А Шереметевъ нивсти съ свадьбы, нивести с родинъ розсылаетъ по клиямъ пастилы, ковришки и иныя пряныя составныя овощи, а за монастыремъ дворъ, а на немъ запасы годовыя всякия. А вы ему молчите о таковомъ великомъ пагубномъ монастырьскомъ бесчинии. Оставихъ глаголати, поврю вашимъ душамъ! А инии глаголютъ, будто де вино горячее потихоньку в клию к Шереметеву приносили, ано по монастыремъ и фряские вина зазоръ, не токмо что горячие. Ино то ли путь спасения, то ли иноческое пребывание? Али было нчимъ вамъ Шереметева кормити, что у него особныя годовыя запасы были? Милыя мои, доселе многия страны Кириловъ препитывалъ и в гладныя времена, а нын и самхъ васъ в хлбное время толико бы не Шереметевъ перекормилъ, и вамъ бы всмъ з голоду перемерети. Пригоже ли такъ Кирилову быти, какъ Иасафъ митрополитъ у Троицы с крылошаны пировалъ или какъ Мисайло Сукинъ в Никитцкомъ и по инымъ мстомъ, якоже вельможа нкий жилъ, и какъ Иона Мотякинъ и инии мнози таковы же, которыя не любятъ на соб начала монастырскаго держати, живутъ? А Иона Шереметевъ таково же хочетъ без начала жити, какъ и отецъ его без начала былъ. И отцу его еще слово, что неволею от бды постригся. Да и тутъ Лствичникъ написалъ: «Видхъ азъ неволею постригъшихся, и паче вольныхъ исправившихся». Да то от невольныхъ! А Иону ведь Шереметева нехто в зашеекъ билъ, про что такъ безчиньствуетъ? И будетъ такия чины пригоже у васъ, то вы вдаете, Богъ свидтель, монастырьскаго для безчиния говорилъ. А што на Шереметевыхъ гнвъ держати, ино ведь есть его братия в миру, и мн есть надъ кмъ опала своя положити, а надъ черньцомъ что опалитися или поругатися. А буде хто молвитъ, что про Собакиныхъ, и мн про Собакиныхъ н про что кручинится. Варламовы племянники 402 хотли были меня и з дтьми чародйствомъ извести, и Богъ меня от нихъ укрылъ: ихъ злодйство объявилося и по тому и сталося. И мн про своихъ душегубцовъ н про што мстить. Одно было ми досадно, что есте моего слова не подержали. Собакинъ прихалъ с моимъ словомъ, и вы его не поберегли, да еще моимъ имянемъ и поносили, чему судъ Божий произшелъ быти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). Полуфигура О., обращенная в 3/4-ном повороте вправо, к центру, находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, замыкая «пятерицу» преподобных в 3-м снизу ряду; в «пятерицу» помимо О. входят (справа налево): Евстратий, Иоанн Многострадальный, Моисей Угрин и Лука, эконом Печерский. В отличие от приведенной в иконописных подлинниках характеристики образа на сохранившихся иконах и эстампах с изображением Собора Киево-Печерских святых О. представлен с непокрытой головой, средовеком, с проседью в волосах, иногда с большой, доходящей до темени залысиной и вьющимися волосами (как на иконе 1-й трети XIX в., КБМЗ), с округлой или сужающейся книзу, также с проседью, недлинной бородой; в нимбе при имени надпись: «Исповедник». К этому традиц. варианту иконографии относятся гравюры (напр., 1756 г. Василия Белецкого (РГБ); почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского ( Ровинский. Народные картинки. С. 621. 1505); сер. XVIII в. Мартина Нехорошевского (Там же. 1509); 1771/74 г. Иоанна Кончаковского (Там же. 1510); 1821 г. Герасима Проценко (Там же. С. 623. 1511) и мн. др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505 а; С. 761-763)), а также иконы (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ (Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. треть XVIII в. (1771 г.?), ИОХМ (Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); из мастерской Киево-Печерской лавры, сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.) и литографии (напр., 1893 г., ГЛМ; хромолитография кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра), и мн. др.). Над ракой со св. мощами О. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится единоличный образ святого, написанный в лаврской иконописной мастерской под рук.

