Саввы Освященного. Но так как сведение о всенощном бдении дает нам лишь Евхологий то, констатируя влияние студийской редакции чина пострижения в монашество на постригальную практику монастырей, управлявшихся Иерусалимским уставом 225 , мы, тем не менее, должны признать, пожалуй, преобладающим в древних византийских монастырях тот порядок, по которому великий постриг предварялся не всенощным бдением, а вечерней и утреней. В день Великого пострига совершается литургия 226 . Она начинается тремя антифонами. 1-ый антифон – пс. Благослови, душе моя, Господа. 2-ой антифон – пс. Хвали, душе моя, Господа. 3-им антифоном служат Блаженны, числом – шесть. Во всех рукописях Блаженны одинаковы, именно: χ. δ», πρς τ τε ν τ πθει σοι τ ν κσμω ποθειν γκατελπετε... θλων πντας ες πγνωσιν λθεν... Πντων τν προσκαρων κα φθαρτν κατεφρνησας... Πσας τς σαρκς τς δονς ποστησμενος... Τρβον τν πλατεαν κα ερχωρον φμενος 227 ... Θεοτοκον Χαρε τς παρθενας τ πρτιμον καλλπισμα... 133 указывает соединять с блаженными схимы и блаженны дня, на 4; если же постриг происходить в воскресенье, то на 6. В обычное время совершается, затем, вход с молитвою Трисвятого 474), при чем диакон возглашает: «Премудрость!» По входе начинается пение тропарей Великого пострига. До сего времени принимающей постриг находился в дверях церковного притвора, как это точно определяется выражениями наших памятников: ν τ βασιλικ πυλνι 474 л. 144), νδον τς βασιλικς πλης 213, СД, 343, 100, 133:604). Царским пилоном и царскими вратами в византийских храмах назывались входные двери в храм из притвора. Сюда, к дверям церковного притвора, выходил и игумен монастыря. Принимающий схиму становился возле игумена – πλησον το γουμνου (СД, 343, 133:604), одетый в обычные свои одежды (φορντες τ ξ θους ατν μτια – 474, Л. 144; φορν τ πρς συνθειαν καθημεριν μτια – 213 и СД; φορν τ πρς συνθη ατο μτια – 343, 133:604); в них он остается до малого входа. По совершении малого входа, принимающий постриг снимает с себя головной убор (τ κλυμμα), калиги (τ καλλγια) и все верхние одежды 228 . Непокрытый и босой, в одной исподней одежде 229 , стоить он в дверях церковнаго притвора (СД, 343, 133:604). Певцы начинают петь тропари великой схимы, разделенные на три антифона. 1 Евхологий Рум. Муз. 474, лл. 145 об.–149, «Прилож.»,сс. 14–15. χ. δ». νοκται θρα τς μετανοας...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Проповедь «Sermo in veneratione sanctae Mariae Magdalenae» (изд.: PL. 133. Col. 713-721) часто включалась в легендарии как «Житие Марии Магдалины» (BHL, N 5439-5441). Отрывки из этого сочинения читались в день памяти Марии Магдалины, 22 июля (особенно в северофранц. традиции). Однако, по мнению Д. Йоньи-Пра, авторство этой проповеди не принадлежит О., текст составлен анонимным автором из Везле ( Iogna-Prat D. La Madeleine du «Sermo in veneratione sanctæ Mariæ Magdalenæ» attribué à Odon de Cluny//MEFR.MA. 1991/1992. Vol. 104. P. 37-70). Литургическая поэзия О. известен как автор антифонов и гимнов ( Pothier J. Douze antiennes de St. Odon de Cluny en l " honneur de St. Martin de Tours//Revue du chant grégorien. Grenoble, 1906/1907. Vol. 15. P. 65-73). 12 антифонов (De beato Martino antiphonae XII//PL. 133. Col. 513-514) были составлены по настойчивой просьбе турских каноников ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 10). Вероятно, О. осуществил этот труд в 937 или 938 г. Антифоны посвящены последним событиям в жизни св. Мартина и его кончине. За основу взяты послания Сульпиция Севера своей матери Бассуле и диак. Аврелию. По словам Иоанна Салернского, эти антифоны исполнялись в Беневенто, однако в беневентских памятниках их следов не обнаружено. Зато они присутствуют в клюнийских бревиариях (Paris. lat. 12601. Fol. 153) и антифонариях (Paris. lat. 12044. Fol. 203v; Roma. Casanat. 