Выражая мысль о сыновстве по благодати , буквальное выражение «сын Божий» во множественном числе употребляется в ветхозаветном тексте по отношению к небесным существам – ангельским воинствам , которые, в силу своего пребывания на небесах, находятся с Богом в более близких отношениях, нежели человек. В книге Иова Господь спрашивает его, где был человек, когда Бог творил землю «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии ( , «бэне элогим») восклицали от радости?» ( Иов. 38:7 ). Как и в предыдущем случае, Септуагинта стремится избежать уподобления тварных существ Богу, и заменяет оригинальный текст на объяснительную фразу, что Господь говорил о Своих ангелах : τε γεν θησαν στρα νεσν με φων μεγλ πντες γγελο μου (этому же чтению следует славянский перевод: «егда сотворены быша звезды, восхвалиша мя гласом велиим ecu ангели Мои»). Данное употребление выражения «сыны Божии» для обозначения ангельских существ встречается в книге Иова ещё 2 раза в совершенно идентичных фразах в 1:6 и 2:1, при описании дня, «когда пришли сыны Божии предстать пред Господом» ( ). Греческий перевод Семидесяти вновь заменяет уподобление на явное указание небесных ангелов : μρα α τη κα δο λθον ο γγελοι το θεο παραστναι ν πιον το κυρ ου – ему следует славянский текст: «день сей, и се приидоша ангели Божии предстати пред Господем». А вот во псалме 88-ом при описании ангелов Септуагинта сохранила выражение еврейского текста, зафиксированного и в масоретской традиции: «кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими ( , «бэне элим», ν υος θεο) уподобится Господу?» ( Пс. 88:7 ). Другим, более сложным для объяснения случаем подобного рода, является повествование в Быт. 6:2 и 6:4 о неких « сынах Божиих», которые " увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (6:2), что привело к рождению исполинов и умножению зла на земле. Изначальный смысл текста неясен, и, возможно, поэтому данный фрагмент не подвергся корректировке ни в масоретском тексте ( , «бэне-гаэлогим»), ни в Септуагинте ( ο υο το θεο; в кумранских рукописях фрагмент не сохранился). По словам профессора СПбДА А. П. Лопухина , данная перикопа ( Быт. 6:1–4 ) является «одним из труднейших для толкования мест Библии; главная трудность заключается в определении того, кого здесь должно разуметь под «сынами Божиими». А. П. Лопухин выделяет три основных толкования:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Обращаясь к своему ученику, Апостол называет его γνησ τκν ν πστει, – таким именем, каким он называет лиц, им самим обращенных ко Христу, или рожденных им по вере 880 . Кроме того, этим названием св. Павел желает указать на постоянство и твердость в вере Тимофея. Γνησ происходит от корпя γεν, γν 881 . Качество γνησς в приложении к известному предмету указывает на то, что он доподлинно узнан, решен, испытан и стоит, вне всякого сомнения, относительно твердости, достоинства и истинности своего положения. Следовательно, и Тимофей есть, испытанный и доподлинно узнанный в вере, сын. Об этом достоинстве Тимофея с великой похвалой отзывается св. Апостол в послании к Филиппийцам. Немногими, но сильными чертами он изображает ревность и самоотвержение Тимофея в следующих словах: я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что (угодно) Христу Иисусу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служит мне в благовествовании 882 . Апостол горячо любил Тимофея за его постоянство и твердость в вере, за ревностное отношение к своим обязанностям и не скрывал от него своей привязанности и любви к нему. Назвав Тимофея γνησ τκν, во 2Тим. он называет его γαπητ τκν, что служит выражением самой теплой любви учителя к своему ученику 883 . При объяснении слов χρις, λεος, ειρνη, обращаем внимание на значение каждого из них и на совокупное их значение. Все эти три слова весьма часто употребляются в священных книгах Ветхого Завета 884 и имеют между собой близкое отношение. По этой причине считаем необходимым выяснить значение этих слов, по употреблению их в