http://pravenc.ru/text/2578431.html

Слухи об особом отношении Степана Разина к патриарху Никону поддерживались свидетельствами современников событий и изветами на участников восстания. Так, в челобитных царю Алексею Михайловичу 5 ноября 1670 г. казачьего головы Трошки Мезенцова и поповского старосты Введенского попа Михайлища Июдина на воеводу Дорофея Сонцова, что воевода читал всяких чинов людям «воровскую» отписку о Степане Разине, говорилось и о том, что «богаотъмтъникъ, де, изъмник теб, великому государю, данской казак Стенька, де, Разин с товарыщи всяких чинов людей приводит крест цловатъ блаженьныя памяти сыну твоему, а нашему великому государю, благоврному царевичю и великому князю Алексю Алексевичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии, и бывшему потриярху Никану, только, де вывезем помещиков да в городех воевод и приказных людей, а черных, де, людей он, Стенька, не ворошит» – РГАДА, ф. 210 (Разрядный приказ. Приказной стол), д. 655, л. 62, 63. 11 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (конец марта) РГАДА, ф. 27. оп. 1, д. 140а, ч. 2, л. 14–17. Столбец из четырёх сставов. Писцовая скоропись XVII в. Филигрань «Голова шута» типа Дианова 1997, 317 (1664, 1666), 318 (1665, 1666). Время составления документа определяется по упомянутым в нём датам. (л. 14) Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу. Богомолецъ твой, государевъ, смиренный Никон патриархъ , Бога моля, челом бью. В прошлом, государь, во 175 (1666)-м году сослан я, богомолецъ твой, в Ферапонтовъ монастырь. А в приставх был за мною Агей Шепелевъ. И он, Агей Шепелевъ, везучи меня, многие мн напасти длал. И о томъ к теб, великому государю, преже сего писано. И, привезши, посадил меня в болнишные кельишка. И я в тх кельишках с угару и со всякия 2084 нужды едва смертию не скончался. И того же, государь, году по твоему, великого государя, указу прислан на Агеево мсто приставъ Стефан Наумовъ. И, будучи он, Стефан, присылал ко мн сотника Тихона Лабутина да Спаса Нового монастыря бывшаго архимандрита Иосифа, чтоб мн к теб, государю, отписать со благословениемъ, а ты, де, великий государь, меня пожалуешь в мои монастыри и всякую милость, якоже и Богъ, сотворишь со мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В ходе войны за независимость католич. Церковь понесла значительные финансовые потери. В 1823-1915 гг. в конституции страны было записано, что католицизм является национальной религией гос-ва. Вначале исповедание др. религий было запрещено, с 1839 г. представителям некатолич. веры было разрешено молиться в закрытых помещениях, но прозелитизм оставался под запретом. Сразу после обретения П. независимости страну стали посещать протестанты. В 1822-1888 гг. в П. распространяли Библию неск. представителей Британского и зарубежного библейского об-ва и Американского библейского об-ва. В 1822 г. Дж. Томсон (1788-1854), баптист из Эдинбурга, прибыл в Лиму по приглашению Сан-Мартина с целью учредить систему всеобщего гос. образования. К 1824 г. Томсон основал 3 общеобразовательные школы и подготовил перуанских специалистов, которые к 1847 г. создали еще 30 школ. После обретения страной независимости мн. католич. епископы были изгнаны или ушли под давлением светских властей. Боливар и последующие правители П. пытались установить патронат над Церковью и назначить новых епископов, однако Папский престол препятствовал вмешательству гос-ва и не ставил никого на вакантные места, пытаясь восстановить власть над Перуанской Церковью. В результате в течение долгих периодов мн. кафедры фактически пустовали: кафедра Лимы - в 1821-1835 гг., Трухильо - в 1820-1836 гг., Куско - в 1826-1843 гг. и др. Только еп. Арекипы Хосе