чрез моря чрез море во великой в велицей четверг четверток темьяном фимияном стороне стране на перегороде на преграде дорогий драгий церкви церковь (им.ед.) женчюгом жемчюгом шлы слезы шли слезы Исидор ей (вм. е) ея (род. ж) инх святых мощи иных св. мощи (род. мн.) храсален хрустален целовали есме ц. есмя на мороморя на мрамор Дигитрею (вин.) Одигитрия (род.) медяными медными ел, ести ял, ясти Григорей Григорий лоб... Кузмин лоб Козмин напсал написал туто же царевою царьскою позолочен позлащен волосы у кладязя у кладезя во Царегороде в Цареграде в кадило в кадиле (мест.) у ворот огород ис потиря ис потира у святое у святыя чловеки человеки во олтари в олтаре Иоанн Кушник И. Кущник сшли слезы шли слезы пятницу людей (род. мн.) Еросалим Иеросалим железн железен омофор омефор в монастыри в монастыре патрахиль петрахиль святы Дмитрей святый Димитрий Костянтин Коньстянтин исжегл передних предних туже (нар. места) Анкудина Акиндина завесть зависть тая церковь та церковь мирный мерный первое первее (нар.) въступят ступят впретворишася претваришася Аксиньи Ксения схоронен сохранени Еуфимей падьяцы подьяци на уведенья на уведение взхощет восхощет Мануила царь Мануил царь Олексееве Алексееве троицю троицу великово великаго творцю творцу святый оставлеше оставльше на шïи у Христа чрес нощь чрез нощь гвозды гвозди (им. мн.) прежде сорочка срачица На долю словаря выпадает немного примеров, но все они достаточно характеризуют приведенные выше разночтение из области звуков. Более употребительные в речи и некоторые даже русские по происхождению слова и выражение заменены однозначащими из книжного языка. Примеры: Сп. А. Яцимирского : Сп. изданный: Сп. изданный: гортань возволочивают подымают когда, егда до ныне до днесь райские двери молвить глаголеть латына латыни (им. мн.) окрест чернцов иноков чинена сотворена проглагола глас бысть сметани свержени дал в поруце д. в поручение печална прискорбна подкладывают возлагают понесут во перенос понесут глаголал беседовал изошла снидоша кошницы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

Что убо напишу или что теб подати – не вм. Обаче да не безблагодаренъ твоимъ благодяниемъ обрящуся, да не глухъ противу честных писаний твоихъ буду, пакы перо на похвалу обращу, добродтели зерцало именуа тебя, и поучениа златаго сладчайши арганъ написую теб, славнйша свта учителю! Не сумнюся убо и звздою свтлою нарищи тебе, от нея же лучи злаго слуха не исходят. Ты свтилникъ горящъ, иже тмы омрачениа не всть; ты благовонный цвтъ добродтели, иже смрада оклеветателнаго глушается; ты бисер всхъ благыхъ, ты свт учителемь, ты – уста Христова, ты глас небесный, ты книжник живота, иже о мн, мн и не хотящу, славиши мя честию, ей же убо не достоин есмь; везд о мн проповдаеши, и, писании твоими угоднйшими мене чествуа, поздравляеши, в нихъ же пакы ты, славны православныа церкви свт, солнца ясне, мой темный умъ, мракомъ невдниа омраченъ, къ осианию вчнаго свта призываеши, она и вышняа лпота человческие жизни, свтомъ премудрости просвщеная, путь нравомъ, писаниа таиньствомъ, правила живота, свтилникъ блудящимъ ногам моимъ на ркахъ Вавилонскихъ. 653 Что въздамъ попечению твоему, имъ же по вся дни о спасении душъ нашихъ печешися, святаго учениа настоанием, и святйшаго живота прежнихъ отецъ образомъ, и данною ко мн епистолии твоей изобилиемъ? Ино не имам ничто, токмо благодарение и къ Богу молитвы обильними слезами въздати. Лпо есть и на всяко время на всякомъ мсте от всего сердца, целым умомъ, всми силами моими, свершеннымъ желаниемъ, дломъ и словом въ всемъ живот моемъ тебе возлюблю. И не язъ токмо, но и вси врнии, правии сердцемъ, възлюбят и восхвалят тя, почтят и прославят тя купно со мною, иже тебя въчтена на святительство и наказана по отечьскаго закона и истинн, аки отца чествують, и тебе всякою премудростию опасному вдниемъ наученому и учениа исполнену, аки вожу послдуютъ, жизнь, в ней же славятся блаженныхъ души неложно, наслдятъ. Твое бо учение свтлое темнаго Феодора просвщает, и по сихъ многая благодарениа воздаю тебе за твоа благоданиа, да безблагодарьствиа порокъ убжати возъмогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И стольникъ князь Самойло ту ево, архиепископову, отписку ко мн, богомольцу твоему, приносил и чел. И я, богомолец твой, против той ево отписки к нему писалъ. А каково письмо к нему послал, и таково же, государь,//(л. 151) писмо послалъ я, богомолецъ твой, к теб, великому государю, под сею отпискою. А белозерские, государь, монастыри вологоцкому архиепископу не приказаны и не отведены, и владть ими не велено, и указу у него об том нтъ. А даны, государь, ему Пермь и за Пермский уздъ белозерские прихоцкие церкви. И т, государь, церкви обложили они великими десятинами втрое и вчетверо, и большы без твоего, государева, указу и без патриарша вдома, и от того, государь, их болшого накладу прихоцкие церкви вельми оскудели. И на то, государь, неправедное собирание строит он, архиспископъ Симон, каменной себ дворъ со многими полатами. А чаять, государь, что и то онъ длает без твоего же, великого государя, вдома. А как, государь, был я, богомолецъ твой, на патриаршеств, и в то время били челом мн, богомольцу твоему, Белозерского увзду Кирилова и Ферапонтова и иных монастырей власти, чтоб, государь, велти мн в т монастыри вологоцкому архиепископу священников и дьяконов ставить для волокиты далные, чтоб, государь, имъ, для поставления, к Москв ходя, болших проторей не было. А т, государь, белозерские монастыри приписаны к патриаршей области, к Московской епархии, а он, архиепископъ, их своит без твоего, великого государя, указу, и без патриарша вдома, и без соборного приговору. Милостивый, великий государь царь и великий князь Алексй Михайловичь всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержець, пожалуй меня, богомольца своего, не вели, государь, вологоцкому Симону архиепископу в белозерские, в патриаршы, монастыри по обиходы десятилников ево и дворовых людей присылать, и монастырей тощить, и прихоцкихъ церквей новонакладными десятинами обидить. А которые, государь, запасы по твоему, государеву, указу из монастырей дают мн, богомольцу твоему, и монастырями, государь, за скудостию своею, и об том скучают.//

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

4.      Барановский Стефан, свящ. Минско-Волынский архиепископ Виктор Садковский//Литовские Епархиальные Ведомости. – 1878. – 22. – С. 176–179. 5.      Беднов А. В. Православная церковь Литвы и Польши. – Мн.: изд. «Лучи Софии», 2002. – 430 с. 6.      Богдановский К. Столетие первого воссоединения униатов Минской губернии (1795–1895 гг.)//Минские Епархиальные Ведомости. – 1895. – 9. – С. 239–247. 7.      Буглаков Михаил, свящ. Преосвященный Георгий Конисский , архиепископ Могилевский. – Мн.: изд. «Виноград», 2000. – 656 с. 8.       Вержболович М. И. Первый период существования Минской Духовной Семинарии (1785–1817 гг.)//Минские епархиальные ведомости. – 1892. – 22. – С. 644–661; 23. – С. 696–707; 24. – С. 745–757; 1893. – 1. – С. 10–24. 9.      Гpыrapobiч I. I. Беларуская iepapxiя: Да 1000-годдзя xpыcцiяhcmba на Бeлapyci – Мн., 1992. 10.      Дакуметы i матэрыялы па ricmopыi Бeлapyci (1772–1903). – Мн.: АН БССР, 1940. – Т. 2. – 938 с. 11.      Дело об арестовании поляками Преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 года/ С. Г. Рункевич //Минские Епархиальные Ведомости. – 1892. – 14. – С. 402–422. 12.      Жудро Ф. А. Основание и первые годы Могилевской духовной семинарии (1757–1780 гг.)//Могилевские Епархиальные Ведомости. – 1893. – 5. – С. 97–100; 6. – С. 118–122. 13.      Жукович П. Н. Отзыв о сочинении г. Рункевича «История Минской архиепископии (1793–1832 гг.) с подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью в 1794–1796 гг.» СПб., 1893. – СПб.: тип. Акад, наук, 1896. – 10 с. 14.      Зноско Константин, прот. Исторический очерк церковной унии. – М.: Отдел по благотворительности Московского патриархата, «Мартис», 1993. – 233 с. 15.      Игнатьев Р. Археологическое обозрение церквей г. Минска. (Екатерининский собор)//Минские Епархиальные Ведомости. – 1877. – 16. – С. 321–326; 17. – С. 344–349; 18. – С. 364–370; 19. – С. 383–390; 20. – С. 416–423. 16.      