54. Fol. 74v-75). Иногда О. ошибочно приписывается авторство антифона «O beatum pontificem» (Corpus Antiphonalium Officii/Ed. R.-J. Hesbert. R., 1968. Vol. 3. N 4002), но он несомненно относится к древнему григорианскому репертуару. Согласно Житию (PL. 133. Col. 48), О. написал еще 3 гимна св. Мартину (AHMA. T. 50. P. 264-270). Агиограф Иоанн Салернский приводит инципит одного из них, который совпадает с одним из сохранившихся гимнов («Rex Christe, Martini decus» - PL. 133. Col. 515-516). 2 др. гимна («Martine par apostolis» и «Martine iam consul poli» - Ibid. Col. 513-515) отличаются и по форме, и по стилю от 3-го и сохранились в составе лекционариев и бревиариев из базилики Сен-Мартен в Туре (Tours. Bibl. Municip. 1021, XII в.; Ibid. 148, XIV в.). Ж. Мабильон обнаружил еще один гимн, посвященный св. Мартину, возможно составленный О. перед смертью (in extremis compositus) (инципит «Martini renitet en speciosa dies» - PL. 133. Col. 516). Псевдоэпиграфы

http://pravenc.ru/text/2578219.html

PETRUS LAODICENUS. Commentarius in 4 Evangelia, fg., 86, II, 3323–30. ANONYMUS. De Christi nativitatis et Passionis annis; 92, 1057–60; alii duo, 1, 858–9 in no-tis. EUTHALIUS. Editio Actuum Apostolorum, 10, 1549–58 et 85, 627–64. Editio catholicarum epistolarum, 665–90. Editio epistolarum Pauli, 693–790. In Matthæum. Clemens Alex. Fg,. 2, 743–4. Origenis, 13, 829–1800; 17, 289–310. Hippolytus, 10, 699–700. Gregorius Thaumaturgus, in VI, 22–3, 10, 1189–90. Athanasius, 26, 1251–6; 27. 1368–90. Chrysostomus hom. 1–90, 67–58 (13–794). Fg. 793–4. – Aniani versio, 58, 975–1058. Ps.-Chrysostomus, Opus imperfection, 57, 611–946. Theodorus Mops., 66, 703–14. Cyrillus Alexandrinus, 73, 365–470, 471–4. Ammonius, 85, 1381–92. Petrus Laodicenus, 86, II, 3323–6. Joan. Damascenus, 96, 1407–14. Scholia Vetera, 106, 1077–1174. Photius, 101, 1189–1210. Theodorus Prodromus, . 133, 1177–96. Theophylactus, 133, 139–488. Euthymius Zigabenus, 129. 111–766. Macarius Chrysocephalus, 150, 239–42. Theophanes Cerameus, 132, 331–44, de genealogia. In Marcum. Theodorus Mops., 66, 713–16. Petrus Laodicenus, 86, II, 3325–8. Scholia Vetera. 106, 1173–78. Photius, 101, 1209–14. Theophylactus, 123, 4S7–682. Euthymius Zigabenus, 129, 767–852. Theodoras Prodromus, , 133, 1195–8. In Lucam. Heracleo hæreticus, 7, 1291–2. Clemens Alex., 9. 743–44. Hippolytus, 10, 699–702. Origenes, 13, 1799–1902. Fg., 1901–10; 17, 311–70. Dionysius Alex., 10, 1589–1602. Eusebius Cæs., 24, 529–606. Athanasius, 26, 1243–46; 27, 1381–1404; PGLT., 80, 705–13. Titus Bostrensis. PGLT., 80,757–816. Theodorus Mops., 66, 715–28. Cyrillus Alexandrinus, 73, 475–950. Theodoretus, 84, 31–2. Olympiodorus, 93, 779–80. Petrus Laodicenus, 86. II, 3327–30. Scholia Vetera, 106, 1177–1218. Anastasius Antiochenus, 89, 1285–8. Photius, 101, 1213–30. Nicetas David, 106, 575–8. Theophylactus, 123, 681–1126. Euthymius Zigabenus, 129, 853–1102. Macarius Chrysocephalus, 150, 240–4. Anonymus, Interpretatio duarum odarum Lucæ, , 129, 1101–6. Theodorus Prodromus, , 133, 1197–1204.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

ArchæoloGia. EUSEBIUS CÆSAREÆ. De nominibus Hebræorum 24, memoratur. Vide, PL., 23, 121–90. EPIPHANIUS. De mensuris et ponderibus, 43, 237–94. De XII gemmis, 293–304; 321–66. Physiologus, 517–34. TOPOGRAPHIA. SOPHRONIUS HIER. In loca sancta, , 87, III, 3817–24. EPIPHANIUS mon. Enarratio Syria, 120, 259–72. EUGESIPPUS. De distantiis locorum sacrorum, 133, 991–1004. ANONYMUS. In loca sacra, 133, 973–90. PERDICAS. De locis sanctis, , 133, 963–72. JOAN. PHOCAS. Descriptio terræ sanctæ, 133, 927–62. B)  M1SCELLA COMMENTARIA PTOLEMÆUS. Ad Floram epistola, 7, 1281–92. POLYCARPUS. Fg., 5, 1025–8. MELITO. Fg. 5, 1215–20. ORIGENES. Philocalia, 14, 1309–16. EUSEBIUS CÆS. Eclogæ propheticæ, 22, 1021–262. ATHANASIUS. Quæstiones in S.S., 28, 711–74. GREGORIUS NAZIANZENUS. Poemata, 12–28, . 