Основное предназначение артикля – подчеркнуть, что следующее за артиклем слово или выражение описывает объект, каким-либо образом выделенный. Это что-то знакомое благодаря предыдущему упоминанию или присутствию на момент речи, или своей типичности, или уникальности либо единственности. 6.20. Согласование. Артикль имеет категории падежа, числа и рода. Артикль всегда согласуется с определяемым словом по падежу, числу и роду. Другими словами, артикль при существительном мужского рода именительного падежа единственного числа (νθρωπος), тоже будет мужского рода именительного падежа единственного числа (). Лексическая форма артикля – мужской род именительного падежа единственного числа (). Любое слово, изменяющееся по родам, в качестве лексической формы использует форму мужского рода. 6.21. Форма. Ниже приведена парадигма артикля. Сравните с падежными окончаниями и найдите все сходства. Женский род следует первому склонению, мужской и средний – второму. 2 муж.р. жен.р. сред.р. им.п. ед.ч. вин.п. ед.ч. им.п. мн.ч. вин.п. мн.ч. 6.22. Подсказки – Артикль начинается либо с густого придыхания, либо с тау. Далее идёт характерная гласная склонения и падежное окончание. Единственное исключение – средний род единственного числа 48 . – Артикль не связан со склонением определяемого им слова: будет стоять при существительном женского рода, будь оно первого или второго склонения 49 . Так что артикли последовательны, легко запоминаются и очень важны. 6.23. Ниже приведена парадигма существительных с артиклем. 2 муж.р. жен.р. сред.р. им.п. ед.ч. o λγος γραφ τ ργον вин.п. ед.ч. τν λγον τν γραφν την ραν τ ργον им.п. мн.ч. ο λγοι α γραφα α ραι τ ργα вин.п. мн.ч. τος λγους τς γραφς τς ρας τ ργα 6.24. Знание форм артикля – ключ к распознаванию форм греческих существительных. Если вы хорошо знаете формы артикля, учить в разделе о существительных осталось немного. Почти перед каждым существительным в тексте стоит артикль. Если вы не разобрались со склонением существительного, посмотрите на артикль и узнаете, что это за форма.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

МН: Ислам сейчас политизируется и, видимо, будет политизироваться. Будет ли Православная Церковь вести, помимо политического, какой-то богословский диалог с исламом? Митрополит Кирилл: Мы уже ведем такой диалог. С иранцами. Для нас чаще всего проблемным является подыскание адекватных партнеров. Очень важен уровень, теоретический уровень такого диалога. И мы удовлетворены тем, на каком теоретическом уровне идет диалог с Ираном. Мы открыты и к диалогу с суннитской частью ислама. И у нас традиционно хорошие отношения с мусульманами Сирии, Иордании, Египта, с палестинцами. И я, конечно, хотел бы все-таки подчеркнуть, что и с очень многими мусульманами России мы находимся в диалоге – может быть, не столько в богословском, сколько в практическом. Мы придаем этому очень большое значение. Построение отношений между православными и мусульманами в России и вообще на постсоветском пространстве в этот сложный переходный период нашей общей истории является весьма высоким для нас приоритетом. Бетонная стена МН: Интересная у вас тут библиотека. Что в ней за книги? Митрополит Кирилл: Справочные в основном. Энциклопедии, богословские справочники… В этом кабинете читать не удается, а вот быстро найти какую-то справку иногда нужно. МН: Я обратила внимание, что у вас здесь на этаже стоит скульптурное изображение митрополита Новгородского и Ленинградского Никодима (Ротова). Я знаю, что вы с ним работали… Митрополит Кирилл: Я был его секретарем. МН: Для вас это важная фигура? Митрополит Кирилл: Очень важная не только для меня – для всей нашей Церкви. Просто одни люди это понимают, другие, может быть, не очень хорошо знают его жизнь и не очень понимают его исторический вклад в историю, в жизнь нашей Церкви в трудные годы двадцатого столетия. Владыка был очень живым, естественным и простым человеком, при этом очень одаренным от Бога. Он неплохо владел тремя языками, практически никогда их систематически не изучав. Это тоже показатель способностей человека. Он обладал памятью почти феноменальной – например, специально не заучивая, знал наизусть весь православный календарь. Вам достаточно было назвать число, а он перечислил бы всех святых, память которых в этот день. При этом огромная воля. Я думаю, он имел такой же склад – если говорить о складе личности – такого же типа, как маршал Жуков или академик Королев. Это такой типаж. Про него говорили, что он был способен пробивать бетонные стены. И действительно, он был способен это делать, но, к сожалению, это дорого обошлось: он умер, как известно, в 47 лет от седьмого инфаркта. Практически он был исповедник, потому что принимал на себя многие удары, которые наносились по Церкви все время.

