99 Prof. Dr. Johannes Weiss, Die Aufgaben der neutestamentlichen Wissenschaft in Gegenwart (Göttingen 1908). S. 50. 100 Prof. Carl Clemen, Die Entwicklung der christlichen Religion innerhalb des Neuen Testaments, S. 105. 101 Prof. Carl Clemen: ibid., S. 19: Religionsgeschichtliche Erklärung des Neuen Testaments: Die Abhängigkeit des Ältesten Christentums von nichtjüdischen Religionen und philosophischen Systemen zusammenfassend untersucht (Giessen 1909), S. 285. 102 Rev. W. O. Е. Oesterley und G. H. Box, The Religion and Worship of the Synagogue (London 1907), p. 242. W. O. E. Oesterley, The Evolution of the Messianic Idea (London 1908), p. 185. 106 J. Bergmann, Jüdische Apologetik im neutestamentlichen Zeitalter, S. 122. K. Köhler, Zum Verständnis des Apostels Paulus, Breslau (1908 ?) S. 10. 108 J. Bergmann ibid., S. 112. К. Köhler, Zum Verständnis des Apostels Paulus, S. 12. Prof. C. Clemen, Die Entwicklung der christlichen Religion innerhalb des Neuen Testaments, S. 103. 109 Prof. D. W. Lütgert, Freiheitspredigt und Schwarmgeister in Korinth в “Beiträge zur Förderung christlichen Theologie” herausg. von Proff. A. Schlatter und W. Lütgert XII (Gütersloh 1908), 5, S. 36. 111 Rev.. Principal Alfred E. Garvie, Studies in the Pauline Theology в “The Expositor” 1909, III, p. 247. 112 См. Lewis A. Muirhead, The Terms Life and Death in the Old and New Testament, and Other Papers (London 1908), p. 25, 29. 114 Ср. к сему и М. Л., Сравнение античной морали с христианской по вопросу о любви к врагам в журнале “Вера и Разум” 1908 г., 22, стр. 485–498; 23, стр. 619–630; 24, стр. 752–766. 117 См. Prof. D. Dr. Max Löhr, Die Stellung des Weibes zu Jahve Religion und Kult (Lpzg 1908), S. 33. 120 Ср. и Трифон Джапаридзе, Влияние христианства на положение рабов в римском государстве, стр. 111. 121 Prof. W. M. Ramsay, Dr. Milligan’s Edition of the Epistles to the Thessalonians в “The Expositor” 1909, I, р. 288–291. Для сего Prof. Caspar René Gregory отмечает (The Reading of Scripture in the Church in the Second Century в “The American Journal of Theology” XIII, 1 [January, 1909], р. 87), что Апостол Павел, рекомендуясь по 2Кор.11:6 διτης τ λγ однако же не называет себя γραμματος.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Obolensky D. Byzantium, Kiev and Moscow: a study in ecclesiastical relations//Dumbarton Oaks Papers. XI (1957). P. 21–78. 121 См. выше, гл. 3. 122 См.: Pierlings. J. La Russie et le SaintSiege. Vol. I. P. 56–59; SchдderH. Moskau das dritte Rom. S. 22; Obolensky D. Loc. cit. 123 См. выше. гл. 2. 124 См.: RuncimanS. The Byzantine «Protectorate» in the Holy Land//Byzantion. XVIII (1948). P. 207–215. 125 Brehier L. Op. cit. Vol. II. P. 472–473; Wдchmer A. Der Verfall des Griechentums in Meinasien im XIVten Jahrhundert. S. 9–59 (здесь дается информация о различных кафедрах). 126 Wдchmer A. Op. cit. S. 60—65. 127 О соперничестве между Римом и восточными патриархатами см. выше, гл. 2.0 дальнейших спорах между Римом и Константинополем см.·. Runciman S. The Eastern Schism. P. 1–27. 128 Ibid. Р. 49–51. 129 Ibid. Р. 124–144. 130 Применительно к вечности (лат). 