37, 471–506. CYRILLUS ALEX. Glaphyra, 69, 13–678. In odas Scripturæ, 69, 1773–6. Collectanea V. Т., 77, 1175–1290. De adoratione in spiritu et veritate, 68, 13–1126. HESYCHIUS. Quæstiones, 93, 1391–1448. MAXIMUS. Quæstiones ad Thalassium, 90, 243–786. Quæstiones et dubia, 785–856. Quæstiones ad Theopemptum, 1393–1400. Ex opere 63 Dubiorum, 1461–2. Ex Vaticano capita, 1401–1462. PHOTIUS. Amphilochia, 101, 45–1172, 1277–96, MICHAEL GLYCAS. In divinæ Scripturæ dubia, 158, 647–958. JOANNES GEOMETRA. Canticorum metaphrasis, , 106, 987–1002. VETUS TESTAMENTUM 1 . Universe. HIPPOLYTUS. In Octateuchum, 10, 701–12. THEODORETUS. Quæstiones in Octateuchum. 80, 75–528. ANONYMUS. Octateuchi divisio in capita, 106. 1025–48. Homilia Athanasius. In SS. Patres et Prophetas, 28, 1061–74. 2 .Singuli libri. In Genesim. Melito, 5, 1215–8. Hippolytus, 10, 583–606, Origenes, 12, 45–262; 17, 11–16. Eusebius Emesenus, 86, I, 547–9. Diodorus Tarsensis, 33, 1561–80. Didymus, 39, 1111–14. Chrysostomus. Homiliæ 1–67, 53–54, ad с. 580; 64, 499–502. Aliæ 1–9, 54, 581–630. Chrysostomus 1–3, 56, 519–38. Theodorus Mopsuestenus, 66, 633–46. Cyrillus Alex. Glaphyra, 69, 13–386. Theodoretus. Quæstiones in Octateuchum, 80, 77–226. Gennadius, 85, 1623–24.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Страстная неделя на телеканале «Культура». Цикл программ, включающий записи шедевров русской духовной музыки в исполнении лучших отечественных хоровых коллективов (хоровой капеллы имени Юрлова, камерного хора под управлением Владимира Минина, хора имени Свешникова и др.)//Фома. - – апрель 2009. – С.92. - (рубрика « Путеводитель. 7 телепередач апреля »). 1 полезный адрес: Всесоюзный детский лагерь «Богослово» действует при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (Москва). Создан 16 лет назад по благословению настоятеля храма – протоиерея Димитрия Смирнова //Фома. - – апрель 2009. – С.92. – (рубрика «Путеводитель. 1 полезный адрес» ). 4 добрых дела: Тем, кто решил взять приемного ребенка, предлагают воспользоваться телефоном бесплатной «горячей линии» для консультаций по вопросам семейного устройства детей-сирот . На все вопросы ответят специалисты благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»//Фома. - – апрель 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 добрых дела »); Требуется помощь Троицкой церкви села Головочёво. Церковь XVIII века, не закрывалась в советские времена. Находится в достаточно неудобном месте. Сейчас прихожан немного. Им не под силу самим восстановить храм//Фома. - – апрель 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 добрых дела »); Просьба поддержать строительство храма святой великомученицы Варвары (неподалеку от Санкт-Петербурга в поселке Рахья). На данный момент не завершена только внутренняя отделка. Настоятель храма – священник Илья Амбарцумов (автор многих комментариев в журнале «Фома»)//Фома. - – апрель 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 добрых дела »); Просьба рассказать друзьям о семейном телефоне доверия центра «Православная семья» (бесплатная анонимная квалифицированная помощь)//Фома. - – апрель 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 добрых дела »); Призыв спасти жизнь годовалого Максима Козки! Мальчик ждет операцию по трансплантации печени в московской клинике, но так как он «иностранец» (родился и заболел на Украине) – операция платная//Фома. - – апрель 2009. – С.93. - (рубрика « Путеводитель. 4 добрых дела »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-72-a...