Ветхом Завете. Через χρις переведено еврейское (от , быть склонным, расположенным, миловать, жаловать, это последнее сродно с ворочать, откликаться, отзываться), что значит милость, благосклонность, отзывчивость. Через обозначается влечение, стремление к предмету, оказываемое ему внимание, благосклонность 885 . Вследствие, полного любви, отношения к предмету, последний необходимо представляется исполненным прекрасных качеств; поэтому через часто обозначаются внутренние и внешние качества предмета, напр., благонравие женщины, прелесть женщины-блудницы 886 , миловидность животных, красота камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Учение Евномия о нерожденности Божией Главный аргумент, выдвинутый Евномием против божественности Сына, – понятие «нерожденности/невозникновения» (γεννησα 929 ), прилагаемое к Отцу как единственное адекватное высказывание о Божественной сущности 930 или природе 931 . Ведь Божество несоставно; следовательно, по мнению Евномия, может существовать лишь одно-единственное высказывание 932 , вполне адекватное Его естеству: «Божество – не что иное, как сама нерожденность» 933 . Если о Единородном высказывается нечто обратное нерожденности, то – согласно Евномию – Он не может быть Богом 934 . Этот аргумент базируется на двух предпосылках: во-первых, на понятии γεννησα, двусмысленном с богословской точки зрения; во-вторых, на понимании слова как высказывания о сущности. Греческое выражение γεν[ν]ητς в дохристианском и раннехристианском греческом языке означает «рожденный»/«возникший», соответственно, γν[ν]ητος – «нерожденный»/«невозникший». Хотя можно этимологически различать γενητς, «возникший» (от γ[γ]νεσθαι), и γεννητς, «рожденный» (от γεννσθαι), оба термина используются более-менее взаимозаменяемо 935 . Только с IV в., во время антиарианской полемики, богословы начинают последовательно различать γενητς («возникший», т.е. «сотворенный») и γεννητς («порожденный», «рожденный»), а также γνητος («невозникший», т.е. «несотворенный») и γννητος («непорожденный», «нерожденный» 936 ). Благодаря такой дифференциации Сын, рожденный Отцом, как Вторая Ипостась Божества, может именоваться одновременно и γεννητς («рожденным»), и γνητος («невозникшим», т.е. «несотворенным»), что для арианских богословов было чем-то неслыханным 937 . Что же касается понимания языка 938 , Евномий убежден в том, что происхождение слов заключено в вещах, которые ими означаются 939 , и, в конечном счете, – в Боге, сотворившем имена вместе с вещами 940 . Ведь в Книге Бытия Сам Бог называет свет «днем», а тьму – «ночью» (см. Быт. 1:5 ) 941 . Благодаря своему божественному происхождению слова способны выражать сущность вещей 942 . Поэтому, согласно Евномию, человек не изобретает слова, он может лишь научиться им и повторять их; в то же время слова, придуманные человеком, – это всего лишь понятия человеческого мышления, которым в реальности ничего не отвечает (например, имена фантастических существ, таких как гиганты, гномы или чудовищные гибриды разных животных 943 ). Именование Бога «нерожденным», по мнению Евномия, не человеческий вымысел (κατ» πνοιαν), не «пустой звук», но выражение самой сущности 944 : Бог был нерожденным до того, как человек назвал Его таким, причем совершенно независимо от человека 945 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

арм. μια – ç ιν, арм. μεç греч. μονο – γεν – ς, греч. μεγ– ας. Это ç (арм. 14 буква) – звук даже более энергичный, чем простое «ц» (33 армянская буква), и приближается к „дц“; вместо „Эдж-миа-[д]цин“ русские привыкли писать „Эчмиа-дзин“. Следовательно, для глубокой древности, когда в армянский язык проникло слово „М[д]цбин“, транскрипция чрез «ц» 136 не представлялась бы слишком неуместной. Но в позднейший период сами армяне не пользуются своим ç для передачи сирского ç; напр., имя bar çaumâ в армянском является (М. Хорен., 2,69.70) в форме βα σουμαj. Что это имя взято не из греческого βαρσομας, доказывается тем, что оно кончается не на- ασ, а на- αj: j