, 68–69; вообще см. Sch. II, 129 и д.). 1171 Собственно, только ΙΙ, 20, 5–8 г. прямо и положительно говорят о приготовлениях к войне с Римом. Все остальное, чтó передает Иосиф из своей Галилейской деятельности, не имеет прямого отношения к этим приготовлениям. 1173 вскоре после этого умершего, Tacit. Hist. V, 10: fato aut taedio occidit, хотя зимой 66/67 еще имеются указания на его пребывание в провинции, см. Βος, 8, 43, 65, 67, 71. 1175 Иосиф не преминул здесь подпустить обычного фимиама своим Римским друзьям, находя, что этот выбор был сделан, «не без определения Божьего». 1177 По обычному тексту π. .III, 1, 2–3 – Титу поручается собственно привести как будто 2 легиона, τ τε πμπτον κα τ δκατον. Между тем, в π. .III, 4, 2 читаем, что эти легионы были уже у его отца, когда он привел к нему Египетские силы, и что эти последствия составляли один 15-й легион (κα κε (в Птолемаиде) καταλαβν τν πατρα, δυσ τος μα ατ τγμασιν, ν δ τ πισημτατα τ πμπτον κα τ δκατον, ζεγνυσι κα τ χθν π’ ατ πεντεκαιδκατον). Имея в виду свидетельство Sueton. Tit. 4 , по которому Тит во время войны был начальником одного легиона (legioni praepositus), мы должны признать более правильным последнее из указанных мест Иосифа, в первом же вместо τ τε πμπτον κα τ δκατον читать τ πεντεκαιδκατον. (Renier, Memoires de Ι’ Académie des inscr. et belles-lettres, t. XXVI, 1 p. 298, not. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

881 πτροπος. У Иосифа он называется также нередко παρχος или γεμν, по предпочтительному употреблению Нового Завета и мн. другими тождественными наименованиями (цитаты см. Schür. Ι, 380, 23 и 24 пр.). 882 περ λ.II, 8, 1; τς δ ρχελου χρας εζ παρχαν περιγραφεσης πτροπς τις (τς) ππικς παρ Ρωμαοις τξεως Κωπνιος πμπεται. срв. ρχ.XVIII, 1, 1. 883 Strabo, XVII, 3, 25, p. 840: ες ς μν πμπει τος πιμελησομνους πατικος νδρας, ες ς δ στρατηγικος, ες ς δ κα ππικος. 884 Петроний, ρχ.XVIIΙ, 8, 2–9; περ λ.II, 10, 1–5; Кассий Лонгин ρχ.XX, 1,1; Цестий Галл, περ λ.II, 14, 3; 16, 1; 18, 9 и д. 885 Так Вителлий (ρχ.XVΙΙΙ, 4, 2) низлагает Пилата (срв. Тацит Annal. VI, 32: cunctis quae apud orientem parabantur L. Vitellium praefecit. Подобным образом Уммидий Квадрат отсылает в Рим Кумана (ρχ.XX, 6, 2; περ λ.II, 12, 6) срв. Tacit. Annal. 12, 54: Claudius… jus statuendi etiam de procuratoribus dederat. 891 ρχ.ΧΙΧ, 6, 3; XX, 5, 4; περ λ.II, 12, 2. Космополитическое течение, характеризующее языческую набожность того времени, делало даже возможным, что знатнейшие Римляне (и даже Кесари) приносили в Иерусалимском храме жертвы и посылали ему дары, περ λ.V, 13, 6; Philo, Legat. ad Caj. § 23 и 40, 37, ρχ.XVI.2, 1; XVIII, 5, 3. Охранение ризницы и сокровищниц храма составляло особенную обязанность прокураторов ρχ.XX, 1, 3; 9, 7; XVIII, 4,3; XX, 1, 1–2; XV, 11, 4. 892 ρχ.XVIII, 5. 3. Наоборот, распространенный тогда по всей империи культ Кесаря не простирался на Иудею. Ограничивались двукратным ежедневным принесением жертвы «за Кесаря и Римский народ», по Филону, κ τν δων προσδων Августа, по Иосифу, по-видимому, и за счет самого народа (Philo, Legat. ad Caj. § 23 и 40; περ λ.ΙΙ, 10, 4; 17, 2–4; κατ πιν.ΙΙ, 6, кон. 894 περ λ.ΙΙ, 14, 4. ( Лк. 19:1–2 ), Plin. Hist. nat. XII, 63–65. Strabo, 748. ρχ.ΧII, 4, 3. Что касается сбора податей, то в последнее время римские императоры избегали отдачи на откуп и пользовались для того особыми собственными чиновниками, помощниками прокуратора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