И этого самого не может он понять, что находится в числе гибнущих, так как это неведение то имеет свойство, что бывает каким-то густым покрывалом на умных очах души, и не дает им видеть ясно истину, когда любит мир и вещи мирские. Ибо поскольку ум удаляется от памятования о Боге, о смерти и о будущем суде и не помышляет о благах, уготованных праведникам, и о муках, ожидающих грешников, – вечном огне, кромешной тьме и скрежете зубов, но всецело весь предан бывает заботам житейским и призрачным благам мира, богатству, славе, утехам, всему прочему, что в мире люди считают славным и светлым, – поколику ум предан бывает всему такому, потолику он более и более грубеет, расстраивается, омрачается и некоторым образом весь покрывается непроницаемым покровом; следствием чего бывает выпадение из круга его познания заповедей Божиих и совершенное о них забвение (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 107–108). Великое зло, когда кто впадает в самомнение, думает, что знает, когда не знает, или что имеет, когда не имеет: ибо, думая, что знает или что имеет, не заботится уже познавать и стяжавать и остается ни при чем (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 244). Всякий, мнящийся быти мудрым, потому что прошел все науки и сведущ во внешней мудрости, никогда не сподобится проникнуть в тайны Божии и увидеть их, если прежде не смирится и не сделается в чувствах сердца своего буиим, вместе с самомнением отвергая и приобретенную ученость (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 38). Равное зло есть и перед Богом, и перед людьми, во Христе живущими, как то, когда кто страстен делами, так и то, когда кто надменен в добродетелях духом самомнения (прп. Никита Стифат , 93, 92). Напыщенный и в самомнении умом прельщающийся никогда во свете смирения не улучит благодати умиления, ради коего даруется свет премудрости Божией тем, кои сокрушены сердцем, как написано: во свете Твоем узрим свет ( Пс. 35, 10 ). Его покрывает ночь страстей, в коей расхаживают все дубравные звери человеческого естества и скимны самомнения, – бесы, говорю, тщеславия и блуда, рыкая, ищут, кого поглотить и воврещи в чрево отчаяния (прп. Никита Стифат , 93, 105). Для живущего по-человечески и увлекаемого духом самомнения жизнь настоящая бывает морем зол, погружая умную часть его души в море сластных утех и удовольствий, и троечастность его неистово поражая свирепыми волнами страстей, под действием духа злобы. Ему угрожает страшная опасность крайнего отчаяния, пока ладья его и кормило душевное сокрушаются сластьми плотскими и кормчий – ум остается во глубине греха и в смерти духовной; если море зол не укроет наконец волны свои в глубине смирения, море сластей не превратит своих течений в обильные дожди слез и не преложится в сладость светоносного умиления (прп. Никита Стифат , 93, 105–106). Если он , уразумев кознь вражью , укроется в крепость смирения, зазрев себя (или в чувстве презрения к себе), то избегает бедственности гордыни и вводится в пристань спасения (прп. Никита Стифат , 93, 136).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Таким образом, гнев и пожелание не первоначально суть страсти, но стали таковыми вследствие потери умом нашим здравия. От этого гнев стал бессловесным и пожелание бессмысленным (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 219–220). Источник. Как слепой и не видящий света солнечного не может читать письмен, светом освещенных, так и тот, кто слеп умом и не имеет ума Христова, никак не может понять и уразуметь вещей, кои суть во свете Христовом, и хоть бы он тьмы раз перечитывал написанное о них в Божественных Писаниях, невозможно, как думаю, чтобы он усмотрел что-нибудь и что-либо понял в духовном, невещественном и световом, будучи сам овеществлен и омрачен. И да не прельщает вас кто-либо из таковых! (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 228). Когда око твое, т. е. ум твой прост, т. е. светел, тогда и бестелесное тело твое, т. е. все части души твоей будут светлы; и наоборот, когда ум твой лукав, т. е. омрачен и погашен, тогда и вся душа твоя будет темна (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 69). ...Ум же очищающихся, погружаясь в свет Божий, весь обожается, и потому называется умом Божиим... (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 68). Источник. ...