Келтуяла В. История русской литературы от половины XIII в. до конца XVII в. – СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1911. – Т. 2. – 938 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Трудным местом с т. зр. текстологии является перикопа о женщине, уличенной в прелюбодеянии (Ин 7. 53 - 8. 11). Во мн. древних рукописях ее нет ( ¸ 66, ¸ 75, основные унциалы, мн. старолат. рукописи, сир., арм., груз., копт., эфиоп., гот. переводы; сщмч. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан ни разу не цитируют эту перикопу и не ссылаются на нее). В рукописях группы f13 (см. раздел о греч. рукописях НЗ в ст. Библия ) перикопа следует после Лк 21. 38, в ряде рукописей из группы f 1 она помещена в самом конце Евангелия от Иоанна, а в рукописи 1333 - между Евангелиями от Луки и от Иоанна. В афонской рукописи 1006 (Ath. Iver. 728, XI в.) напротив перикопы стоит пометка: «из Евангелия Фомы». Самым ранним свидетельством о наличии этой перикопы в составе четвертого Евангелия является Безы кодекс (V в.), но в нем представлена иная версия истории. Вместе с тем общее число греч. рукописей, содержащих эту перикопу в том виде, как она известна сейчас, и на том же месте, составляет без учета лекционариев ок. 1400 (против 280, в к-рых ее нет). Возможно, рассказ был известен уже автору Иакова Протоевангелия (ср.: Protev. Jac. 16. 2; Petersen. 1997). Евсевий Кесарийский со ссылкой на Папия, еп. Иерапольского, сообщает, что рассказ о женщине, которую обвинили во мн. грехах перед Господом, находился в «Евангелии от евреев» ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 17). История, похожая на перикопу о взятой в прелюбодеянии, приводится в «Дидаскалии апостолов» без ссылки на Евангелие от Иоанна (Didasc. Apost. VIII 2. 24; ср.: Const. Ap. 2. 24). Прощение грешницы упоминают в связи со спором вокруг раскола новациан Амброзиастер (PL. 35. Col. 2303) и Пациан Барселонский ( Pacianus. Ep. 3. 39//PL. 13. Col. 1077). Дидим Слепец , приводя парафраз перикопы, особо отмечает, что она имеется в некоторых евангельских рукописях, но не говорит, в каких именно ( Did. Alex. In Eccl. 7. 21-22 [Tur. 223. 6-13]). Еще одна версия истории, отличающаяся от канонической, приводится в толковании Дидима на Евангелие от Иоанна ( Kommentar zum Johannes-evangelium. Kap. 6. 3-33 [Tur. 9. 15-17]//Kleine Texte aus dem Tura-Fund/Hrsg., übers. u. erkl. von B. Kramer. Bonn, 1985. S. 58-103). Свт. Амвросий, еп. Медиоланский , ссылается на текст перикопы дважды, причем один раз прямо говорит о том, что этот текст из Евангелия от Иоанна ( Ambros. Mediol. Ep. 25. 7; 26. 2). Блж. Иероним Стридонский свидетельствует о том, что в его время во мн. греч. и лат. рукописях четвертого Евангелия перикопа присутствовала (PL. 23. Col. 553). По словам блж. Августина, нек-рые в его время вычеркивали эту перикопу из рукописей, чтобы, как они считали, не давать своим женам повода для супружеской неверности ( Aug. De conjug. adulter. II 7).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

МН: Ислам сейчас политизируется и, видимо, будет политизироваться. Будет ли Православная Церковь вести, помимо политического, какой-то богословский диалог с исламом? Митрополит Кирилл: Мы уже ведем такой диалог. С иранцами. Для нас чаще всего проблемным является подыскание адекватных партнеров. Очень важен уровень, теоретический уровень такого диалога. И мы удовлетворены тем, на каком теоретическом уровне идет диалог с Ираном. Мы открыты и к диалогу с суннитской частью ислама. И у нас традиционно хорошие отношения с мусульманами Сирии, Иордании, Египта, с палестинцами. И я конечно хотел бы все-таки подчеркнуть, что и с очень многими мусульманами России мы находимся в диалоге — может быть, не столько в богословском, сколько в практическом. Мы придаем этому очень большое значение. Построение отношений между православными и мусульманами в России и вообще на постсоветском пространстве в этот сложный переходный период нашей общей истории является весьма высоким для нас приоритетом.   