H.I. Marrou. Op. cit., рр. 259-262; P. Courcelle. Op. cit., pp. 131-133, 139-145. 95 P. Courcelle. Op. cit., pp. 145-153. 96 Ер. 46. G. Bardy. Op. cit., рр. 218-219. 97 Chron II, 40, 1-3; G.K. van Andel. Op. cit., р. 93. Относительно Юлия Африкана см.: G.K. van Andel. Ibid., рр. 26-28; S. Prete. Op. cit., рр. 48-49. 98 Подробнее об этом см.: S. Prete. Op. cit., рр. 49-50; G.K. van Andel. Op. cit., р. 36. Но, скорее всего, Сульпиций воспользовался в этом случае Помпеем Трогом. 99 H.I. Marrou. Op. cit., рр. 314-329; V. M. 25, 4-7. 100  P. Hylte n. Op. cit., pp. 31-34, 53-57. 101 Речь пойдет о тех авторах, которых не упоминает в своем индексе Хальм (CSEL 1, p. 258). 102  Ср.: G.K. van Andel. Op. cit., р. 36-39. Но в то время, как ван Андель убеждает нас в том, что Сульпиций воспользовался эпитомой Юстина (а также произведениями Плутарха и Страбона), доказательства, приводимые им, ясно указывает на прямое использование Сульпицием произведения именно Трога, а не Юстина: фрагмент " Хроники " (II, 9, 5) ближе к фрагменту Трога (30а), чем Юстина (1, 9, 1); фрагмент " Хроники " (II, 23, 9) ближе к Трогу (пролог 34), чем к Юстину 34, 3, 6. Кроме того, Сульпиций мог узнать о египетской кампании Оха и его наследника Арсы (Chron II, 14, 4 и 16, 8) только из Трога (пролог, 10), поскольку у Юстина об этом ничего не говорится. Возможно, что подобным же образом дело обстоит и с другими деталями, упомянутыми Сульпицием, но отсутствующими у Юстина, как об этом говорит ван Андель (G.K. van Andel. Op. cit., р. 37). 103 Ср.: Valerius 1, 6, 1 и Sulpicius D II, 2, 1; Valerius 1, 7, 7 и Sulpicius D III, 4. 104 Например, ср. описание триумфа: Valerius 2, 10, 3 и Sulpicius. ер. 3, 21, а также Valerius 2, 10, 6 и Sulpicius. V. M. 15. 105 Например, ср.: Valerius 3, 2, intr.: " Nec me praeterit... " и Sulpicius. V. M. 24, 4: " Non praetereundem... " ; Valerius 7, 3, 8: " Veniam nunc ad eos, quibus... " и Sulpicius D III, 11, 1: " Veniam ad alliud, quod... " ; Valerius 1, 8, ext. 2: " Et quoniam ad externa trangressi sumus... " и Sulpicius D II, 6, 1: " Et quia palatium semel ingressi sumus... " . 106

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

В этих результатах мы считаем учение об уничижении Христа введением в философию евангельской истории. 3 Interpret. ер. ad Phil. II, 11: Migne, s. gr. t. LXXXII, col. 572, – Твор. ч. 7 (M. 1861), стр. 467; также de inc.Domini, с. IX, X: Migne, s. gr. t. LXXV, col. 1428 sequ. и Иоанна Златоустог о hom. VI in ep. ad Phil. l: Migne, s. gr. t. LXII, col. 218 sequ. – p. пер. (M. 1844) стр. 100 след. 7 Иоанн Злат. hom. VII, 1: Migne, s. gr. t. LXII, col. 228. Также Феодорит Interpret. ep. ad Phil. II, 6: Migne, s. gr. t. LXXXII, 571; cfr. Eran. dial. 1: Migne, s. gr. t. LXXXIII, 72, 73, de inc. Domini, с. X: Migne, s. gr. t. LXXV, 1429 sequ. Кирилл Александрийский defens. IV anath. c. Theodor. Migne, s. gr. t. LXXVI, 417; der. f. ad regin. or. II, с. III: M. LXXVI, 1340; c. Theod. Mops. ibid. 1443; ep. 1 ad monach. (с. XV): Migne, LXVXII, 25. 11 Liebner, Christologie oder die christologische Einheit des dogm. Syst. darg. 1 Abth. Go %:tting. 1849. S. 322 folg. Ebrard, Christliche Dogmatik, 2, Königsb. 