Око души, ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто в чистом свете видит Бога (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 53). Когда ум преселится к вещам сверхчувственным, тогда чувства, состоя в своем чине, бесстрастно входят в соприкосновение с предметами страстей, исследуя лишь причины их и природу и верно определяя их действия и свойства, без пристрастия к ним и без склонения к ним желания против естества (прп. Никита Стифат , 93, 87). Ум, обуздавший свои страсти и ставший выше печали и радости, бесстрастен (прп. Никита Стифат , 93, 108). Кто пребывает в естественной уму деятельности и в достойном употреблении слова, тот чистым соблюдается от вещества и украшается кротостию, смирением, любовию и милосердием, и осияниями Святаго Духа просвещается (прп. Никита Стифат , 93, 148–149). Ум наш, будучи образом Божиим, имеет свойственное ему в себе, когда пребывает в сродной ему деятельности и не допускает в себе движений, далеких от его достоинства и природы. Почему охотно любит вращаться в том, что к Богу относится и с Тем ищет соединиться, от Коего получил начало, Коим движется и к Коему устремляется по естественным своим свойствам, и Ему подражать желает человеколюбием и простотою. Чего ради рождая слово, ум, как другие небеса, возустрояет души единоплеменных человеков, и твердыми их терпением деятельных добродетелей соделывает, и животворит их духом уст своих, подавая им силу против пагубных страстей. Таким образом, и он является устроителем мысленной твари, подражая Создателю великого мира, Богу, и ясно слышит такое к себе свыше слово: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши (Пер. 15, 19) (прп. Никита Стифат , 93, 159).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1068 Там же, л. 122 об., 128 об. Там же, к. 55, ед. хр. 13, л. 23. Преп. Амвросий писал о бодрствовании над собой: «Береги совесть свою и очи; имей страх Божий, чаще помышляй о смерти и о Страшном суде, и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уже и совсем ослабеешь к добру» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 277. С. 35). 1071 Там же, л. 93. Преп. Амвросий писал: «Если грешный с верою и упованием в покаянии будет прибегать к Господу, то получит помилование и прощение согрешений» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 30. С. 40). 1073 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 51 об. Старец Амвросий писал: «Сын Божий сходил с небес для спасения грешников и многого от нас не требует, а только искреннего покаяния» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 15. С. 19); «Богу приятнее грешник кающийся, чем человек не согрешивший, но превозносящийся» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 284. С. 40). 1075 Там же. Преп. Амвросий советовал искренно исповедовать свои грехи духовному отцу и не стыдиться ничего утаивать (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 278. С. 37). 1076 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 93. «Покаяние не совершается (не оканчивается) до гроба» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 294 С. 92). 1077 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 69–69 об. Оптинский старец Амвросий убеждает: «Скорби – это дар Божий, и все, что делается промыслительно от Господа, то делается к пользе нашей душевной» (Письма иеросхимонаха Амвросия//«Душеполезное чтение». М., 1909. Ч. II. С. 221). В другом письме о. Амвросий поучает: «Всякий христианин чем-либо да испытывается – один бедностью, другой болезнью, третий разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры и надежды, любви Божией, то есть к чему человек… более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному; чтобы человек-христианин через подобные испытания сам видел, в каком он находится положении… и невольно смирялся» (Письма о. Амвросия к мирским. Ч. I. П. 30. С. 40). Оптинский игумен Антоний учил: «Так как сказано, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие, то Господь Бог… человеколюбно и посылает на нас различные огорчения, чтоб через них нас спасти» (Письма о. Антония. С. 386).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

