На престол Н. л.-А. вступал дважды: после отречения Лалибалы он воцарился на 18 месяцев, но затем уступил трон предшественнику, который занимал его вплоть до своей смерти (после 1225). Лишь 2 эпизода в Житии Н. л.-А. могут быть в какой-то мере соотнесены с политическими реалиями. В 1-м случае имеется в виду борьба с «врагом Господа» из Годжама Цара Кэмэсом, к-рый отказался признавать власть Лалибалы, и тот послал на его усмирение своего племянника (при этом Цара Кэмэс сравнивается с Голиафом, Н. л.-А.- с Давидом, а Лалибала - с Саулом; Ibid. P. 141-146). Впрочем, не исключено, что это анахронизм и разгром Цара Кэмэса и покорение Годжама произошли в XIV в. Второй эпизод относится к одному из чудес Н. л.-А.: когда он наследовал Лалибале, египтяне якобы отказались платить дань Эфиопии и по молитве святого в течение 3 лет и 7 месяцев в Египте не было ни дождя, ни разлива Нила (Ibid. P. 173-175). Эта легенда основана на регулярно повторявшейся вплоть до кон. XIX в. и превратившейся в историографический топос угрозе правителей Эфиопии оставить Египет без воды, перекрыв течение Нила. Традиция приписывает Н. л.-А. возведение ряда церквей в обл. Ласта, в одной из которых, Вагра-Сэхин, отождествляемой с ныне существующей Эшатан-Марьям, он упокоился. Отсутствие его могилы предание объясняет тем, что его тело было взято на небеса. Возможно, переход власти от Н. л.-А., по Житию удалившегося от мирских дел незадолго до кончины, к Йэтбараку, сыну Лалибалы, не был мирным, а сопровождался усобицей между представителями династии. Ист.: Conti Rossini C. Gli Atti di Re Na " akuto La- " Ab//AION. 1943. Vol. 2: Scritti dedicati alla memoria di F. Gallina. P. 105-232 [эфиоп. текст и итал. пер.]. Лит.: Taddesse Tamrat. Church and State in Ethiopia, 1270-1527. Oxf., 1972. P. 55-56, 62-64, 67; Belaynesh Michael. Nä " akweto Lä " ab//DEB. P. 123-124; Balicka-Witakowska E. Nä " akkw « to Lä " ab in art//EncAeth. Vol. 3. P. 1093; Derat M.-L. Nä " akkw « to Lä " ab//Ibid. P. 1091-1093. С. А. Французов

http://pravenc.ru/text/2564564.html

А., подобно др. олимпийским богам, покровительствует героям, но только в сфере любви: помогает Парису обрести любовь Елены ( Apollod. epit. III 2), покровительствует Энею, своему сыну от троянского героя Анхиза ( Hom. Il. V 311-318). Помогая любящим, А. наказывает тех, кто отвергает любовь (напр., Ипполита, Нарцисса). Вмешательство А. в события троянской войны является исключением: она, принципиальная защитница троянцев, действует наравне с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон , Арес и Артемида. Хотя классическая А. все еще внушает своим появлением ужас (Ibid. III 398), она постоянно именуется «золотой», «прекрасновенчанной», «сладко-умильной», «многозлатой», «прекрасноокой». Рудиментом архаического демонизма А. является ее пояс, в к-ром «заключается все» (Ibid. XIV 215-221): любовь, желание, слова обольщения - древний фетиш, наделенный магической силой, покоряющей даже великих богов. А. дала пояс Гере, и та с его помощью соблазнила Зевса. Платон в диалоге «Пир» сравнивает и противопоставляет А. Уранию («Небесную») и А. Пандемос («Всенародную»). Первая, дочь Урана, видится философу возвышенной и загадочной - «Небесной», т. к. произошла от неба - Урана; вторая, дочь Зевса и Дионы, понятна и доступна всем, а следов., незначительна и неинтересна. Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131) и арабами (III 8). Павсаний (I 14, 6) упоминает храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на о-ве Кифера считался среди эллинов одним из самых древних и священных. Павсаний сообщает, что поклонение А. Пандемос было введено Тесеем, «когда он свел всех афинян из сельских домов в один город» ( Paus. I 22, 3), что придает культу А. Пандемос общегос. характер. Многочисленные святилища А. имелись в др. областях Греции (Коринфе, Беотии, Мессении, Ахайе, Спарте), на о-вах Крит, Кифера, Кипр, Сицилия. Особенно почиталась А. в М. Азии (Эфес, Абидос), в Сирии, в г. Библ (см. трактат Лукиана «О сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына троянца Энея, отца Юла, легендарного предка рода Юлиев, к к-рому принадлежал Юлий Цезарь; особенно А. прославлялась в эпоху принципата Августа.

