Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛАВДИЙ ТУРИНСКИЙ [лат. Claudius Taurinensis] († 827 или 828), еп. Турина, богослов и экзегет эпохи Каролингского возрождения ; один из главных противников иконопочитания на лат. Западе. Жизнь Основные сведения о К. Т. содержатся в сохранившихся фрагментах его «Апологии» и в предисловиях к его экзегетическим сочинениям (изданы как письма: Claudii Taurinensis episcopi Epistolae/Hrsg. E. Dümmler//MGH. Epp. T. 4: Karolini Aevi II. S. 590-616), а также в свидетельствах современников: Дунгала ( ок. 828), мон. Сен-Дени, ставшего главой школы в Павии ( Dungalus. Responsa contra perversas Claudii Taurinensis episcopi sententias//PL. 105. Col. 465-530; новое изд. с небольшими изменениями и переводом на итал. яз.: Dungal. Responsa contra Claudium: A Controversy on Holy Images/Ed. P. Zanna. Firenze, 2002), Ионы , еп. г. Орлеан ( 843) ( Jonas. De cultu imaginum//PL. 106. Col. 305-388), и Валафрида Страбона ( 849) ( Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 8). Дата рождения К. Т. неизвестна. По свидетельству Ионы, он происходил из Испании (PL. 106. Col. 305-306, 309-310). Дунгал называет его учеником Феликса Уржельского и «соседом» еретика Вигилянция (PL. 105. Col. 480, 496, 498), уроженца Калагура (ныне Сен-Мартори, деп. В. Гаронна, Франция), с к-рым полемизировал блж. Иероним Стридонский по поводу культа святых. Иона также пишет, что «соседями» К. Т. были сарацины (Ibid. Col. 528), но в данном случае, возможно, речь идет скорее не о географии, а об образе мыслей. На Пиренейский регион указывают и палеографические особенности рукописи Paris. lat. 9575, содержащей толкования на кн. Бытие с пометками, к-рые могут быть автографом К. Т. ( Vezin. 1992). Наконец, на связь К. Т. с Испанией может косвенно указывать использование им не только Вульгаты , но и перевода Vetus latina ( Boulhol. 2002. P. 308-310). Тем не менее ряд ученых считают, что противники К. Т. намеренно пытались сблизить его с испан. еретиками, тогда как веских доказательств в пользу его испан. происхождения не существует ( Gorman. 1997). Если же он все-таки происходил из Испании, то мог прибыть на земли франков вместе с Феликсом Уржельским ок. 799 г.

http://pravenc.ru/text/1841227.html

Основной источник сведений о Н.- Житие, к-рое было написано в 1517-1520 гг. в Валахии книжником и протом Св. Горы Афон Гавриилом по заказу господаря Валахии Нягое Басараба (1512-1521). Житие дошло в румын., греч. и слав. версиях. Вопрос о языке оригинала долгое время являлся предметом научной дискуссии. Большинство ученых считают, что первоначально текст был создан на греч. языке, однако сохранившаяся греч. версия (BHG, N 1373a, 1373b) представляет собой простонародное переложение, в к-ром Гавриил упоминается в 3-м лице. Переложение было создано в мон-ре Дионисиат на Св. Горе Афон и сохранилось в коллекции рукописей этого мон-ря в поздних списках Ath. Dionys. 661 (olim 610) (XVIII в.) и 716 (olim 715) (XIX в.). Эти списки легли в основу издания В. Греку, к-рый учел также румын. версию и краткую новогреч. редакцию, вошедшую в «Новый Изборник» (Νον Εκλγιον) Никодима Святогорца 1803 г. ( Grecu. 1944). Существует еще одно независимое переложение Жития, написанного Гавриилом; дошло в списке Meteor. Varl. 132. F. 47-73 (1783-1784 гг.) ( Mavroudis. 2009. S. 167-170; частично изд.: N sturel. 1967. P. 68-73). Румын. версия, древнейший список к-рой датируется 1682 г. (Бухарест. Б-ка Румын. АН. N 464), более близка к утраченному греч. оригиналу, чем все известные греч. версии. Вероятно, перевод восходит к эпохе господаря Матея Басараба (1632-1654) ( N sturel. 