1011 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 53. «Любовь Божия состоит в исполнении заповедей» (Письма о. Макария. Т. 1–2. С. 130); «Любовь к Богу не в одной молитве состоит, но в исполнении Его святых заповедей» (Письма о. Макария. Т. 3. С. 471). «Она (любовь) не в том состоит, чтобы наслаждаться утешениями, а в делании заповедей Божиих «любяй Мя, заповеди Моя соблюдает " » (Письма о. Макария. Т. 2. С. 22). 1012 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59. Преп. Амвросий Оптинский писал: «По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть гладкий, тихий и мирный, а по евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 18. С. 30). Оптинский о. Антоний (Путилов) указывает: «Много нужно употребить усилий, трудов, издержек и перенесения разных неприятностей для устройства себе временного покоя! А сколько нужно пролить поту, употребить трудов и терпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси. А мы думаем, лежачи на боку, т. е. мягкой постели и после роскошной жизни да и в Царство Небесное» (Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря. Изд. Оптиной пустыни. М., 1869. С. 7. Далее – «Письма о. Антония»). 1013 РГБ, ф. 213, ед. хр. 93, л. 53. «До дверей Царствия Небесного без труда и неудобств добраться невозможно» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 175. С. 151). 1014 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59. Преп. Амвросий указывал: «Христиане не вдруг достигают совершенства, а пока достигнут оного, беспокоимы бывают тою или иною немощью или страстью» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 176. С. 152). «Жизнь человеческая исполнена скорбей… Скорби попускаются за нерадивую жизнь… недостаток дел наших восполняет Господь невольными скорбями или болезнями и очищает грехи наши» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 171; Т. 4. С. 414, 399). 1015 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 6. «Пребывание с другими нужно нам не для того, чтобы со всеми советоваться и им подражать, а чтобы в сообщении с ними познавать свои немощи и смиряться перед ближними» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 381. C. 101). «Тяжким кажется сожитие с другими для неукрощенного самолюбия, но весьма полезно для обнаружения наших немощей; а то уединенному кажется, что он живет хорошо и исправно, и через то удобно впадает в самомнение и обольщение» (Там же. В. I. П. 329. С. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1045 Там же, л. 19 об. Преп. Амвросий Оптинский , объясняя требования, предъявляемые к истинному монаху, призывал: «Если… не хотим жить по своей воле и разуму, то не должны уклоняться от стези и учения свв. отцов, которые велят нам смиряться, покоряться, отсекать свою волю» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 118. С. 101–102). 1046 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 20. «Воля Божия исполняется в отсечении своей воли» (Письма о. Антония. С. 245). 1047 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 3. «В монастыре первый долг – отвержение себя, своей воли и разума» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 181). 1048 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 84. «Отвержение своей воли и разума составляет крест или скорбь, служащие нам на спасение» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 181). 1050 Там же, л. 101 об. Оптинский старец Макарий тем, кто жил по своей воле, говорил, что наша воля есть медная стена между Богом и нами. (Письма о. Макария. Т. 3. С. 496). Игумен Антоний Оптинский утверждал, что своевольник никогда не находит покоя в своих действиях, потому что «своя воля человека не столько учит, сколько мучит» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 110). 1051 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 28. Оптинский игумен Антоний писал: «Самосмышлению своему не верьте ни в чем» (Письма о. Антония. С. 233). 1052 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 45. Преподобный Амвросий Оптинский учил: «По мысленным внушениям, и то с рассуждением и великим рассмотрением, живут одни только совершенные. А новоначальные и немощные и страстные должны жить под правилом и руководством» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 126. С. 110). 1053 «Без благословения и одобрения духовной матери своей ничего не начинайте, не только рукоделия какого и внешнего упражнения, но самой молитвы, то есть келейного правила, количества поклонов, чтения книг, воздержания, поста, бдения, трудов и проч… И если они не будут рассмотрены, одобрены и благословлены святою матерью Вашею, то и Богу не будут приятны» (Письма о. Антония. С. 233). В письме к новопостриженному монаху о. Антоний Оптинский писал: «Обетов и канонов на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет Вам более пользы, нежели тысячу поклонов своевольных, чему верьте без сомнения» (Письма о. Антония. С. 239).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