есть сирское âlap h . – Следовательно, лучше quieta non mouere и сирское ç трансскрибировать простым „с“. зз) Истинное неудобство для транскрипции – наше русское «е». Мы произносим его мягко, а в начале – даже как «йе». Volens-nolens я должен простые «eluyâ», «elîšaъ» «enôš» писать: Элия Элишо Энош, чтобы только из Елия Елишо Енош не вышло Йелия Йелиша Йенош. – Не последовательнее ли было бы постоянно писать «э» и в средине, и в конце слов: Дэнха Пэтион Марэ Марэммэ? Но это обилие «э» придало бы русской транскрипции слишком нерусский вид. Притом под «э» (ввиду имен в роде экономия oeconomia, Эзель Oesel) можно предполагать не простое «е», а дифтонг. По этим основаниям, не в начале имен, я употребляю «э» лишь один раз: в имени Нарсэ потому, что думаю, что можно с равным правом писать это имя и Narsê, и Narsay 137 . ии) Для того, чтобы сохранить в своей транскрипции обычную русскую физиономию, я передаю только внутри слов и то лишь апострофом ’ отмечаю ту задержку в произношении, которую производит эта энергичная гортанная. Поэтому Шим’он Ма’на Ишо’яв Я’ков 138 . кк) Неудобно и наше «л». Но раз подле Финляндия Лифляндия существует Лондон Голландия Лапландия ландкарта, то и для меня ля необязательно, и я могу писать Бет-Слок Бет-Лапат Явалаха. С другой стороны, несмотря на генерал вокзал, не пишут Бристол Ливерпул Кассел Эзел Гапсал; следовательно, и Аммануель Арбель Телль орфографически правоспособны. Сравните Исраиль подле Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Есть еще ТРЕТЬЯ мысль – в слове: да святится... – которую можно признать и дополнительною, как две предложенные пред этим, а принимать, как прямую мысль молитвы, именно: да прославляется Бог жизнию нашею. Сию преимущественно мысль внушают все святые отцы. Толковая библия А.П. Лопухина Вместо всяких хитроумных рассуждений и толкований этих слов легче всего, как кажется, понять смысл прошения из противоположения. Когда не святится среди людей Имя Божие? Когда они не знают Бога, учат о Нём неправильно, не чтут Его своею жизнью и прочее. Отношение людей к Богу во всех прошениях представляется под образами земных отношений. Нам вполне понятно, когда дети не чтут своего земного отца. То же можно сказать и относительно почитания Имени Бога. Бог Сам по Себе свят. Но мы противоречим этой святости, когда с непочтением относимся к Имени Божию. Дело, таким образом, не в Боге, а в нас самих. Что касается самого выражения «да святится Имя Твое», а не самое существо, или какое либо из свойств Божиих, то о существе Божием и свойствах не говорится не потому, что оно само по себе свято, а потому, что самое существо Божие для нас непостижимо и что Имя Божие есть обозначение, в смысле, доступном всем простым людям, самого божественного Существа. Не о существе Бога, а о Имени Его говорят простецы, об имени думают, при помощи имени отличают Бога от всех других существ. По словам Толюка, слово «святить» соответствует «прославлять» и «славословить» (ελο-γεν). У Оригена – υψουν, возвышать, возвеличивать и прославлять. Феофилакт говорит: «сделай нас святыми, подобно тому, как и Ты чрез нас прославляешься. Как богохульства произносятся мною, так пусть и святится Бог мною же, то есть пусть прославляется как святый». Епископ Михаил (Лузин) Имя Божие свято само в себе, но оно может святиться еще в верующих и верующими, когда они и словом и делом прославляют Имя Божие; точно так же, как оно может бесславиться богохулением и тяжкими грехами и пороками. Пусть Твое святое Имя славится и превозносится всеми, во всех местах, во все времена, во всей вселенной». Имя Твое: все что Твое Имя заключает в себе и выражает собою, Твое существо, Твои совершенства и свойства, открытые людям для познания и прославления их. Имя – вместо сущности. Б.И. Гладков

