Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА СТИФАТ [Греч. Νικτας Στηθτος] (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем, главный богословский оппонент послов папы св. Льва IX в 1054 г. Жизнь Время рождения Н. С. неизвестно. Вопреки часто встречающемуся в лит-ре мнению, обозначение Стифат не является прозвищем, полученным Никитой за его мужественное обличение связи между имп. Константином IX Мономахом и Марией Склиреной. По всей видимости, это обозначение («широкогрудый») является фамильным именем, др. носители к-рого известны в XI-XII вв. В возрасте 14 лет Н. С., по его словам, «оставил жизнь и суету, а также занятие науками», т. е. поступил в мон-рь ( Nicet. Pector. Vita Sym. 135). Прп. Симеон Новый Богослов был его наставником в монашеской жизни уже тогда, когда у Н. С. только появился первый пушок на подбородке. Также ничего доподлинно не известно и о семье и месте рождения Н. С. Не исключено, однако, что именно Н. С. и его ученика Иоанна, упоминаемого в Житии св. Симеона (Ibid. 150), имел в виду Михаил Пселл в обвинительной речи против патриарха Михаила I Кирулария , когда упомянул о «хиосских монахах Никите и Иоанне», к-рые вводили новые обычаи и установления о действиях духов и о церковной иерархии и которые «напоили своим ядом» самого патриарха. В пользу такого отождествления говорит то обстоятельство, что в «Сотницах практических, природных и познавательных глав» Н. С. неоднократно говорит о действии бесов на человека (напр.: Idem. Pract. 93-98), а церковной иерархии он посвятил целое сочинение. В таком случае местом рождения Н. С. можно считать о-в Хиос. В последние годы жизни прп. Симеона Нового Богослова, когда тот, будучи изгнанным из мон-ря св. Маманта, возглавлял мон-рь св. Макрины в Палукитоне, Н. С. занимался переписыванием его текстов, к-рые он обычно получал через посредника ( Idem. Vita Sym. 131-132). По всей видимости, такой способ общения объясняется тем, что Н. С. уже тогда жил в Студийском мон-ре и не мог ежедневно видеть своего наставника. Согласно Житию св. Симеона (Ibid. 133-135), спустя немало времени после кончины своего духовного отца Н. С. пережил экстатическое состояние, к-рое побудило его сочинить сначала каноны прп. Феодору Студиту, а потом и надгробное слово, гимны и похвальные слова прп. Симеону. После этого ему было видение наставника, к-рое он истолковал помимо прочего как указание заняться изданием трудов прп. Симеона.

http://pravenc.ru/text/Симеон Новый ...

