Благословиться (благословляться) — Получить благословение. Блаженны (мн.) — Молитвы, состоящие из евангельских стихов, содержащих «Заповеди блаженства» и читаемые во время литургии в воскресные и некоторые праздничные дни. Блаженства (мн.) блаженство (ед.) (ср.) — Сформулированные в заповедях блаженств высшие радости, обещанные Иисусом Христом в Нагорной проповеди как награда за соблюдение нравственных предписаний. Богородичны (мн.) — Церковные песнопения в честь Богородицы, входящие в состав всех служб. Богослужебные книги — Церковная литература, содержащая правила и порядок богослужения и соответствующие тексты. Богослужебный круг — Повторяющаяся последовательность богослужений. Богослужение (ср.) — Совокупность культовых обрядов, воспринимаемых как непосредственное общение с Богом; церковная служба. Богоявление, (ср.) — Другое название праздника Крещения Господня. Богоявленская вода — см.Агиасма Братия (ж.) — Собир. Монахи одного монастыря. А Б В Г Д Е ЖЗ И К Л М Н О П Р С Т УФ ХЦ ХЦ В начало Великая вечерня — Вечерня, совершаемая в составе всенощного бдения в воскресные и праздничные дни. Великая ектения — Ектения наиболее полная, содержащая множество прошений. Великая панагия — Икона Божией Матери: Ее изображение в рост с воздетыми руками и Богомладенцем в центре на груди (как на иконе Знамение). Великое славословие — Богослужебное молитвословие, прославляющее Святую Троицу и завершающееся трисвятым. Венцы (мн.) венец (ед.)(м.) — Короны, которые держат над головами жениха и невесты при венчании. После третьей молитвы священника наступает центральное место в бракосочетании — венчание. Священник берет венцы и благословляет ими жениха и невесту. Венчание (ср.) — Богослужение, во время которого совершается таинство брака; церковный обряд бракосочетания. Венчать — Совершить обряд венчания. Венчаться — Вступать в церковный брак; проходить обряд венчания. Венчик (м.) — Бумажная (реже атласная) лента с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Богослова, надеваемая на лоб умершего при погребении.

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

– Основы, оканчивающиеся на альфу или эту, принадлежат к первому склонению, на омикрон – ко второму. – Подлежащее стоит в именительном падеже и имеет окончание именительного падежа. – Прямое дополнение стоит в винительном падеже и имеет окончание винительного падежа. – Порядок слов не влияет на функции слов в предложении. – Лексическая форма существительного – именительный падеж единственного числа. Профессор: Хотя порядок слов не влияет на роль слов в предложении, в некоторых случаях он помогает понять замысел автора. Например, Еф. 2:8 начинается со слов: «Ибо благодатью вы спасены через веру». Более всего Павел стремился подчеркнуть, что спасение даётся только по Божьей благодати, и потому он поместил слово «благодать» на первое место. Перевод должен сохранять, насколько это возможно в русском языке, такие авторские акценты. Падежные окончания 6.12. Форма. Приведённая ниже таблица называется «парадигма». Это парадигма падежных окончаний именительного и винительного падежей первого и второго склонения 45 . Прочерк (-) означает, что никакого падежного окончания нет, и используется просто основа слова. Подчёркивание (α) означает, что падежное окончание соединено с гласной основы 46 . Все приведённые окончания необходимо хорошо выучить 2 муж.р. жен.р. сред.р. им.п. ед.ч. вин.п. ед.ч. им.п. мн.ч. вин.п. мн.ч. Если добавить последнюю букву основы, получится следующее: 2 муж.р. жен.р. сред.р. им.п. ед.ч. вин.п. ед.ч. им.п. мн.ч. вин.п. мн.ч. Как видите, нам пришлось учесть две разные гласные в основе женского рода. Структура парадигм – В начале приводятся формы единственного числа, затем – множественного. – Порядок слева направо: мужской, женский, средний. – Обозначение «2–1–2» означает, что мужской род следует второму склонению, женский – первому, средний – второму. Важные замечания – Зазубрите эти окончания! Без них вы не сможете перевести ничего. – Запомните окончания сами по себе, а не только то, как они выглядят, присоединённые к слову. Без этого вы не сможете опознать окончания других существительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