131 См.: GillJ. The Council of Florence. P. 12–15; Genakoplos D. J. B yzantine East and Latin West. P. 84–87; Runciman S. The Fall of Constantinople. P. 6–9, 16–21. 132 Глава сената (лат.). 133 John of Damascus. Orationes//PG. Т. XCIV. Col. 1296 ff; Theodore Studites. Epistolae. I, 28//PG. T. XCIX. Col. 1001. Теория пентархии была сформулирована в начале VII в. преп. Максимом Исповедником: Disputatio cum Pyrrho//PG. Т. XCI. Col. 352. 134 См.: Jenkins R. Byzantium: The Imperial Centuries. P. 105 ff. 135 Gibbon Ε. Decline and Fall of the Roman Empire/Ed. J. B. Bury. Т. VI. P. 368. О споре по вопросу Filioque во времена Фотия см.: Dvornik F. The Photian Schism. P. 117 ff. (он стремится умалить значение разногласий); Gavin F. Some Aspects of Contemporary Greek Orthodox Thought. P. 129 ff. 136 Общую характеристику различий см.: Evdokimov Р. L Orthodoxie. Р. 249–252; Gill J. Op. cit. P. 266, 277, 280–281. 137 О раннем этапе истории Filioque см.: Palmieri A. Filioque//Dictionnaire de theologie catholique. Vol. V, II. Col. 2309–2317. 138 Basil. De Spiritu Sancto//PG. Т. XXXII. Col. 136; Gregory Nazianzene. Sanctum Baptisma//PG. Т. XXXVI. Col. 417.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

земель: Желлонский Сакраментарий (Parisin. Lat. 12048, 790-800 гг.); Ангулемский Сакраментарий (Ibid. 816, кон. VIII - нач. IX в.); Нуайонский Сакраментарий (Parisin. Ms. fr. 15504, нач. IX в.); Сакраментарий Филлипса (Berlin. SB. lat. 105, кон. VIII - нач. IX в.); Сакраментарий нач. IX в. из Реймса, иначе Сакраментарий Годельгавда (оригинал утерян, копия XVII в. в Parisin. Lat. 9493); Сакраментарий св. Аманда , «апостола Бельгии», или т. н. Кольбертинские фрагменты (Ibid. 2296, ок. 800 г.); 2) из Алеманнии (восточнофранк. территории): Санкт-Галленский II Сакраментарий, возможно, из Сев. Италии (Sankt-Gallen. Stiftsbibl. 348, нач. IX в.; изд.: Mohlberg. 1918); Тройной Сакраментарий из Санкт-Галлена (копия предыдущего) (Zürich. Zentralbibl. С 43, 1020-1030 гг.); Сакраментарий из Райнау, вероятно, из Сев. Франции (Zürich. Zentralbibl. Rheinau. 30, 795-796 гг.); Сакраментарий из Райхенау (Karlsruhe. Landesbibl. Augiensis. 112, ок. 800 г.); 3) из Италии: Сакраментарий из Монцы (Monza. Bibl. Capit. F 1/101, X в.); Сакраментарий Арно , архиеп. Зальцбургского (Münch. Bayer. Staatsbibl. CLM 29164 I/1a); фрагмент Сакраментария в палимпсесте из Центр. Италии (Angel. F. A. 1408, до 800 г.). Кроме того, в б-ках Европы сохранилось множество небольших фрагментов смешанного Г. С. (CPL, N 1905). Структура Г. С. 2-й редакции соответствует 2-му основному типу рим. Сакраментария - Григория Сакраментарию (т. н. Gregorianum Paduense), к-рый послужил одним из источников смешанной редакции наряду с галликанскими памятниками и древней редакцией Г. С. Все Gelasiana Mixta разделены на 2 книги (кроме Санкт-Галленского II Сакраментария, где она, возможно, просто не сохр.). В 1-й книге находятся молитвы месс подвижного и неподвижного циклов (в отличие от Vetus они смешаны и Пасха приходится на 25 марта или 3 апр.), общие мессы на памяти святых, вотивные мессы, мессы рядовых дней, евхаристический канон и благословения народу (часто входят и во 2-ю книгу, несмотря на запрет последних папой Захарией (741-752) - Zacharia, papa.

