Анфиса преподобная и 90 сестер ее, страд. за иконопочитание, 27 июля. Анфиса новая, в кладязь брошенная, 27 авг. Анфия мученица, 15 дек. Анфуса мученица, 22 авг. Анфуса преподобная, дщерь Константина Копронима, 12 апр. Апфллий или Апелл (относящийся к собранию, греч.), ан. из 70, 31 окт. и 10 сент. Аполлинарий (Аполлону посвященный), еп. равемнийский, муч. 23 июля. Аполлинария преподобная, подвизавшаяся под именем Дорофея , 5 янв. Аполлоний (Аполлонов см. Аполлон) чтец, муч. египетский, 14 дек. Аполлоний , муч. иконийский, 10 июля. Аполлоний , муч. италийский, 30 июля. Аполлоний или Аполлос , пустынник вифинский, 31 марта. Аполлон (губитель, греч.), муч. египетской при Максимиане, 5 июня. Аполлос или Аполл (тоже, что Аполлон), ап. из 70, 8 дек. и 30 мар. Аполлос , муч. никомидийский, 21 апр. Апрониан (безгорный, безмысный, πρν мыс, гора, греч.) комментарисий, муч. римский, 7 июня. Апфия (Аппия) равноапостольная, мученица колосская, 19 февр. и 22 ноября. Ардалион (сосуд для окропления, для поения скота, или замаранный, греч.), муч. из лицедеев, 14 апр. Арефа (орел, араб), преп. печерский, 24 окт. Арефа и др. с ним негранские мучч. от Дунаана, 24 окт. Аристарх (лучший начальник, над всем начальник, греч.), ап. из 70, 15 апр. и 27 сент. Аристион (первую награду получивший, греч., по другим, во время завтрака рожден) еписк. смирнский, ученик Господа, 4 янв. Аристион , священномух. александрийский в Киликии, 3 сент. Аристовул (лучший советник, греч.), ап. из 70, еписк. британский, 16 мар. и 31 октября. Аристоклий (благозванный, благославный, греч.), пресв., муч. кипрский, 20 июня. Арис (иначе Марс, бог войны, корень: убийство, греч.) египтянин, муч. палестиский, 19 дек. Ариадна , (строго сохраняющая супруж. верность δνον γνον, грех) мученица аригийская, 18 сент. Ариан ( вернее Мариан ), 30 дек. Арий (храбрый, греч.), муч. египетский, 5 июня. Аркадий (из Аркадии т. е. пастух), преп. кипрский, 6 марта. Аркадий , преп. палест., 26 янв. Аронос (Орион-великан, охотник, созвездие сего имени, греч.), муч. кампанийский, 6 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В монументальной живописи образ И. был введен в роспись храма Христа Спасителя 70-х гг. XIX в.: в нижнем коридоре в память 26 нояб. 1812 г. (бегство армии Наполеона из России, худож. Я. С. Башилов), в зап. части храма в медальоне одной из арок (худож. Фартусов). Он изображен также на иконе над юж. дверями со стороны алтаря в главном иконостасе храма (как тезоименитый святой свт. Иннокентия (Вениаминова), митр. Московского). И. представлен среди подвижников XVIII в. на стене галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), в ряду святых в росписи юж. галереи на хорах Владимирского собора в Киеве (1885-1895), на одном из столпов Успенского собора Валдайского Иверского мон-ря (30-е гг. XIX в., осташковские мастера И. и А. Митины). Существуют скульптурные изображения И., напр. работа И. П. Витали на больших юж. внутренних дверях Исаакиевского собора в С.-Петербурге (1846-1850). Образ И. присутствует среди Сибирских чудотворцев на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) : «Собор святителей, в земле Российстей просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ), «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239) и на их совр. повторениях (ц. свт. Николая в Клённиках в Москве). На рисованных лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. мон. Иулиании (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. P. 43) И. изображен под 26 нояб.- в рост, прямолично, в мантии, омофоре и митре, с благословляющей десницей, с Евангелием в левой руке. Рисунок И. (с крестом и Евангелием в руках) выполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной для Миней МП (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 70). В отличие от мастеров XIX в. иконописцы кон. XX - нач. XXI в. стремятся запечатлеть образ И. в традиц. канонической иконографии и стилистике. Иркутский иконописец М. Б. Лутаенко работает над иконами И. разных изводов уже 15 лет. Существуют совр. примеры решения образа Иркутского чудотворца в стиле церковной живописи XIX в.