еп. Мефодий Кампанский Паломничество на Святую Землю. Беседа с паломниками накануне отъезда Завтра, если Господу будет угодно, мы вылетим на Св. Землю и завтра же будем на ней. Что это за земля, которая называется Святой? Это земля свв. Авраама, Исаака, Иакова. Земля царя Давида, земля свв. пророков Илии, Елисея, Иеремии и мн. др. Земля св. пророка и крестителя Иоанна. Это – земля Обетованная, у порога которой умер Моисей на горе Нево и в которую ввел избранный народ Иисус Навин. Эта земля была центром большинства ветхозаветных событий и на этой земле прошли все Евангельские события. Она – как бы „открытое Евангелие”. На Св. Земле родилась и возросла Пречистая Дева. Здесь были Ее Введение во храм и Благовещение. Здесь совершились события – Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения-Богоявления, Преображения, Входа Господня в Иерусалим; здесь были Тайная вечеря, Страсти Христовы от Гефсимании до Голгофы, Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа. По Св. Земле ступали пречистые ноги Христовы, здесь слышался глас Его проповеди. Здесь Господь Иисус Христос творил чудеса – исцеления, воскрешение мертвых, хождение по водам, укрощение бури, насыщение голодных и мн. др. На Св. Земле протекла вся земная жизнь Божией Матери и здесь было Ее Преславное Успение. Здесь на Св. Земле началась проповедь свв. апостолов и отсюда она распространилась по всей вселенной. Здесь была пролита кровь первых мучеников за Христа – свв. младенцев, св. архидиак. Стефана и мн. др. На Св. Земле просияли святостью многие святые. Иерусалим – св. град, и Иерусалимская Церковь – Мать всех христианских Церквей. На Св. Землю для поклонения св. местам, молитвы на них, для обновления сил духовных стремились верующие во все времена и от всех народов – знатные и простые, богатые и бедные, ученые и безграмотные, святые и грешники. Много потрудилась на Св. Земле св. равноап. царица Елена. Отсюда пошла на проповедь св. равноап. Нина. Сюда ездил поклонником свят. Николай Чудотворец. Здесь на Голгофе преп. Ксенофонт и Мария чудесно встретили своих сыновей Аркадия и Иоанна. Здесь подвизались преп. отцы Харитон, Евфимий Вел., Феодосий Вел., Савва Освященный, Иоанн Дамаскин и мн. др. Сюда из Александрии прибыла многогрешная Мария и здесь из великой грешницы она стала великой святой – преподобной Марией Египетской: пример покаяния и свидетельство, что нет греха человеческого, который превышал бы милосердие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

Хрисанф в Большом Теоретиконе (ок. 1814, окончательный вариант изд. в 1832) сообщил, что П. В. вместе с протопсалтом Иаковом Пелопоннесским в 1791 г. преподавал певч. искусство в Патриаршей школе К-поля, поскольку только они могли правильно научить старой певч. традиции, причем «всех учеников старым матимам учили Иаков и Петр, а новым - только Петр». П. В. выполнил множество муз. «экзегезисов» старых песнопений в аналитической нотации Петра Пелопоннесского, а также в собственном варианте нотации, еще более детализированном. По сообщению Хрисанфа, в 1816 г. все книги, «экзегезисы» и записи П. В. были выкуплены в Яссах руководителями к-польской Патриаршей школы. Характерным примером роли «экзегезисов» П. В. в греч. певч. традиции может служить составленный им сборник калофонических ирмосов, к-рый в 1817 г. был изложен в нотации Нового метода протопсалтом Григорием, позже дополнительно исправлен Хурмузием и в 1835 г. издан Феодором Папапарасху Фокейским . «Экзегезисы» П. В. послужили основой для Нового метода. Во мн. «экзегезисах» старые тесисы, записанные кратким способом, были «истолкованы» аналитическим способом; были записаны нек-рые самые изощренные мелодические фигуры; четко обозначено различие мягкого и жесткого хроматических родов и т. д. Эта работа П. В. во мн. случаях почти полностью совпадает с аналитически записанным мелосом Трех учителей. Относительно более полного определения длительностей, к-рое требуется в почти полностью аналитических «экзегезисах» П. В., в рукописной версии Большого Теоретикона сохранилось наблюдение его ученика, Хрисанфа, о методе П. В.: «...и его «экзегезис» был бы совершенным, если бы вместе с точностью повышения и понижения мелодии, которой он достиг, он мог также измерять длительности, как у певцов». Очевидно, П. В. выполнил гораздо больше «экзегезисов», чем их известно в наст. время, т. к., согласно сообщению Никифора Кантуниариса Хиосского, «он преуспел в «экзегезисах», как никто другой» (Ath. Vatop. 1427, 1810 г.; Ath. Xeropot. 318, 1805-1815 гг.). Ученик протопсалта Григория Антоний Кипрский, переписавший в 1818 г. (Ath. Pantel. 934) первые «экзегезисы» своего учителя, используя Новый метод, утверждал (возможно, преувеличивая), что все они основаны на «экзегезисах» П. В. Но детальное изучение этого кодекса показывает, что многие из содержащихся в нем песнопений не идентифицированы в др. рукописях как «экзегезисы» П. В., что, вероятно, можно объяснить утратой мн. источников.