Себастиан де Гойенече-и-Барреда сохранял сан с 1818 до 1859 г., когда был назначен архиепископом Лимы. В 1828 г. он обратился к папе Римскому Льву XII с просьбой возобновить отношения Папского престола с правительством П., что было сделано в 1835 г. Католич. Церковь долго не могла преодолеть кризис. Несмотря на то что количество священников испан. происхождения, покинувших страну после достижения независимости, уменьшилось, для мн. либерально настроенных жителей П. Церковь продолжала ассоциироваться с колониальным режимом. Во время пребывания в П. Боливар уменьшил количество мон-рей, передал нек-рые церковные здания больницам и приютам, сократил число праздников.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Зрить бо сия обоя въ братии. Мы же, слышаще сия, ужасохомся – кождо свою съвсть въ себ судию имать, паче же азъ окаанный! Сия изъглаголавъ, таже ж повел себе въ клью вьвести. Пакы начатъ утшителна словеса глаголати братии и радостнымъ лицемъ, яко же забыти нам прежереченных глаголъ, комуждо по своей совсти, яко же преже рх, себ зазрвшу. Глаголаше бо не ощущати выше силы болзни. Мы же, сия видяще, мнхом – хощет легчае ему быти. Братия же понуждаху его и пищи причаститися, старець же не хотяше, токмо мало вкушаше нужа ради сыты, яко же множицею преже рх. Таже братии подоваше, глаголя: «Пийти чашю сию, чада, пийти аки послднее благословение, аз бо к сему не еще от сея пию или вкушу». И еще к сему многа утшителна словеса изьглагола, таже вьзлеже на обычномъ своемъ мст, на немже и к Господу по едином дни отъиде. Отци и братие! Да никтоже ми зазрит, понеже множицею себе именую. Увы моему окааньству! Аще ли себе умлъчю, вся имам ложна писати. Таже рече ми старець: «Инокентей!» Аз же прилжно зрхъ на священную его главу, что хощеть рещи? И глагола: «Есть у мене сосудъ меда, прислали ми поминка, не помню, какъ его наричють». – Братья же рекоша: «Кузня». – «Возми себ, благословляю тя, понеже нужу мою исполнялъ еси». Мн же о сем много почюдившуся, что мене, гршнаго, и в таковй немощи благословения своего сподоби. Таже братию со многым обрадованием отпусти, паче же понуди ити въ трапезу, понеже обду вход. Аз же, не терпях нимало отлучитися старца, паки вьзвратихся скоро, обртох его по обычаю лежаща на своем мст, молитву творяща, аз же с молчаниемъ стоях. Таже по мал час сотворь молитву, глаголах ему: «Государь Пафнотей! Не лучшаеть теб, понеже всю неделю ничтоже вкусилъ еси пищи. Чему, господине, молчиши? Что еси здумалъ, кому приказываеши монастырь, братии ли или великому князю? О чемъ не глаголеши?» Ему же рекшу: «Пречистой». Таже по мал глагола ми: «Брате Инокентей! Правду ли се ты глаголеши?» Мн же молчащу, еда како смутихъ старца. «Мн, брате, кто приказывалъ? Пречистая сама царица изволила, паче же возлюбила на семъ мст прославити свое имя, и храм свой воздвигла, и братью совокупила, и мене, нищаго, много время питала и покоила и съ братьею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В результате 2-го южнослав. влияния (см. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру ) буква «зело» как в виде  и (c рубежа XIV и XV вв.), так и в виде (с 10-х гг. XV в.) начинает использоваться в древнерус. рукописях для обозначения звука [з] (Паренесис прп. Ефрема Сирина кон. XIV в., московская Триодь Цветная ок. 1403 г., Сборник с поучениями аввы Дорофея 1414 г. из Троице-Сергиева мон-ря, Лествица прп. Иоанна Лествичника 1420-1421 гг. и др.). Впосл. начертания и выходят из употребления, а написание  в соответствии с [з] закрепляется в древнерус. письменности и книгопечатании. В уставных и полууставных почерках начертания  и отличаются устойчивостью, ср.: Устав XI-XIII вв.- , полуустав XIV-XV вв.