Восточно-сирийский обряд. Бдение в ночь на Великую Пятницу – один из немногих в году примеров всенощной службы в обряде Церкви Востока. Оно состоит из 3 псалмических блоков (mawtba), 19-го раздела вост.-сирийской Псалтири (suyyaka; Пс 131–140), ночной службы (Qala-d-sahra), утрени (sapra) и крещального чина. Основная тема 1-го mawtba выражена в гимне «об умовении ног», 2-го – в гимне о таинстве Евхаристии, на 3-м читается составное Евангелие (Мф 26. 31–44 + Лк 22. 43–44 + Мф 26. 45–50 + Лк 22. 49–50 + Ин 18. 10 + Мф 26. 52 + Ин 18. 11 + Мф 26. 52–75). Крещение в конце бдения знаменует собой окончание велико-постного периода подготовки оглашаемых. Литургии в Великую Пятницу нет; на вечерне вечером в Великую Пятницу бывают чтения (Ис 52. 13–53. 12; Дан 9. 20–27; Гал 2. 17–3. 14; Лк 22. 63–23. 12 + Мф 27. 19 + Лк 23. 13–23 + Мф 27. 24–25 + Лк 23. 24–25 + Мф 27. 51–54 + Ин 19. 23–42), после которых совершается процессия с Крестом от бемы в алтарь, изображающая Смерть и погребение Спасителя; вечерня заканчивается «чином погребения» с пением особого продолжительного антифона (Ibid. P. 153–157). Эфиопский обряд. В Великую Пятницу совершаются утреня, 3, 6, 9, 11 и 12-й часы. Утреня в Великую Пятницу начинается с гимна-исповедания веры в Страсти и Воскресение Христовы; следуют чтения и песнопения; служба заканчивается священническим благословением. На 3, 6 и 9-м часах прочитывается вся Псалтирь, разделенная на 3 части; на часах антифонно поются особые гимны; бывают чтения паремий, святоотеческих слов; отрывков из Апостола; евангельских рассказов о Страстях. В конце дня, после 12-го часа, совершается обряд «погашения света» (Ibid. P. 93–133). В Коптской Церкви в дни Страстной седмицы, в. т. ч. В Великую Пятницу, используется множество библейских чтений (http://www.bombaxo.com/html [Электр. ресурс]) Богослужение Великой Пятницы на латинском Западе уже с V в. рассматривалось как часть triduum (лат. – Триденствие), включающего в себя Великую Пятницу, Великую Субботу и день Воскресения (Ambros. Mediol. Ep. 23. 12–13//PL. 16. Col. 1030; Aug. Ep. 55. 24//PL. 33. Col. 215); впосл. triduum стали отсчитывать от Великого четверга; службы triduum имеют ряд общих особенностей (опускаются начальные молитвословия, удваиваются антифоны и проч.). Великая Пятница – единственная пятница в году, которая по латыни обозначается греческим словом (приготовление), в подражание евангельскому словоупотреблению (ср.: Мк 15. 42).

http://sedmitza.ru/text/414284.html

20) В Императорской Публ. библиотеке, в сборнике XVI–XVII вв. под Q–1–218. (См. Оп. р-сей гр. Толстого, Отд. II, 340, на Л. I. С В. 122 идут смешанные вопросы, начинающиеся вопросами Анастасия Синаита (См. F–1–263, Л. 325). 21) В сборнике XVII в. той же б-ки, под Q–1–254 (Оп. р-сей гр. Толстого, Отд. II, 264, на Л. 93. Всех вопросов 136. С В. 122 идут смешанные, начинающиеся вопросами Анастасия Синаита (См. F–1–263). 22) В сборнике XVII в. той же б-ки, под Q–XVII–34 (См. Оп. р-сей гр. Толстого, Отд. II, 167), на Л. 94. Всех вопросов 136. С 122 идут смешанные, нач. вопросами Анастасия Синаита . 23) В Библиотеке Александро-Невской Лавры, в сборнике XVI в. под 1458 (Соф.), на Л. 337. Всех вопросов 133. С 119 идут вопросы смешанные, нач. вопросами Анастасия Синаита . 24) В Хлудовской библиотеке, в сборнике XVII в. под 108, на Л. 34. Всех вопросов 136. С В. 122 идут вопросы смешанные, нач. вопросами Анастасия Синаита . (См. F–1–263). Представленный материал даёт возможность сделать следующие выводы: На почве греческой письменности рассматриваемый памятник так же неустойчив, как и в письменности славянской. По своему составу он является в трояком виде или представляет три типа: Первый состоит из 136 вопросов и в основе своей имеет греческий список, изданный Минем (за вычетом одного лишь вопроса). Второй тип – сокращённый, состоящий из 119, 120 или 122 вопросов, причём в большинстве случаев списки оканчиваются В. 129 (у Порфирьева), или 132 (у Миня). Третий – смешанный, в котором с В. 122 идут смешанные вопросы, начиная двумя вопросами Анастасия Синаита . Сделав подобные выводы, я, конечно, не претендую на их непогрешимость, так как новый материал может легко их изменить и может способствовать более широким и более правильным обобщениям. Впрочем, задача моя иная. Я желаю выделить апокрифический элемент из «Вопросов и ответов Св. Афанасия к кн. Антиоху». Ещё в 1859 г. Преосвященный Филарет, Арх. Черниговский и Нежинский в своём «Историческом Учении об Отцах Церкви» (Т. II, стр. 66) указал на то, что не всё в этом памятнике принадлежит Св. Афанасию Александрийскому . Так в нём есть выписки из Кирилла Александрийского , Феодорита, Максима и Лествичника. Шесть из ответов надписываются именем Афанасия малого ψιλος. «Таким образом, замечает Пр. Филарет далее, надо положить, что после Св. Афанасия другой Афанасий младший именно 7-го века, а потом и другие дополняли первый состав ответов, так что в нынешнем составе нет и двадцатой доли того, что можно было бы приписать Св. Афанасию» (ibid., стр. 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