1967. P. 63-68). Житие совмещает элементы агиографического и историографического сочинения, его отличает пристальное внимание к фигуре Нягое Басараба и событиям в Валахии, в т. ч. и после кончины святого. Пространные фрагменты румын. Жития были включены в валашскую хронику Шербана Кантакузино кон. XVII в. Они содержат оригинальные сведения, отсутствующие в сохранившейся румынской версии Жития, и должны учитываться при реконструкции первоначального состава Жития, написанного Гавриилом (Ibid. P. 52-56). Сведения Жития дополняются данными греч. нарративных источников: анонимной хроники за 1373-1513 гг. (Emperors, Patriarchs and Sultans. 1990. P. 100-105, 118-121), всемирной хроники Мануила Малакса 1570 г., «Хроники» Псевдо-Дорофея Монемвасийского, «Политической истории Константинополя» и «Истории Константинопольских патриархов» 70-х гг. XVI в. (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 58-60, 69-70, 127-132, 134-135, 138). Биография

http://pravenc.ru/text/2577735.html

[Рец. на:] А. Неселовский. Чины хиротесий и хиротоний. Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906 г. Источник См. также « Чины хиротесий и хиротоний » А. Неселовский Чины хиротесий и хиротоний, или постановлений в низшие и высшие степени клира, имеют, как и все церковные чинопоследования, свою историю. «Простые и несложные вначале, они постепенно развивались и осложнялись, стремясь достигнуть такой формы, которая бы возможно совершеннее выражала мысль, соединённую с тем или другим чином» (стр. IV). Сообразно с этим и изучение их истории, к чему стремится автор, сводится к указанию того пути, которым шло развитие того или другого чина, выяснению тех изменений и дополнений, каким он подвергался в течение веков, определению причин, под воздействием которых совершался процесс развития, и уяснению смысла и значения входящих в состав его актов (Ibid.). Для выполнения подобной задачи автор обращается к обзору греческих и русских чинов хиротесий и хиротоний за различные периоды, начиная с III-IV в., производит тщательное сопоставление священнодействий, молитвословий и внешних символических действий, которыми было обставлено поставление в члены клира. При обилиии подлежащего изучению рукописного и печатного материала, множестве мелочей и подробностей, его труд превращается в кропотливую, требующую постоянного и напряжённого внимания, работу. Произведённая, несмотря на трудность, с редкою тщательностью, она несвободна тем не менее от некоторых недостатков: остались не использованными кое-какие документы, и оказались неверно понятыми и освещёнными некоторые подробности. К числу первых относится известный «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» – памятник III-IV в. Знакомство с ним заставило бы автора изменить некоторые суждения по вопросу о поставлении чтецов. И прежде всего, свидетельство «Testamentum’a», что хиротесия чтеца начинается вручением ему книги, за которым следует назидание (стр. 105–7), не позволяет считать данный акт той новой подробностью, которая встречается, по словам автора, в чинах постановления чтеца IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ II Патриарх Александрийский (2-я пол. 1262? - ок. 1275). Патриаршество Н. совпало с правлением мамлюкского султана Бейбарса (1260-1277), известного массовым истреблением христиан в ходе войн с крестоносцами и жестокими гонениями на «неверных» в своих владениях. В то же время егип. султаны старались поддерживать дружественные отношения с Византией, через к-рую пролегали пути