- . Из этих видов   развились и скорописные начертания XV в.: Наряду с ними в скорописи XV в. появился еще один вариант -  горизонтальное, лежащее на строке: . В скорописи XVI-XVII вв. представлены начертания в виде  или основанные на  с незначительными видоизменениями: , а также  лежащее на строке: . Поскольку в древнерусских текстах с XV в. буквы «земля» и «зело» функционируют как омофоничные, орфографические руководства дают рекомендации, направленные на дифференциацию их употребления. Орфографический трактат XVI в. «Сила существу книжнаго писания» предписывает употреблять букву «зело» в словах, производных от «зло»: «...  лобу всякую и  лое и  лым пиши  елом» ( Ягич. 1896. С. 439). В некоторых орфографических сочинениях XVI-XVII вв. посредством оппозиции букв   и З реализуется принцип антистиха - противопоставляются омонимичные формы ед. и мн. ч. Так, в «Буковнице» Герасима Ворбозомского (1592) буква  представлена в формах ед. ч., З - в формах мн. ч.:   -     -   (цит. по: Живов. 1995. С. 292). Противоположная рекомендация - использовать З в ед. ч., а   во мн. ч.- дается в анонимной орфографической статье XVII в.: «З - единьственному имени,  - множественному и честнеишему» ( Ягич. 1896. С. 402). В грамматиках церковнослав. языка Лаврентия Зизания (1596), Мелетия (Смотрицкого) (1619, 1648, 1721), Ф. Максимова (1723) правила, регламентирующие употребление  и З, отсутствуют. В 1-м издании «Грамматики» Мелетия (Смотрицкого) (Евье, 1619) содержится лишь указание на «заимствованный» характер буквы «зело» и ее избыточность в слав. языке: «Сие писмя числа деля точию з греческаго , шесть знаменующаго, привзяся, славенскому языку излишное, долг его -  навершающу» (л. 11 об.- 12).

http://pravenc.ru/text/2509415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ежедневное богослужение седмичных дней (с понедельника по пятницу) вне Великого поста , без входа на вечерне и Великого славословия на утрене . История возникновения и развития христ. Б. б. тесно связана с традицией молиться определенным образом несколько раз в течение дня, восходящей к апостольским временам (ср.: Дидахе 8. 3) и постепенно развившейся в систему суточных служб ( Bradshaw. 1981). К IV-V вв. на Востоке и Западе обязанность ежедневного совершения служб суточного круга была закреплена за определенными группами клириков и аскетов, живших при храмах (А. М. Пентковский); в мон-рях эти службы стали совершаться или всеми монахами вместе, или уединенно - по кельям. Палестинский монашеский вариант традиции ежедневных келейных служб зафиксирован в древнейших сохранившихся Часословах (Sinait. gr. 863, IX в., и др.). Изложенный в них порядок очень близок к тому, к-рый лежит в основе суточных служб по Студийскому и Иерусалимскому уставам , 2-й из них с XIII-XIV вв. повсеместно используется в правосл. Церкви. Ежедневные молитвы и Евхаристия В III-IV вв. совершение ежедневных суточных служб не подразумевало обязательного совершения Евхаристии (при этом Причащение могло иметь место ежедневно, в III в. мн. христиане каждый день причащались по домам запасными Св. Дарами). Литургию в первую очередь служили по воскресеньям, к III в. также и в дни совершения таинства Крещения, на памяти мучеников, в субботу и др. В IV в. мн. дни недели постепенно стали евхаристическими днями. К кон. IV в. в разных местностях распределение дней, когда совершалась Евхаристия, было различным; свт. Василий Великий пишет, что в его епархии все причащались в среду, пятницу, субботу и воскресенье; во мн. областях на Западе (кроме Рима и нек-рых др. городов, придерживавшихся древней практики) к кон. IV в. литургия могла совершаться ежедневно. В практике палестинских келлиотских мон-рей VI-IX вв.