основной темой оставалась борьба с донатизмом, получившим в Африке широкое распространение. В кон. IV и в нач. V в. на Соборах принимались решения по вопросам вероучительного (борьба со сторонниками пелагианства ), литургического и церковно-правового характера. Первый Собор, о к-ром сохранились сведения, был созван скорее всего в 20-х гг. III в. Карфагенским еп. Агриппином. Упоминания о Соборе содержатся в сочинениях сщмч. Киприана Карфагенского и блж. Августина. В Соборе участвовали епископы из Проконсульской Африки и Нумидии ( Cypr. Carth. Ep. 71. 4; 73. 3; здесь и далее по изд.: S. Thasci Caecili Cypriani Opera omnia. 1871. Pars. 2), к-рые признали недействительным крещение, совершаемое еретиками ( Aug. De unico baptismo contra Petilianum. 22//PL. 43. Col. 606-607; Idem. De bapt. contr. donat. II 12-14; III 2-3//Ibid. Col. 133-135, 139-140; Idem. Ep. 93. 10//PL. 33. Col. 338-339). Возможно, к этому Собору относятся решения, запрещавшие клирикам становиться попечителями и опекунами ( Cypr. Carth. Ep. 1. 1; 2. 1) (см.: Hefele, Leclercq. 1907. T. 1. P. 154-156; Clarke. 1984-1989. Vol. 4. P. 196-199). Между 236 и 248 гг., при Карфагенском еп. Донате, состоялся Собор африкан. правосл. епископов (место проведения неизвестно). Присутствовавшие на Соборе 90 епископов отлучили Привата, еп. Ламбезиса, как еретика. Решение Собора было обнародовано в посланиях Римского еп. сщмч. Фабиана и еп. Доната. Впосл. поданная Приватом апелляция была отвергнута сщмч. Киприаном и участниками Собора 252 г. ( Cypr. Carth. Ep. 59. 10). Св. Киприан Карфагенский. Мозаика баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. 1300–1310 гг. Мастер св. Цецилии Св. Киприан Карфагенский. Мозаика баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. 1300–1310 гг. Мастер св. Цецилии Известно о 7 Соборах, проведенных под председательством сщмч. Киприана Карфагенского. Первый из них состоялся после Пасхи 251 г. На Соборе было оглашено послание Римского еп. Корнелия , в к-ром сообщалось о его избрании на кафедру. Поскольку избрание Корнелия сопровождалось разногласиями среди рим.