http://pravoslavie.ru/5047.html

Устрашаюся, вру имти ми, како святое крещение стужаетъ си пияньствомъ вашимъ, крещение бо на святыни почиваеть, а во пьяниц святыни отинудь нсть. Стужаю си, како паче Христа изволисте дьявола, празники бо его творите дьяволя. Егда бо упивается, тогда блудите, и играете, плищете, поете, пляшете, в сопли сопете, завидите, рано пьете, обьдаетеся, упиваетеся, блюете, льстите, злопоминаете, гнваетеся, лаетеся, хулите, осержаетеся, лжете, горьдите, кощуняете, срамословите, кличете, сваритеся, море вамъ до колна, сметеся, крадете, бьетеся, деретеся, праздновловите, смерти не поминаете, спите много, осужаете, вадите, божитеся, укаряете, клеплете, – не по истинн ли святое крещение стужитъ си пьяньством вашимъ? А и плясавица есть сатанина невста, супружница диавола, всмъ мужемъ тмъ зрящимъ ее, жена скверно же и скаредно и своему мужу; образъ Божий нося, съ женою своею совокупитися во плясании, – аще и въ церковь въходите! Повдите ми, како убо вы Бога прославите? Повдите ми, яко пьяного смрадомъ отрыгающа, Богь толма ненавидить, яко же мы пса мертва смердяща гнушаемся! Увы мн! увы мн! како сотвори Господь Богъ тако до дни, в няже не чаяхъ, яко вижу человки, чтуща дла сатанина – и не стыдящася о томъ, но и паче хвалящеся? Останите, братие, окаяннаго пьяньства, яко на веселие намъ Богъ питие далъ есть, и тожде в подобно время, а не пьяньство. Увы мн! увы мн! яко оставляете Бога сотворившаго васъ и прилпяетеся пияньству горше идолъ. Рцете ми, чимъ есте отложени от неврныхъ, аще до пьяньства упиваетеся? Они убо служать зданию, а медъ что есть, не здание ли Божие? И глаголете, яко тогда имамъ праздникъ честенъ, егда по многи дни упиваемся. Разумйте сами, что глаголите, яко оставльше праздникъ, а диаволу угождаете! Окамени бо душу вашу Сатана! Иже что много глаголю? Покайтеся, и лишитеся таковаго празднования, еже упиватися по праздникомъ, и плачитеся, кающеся о пьяньств вашемъ, яко бо затворяетеся от небеснаго царьства пьяньства ради, аще же не покаетеся, ни останетеся таковаго творения, то мучими будете в бесконечныя вки в негасимомъ огни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 . О явлении святаго на море донским казаком и о побде на турковъ Еще же и паки сумневаюся слышанная писанию не предати и опасаюся глаголанная умолчати конечнаго ради забытия. Аще кто ложь приносит, сам на глав своей понесетъ, аще ли истинну исповдает, то истинна сама во уврение приведетъ всякъ глаголъ праведен. Мы же яже слышахом, сице и написахомъ. Уже бо писанию сему, яже есть о преподобнем архимарите Дионисие, совершившуся по прошению инока Боголпа, тогожь 156-го году 554 по написании семъ вскоре внезапу прииде ко мн вышепомянутый слуга Никита Кучинъ. 555 Возвещаетъ же, слышав от инока Романа Базлова 556 да от слуги Василья, имянуема Лвова, о призде донскихъ казаковъ и о поклонении у гробницы архимарита Дионисия. По его же извту тии призвани быша и в роспросе своемъ повдаша сице: «Идущим намъ мимо Никонову церковь 557 и увидевшимъ у гробницы архимарита Дионисия кланяющихся триехъ человкъ; спросившу же нам ихъ: „Почему знали есте архимарита Дионисия, яко гробу его кланяется?” Они же исповдаша нам, со слезами глаголюще: „Незнаем намъ был преже, но велику нам помощь подал явлением своим на море на супротивныя. Уже бо глаголаху всм нам быти побитым от турокъ, егда же явися намъ той; свтъ великъ осия насъ, а на враги наша нападе тма, и ослепоша. Мы же спасени быхомъ явлениемъ его и враговъ своихъ победихомъ. И сего ради