1852, Ss. 33–34 § 359; Frank, System der ehr. Wahrheit, 2, Erlang. 1880, S. 139 folg. § 34. 3; Martensen, Die ehr. Dogmatik, deuts. Ausg. Berlin. 1856, S. 245 § 133 и мн. др. 16 Здесь имеют полное значение слова Кирилла Александрийского Adv. Nest. lib. 5, с. II: Migne, s. gr. t. LXXVI, 221: οχ πασιν ναργς τι ταπεινοται τ ψηλν, ο τ οκοθν τε κα φυσικς ν φσει τε πρχον κατεταπεινωμνον; κενοται δ, ο μαι, τ πλρες πρχον, κα δεδεημνον οδν. δχεται κα δολου μορφν, τ πρ ατς λεθρον κατ φσιν κτλ. Cfr. Григория Нисского Adv. Apollin. XXI: Migne, s. gr. t. XLV, 1165. 17 Из новейших учёных этого мнения держится Beyschlag, Die Christologie des Neuen Testaments, Berlin 1866 (Ss. 233 folg.). 18 Cfr. The Holy Bible, ed. by F. C. Cook, vol. VIII, Lond. 1881, p. 608; H. A. W. Meyer, Kr. – exeg. Handbuch ü. d. Br. Pauli an die Phil. (Kol. und Philem.), 5 Aufl, neu bearb. von Dr. A. H. Franke, Götting. 1886, S. 93. 20 Μορφ значит образ, или вид, в котором познается сущность. О синон. ε δος, δα, σχμα см. Н. Cremer, Bibl. – theol. Wörterbuch d. N. T. Gräc. 6 Aufl. Gotha 1889, S. 606. В H. 3. кроме Флп. 2:6–7 μορφ встречается ещё только в М. XVI, 12: φανερθη ν τρ μορφ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Иречек И. К. История болгар. С. 662. 132 Mendelssohn-Bartholdy. Geschichte Griechenlands. Theil. I. S. 5; Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 397. 133 Все сведения о суде патриаршем и епископском нами заимствованы из следующих сочинений: Heimbach. Griechisch-römisches Recht im Mittelalter und in der Neuzeir//Ersch und Gruber. Encyklopädie. Bd. 87. Leipzig, 1896. S. 37-40; Maurer. Op. cit. Bd. I. S. 93-95, 99-101, 104-107; Silbernagl. Op. cit. S. 14; Базили К. М. Архипелаг и Греция в 1830-1831 годах. СПб., 1834. Ч. 1. С. 96-97. 134 Hertzberg. Op. cit. Bd. И. S. 549. 135 Курганов Ф. А. Указ. соч.//Правосл. Собеседник. 1873. Т. I. С. 38. 136 Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 81. 137 Historia Patriarchica. Р. 94. Ср.: Р. 177. Edit. Bonn. 138 Бердников И. С. Церковное право//Правосл. Собеседник. 1890. Т. II. С. 153. 139 Maurer. Op. cit. Bd. I. S. 96. 140 Антонин (Капустин), архимандрит. Из Румелии. СПб., 1886. С. 75. 141 Леонтьев К. И. Восток, Россия и славянство. Т. I. М., 1885. С. 226. 142 Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 77. В том же роде говорит и Zinkeisen. Op. cit. Bd. II. S. 13. 143 Silbernagl. Op. cit. S. 14, 21-22. См. также патриарший берат. 144 Голубинский Е. Е. Очерк истории церквей Болгарской, Сербской и др. М., 1871. С. 141-142, 144, 149. 145 Там же. С. 487-488. 146 Hertzberg. Bd. III. S. 205. У проф. Ε. Ε. Голубинского (Указ. соч.) указана, впрочем, другая причина присоединения этого патриархата к Константинопольскому, но, кажется, причина случайная. 147 Ibid. Bd. III. S. 78. 148 Леонтьев К. Н. Из жизни христиан в Турции. Т. I. С. 180, 184. 149 Антонин (Капустин), архимандрит. Указ. соч. С. 75. 150 Сырку П. А. Описание бумаг епископа Порфирия. С. 26. 151 Сырку П. А. Указ. соч. С. 68. 152 Иречек И. К. История болгар. С. 655-658. Странно, местами здесь заметно буквальное повторение известий нашего русского ученого В. Григоровича («Очерк путешествия» и пр. С. 198-199), но об этом автор молчит. 153 Антонин (Капустин), архимандрит. Из Румелии. С. 113. 154 О влиянии патриархии на румынскую иерархию см. у Е. Е. Голубинского. Указ. соч. С. 366 и у Maurer " a. Op. cit. Bd. I. S. 384. 155