http://pravenc.ru/text/1681209.html

Соч.: L " empire romaine d " Orient au IVe siècle et les traditions politiques de l " hellénisme: Le témoignage de Thémistios//TM. 1968. Vol. 3. P. 1-242; Les moines et la ville: Le monasticisme à Constantinople jusqu " au concile de Chalcédoine (AD 451)//Ibid. 1970. Vol. 4. P. 229-276; Minorités ethniques et religieuses dans l " Orient byzantin à la fin du Xe et au XIe siècle: L " immigration syrienne//Ibid. 1976. Vol. 6. P. 177-216; Le christianisme dans la ville byzantine//DOP. 1977. Vol. 31. P. 3-25; Le culte des images dans le monde byzantin//Histoire vécue du peuple chrétien/Éd. J. Delumeau. Toulouse, 1979. Vol. 1. P. 133-160; Le saint, le savant, l " astrologue: Étude de thème hagiographique à travers quelques recueils de «Questions et réponses» des Ve-VIIe siècles//Hagiographie, cultures et sociétés (IVe-XIIe siècles). P., 1981. P. 143-155; «Ainsi rien n " échappera à la réglementation»: État, Église, corporations, confréries: À propos des inhumations à Constantinople (IVe-Xe siècles)//Hommes et richesses dans l " Empire byzantin/Éd. V. Kravari. P., 1991. Vol. 2. P. 155-182; Juifs et Chrétiens dans l " Orient du VIIe siècle//TM. 1991. Vol. 11. P. 17-273; Le traité de Grégoire de Nicée sur le baptême des Juifs//Ibid. P. 313-357; Judaiser//Ibid. P. 359-380; L " iconoclasme et l " établissement de l " orthodoxie (726-847)//Histoire du christianisme, des origines à nos jours. P., 1993. T. 4: Évêques, moines et empereurs: (610-1054). P. 93-165; La politique missionaire//Ibid. P. 216-226; Formes et fonctions du pluralisme linguistique à Byzance (IXe-XIIe siècles)//TM. 1994. Vol. 12. P. 219-240 (рус. пер.: Формы и функции языкового плюрализма в Византии (IX-XII вв.)//Чужое: опыты преодоления/Под ред. Р. М. Шукурова. М., 1999. С. 160-193); Contemporary Image and Influence of Byzantium//Byzantium: Identity, Image, Influence: 19th Intern. Congr. of Byzantine Stud. (18-24 Aug., 1996). Major Papers/Ed. K. Fledelius, P. Schreiner. Copenhagen, 1996; Священные образы и проблема портретного сходства//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/Под ред. А. М. Лидова. М., 1996. С. 19-43; Byzance entre le djihâd et la croisade: Quelques remarques//Le concile de Clermont de 1095 et l " appel à la croisade. R., 1997. P. 325-337; «Восточный цезаропапизм»: История и критика одной концепции//GENNADIOS: К 70-летию акад. Г. Г. Литаврина. М., 1999. С. 80-99.

http://pravenc.ru/text/168616.html

Philos.-hist. Klasse. W., 1918. Bd. 61. Abh. 2; Busset W. Apophthegmata: Stud. z. Geschichte des ältesten Mönchtums. Tüb., 1923; Guy J.-Cl. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1962, 19842. (SH; 36); Sauget J.-M. Le «Paterikon» du Ms Mingana Christian Arabic 120a//OCP. 1962. T. 28. P. 402-410; idem. La coll. d " Apophtègmes du manuscrit 4225 de la Bibliothèque de Strasbourg//Ibid. 1964. T. 30. P. 485-509; idem. Un nouveau témoin de coll. d " «Apophthegmata Patrum»: Le «Paterikon» du Sinaï arabe 457//Muséon. 1973. T. 86. P. 5-35; idem. La version sahidique des «Apophthegmata Patrum» et son modèle grec//OCP. 1973. T. 39. P. 445-453; idem. Une traduction arabe de la coll. d " Apophthegmata Patrum de ‘Enanišo‘: Étude de ms. Paris arabe 253 et des témoins parallèles. Louvain, 1987. (CSCO; 495/Subs. 78); Regnault L. Les Sentences des Pères du Désert: Solesmes, 1966; idem. Les Sentences des Pères du Désert: Nouveau Recueil. Solesmes, 1970; idem. Les Sentences des Pères du Désert: 3me recueil & tables. Solesmes, 1976; Esbroeck M. van. Les apophtègmes dans les versions orientales//AnBoll. 1975. T. 93. P. 381-389; Федер В. Р. Сведения о славянских переводных патериках//Методические рекомендации по описанию славянорусских рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. С. 14-17; Outtier В. Le modèle grec de la traduction géorgienne des apophtègmes par Euthyme//AnBoll. 1977. T. 95. P. 119-131; Leloir L. Désert et Communion: Témoignages recueillis à partir des Paterica arméniens. Bégrolle-en-Mauges, 1978. (Spiritualité orientale; 26); Regnault L. Les Sentences des Pères du Désert: Coll. alphabétique. Solesmes, 1981; idem. Les Sentences des Pères du Désert: Série des anonymes. Solesmes; Bégrolle-en-Mauges, 1985; Gould G. A Note on the Apophthegmata Patrum//JThSt. 1986. Vol. 37. P. 133-138; Zanetti U. Apophthegmes et histoires monastiques dans le synaxaire arménien//AnBoll. 1987. T. 105. P. 167-199; Николаев Н. И. Патерик Азбучно-Иерусалимский//СККДР.