доставки на Ближ. Восток невольников из евразийских степей - основного ресурса пополнения мамлюкского войска. Это давало возможность визант. императорам оказывать покровительство правосл. Церкви в Мамлюкском гос-ве. По сообщению мусульм. историка аль-Макризи (XV в.), летом 1262 г. в Египет вернулось посольство эмира Фарис ад-Дина Акуша, ранее отправленное к имп. Михаилу VIII Палеологу для переговоров о строительстве мечети в К-поле. Император обратился к Бейбарсу с просьбой разрешить егип. мелькитам (православным) избрать предстоятеля Александрийской Церкви, кафедра к-рого в то время пустовала. Как нередко случалось на средневек. Востоке, христиане стали искать кандидатов на Патриаршество среди представителей влиятельной корпорации христ. врачей, тесно связанных с мамлюкской аристократией. В биографическом своде Ибн ас-Сукаи (нач. XIV в.) сообщается, что придворный медик Бейбарса Алям ад-Дин Абу Наср (ум. в 1308; мусульм. биограф Ибн Аби Усайбиа в энциклопедии врачей называет его Мухаззаб ад-Дин Абу Саид) получил предложение стать патриархом в Египте, но отказался, а впосл. перешел в ислам ( Ibn a-uq. Tl kitb wafayt al-ayn/Éd., trad. J. Sublet. Damas, 1974. P. 46 (араб. текст); Ibn Abi Usaibiah. History of Physicians/Transl. L. Kropf. Jerus., 1971. P. 762-764). Эти события не имеют датировки, но могут относиться только ко времени патриарших выборов нач. 60-х гг. XIII в. В итоге на престол был избран др. представитель сословия врачей - ар-Рашид аль-Каххаль (Офтальмолог), очевидно принявший на Патриаршестве имя Николай. Ж. Насралла, знакомый с информацией об избрании ар-Рашида аль-Каххаля из вторичных источников, строил неубедительные гипотезы, пытаясь отождествить его с братом Мухаззаб ад-Дина офтальмологом Муваффак ад-Дином Абу-ль-Хейром, а того в свою очередь - со следующим Александрийским патриархом Афанасием III (II) Синаитом ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 105-106), однако эти предположения возникли по причине незнания текста аль-Макризи. Как следует из этого источника, избрание патриарха происходило во 2-й пол. 1262 г., что позволяет скорректировать распространенную в научной лит-ре датировку начала Патриаршества Н. (1263; см., напр.: Ibid. P. 58).

http://pravenc.ru/text/2566042.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛАМОН [греч. Μον το Καλαμνος], мон-рь, находится в 6,5 км к юго-востоку от г. Иерихона (Израиль). В визант. период располагался на берегу Иордана, в наст. время - на расстоянии 3,5 км от русла реки. К. возник в 3-й четв. V в., как и расположенный неподалеку Герасима Иорданского мон-рь . Название связано с зарослями камышей по берегам Иордана (κλαμος - камыш, тростник), а согласно благочестивой народной этимологии означает «добрая обитель» (от καλ - хорошая, добрая и μον - остановка, пребывание, покой, обитель) в память посещения этого места Св. Семейством. Мон-рь был посвящен Пресв. Богородице. В «Луге духовном» Иоанна Мосха неоднократно упоминаются лавра К. и жившие в ней аввы Кириак и Александр. По мнению И. Хиршфельда, устройство лавры прп. Герасима (киновии, окруженной келлиями отшельников) послужило образцом для К. и Хозивы ( Hirschfeld. 1992. P. 13). Число келлий достигало 40, многие из них размещались в естественных пещерах, которыми изобиловал берег р. Иордан (Ibid. Р. 31, 180-181). В киновии действовала больница. Нек-рое время в К. подвизался прп. Георгий Хозевит († ок. 625). Из его Жития известно, что насельники К. занимались сбором фиников, а из пальмовых ветвей плели корзины (Ibid. P. 87, 105). Во время персид. нашествия (614) обитель была захвачена, часть иноков (в т. ч. из мон-ря Хозива) перебита, другие уведены в плен. Персы отпустили только прп. Георгия, удивившись его аскетическому облику (Vita S. Georgii Chozebitae. 