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Псалом Давиду, в четвертый субботы, 93 В этом псалме Давид ведет речь о Промысле Божием, поучая не скорбеть и не тревожиться, если и бывают на время грешникам благоденствия, а благочестивым гонения: потому что и то и другое непостоянно, и изменяется для одних вечным наказанием, а для других — наслаждением благами. «Четвертый субботы» означает день недели — среду, когда Иуда предал Спасителя, а иудеи начали составлять против Него совет — с этого времени Он начал совершать суд над смертью и выступил на дело мщения за нас диаволу (Афанасий, Григорий Богослов). Пс.93:1.   Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Пророк как бы так говорит: ободритесь, находящиеся в скорби! Ибо есть «Бог» , Который непреложно видит все беззакония людей и производит достойное «отмщение» неправедным открыто и явно (Евсевий). Пс.93:2.   Вознесися Судяй земли, воздаждь воздаяние гордым. Пс.93:3.   Доколе грешницы, Господи, доколе грешницы восхвалятся; Пс.93:4.   Провещают и возглаголют неправду, возглаголют вси делающии беззаконие; Пс.93:5.   Люди Твоя, Господи, смириша и достояние Твое озлобиша. Пс.93:6.   Вдовицу и сира умориша и пришельца убиша. Пс.93:7.   И реша: не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль. Вот высшая степень нечестия! Не бояться Бога своего, назирающего всю вселенную и дела каждого человека в частности. С самого начала бытия человечества грешники притесняли праведных: так, первоубийца Каин — брата своего Авеля, допотопные исполины — современников своих, Исав — Иакова, Иосифа — братья его. Таким образом, следя по временам, можешь увидеть, что в каждом роде грешники восставали на праведных. Итак, «доколе, Господи» , это будет? (Феодорит). Пс.93:8.   Разумейте же безумнии в людех, и буии некогда умудритеся. Пс.93:9.   Насаждей ухо, не слышит ли; или создавый око, не сматряет ли; Пс.93:10.   Наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму; Пс.93:11.   Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна. Царепророк обличительными вопросами приводит в стыд говорящих подобное. Должно знать, что хотя ты и один говоришь, ты говоришь в слух Бога; хотя наедине что-либо делаешь — подробно видит это Бог; хотя помышляешь что, будь уверен, что Бог надзирает движения сердца... Все открыто пред очами Его! Будь мужественен во всех случаях и Сам Бог будет твоим Учителем в молитве. Нельзя словами научиться зрению — ибо это есть природная способность; так и благолепия молитвы нельзя познать из одного учения. Ибо она в самой себе имеет Учителя — Бога, «учащего человека разуму» (Василий В., Лествичник).