http://pravenc.ru/text/75770.html

Ibid., стр. 406. 2031 Ibid., стр. 407. 2032 Ibid., стр. 408. 2033 Вопр. фил. и псих., Na 5, стр. 63. 2034 «Спиритуализм, как психологическая гипотеза». Вопр. фил. и псих., 38, стр. 520. 2035 Из статьи «Спиритуализм, как монистическая система философии». Ibid., 115, стр. 457. 2036 Лопатин. Философские характеристики и речи, стр. 112—115. 2037 «Положит. Задачи…» Τ. I, стр. 356 (прим.), 397. 2038 «Философские характеристики…» стр. 258. 2039 См. особенно «Положительные задачи…» т. I, стр. 395—397. 2040 Положительные задачи…», т. I, стр. 397 (Примеч.). 2041 Ibid., стр. 396. 2042 См., напр., статью «Монизм и плюрализм» (Вопр. филос. и псих., 116). 2043 «Полож. задачи…», т. I, стр. 263—275. 2044 Вопр. филос. и псих., 5, стр. 63. 2045 «Положит, задачи…». Т. I, стр. 121. 2046 Ibid., стр. 133. 2047 Этот тезис очень основательно освещен в § «Общее значение материализма», т. I, стр. 138— 145, 152—191, 225–246. 2048 См. особенно отчетливые формулировки в предисловии ко 2–му изд. «Положит, задач…». 2049 «Положит, задачи…». Т. I, стр. 44. 2050 Ibid., стр. 431. 2051 ритическая литература о системе Лосского, насколько мы могли выяснить, невелика.Упомянем, прежде всего, статью Лопатина (Вопр. филос. и псих., 87), А с к о л ь д о в а (Журн.Мин. нар. проев., 1906— X), Бердяева (Вопр. фил. и психол. 93). На первые две статьиЛосский отвечал в Вопр. фил. и психол. 93), что, в свою очередь, вызвало небольшую ответнуюстатью Аскольдова в том же журнале. Позже Аскольдов посвятил Лосскому часть главы в своейкниге «Мысль и действительность» (гл. VI, стр. 150—165). См. также в той же книге гл. X (стр. 246 слл.). 2052 Лопатин. Новая теория познания. Вопр. филос. и псих., 87 (1907 г.). 2053 Бердяев. Об онтологической гносеологии. Вопр. филос. и псих., 93 (1908 г.). 2054 Лосский. Органические и неорганические мировоззрения (Философский сборник, посвященный Λ.Μ. Лопатину. Москва, 1911), стр. 134. См. также статью Лосского «Принцип наибольшей полноты бытия». Записки Научн., инстит. в Праге, т. I. 2055