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Ясно. 10°. Обедня. Чай. Глазное неможение. Иосиф за своими присказками. Прижатие его к стенке, имевшее результатом обещание фотографировать немедленно. Участие в сей его операции. Столярное упражнение над разломанной окончиной. Пора вспомнить, что родитель мой был страстный охотник плотничанья. Обед. Клеение – более подручное мастерство. Джирьес Горний за золотом. Осман, выползший из больницы, за ним же. Аверкий 1236 с благословенным (?) хлебом. Всенощная с полиелеем св. бессребренникам . Нагоняй колобродной елеонитке, упражняющейся в целонощном стучании в двери. Выдача жалованья братиям св обители сея. Жалоба Иосифа на Симеона плевателя. Чай. Корж и беседы злы до 11-ти часов и вящше. Правило. Звезды вчера розданы всем по принадлежности. Ноябрь Звезду одну на мне Увидела сегодня В пророчественном сне «Сердец разбитых сводня». (Так автор «Пейс-Паши» Провидицу охаял.) Ну что же?.. От души Ябо звезде побаял, Да где ее искать? В новорожденном разве? Ох! Ироду б не дать Приплесть тут «язву к язве!» Пиф-паф. Воскресение, 1 н 1881 г. 12°. Светло и ясно и прекрасно. Молитва. В 7 ½ служение с молебном перед мощами св. бессребреников. Только успел я выпить стакан чаю, как донесли, что Δεσπτης 1237 уже там и ждет куму. Немедленно иду к оной и нахожу ее «уже в шляпке». Отправляемся к новорожденному. Там уже публика чисто эллинского пошиба. Не замедлила явиться и кума. Тесную спальню обратили в крещальню. О. Константин прочел ξορκισμος 1238 . Символ веры вместо восприемницы читали я да две ее ассистентки – пославянски. Сам митрополит Петры Аравийской крестил младенца, нарекши его, по желанию отца, ΘΕΔΩΡΟΝ 1239 . Презанимательный мальчуганчик черноголовенький. Να ζση κα ν γεν ΔΩΡΟΝ το θεο 1240 . Прохлаждение по всем правилам и конец делу. По дороге поздравление Александровского кавалера и участие в его трапезе. Летний жар, пот, усталость и пр. Вторичный обед с тетями. У третьей тети продолжается θρμη 1241 . Невозможность ничем заняться. Наблюдения сверху. Чищенье и метенье обсерватории. Визит трех владык – российских кавалеров. Приготовление третьего к подарку «подешевле». Провожание святителей за ворота. Встречные седовласые старцы. Никола с кавалерственными намеками Его Блаженству, якобы недовольному тем, что намеки не заявлены ранее... О мире сей! Жорж, красный языком, но не сердцем. Ничегонеделание. Попытка писнуть сей чуши. В 8 ч. чай и шоколадень у консула. Загадочные картинки, занимавшие нас до 11 часов. Дома сухомоление и – ничего более. Барон Münchhausen 1242 переводится консулом германским в... Киев! что сей сон означает? Кстати припомнить на строке сей и ночешный сон генеральши нашей о звезде моей... Для меня смысл ее ясен паче лучей ее. Эфиопский царь царей 1243 подарил Коптскому Патриарху 10.000 лир за поставление архиереев для его инберии. А здесь на его золото экс-убогие абиссинцы возводят царские постройки по соседству с нами и торгуют еще место Пия за 2.000 лир. Вот так tempora mutantur 1244 ! Понидилок, 2 н

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Симеон, конечно, не заходит настолько далеко, чтобы утверждать, что таинство рукоположения «недействительно», если священник не является свя­тым, и что «вода остается водой», если Крещение со­вершает недостойный священник 1099 . Однако он вплотную приближается к подобному утверждению, в осо­бенности, в своем Послании об исповеди, где он утвер­ждает, что епископы и священники, которые становятся «плотскими, сластолюбивыми, славолюбивыми и склон­ными к ересям», лишаются Божественной благодати и власти отпускать грехи 60 . О клире своего времени Си­меон высказывается следующим образом:   Итак, ни монахам по внешнему облику, ни руко­положенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, – патриархам, говорю, митрополитам и епископам – просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи – да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать ( ερουρ– γεν)... и это... только тем, кто из священников, ар­хиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христовых за чистоту 1100 . Соответствуют ли эти мысли традиционному учению Православной Церкви? Чтобы ответить на этот вопрос, следует, во-первых, пояснить, что