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Theodorus Prodromus, 133, , 1116–26. Severianus. De serpente æneo, 56, 499–516. In Leviticum. Origenes, 12, 397–574; 17, 17–20. Eusebius Emesenus, 86, I, 557–8. Cyrillus Alex. Glaphyra, 69, 539–90. Theodoretus. Quæstiones in Octateuchum, 80, 297–350. Procopius Gazæus, 87, 689–794. Hesychius, 93, 787–1180. Theodorus Prodromus, , 133, 1126–7. In Numeros. Hippolytus, 10, 605–6. Origenes, 12, 575–806; 17, 21–4. Cyrillus Alex. Glaphyra, 69, 589–662. Theodoretus. Quæstiones in Octateuchum, 80, 349–400. Procopius Gazæus, 87, 793–894. Theodorus Prodromus, , 133, 1128–32. In DEuteronomIUm. Origenes, 12, 805–18, 17, 23–36. Diodorus Tarsensis, 33, 1585–6. Cyrillus Alex. Glaphyra, 69, 643–78. Theodoretus. Quæstiones in Octateuchum, 80, 399–456. Procopius Gazæus, 87, 893–992. Theodorus Prodromus, 133, , 1132–3. In Moysen. Gregorius Nyssenus. De vita Mosis, 44, 297–430. Basilius Seleuciensis, 85, 127–38. In Josue. Origenes, 12, 819–948, 17, 35–8. Theodoretus. Quæstiones in Octateuchum, 80, 457–86. Procopius Gazæus, 87, 991–1042. Theodorus Prodromus, , 133, 1133–7 In Judices. Origenes, 12, 949–90; 17, 37–40. Diodorus, 33, 1587–8. Theodoretus. Quæstiones in Octateuchum, 80, 485–518. Procopius Gazæus, 87, 1041–86. Theodorus Prodromus, , 133, 1137–46. In Ruth. Origenes, 12, 989–90. Theodoretus. Quæstiones in Octateuchum, 80, 517–28. Theodorus Prodromus, , 133, 1146. In 1–4 Regum. Origenes, 12, 991–96, 17, 39–48 (I); 47–52 (II); 53–58 (III). Didymus, 39, 1115–20. Diodorus, 33, 1587–8 (I). Chrysostomus, 64, 501–2. Cyrillus, Alex., 69, 679–98. Theodoretus. Quæstiones, 80, 527–96 (I); 597–668 (II); 667–744 (III); 745–800 (IV). Procopius Gazæus, 87, 1079–1120 (I); 1119–48 (II); 1147–80 (III); 1179–1200 (IV). Theodoras Prodromus, , 133, 1147–58 (1); 1157–66 (II); 1165–72 (III); 1171–76 (IV).   In Annam et Samuelem. Origenes, 12, 995–1012. Chrysostomus 1–5, 54, 631–76; 64, 501–12. Cyrillus Alex., 19, 1273–6 (in Canticum A.).   De Saule et Davide. Chrysostomus 1–3, 64, 675–708.   De Engastrimytho.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

IN ABDIAM. Theodorus Mops., 66, 303–18. Cyrillus Alex., 71, 581–96. Theodoretus, 81, 1709–18. Hesychius, 93, 1351–4. In Jonam. Theodoras Mops., 66, 317–46. Cyrillus Alex., 71, 597–638. Theodoretus, 81, 1719–40. Hesychius, 93, 1353–6. Theophylactus, 126, 905–68. Homiliæ singulæ. Chrysostomus. In pænitentiam Ninivitarum, 64, 423–36. Basilius Seleuc., 86, 157–72; 171–82. In MiCHæAM. Theodorus Mops., 66, 345–96. Cyrillus Alex., 71, 639–776. Theodoretus, 81, 1741–86. Hesychius, 93, 1355–8. Theophylactus, 126, 1049–1190. In Nahum. Theodoras Mops., 66, 397–424. Cyrillus Alex., 71, 775–844. Theodoretus, 81, 1787–1808. Hesychius, 93, 1357–8. Theophylactus, 126, 969–1048. In Habacuc. Theodoras Mops, 66, 423–50. Cyrillus Alex., 71, 843–944. Theodoretus, 81, 1809–36. Hesychius, 93, 1357–60. Theophylactus, 126, 819–906. In Sophoniam. Theodoras Mops., 66, 449–74. Cyrillus Alex., 71, 943–1022. Theodoretus, 81, 1837–1860. Hesychius, 93, 1559–61. In AGGæUM. Theodoras Mops., 66, 473–99. Cyrillus Alex.,. 