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

937A с.51. Так как гнев питается гордостью, то в борьбе с ним необходимо стяжание смирения: Praecepta salutaria 8, PG.65, 1041А–В, р. п., с.284. 717 Ер.4, PG.91. 417C-D, p.234; Ер.1, 388В, р.216. Mystagogia 24, PG.91, 713С-716А, p.525 [р. п. I,183]. Ambigua, PG.91, 1116C-D, f.140a-b. Cap. theol. I,13 [р. п. I,222]. — Св. Григорий Богослов, Or.40, n.38, PG.36, 413A; р. п. III,257. Св. Мефодий Олимпийский, Convivium V,4, PG.18, 101B-104B; р. п., с.68–69. 718 Cap. de charitate I,63,91; II,72; IV,50 [р. п. I,102,106,117,139]. Евагрий, Cap. pract. 5.48, PG.40, 1224A. 1245C; р. п., с.571. 585 [с.96, гл.5]. Преп. Исихий, Cap. de temperantia I,70, PG.93, 1504В; р. п., с.173 («Cap. de charitate IV,50 [р. п. I,139]). 719 Cap. de charitate I,91; II,20.71 [р. п. I,106,109–110,117]. — В помыслах — главное искушение для монаха. Евагрий Cap. pract. 46, PG.40, 1233А; р. п., с.577 [с.108, гл.74]; 32, 1229C-D, с.576 [с.105, гл.51]. 720 Сар. de charitate Ш, 88 [р. п. I,132]. Евагрий, Cap. pract. 31, PG.40, 1229С; р. п., с.576 [с.104–105, гл.50]. Преп. Исихий, Cap. de temperantia II,19 (121). 51 (153), PG.93, 1517В. 1528С; р. п., с.183,191. Авва Дорофей, Doctrina XI,4, PG.88, 1740А; р. п., с.133. Ср. св. Григория Богослова, Or.32, n.28, PG.36, 205D; р. п. III.3,130; св. Григория Нисского, De vita Moysis, PG.44, 353A; р. п. I,288–289. 721 Cap. de charitate III,43; II,87 [р. п. I,126,119]. 722 Ibid. IV,48; II.47 [р. п. I,139,113–114]. Евагрий, Cap. pract.6, PG.40, 1224A; р. п., с.571 [с.99, гл.15]. 723 Сар. de charitate IV,48; III,64,3 [р. п. I,139,129]. Преп. Марк Подвижник, De baptizmo, PG.65, 1021B; De lege spiritual! 108 (106), 917D; р. п., с.173–174. 26; De his qui putant 111(114),119(122),158(170), ibid. 945D,948C,956A, с.64,74. Преп. Исихий, Cap. de temperantia 44, PG.93, 1496A; р. п., с.168. Авва Дорофей, Doctrina X,5. XII,5. PG.88, 1729В,1756С; р. п., с.124–125,149. 724 Liber ascet. 18, PG.90, 925B, p.375 [р. п. I,81]. См. о трезвлении у преп. Исихия, Cap. de temperantia I,1. 3, PG.93, 1480D.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