1888. P. 130). Вскоре К. был восстановлен и действовал до XII в., он упоминается в т. ч. в Житии прп. Стефана Савваита Старшего († 794) (ActaSS. Iul. T. 3. P. 540). В «Хожении» рус. игум. Даниила (нач. XII в.) говорится, что К. был обнесен стенами и в нем подвизалось 20 монахов. Игум. Даниил также упоминает о предании, согласно к-рому здесь отдыхало Св. Семейство по пути в Египет, и о чудотворной иконе Божией Матери, на которую снисходил Св. Дух («Хожение» игум. Даниила. 2007. С. 54-55). В 1185 г. Иоанн Фока описал К. как укрепленный башнями, сооруженными из больших квадратных блоков тесаного камня. К большому собору примыкал маленький круглый храм, воздвигнутый, по преданию, в апостольские времена, где находилась написанная ап. Лукой икона Божией Матери (похожая на к-польскую «Одигитрию»), от к-рой исходило необычное благоухание ( Иоанна Фоки Сказание. 1889. С. 50, 52). В наст. время эта икона хранится в ц. равноапостольных Константина и Елены в Греческой Иерусалимской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/1319919.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИПОЛЬ [греч. Καλλπολης, Καλλιοπολις], кафедра епархии К-польской Православной Церкви. К. (ныне Гелиболу, Турция) находится во Фракии, на европ. берегу прол. Дарданеллы, недалеко от его соединения с Мраморным м. Название города, по одной версии, связано с его живописным расположением (καλ πλις - красивый город), по другой - с именем афинского полководца Каллия († 432 г. до Р. Х.). К. упоминается в письменных источниках с VI в. до Р. Х. О действовавшей переправе из К. в Лампсак (ныне Ляпсеки) через Геллеспонт (ныне Дарданеллы) говорится в «Географии» Страбона ( Strabo. Geogr. VIIa 1. 56). В 324 г. близ К. произошло морское сражение Криспа (сын равноап. имп. Константина I Великого) с Лицинием . Епископская кафедра существовала в К., видимо, уже в IV в. и подчинялась митрополии Ираклии Фракийской . Первый Каллипольский еп. Кирилл, участник Вселенского III Собора в Эфесе, упоминается в 431 г. Крепостные стены К. были возведены в VI в. имп. Юстинианом I ( Procop. De aedificiis. IV 10. 22). Среди епископий Ираклийской митрополии Каллипольская занимала сначала 2-е ( Darrouz è s. Notitiae. Р. 207, 219, 234, 252. N 1-4), а затем 5-е место (Ibid. Р. 275, 297, 311, 355, 389. N 7, 9, 10, 13, 16). Из «Краткого обозрения царствования Иоанна и Мануила Комнинов» Иоанна Киннама следует, что в XII в. К. был небольшим городом ( Cinnam. Hist. Р. 201). Антоний Новгородец (ок. 1200) сообщает, что в К. находились мощи свт. Евфимия , еп. Мадитского (Книга Паломник. С. 37). В 1205 г., вскоре после захвата К-поля крестоносцами, К. стал владением венецианцев (которые дали ему название Галлиполи), но в 1234/35 г. был освобожден Никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем . В XIII в. значение города возросло в связи с изменением маршрута переправы через Дарданеллы: К.- Лампсак вместо Авидос - Сест. В 1305 г. город был взят каталонскими наемниками, которые вырезали все население, включая младенцев. Иоанн Кантакузин восстановил город, и в 1331/32 г. его жители успешно отразили нападение эмира Умур-бега. При имп. Андронике III Палеологе (1328-1341) Каллипольская епископия была возведена в ранг митрополии. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата того времени она занимает 105-е место ( Darrouz è s. Notitiae. Р. 414. N 19).