http://pravenc.ru/text/77144.html

Правление И. отличалось нестабильностью. Ухудшение политической и экономической ситуации в стране было вызвано крупными военными действиями на границе, а также вторжениями кочевых народов из соседних стран (4 Цар 24. 2). В предании И.- образ нечестивого царя, прекратившего религ. реформы, начатые его отцом - благочестивым царем Иосией (Иер 22. 15-17; 36. 21-26, ср.: 4 Цар 22. 11-14). Во времена правления И. иноземные культы вновь получили распространение в Иудее (ср.: Иер 7. 9, 18, 31; 8. 5-17; 11. 9-13). И. осуждался пророками за страсть к роскоши и за использование рабского труда при строительстве нового царского дворца (Иер 22. 13-17). И. преследовал пророков Господних: он велел вернуть и казнить за неповиновение прор. Урию, бежавшего от него в Египет (Иер 26. 20-23), а также подвергал гонениям прор. Иеремию и его секретаря Варуха , приказывал сжигать направленные против царя пророческие тексты (Иер 36. 19-26). Пророки вынуждены были скрываться; чтобы арестовать их, И. послал своего сына Иерамеила (Иер 36. 26). И. пролил много невинной крови (4 Цар 24. 4; ср.: Иер 22. 17) и «...делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его» (4 Цар 23. 37; ср.: 2 Пар 36. 5). В раввинистической традиции И. становится воплощением нечестия и дерзкого поведения по отношению к Богу. За безнравственное поведение И. претерпел позорную смерть (Ва Йикра Рабба. 19. 6; Санхедрин. 103a). Лит.: Bright J. A History of Israel. L., 1960. P. 303-306; Green A. R. W. The Fate of Jehoiakim//Andrews Univ. Seminary Studies. 1982. Vol. 20. N 2. P. 103-109; Mercer M. K. Daniel 1:1 and Jehoiakim " s Three Years of Servitude//Ibid. 1989. Vol. 27. N 3. P. 179-192; Berridge J. M. Jehoiakim//ABD. Vol. 5. P. 664-666; Minette de Tillesse C. Joiaqim, repoussoir du «Pieux» Josias: Parallélismes entre II Reg 22 et Jer 36//ZAW. 1993. Bd. 105. N 3. P. 352-376; Delamarter S. The Vilification of Jehoiakim (a.k.a. Eliakim and Joiakim) in Early Judaism//Function of Scripture in Early Jewish and Christian Tradition. Sheffield, 1998. P. 190-204; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005. С. 238-239; Liver J., Sperling S. D. Jehoiakim//EncJud. Vol. 11. P. 106-107.