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

93 Объём заимствований из сочинения «О свободе воли», входящих в состав диалога «О правой вере в Бога», значительно больше, чем объём соответствующих заимствований из трактата «О воскресении». 94 Zahn. Der Dialog des Adamantius mit den Gnostikern (Zeiischrift für Kirchengeschichte, В. IX, 1888, S. 193 ff. 222 ff); Harnack und Preuschen. Op. cit. S. 470—471, Bardenhewer.Op. cit., S. 248—255, 497—498. 95 Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 471. 96 Harnack. Die Chronologie..., В. II, S. 149—151. 97 Zahn. Der Dialog..., S. 237. 98 Vaillant. Op. cit., p. 648—650. 99 Smith and Wace. Dictionary. Vol. III, p. 909. 100 Herzog und Hauck. Real-Encyclopädie..., 2 Auflage, В. IX, S. 724—726. 101 Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 786—787. 102 Hieronimus. Advers. Rufin., I, 11. 103 Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 472, 476; В ardenhewer. Op. cit., S. 292. 104 Vai11ant. Op. cit., p. 651—652. 105 Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 471. 106 Езник Кохбаци. Книга опровержений (Перевод, предисловие и примечания В. К. Чалояна. Ереван, 1968). Проблема добра и зла, выяснению которой посвящена наиболее значительная часть трактата св. Мефодия «О свободе воли», занимает в сочинении армянского апологета центральное место; это объясняется основной задачей автора — желанием защитить христианское учение от воинствующего дуализма, успешно развивавшегося в сопредельных с Арменией странах, в которых уже активизировались силы, пытавшиеся уничтожить самостоятельность Армении и угрожавшие существованию Армянской Церкви. В книге В. К. Чалояна перевод трактата «О свободе воли», начинающийся с III главы, помещён на с. 41—59 и 141—142. 107 Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 474. 108 Bonwetsch. Die Theologie..., S. 6. 109 Автором этого произведения прежде считали Анастасия Синаита, но на основании позднейших исследований установлена ошибочность этого мнения; автор в настоящее время остаётся неизвестным. 110 Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 474. 111 Ibid., S. 476. 112 БО 13; 370; 387; 421; 436; 438; 439; 442; 477; 480; 481; 488; 503; 504. Бонвеч исключает возможность существования одного источника для обоих авторов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3669...