http://pravenc.ru/text/1320083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Пилигрим) [лат. Nicolaus] (1075-1094), исп. Транийский (пам. зап. 2 июня), юродивый Христа ради. Известно 2 Жития Н. Первое (BHL, N 6223) составлено ок. 1098 г. Адельферием, слугой архиепископа Транийского. Этот памятник сохранился в рукописи XV в. (Veron. Bibl. Capit. 112 (105)). Текст Жития был подготовлен для передачи папе Римскому Урбану II перед канонизацией Н. как блаженного в окт. 1098 г., в ходе Собора в Бари. Тот же автор создал ряд текстов, посвященных чудесам, совершённым святым. Второе Житие (BHL, N 6224) составил диакон церкви г. Тарента (совр. Таранто) Аманд ок. 1142 г. в связи с тем, что мощи святого были переданы в отреставрированный кафедральный собор города. В то время на могиле святого начали происходить исцеления. Диак. Аманд также описал в неск. произведениях чудеса святого (ActaSS. Iun. Т. 1. P. 248-252). В 1748 г. папа Римский Бенедикт XIV внес имя Н. в Римский Мартиролог. Н. род. в крестьянской семье в окрестностях мон-ря св. Луки Элладского ( Осиос Лукас ). Когда ему было 8 лет, мать послала его в поле следить за курами. Именно там на мальчика снизошел Св. Дух, он громко закричал: «Господи, помилуй!». С этого дня он не переставал кричать, несмотря на уговоры. В возрасте 12 лет его выгнали из дома, мать не могла больше выносить его криков. Н. пошел к ближайшей горе и нашел там пещеру. В ней оказалась медведица, к-рая тут же на него набросилась. Но Н. увещевал ее именем Христа, осенил крестным знамением, и она ушла (Ibid. P. 237). Мать, одумавшись, смогла найти и вернуть сына домой. Когда он начал крушить мебель, домашние посчитали, что в него вселился демон. Матери пришлось обратиться к монахам, чтобы те изгнали из Н. беса ( Oldfield P. St. Nicolas the Pilgrim and the City of Trani between Greeks and Normans, c. 1090 - c. 1140//Anglo-Norman Studies 30: Proc. of the Battle Conference 2007. Woodbridge, 2008. P. 168-181). Затем отрок попал в мон-рь св. Луки, где его били и держали на цепи. В конце концов после очередных побоев его выгнали на улицу. Но он продолжал кричать: «Господи, помилуй!». Его заперли в башне, но молния разбила запоры, и святой освободился. Вернувшись к монахам, он продолжил кричать, и его опять посадили на цепь. Тогда юродивый помолился, и цепь упала с него. Он пришел вместе с цепью в трапезную и положил ее на всеобщее обозрение, не переставая кричать: «Господи, помилуй!».