http://pravenc.ru/text/468867.html

Д. управлял Александрийской Церковью 42 года и 219 дней, вслед за Евсевием Кесарийским ( Euseb. Hist. eccl. VI 26) мн. авторы округляют эти цифры до 43 лет. Александрийский синаксарь распределяет годы его жизни следующим образом: 15 лет до женитьбы, 47 лет в браке и 43 года на Патриаршестве, что в сумме составляет 105 лет. Если эти сведения достоверны, следует считать, что Д. род. в 126 г. В «Истории Александрийских патриархов» говорится о том, что в Патриаршество Д. случилось волнение в Александрии и он был удален «царем Севером» в место, известное как Мусейн (Мавсин) (араб.  , т. е. Мусейон?), где и умер, однако др. источники об этом не сообщают. Почитание После Евсевия Кесарийского грекоязычные авторы уделяли Д. мало внимания. Хотя в послании имп. Юстиниана к свт. Мине, патриарху К-польскому (536-552), Д. упоминается как «блаженный», а правосл. Александрийский патриарх Евтихий называет его «святой», эти слова могут быть только почетными эпитетами. В синаксари Византийской Церкви имя Д. не вошло. Также оно не было включено ни в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония (XVI в.), ни в его офиц. ревизию Римско-католической Церкви 1638 г., равно как и в последующие ревизии. Тем не менее болландисты поместили его в Acta Sanctorum под 9 окт. Почитание Д. утвердилось в монофизитской среде, у коптов и эфиопов. Александрийский синаксарь и его версия геэз, а также Псалтирь XIV в. помещают память Д. под 12-м днем месяца бабах (9 (10 - в случае високоса) окт.), т. е. в день его кончины. Ряд копт. минологиев при Евангелиях XIII-XIV вв. сдвигает эту память на 14-е число (11 окт.). Стишной эфиоп. синаксарь XIII в., заимствованный болландистами у Х. Лудольфа, дает др. дату - 2-й день месяца хатур (29 окт.), а 12-го дня месяца бармахат (8 марта) указывает воспоминание чуда, доказавшего целомудрие Д. Ист.: Euseb. Hist. eccl. V 22; VI 2, 3, 8, 19, 26; Hieron. De vir. illustr. 36, 54; idem. In Rufinum. IV 18; idem. Ep. ad Paul. 30; idem. Ep. ad Magn. 70; idem. Ep. ad Pammach. et Marcell. 97; Phot. Bibl. Cod. 118; Eutychius Alexandrinus. Annales//PG. 111. Col. 982, 989; Petrus ibn Rahib. Chronicon Orientale. Beryti, 1903. Vol. 2: Latin transl. P. 113-116. (CSCO; 46. Ser. 3. Arab.; 2); Le Synaxaire arabe jacobite/Éd. R. Basset//PO. 1907. T. 1. Fasc. 3. N 3. P. 332-335 History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts//Ibid. Fasc. 2. N 2. Vol. 1: St. Mark to Theonas. P. 154-173 Les ménologes des évangéliaires coptes-arabes/Éd. et trad. F. Nau//Ibid. 1913. T. 10. Fasc. 2. N 47. P. 26 not., 27 not.

http://pravenc.ru/text/178127.html

В печатных богослужебных греч. и слав. Минеях, употребляемых в наст. время, помещена служба А. Р. с каноном Иосифа 8-го гласа, указанным уже в Евергетидском Типиконе. В том же Типиконе указан корпус стихир на Господи воззвах , помещенный в греч. печатной Минее и отличный от стихир, находящихся в слав. печатной Минее. Общий тропарь мученице «      », находящийся в слав., но отсутствующий в греч. печатной Минее, указан в Мессинском Типиконе. В греч. печатной Минее по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. Р. под 12 и 29 окт. (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 127, 298). Ист.: BHG, N 76x - 78e; PG. 105. Col. 336-372 [похвальное слово Никиты Пафлагона]; Ibid. 115. Col. 1293-1308 [житие Симеона Метафраста]; ActaSS. Oct. T. 12. P. 520-528; ЖСв. Окт. С. 593-602. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 34; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 446; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 564-565. О. В. Венцель Иконография В визант. и древнерус. искусстве А. Р. и вмц. Анастасия Узорешительница имеют общую традицию изображения. Наименование Римляныня сохранилось в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 110, 976-1025); Минологии 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 263v;); Минологии 2-й пол. XI в. (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v); Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 226v); в ц. Архангелов в Вуларионе (Греция), XII в.; ц. Св. Софии в Охриде (Македония), 40-е гг. XI в.; ц. Созонта в Гераки (Еракион, Греция), XIII в.; на псковской иконе «Святая Анастасия, с избранными святыми», нач. XVII в. (ПИАМ). А. Р. могла изображаться в монашеском облачении: мантии, схиме, как, напр., в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 83об.); в двусторонней таблетке «Минея на октябрь», сер. XVII в. (НГХМ); на иконе «Преподобная Анастасия, священномученик Власий, мученики Флор и Лавр», XVIII в. (ЦМиАР), возможно, представлена прп. Анастасия Патрикия . В Строгановском лицевом подлиннике, посл. треть XVIII в., под 29 окт. рядом с образом А. Р., держащей в правой руке сосуд, указано: «Ри(з)[а] ла(з)[орь], испод кенова(р)[ь] збелиломъ». На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1713-1714 гг., святая представлена с крестом и пальмовой ветвью в руках. В описи 1680-1681 гг. Благовещенского собора Московского Кремля упоминается ковчег с частицей мощей А. Р.

