Восточно-сирийский обряд. Бдение в ночь на В. п.- один из немногих в году примеров всенощной службы в обряде Церкви Востока . Оно состоит из 3 псалмических блоков (mawtba), 19-го раздела вост.-сир. Псалтири (suyyaka; Пс 131-140), ночной службы (qala-d-Šahra), утрени (sapra) и крещального чина. Основная тема 1-го mawtba выражена в гимне «об умовении ног», 2-го - в гимне о таинстве Евхаристии, на 3-м читается составное Евангелие (Мф 26. 31-44 + Лк 22. 43-44 + Мф 26. 45-50 + Лк 22. 49-50 + Ин 18. 10 + Мф 26. 52 + Ин 18. 11 + Мф 26. 52-75). Крещение в конце бдения знаменует собой окончание великопостного периода подготовки оглашаемых. Литургии в В. п. нет; на вечерне вечером в В. п. бывают чтения (Ис 52. 13 - 53. 12; Дан 9. 20-27; Гал 2. 17 - 3. 14; Лк 22. 63 - 23. 12 + Мф 27. 19 + Лк 23. 13-23 + Мф 27. 24-25 + Лк 23. 24-25 + Мф 27. 51-54 + Ин 19. 23-42), после к-рых совершается процессия с Крестом от бемы в алтарь, изображающая Смерть и погребение Спасителя; вечерня заканчивается «чином погребения» с пением особого продолжительного антифона (ibid. P. 153-157). Эфиопский обряд. В В. п. совершаются утреня, 3, 6, 9, 11 и 12-й часы. Утреня в В. п. начинается с гимна-исповедания веры в Страсти и Воскресение Христовы; следуют чтения и песнопения; служба заканчивается священническим благословением. На 3, 6 и 9-м часах прочитывается вся Псалтирь, разделенная на 3 части; на часах антифонно поются особые гимны; бывают чтения паремий, святоотеческих слов; отрывков из Апостола; евангельских рассказов о Страстях. В конце дня, после 12-го часа, совершается обряд «погашения света» (ibid. P. 93-133). В коптской Церкви в дни Страстной седмицы, в т. ч. в В. п., используется множество библейских чтений (http://www.bombaxo.com/coptic. html [Электр. ресурс]). Богослужение В. п. на латинском Западе уже с V в. рассматривалось как часть triduum (лат.- Триденствие), включающего в себя В. п., Великую субботу и день Воскресения ( Ambros. Mediol. Ep. 23. 12-13//PL. 16. Col. 1030; Aug. Ep. 55. 24//PL. 33. Col. 215); впосл. triduum стали отсчитывать от Великого четверга; службы triduum имеют ряд общих особенностей (опускаются начальные молитвословия, удваиваются антифоны и проч.). В. п.- единственная пятница в году, к-рая обозначается греч. словом παρασκευ (в лат. транскрипции), в подражание евангельскому словоупотреблению (ср.: Мк 15. 42).

http://pravenc.ru/text/150067.html

127 . Hausherr I., S. J. La méthode d’oraison hésychaste. Roma, 1927. 128 . Hesychii Presbyteri Ad Theodulum sermo compendiosus animae perutilis, de Temperantia et Virtute quae dicuntur ποτου κα εκτικ, hoc est, de ratione reluctandi atque precandi//PG. 93. 129 . Hunger H. Von Wissenschaft und Kunst der frühen Palaiologenzeit: mit einem Exkurs über die Κοσμικ δλωσις Theodoros» II. Dukas Laskaris//JÖBG. 1959. Bd. 8. 130 . Ignace aux Ephésiens//Ignace d’Antioche. Polycarpe de Smyrne. Lettres. Martyre de Polycarpe. P., 1998. (SC, 10bis). 131 . Ignace aux Romains//Ibid. 132 . S. Joannis Chrysostomi archiepiscopi Constantinopolitani Homilia LVI. al. LVII. In Cap. [Matthaei] 16.28//PG. 58. 133 . S. Joannis Damasceni Expositio fidei orthodoxae//PG. 94. 134 . S. Joannis Damasceni Homiliae. I. Oratio de gloriosa Domini nostri Jesu Christi transfiguratione//PG. 96. 135 . S. Maximi Confessoris Liber de ambiguis...//PG. 91. 136 . Nemesii De natura hominis//PG. 40. 137 . Nicephori Blemmydae Epitome logica//PG. 142. 138 . S. Nicephori Hesychasti Tractatus de sobrietate et cordis custodia//PG. 147. 139 . Nili item Constantinopolitani patriarchae Panegyricus Gregorii Palamae//PG. 151. 655–679. 140 . Novella VI//Novellae Iustiniani/Ed. R. Schöll, G. Kroll. Berolini, 1959. Vol. 1. 141 . Philippi Monotropi Dioptra//PG. 127. 142 . Philothei Constantinopolitani patriarchae Encomium Palamae//PG. 151. 551–655. 143 . S. Procli Constantinopolitani episcopi Oratio VIII. In Transfigurationem Domini ac Dei et Salvatoris nostri Jesu Christi//PG. 65. 144 . Protocole anonyme du Laurentianus VIII. 17 sur le couronnement de Manuel II//Pseudo-Kodinos. Traité des offices/Intr., texte et trad, par J. Verpeaux P., 1976. 145 . Rapp C. Ein bisher unbekannter Brief des Patriarchen Gregor von Zypern an Johannes II., Sebastokrator von Thessalien//BZ. 1988. Bd. 81/1. 146 . Sinkewicz R. E. A Critical Edition of the Anti-Arsenite Discourses of Theoleptos of Philadelpheia//MS. 1988. Vol. 50. 147 . Sinkewicz R. E. An Early Byzantine Commentary on the Jesus Prayer: Introduction and Edition//MS. 1987. Vol. 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