1096 ρχ.XX, 5, 2; III, 15, 3; XX, 2, 6, – π τοτοις δ κα τν μγαν λιμν κατ τν ουδααν συνβη γενσθαι. Выражение π τοτοις (horum temporibus) показывает, что голод начался уже при предшественниках Тиверия, подтверждение чего дает как будто и книга Деяний, во время предшествующее смерти Агриппы (44 г). Местом, которое было охвачено голодовкой, Иосиф называет везде только Иудею: τν ουδααν, τν χραν μν, τν πλιν; а Дееписатель – конечно, не столь точно – λην τν οκουμνην – весь мир. Замечательно, однако, что правление Клавдия весьма обиловало повсеместными неурожаями (assiduae sterilitates Suet. Claud. 18). Так, известен: 1) голод в Риме, при начале его правления (Dio Cass. LX, 11. Aurel. Victor Caes. 4); 2) голод в Греции в 8–9 год Клавдия (Euseb. Chron. ed. Schoene II, 152 и д.); 3) второй голод в Риме в 11 год Клавдия (Tacit. Annal. XII, 43; по Euseb. Chron. в 10 или 9 г.; за 10-й год также Орозий VII, 6, 17). Столь частые обширные по размерам бедствия могли заставлять действительно Дееписателя Иудейский голод обобщить в всеобщий, без того, как думает Schürer, чтобы допускать чересчур неисторическое обобщение (ungeschichtliche Generalisirung ist wie beim Census des Quirinius). 1098 Время выступления его в должности прокуратора приблизительно определяется из одновременного упоминания Иосифом смерти Ирода Халкидского, в 8 г. Клавдия==48 г. по Хр. ρχ.XX, 5, 2. 1102 περ λ.ΙΙ, 12, 6; срв. ρχ.XX, 8, 5; Ατησμενος κενον παρ το Κασαρος πεμφθναι τς ουδαας πτροπον. 1103 ρχ.XX, 7, 1; π. . ΙΙ, 12,8; Suet. Claud. 28. Год назначения Феликса выясняется из того, что непосредственно после Иосиф упоминает о пожаловании Агриппе ΙΙ Ватапе’йской и Trachonimis’koй тетрархий в 12 год Клавдия==53 г. С другой стороны, Тацит (Annal.XII, 54) отложение Кумана помещает в события 52 года. 1104 Надо заметить, что самое назначение его, вольноотпущенника императорского дома, в прокураторы с военным командованием (Tacit. Hist. V, 9, Suet. Claud. 28) было неслыханной новостью, объясняющеюся лишь из особого расположения к нему Клавдия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Τ. ΙΙ Ρ. 216, 29–217,2). Idem. Περ νσεως κα διακρσεως. Сар.6: «...μ φναι τν μγαν «νσεις κα διακρσεις θεας», λλ» «νσθαι κα διακεκρσθαι τ θεα». οτω γρ κα τν θεν νεργεν φησιν, λλ» οκ νργειαν χειν...» (Χρστου. Τ. ΙΙ. Ρ. 73, 9–11); сар. 22: «τ γρ νεργεν κα στμενον φαη πολλος εναι δι τν στσιν» (Χρηστου. Τ. ΙΙ. Ρ. 85, 19–25) См. подробней: Реутин М.Ю. Иоанн Экхарт – Григорий Палама : Бог, эманация, тварь//Вопр. философии. М., 2010. No 6. С. 124–133. 32 О противоречивом совмещении эманационизма и креационизма у Маймонида см.: Ruh К. Neuplatonische Quellen Meister Eckharts//Contemplata aliis tradere. Studien zum Verhaltnis von Literatur und Spirituality. Bern; В., 1995. S. 317–352. Что касается маймонидовского учения о божественных атрибутах, то оно было создано в рамках строго библейского креационизма. 36 Ibid. Cap. 57. Buxtorf, p. 94: «existit... vivit... scit... potens... sapiens...». В древнееврейском варианте: , , , , (един; р. 214–215). 37 Γρηγορου το Παλαμ Περ νσεως κα διακρσεως. Cap. 22: «...τ γρ νεργεν κα νργεια τατν, σπερ κα κινεσθαι κα κνησις» (Χρστου. T. II. P. 85,19–20). 39 Γρηγορου το Παλαμ Περ θεων νεργειν κα τς κατ» ατς μεθξεως Cap. 28. Xpστου. Т. II. P. 116, 25–27. 40 Fahrner R. Wortsinn und Wortschupfung bei Meister Eckehart. Marburg, 1929; Nix U. Der Mystische Wortschatz Meister Eckharts im Lichte der energetischen Sprachbetrachtung. Dusseldorf, 1963. 41 Haas A.M. Sermo mysticus. Studien zu Theologie und Sprache der deutschen Mystik. Freiburg (in der Schweiz), 1979; Hasebrink B. Formen inzitativer Rede bei Meister Eckhart. Untersuchungen zur literarischen Konzeption der deutschen Predigt. Tubingen, 1992. 42 Meister Eckhart. Predigt 19: «Sîn ûzsmelzen daz ist sîn güete» (DW I. S. 314, 4–5). (Майстер Экхарт. Речи наставления. Книга Божественного утешения. О человеке высокого рода. Об отрешенности. Проповеди/Пер., сопр. статья и коммент. М.Ю. Реутина. М., 2010. С. 149.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010