Возможно, в состав первоначального сказания о К. входил также рассказ о перенесении мощей святого в Мармутье (копия текста (XV в.) из Кемперского пассионария - Plaine. 1886. P. 154-156; см.: Fawtier-Jones. 1925. P. 8). Согласно этому источнику, в эпоху нашествия викингов бретонцы, пытаясь спасти мощи святых, поручили французам сохранить реликвии. Врагов удалось остановить, однако «лживые и алчные французы» отказались вернуть святыни в Бретань. Поэтому мощи К. остались в аббатстве Мармутье, но «дух» святого, пребывавший «в Бретани, на епископской кафедре Корнуая», продолжал творить чудеса (Britones... de praesentia spiritus gratulantur... Spiritus enim sancti Chorentini Britanniae et cathedrali sedi Cornubiae presens adesse creditur). В отличие от Плена, к-рый считал реконструированный им текст древним Житием К., составленным в IX в. ( Plaine. 1886. P. 65-69), большинство исследователей признавали невозможность восстановить первоначальное сказание о К. Ни одна из сохранившихся версий не дает полного представления о форме и содержании утраченного текста, за исключением неск. фрагментов в компиляции дю Паза. Возможно, сказание о К. представляло собой сборник чудес ( Fawtier-Jones. 1925. P. 36-37; Bourg è s. 1998) или Житие святого ( Largilli è re. 1925. P. 95, 105). Это произведение скорее всего было составлено в Кемпере не ранее X в., когда мощи святого были вывезены из Бретани, и не позднее 1219 г. (под этой датой впервые упом. часть мощей К., хранившаяся в соборе). По мнению Фавтье-Джонс, сказание о К., созданное в XI-XII вв., возможно, с использованием более раннего Жития, было дополнено ок. 1236 г. ( Fawtier-Jones. 1925. P. 20-23, 33-37). Обвинения агиографа в адрес духовенства (епископы стремились к власти и роскоши, угнетали подчиненных и присваивали налоги; священники пренебрегали пастырскими обязанностями, занимались вымогательством и сутяжничеством, угодничали перед знатью) характерны для авторов XII-XIII вв. (Ibid. P. 17-18). Согласно А. И. Бурже, в прологе были использованы Житие св. Малахии, составленное Бернардом Клервоским (ок. 1150), и письма цистерцианца Адама из Персеня († 1221).

http://pravenc.ru/text/2057260.html

В ходе гражданской войны в Сирии М. дважды захватывали боевики исламистской террористической группировки «Джабхат ан-Нусра» - в сент. 2013 г. и дек. 2013 - апр. 2014 г. Бои за селение привели к значительным разрушениям, пострадали и оба мон-ря. В сент. 2013 г. боевиками был разграблен мон-рь мучеников Сергия и Вакха на верхнем плато. Иконы (в частности, образ мучеников Сергия и Вакха XIII в.) были утрачены, древние алтари разбиты. Монахини нашли убежище в монастыре первомц. Феклы. Во время следующего захвата селения боевики взяли в заложницы 16 монахинь и послушниц этого мон-ря вместе с игум. Пелагией (Сайяф). Их обменяли на родственников боевиков через 3 месяца. В настоящее время в монастырях М. и в самом селении ведутся восстановительные работы. Ист.: Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1894. Т. 1. С. 232-237; 1897. Т. 4. С. 65; Brayk M. Ta  rkh aš-Ša  m, 1720-1782. Dimašq, 1982; Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока. М., 2005. Ч. 2. С. 95-97; Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 684; Макарий III ибн аз-Заим. Митрополиты и епархии правосл. Антиохийской Церкви в описании Патр. Макария III аз-За " има (1665 г.)/Предисл., пер. и коммент. К. А. Панченко//ВЦИ. 2012. 1/2 (25/26). С. 132. Лит.: Zayya   t H . Khaza   " in al-kutub f Dimašq wa-dawa  h  ha  . Al-Qa  hira, 1902. P. 105-110, 121-160; Dussand R. La topographie historique de la Syrie antique et médiévale. P., 1927. P. 264, 270, 281; Maalula and Saint Serge. Maalula, [s. a.]; Reich S. Études sur les villages araméens de l " Anti-Liban. Damas, 1937; Nasrallah J. Les manuscrits de Ma‘loula//Bull. d " études orientales. Beyrouth, 1943. T. 9: 1942-1943. P. 103-114; Troupeau G., Correll Chr. Ma‘lu  la  //EI. 1991. Vol. 6. P. 308-309; Walbiner C.-M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des griechisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1594 bis 1664 nach einigen zeitgenössischen Quellen//Oriens Chr. 1998. Bd. 82. S. 130-131; idem. Die Bischofs- und Metropolitensitze des griechisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1665 bis 1724 nach einigen zeitgenössischen Quellen//Ibid. 2004. Bd. 88. S. 70-71; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 1999. P. 152; Agn è s-Mariam de la Croix. Icônes Arabes, mystères d " Orient. [S. l.], 2006; Pichon F. Maaloula (XIXe-XXIe siècles): Du vieux avec du neuf: Histoire et identité d " un village chrétien de Syrie. Beyrouth, 2010.