О, убоимся... и покажем... изменение в образе жизни на лучшее... каждый член, каждое чувство подчиняя водительству благочестивого ума, нося тело с благоразумием и со страхом Божиим, или, лучше сказать, – не нося, а – вознося, но не – подчиняясь телу, снижаясь до его низменных и отвратительных инстинктов и допуская себе быть одержимым ими, – будучи научены Павлом и зная, что, если по плоти живем, долженствует нам умереть, если же духом умертвим дела тела, будем жить вовеки (свт. Григорий Палама , 26, 103). вещам учит не слово, а труд деловой, и от труда опыт, который приносит полезные плоды, отвращаясь от бесплодных слов людей спорливых и любящих показность (свт. Григорий Палама , 93, 296). Когда, прекратив внешние развлечения, ты укротишь и внутренние помыслы, тогда ум начнет воздвизаться к делам и словам духовным... (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 166). Выступи из всего чувственного и оставь закон плоти, – и закон духовный напишется в сердце твоем (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 177). ...Как спящий и мертвому уподобляется и жив есть, – первое по телу, второе по действу души, так и в духе пребывающий является мертвым для плоти и мира, а мудрованием духа жив бывает (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 177). ...Жизнь по Богу есть некая драгоценная златоиспещренная цепь, в коей одна добродетель тесно сочетавается с другою и все сгармонировываются воедино... (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 313). ...Духовная жизнь и совершенство не состоят в одних тех видимых добродетелях... она не состоит и в другом чем, кроме как в сближении с Богом и в единении с Ним... в связи с чем состоят сердечное исповедание благости и величия Божия и сознания собственной нашей ничтожности и склонности на всякое зло; любовь к Богу и нелюбие к себе самим; подчинение себя не только Богу, но и всем тварям из любви к Богу; отвержение всякой собственной нашей воли и совершенная покорность воле Божией, и при том желание всего этого и совершение от чистого сердца, во славу Божию (см.: 1Кор. 10, 31 ), только для одного благоугождения Богу, только потому, что так хочет Он Сам, и что так надлежит нам любить Его и работать Ему (прп. Никодим Святогорец , 70, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Ничему другому не радуется так Бог, как нашей скорости (в исполнении воли Его), так как лучше скорое послушание с бедностию, нежели медлительность со множеством имений (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 9). ...Для разленившихся к исполнению заповедей и возжелавших изгнать мутное омрачение, нет лучшего и пригоднейшего врача, как нерассуждающее с верою во всем послушание. Оно есть живительное, многосоставное врачевство добродетелей для тех, кои пьют его, и нож, за раз очищающий язвины ран (прп. Григорий Синаит , 93, 203). Источник. Послушание, действуя всецело по заповедям, устрояет лествицу из разных добродетелей, и их, как восхождения, располагает в душе (прп. Григорий Синаит , 93, 209). Источник. Чудо же, воистину непостижимое и неизреченное, сотворил наш человеколюбивый Господь, что одною добродетелию или, лучше, одною заповедию можно немедленно восходить на небеса, как одним преслушанием низошли мы и нисходим в ад (прп. Григорий Синаит , 93, 209). Источник. ...Послушание ради смирения ко всякой добродетели способно (прп. Григорий Синаит , 93, 231–232). ...Охотное послушание есть действие, более обнаруживающее мужества и твердости духа, чем подчинение себе великих царей и повелевание ими... (прп. Никодим Святогорец , 70, 31). Источник. Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 519). Источник. Послушания должно проходить со всею тщательностию, со строгим хранением совести, веруя, что такое прохождение послушаний необходимо для нашего спасения (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 8). Настоящее послушание слушается, не видя оснований и не смотря на свое нехотение. Такому послушанию обетована особая благодать – благодать сохранения от всякого вреда, при исполнении послушания. Когда послушание оказывается ради Господа, тогда Господь берет на свое попечение слушающегося и блюдет его (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 210). Источник. На деле так бывает, что то только послушание и действует плодотворно на образование нрава, которое совершается наперекор своей воле и своим соображениям (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 240).