Бетонная стена МН: Интересная у вас тут библиотека. Что в ней за книги? Митрополит Кирилл: Справочные в основном. Энциклопедии, богословские справочники... В этом кабинете читать не удается, а вот быстро найти какую-то справку иногда нужно. МН: Я обратила внимание, что у вас здесь на этаже стоит скульптурное изображение митрополита Новгородского и Ленинградского Никодима (Ротова). Я знаю, что вы с ним работали... Митрополит Кирилл: Я был его секретарем. МН: Для вас это важная фигура? Митрополит Кирилл: Очень важная не только для меня — для всей нашей Церкви. Просто одни люди это понимают, другие, может быть, не очень хорошо знают его жизнь и не очень понимают его исторический вклад в историю, в жизнь нашей Церкви в трудные годы двадцатого столетия. Владыка был очень живым, естественным и простым человеком, при этом очень одаренным от Бога. Он неплохо владел тремя языками, практически никогда их систематически не изучав. Это тоже показатель способностей человека. Он обладал памятью почти феноменальной — например, специально не заучивая, знал наизусть весь православный календарь. Вам достаточно было назвать число, а он перечислил бы всех святых, память которых в этот день. При этом огромная воля. Я думаю, он имел такой же склад — если говорить о складе личности — такого же типа, как маршал Жуков или академик Королев. Это такой типаж. Про него говорили, что он был способен пробивать бетонные стены. И действительно, он был способен это делать, но, к сожалению, это дорого обошлось — он умер, как известно, в сорок семь лет от седьмого инфаркта. Практически он был исповедник, потому что принимал на себя многие удары, которые наносились по Церкви все время.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205801...

" Когда Ющенко стал президентом, с УПЦ решили не воевать, а разложить изнутри. Нашли группу людей – Кирилла Говоруна (в то время начальник отдела внешних церковных связей УПЦ, которого затем забрали в Москву. – " МН " ), Драбинко, который мутил воду, пытаясь внести изменения в устав УПЦ и сделать церковь независимой от Москвы. Они хотели объединиться с УПЦ КП (неканоническая церковь , отколовшаяся от УПЦ, глава которой, Филарет, называет себя " патриархом украинским " . – " МН " ) и создать самостоятельную церковь " , – рассказал " МН " один из " промосковских " церковников. В окружении Владимира наличие " автокефалистских " намерений отрицают. " Все понимали, что митрополит слабеет, поэтому в епископате началась банальная борьба за власть. А чтобы привлечь в сочувствующие побольше народу, ей придали " геополитическое значение " . Дескать, решается судьба церкви : либо оставаться с Москвой, либо бежать прочь от нее " , – рассказал нам источник в УПЦ (которого причисляют к т.н. группе автокефалистов). Сам Драбинко обтекаемо комментирует события пятилетней давности. " Разделение искусственно создано теми, кто чаще всего об этом говорит. Меня нынешний статус УПЦ устраивает " , – сказал он " МН " . Эксперты полагают, что правда посередине. " Возможно, здесь присутствовала и идеологическая борьба, и борьба за власть. Хотя из явных " автокефалистов " в УПЦ только митрополит Черкасский Софроний. Остальные, причисленные к ним, придерживаются той же позиции, что и Владимир. Он не отвергает автокефалию в принципе. Но понимает, что в обозримом будущем она невозможна, поскольку привела бы к расколу церкви " , – говорит религиевед Михаил Белецкий. Впрочем, два идеологических лагеря в церкви все же существует, уверены наши источники в УПЦ. В одном из них – условно " промосковском " (во главе с Агафангелом) – считают, что есть только единая Русская православная церковь , и автокефалия в одной из ее частей исключена. Во втором – условно " автономистском " (митрополит Владимир, Драбинко) – подчеркивают, что УПЦ именно украинская церковь , хотя и в каноническом единстве с Московским патриархатом. А автокефалия в принципе возможна, но не сейчас (для этого надо, чтобы ее поддержали все иерархи УПЦ, а среди них единства нет, и благословила РПЦ, чего также в обозримом будущем не предвидится). По сути, это " партия " сохранения статус-кво с готовностью в любой подходящий момент поднять вопрос об автокефалии.