http://pravenc.ru/text/2561112.html

d " après un manuscrit du Musée Britannique et trad. franç. avec un résumé de l " histoire des Zagüés et la description des églises monolithes de Lalibala par J. Perruchon. P., 1892. (Publ. de l " École des lettres d " Alger: Bull. de correspondance africaine; 10); Conti Rossini C. L " evangelo d " oro di Dabra Libânos: Nota//RRAL. 1901. Vol. 10. Fasc. 5-6. P. 186-193; idem. Gli atti di re Nä " akuto Lä " ab//AION. N. S. 1943. Vol. 2. P. 105-232; Kur St. Édition d " un manuscrit éthiopien de la Bibliothèque Vaticane: Cerulli 178//Atti d. Accad. nazionale dei Lincei. Anno 369: Memorie d. Classe di Scienze morali, storiche e filologiche. R., 1972. Ser. 8. Vol. 16. Fasc. 7. P. 383-426; Strelcyn S. Quelques inscriptions éthiopiennes sur des «manäb « rt» des églises de Lalibäla et de sa région//Bibliotheca Orientalis. 1979. Jg. 36. Mei-Juli. N 3/4. S. 137-156; Marrassini P. Il Gadla Yemrehanna Krestos/Introd., testo crit., trad. Napoli, 1995. (Suppl. N 85 agli AION; Vol. 55. Fasc. 4); Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары: Арабские источники XII-XIII вв./Подгот. текстов и пер.: В. В. Матвеев, Л. Е. Куббель. Л., 1985. С. 32-51 [«История» Абу-ль-Макарима под именем Абу Салиха Армянина]. Лит.: Conti Rossini C. Appunti ed osservazioni sui re Zâguê e Takla Hâymânot: Nota//RRAL. 1895. Vol. 4. P. 341-359, 444-468; idem. Storia d " Etiopia. Mil., 1928. P. 303-321; Perruchon J. Notes pour l " histoire d " Éthiopie: Le Pays de Zâguê//Revue sémitique. 1897. Vol. 5. P. 275-284; Тураев Б. А. «Богатство царей»: Трактат о династическом перевороте в Абиссинии в XIII в.//ЗВОРАО. 1901. Т. 13 (1900). С. 157-171; он же. [Рец. на:] Conti Rossini C. L " evangelo d " oro di Dabra Libânos: Nota. RRAL. 1901. Vol. 10. Fasc. 5-6. P. 177-219//ЗВОРАО. 1902. Т. 14 (1901). C. 062-071; он же. Агиологическое повествование о падении Аксумского царства//Сб. в честь В. И. Ламанского. СПб., 1905. С. 1-8 (отд. отт.);                                                                                        С. 391-443; Tubiana J. Le frère de saint Lâlibalâ//Objets et Mondes. 1963. T. 3. Automne. Fasc. 3. P. 221-228; Taddesse Tamrat. Church and State in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972. P. 25-34, 53-68; Мисюгин В. М., Чернецов С. Б. Следы архаических норм права в «Житии царя Лалибалы» (Эфиопия)//Africana: Африканский этногр. сб. Л., 1984. Вып. 14. С. 142-175. (Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Н. с.; Т. 113); Marrassini P. A Note on Zâgwê Kingship//Paideuma. Wiesbaden, 1990. N 36. P. 185-187; Wudu Tafete Kassu. Bugna//EncAeth. Vol. 1. P. 636-637; Чернецов С. Б. Эфиопия в первые шестнадцать веков нашей эры. СПб., 2004. С. 15-33, 41-47; Derat M.-L. Lalibäla//EncAeth. Vol. 3. P. 477-480; eadem. Nä " akkweto Lä " ab//Ibid. P. 1091-1093; Kur St., Derat M.-L. Mäsqäl Kebra//Ibid. P. 844-845. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182455.html

Кат. 63, 75, 105, 127, 131, 158, 190, 203, 272, 274, 372; Burgess R. W. The Passio St. Artemii, Philostorgius and the Dates of the Invention and Translations of the Relics of Saints Andrew and Luke//AnBoll. 2003. Vol. 121. P. 5-36; Bellinati C. Peregrinazioni del corpo di San Luca Evangelista nel primo millennio (120 c.