http://pravenc.ru/text/2580376.html

В «отписке» царю, составленной по дороге на Соловки, Никон рассказал о своей встрече со стольником Романом Неплюевым, который по государеву указу занимался поисками на Севере месторождений серебра: «...посланъ на Новую землю для сыску серебреные руды» 5, л. 6об.). Поиски месторождений серебряной руды особенно были актуальными для России в середине XVII в., переживавшей сложную финансовую ситуацию (содержание армии, расцвет фальшивомонетничества, обесценивание медных денег, рост цен на продовольствие), определённый выход из которой виделся властям в открытии собственных источников руды 981 . Патриарх Никон предложил Алексею Михайловичу свою помощь. Он рассказал о горе Золотухе, находящейся в Каргопольском уезде, где при великом князе Фёдоре Иоанновиче было открыто месторождение драгоценных металлов и производилась добыча руды. Однако, как продолжал митрополит, сошные люди, работавшие на заводе, были обложены большими налогами и били челом царю. По царскому указу на месторождение был прислан некий дворянин, по инициативе которого разработка руды вскоре прекратилась, заводы стали, людей распустили: «И дворянинъ, де, государь, взявъ у нихъ т поминки, к Золотой гор здиль и, досмотря, того золотаго дла нмецъ, которые золото длали, свлъ и деловцовъ распустилъ. И, прихавь, д, государь, къ Москв, крестное целованье преступилъ и сказалъ, что в той золотой руд впредь прибыли не будтъ. И с техъ, де, государь, мстъ то золотую руду по скаске тово дворянина длать престали. Да и потому, д, государь, то золотое дло в забвнии стало» 5, л. 7). По-видимому, предложение патриарха Никона возобновить горнорудные разработки так и осталось без внимания царя, поскольку в Москве до середины 1660-х годов не было квалифицированных мастеров-рудознатцев, которые могли бы дать заключение по найденным породам, а тем более освидетельствовать месторождение. Именно по этой причине прекращались работы на севере Поморья даже в тех случаях, когда месторождения были известны и взяты первые пробы 982 . Однако активность Никона, его желание внести свой вклад в разрешение сложной финансово-экономической ситуации, переживаемой российским государством, поражают: «А какъ, государь, мн, богомольцу твоему, хать будть нын с мощми святаго чудотворца Филиппа митрополита с Соловковъ рекою Онгою, а приехавъ на усть Онежское под порога, покамста изъ судовъ перекладыватца, и порогъ поднимаючи, будть дни с три и съ четыре мешкать. А та Золотая, государь, гора, ис которой длано бывало золото, будтъ отъ устья реки Онги верстъ за шестьдесятъ. Мн, государь, богомольцу твоему, до то Золотые горы, гд преж сего длано золото, будтъ ты, государь, на то изволишь послати, и то горы и заводу старыхъ, гд было копана золотая руда, напередъ досмотрети, послать для подлинново вдома можно и чмъ золотая руда отъвдать мастера сурмы и виннова камени, и селитры, и что къ тому золотому длу годно. Вли, государь, ко мн, богомольцу своему, свой, государевъ указъ учинити» 5, л. 7об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

А июля въ 3–й день я, богомолец твой, ждал от тебя, государя, не дозжая до Троицкого монастыря, за семь верстъ, чая твоего, государева, указу. И июля въ 4–й день до 3-го часа дни на том же стану дожидался, и твоего, государева, указу никакова ко мн, богомольцу твоему, не бывало же. И я, богомолец твой, дошед в твое, государево, богомолье, в Троицкой монастырь, в храме Жи//(л. 2) воначальные Троицы и преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радонежскаго, чюдотворца, о вашем, государеве, многолтном здравии соборне молебен пл, и божественную Литоргию служил, и после обда по прежней твоей, государеве, грамоте, какова прислана ко мн, богомольцу твоему, с сотникомъ с стрелецким, что велено хати к