http://pravenc.ru/text/114936.html

81 Проф. А. Спасский: (ор. cit., 360). 82 Бл. Иероним: “De viris illustr...» 126. 83 H. E. III, 14. 84 «Bibliotheca», cod. 191. 85 Cf. A. Puech, op. cit. p. 297. 86 Ibid. 87 Ibid. 88 Ibid. p. 298. 89 Ct. Ibid., pp. 299—300. 90 Ibid. 91 Ibid., pp. 302—303; cf. P. Allard, «Saint Basile» In DTC, П, 446—447. 92 Cf. J. Bessë «Regles et moines de Saint Basile» in DTC. II, 455—459. 93 «La tradition manuscrite de la correspondance de Saint Basile», Oxford, 1923. 94 Французское общество Guillaume Budй приступило к критическому изданию его писем в 1957 г. Вышел том первый с кратким введением, французским переводом и комментариями проф. Yves Courtonne. 95 См. Письма св. Григория 51 и 53. 96 P. Allard, ор. cit., col. 453; cf. A. Puech, op. cit., p. 314. 97 Письмо 38 к св. Григорию Нисскому; «О Святом Духе», XVII; cf. В. Болотов: «Лекции», том IV, стр. 89; А. Спасский: «Ист. догм. движ.», стр. 493—497. 98 «О Святом Духе», XVI. 99 Ibid. V. 100 Ibid. XVI. 101 «О Святом Духе» XVII. 102 В. Болотов, ор. cit., стр. 89. 103 Ер. 38, 8. 104 «О Святом Духе», XVI; XXI; XXIII. 105 Ibid. XXI; «Шестоднев», Бес. VI, 2; IX, 6. 106 «О Святом Духе», V; XVI; XVIII; XXV; Ер. 38. 107 «О Святом Духе», XVII. 108 Ibid. IX. 109 Ibid. 110 Ibid. XXVII. 111 Бес. II, 6. 112 Проф. А. Спасский: ор. cit., стр. 516. 113 См. у проф. А. Спасского, стр. 530—535, а также и в примечаниях к французскому переводу этого трактата св. Василия в издании – Sources chrйmiennes,. vol. 17, pp. 144—148. 114 «Послание к Африканским Епископам», § 4. 115 О Святом Духе», XVIII; cf. «Шестоднев», Бес. II, 6. 116 «О Святом Духе», XXIX. 117 Benoit Pruche, О.Р.: «Basile de Cйsarйe, Traimй du Saint-Esprit». SCH. 17. Paris 1947. Введение, стр. 1—104 и, в особенности см. стр. 12—39. 118 Подробнее у проф. А. Спасского, ор. cit., 498—502. 119 Ibid. 120 Бес. I, 2; II, 2,4; III, 3. 121 Бес. I, 1. 122 Бес. II, 5; III, 9; IX, 1. 123 Бес. I, 6; IV, 5. 124 Бес. 1, 5 и 6. 125 Бес. I, 5. 126 Ibid. 127 Ibid., 4. 128 Ibid., 3. 129 Ibid., 4. 130 Бес. II, 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

