1078 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 20. Старец Макарий указывал: «Что такое крест как не скорби, которые и Христос терпел и оставил нам образ, да последуем стопам Его» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 356). 1079 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59–59 об. Старец Амвросий убеждает: «Господь все попускает к пользе нашей душевной» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 186. С. 162). «Креста нигде не избежишь» (Там же. П. 222. С. 189). Оптинский игумен Антоний в одном из своих писем напоминал: «Так устроено Господом Богом, пекущемся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни своей имел крест, который и должен он с покорностию нести…» (Письма о. Антония. С. 344). 1080 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59–69 об. Старец Макарий писал: «Терпение невольных болезней превышает делание подвижническое» (Письма о. Макария. Т. 3. С. 262). 1081 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 109. «Больше всего в болезненном положении остерегайся ропотливого расположения духа» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 133. С. 118). 1083 Там же, л. 75 об.–76. «Если христианин согрешил, то по праведному суду Божию, для избежания вечного наказания, должен при покаянии понести какое-нибудь наказание временное, но малое в сравнении с грехом, или болезнь, или беду какую, или бесчестие. Остальное же восполняет милость Божия» (Письма о. Амвросия к монашествующим. B.II. П. 394 С. 111). 1084 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 59 об. «Трудно переносить тяжкие и болезненные страдания и томления и другие скорби, но отрадный и утешительный сему последний конец» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 171. С. 148). Схиархимандрит Оптинский Моисей писал: «Не должно бояться тесноты и скорби ради заповедей Христовых, понеже кратковременна скорбь, но вечные потом… покой, радость и слава» (Письма о. Моисея (Путилова) к его брату Александру Ивановичу//Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. С. 228). 1085 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 60. Иеросхимонах Макарий Оптинский увещевал: «Крест есть истинный дар Божий, который должно принять и нести с терпением, преданностью, упованием на Бога, чтобы быть причисленным к спутникам Христовым» (Выписка из писем старца иеромонаха Макария (Иванова) к монахиням Троицкого Севского монастыря//РГБ, ф. 214, ОПТ-392, л. 215 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

...Только что выступившему на подвиги ничто так не препятствует исполнять делом заповеди, как всезлобнейшее самолюбие (жаление плоти). Оно служит препоною к преуспеянию даже и ревностным. Оно влагает в них мысль о неисцельных болезнях и страданиях тела (если станут строго жить), и тем охлаждает жар ревности душевной и склоняет ее отказаться от злостраданий (произвольных лишений) ради добродетели, как навета против самоугодливой жизни (прп. Никита Стифат , 93, 89). Во главе всех добродетелей шествует искренняя вера, при коей душа не колеблющеюся водится мыслию, но всецело отметает самолюбие (прп. Никита Стифат , 93, 89). Есть же самолюбие – неразумная любовь к телу, или саможаление, которое делает монаха самолюбивым, душелюбивым и телолюбивым и отдаляет его от Бога и Царствия Его... (прп. Никита Стифат , 93, 89–90). , одержимы будучи самолюбием, сею питательницею пагубных страстей, все попечение обращают они на сохранение здоровья и услаждение плоти. ...Держась такого образа жизни и поведения, оземленяют они ум, отучневший от страстей, и делаются неспособными к приятию мысленных и божественных вещей, коими душа отторгается от земли и вся устремляется к мысленным небесам... будучи чужды Духа Святаго, они не причастны и даров Его; почему и плодов божественных не увидишь в них...(прп. Никита Стифат , 93, 112–113). Самолюбие – питательница пагубных страстей (прп. Никита Стифат , 93, 122). Ничто так расслабленною, беспечною и несмысленною не делает душу и ревностных подвижников, как самолюбие, сия кормилица страстей. Внушая предпочитать покой тела трудам о добродетели и предусмотрительным почитать благоразумием не отягчать себя делами произвольно, особенно удобными и небольшими потами по исполнению заповедей, оно обыкновенно отнимает у души охоту и ревность к прохождению поприща безмолвия и производит в ней сильное и непреодолимое разленение на дела (прп. Григорий Синаит , 93, 202–203). Воистину совершенно плоть сущие и самолюбие лобызающие всегда работают сластолюбию и тщеславию; в них и зависть укоренена... (прп. Григорий Синаит , 93, 211–212).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1, 14-19, 22, 23), Богу (Ibid. 2, 4, 9, 12, 24), Троице (Ibid. 5), Господу (Ibid. 20). Гомилии на Книгу Иова, по всей видимости, были произнесены в Иерусалиме в ц. Св. Сиона ( Renoux. 