133 See, e.g., Polybius 2.56.13; 3.32.2. Ancient historians did not, as some contend, ignore lines of cause and effect (Rajak, Josephus, 102). 134 Dionysius of Halicarnassus R.A. 5.56.1; Polybius 3.31.11–13. Rhetoricians used παραδεγματα, human examples, to make moral points in their speeches (R.A. 6.80.1; Rhet. Alex. 8.1429a.21–1430a.l3; Cicero Sest. 48.102; cf. also Kennedy, «Survey of Rhetoric,» 21). On such historical «paradigms» see also Diodorus Siculus 37.4.1; Herodian 3.13.3. One could advance onés case by contrast or comparison (e.g., Demosthenes On the Embassy 174; Dionysius of Halicarnassus, Demosth. 33; as a literary device, see Shuler, Genre, 50; Stanton, New People, 77–80, 83). 135 Hedrick is thus certainly right to reject John " s narrative asides as evidence of redaction («Unreliable Narration,» 132–33, 142; also ÓRourke, «Asides»; Tenney, «Footnotes»; for narrative asides in histories and biographies, see Sheeley, Asides, 56–93; for parenthesis as a rhetorical technique, see Rowe, «Style,» 147; Black, «Oration at Olivet,» 87, citing Quintilian 9.3.23; Anderson, Glossary, 89–90). Further, even longer digressions are common in ancient literature (e.g., Josephus Life 336–367; Aune, Environment, 30, citing, e.g., Thucydides 1.97.1; ibid., 93–95, 102). Although character development was not a central focus of ancient biography, Josephus " s portrayal indicates a (negative) development in Herod the Greats character. 137 On the hortatory value of history in Roman historians, see Fornara, Nature of History, 115–16. 138 For Polybius " s appreciation for history " s political value, see Fornara, Nature of History, 113. 140 Feldman, «Joseph,» «Moses,» and «Samuel»; Levison, «Ruth.» Hata, «Moses,» emphasizes the apologetic value of Josephus " s portrayal of Moses against anti-Semites. 146 Noah appears positive, but Feldman, «Noah,» thinks Josephus reduced his role because he was ancestor of the Gentiles. In idealizing characters into various types, Josephus may also have used standard Hellenistic typologies for women characters (Sarah as the good wife, Potiphar " s wife as evil, etc.; cf. Amaru, «Women»).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