Симеон, хотя и упо­минает «священнодействие», в первую очередь имеет здесь в виду таинство исповеди. Духовное руководство, включающее в себя совершение исповеди, рассматрива­ется им как харизматическое служение: это – цен­тральная мысль его 1-го Послания, а также и многих других сочинений 1101 . Симеон не столько ставит под вопрос действительность таинств, совершаемых недостой­ными священниками, сколько настаивает на необходи­мости для человека получить особое призвание от Бога, прежде чем он возьмется за служение духовного отцов­ства. Иными словами, власть «вязать и решить» не да­ется автоматически всякому, кто был рукоположен в сан священника; ее требуется стяжать посредством нравственной чистоты и духовного опыта 1102 . Во-вторых, не следует забывать, что в восточной Традиции мнение о том, что действенность таинств не зависит от личных качеств священника, никогда не бы­ло выражено так же прямолинейно и однозначно, как это было сделано на Западе (начиная с полемики Авгу­стина против донатизма).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Афанасий Александрийский . Послание о соборах , бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской 1.18 –19 74 . Некто же Астерий из Каппадокии, многоглавый софист, один из последователей Евсевия, поскольку в прежнее гонение, при деде Констанциевом, принес жертву и не мог быть ими введен в клир, то, с согласия последователей Евсевия и в угоду им, пишет сочинение, равняющееся по дерзости его жертвоприношению, – потому, что приравнял в нем ко Христу и даже предпочел Ему гусеницу и саранчу и говорит, что кроме Христа есть в Боге иная Премудрость, Творительница Христа и космоса! Он обошел сирийские и другие Церкви по распоряжению евсевиан, чтобы, однажды решившись отречься, и теперь дерзко восставать против истины. Так, этот предерзкий во всем человек проникал в места, недозволенные для него, и, сидя на месте клириков, читал всенародно свое сочинение, хотя иные и негодовали на него. В этом сочинении написано многое; часть же его составляет следующее: «Не сказал блаженный Павел, что проповедует Христа – Собственную Его, то есть Бога, Силу или Премудрость; но говорит без этого добавления 75 : „Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1: 24 ), проповедуя тем, что есть иная Собственная Сила самого Бога, Ему врожденная и нерожденно соприсущая ( συνυπρχουσαν ατ γεν τος), и она-то есть родившая Христа и Творительница ( δημιουργικν) всего космоса; о ней уча в Послании к Римлянам, апостол сказал: «невидимое Его, вечная Сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим. 1: 20 ). Как никто не скажет, что названное здесь Божество есть Христос, но, напротив того, это есть сам Отец, – так, думаю, и вечная Его Сила есть не Единородный Бог, но рождающий Отец. Учит же апостол, что «иное есть Сила и Премудрость Божия [чем Христос], а именно, являемая через Христа и проявляющаяся через сами дела Его служения». И еще: «Хотя вечная Его Сила и Премудрость, Которая по доводам истины является безначальной и нерожденной, без сомнения, может быть одна и та же, но многие, отдельно Им сотворенные силы, из которых Христос является Первородным и Единородным, – все подобным образом зависят от Создавшего и все справедливо именуются силами Самого сотворившего и приводящего их в действительность. Например, пророк говорит, что саранчу, посылаемую Богом в наказание за грехи человеческие, Сам Бог называет не только силою Божиею, но и „силою великою‘‘ ( Иоиль 2: 25 ). И блаженный Давид во многих псалмах не только ангелам, но и силам повелевает хвалить Бога и, всех приглашая к песнословию, изображает их множество, не отрекается именовать их служителями Божиими и учит их творить волю Божию 76 ».