84 Ibid. I,11: Catholicam facit simplex et verus intellectus intellegere, singulare ac verissimum sacramentum et unitas animorum. P. 13, 20–21. Cfr.: PL. T. 11, coil. 905D-906B-C. not. 15–17. 88 Ibid. III, 9: «In parte vestis adhuc unum sumus, sed, in diversa pendemus, quod enim scissum est, ex parte divisum est, non ex toto». P. 93, 17–19. 92 Ibid. I, 21. P. 22–23; 23, 6. В VII, 4 вину донатистов Оптат называет даже хулой на Святого Духа: см. р. 176. 97 Из необозримой ученой литературы, посвященной блж Августину, мы пользуемся преимущественно новыми и специальными трудами: Dr. Thomas Specht. Die Lehre von der Kirche nach dem hl. Augustia Paderborn, 1892; P. Capistran Romeis. Das Heil des Christen ausserhalb der wahren Kirche nach der Lehre des hl. Augustin. Forschungen zur Christlichen Literatur und Dogmengeschichte, herausgeg. von Dr. A. Ehrhard und Dr. I. P. Kirsch. VIII Band. 4. Heft. Paderborn, 1908; В. Герье. Зодчие и подвижники «Божьего Царства». Ч. 1. Блаженный Августин . М., 1910. 99 Нельзя не отметить того, что полемика с донатизмом носила на себе яркий догматический отпечаток. Отсюда можно видеть, что в основе самого донатизма лежали религиозно-догматические интересы, и В. Герье является тенденциозным историком, изображая донатизм (« Блаженный Августин ». С. 437 и далее) «знаменем, собравшим около себя туземные элементы, противившиеся Риму и его цивилизации» (С. 477). См. по этому вопросу суждения проф. А. А. Спасского (Богословский вестник, 1901. III. С. 189–194) и Η. Η. Глубоковского (« Блаженный Августин в изображении русского светского историка». – Труды Киев. дух. академии. 1911.I. С. 133–136). 108 Ibid. De unitate Eccl. С 11, 30: «Iam cui non appareat, illo vase significatum orbem terrarum, cum omnibus gentibus? Unde etiam quatuor initias erat alligatum, propter notissimas quatuor partes, Orientem et Occidentem, Austrum et Aquilonem, quas saepissime Scriptura commendat». PL. T. 43. Col. 413 . 109 Ibid. С 12, 31: «Cognoscite ergo etiam quam longe ab Africa remotae sunt, et dicite nobis cur eas omnino vobis incognitas, et in apostolicis Litteris manifestatas, tarn sacrilega temeritate accusetis et tanta dementia criminibus Afrorum periisse dicatis?» PL. T. 43. Col. 414–415 ; Epist. 87, 2; PL. T. 33. Col. 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

мученикам, вместе с упоминанием об отыскании тела св. Глеба при некотором сходстве с летописью, имеют и немаловажные отличия от последней. Напрасно проф. Соболевский говорит, что автор „Сказания» прибавил только к летописному рассказу цитаты из свящ. Писания и молитвы князей. Но при внимательном сличении этих двух памятников оказываются и некоторые другие различия между ними. То совершенно справедливо, что „Сказание», сравнительно с летописью, обилует выписками из св. Писания и, как имеющее „отличительной чертой усиленное стремление автора к драматизму» 63 , передает длинные речи св. князей; но рядом с этим в исторической собственно части по местам оказывается фактичнее летопись (ср. „Сказ.» Хр. Чт. 1849 г. II, 381; лет. по Лавр. сп. 129 стр.; лет. по Ип. сп. 92–93 стр.), по местам „Сказание“, которое сообщает, наприм., точную дату смерти св. Бориса и Глеба, некоторые подробности об отыскании св. тела последнего, о чем летопись не говорит. В некоторых местах рассказ идет в летописи не в том порядке, в каком – в „Сказании» (ср. „Сказ.» Ibid. 385–386 и Лет. по Лавр. сп. 131–132; Лет. по Ип. сп. 93–94 стр.); иногда рассказ обширнее в летописи и сокращеннее в „ Сказании “, иногда наоборот (ср. „Сказ.» Ibid. 384 и 389 стр. и Лет. по Лавр. сп. 131 и 133 стр.; Лет. по Ип. сп. 93 и 95 стр.); а в самом начале повести об убиении св. мучеников летопись приводит выписку из книги Притчей Соломона более обширно, чем „Сказание». Упомянув об убийцах Бориса и Глеба и относя к ним слова Соломона, автор „Сказания» говорит: „о таковых бо рече пророк: скори суть прольяти кровь без правды» и только; а летописец продолжает выписку: „ти бо общаются крови» и т. д. 64 Теперь отчасти можно судить, справедливо ли предположение Соболевского, что „Сказание» в своей главной части (т. е. в рассказе об убиении Бориса и Глеба) есть ничто иное, как извлечение из летописи, дополненное выписками из свящ. Писания и молитвами св. князей. Сличение летописи и „Сказания», беспристрастное отношение к этим памятникам, по нашему мнению, скорее всего должно привести к мысли, что именно летописец пользуется „Сказанием», пользуется на столько, на сколько находит в нем исторического материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010