1948. Vol. 2. P. 65–88; Grant R. M. Studies in the Apologists//HarvTR. 1958. Vol. 51. P. 123–134; Siniscalco P. Caratteri espressivi ed estetici della profezia vetero-testamentaria secondo la «Cohortatio ad Graecos» attribuita a Giustino 627//Studi storico religiosi. L’Aquila, 1980. Vol. 4. P. 29–44; Marcovich M. Pseudo-Justin: «Cohortatio ad Graecos»: A Lost Edition Princeps?//Illinois Classical Studies. 1981. Vol. 6. N 1. P. 172–174; idem. Patristic Textual Criticism//Ibid. 1988. Vol. 13. N 1. P. 135–149; Simonetti M. In margine alla polemica antiplatonica della «Cohortatio» ps.-giustinea//Religioni e Civiltà. Bari, 1982. Vol. 3: Scritti in memoria di A. Brelich/A cura di V. Lanternari e. a. P. 577–589; Piñero Sáenz A. Plato redivivus: Sobre las concepciones de la inspiración de la «Cohortatio ad Graecos» del Pseudo-Justino//Estudios clásicos. Madrid, 1984. Vol. 26. N 88. P. 395–400; Lilla S. R. S. Introduzione al medio platonismo. R., 1992. P. 133–135. (Sussidi Patristici; 6); Beskow P. En judisk missionsskrift?: Kring frågan om Pseudo-Justinus’ «Cohortatio ad Graecos» Reconsidered//Kyrkohistorisk Årsskrift. Uppsala, 1993. T. 93. P. 49–62; Riedweg Chr. A Christian Middle-Platonic Document: Ps.-Justin’s «Ad Graecos de vera religione», hitherto known as «Cohortatio ad Graecos»//StPatr. 1993. Vol. 26. P. 177–183; idem. Ps.-Justin (Markell von Ankyra?): Ad Graecos de vera religione (bisher «Cohortatio ad Graecos»). Basel, 1994. 2 Bde. (Schweizerische Beitrage zur Altertumswissenschaft; 25) [Рец.: Runia D.//VChr. 1997. Vol. 51. N 1. P. 100–107; Horst P. W., van der.//Mnemosyne. Ser. 4. Lugd. Batav., 1997. Vol. 50. Fasc. 3. P. 366–367; Trapp M. B.//The Classical Review. N. S. L.; N. Y., 1996. Vol. 46. N 1. P. 15–16]; Beatrice P. F. Pagan Wisdom and Christian Theology According to the «Tübingen Theosophy»//JECS. 1995. Vol. 3. P. 403–418; idem. Anonymi Monophysitae Theosophia: An Attempt at Reconstruction. Leiden; Boston, 2001. (VChr. Suppl.; 56); Pouderon B. D’Athènes à Alexandrie: Études sur Athénagore et les origines de la philosophie chrétienne.

http://pravenc.ru/text/Иустин ...

1975. N 91-92. С. 133-158; Vision de lumière chez St. Syméon le Nouveau Théologien//Ibid. 1976. N 93-96. P. 15-37; Исповедь и священство у прп. Симеона Нового Богослова//Вестн. РХД. 1979. 129. С. 25-36; St Syméon le Nouveau Théologien à travers les âges (XIème-XXème s.)//Messager EPREO. 1979. N 101-104. P. 27-32; Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022). П., 1980. Н. Новг., 19963 (франц. изд.: Dans la Lumière du Christ: St. Syméon le Nouveau Théologien (949-1022). Chevetogne, 1980); Монахиня мать Екатерина [Полюхова] (1906-1982): Опыт духовной биографии//ВРЗЕПЭ. 1985. 114. С. 209-217; Из восп. о Соборе 1971 г.//Вестн. РХД. 1986. 147. С. 210-235; Богословские труды (1952-1983 гг.): Ст., докл., переводы. Н. Новг., 1996 [Библиогр.: С. 365-371]; Воспоминания. Н. Новг., 1998; Две встречи: Митр. Николай (Ярушевич) и митр. Никодим (Ротов). СПб., 2003. Пер.: Слово «О памяти смерти» прп. Симеона Нового Богослова//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 92-99; Неизв. творение прп. Макария Египетского: О распятии Господнем и о терпении//ЖМП. 1970. 12. С. 57-59; Новые творения прп. Макария Египетского: Слово 12-е//ВРЗЕПЭ. 1970. 70-71. С. 162-166; Слова прп. Макария Египетского//Там же. 1982. 109/112. С. 157-176; Новые «Слова» прп. Макария Египетского из Собр. рукописей типа I//Там же. 1983. 113. С. 115-148. Лит.: Бобринский Б. , прот. Памяти архиеп. Василия Брюссельского и Бельгийского//РМ. 1985. 25 окт.; То же//Вестн. РХД. 1986. 147. С. 206-209; То же//Судьба века: Кривошеины. СПб., 2002. С. 343-345; Городецкий М. , диак. Высокопреосв. Василий, архиеп. Брюссельский и Бельгийский//ЖМП. 1986. 4. С. 34-38; Lossky N. Son Éminence Mgr Basile, Archevêque de Bruxelles et de Belgique: In Memoriam//ВРЗЕПЭ. 1987. N 115. P. 43-44; Солженицын А. И. Красное колесо: В 10 т. М., 1993-1997. Т. 5. С. 250-255, 383-386. М. В. Никифоров Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАНН Васильевич Попов (1867-1938), мч. (пам. 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), богослов, патролог, проф. МДА КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк

http://pravenc.ru/text/150717.html

439 Смирнов, Мессианские ожидания и верования иудеев, стр. 320; Dalman, Die Worte Jesu I, S. 247. Также Weber, Jüdische Theologie auf Grund des Talmud, S.² 348. Иное, кроме идеального предсуществования, думает Weber, по более древней иудейской системе немыслимо. Только более поздняя иудейская теология позволяет Мессии существовать в действительности (ibid., S. 354–356). 441 Решительное утверждение учения о реальном предсуществовании Мессии в этих книгах можно найти еще у Couard’a, Die Religiösen und sittlichen Anschaunnzen der alttestamentlichen Apohryphen und Pseudepigraphen, S. 207–209. 442 Широкое распространение учения о предсуществовании Мессии среди иудеев отрицает Dalman, Die Worte Jesu I, S. 106–107. Charles признает единичность этой концепции в иудейской литературе, – The Book of Enoch, p. 133–134. И совершенно непостижимо, откуда Faye взял, что идея предсуществования Мессии одна из самых распространенных и самых древних (Les apocalypses juives, p.124). Stanton (The Jewish and the Christian Messiah, p. 131) считает вероятным, что разбираемая доктрина появилась после Рождества Христова. 443 Это тем более странно, что Притчи Еноха и 4 кн. Ездры не предполагают рождения Мессии, как человека, – он должен выступить на земле, как сложившаяся личность. О предсуществовании же Мессии, предшествующим его рождению, как человека, иудейство никогда ничего не знало, говорит G. Dalman, Die Worte Jesu I, S. 107. 444 G. Dalman (Die Worte Jesu I, S. 191 ff.) отрицает за наименованием „сын человеческий“ значение мессианского термина. Ср. применение этого положения специально к притчам Еноха – у Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes II, S. 614–615, Anm. 13. Мы согласны с Smanmon’oм (The Jewish and the Christian Messiah, p. 240–241), что и во времена Христа это наименование не было терминологическим определением Мессии, а утверждение Charles’a (The Book of Enoch, p. 316–317), равно как и Fiebig’a (Der Menschensohn, S. 93 ff.), что имя „Сын Человеческий“, – или, по Fiebig’y, „человек“, – было ходячим в эпоху жизни Христа, считаем необоснованным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

L., 1932. Vol. 32. P. 110-112; Anonymi auctoris Chronicon ad annum Christi 1234 pertinens/Ed. J.-B. Chabot. Louvain, 1937. Vol. 1. P. 244, 254, 262-263. (CSCO; 109. Syr.; 56); LP. Vol. 1. Cap. 93. P. 432-433; Самодурова З. Г. Хроника Петра Александрийского//ВВ. 1961. Т. 18. C. 150-197; L " histoire des reliques d " Euphémie par Constantin de Tios//Euphémie de Chalcédoine/Ed. F. Halkin. Brux., 1965. P. 81-106; Житие Феодосии//Успенский сб. XII-XIII вв./Изд.: О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971. С. 248-253. Л. 143а - 146а; Lamza L. Patriarch Germanos I. von Konstantinopel (715-730). Würzburg, 1975. S. 223, 228-230 [BHG, N 697]; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 44, 47, 48; 1977. Bd. 2. S. 132; Georg. Mon. Chron. 19782. P. 750-765; Gesta episcoporum Neapolitanorum/Ed. G. Waitz//MGH. Scr. Lang. P. 422-424, 426; Pauli continuationes/Ed. L. Berhmann, G. Waitz//Ibid. P. 204-205, 207, 211-212, 215; History of Lewond, the Eminent Vardapet of the Armenians/Transl., introd., comment. Z. Arzoumanian. Wynnewood, 1982. P. 120, 124, 126, 133, 140, 142-143; Eclog. P. 160-166; Script. incert. P. 55, 60, 70; Halkin F. Deux impératrices de Byzance//AnBoll. 1988. Vol. 106. P. 5-34 [P. 6-27: BHG, N 2205]; Theod. Stud. Ep. 50, 276; The Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos and Related Texts/Ed. J. A. Munitiz e. a. Camberley, 1997. P. 105, 113, 167-169, 179; Auzé py M.-F., ed. La Vie d " Étienne le Jeune par Étienne le Diacre. Aldershot, 1997. (BBOM; 3); Sym. Log. Chron. 2006. P. 187-194. Лит.: PMBZ, N 3703; Мелиоранский Б. М. Георгий Киприянин и Иоанн Иерусалимлянин, два малоизвестных борца за православие в VIII в. СПб., 1901. С. 118-122; Lombard A. Études d " histoire Byzantine: Constantin V, empereur des Romains (740-755). P., 1902; Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites. Breslau, 1929. S. 7-45, 8-11 [ реконструкция «Вопрошаний» ] ; Alexander P. J. The Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzantine Empire.