71, 1022–62. Theodoretus, 81, 1859–74. Hesychius, 93, 1361–2. In Zachariam. Theodorus Mops., 66, 493–596. Cyrillus Alex., 72, 9–278. Theodoretus, 82, 1873–1960. Hesychius, 93, 1361–3. In Malachiam. Theodorus Mops., 66, 597–632. Cyrillus Alex., 73, 275–364. Theodoretus, 81, 1959–88. Hesychius, 93, 1367–70. IN MACCHABÆORUM LIBROS. Homiliæ in Macchabo_eos. Gregorius Nazianz., 35, 911–34. Chrysostomus, 60, 617–24, 623–26, 625–28, 627–8; De Eleazaro et VII pueris, 63, 523–30. NOVUM TESTAMENTUM   Universe. PAPIAS. Fg., 5, 51–64. JULIUS AFRICANUS. Ad Aristidem de genealogies, 10, 51–64. THEOPHILUS ANT. Fg. 6, 1603–4. EUSEBIUS CæS. Canones decem harmoniæ evangeliorum, 22, 1275–1299. Quæstiones evangelicæ ad Stephanum, 22, 879–936, 957–82. Quæstiones evangelicæ ad Marinum 1–4, 22, 937–58; 1–11, 983–1006 et 1007–16. ATHANASIUS Quæstiones in Evangelia 28, 699–708. In N. Т. 711–30. In Pauli Epistolas 753–74. GREGORIUS NAZIANZENUS. De Christi genea-logia, , 37, 479–88. HESYCHIUS. Quæstiones 1–61 ex concordia evangelica, 93, 1391–1448.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

In Isaiam. Hippolytus, 10, 629–32. Origenes, hom. 1–9, 13, 219–54; fg. 217–20. Eusebius Cæs., 24, 89–528. Theodorus Heracleensis, 18, 1307–78. Basilius Cæs., 30, 117–667. Chrysostomus, c. 1–8, 56, 11–94. Homiliæ in Seraphim, 1–6, 97–142. In Is. XLV, 7, 141–52 . Cyrillus Alex., 70, 9–1450. Theodoretus, 81, 215–494. Hesychius, 93, 136S-86. Procopius Gazæus, 87, 1817–2718. Nicolaus Muzalo (Præfatio in catenam), 106, 1059–62. In Jeremiam. Origenes, 13, 255–606. In Threnos, 605–62. Chrysostomus, 64, 739–1038. In Jer., X, 23, 56, 153–62. Cyrillus Alex., 70, 1451–58. Theodoretus, 81. 495–760. In Threnos, 779–806. Olympiodorus, 93, 627–726. In Threnos, 725–62; in epistolam, 773–80. IN BARUCH. Cyrillus Alex., 70, 1457–8. Theodoretus, 81, 759–80. Olympiodorus, 93, 761–76. In EZECHIELEM. Hippolytus, 10, 631–34. Origenes, 14, 663–826; 17, 287–88. Ps.-Gregorius Nazianzenus, 36, 665–70. Cyrillus Alex., 70, 1457–60. Theodoretus, 81, 807–1256. Hesychius, 93, 1385–88. In Danielem. Hippolytus, 10, 637–700. Chrysostomus, 56, 193–246. Cyrillus Alex., 70, 1461–62. Theodoretus, 81. 1255–1546. Hesychius, 93, 1387–88. Ammonius Alex., 86, 1363–82; 1823–26. De Daniele et Susanna. Africanus ad Origenem de Susanna, 11, 41–8. Origenis ad Africanum responsio, 11, 47–86. Asterius, 40, 239–50. Chrysostomus, 56, 589–94.   De Tribus Pueris. Chrysostomus, 56, 593–600. Cyrillus Alex., 77, 1117–8. Symeon Metaphrastes, 115, 371–404. Eustathius Thessalonicensis, 136, 289–302. IN prophetas MINORES. Theodorus Mops., 66. Cyrillus Alex., 71–72. Theodoretus, 81. Hesychius, 93. Basilius Neopatrensis Prologus, 111, 411–16. In Oseam. Origenes, 13. 825–8. Theodorus Mops., 66, 123–210. Cyrillus Alex., 71, 9–328. Theodoretus, 81, 1551–1632. Hesychius, 93, 1345–48. Theophylactus, 126, 563–820. In JOELEM. Theodorus Mops., 66, 211–40. Cyrillus Alex.. 71, 327–408. Theodoretus, 81, 1633–64. Hesychius, 93, 1347–50. In Amos. Theodorus Mops., 66, 241–304. Cyrillus Alex., 71, 407–582. Theodoretus, 81, 1663–1708. Hesychius, 93, 1349–52.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Прославляет Бога в себе... тот... кто ради Бога из-за заповедей терпеливо переносит страдания и труды (прп. Максим Исповедник , 92, 243). Страждущий за попрание Божией благодати, если познает цель врачующего его Божественного промышления, то и случившуюся прискорбность с благодарностью приемлет, радуясь, и грех, за который наказуется, охотно исправляет, а кто нечувствительным остается к таким врачевательным намерениям, тот и данной ему благодати праведно лишается и предается смятению страстей, оставлен будучи в дело приводить то, к чему внутри имел расположение и стремление (прп. Максим Исповедник , 92, 261–262). Долготерпелив тот, кто ждет до конца искушения и получает похвалу за претерпенное (прп. Максим Исповедник , 92, 314). Кто благодушно переносит... злострадания... тот настоящий делатель Божий... (прп. Феодор Студит , 93, 40). Переносите же мужественно все тяжелое и прискорбное, и будьте во всем воздержанны (прп. Феодор Студит , 93, 80). ...