1983. P. 38-41). Аргументы против этого предположения, такие как значительный объем гомилий, цитирование автором вариантов перевода некоторых библейских стихов, несоответствие деления библейского текста гомилий литургическим чтениям Иерусалимской Церкви, не выдерживают критики. В самих гомилиях имеются прямые указания на предполагаемую аудиторию и обращения к слушателям, собравшимся в церкви ( Hesych. Hieros. In Iob. 7. Praef.). В 5-й гомилии И. И. восхваляет Сион, «арену поста, брачный чертог любомудрия», и добавляет затем: «Мы собрались в этом же самом месте». Армянский лекционарий указывает, что чтения из Книги Иова совершались каждую пятницу Великого поста в ц. Св. Сиона ( Renoux. 1971. P. 239-253). Хотя в самом тексте гомилий нет указаний на Великий пост, именно этот период церковного года кажется наиболее вероятным временем произнесения бесед И. И. Толкования на НЗ I. «Собрание апорий и решений» (Συναγωγ ποριν κα πιλσεων; Collectio difficultatum et solutionum; CPG, N 6561; PG. 93. Col. 1392-1448), позднейшее сокращение более пространного утраченного сочинения И. И., называвшегося «Евангельская симфония» (Εαγγελικ συμφωνα), цель которого состояла в том, чтобы объяснить причину кажущихся разногласий и противоречий, встречающихся в Евангелии. Состоит из 61 апории. По мнению К. Юссена, сохранившиеся катены И. И. на Евангелие от Иоанна (PG. 93. Col. 1448) и Евангелие от Матфея (PG. 93. Col. 1449-1452) являются фрагментами этого сочинения ( Jüssen . 1931-1934. Bd. 1. S. 34-37; Bardy. 1933). Неизданная «Гомилия на Воскресение Спасителя нашего» (CPG, N 6562) предположительно также является извлечением из «Евангельской симфонии». II. Фрагменты толкований на Деяния св. апостолов и соборные послания, 5 схолий на Деяния св. апостолов (PG. 93. Col. 1388B - 1390A) являются выдержками из «Большого комментария» на Псалтирь (Пс 108. 31). Греч. схолия на Иуд 6 (PG. 93. Col. 1392A; арм. пер.: Чракян. 1913. С. 292) также заимствована из «Большого комментария» на Псалтирь (Пс 60. 8; 2 др. арм. схолии на Иуд 6 см.: La chaîne arménienne. 1996. P. 146-147). Сохранились 5 схолий на Послание Иакова (PG. 93. Col. 1389AC; арм. пер.: Чракян. 1913. С. 291). Из «Большого комментария» (Пс 33. 13) взята схолия на 1 Петр 3. 10 (PG. 93. Col. 1389D; арм. пер.: Чракян. 1913. С. 292). «Церковная история»

http://pravenc.ru/text/674956.html

Кроме страшного Судии Бога ничего не будем бояться: ни человека, ни зверя, ни огня, ни меча, ни моря и ничего иного, что кажется страшным... (прп. Феодор Студит , 93, 38). Источник. ...Те только, которые проникнуты страхом Божиим, далеко от себя отвращают мечи ... (прп. Феодор Студит , 93, 99–100). ...Если боимся Бога, людей бояться не станем и их нападками побеждены не будем (прп. Феодор Студит , 93, 169). Восприимите же страх и продолжайте шествовать осторожнее; потому что по ту и другую сторону вас диавол устрояет вам стремнины (прп. Феодор Студит , 93, 288). ...Страх Божий научает соблюдению заповеди или устроению доброй деятельной жизни... (прп. Феодор Студит , 93, 351). ...Боящийся Единого никого другого бояться не может (прп. Феодор Студит , 93, 353). ...Если будем иметь страх Божий и уверенность в Боге, то не убоимся от лица враг наших (прп. Феодор Студит , 93, 584). В ком всему не предшествует страх Божий, в тех помыслы бывают в смятении, как овцы, не имущие пастыря; а кому он сшествует или предшествует, в тех помыслы пребывают в благопокорности и в благочинии, как овцы в овчарне (прп. Илия Екдик, 92, 440). Страх Божий есть сын веры; сам же он есть блюститель исполнения заповедей, как пастырь, держащий овец на тучном пастбище (прп. Илия Екдик, 92, 486). Всякий, желающий в нити в Царствие Небесное и быть под Царем Богом, чтобы ум его, и мудрования его, и помыслы его были управляемы самим Богом, единым воистину Царем, всякий такой прежде всего должен возыметь страх Божий. Но как возыметь страх к Тому, Кого не видишь? – Потому необходимо прежде увидеть Бога, чтобы потом возыметь страх к Нему. А как увидеть Бога, которого никто никогда не видал? Для этого надобно взыскать умного света Божия, чтобы ум, просветившись им, мог умно узреть Бога. И вот, когда кто таким образом узрит Бога, то может возыметь и страх Божий, а возымевши страх Божий, может увидеть и понять и себя самого, и сей привременный и суетный мир, и все дела мира сего. Далее, кто видит себя самого и суетность мира сего, тот, имея всегда присущим в себе страх Божий, не может онеправдовать кого-либо, и когда сам терпит от другого неправду, не делает отмщения, но, чая помощи, от Бога приходящей, терпит благодушно неправду и дивится и славит Бога, что Он, видя неправды, долготерпит и сносит неправедного, – сам между тем ревнуя всеусердно приносить всякого рода плоды Святаго Духа (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 322).