http://pravenc.ru/text/153577.html

Соблюдение и нарушение канона во вступительной части агиогр. произведения: На мат-ле житий XI-XVII вв.//Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 2000. С. 262-276; Руди Т. Р. Средневековая агиографическая топика: Принцип imitatio и проблемы типологии//Лит-ра, культура и фольклор слав. народов: XIII Междунар. съезд славистов (Любляна, авг. 2003): Докл. рос. делегации/Отв. ред.: Л. И. Сазонова. М., 2002. С. 40-55; она же. Топика рус. житий: Вопр. типологии//Рус. агиография: Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005. С. 59-101; она же. О композиции и топике житий преподобных//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 431-500; она же. Топика житий юродивых//Там же. 2007. Т. 58. С. 443-484; Панченко О. В. Поэтика уподоблений: (К вопр. о «типологическом» методе в древнерус. агиографии, эпидейктике и гимнографии)//Там же. 2003. Т. 54. С. 491-534; Живов В. М. Ранняя восточнослав. агиография и проблема жанра в древнерус. лит-ре//Язык. Личность. Текст: Сб. ст. к 70-летию Т. М. Николаевой. М., 2005. С. 720-734; Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzant. Zeit. B., 2005; Парамонова М. Ю. Агиография//Словарь средневек. культуры/Общ. ред.: А. Я. Гуревич. М., 2007. С. 22-29. Т. Р. Руди Восточная Ж. л. Внутри 1-й группы разделы, выделенные по языковому принципу, расположены в хронологическом порядке в соответствии со временем возникновения Ж. л. на данном языке. При этом греч., груз., румын., южно- и восточнослав. Ж. л. отражают православную традицию; армянская, коптская и эфиопская - монофизитскую, а сирийская и арабская - 4 конфессиональные традиции: православную (мелькитскую), монофизитскую (см. Коптская Церковь и Сирийская яковитская Церковь ), несторианскую (см. Церковь Востока ) и маронитскую (монофелитскую, впосл. Маронитская католическая Церковь ). Греч. Ж. л. оказала значительное воздействие на формирование др. восточных агиографических традиций, первые памятники к-рых имели переводной характер. Самобытные агиографические традиции (за исключением поздней эфиопской) складывались, как правило, параллельно с переводами, но также под влиянием визант. агиографии. Т. о., постепенно вокруг мн. святых сложились комплексы разновременных и нередко разножанровых текстов, получившие в совр. науке название агиографических досье (legendae). Благодаря интенсивному лит. обмену между Византией и народами христ. Востока мн. жития, особенно древних святых, сохранились в неск. редакциях на разных языках. Поэтому, вост. жития дополняют агиографические досье мн. общехрист. святых, а иногда формируют досье древних святых, почитание которых сохранилось лишь в неправосл. Вост. Церквах или утрачено вовсе.

http://pravenc.ru/text/182317.html

570 Тебе же, о епископе Стефане, Пермская земля хвалить и честит яко апостола, яко учителя, яко вожа, яко наставника, яко наказателя, яко проповдника. (...) Днесь грх ради наших аще и отъялъ еси, Господи, от нас епископа нашего, но „не отъими от нас милости твоеа». 571 Ты бо еси давый нам его, ты же паки и взя, рцм Иововым гласом: „Господь далъ, Господь же взят, яко Господеви угодно, тако и бысть. Буди имя Господне благословено во вки. Буди слава Господня во веки». 572 „Благословена слава Господня от мста святаго его». 573 Молитвами, Господи, твоего святителя, а нашего епископа, Стефана, того молитвами, Господи Иисус Христе, Боже нашь, помилуй нас. Аминь». Плачь церкви пермъскиа, егда обвдов и плакася по епископ си Егда убо людем пермъским печалующим и тужащимъ по своем си епископ (обычай же есть людем повсегда къ церкви приходити, паче же в печали сущим), услышано же бысть се во ушию церкви, сущая в Перми, яко епископъ еа преставися. Почютила печаль чад своих, услышала скорбь людии своих, яко услыша глас плача их, услышавши, и смятеся зило и пременися изменением красоты своеа. О, лют всти тоя страшныа и притранныя! Увы мн, всти тоя пламенныя и горкиа и печалныя! Жалую тя, перьмъская церкви, и паки реку: жаль ми тебе! О, злоприлучныя тоя всти, повдающи церкви печаль ту! Кто скажет чадом церковным, яко осиротша? Кто возвестит невсте, яко овдов? Егда же полную всть услыша церкви, яко епископъ еа умре, извсто увдавши, возмятеся зило и смутися велми, и печаль смсися с горким рыданием. Плачется церкви прьмъская по епископ своемъ, глаголющи: «Увы мн, увы мн! О, чада церковная, почто таите мене, еже не утаится? Почто скрывасте мене, еже не укрыется? Гд жених мой водворяется? Аще ли глаголете его преставльшася, и аще паки, якоже рсте, московская церкви приат и въ своя хранилища, почто нсте ревнители сыном Израилевым, иже вземше кости Иосифа Прекраснаго от земли Египетскиа и принесоша в Землю Обетованную, юже обеща Богъ отцем их, Аврааму, Исааку, Иакову? 574 И вы бысте такоже учителеви, длъжнующе, послужили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Османское завоевание Болгарии и Сербии в кон. XIV в. вызвало разорение множества обителей и массовое переселение монашествующих на Афон и в др. места, где гнет иноверных был слабее. Нек-рые сербы и болгары пришли на Русь, где оказали существенное влияние на развитие церковной культуры (см. в ст. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру ). Мн. монастыри продолжили действовать или позже были восстановлены усилиями духовенства и местной знати, но впосл. неоднократно подвергались разорительным нападениям. В Болгарии положение М. было осложнено упразднением Тырновской Патриархии и насаждением священнослужителями К-польской Патриархии греч. языка в богослужении. Ожесточенные битвы, сопровождавшие османскую экспансию на Балканский полуостров, повлияли на рост жен. М., особенно в Сербии, где мн. вдовы полководцев и воинов приняли постриги, напр. мон. Евфимия , вдова сербского правителя кн. Лазаря кнг. Милица и его сестра Драгана (в монашестве Феодосия). Несмотря на условия османского гнета, обители продолжали существовать, в них развивались иконопись и книжность. По сути мон-ри не только играли роль духовных центров, но и становились очагами национальной культуры и просвещения. В XV в. в мон-ре Манасия (Ресава) возникла т. н. ресавская книжная школа, влияние к-рой распространилось на серб. и болг. земли. Редко возникали новые обители: в 1499 г. на средства 4 монахинь (Ксении, Феофании, Марфы и Марии) был возведен храм в Яшуньском Введенском монастыре , митр. Белградский свт. Максим (Бранкович) ок. 1509 г. основал муж. мон-рь Крушедол , а его мать деспотица Ангелина рядом устроила жен. обитель. Особый характер М. приобрело в труднодоступных районах Черногории, где действовали древние мон-ри (напр., Цетинский монастырь , Морача ) и возникали новые: так, свт. Василий Острожский основал мон-рь Острог . При т. н. Великом переселении сербов 1690 г. вместе с патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) на земли Габсбургской монархии переселилось и большое число монашествующих, иногда братия обителей уходила в полном составе и уносила с собой почитаемые реликвии и мощи святых. На новых землях, особенно на территории совр. Боснии и Герцеговины, Далмации и Хорватии, обл. Банат и Венгрии, серб. монахи способствовали сохранению национального самосознания и культуры серб. переселенцев (напр., мон-ри Гомирье , Крка , Комоговина , Лепавина , Марча , Месич ). В XVIII - нач. XIX в. мн. болгарские и сербские мон-ри стали центрами национально-освободительного движения, серб. монахи активно участвовали в 1-м сербском восстании.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010