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1003 Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра, 1988. С. 165. 1006 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 48. Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Т. 5. М., 1862. С. 192. Далее – «Письма о. Макария». 1007 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 25 об. Преп. Амвросий Оптинский пишет: «Насильно никого не приведешь ко спасению… Воли человека и сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет» (Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. I. Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. Сергиев Посад, 1908. П. 150. С. 132. Далее – «Письма о. Амвросия к монашествующим»). Оптинский старец иеросхимонах Макарий писал: «Всякому человеку дан разум, свободная воля и ко испытанию их закон» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 333). «[Бог] сотворил человека самовластным и хочет, чтобы он сам избирал правый путь и к Нему стремился. Он же готов ему вспомоществовать и укреплять в этом, но не нудит нехотящего избирать правый путь» (Письма о. Макария. Т. I. С. 196). 1008 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 103 об., 106. Оптинский старец Амвросий указывал на то, что действия благодати и воли человека находятся в тесном взаимодействии: «Дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи… С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т. е. в благом изволении благоугождать Господу: тогда сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего по сказанному: «Без мене не можете творити ничесоже " ». (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 3. С. 3). 1009 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 99. Преп. Амвросий также писал: «Творец видимого и невидимого мира на земле явился странником… и за грехи рода человеческого принес Себя в жертву Богу и Отцу вольными страданиями и крестной смертью » (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 22. С. 30). 1010 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 4. Оптинский иеросхимонах Макарий писал: «Для всех ищущих спасения Господь показал путь – исполнение Его заповедей, во святом Евангелии нам переданных» (Письма о. Макария. Т. I-I. С. 9). «Главная цель наша должна быть – исполнение заповедей Божиих, которыми очищается сердце наше от страстей и исполняется плодов духовных» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 148).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

О природе и иерархии ангельского мира рассказывают в этом сборнике такие признанные авторитеты Церкви, как вселенский святитель Иоанн Златоуст, известный русский подвижник и духовный писатель святитель Игнатий (Брянчанинов), а также замечательный современный православный миссионер, автор и издатель знаменитых «Миссионерских листков» епископ Александр (Милеант). Добротолюбие . Избранное для мирян. Читает Алексей Ковалев . -Мультимедийное издательство «Деоника». Формат: CD-ROM (mp-3). Рекомендует Всеволод Бучирин //Фома. - – февраль 2009. – С.92-93. – (рубрика « Путеводитель. 5 дисков февраля »). Диск включает избранные места из пяти томов «Добротолюбия», переведенного на русский язык святителем Феофаном Затворником. Сборник был составлен в 1929 году архимандритом Ювеналием, настоятелем Казанского Богородничного монастыря в Харбине. 2 страницы в интернете:   Представлены сайты: www.solzhenitsyn.ru – сайт, посвященный Александру Солженицыну : его творчеству, его жизни его значению для российской и мировой истории. Это источник эталонных текстов Солженицына//Фома – февраль 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 2 страницы в интернате »); www.nne.ru/obraz/ - по этой ссылке вещает в интернете Нижегородское радио «Образ» (частота 68,57 УКВ) – информационно-музыкальное вещание для всей семьи: новости, аналитические, публицистические, культурно-просветительские, образовательные, религиозные и детские программы//Фома – февраль 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 2 страницы в интернате »). 2 полезных адреса:   Предлагаются адреса, контактные телефоны, информация о характере и времени работы двух общественных организаций: Клуб православных встреч «Самовар» для подростков и молодежи открыт в культурно-просветительском Центре во имя святителя Иоанна Златоуста, что при храме святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)//Фома. - – февраль 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 2 полезных адреса »); Юридическое товарищество «Советъ», что при храме мученицы Татианы (домовый храм МГУ), оказывает бесплатную юридическую помощь организациям и гражданам, не имеющим достаточных средств//Фома. - – февраль 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 2 полезных адреса »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-70-f...