http://pravenc.ru/text/2565934.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРМИЗД [лат. Hormisdas] († 6.08.523, Рим), св. (пам. зап. 6 авг.), папа Римский (c 20 июля 514). Происходил из г. Фрузинон (совр. Фрозиноне, обл. Лацио, Италия), сын Юста. До принятия сана был женат, его сын впосл. стал папой с именем Сильверий . При папе Симмахе служил диаконом, поддерживал его в годы изгнания (498 и 501-505) при антипапе Лаврентии . Являлся секретарем Собора, происходившего в рим. базилике св. Петра (6 нояб. 502), на к-ром рассматривались вопросы управления церковным имуществом. После избрания папой Г. стремился к преодолению возникшей при Лаврентии схизмы, а также к восстановлению единства с Вост. Церквами, прерванного в результате акакианской схизмы (484-519). В Авеллановом собрании сохранилось 138 посланий за 515-521 гг., относящихся к переписке между Г., императорами Восточной империи, К-польскими патриархами и др. сановниками (Collectio Avellana. 2. N 105-243). Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Для прекращения мятежа военачальника Виталиана (514), требовавшего признания Вселенского IV Собора и возвращения на К-польскую кафедру патриарха свт. Македония II , в 514 г. имп. Анастасий I предложил созвать Собор с участием папы Римского, на к-ром были бы разрешены споры между правосл. и монофизитской партиями. Письмо Анастасия к Г. об организации Собора датировано 12 янв. 515 г.; согласие папы на созыв Собора и на участие в нем епископов Зап. Церкви последовало лишь после 2-го письма имп. Анастасия, где излагались причины его созыва и указывалось время и место его проведения (г. Ираклия Фракийская, июль 515 - Collectio Avellana. 2. N 109). В авг. 515 г. Г. направил к императору посольство в составе епископов Эннодия и Фортуната, пресв. Венанция, диак. Виталия и нотария Илария для выяснения возможности восстановления единства между Римской и Вост. Церквами. В отправленном вместе с легатами письме Г. подтверждал согласие участвовать в Соборе при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки правосл. епископов (в т. ч. патриарха Македония). В ответ имп. Анастасий только подтвердил анафемы Несторию и Евтихию и подчеркнул, что определения Халкидонского Собора не были формально отменены решениями др. Собора или имп. декретами (Ibid. N 125). Переписка между императором, Г. и рим. сенатом продолжалась в 516 г., но не привела к к.-л. результатам, т. к. после поражения Виталиана имп. Анастасий отказался от намерения проводить Собор.

http://pravenc.ru/text/166221.html

[церковнослав.  ], название колокола в слав. богослужебных книгах. Происходит от средневек. лат. названия этого инструмента - campana или campanum. В античный период этим словом называлась любая бронзовая утварь, производившаяся в италийской обл. Кампания (напр.: сатрапа supellex - Horat. Serm. 1. 6. 118). Обозначение этим словом колокола встречается в средневек. лат. текстах широкой хронологии и локализации: в Житии ирл. св. Дага († 586) (ActaSS. Aug. T. 3. P. 657, 659), в «Церковной истории англов» (4. 23) Беды Достопочтенного († 735) (PL. 95. Col. 211; рус. пер. В. В. Эрлихмана: СПб., 2001. С. 139), в Житии св. Галла († ок. 650) (2. 4), написанном Валафридом Страбоном († 849) (MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 315), к-рый в др. сочинении приводит объяснение термина campana, замечая, что колокола меньшего размера называют tintinnabula - по их звучанию и nolae - по г. Нола в Кампании ( Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 5//PL. 114. Col. 924; Idem//MGH. Capit. T. 2. P. 479), в «Liber Pontificalis», где записано, что папа Стефан II (752-757) на построенной им колокольне базилики св. Петра поместил 3 колокола (LP. Vol. 1. P. 454), а папа Лев IV (847-855) построил колокольню для ц. св. Андрея и повесил там колокола (Ibid. Vol. 2. P. 119), в «Деяниях фонтанелльских аббатов» (10) (1-я пол. IX в.) (MGH. Script. Rer. Germ. [T. 28]. P. 33), в «Венецианской хронике» диак. Иоанна (нач. XI в.), где сообщается о дарении в кон. 70-х гг. IX в. дожем Орсо визант. имп. Василию I Македонянину 12 колоколов для построенной последним в К-поле Новой ц. (PL. 139. Col. 910), в «Деяниях Карла Великого» (1. 29) Ноткера Заики (884-887) (MGH. Script. Rer. Germ. N. S. T. 12. P. 39), в «Хронике» (6. 12, 40) Титмара , еп. Мерзебургского († 1018) (MGH. Script. Rer. Germ. N. S. T. 9. P. 140, 158), в «Продолжении Хроники св. Галла» (6) Эккехарда IV Санкт-Галленского († после 1057) (MGH. SS. T. 2. P. 112), в грамоте герм. кор. Генриха IV жителям г. Пизы (1081) (MGH. Dipl. Reg. Imp. Bd. 6. Tl. 2. P. 443. N 336), в 58-м каноне IV Латеранского Собора (1215) ( Mansi. T. 22. Col. 1045) и др. Этим словом называли колокола, сделанные не только из меди, но и из др. металлов,- см. «Историю Иерусалимского похода» (6. 40) (1100-1140) Альберта Ахенского (PL. 166. Col. 557). Встречается уменьшительная форма - campanulum, напр. в Житии св. Эммерама, написанном Арнольдом Санкт-Эммерамским (сер. XI в.) (PL. 141. Col. 1017). В поэме «Войны града Парижа» мон. и диак. Аббона из Сен-Жермен-де-Пре († после 921) для обозначения колоколов используются слова campana и metalla (MGH. Poet. T. 4. Fasc. 1. P. 87, 105).