Из пападических сочинений И. К. известны стихи 1-й кафизмы «Блажен муж» 4-го плагального гласа (Ath. Iver. 948. Fol. 8-19v, кон. XIV в.; 974. Fol. 25-42v, 1-я пол. XV в.; 987. Fol. 44v; 993. Fol. 17v, сер. XVII в.; Meteor. Metamorph. 317. Fol. 64, сер. XV - нач. XVI в.; Ath. Philoth. 122. Fol. 57-67v; Ath. Xeropot. 307. Fol. 47v - 66v, 1767 г.), в т. ч. из 1-й статии (Пс 1) - «И на седалищи губителей» (БАН. РАИК. 154. Л. 31; Meteor. Metamorph. 192. Fol. 37v et al., сер. XV в.; Lesb. Leim. 259. Fol. 39v), «И в законе Его» (Ath. Iver. 984. Fol. 15-21v, сер. XV в.; Meteor. Metamorph. 192. Fol. 37v; РНБ. Греч. 126. Л. 20 об., 2-я пол. XV в.), «И будет яко древо» (РНБ. Греч. 126. Л. 20 об.), «От лица земли» (Там же. Л. 23), «Сего ради не воскреснут нечестивии» (Там же), «Яко весть Господь» (Meteor. S. Stephan. 127. Fol. 10v, 3-я четв. XVIII в.; Lesb. Leim. 8. Fol. 32), «И путь нечестивых погибнет» (Ath. Iver. 973. Fol. 39v; БАН. РАИК. 154. Л. 34; 42. Л. 21, сер. XVIII в.; Ydra. Iliou 597 (33). Fol. 34v; Lesb. Leim. 459. Fol. 37v - 38; РНБ. Греч. 130. Л. 22 об., нач. XVIII в.; 132. Л. 57 об.; 711. Л. 31 об.), из 2-й статии (Пс 2) - «И князи собрашася вкупе» (Meteor. S. Stephan. 52. Fol. 426), «Работайте Господеви» (Ibid. 127. Fol. 14v), «И радуйтеся Ему с трепетом» (Ath. Iver. 973. Fol. 45v; Ydra Iliou. 597 (33). Fol. 42v; Lesb. Leim. 238. Fol. 50v - 51; 8. Fol. 35; 459. Fol. 43; БАН. РАИК. 42. Л. 29 об.; РНБ. Греч. 132. Л. 63 об.; 711. Л. 36; РНБ. АНЛ. Ю I2. Л. 104 об., нач. XIX в.; в транскрипции хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 703. Fol. 156v - 157v, 1818 г.), «Приимите наказание» (РНБ. Греч. 132. Л. 63 об.; 711. Л. 36; РНБ. АНЛ. Ю I2. Л. 105 об.), а также калофоническая стихира «Лик четверодесятосиянный» (Χορς τετραδεκαπρσευτος) 1-го гласа (Athen. Bibl. Nat. 3324. Fol. 1-1v, 1629 г.). Лит.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3; idem. Τ χειργραφα βυζαντινς μουσικς Μετωρα Κατλογος περιγραφικς τν χειρογρφων τς Ελληνικς Ψαλτικς Τχνης Βυζαντινς κα μεταβυζαντινς, τν ποκειμνων ες τς βιβλιοθκας τν ερν μονν τν Μετερων. Αθνα, 2006; idem. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 101; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας; Moran N. K. Singers in Late Byzantine and Slavonic Painting. Leiden, 1986; Πολτης Λ., Πολτη Μ. Κατλογος χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος. Αθναι, 1991; Χαλδαικης Α. Τ χειργραφα Βυζαντινς μουσικς Νησιωτικ Ελλς Υδρα. Αθναι, 2005. Τ. 1.