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кафедра христианской (православной) теологии Российского Государственного социального университета (Москва) объявляет набор студентов на дневную форму обучения (бюджет) на 2009-2010 годы, а также приглашает получить второе высшее образование (дополнительную квалификацию) по специальности «Эксперт в области теологии»//Фома. - – март 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 3 полезных адреса» ); В любительский мужской хор московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры приглашаются все, кто желает научиться церковному хоровому пению и участвовать в богослужениях//Фома. - – март 2009. – С.92. – (рубрика « Путеводитель. 3 полезных адреса »). 2 страницы в интернете:   www.milodar.ru – «Дар Милосердия» – благотворительный проект,     созданный для продажи работ (живопись, резьба по дереву и др.) людей с ограниченными возможностями, а также для тех. кто по тем или иным причинам временно не может ходить на работу//Фома. - – март 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 2 страницы в интернете »); www.predanie.ru - портал « Предание » – крупнейший аудио и видеоархив православной тематики. Содержит более 130 Гбайт аудиокниг, лекций, проповедей, чтения Священного Писания и иных материалов//Фома. - – март 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 2 страницы в интернете »). 3 добрых дела:   Просьба поддержать женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение », что строится на Украине недалеко от Киева//Фома. - – март 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. Три добрых дела »); Настоятель и прихожане Свято-Пантелеимоновского храма города Сызрани от всей души благодарят за помощь…//Фома. - – март 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 3 добрых дела »); Просьба рассказать друзья о семейном телефоне доверия центра «Православная семья» //Фома. - – март 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 3 добрых дела »). На правах рекламы: С.93-93. Отклики: Автопортреты . Письма, присланные в редакцию журнала в рамках акции «Автопортрет читателя». Фото из личного архива написавших читателей//Фома. - – март 2009. – С.94-95. – (рубрика « Отклики »). Публикуются письма:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-71-m...

1111 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 33. «Пагубнее всего осуждение и порицание ближних наших, происходящее от слепого самомнения и нерассудного возношения… Внимай себе, и своей душе, и своему спасению, и тут найдешь столько дела, что не будет возможности заниматься чужими делами» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 298. С. 52). «Если заглянешь в свое сердце, то увидишь настоящий толкучий рынок; сколько пребывает в нем различных помыслов и наиболее пустых. Потому гораздо полезнее зреть Вам свои согрешения, а не других» (Письма о. Антония. С. 256). 1112 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 98. «Если бы нам с тобой научиться видеть только свои недостатки, тогда бы и сами мы меньше терпели от нападения вражьего, ибо неложны слова Господа: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф. 7, 1 )» (Письма о. Макария. Т. 1–2. С. 140). 1113 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 69 об.–70. «Всеми силами противься сему лютому диаволу (унынию) молитвой смиренной, удалением от празднословия, чтением божественных книг, терпением во искушениях и побежит от тебя» (Письма о. Антония. С. 294). 1114 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 70. Такой же совет в борьбе с унынием давал своим чадам и преп. Амвросий: «Уныние значит та же лень, только хуже… Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет» (Четвериков Сергий, прот. Описание жизни блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. С. 232). 1115 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 37 об. Старец Макарий Оптинский советует каждой страсти противопоставлять добродетель: «Против уныния – терпение, псалмопение и молитву…» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 38, 231). 1116 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 112 об. Преп. Амвросий Оптинский наставлял: «Умудряйся направляться к внутреннему христианству, и старайся отражать все противные помышления молитвенным призыванием… помощи Божией» (Письма о. Амвросия к мирским. Ч. I. П. 60. С. 69). 1117 Сказание о жизни… схиархимандрита Илиодора… С. 154. Оптинский старец Макарий призывал: «Читайте Евангелие, там найдете путь, истину и живот» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 248).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