http://pravenc.ru/text/1470141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЭБРЭ-ДЭХУХАН [эфиоп.       - монастырь Пещер], название 2 эфиопских монастырей. Д.-Д. в исторической области Шоа был основан в XIV в. эфиоп. св. Фаддеем (Тадевосом), учеником знаменитого эфиоп. св. Такла Хайманота , основателя мон-ря Дэбрэ-Либанос . При преемнике последнего, св. Филиппе Дэбрэ-Либаносском , Фаддей был назначен мамхером (рукоположенным, т. е. благочинным) окр. Цэлалиш, родины Такла Хайманота. Там он основал Д.-Д., где монахи жили в пещерах, как это было в Дэбрэ-Либаносе при его основателе. Фаддей был погребен в Д.-Д. после того, как, согласно преданию, пострадал от эфиоп. царя Амда Сиона (1314-1344), к-рого обличал за многоженство. Мон-рь не играл значительной роли в истории Эфиопской Церкви, его братия всегда была немногочисленна, но благодаря древности происхождения, строгой жизни насельников и принадлежности к Дэбрэ-Либаносской конгрегации он пользовался большим уважением и царей, и народа. Ист.: Actes de Samuel de Däbrä Wägäg/Éd. S. Kur. Louvain, 1968. Vol. 1. P. 6. (CSCO; 287. Aethiop.; 57); Actes de Märha Krestos/Éd. S. Kur. Louvain, 1972. Vol. 1. P. 105. (CSCO; 330. Aethiop.; 62). Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 119, сн. 1; Эфиопские хроники XVI-XVII вв./Введ., пер. с эфиоп. и коммент.: С. Б. Чернецов. М., 1984. С. 174. Д.-Д. в исторической области Кохайн (ныне Юж. Эритрея) также известен под названием «Нижняя обитель отца нашего Ионы» (              ), поскольку был основан в 1489 г. эфиоп. св. Ионой (Йонасом), учеником эфиоп. подвижника Евстафия . Обитель называется «Нижней» в отличие от «Верхней обители отца нашего Ионы» (              ; она же Дэбрэ-Сэге), основанной тем же монахом в 1455 г. Когда мон-рь Дэбрэ-Сэге стал разрастаться, Иона, верный заветам своего учителя не устраивать общин более чем для 12 чел., учредил Д.-Д. С момента основания до наст. времени обе обители подчиняются одному настоятелю. Лит.: Conti Rossini C. Gli Atti di Abba Yonas//RRAL. 1903. Ser. 5. Vol. 12. P. 177-201, 239-255; Bausi A., Lusini G. Appunti in margine a una nuova ricerca sui conventi eritrei//RSE. 1992. Vol. 36. P. 15-16; Lusini G. Studi sul monachesimo eustaziano (sec. XIV-XV). Napoli, 1993. P. 118-122; idem. Scritture documentarie etiopiche (Dabra Dehuhan e Dabra Sege, Sara " e, Eritrea)//RSE. 1998. Vol. 42. P. 5-55; idem. Däbrä D « h _ uh _ an//Ibid. P. 20. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180793.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010