- 1177)//San Luca Evangelista testimone della fede che unisce: Atti del Congr. intern., Padova, 16-21 ottobre 2000. Padova, 2003. Vol. 2. P. 173-199; Bellinati C. et al. Conclusive synthesis//Ibid. P. 747-749; Capitanio M. Studio antropologico dello scheletro attribuito a San Luca Evangelista della basilica di Santa Giustina in Padova//Ibid. P. 255-282; Cecchelli M. Considerazioni sul contesto storico-culturale del reperto e sul significato del simbolo//Ibid. P. 729-743; Molin G. et al. Indagini sulle reliquie attribuite a «San Luca Evangelista», basilica di Santa Giustina in Padova: Studi cristallochimici, isotopici e datazione mediante//Ibid. P. 313-336; Paganelli A. «Arca di San Luca Evangelista»: Risultati sull " indagine palinologica//Ibid. P. 389-466; Sala B. I resti di microvertebrati della tomba di San Luca Evangelista//Ibid. P. 373-388; Terribile Wiel Marin V. L " approccio interdisciplinare alla ricognizione di San Luca Evangelista//Ibid. P. 159-172; Vernesi C. et al. Caratterizzazione genetica del corpo attribuito a San Luca//Ibid. P. 337-353; Bottecchia Deho M. E. Tradizione greca su Luca Evangelista vista in relazione alla sepoltura//Ibid. Padova, 2004. Vol. 3. P. 203-232; Cuscito G. Indizi per una traslazione di Luca a Padova durante la furia iconoclasta//Ibid. P. 523-531; Fedalto G. Ipotesi sulla traslazione delle reliquie a Padova//Ibid. Р. 533-542; Godding R. San Luca nella tradizione agiografica latina//Ibid. P. 135-150; Micalella D. Giuliano Imperatore a Costantinopoli e la presunta traslazione delle reliquie di San Luca//Ibid. Р. 543-562; Morini E. Le reliquie veneziane di San Luca Evangelista//Ibid. P. 379-420; Tilatti A. San Luca nell " agiografia padovana medioevale//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

24-32). В «Послании к Целантии» прослеживается множество параллелей с «Посланием к Деметриаде» (см.: Plinval. 1934. P. 15). 6. «О законе Божием, послание к Ктесифону» (De divina lege=Epistula ad Thesiphontem de scientia divinae legis; CPL, N 740; текст см.: PL. 30. Col. 105-116). Адресовано Ктесифону, рим. аристократу и сенатору, ушедшему на покой и незадолго до написания послания принявшему крещение (см.: Pelag. De div. leg. 1, 6); ему же адресовано одно из писем блж. Иеронима с критикой учения П. (см.: Hieron. Ep. 133), которое было написано после послания П. Представляет собой небольшой трактат, состоящий из 10 глав, в к-ром П. наставляет новообращенного в основах христ. веры и нравственности: он говорит о смысле таинства Крещения и его великой силе, очищающей тело и душу ( Pelag. De div. leg. 1-2), о том, что для спасения человеку необходимо изучение Свящ. Писания - «закона Божия» (Ibid. 3-4), о том, что не менее необходимо соблюдать заповеди Божии (Ibid. 4-5), об отвержении земных почестей и богатств ради небесных наград (Ibid. 6), о различии «званных» и «избранных», о Втором пришествии Христа, Страшном Суде и о том, как следует к этому готовиться (Ibid. 7-9), о различии заповедей («законов») ВЗ и НЗ (Ibid. 10). В конце послания П. выражает надежду, что они с адресатом при личной встрече могут подробнее обсудить различные практические вопросы, такие как запрет произносить клятвы или воздавать злом за зло. В связи с этим трактат может быть датирован ок. 408-410 гг., т. е. временем до отъезда П. в Сев. Африку (см.: Rees. 1998. Pt. 2. P. 89). Трактат содержит многочисленные параллели с сочинениями П. «Послание к Деметриаде» и «Толкования на послания апостола Павла» (см.: Evans. Four Letters. 1968. P. 23, 59-63). 7. «Послание о девстве» (Epistula de virginitate; CPL, N 741; текст см.: PL. 18. Col. 77-90; то же: Ibid. 20. Col. 227-242; Ibid. 30. Col. 163-175; Ibid. 56. Col. 329-356; Ibid. 103. Col. 671-684; крит. изд.: Sulpicii Severi Libri qui supersunt/Ed. C. Halm.