Вводимым в жизнь добродетельную к исполнению заповедей и избежанию грехов содействует страх мучений вечных (прп. Никита Стифат , 93, 97). ...Сколько положишь ты восхождений преуспеяния в высших добродетелях... столько... , видя тебя восходящим к небесам, скрежещут зубами и старательно простирают многоплетеные сети... (прп. Никита Стифат , 93, 108). ...Дела по заповедям суть тело; добродетели, как установившиеся внутренние расположения, – кости, а благодать – душа живая, возбуждающая на дела по заповедям и содействующая в сем (прп. Григорий Синаит , 93, 184). Мие много лет делали или делают безболезненно, и поскольку не приболезненно поднимали и подъемлют труды, то оказались и оказываются чуждыми чистоты и непричастными Духа Святаго, по причине непонесения лютости болезненных трудов (прп. Григорий Синаит , 93, 236). Если Сын ничего от Себя не творит, но, как научил его Отец, тако творит (ср.: Ин. 5, 19–20 )... то кто помыслить может, что достиг такой высоты добродетели, на коей не имеет нужды в чьем-либо тайноводстве? (прп. Григорий Синаит , 93, 237). ...Те, кои ради славы человеческой добрые дела делают... приносят плод, – но какой? – посрамление, непостоянство помыслов, пленение и смятение помышлений (свт. Григорий Палама , 9.3, 268). Делай же все ради Бога, а какие от того получаются прибыли, то, не жалея, влагай в руки нищих, а не храни без ума для себя, если, действительно, желаешь наследовать вечное Небесное богатство (прп. Максим Грек , 68, 16). Источник. ...Тем же, которые тщаливы и нудят себя без саможаления на всякое доброе дело, Господь умножает Свои благодатные дары здесь, и готовит вечноблаженную жизнь в Царстве Своем Небесном... (прп. Никодим Святогорец , 70, 78). Источник. ...Кто пропускает случай сделать добро, тот не только лишается плода от добра, которое бы сделал, но и Бога оскорбляет. Бог посылает к нему нуждающегося, и он говорит: «Отойди – после». Это хоть он говорит человеку, но то же, что говорит Богу, пославшему его. Бог найдет для него другого благодетеля, но отказавший ему небезответен (прп. Никодим Святогорец , 70, 131–132). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1026 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 85. Старец Макарий писал: «Когда будешь следовать совету других, по Боге пекущихся о тебе, тогда не посмеет враг предлагать тебе свое рассуждение» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 233). 1029 Там же, л. 4. Оптинский игумен Антоний писал: «Необходимо в лице настоятельницы своей видеть лицо Божие, и иметь к ней преданность и доверенность… Один Бог действует во всех духовниках и старицах и какова наша вера к ним, таковы и ответы услышим от них» (Письма о. Антония. С. 263). 1030 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 45. Именно «в вере или доверии скрывается непостижимое Таинство, так что человек самый простой и необразованный больше премудрого может не только вразумить, но и успокоить душу вопрошающего с доверием, а кто без доверия захотел бы искать разрешения в недоумении своем, тот хотя бы вопросил и прозорливого мужа или пророка, ничего или очень мало услышит удовлетворительного» (Письма игумена Антония (Путилова) к разным лицам. Рукопись. РГБ, ф. 214, ОПТ-397, л. 7 об.). 1031 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 27 об. Оптинский старец Антоний писал о недоверии к руководителю: «Если случится Вам искушение против Евангельской Матери своей, то я скажу, что это самое тяжкое искушение, тяжелее которого не может быть ничего. Но в этом вина – Ваше нетерпение и неискусство в обращении» (Письма о. Антония. С. 246–247). 1032 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 123 об. Точно такое же толкование дает на это изречение и Оптинский старец Макарий. «Не со многими советоваться, а с кем должно и обо всем» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 39–40). 1034 Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… С. 153–154. Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 63. С. 67. 1035 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 5. Преп. Амвросий Оптинский писал: «По свидетельству Св. Писания нет выше дарования, чем дарование смирения» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 285. С. 21). Оптинский старец Макарий учил: «Смирение более всех подвигов и добродетелей нужно для спасения». (Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву. Изд. 2-е. Шамордино, 1913. С. 3. Далее «Предостережение»). «Что соль для всякой вещи, то смирение для всякой добродетели необходимо» (Письма о. Антония. С. 247).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