...Только что выступившему на подвиги ничто так не препятствует исполнять делом заповеди, как всезлобнейшее самолюбие (жаление плоти) (прп. Никита Стифат , 93, 89). Как в телесных болезнях никто не может точно узнавать причины их и врачевства против них, без большой опытности во врачебном искусстве, так и в душевных – без долгого подвижничества (прп. Никита Стифат , 93, 114). Если от дела закона не оправдится всяка плоть пред Богом (ср.: Рим. 3, 20 ), то кто одними подвижническими трудами и потами совершенным явится пред Богом? Ибо деянием (деятельною жизнию) мы приходим только в навыкновение добродетели и пресекаем действо страстей, но этим одним не делаемся совершенными в меру исполнения Христова (прп. Никита Стифат , 93, 154–155). ...Многие из верных и ревностных христиан тела свои многими подвижническими трудами и телесными деланиями измождили и утончили; но, как они при сем не имеют умиления от сокрушенного и благолюбивого сердца, и милосердия от любви к ближним и к самим себе, то оставлены пустыми, лишенными исполнения Духа Святаго и удаленными от истинного познания Бога, имея мысленные ложесна свои неплодными и слово бессольное и бессветное (прп. Никита Стифат , 93, 159). ...Как земля не воздает полезных плодов, если не трудиться на ней, так и душа, без наличия духовных подвигов, не произведет ничего богоугодного и служащего ко спасению (свт. Григорий Палама , 26, 67). Источник. ...Относительно нас: целомудрие и праведность, смирение и претерпение так или иначе причиняющих нам зло, и раздача имущества, еще же и злострадание тела в постах и бдениях, и, одним словом сказать, – распятие себя со страстьми и похотьми во исполнение заповедей Божиих, – не только является выявлением насколько истинно мы веруем обещаниям Христовым, но и, так сказать, делает Бога в свою очередь должником дарования нам вечной и незыблемой жизни, и наслаждения, и славы, и царства (свт. Григорий Палама , 26, 82). Источник. ...К подвизающейся душе приходит Христос, и неизреченную подает радость сердцу, – и сей радости духовной ничто ни из сластей мира, ни из лютых горестей его, взять от него никогда не может. Благие размышления, спасительные памятования, Божественные созерцания и слова премудрости, служа подвижнику, сохраняют его на всех путях его богоугодной деятельности (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 165).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1092 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 37 об. По мысли игумена Антония Оптинского, для христианина «нет иного средства ограждению себя, кроме одной молитвы ко Господу» (Письма о. Антония. С. 23). 1094 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 33 об. Старец Амвросий Оптинский указывает: «Враг наш душевный не восстает так против какой бы то ни было добродетели, как против молитвы…» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 288. С. 44). 1097 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 120 об. Оптинский старец Амвросий писал: «Молитва Иисусова прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, то может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. I. П. 88. С. 83). 1099 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 87. Преп. Амвросий Оптинский объясняет: «Ежели всякая добродетель без смирения не может состояться, то кольми паче молитва прежде всего требует смирения, так как молящиеся имеют дело с гордыми бесами, которые, будучи сами бедны и ничего не имея, обещают другим богатство, показывая чужие ассигнации… Так же знай, что молитва требует безгневия» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 259. С. 26). 1100 РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 36. Опытный Оптинский руководитель иеросхимонах Макарий также более всего предостерегает от мечтаний и чувственных видений. Своей духовной дочери, писавшей, что она ощущает явление Ангела Хранителя и присутствие святых Божиих, к которым сердечно обращается, он отвечал: «Бойтесь доверять таким явлениям: св. ап. Павел говорит, что сатана преобразуется в Ангела светла… для прельщения неопытных в духовной жизни. Так и св. отцы, описавшие нам признаки духовных явлений, строго запрещают новоначальным доверять таким явлениям… от подобных мнимых видений человек впадает в прелесть бесовскую» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 730–731), «… в настоящем нашем положении отнюдь не должно доверять кажущейся духовной радости, потому что истинная радость духовная, по слову Апостола, есть плод духовный и принадлежит к великой мере духовной. Прежде ее должно стяжать мир от браней и помыслов, мир от страстей и совершенное примирение с Богом» (Письма о. Макария. Т. 5. С. 729). «Во время (молитвы)», – писал старец Амвросий, – «никакого постороннего помысла не принимать и не верить тому, что видится или слышится, т. е. изменению иконы или какому-либо голосу. А если снам или чему-либо подобному верить, то можно ума лишиться» (Письма о. Амвросия к монашествующим. В. II. П. 424. С. 136).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010