http://pravenc.ru/text/2579904.html

Bamberg, 1989. Bd. 125: Bischof Otto I. von Bamberg Heiliger. S. 35-57; idem. Kloster Prüfening und die literarisch-hagiographische Formung des Andenkens Bischof Ottos von Bamberg im 12. Jh.//Päpste, Privilegien, Provinzen: Beiträge zur Kirchen-, Rechts- und Landesgeschichte: FS f. W. Maleczek zum 65. Geburtstag/Hrsg. J. Giessauf. W., 2010. S. 327-338; Liman K. Dialog Herborda: Ze studiow historycznoliterackich nad biografi acicsk XII w. Pozna, 1975; Dengler-Schreiber K. Scriptorium und Bibliothek des Klosters Michelsberg in Bamberg. Graz, 1979. (Studien zur Bibliotheksgeschichte; 2); Die deutsche Otto-Vita des Konrad Bischoff aus dem Jahre 1473/Hrsg. K. Südekum. Neustadt; Aisch, 1982; Ziegler H.-U. Das Urkundenwesen der Bischöfe von Bamberg von 1007 bis 1139: Mit einem Ausblick auf das Ende des 12. Jh.: Tl. 2//Archiv für Diplomatik. Köln, 1982. Bd. 28. S. 58-189; Albrecht A. Der heilige Otto: Bischof vom Bamberg und Apostel der Pommern: 1102-1139. Bamberg, 1989; Giese W. Otto von Bamberg und der Speyerer Dombau//Bericht des Historischen Vereins für die Pflege der Geschichte des ehemaligen Fürstbistums Bamberg. 1989. Bd. 125. S. 105-113; Horstk ö tter L. Die Beurteilung des Erzbischofs Norbert von Xanten in den Otto-Viten//Ibid. S. 261-291; Kohlschein F. Das liturgische Gedächtnis des hl. Bischofs Otto von Bamberg von Konzil von Trient bis heute//Ibid. S. 451-477; Lickleder H. Bischof Otto I. von Bamberg, die bayerischen Herzöge und das Prämonstratenserstift Osterhofen//Ibid. S. 325-337; Machilek F. Ottogedächtnis und Ottoverehrung auf dem Bamberger Michelsberg//Ibid. S. 9-34; Mistele K. H. Stift Vessra in Türingen - die letzte Klostergrundung Bischof Ottos//Ibid. S. 313-323; Roth E. Sankt Otto: Legendentradition in Bamberg und Pommern//Ibid. S. 197-233; Suckale R. Die Grabfiguren des hl. Otto auf dem Michelsberg in Bamberg//Ibid. S. 499-537; S ü dekum K. Über die deutschsprachige Otto-Überlieferung//Ibid. S. 189-196; Urban J. Otto-Jubiläen in Bamberg und Pommern//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2581737.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010