Если порвется... крепость терпения, поскорее исправляйте это через восстановление силы ума (прп. Феодор Студит , 93, 138). ...Будем перенося переносить благодушно все трудное и неприятное, чтобы по правде петь с Давидом: терпя потерпех Господа... ( Пс. 39, 2 ) (прп. Феодор Студит , 93, 163). Источник. Держитесь терпения, подъемля всякий труд в делах рук ваших... и во всяком... мастерстве и послушании (прп. Феодор Студит , 93, 215). ...Блаженны вы и треблаженны, претерпевая все... ради Бога (прп. Феодор Студит , 93, 292). ...Если здесь не потерпим тесноты и не постенаем, то не встретим простора и веселия и в будущем веке (прп. Феодор Студит , 93, 299). ...Терпение есть величайшая из добродетелей добродетель; за терпение мученики украшены небесными диадемами... (прп. Феодор Студит , 93, 466). Вращаясь в кругу... добродетелей, душа делает недосягаемым для стрел искушений свое охранилище, которое есть терпение (прп. Илия Екдик, 92, 424). ...Бог наш не именуется Богом праздного бездействия и утех, а Богом терпения и долготерпения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Они не могут равнодушно видеть, как человек прелагается в ангельское естество; почему не ленятся тайно пускать в него стрелу самомнения... (прп. Никита Стифат , 93, 136). Ничто другое поистине так не расстроивает состояния безмолвия и не лишает его Божественной помощи, как следующие главные страсти: дерзость, чревоугодие, многоглаголание и суетная забота, надмение и госпожа страстей – самомнение. Кто охотно попускает себе с ними свыкаться, тот с продолжением времени омрачаясь все более и более, делается наконец совсем обуморенным (прп. Григорий Синаит , 93, 202). ...Без вступивший в безмолвие будет всегда совоспитанницею своему нерадению иметь самомнение, от коих размножаются пленения и парения, ввергающие нас в расслабление (прп. Григорий Синаит , 93, 203). Горе, в Царские Божественные Чертоги, нет другого кратчайшего пути восхождения малою лествицею добродетелей, как умерщвление пяти противных послушанию страстей, именно: преслушания, прекословия, самоугодия, оправдания и пагубного высокого о себе мнения (прп. Григорий Синаит , 93, 209). Источник. Ведать подобает, что и сам дух гордостного самомнения дает предсказания иногда в тех, кои не тщательно внимают сердцу (прп. Григорий Синаит , 93, 215). Если же кто мечтает достигнуть высокого с самомнением, не истинное, а сатанинское имея желание, то такого удобно опутывает он сетями своими, как раба своего (прп. Григорий Синаит , 93, 225). ...