http://pravenc.ru/text/2057044.html

веры и утверждения необходимости « безрелигиозного христианства » ( Bonhoeffer. 1971. S. 133). В понимании Н. п. базовым тезисом Бонхёффера является следование за Христом - жизнь в вере, не допускающая компромисса, пример к-рой, по его убеждению, дает раннехрист. монашество . В кн. «Хождение вслед» ( Idem. 1958) Бонхёффер пишет: «Основа проповедующей Церкви не кровь и не почва, ее форма не связь с народом, ее основа есть слово, а ее форма - следование. Искать близость к народу или к современности означает как раз отдаляться от современности и от народа. Все это глубоко чуждо Церкви. Близкая реальности истина Церкви обнаруживает себя именно в том, что она проповедует и исполняет Нагорную проповедь и наставления Павла» ( Idem. 1961. S. 252). Этим тезисом определено понимание Н. п. в книге: смысл проповеди Иисуса в призыве отдельного верующего и всей общины к следованию за Ним, при этом важны не столько нравственные поступки, сколько само решение следовать за Иисусом Христом (Ibid. S. 94). Т. о., несмотря на акцент на важности нравственного поступка (доклад 1932 г.: Zur theologischen Begründung der Weltbundarbeit// Idem. Gesammelte Schriften. Münch., 1958. Bd. 1. S. 140-158), Бонхёффер в понимании Н. п. никогда не приближался к позиции протестант. радикалов (анабаптистов) ( Idem. Die Geschichte. 1960. S. 464). Мирные движения ненасильственного сопротивления, даже пацифистские группы, часто ссылались на Н. п. Кроме Л. Н. Толстого и его последователей можно назвать Мохандаса Ганди (1869-1948) или М. Л. Кинга (ссылался на Н. п., отстаивая права черного населения Америки). В 80-х гг. XX в., в ситуации холодной войны, нем. протестант. богослов Х. Гольвитцер , ссылаясь на 5-й тезис Барменской декларации, ставил вопрос о пределах гос. монополии на насилие: Н. п. является руководством для создания пред лицом наступающего Царства Божия «свободного от иерархии» братства и в то же время для «соработничества христиан в мире, упорядоченном структурами власти» ( Gollwitzer. 1981. S. 93).