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Всеми этими значениями внушается мысль, что люди возникают из купели крещения правыми перед Богом и, как обновленные Духом Св., вполне способными к выполнению воли Божией и даже обязанными жить но закону Божию. Так как в состояние праведности крещенные перешли по Божию милосердию и человеколюбию, то они называются оправданными Его благодатью. А отсюда следует, что слова: благодатию Его – τ κε νου χριτι – нужно относить не к Иисусу Христу или Духу Св., как относят некоторые толкователи 1070 , но к Богу Отцу. Так делает и св. Иоанн Златоуст : „опять благодатию“, говорит он, „а не заслугами.... Бог спас нас“ 1071 . Наследницы будем – κληρον μοι γεν μεθα 1072 . В язык Нового Завета перешло много слов и выражений из Ветхого Завета, которые получили здесь специально христианское содержание и значение. К числу таких слов относится и κληρονομα – наследие 1073 . Если рассматривать это слово этимологически, то оно будет значить удел, наследство, доставшееся по жребию. Но так как у израильтян, по жребию, на уделы была разделена земля Ханаанская и так как эти уделы впоследствии переходили по наследству от отцов к детям; то со словом – κληρονομα – наследие у них соединилось представление именно о наследии земли Обетованной 1074 , как наследии их отцов, дедов и прадедов. Земля отцов – земля обетования, как добытая большим трудом и великими усилиями, была очень дорога для евреев. Еще дороже она сделалась с тех пор, как израильтяне возвратились из плена в наследие своих отцов, претерпевши там много страданий, бедствий и унижения. Возвратившись из плена, они радовались духом, что снова заняли наследственную землю, и эта радость переходила в восторг при мысли, что к ним скоро придет Мессия, Обетованную землю украсит небесной славой, народ возвеличит и доставит им полное счастье, обещанное отцам их. Теперь самая земля в их представлении сделалась образом всякого счастья и блаженства. Вот почему и Сам Спаситель, чтобы живее изобразить счастье и блаженство кротких, пользуется готовым представлением иудеев о счастье, соединенном с Обетованной землей, и говорит: блажени кротции, яко тии наследят землю 1075 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

 ΣτΜ: βλ.  Εκκλησιαστ : Εκκλ. 4,1 Περιλθον με τον νουν την οικουμνην και εδα λας τας καταδυναστεσεις, αι οποαι γιναν και γνονται κτω απ τον λιον. Εδα τα δκρυα των καταδυναστευομνων και δεν υπρχε κανες να τους βοηθση και να τους παρηγορση. Ο εκβιασμς και η καταδυνστευσις αυτν προρχεται εκ μρους ισχυρν, αλλ αδκων, ανθρπων. Και δεν ευρσκεται κανες, ο οποος να τους ενισχση και παρηγορση.  ΣτΜ: βλ.  Ιβ : Ιωβ. 16,2 κκοα τοιατα πολλ, παρακλτορες κακν πντες. Ιωβ. 16,2 “πολλ σαν αυτ, που λτε, χω ακοσει ως τρα. Ολοι σας εσθε κακο παρηγορητα.  ΣτΜ: βλ.  Θρνοι Ιερεμου : Θ. Ιερ. 1,16 Τα μτια μου χνουν δκρυα ωσν το νερ της πηγς, διτι χει απομακρυνθη απ εμ ο Κυριος της παρηγορας μου, ο μνος ικανς να επαναφρη και στριξη την ζων μου. Τα παιδι μου χουν πλον εξαφανισθ, διτι ο εχθρς υπερσχυσεν εναντον μου.  ΣτΜ: βλ.  κατ Ιωννη : Ιω. 15,26 Οταν δε λθη ο Παρκλητος, τον οποον εγ θα στελω εις σας εκ μρους του Πατρς, το Αγιον Πνεμα, που εναι η αλθεια και η πηγ της αληθεας και το οποον εκπορεεται απ τον Πατρα, εκενος θα μαρτυρση δι " εμ.    ΣτΜ: βλ.  Γνεσις : Γεν. 41,15 Επεν ο Φαρα προς τον Ιωσφ· “εδα να νειρον και δεν υπρχει κανες, που να μου το εξηγση. Επληροφορθην δια σε απ μερικος, οι οποοι λγουν τι, ταν ακοσης τα νειρα, ημπορες και τα ερμηνεεις”. Γεν. 41,16 Απεκρθη ο Ιωσφ στον Φαρα και του επε· “χωρς τον φωτισμν του Θεο τποτε το ωφλιμον δεν ημπορ να απαντσω στον Φαρα”. Γεν. 41,38 Επε δε προς αυτος· “μπως τχα θα ερωμεν ττοιον νθρωπον σαν τον Ιωσφ, ο οποος χει Πνεμα Θεο εντς του;” Γεν. 41,39 Δια τοτο επεν ο Φαρα στον Ιωσφ· “επειδ ο Θες εφανρωσεν εις σε λα αυτ, λλος δε νθρωπος εξυπντερος και σοφτερος απ σε δεν υπρχει, ,  ΣτΜ: βλ.  Αριθμος : Αρ. 11,25 Κατβηκεν ο Κυριος εις την νεφλην και ωμλησε προς αυτν. Επρε απ το πνεμα, που εχε δσει στον Μωσν, και δωσεν αυτ στους εβδομκοντα πρεσβυτρους. Οταν δε το Πνεμα επανεπαθη εις αυτος και τους εφτισεν, εκενοι φωτισμνοι πλον ωμλησαν ττε λγια Θεο. Αλλην μως φορν δεν επανελφθη αυτ.

http://gr.pravoslavie.ru/139047.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009