http://pravenc.ru/text/471326.html

99. Городцев=Городцев П., прот. Религиозно-церковные вопросы. СПб., 1911. 100. Григоревский=Григоревский М. К вопросу о благоустроении церковного чтения//ЦТ. 1906. 33. С. 897–904. 101. Гумилевский И.=Гумилевский И.[В.], свящ. Реформа или творчество? (Размышление над богослужением первых христиан)//БВ. 1917. Т. II. Июнь-июль. С. 54–74. Сокращенная перепечатка: Свободное слово христианина. Киев, 1917. 1. С. 41–44. 102. Гумилевский Н.=Гумилевский Н. К вопросу о причинах уклонения из Православия в сектантство//Омские ЕВ. 1908. 6. С. 163–168. 103. Д.С.=Д.С, свящ. 4-е пастырское собрание 19 декабря 1906 г.//ИСПбЕ. 1907. 4. С. 21–26. 104. Далматов=Далматов К.[И.], свящ. Вечерние и утренние церковные богослужения на предпразднство Благовещения Богородицы, на Благовещение и на собор Архангела Гавриила, перевод со славянского на русский язык. Казань, 1907. 105. Дамаскин I=Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992. Кн. 1. 106. Дамаскин II=Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1996. Кн. 2. 107. Дело патриарха Тихона=Следственное дело патриарха Тихона. Сб-к документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. 108. Деяние (обновл.)=Деяние III Всероссийского Поместного собора, бывшего с 1 октября 1925 года, нового стиля, в городе Москве//Церковное обновление. Рязань. 1926. 1. С. 1–10. 109. Дeяhuя. I =Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Изд. Соборного Совета. М., 1918. Кн. 1. Вып. 1. 110. Дeяhuя. III =Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Изд. Соборного Совета. Пг., 1918. Кн. III. 111. Дeяhuя. VI =Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Изд. Соборного Совета. М., 1918. Кн. VI. 112. Деятельность Союза=Деятельность Союза духовенства и мирян в г. Архангельске//Архангельские ЕВ. 1917. 16. С. 330–335. 113. Дмитриевский. Вынос плащаницы=Дмитриевский А.[А.] Вынос плащаницы на вечерне в Великий пяток//РдСП. 1885. 9. С. 252–259; Idem. Вынос плащаницы и Евангелия в Великую субботу и хождение с ними кругом храма//Ibid. 10. С. 268–275.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

м. Вскоре у Иоакима, к-рый был до этого лысым и безбородым, выросла борода до земли (Ιερ Μον Οσου Γρηϒορου. 2003. Σ. 31-32). Согласно др. варианту этой легенды, Иоаким, узнав о пожаре, отправился посмотреть, что стало с мон-рем. Когда он достиг келлии св. Архангелов, откуда открывается вид на Г. м., и увидел обгоревшие развалины, то в отчаянии стал взывать к покровителю мон-ря свт. Николаю Чудотворцу. Святой явился Иоакиму и сказал ему, что Г. м. возродится вновь, знамением чего будет чудесно выросшая борода. Отправившись в К-поль и Молдавию, Иоаким сумел собрать там необходимые средства, вернул разошедшихся по разным местам монахов и возглавил строительство мон-ря. По преданию, в К-поле он случайно встретился с султаном, к-рый был поражен его разумом и внешностью и подарил на восстановление мон-ря 25 тыс. номисм. В возрождении обители Иоакиму помогали господари Молдавии и Валахии Александр Гика (хрисовул 1777 г.) и Александр Ипсиланти (хрисовул 1778 г.), митр. Унгро-Влахийский Григорий II и мн. фанариоты ( Σμυρνκης. 19882. Σ. 629-630). Уважение этих жертвователей Иоаким заслужил тем, что на часть денег, данных ему султаном, выкупил из пиратского плена мн. христиан, гл. обр. румын, и способствовал возвращению их на родину. Получив немалые средства, он не только заново отстроил Г. м. и приобрел для него недвижимость на п-ове Халкидики, но и помогал др. бедствующим мон-рям и келлиям Св. Горы, а также восстановил мон-рь Преображения Господня на о-ве Проти в Мраморном м. (1785). В храме этого мон-ря на мраморной доске об Иоакиме Макригенисе говорится, что «невозможно сосчитать, сколько он добра принес людям, и освобождал многих повсюду, и помогал сиротам, и вдовицам, и бедным» (Ibid. Σ. 630). Для подворий Г. м. были также переданы 2 мон-ря - свт. Спиридона Тримифунтского в Бухаресте и Путна в Молдавии, причем последний Иоаким Макригенис сразу же возглавил в качестве игумена. Он почил в больнице Г. м., пользуясь всеобщим уважением, ок. 1815 г. в возрасте 105 лет. Иоаким Макригенис считается почетным ктитором обители и изображен на фреске в притворе собора.