http://pravenc.ru/text/2564590.html

Ibid., стр. 406. 2031 Ibid., стр. 407. 2032 Ibid., стр. 408. 2033 Вопр. фил. и псих., Na 5, стр. 63. 2034 «Спиритуализм, как психологическая гипотеза». Вопр. фил. и псих., 38, стр. 520. 2035 Из статьи «Спиритуализм, как монистическая система философии». Ibid., 115, стр. 457. 2036 Лопатин. Философские характеристики и речи, стр. 112—115. 2037 «Положит. Задачи…» Τ. I, стр. 356 (прим.), 397. 2038 «Философские характеристики…» стр. 258. 2039 См. особенно «Положительные задачи…» т. I, стр. 395—397. 2040 Положительные задачи…», т. I, стр. 397 (Примеч.). 2041 Ibid., стр. 396. 2042 См., напр., статью «Монизм и плюрализм» (Вопр. филос. и псих., 116). 2043 «Полож. задачи…», т. I, стр. 263—275. 2044 Вопр. филос. и псих., 5, стр. 63. 2045 «Положит, задачи…». Т. I, стр. 121. 2046 Ibid., стр. 133. 2047 Этот тезис очень основательно освещен в § «Общее значение материализма», т. I, стр. 138— 145, 152—191, 225–246. 2048 См. особенно отчетливые формулировки в предисловии ко 2–му изд. «Положит, задач…». 2049 «Положит, задачи…». Т. I, стр. 44. 2050 Ibid., стр. 431. 2051 ритическая литература о системе Лосского, насколько мы могли выяснить, невелика.Упомянем, прежде всего, статью Лопатина (Вопр. филос. и псих., 87), А с к о л ь д о в а (Журн.Мин. нар. проев., 1906— X), Бердяева (Вопр. фил. и психол. 93). На первые две статьиЛосский отвечал в Вопр. фил. и психол. 93), что, в свою очередь, вызвало небольшую ответнуюстатью Аскольдова в том же журнале. Позже Аскольдов посвятил Лосскому часть главы в своейкниге «Мысль и действительность» (гл. VI, стр. 150—165). См. также в той же книге гл. X (стр. 246 слл.). 2052 Лопатин. Новая теория познания. Вопр. филос. и псих., 87 (1907 г.). 2053 Бердяев. Об онтологической гносеологии. Вопр. филос. и псих., 93 (1908 г.). 2054 Лосский. Органические и неорганические мировоззрения (Философский сборник, посвященный Λ.Μ. Лопатину. Москва, 1911), стр. 134. См. также статью Лосского «Принцип наибольшей полноты бытия». Записки Научн., инстит. в Праге, т. I. 2055

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

937A с.51. Так как гнев питается гордостью, то в борьбе с ним необходимо стяжание смирения: Praecepta salutaria 8, PG.65, 1041А–В, р. п., с.284. 717 Ер.4, PG.91. 417C-D, p.234; Ер.1, 388В, р.216. Mystagogia 24, PG.91, 713С-716А, p.525 [р. п. I,183]. Ambigua, PG.91, 1116C-D, f.140a-b. Cap. theol. I,13 [р. п. I,222]. — Св. Григорий Богослов, Or.40, n.38, PG.36, 413A; р. п. III,257. Св. Мефодий Олимпийский, Convivium V,4, PG.18, 101B-104B; р. п., с.68–69. 718 Cap. de charitate I,63,91; II,72; IV,50 [р. п. I,102,106,117,139]. Евагрий, Cap. pract. 5.48, PG.40, 1224A. 1245C; р. п., с.571. 585 [с.96, гл.5]. Преп. Исихий, Cap. de temperantia I,70, PG.93, 1504В; р. п., с.173 («Cap. de charitate IV,50 [р. п. I,139]). 719 Cap. de charitate I,91; II,20.71 [р. п. I,106,109–110,117]. — В помыслах — главное искушение для монаха. Евагрий Cap. pract. 46, PG.40, 1233А; р. п., с.577 [с.108, гл.74]; 32, 1229C-D, с.576 [с.105, гл.51]. 720 Сар. de charitate Ш, 88 [р. п. I,132]. Евагрий, Cap. pract. 31, PG.40, 1229С; р. п., с.576 [с.104–105, гл.50]. Преп. Исихий, Cap. de temperantia II,19 (121). 51 (153), PG.93, 1517В. 1528С; р. п., с.183,191. Авва Дорофей, Doctrina XI,4, PG.88, 1740А; р. п., с.133. Ср. св. Григория Богослова, Or.32, n.28, PG.36, 205D; р. п. III.3,130; св. Григория Нисского, De vita Moysis, PG.44, 353A; р. п. I,288–289. 721 Cap. de charitate III,43; II,87 [р. п. I,126,119]. 722 Ibid. IV,48; II.47 [р. п. I,139,113–114]. Евагрий, Cap. pract.6, PG.40, 1224A; р. п., с.571 [с.99, гл.15]. 723 Сар. de charitate IV,48; III,64,3 [р. п. I,139,129]. Преп. Марк Подвижник, De baptizmo, PG.65, 1021B; De lege spiritual! 108 (106), 917D; р. п., с.173–174. 26; De his qui putant 111(114),119(122),158(170), ibid. 945D,948C,956A, с.64,74. Преп. Исихий, Cap. de temperantia 44, PG.93, 1496A; р. п., с.168. Авва Дорофей, Doctrina X,5. XII,5. PG.88, 1729В,1756С; р. п., с.124–125,149. 724 Liber ascet. 18, PG.90, 925B, p.375 [р. п. I,81]. См. о трезвлении у преп. Исихия, Cap. de temperantia I,1. 3, PG.93, 1480D.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010