Кто право живет и безукоризненно обращается со всеми, удаляясь от человекоугодия и высокоумия, тому, хотя бы и бесчисленные против него поднял искушения весь бесовский полк, это не повредит, как говорят святые отцы. Которые же самонадеянно и самовольно действуют, эти вреду удобно предаются. Почему безмолвствующий должен всегда держать царский путь. Ибо излишество во всем сопровождается обычно самомнением, а за этим последует прелесть (прп. Григорий Синаит , 93, 226). Прекословие и спорливость происходят от самомнения, сожительницы неверия и высокоумия; как напротив, непрекословие и неспорливость происходят от верного и смиренномудрого настроения (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 318–319). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Доселе остававшийся спокойным, Господь овец пришел во гневе «и все, которые видели Его, убежали и упали все пред Его лицем; все орлы, коршуны, вороны и ястребы собрались и принесли с собою всех овец поля», однако они и теперь всячески старались сломить рог того юнца. После правления 12 последних пастырей Господу овец была опять представлена книга о деятельности этих пастырей, причем по записи оказалось, что они умертвили овец гораздо более, чем предшествовавшие (90:1–17). Далее идет изображение последних времен (мессианских), начиная с «периода меча». Намек на время жизни псевдо-Еноха можно находить затем в 91 и 93 главах, где также содержится история мира со времени первых людей до конца временной жизни мира. Вся эта история разделена здесь на 10 седмин, так что продолжительность существования мира определяется в 70 великих апокалиптических лет. Первая из этих 10 седмин (93:3) обнимает собою период времени от начала человеческого рода до патриарха Еноха, который «родился седьмым в первую седмину, пока суд и правда еще медлили»; во вторую седмину (93:4) должен прийти на землю потоп, во время которого спасется «один человек», то есть Ной. Конец третьей седмины (93:5) падает на избрание «одного мужа в растение праведного суда», то есть на избрание Авраама в родоначальники еврейского народа. В четвертую седмину (93:6) избранный народ Божий получит закон и устроит для себя скинию («двор»). Конец пятой седмины (93:7) должен ознаменоваться «устроением дома славы и господства», то есть построением Иерусалимского храма Соломоном. Замечательными событиями, имеющими совершиться в шестую седмину (93:8), являются – особенное распространение нечестия, взятие вверх одного мужа (Илии), сожжение дома господства (Иерусалимского храма) и рассеяние всего избранного корня (иудеев). «В седьмую седмину (93:9–10) восстанет отпавший род, и много будет деяний его, и все его деяния будут отпадением; и в конце ее будут награждены избранные и праведные от вечного растения правды, между тем как им будет дано семикратное наставление обо всем Его творении». Восьмая седмина (91:12–13) будет седминой правды; во время неё благочестивые получат меч, чтобы совершить «правду» над грешниками; в конце этой седмины будет устроен великому Царю дом (новый Иерусалим и храм). В девятую седмину (91:14) откроется всему миру праведный суд, нечестие исчезнет с лица земли и все люди обратятся на путь правды. За десятой седминой (91:15–16), в которую совершится суд на вечность и явится новый мир, последует бесчисленное множество седмин: грех после этого уже не появится и только одна правда будет царствовать вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010