http://religare.ru/2_95089.html

Профессор: Если вы говорите приятелю «привет», то это звучит как χαρε ( Лк. 1:28 ). Именно это слово использовали солдаты, насмехавшиеся над Иисусом ( Ин. 19:3 ). Подведение итогов 1. Туман. Вы входите в туман. Вы прочитали эту главу и, возможно, начинаете что-то понимать, но всё кажется таким туманным. Это нормально. Если туман вас смущает, вернитесь на пару глав назад, и там вам всё будет ясно. Если вы продолжите заниматься, через пару глав и эта глава для вас прояснится. 2. В греческом языке окончание показывает функцию существительного. Различные окончания используются для выражения падежа (именительный, винительный), рода (мужской, женский, средний) и числа (единственное, множественное). 3. Основа слова – это то, что получается, если от слова отнять падежное окончание. Она несёт непосредственное значение слова. 4. Подлежащее предложения стоит в именительном падеже, а прямое дополнение – в винительном. 5. Запомните парадигмы падежных окончаний и артикля. 6. Артикль согласуется с определяемым словом по роду, числу и падежу. 7. Сначала выучите окончания. Затем заучите полную парадигму, которая включает в себя артикль, основу и падежные окончания. 2 муж.р. жен.р. сред.р. им.п. ед.ч. вин.п. ед.ч. им.п. мн.ч. вин.п. мн.ч. муж.р. жен.р. сред.р. им.п. ед.ч. λγος γραφ τ ργον вин.п. ед.ч. τν λγον τν γραφν τν ραν τ ργον им.п. мн.ч. ο λγοι α γραφα α ραι τ ργα вин.п. мн.ч. τος λγους τς γραφς τς ρας τ ργα 8. Первые три правила для существительных: 1 . Основы, оканчивающиеся на альфу или эту, принадлежат к первому склонению, на омикрон – ко второму, на согласную – к третьему. 2 . У всех слов среднего рода форма именительного и винительного падежей совпадает. 3 . Почти все слова среднего рода оканчиваются на альфу в именительном и винительном падежах множественного числа. 9. Разделяйте переводимое предложение на части: подлежащее, сказуемое, дополнение. Оставляйте артикль вместе с тем словом, которое он определяет. Лексический минимум Существительные приводятся с артиклем (например, «γπη, »). Запоминайте артикль вместе со словом, чтобы вы могли вспомнить его род. Основа слова помечается звездочкой (например, Формы с чёрточкой, следующие за словом (например, «-ης» с γπη и «-η, -о» с λλος), будут объяснены в следующей главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Егда же бысть день, обычай же б многолтный старцу на всякъ день молбены пти, или праздникъ или простъ день, – иногда дващи, множицею и три случашеся, – братия же начаша пти въ собор, мн же повел у себе проговорити канон 401 Иисусовъ, таже Пречистой похвалный. Егда же изглаголахъ, тогда мало умлъчах, таже с тихостию въставъ, начах себ часы глаголати. 402 Старець же, въставъ, сдше. Аз же въпросихъ: «Что ради въставъ сдиши? Еда вонъ хощеши изыти?» Ему же рекшу: «Сего ради сжю, – ты часы глаголеши, а мн лежать?» Мн же удивльшуся великому трезвнию блаженаго. Помал же начать понуждати на божественую службу. Аз же възвстих служителю церковному. Старець же начат облачитися в ризы своя, нам же спомогающим ему. Старцу же пришедшу въ церковь , стоящю же ему на обычном мст. Егда же свершися божественая служба, старцу по обычаю вземшу святыа доры, излзе изъ церкве. Егда же бысть в клии, аз же уготовах ему малы потребы, еда како вкусити восхощет. Отнелиже разболся, ничтоже вкуси, разв