http://pravenc.ru/text/168091.html

В одной из рукописей хроники Георгия Кедрина сообщается, что И. побудил имп. Василия I украсить росписями ц. Сергия и Вакха в К-поле ( Cedrenus G. Comp. hist. 1839. Vol. 2. P. 238). Эти мероприятия, очевидно, можно рассматривать в русле антииконоборческой политики, следование к-рой делало И. преемником по отношению как к Мефодию, так и к Фотию. Ист.: Mansi. T. 16. P. 209-294, 308, 425-436; Theoph. Contin. P. 657; Georgius Monachus. Vitae recentiorum imperatorum// Theoph. Contin. P. 821; Scyl. Hist.; Mich. Glyc. Annales. 1836. P. 533, 544; Cedrenus Georg. Comp. hist. 1839. Vol. 2; Leo Gramm. Chron. 1842. P. 206, 235; Theodosius Melitenus. Chronographia/Ed. L. F. Tafel. Monachii, 1859. P. 164; Leo IV, papa. Epistolae//MGH. Epp. Т. 5. N 9 (P. 589), N 41 (P. 607); Nicolaus I, papa. Epistolae//Ibid. Epp. T. 6. P. 433-610 (NN 82-102); Anast. Apocris. Epistolae//Ibid. Epp. T. 7. P. 403-407 (N 5); Vita patris nostri Ignatii Archiep. Constantinopolitani (BHG, 817)//PG. 105. Col. 488-574; Vita Nicolai Studitae (BHG, 1365)//Ibid. Col. 904-908; Vita Iosephi hymnographi (BHG, 946)//Ibid. Col. 939-975; PG. 117. Col. 124 [Минологий Василия II]; CIG. Bd. 4. Pars 40: 1877. N 8685A; Theodoros Skutariotes. Σνοψις χρονικ/Ed. K. N. Sathas. Venice; P., 1894. P. 130-138. (Bibliotheca Graeca Medii Aevi; 7); Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 402-403; Vita Iosephi hymnographi (BHG, 944)// Papadopoulos-Kerameus A. Monumenta graeca et latina ad historiam Photii patriarchae pertinentia. St.-Pb., 1901. T. 2. P. 1-14; Die Kanonessammlumg des Kardinals Deusdedit/Hrsg. V. Wolf von Glanvell. Paderborn, 1905. S. 603-610 (N 428-431); Симеон Метафраст. Списание мира от бытия: Слав. пер. хроники Симеона Логофета/Под ред. И. В. Срезневского. СПб., 1905. С. 90, 101, 103; Продолжение хроники Георгия Амартола по Ватиканскому списку 153// Истрин В. М. Книги временные и образные Георгия Мниха: Хроника Георгия Амартола в древнем славянорус. переводе. Пг., 1922. T. 2. С. 3-65; LP. Vol. 2. P. 155, 165; Vita Irenae Chrysobalanton (BHG, 952)//ActaSS. Iul. T. 6. P. 602-634; Passio et inventio X martyrorum Constantinopolitanorum (BHG, 1195)//ActaSS. Aug. T. 2. P. 434-447; Vita Blasii Amoriensi (BHG, 278)//Ibid. Nov. T. 4. P. 657-669; Vita S. Euthymii (BHG, 651)/Ed. P. Karlin-Hayter//Byz. 1955-1957. Vol. 25-27. P. 8-152, 747-771; SynCP. P. 158; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 76; AHG. Vol. 2. P. 274-283; Gouillard. Synodikon. P. 53; Iosephus Genesius. Reges/Rec. A. Lesmüller-Werner, I. Thurn. B., 1978; Phot. Ep. 1984. Vol. 2. P. 48-61 [Ep. 174]; Oikonomides N. A Collection of Dated Seals. Wash., 1986. P. 51-52; Шандровская В. С. Византийская сфрагистика//Византия и визант. традиции: памятники из фондов Эрмитажа и Русского музея. Л., 1991. С. 77; Symeonis Magistri et Logothetae Chronicon/Rec. S. Wahlgren. B.; N. Y., 2006. P. 235, 239, 245, 262-265. (CFHB; 44/1).

http://pravenc.ru/text/293393.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010