теб, государю, к Москве, со всяким спхом. И я, богомолецъ твой, по тому твоему, государеву, указу с мощми святаго священномученика и исповдника Филиппа митрополита из Троицкого монастыря к теб, государю, к Москве, похал. И, отъхав отъ Троицкого монастыря шесть верстъ, и встртил твой, стольникъ Алексй А сказал: велено мн, твоему, государеву, богомольцу, с мощми святаго священномученика и исповдника Филиппа митрополита твоего, государева, указу дожидатьца в Троицком монастыр. И я, богомолец твой, твоего, государева, указу дожидаюсь в твоемъ, государеве, сел Вздвиженскомъ. Примечания Л. 2 ...государевь, стольникь Алексй Богданович. – Боярин Алексей Богданович Мусин, государев спальник. 8 . Челобитная новгородского митрополита Никона царю Алексею Михайловичу, царице Марии Ильиничне и царевнам (июнь) Текст изд. по ркп. РНБ, ОСРК, F. I.337, л. 25об.–26об.: Лобачёв 2003, 357–359 (датир. между 11 и 20 июня 1652 г.); Севастьянова 2004, 327–329. Документ датирован по упоминанию в нём о посланиях царя Алексея Михайловича к митрополиту Никону, составленных 25–27 мая 1652 г., в которых сообщалось о кончине патриарха Иосифа, погребении новгородского митрополита Аффония – ДАИ 4, 75–87 57) (л. 19) Божия смотрения строителю, и святыхъ его заповдей непреложному хранителю, и всхъ добрыхъ всяколюбителю великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичу всеа России, не точию сему, но идже благоврия во Христа концы достигаютъ, по того благоволнию самодержца, и благоврной христолюбивой государыне цариц и великой княгин Марии Ильинишн, и благоврнымъ государынямъ царевнам! Богомолцъ вашъ, смиренный Никонъ митрополить. Бога молю, о еже умножити лтъ живота вашего и избавити отъ всякия скорби, гнева и нужды, от всякия 1563 болзни душевныя и телсныя, и простити вамъ всяко согрешение вольное и невольное, и даровалъ бы вамъ Господь на нь желание ваше доброе благоволить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1601 г.; 2-е изд. 1609 г.) под редакцией Леона Мамонича, «Апология Флорентийского собора» (1604), «Тезисы (ΘΕΣΕΣ)» Иосифа Вельямина Рутского (после 8 янв. 1608), «Гармония, альбо Согласие веры, сакраменътов и церемоней святое Восточное Церъкви с костелом Рымъским» (ок. 1608). Униатский характер имеют Часослов (1617) и Служебник (1617), изданные под редакцией Льва Сапеги. Леон Мамонич напечатал богослужебные книги: Триодь цветная (1609) и Триодь постная (1609?) - точные копии московских изданий Андроника Невежи (24 нояб. 1591 и 8 нояб. 1589). Впосл. книг, предназначенных для реализации в России, типография М. не выпускала, поскольку началась регулярная работа на московском Печатном дворе . Последним изданием кириллического шрифта, напечатанным у М., была «Грамматика, албо Сложение письмени, хотящим ся учити славеньского языка малолетним отрочатом» (1621) - извлечение из «Грамматики» Мелетия (Смотрицкого) (Евье, 1619) с текстами для чтения из богослужебных книг. Леон Мамонич выпустил неск. изданий религиозно-полемического и офиц. содержания на польск. языке, в их числе - 2 издания «Статута...» (1614, 1619) и 3 издания «Трибунала...» (1616, 1619, 1623), а также значительное количество похвальных речей, надгробных и поздравительных слов для частных лиц. После завершения деятельности «Друкарни дому Мамоничов» в 1624-1625 гг. типографское имущество было распродано и перешло в собственность виленских братских типографий, в т. ч. правосл. Свято-Духовской и униатской Свято-Троицкой. Лит.: Документ касательно древней виленской Русской типографии Луки Мамонича, по претензии к оной Петра Мстиславцева/Ред.: И. Спрогис//Литовские ЕВ. Неофиц. ч. 1883. 41. С. 366-368; Лаппо И. И. К истории рус. старопечати: Виленская типография Мамоничей//Сб. Рус. ин-та в Праге. Прага, 1929. Т. 1. С. 161-182; Iljaszewicz T. Drukarnia domu Mamoniczów w Wilnie (1575-1622). Wilno, 1938. S. 24-56; Зёрнова А. С. Типография Мамоничей в Вильне (XVI-XVII вв.)