1118 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 126 об. Старец Макарий Оптинский учил: «Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело» (Письма о. Макария. Т. 2. С. 343). «Верой ищите укрепления в Слове Божием, оно есть пища души и целительный бальзам душевных наших язв» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 161). 1120 Там же. Оптинский старец Макарий писал: «Умнейшие светские люди не могут без руководства Церкви разуметь Писания» (Выписки. Л. 492). 1121 Иеросхимонах Макарий Оптинский учил: «Те люди, которые установляли в Церкви порядок и определяли смысл Священного Писания, были богодухновенные пастыри и учители церковные, в них Сам Дух Святой действовал в этом деле» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 107). 1122 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 36. «Читай словеса отеческие… Они научают нас… как должны обучаться борению против страстей, побеждать их и искоренять» (Письма о. Макария. Т. 1–2. С. 169). 1123 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 31. Оптинский старец Макарий писал: «Учение св. отцов есть врачебница, указывающая средства для всякого рода духовных браней» (Выписки. Л. 494). 1125 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 3 об. О том значении, какое придавал Оптинский старец Амвросий творениям именно этих св. отцов, можно судить по его словам: «В них… ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение приспособлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию, и наследовать вечное блаженство» (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 1. С. 152). 1126 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 36. Оптинский о. Макарий призывал: «Занимайтесь чтением отеческих книг, но более деятельных, ибо… умозрительные могут принести более вреда, нежели пользы. Из этих, т. е. деятельных, вы познавать будете свою немощь и смирять свое сердце» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 28). 1127 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 79. Оптинский старец о. Макарий в своих наставлениях приводил слова преп. Паисия Величковского , который выражает радость по поводу издаваемых книг «Добротолюбия», но и сожалеет, что многие, приобретая эти книги и не по искусству, принявшись за духовное делание, то есть за молитву, могут пострадать. «Книга «Добротолюбие», – пишет он, – вся хороша, но ум юн не может принять твердой пищи, требует еще млеком деятельности питаться. И Господь говорил Своим ученикам: «Много имам глаголати вам, но не можете носити ныне " » (Письма о. Макария. Т. 4. С. 683).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Ум ослепляется сими тремя страстями: сребролюбием, тщеславием и желанием удовольствий... Источник. Разум и вера – совоспитанники естества нашего – притупились ни от чего иного, как от них (прп. Марк Подвижник , 89, 529). Источник. ...Мы путь совершаем в жизни сей, путь тесный и прискорбный, долгий и тяжелый. И инаковым пути сему быть нельзя, так как всю жизнь должно нам сохранять девство и целомудрие и соблюдать подчиненность и послушание; и при этом помышления низлагать и всякое возношение взимающееся на разум Божий и пленять всяк разум в послушание Христово (ср.: 2Кор. 10, 4–5 ), и все другое делать, что с сим неразрывно связано... (прп. Феодор Студит , 92, 557). ...Молящийся телесно и не имеющий еще духовного разума подобен слепцу, который взывал: Сыне Давидов, помилуй мя ( Мк. 10, 48 ) (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 453). ...Ни юность нисколько не вредит, ни старость не пользует, когда нет разума и страха Божия (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 456). Источник. Умным зрением приемлем свет Божественный, ведение сокровенных тайн Божиих; душевным вниманием восхождение (возникновение) в сердце помыслов располагаем с разумом (или распоряжаемся ими, различая хорошие от худых); разумным рассуждением, как вкусом распознаем виды разумений, и те, которые произрастают от горького корня, или преобразуем в сладкую пищу для души или совсем отбрасываем, а которые от былий добрых и злачных ограждаются, те приемлем... (прп. Никита Стифат , 93, 84). Оружиями веры и мечем духовным, иже есть глагол Божий (ср.: Еф. 6, 17 ), победив духа сребролюбия, закалаем его, и вместе с тем с помощью слова премудрости востекаем к созерцанию существующего, словом разума становимся выше ничтожества видимых благ, и в царских дворах любви упокоеваемся под действием многобогатых сокровищ упования (прп. Никита Стифат , 93, 93). Разум находит и аскетических пять чувств: бдение, богомыслие, молитву, воздержание и уединение. Кто сочетает с сими чувствами свои чувства, именно – зрение с бдением, слух с богомыслием, обоняние с молитвой, вкус с воздержанием, осязание с уединением, – тот скорее очистит ум свой и, утончив его ими, соделает его бесстрастным и зрительным (преп. Никита Стифат , 93, 108).