приидохом поклонитисъ, чюдотворцом Сергию и Никону помолитися и архимарита Дионисия гробу поклонитися”». И, исполънивше обещание свое, поидоша, благодаря Бога, восвояси. Мн же о сей повсти написавшу и зло о том усумнвающуся, яко о сем свидтельства крпкаго не прим, и помышлении своими присносмущаем, да не вмнится в ложь быти. И в таковых помышлениих многи времена преидоша. И в лто 7163 году сентября въ день случися мн побесдовати о словеси духовн з государевым ключником с Никоном Протопоповым, 558 и, яко Богом наставляем, той вопроси мя о архимарите Дионисии и о житии его и о донских казаках подлинное свидтельство мн розсказавъ, иже на мори явлением его от безбожных турок спасошася.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А нын, государь, они вс запасаются. А служекъ у них в монастыр и служебников гораздо много умножилося. А сказывают, что не одна, де, тысеча есть, а вс вор вора пущ. А хорошо б, великий государь, половину их убавить и теб, великому государю, в служывый чин взять. А в Кирилов монастыр смирняе бы жыли, и скудости у них тм не будетъ. А о столовых, государь, запасех монастырям вельми стуют, что ты, великий государь, указал мн, богомольцу твоему, с них имать и говорят: «Монастыри, де, у нас скудные, денежных доходов нтъ и угодей своих, гд такие запасы имать, нт же». А рыбу, государь, покупаючи, привозят гнилую для дешевизны. И нам е приимати нельзя, потому что сть не годится. Милостивый великий государь царь и великий князь Алексй Михайловичъ всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержецъ, пожалуй меня, богомольца своего, зжалися, государь, Христа ради, и на мою бдность, чтоб мн, богомолцу твоему, безпечалною душею за ваше, государское, многолтное здравие Бога молить. И теб б, великому государю, моя бдность не вменилася во грх, и чтоб мн, богомолцу твоему, с недостатков людских за вашим, государевым, жалованием многим запасом голодною смертию не умереть, потому, государь, что нкому здлать. А я уже сам длать ничево не могу. И против прежнего своего, великаго государя, указу вели, государь, кельишка достроить и повара, и приспшника, и иных работных людей ис Кирилова и из ыных монастырей давати понадобью. Да пожалуй, великий государь, Господа ради, пришли рыбки свжые, какую теб Богъ извстит. А здся, государь, кром ершов нарочитые рыбы нт. А кириловские, государь, за прошлой 182 (1674)-й год прислали недоплатных осетриков з десять и то ржавые. Да вели, государь, из Крестного монастыря семги и сигов свжых и свежесольных присылати воза по два на год. Да я же, богомолец твой, обещался в Ферапонтов монастырь колокол слить во сто пудов. А в Воскресенском монастыр осталося после меня мди колокольные с тысячю пудов. Милостивый великий государь, ис тое мди колокол слить во сто пудов и прислати в Ферапонтов чтобы мн в том общании во лже не быть. И против прежних моих писем о всемъ свой, великого государя, милостивой указ учини и без сыску кириловских враждебному составному челобитью не поврь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Здесь указывается на то, что св. Иоанн принял пророческое дарование, наподобие того, как принимали его ветхозаветные пророки, например св. пророк Иезекииль, которому также велено было съесть книжный свиток, прежде чем он был послан Господом проповедовать Дому Израилеву ( Иез. 2:8–10; 3:1–4 ). Сладость и горечь, по объяснению св. Андрея, означают следующее: «Сладко для тебя, говорит, познание будущего, но вместе и горько для чрева, то есть сердца – вместилища словесной