//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1959. Сб. 1. С. 167-223; Npaшkobiч М. I. Kyльmypha-acbemhiцkaя роля дpykaphi год беларускага khiraдpykabahhя. Мн., 1968. С. 155-169; Лабынцев Ю. А. Виленские издания Петра Мстиславца в собр. ГБЛ//Иван Фёдоров и восточнослав. книгопечатание. Мн., 1984. С. 170-179; он же. Пачатае Скарынам: Беларуская друкаваная лimapamypa эnoxi Рэнесансу. Мн., 1990; Покровский Н., Зольникова Н. Хранители веры и книжности: Судьба правосл. книг: от Речи Посполитой до Нижнего Енисея//Родина. 2000. 5. С. 150-152; Гусева А. А. Издания кирилловского шрифта 2-й пол. XVI в.: Свод. кат. М., 2003. 2 кн. (по указ.). Е. А. Кузьминова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561792.html

2544 «Лавс.», 10. 26. 30. 31. 34. 44. 45. 95. 120; 128. 201; Иоанн Мосх. Соч. цит. Стр. 231 сл.; Иоанн Кассиан. Твор. цит. Стр. 65. 2552 «Дост. ск.», 191 ср. Каз. 4, 39. (Rosic. L. III, р. 496), «Дост. ск.», 45. 166 ср. Каз. 4, 39. 2587 Арб. 387–378. Ср. «Лавс.», 117–188. Интересующимся вопросом о труде инока рекомендуем прочитать сочинение Besse. Les Moines d’Orient anterieurs au concile de Chalcedoine (451). Paris 1900. В частности, весьма любопытна XV глава, имеющая заглавие: «Le travail». Вот более частное содержание: La prière et le travail. – Obligation du truvail. – Exces dans le travail. – L’obeissanse et le travail. – Travaux agricoles a Tabenne, en Egypte, en Syrie et en Cappadoce. – Industries. – Comerce. – Moissons. – Ressurces. p. 354–378. Cf. Marin. Les moines de Constaninople depuis la fondation de la ville jusqu’a la mort de Protius (330–898). Paris 1897, и мн. др. 2588 Ruf. Hist. monach. c. 18. «Дост. сказ.», 143; Lacs. c. 76. Из артаба выпекалось 30 больших хлебов. Ср. Каз. 4, 39. 2594 «Четьи-Минеи» в русск. перев. М., 1902. Мес. сент. Стр. 526–527 и др. Ср. Архим. Никон. «Житие Преп. Сергия Радонежского Чудотворца». Е. Голубинского и др. 2606 См. росписи о выдаче зажилого 490 и 724 отд. Б. также расходн. книги Солотч. мон. Ср. П. Доброклонский. «Солотчинский монастырь, его слуги и крестьяне в 17 в.», стр. 11 и мн. др. 2607 Ср. дела Синода о винокурении в монастырях 1750 г. 30 и 83 А. Завьялов. «Вопрос о церковных имениях при Императрице Екатерине II-й». СПБ., 1900 г., стр. 72. 2614 Л. И. «Соловки. Из дневника паломника». М., 1900 г., стр. 41; ср. «Солов. патер.». «Соловки и Валаам. Из дневника студентов-паломников». 1901 г. М.; Немирович-Данченко. «Крестьянское царство» и мн. др. 2616 «Церковные Ведомости». 1902 г. Дек. мес., 1 числ. Ср. Поселянин. «Подвижники 19 века», стр. 266 и др. 2620 Правда, это выражение у о. Михаила не свое, а взятое у г. Рцы (псевдоним г. Романова). Но и последнему такой тон в суждениях о браке никаким образом не может быть поставлен в похвалу. Зачем же было переводить подобные выражения на страницы духовного журнала? Да еще – кому? Иноку... Правда, о. Михаил называет это выражение «циническим». Но зачем же повторять цинические выражения?...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

императоры. По мере того как угасало политическое могущество Византийской империи, возрастало значение Афона как своего рода «островка стабильности» в рушившемся мире, как сердца и средоточия византийского христианства. В XIV в., в целом неспокойном для византийского М., афониты сыграли большую роль в т. н. исихастских спорах, т. к. Св. Гора (особенно окрестности Великой Лавры) была излюбленным местом подвигов безмолвников (исихастов), и нападки на метод исихастской молитвы, исходившие от Варлаама Калабрийского , встретили противодействие мн. насельников Афона, особенно тех из них, что обитали в уединенных скитах и кельях. Наиболее выдающимися