воды мало медом услажены, едва познаватися сыт, меду же кислего или квасу никакоже вкуси. Мн же понужающу вкусити немощи ради, старець же рече ми: «Не токмо не полезно есть, но и пагубно пианому умрети». Мартирию же диакону сущу, тогда по старцеву благословению имущу службу на трапез представляти мед и пиво братьям. Тогда ему пришедшу благословитися у старца, что повелить братии взяти на трапезу пити, старець же повел ему мед лучший всегда взимати на трапезу, рекъ сице: «Братиа да пьють, после мене миряне то попиють». Аз же рх ему: «Днесь и сам вкуси, понеже субота есть, еще же Пятдесятница». 403 Старець же ми рече: «И азъ вм, что субота и 50-ница, но писано въ правилехъ: “Аще и велика нужа будет, ино три дни попоститися болящему причащения ради святых тайнъ”. Мене же видиши немощна суща. Аще Господь сподобит и пречистая Богомати, заутра хощю причаститися святым тайнам». Мы же почюдихомся великому его опасению: преже помышляхом, якоже напреди рекох, еда како в забвение приде о сих старец, а онъ отнелиже разболся, от того часа посту прилежаше, а нам ничтоже о сих яви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да в прошлом же, государь, во 182 (1674)-м году какъ приезжал по твоему, великого государя, указу стряпчей Кузьма Лопухин о запасех, по чему с коево монастыря запасовь хлбных, и всякихъ имать, и огородныхъ – капусты, ретки, свеклы, луку, чесноку, огурцов. Да он же, Козьма, говорил: «Чают, де, теб огородными запасы мошно и здсь снятца». И я, ево послушая, тх запасов не велл ему на монастыри писать, и тружался, з братьею: сами копали огород и овощи садили, сами же и строили. А в нынешнем, государь, во 183 (1675)-м году я, богомолець твой, занемощевал, и огорода копать, и овощей садить, и строить не могъ, и наимовал три человка, а давал рубля по четыре на лто и по три, а платить тм наймитом нчемъ, што было твоего, великого государя, жалованья двсти рублевъ прислано, и т денги монастырскимъ, ферапонтовским, крестьянем отданы платить твои, государевы, недоплатные денги за прошлые годы. А мн, богомольцу твоему, без огородныхъ овощей здсь быть нельз, умереть бес того голодною смертию, потому што купить здсь негд, от городов удалло мсто пустое. А в Ферапонтовъ, государь, монастырь капусты мало водят, а луку, чесноку, огурцов, ретьки, свеклы, моркови и не водят, потому што мало ростет от холодов, а луку и чесноку по твоему, великого государя, указу несть из монастырей, и то лише зимою держать, а лтом привозить из монастырей и держать долгое время нельз, скоро портитца. Вели, государь, из монастырей для огородного копания и строения давать человка по три или по четыре на лто, чтоб мн, богомольцу твоему, со всякие нужды голодною смертию не умереть. А ис Кирилова, государь, монастыря хотя бы и давали мн запасы нын, и мн принимать от нихъ нельз, потому што у нихъ по вотчинам конской падеж был, и от того конского падежу много и людей язвою мерло, и служки их к Москв и с Москвы по тм ихъ замерлымъ селом гоняют почасту, и про то бы теб, великому государю, было вдомо. Да и Ферапонтова монастыря в вотчину, в деревне Емишове, на люди и на лошади объявъ был же, лошади//(л. 222) и люди мерли язвою, три человка язвою умерли. И с того числа августа по пятое число деревня Емишово обсчена, и караулъ поставлен крпкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010