пищи, из–за сострадания к тем, которые должны претерпеть ниспосланные по Божественному определению наказания». Это же толкуется и в другом смысле: «Поскольку святый Евангелист не испытал худых дел, поглощением книги, содержащей деяния нечестивых, ему и показывается, что при начале греха бывает сладость, а по совершении – горечь, по причине отмщения и воздаяния» (гл. 29). Сострадательное сердце Апостола не могло не почувствовать всей горечи скорби, какая ожидала греховное человечество. Б заключение св. Иоанн получает повеление пророчествовать. Параллельные места к десятой главе Откр. 10:8–11. Иез. 2:8–10. И ты, сыне человчь, послушай глаголющаго къ теб, не буди огорчеваяй, якоже домъ преогорчеваяй: отверзи уста твоя и снждь, яже азъ даю теб. И видхъ, и се, рука простерта ко мн, и въ ней свитокъ книжный: и разви его предо мною, и въ томъ писана быша предняя и задняя: и вписано бяше въ немъ pыдahie и жалость и горе. Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе. И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе». Иез. 3:1–4. И рече ко мн: сыне человчь, снждь свитокъ сей, и иди и рцы сыномъ Израилевымъ. И отверзохъ уста моя, и напита мя свиткомъ симъ и рече ко мн: сыне человчь, уста твоя сндятъ, и чрево твое насытится свитка сего даннаго теб. И сндохъ его, и бысть во устхъ моихъ яко медъ сладокъ. И рече ко мн: сыне человчь, иди и вниди въ домъ Израилевъ, и глаголи словеса моя къ нимъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

и много объясняющими темноту нкоторыхъ Также и нкоторыя кажутся мн весьма драгоцнными; напр., примч. на стр. 16 и на стр. 25. — Въ рукописи были нкоторыя слова поправлены рукою самого Митрополита. Видно, что онъ занимался этимъ дломъ. — Но посл того, какъ рукопись была у Митрополита, сдлалъ нкоторыя и, кажется, напрасно. Напр., онъ вставилъ въ текстъ слова на 16 стр.: глаголя: „да Духъ Твой Святый и да очиститъ насъ”. Что было драгоцнное въ то длается порчей книги, когда вставляется въ текстъ и приписываются святому Писателю слова, которыхъ онъ не говорилъ. — Но съ этимъ было длать нечего. — Однако же, другую вставку я взялъ на себя смлость вычеркнуть, потому что мн кажется, что она можетъ навести на ложное взялъ ее изъ рукописи Латинской, изданной Бернардинскими монахами. Для чего же изъ этихъ Латинскихъ брать которыхъ нтъ въ перевод и приписывать ихъ — это о которомъ я говорю, находится на стр. 29. У было сказано: ниже яко иною ину; не бò по производству отъ Единицы Троица небытна (несозданна) Суша и самоизъявна. поправилъ: ниже видти яко ину черезъ ину: не бò посредствуется коимъ либо тождественное и безъотносительное, акибы къ вин своей относящееся : ниже яко отъ иныя ину: не бò по производству отъ Единицы Троица, незаимствовано имущи и самоизъявна Суща. — Здсь, какъ Вы изволите видть, слова подчеркнутыя два раза у не находятся, и вставлены Голубинскимъ изъ Латинскаго — Но, державши корректуру, я думалъ, что мы не имемъ права приписывать то, что онъ не писалъ, и что, сомнительно даже, написалъ ли бы онъ, и было ли въ какомъ нибудь текст Максима, ибо монахи въ такихъ случаяхъ не знаютъ совсти и легко присочинятъ чтобы приводить его въ противъ о Единой Вин Святой Троицы. Основываясь на этомъ чувств, я вычеркнулъ слова, прибавленныя Голубинскимъ. Онъ можетъ ихъ поставить въ опечаткахъ, если захочетъ. Но Васъ, Батюшка, прошу сказать мн, такъ ли я поступилъ, или слишкомъ самовольно? Въ другомъ же Св. Максима, въ Слов постническомъ, много перемнилъ въ рукописи, и, кажется, очень часто понапрасну, а иногда даже поставилъ и смыслъ, какъ мн кажется, неправильный; длать было нечего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Приобщение Святых Тайн — см.