4 радиопередачи января: Цикл Год памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского » в рамках программы «Душеполезные чтения». Радиостанция « Град Петров ». 1323 кГц в Петербурге. Ежедневно в 13.00//Фома. - – январь 2009. – С.92-93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »); Цикл « К 90-летию со дня рождения А. И. Солженицына » в рамках программы «Литературные чтения» и «Лекторий». Радиостанция « Град Петров ». 1323 кГц в Петербурге.  Каждое воскресенье, в 21.40 (повторение в понедельник, в 15.10)/Рекомендует Юлия Осинская , руководитель издательского отдела официальной радиостанции Санкт-Петербургской епархии «Град Петров»//Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »); Бог и человек в мировой литературе. Радиостанция « Град Петров ». 1323 кГц в Петербурге. Каждую пятницу, в 21.40 (повторение в субботу, в 15.30)/Рекомендует Юлия Осинская //Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »); «Фома» – программа для тех, кто хочет верить. Радиостанция « Говорит Москва ». 3-я кнопка радиотрансляционной сети или 92.0 FM в Москве. Каждую среду, после 21.00. Автор и ведущая программы Алла Митрофанова //Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »). Передача «Фома» – это вечерний разговор об актуальном и вечном, о вере и сомнениях, о церковной и нецерковной жизни. Автор и ведущая программы Алла Митрофанова . Каждую первую среду месяца на вопросы слушателей отвечает священник Игорь Фомин . Последняя среда месяца – время главного редактора «Фомы» Владимира Легойды .   5 дисков января:   Представлены диски: «История Древней Руси». Ю. А. Соколов . Вып. 1. - Студия «Град Петров». Формат: CD-ROM (mp-3). Рекомендует Юлия Осинская //Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 5 дисков января »); Первый выпуск издания курса лекций по истории Древней Руси петербургского историка и постоянного автора радио «Град Петров» Юрия Алексеевича Соколова. Охвачен период от древнейших времен до основания Киева. Это не сухое изложение фактов и событий, а красочный рассказ о далеком прошлом.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-69-y...

8 Толычова Т. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе. М., 1912. С. 39–40. 9 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 627. Л. 15; см. также: Мельникова Л.В. Указ. соч. С. 303–305. 10 Державин Г.Р. Гимн лиро-эпический на прогнание французов из Отечества//Державин Г.Р. Сочинения: В 9 т. СПб., 1866. Т. 3. С. 137–164. 11 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 1031. Л. 1–529; Ф. 796. Оп. 93. Д. 634. Л. 94–123; Ф. 797. Оп. 1. Д. 4499. Л. 3; Московское дворянство в 1812 году. М., 1912. С. 391–401; 434–435. 12 Заиконоспасского, Богоявленского, Новоспасского, Данилова, Донского, Златоустова, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Симонова, Крестовоздвиженского, Высокопетровского и Ивановского. 13 Николо-Перервинского, Саввино-Сторожевского и Николаевско-Угрешского. 14 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 635. Л. 128 (об.); Ф. 832. Оп. 1. Д. 19. Л. 1 (об.), 3, 4 (об.), 6–6 (об.), 8, 9 (об.), 10 (об.), 11 (об.), 12 (об.), 13 (об.), 14, 15, 18 (об.). 15 РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 4908. Л. 7 (об.). 16 РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 4908. Л. 1–2. 17 Там же. Л. 8–10; РГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч. 10. Л. 25. 18 Капнист В.В. Видение плачущего над Москвою россиянина, 1812 года октября 28 дня//1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. С. 21–29. 19 Шатров Н.М. Пожар Москвы в 1812 году//1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. С. 32–35. 20 Собрание Высочайших Манифестов, грамот, указов, рескриптов, приказов войскам и разных извещений, последовавших в течение 1812, 1813, 1814, 1815 и 1816 годов. СПб., 1816. С. 50–57. 21 РГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч. 10. Л. 18–19. 22 Василий Григорьевич Рагузин, причетник-герой 1812 года//Душеполезное чтение. 1868. 8. С. 100. 23 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 635. Л. 131. Любовь Мельникова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН   Читайте также: Спасо-Бородинский монастырь — память о войне 1812 года Музейный гид 1812 - 2012: юбилейные экспозиции и выставки, которые нельзя пропустит Молитва на Бородинском поле Смоленская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

http://e-vestnik.ru/history/moskovskaya_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010