афонскими исихастами XIII-XV вв. были прп. Никифор Уединенник , прп. Максим Кавсокаливит , свт. Григорий Палама , прп. Макарий Макрис и др. С Афоном был также тесно связан прп. Григорий Синаит , самый известный подвижник-исихаст этого периода, оказавший сильное влияние на слав. аскетическую традицию. В Житиях мн. афонских святых XIV в. встречаются важные данные о монашеской жизни на Св. Горе. На основании этих свидетельств можно заключить, что в этот период на Афоне широко распространяется скитский образ жизни. В XIV в. в Фессалии возник еще один монашеский центр , Метеорские монастыри, однако расцвет этого необычного монашеского поселения, расположенного на труднодоступных скалах, пришелся на XV-XVI вв. Мн. мон-ри Византийской империи были основаны императорами или высшими сановниками и получали их помощь и покровительство. Нередко ктиторы преследовали при этом цель обеспечить себе или своим близким спокойное прибежище в старости. Среди ктиторов были представители различных слоев визант. общества, различно было и их этническое происхождение. Ктиторы обычно стремились оградить монастырь от вмешательства извне, и прежде всего от произвола сборщиков налогов, а также от отчуждения имущества; при этом подчеркивались права на обитель, принадлежавшие ктитору и его потомкам. Учитывая, что мон-ри в Византии нередко отличались эффективным ведением хозяйства, подобного рода покровительство могло приносить ктиторам ощутимую прибыль.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Церкви 7 таинствам, однако все они перечисляются и признаются допустимыми без точного определения их статуса. Крещение предлагается совершать, «используя все принятые в древней Церкви обряды», в т. ч. экзорцизмы; Конфирмация должна совершаться в юношеском возрасте и предполагает произнесение исповедания веры, молитву, возложение рук и др. обряды; покаяние интерпретируется как частная исповедь перед священником и получение от него свидетельства об отпущении грехов, а также объявляется необходимым условием для участия в Евхаристии; Елеосвящение , ранее упраздненное в лютеранстве, допускается совершать как молитву над больными; практика рукоположения церковных служителей епископом (т. е. таинство Свящества) признается законной; кратко упоминается также брак, который «должен сохраняться по божественному установлению» (см.: Ibid. Col. 217-219). При совершении мессы предписывается использовать традиц. облачения и обряды; предложенный в документе чин мессы почти полностью повторяет католический. Признается допустимым использование церковных изображений и совершение молебных пений, в т. ч. над усопшими. В предлагаемом церковном календаре присутствуют памяти Пресв. Богородицы и мн. святых без особых указаний, каким образом они должны праздноваться; также предписывается воздержание от мяса в традиц. периоды церковных постов (см.: Ibid. Col. 219-221). Т. о., Лейпцигский интерим был выражением готовности максимально сблизиться с католич. Церковью в области обрядов и церковного управления, причем явно допускалось восстановление мн. ранее уже отмененных в лютеранстве обрядов. Основное содержание лютеран. богословия было намеренно изложено в смягченной форме и не полностью; о связанном с обрядами вероучении в подавляющем большинстве случаев умалчивалось. М. был убежден, что в Лейпцигском интериме ему удалось отстоять чистоту вероучения и ограничиться лишь обрядовыми уступками (см., напр.: Melanchthon Ph. BW: Reg. N 5423, 5424, 5481). Однако мн. лютеран. теологи были принципиально не согласны с этой позицией; признав Аугсбургский и Лейпцигский интеримы тождественными по назначению и одинаково пагубными для лютеранства, они открыто выступили как против принятия этих документов, так и против М.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010