Причащение. Притвор (м.) — Западная часть православного храмов у входа, где по уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.). Приход (м.) 1)- Низшая церковно-административная единица православной церкви; церковная община, состоящая из клира и мирян. 2)- Верующие, посещающие определенный храм. Приходской совет — Выборный орган прихода, состоящий обычно из 20-ти членов, подчиненный настоятелю и осуществляющий просветительскую, финансовую, административную и т.п. деятельность церкви. Прихожане (мн.), прихожанин (ед.) (м.), прихожанка (ж.) — Члены прихода (2 знач.). Причастие (ср.) 1)- см.Причащение (1 знач.) 2)- см.Святые Дары. Причастить — Совершить таинство причастия над кем-л. Причаститься, причащаться — Принять причастие. Причастники (мн.), причастник (ед.) (м.), (ж.) — Люди, принявшие причастие. Причащение (ср.) — Одно из семи христианских таинств — принятие под видом хлеба и вина плоти и крови Иисуса Христа; евхаристия. Причетники (мн.), (ед.) (м.) — Общее название церковнослужителей. Причт (м.) — Штат священнослужителей (священники, дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки и др.) православной церкви, утвержденный архиепископом. Прокимен (м.) — Краткий стих из псалма, произносимый перед чтением Апостола или Евангелия. Проповедовать, проповедывать 1)- Читать проповедь. 2)- Излагать христианское вероучение. Проповедь (ж.) (Только ед.) 1)- Распространение, насаждение (какого-л. вероучения). 2)(ед. и мн.)- Речь священнослужителя, обращенная к прихожанам, обычно произносимая в храме и содержащая наставления и рекомендации верующим. Пророк (м.) — Избранник Божий, отрывающий людям Его волю и смысл всех событий, настоящего, прошлого и будущего. Пророчество (м.) — Открытие людям через пророков воли Божией и смысла событий; то, что сказано (или написано) пророком. Проскомидия (ж.) — Первая часть литургии, во время которой в алтаре на жертвеннике происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства евхаристии.

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

А Хабаровъ велить мн себя переводити в ыной монастырь, и яз ему не ходатай скверному житию. Али уже больно надокучило! Иноческое житие – не игрушка. Три дни в черньцехъ, а семой монастырь! Да коли былъ в миру, ино образы окладывати, да книги оболочи бархаты, да застшки и жюки серебряны, да налои избирати, да жити затворяся, да кльи ставити, да четки в рукахъ, а нын з братьею вмсте сти лихо! Надобе четки не на скрижалехъ каменныхъ, но на скрижалехъ сердецъ плотянъ! Я видалъ по четкамъ матерны лаютъ! Что в тхъ четкахъ? И о Хабарове мн нчего писати, какъ себ хочетъ, такъ дуруетъ. А что Шереметевъ сказываетъ, что его болзнь мн вдома: ино ведь не всхъ леженекъ для разорити законы святыя. Сия мала от многихъ изрекохъ вамъ любви ради вашея и иноческаго для жития, имже сами множае насъ всте; аще хощете, обрящете много въ Божественомъ Писании. А намъ к вамъ болши того писати невозможно, да и писати нчего, уже конецъ моихъ словесъ к вамъ. А впередъ бы есте о Шереметеве и о иныхъ о безлпицахъ намъ не докучали: намъ о томъ никако отвту не давати. Сами вдаете, коли благочестие не потребно, а нечестие любо! А Шереметеву хоти и золотыя сосуды скуйте и чинъ царской устройте, – то вы вдаете. Уставьте с Шереметевымъ свое предание, а чюдотворцово отложите, будетъ такъ добро. Какъ лутче, такъ длайте! Сами вдаете, какъ себ с нимъ хотите, а мн до того ни до чего дла нтъ! Впередъ о томъ не докучайте: воистинну ни о чемъ не отвчивати. А что весну сь к вамъ Собакины от моего лица злокозненную прислали грамоту, и вы бы с нынешнимъ моимъ писаниемъ сложили и по слогнямъ разумли, и по тому впередъ безлпицамъ врили. Богъ же мира и пречистыя Богородицы милость и чюдотворца Кирила молитвы буди со всми вами и нами. Аминь. А мы вамъ, господие мои и отцы, челомъ биемъ до лица земнаго. Послание Василию Грязному Подготовка текста Е. И. Ванеевой, перевод и комментарии Я. С. Лурье Послание Ивана Грозного воеводе, опричнику Василию Грязному отражает разочарование Грозного в учрежденной им в 1564 г. опричнине. Как и другой видный опричник, Малюта Скуратов, Василий Грязной был послан с опасным военным поручением. Он попал в крымский плен. Послание царя Василию Грязному дошло в рукописи второй половины XVI в., примерно современной самому посланию, – РГАДА, ф. 123 (сношения с Крымом), Крымская Посольская книга 14, лл. 214 об.–217 об. Послание царя Василию Грязному находится среди распоряжений об отъезде посланника И. Мясоедова (июнь 1574 г.). В дальнейшей части той же рукописи приводится «вестовой список» Мясоедова, присланный весной 1576 г., в составе которого два отдельных письма В. Грязного (лл. 241–254 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместо упраздненного диоцеза К. было создано епископство в границах деп. Пюи-де-Дом, к-рое вошло в состав юго-вост. церковного округа с центром в Лионе. «Конституционным» епископом стал ораторианец Жан Франсуа Перье (1791-1801). Каноники и регулярное духовенство в основном согласились с закрытием мон-рей и роспуском религ. конгрегаций, однако мн. члены жен. конгрегаций не признали закон, противоречивший каноническому праву Римско-католической Церкви. В нек-рых городах (напр., в Бийоме) местные власти протестовали против роспуска капитулов и религиозных конгрегаций. Часть духовенства («неприсягнувшие»; в нек-рых округах - большинство священников) отказалась признать закон и власть «конституционного» епископа. Так, большинство каноников соборного капитула отвергли предложение участвовать в управлении «конституционным» еп-ством Пюи-де-Дом. Бежавший из Франции еп. Ф. де Бональ призвал духовенство и мирян воздержаться от общения с Перье и его сторонниками. Во мн. местах смещение «неприсягнувших» и назначение священников, которые дали присягу, совершались с применением насилия. После установления диктатуры якобинцев (июнь 1793) были наложены строгие ограничения на отправление католического культа; террор сопровождался кампанией дехристианизации и введением культа Разума (позднее - Верховного существа). Церковные ценности были конфискованы, уничтожалось убранство храмов; мн. церкви (гл. обр. монастырские) были закрыты, нек-рые разрушены (в К. снесены приходские церкви Сен-Пьер и Сен-Женес). Были утрачены мощи святых, хранившиеся в К., в Сувиньи и во мн. др. местах. После свержения якобинцев (июль 1794) гонения на католич. Церковь в основном прекратились; несмотря на ограничения, духовенство вернулось к служению. Власти почти не оказывали поддержку «конституционному» духовенству; укрепились позиции священников, сохранивших верность еп. Ф. де Боналю. В 1797 г. по указанию епископа был создан церковный совет, к-рый руководил «неприсягнувшим» духовенством. Попытки сторонников «конституционной» Церкви (среди них видную роль играл еп.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010