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Никита Стифат , 93, 98). Исполняющий заповеди не бывает камнем соблазна для людей... (прп. Никита Стифат , 93, 103). Многие из действующих по заповедям кажутся идущими путем, которые, однакож, не достигши града, остаются вне; потому что бестолково совершают путь свой, ошибочно принимая распутья, уклоняющие от прямого царского пути, т. е. соседние с добродетелями пороки, за настоящий царский путь. Ибо исполнение заповедей истинное не только не терпит ни недостатка, ни излишества, но и требует богоугодной цели, т. е. исполнения во всем единой Божественной воли. Если же не так (дело идет), то суетен труд, потому что без этого не творятся правые стези Божии (ср.: Мк. 1, 3 ), во всяком деле неотложно требуется иметь сказанную цель при делании его (прп. Григорий Синаит , 93, 199). Ищущий уразуметь заповеди без исполнения заповедей, и чрез учение и чтение обрести то желающий, подобен человеку, воображающему тень вместо истины (прп. Григорий Синаит , 93, 201). ...Как чрез преступление заповеди, отделившись от Бога, душа умертвилась, так чрез послушание заповеди, соединившись опять с Богом, она оживотворяется (свт. Григорий Палама , 93, 256–257). Источник. ...Преступление заповеди Божией является причиною всякой смерти и для души и для тела, и той, которая бывает в сем веке, и той, которую составит нескончаемая оная мука (свт. Григорий Палама , 93, 256). ...Со всяким прилежанием исполняй всегда до последней йоты Божественные заповеди Спасителя, если непостыдно желаешь оказаться тогда стоящим одесную Господа... (прп. Максим Грек , 68, 16). Источник. ...Душа, не омыв все свои скверны всеми Божественными заповедями, не может благополучно достигнуть безопасной пристани, не имея направляющей ее благодати Святаго Духа (прп. Максим Грек , 68, 27). Источник. ...Пока живете в преступлении Моих заповедей, до тех пор вы напрасно призываете Меня многими и продолжительными молитвами (прп. Максим Грек , 68, 136). Благоденствие же для инока заключается в том, чтобы всею душою, со всем сердечным желанием ходить всегда путем заповедей Спасителя и отеческих постановлений (прп. Максим Грек , 68, 158). Заповеди не тяжки, но много препятствий встречает исполнение их во внешних обстоятельствах трудящегося и особенно во внутренних его склонностях и навыках (прп. Никодим Святогорец , 70, 238). Источник. Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 105). Исполнение Евангельских заповедей настраивает ум и сердце к чистой, исполненной умиления молитве, а истинная молитва направляет мыслить, чувствовать, действовать по заповеданиям Евангелия (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 145–146). Источник. Когда приступишь к исполнению велений евангельских, тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки – твое собственное плотское состояние... и падшие духи (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 158). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Да подал Архимандрит Варсонофий в Приказе Большего Дворца две грамоты, каковы посланы были из Приказа Большего Дворца в Лихвин к Воеводам, первую деда нашего Государева блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея России Самодержца, 133 году, Марта 29 числа, за приписью Дьяка нашего Ивана Васильева к Павлу Кирикрейскому, о снятье тех вод с оброчника. Другую грамоту отца нашего Государева, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержца, 161 году, Апреля 3 числа, за подписью Дьяка нашего Смирнова Богданова к Никите Племянникову, и в первой грамоте 133 году написаны урочища тем рыбным ловлям по дворцовой приходной окладной книге того же 133 году в Оке реке, от Гощова оврага вверх до речки Козельны, до Белевского рубежа, оба берега, и в Упе реке, от устья вверх же до речки до Вацы оба ж берега, и в озерах. В другой грамоте 161 году написано: велено Воеводе Никите Племянникову в Доброй монастырь Покрова Пречистыя Богородицы, вместо вкладу, отказать теж рыбныя ловли в Оке и в Упе реках, и на тех же урочищах, как в грамоте 133 году написано и с упалыми речками. И Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержец, Доброго монастыря Покрова Пречистыя Богородицы Архимандрита Варсонофия с братией пожаловали, велели им и которые Архимандриты и братья впредь в том монастыре будут, владеть в тот монастырь рыбными ловлями по даче 161 году на урочищах тех, которые писаны в грамоте деда нашего Государева, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея России Самодержца, по приходной окладной книге 133 году, и в грамоте отца Нашего Государева Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержца, 161 году, в Оке реке от Гощова оврага вверх до речки до Козельны, до Белевского рубежа, по оба берега, и в Упе реке от устья вверх же до речки до Вацы, оба ж берега, и с озерки и с упалыми речками. Писана в нашем царствующем граде Москве лета 7186 года, Марта в 9 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010