http://pravenc.ru/text/389621.html

Н. Муравьёва в ЦАМ при КДА (1-я пол. XIX в., НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 40, 152. 67). По заказу П. П. Бекетова был выполнен А. Г. Афанасьевым гравированный портрет И. в технике пунктира (1821-1824; помещен в изд.: Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843; экземпляр в ГПИБ). На литографии «Всероссийские патриархи», выполненной по рис. в мастерской И. А. Голышева в с. Мстёра (1859, РГБ), образ И. помещен слева вверху. Ростовое изображение И. представлено на рисованных листах 2-й пол. XIX в. в числе 5 первых русских патриархов (из собрания А. П. Бахрушина; ГИМ; см.: Иткина. 1992. Кат. 111-113). Образ И. нередко встречается в произведениях XIX - нач. XX в., посвященных историческим событиям Смутного времени. Так, в Старицком краеведческом музее хранятся рисунки «Христосование патриарха Иова с царем» (1889, худож. В. И. Навозов), «Вручение царем посоха первому Всероссийскому патриарху Иову» (1901, худож. А. Макеев). Существует гравюра Езерского по рис. Медведева «Патриарх Иов и московский народ просят Бориса Годунова на царство» (70-е гг. XIX в.). В кон. XIX в. по благословению Димитрия (Самбикина) , архиеп. Казанского и Свияжского, была написана икона «Собор Тверских святых»; образ И. также был представлен на этой иконе. И. включен в ряд подвижников XVI в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Изображение И. среди русских патриархов входило в циклы живописных портретов 50-х (?) гг. XX в. (Патриаршие (митрополичьи) покои ТСЛ) и 60-70-х гг. XX в. (ЦАК МДА). На иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ св. Афанасия, еп. Ковровского, ризница ТСЛ) и на ее авторских и совр. повторениях И. представлен в центре композиции среди Московских святых. Существуют единоличные иконы И., где он изображен по пояс, в митре или в патриаршем куколе, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Закрыть itemscope itemtype="" > 70-летие игумена Киприана (Ященко). «Душа возраста не имеет» 12.07.2023 389 Время на чтение 15 минут Источник: Святые Онлайн 10 июля 2023 г. исполнилось 70 лет отцу Киприану (Ященко), игумену Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и духовному чаду русского старца архимандрита Кирилла (Павлова) – богослову, педагогу, писателю, продюсеру, автору масштабных церковно-государственных проектов, таких как Международные Рождественские образовательные чтения, Международный благотворительный фестиваль доброго кино «Лучезарный Ангел», Высшие Богословские курсы Московской духовной академии и др. Целевая комплексная программа к 100-летию преподобного Паисия Афонского – еще одно детище отца Киприана. Программа стартует всего через несколько дней после 70-летнего юбилея батюшки. Святой Паисий Афонский: пророк и духовный учитель – Батюшка, преподобного Паисия Церковь вспоминает 12 июля, через день после вашего 70-летнего юбилея. А 25 июля, в день рождения святого Паисия, стартует очередной ваш масштабный проект, посвященный 100-летию старца. Расскажите о нем, о его целях и задачах. На открытии выставки, посвящённой святому Паисию Святогорцу в Московской Духовной академии – 12 июля – день рождения старца Паисия в вечность. А 25 июля – его рождение в жизнь земную. В 2024 г. святому исполнилось бы 100 лет… То есть старец Паисий – практически наш современник, и он жил с Богом. Поэтому он понимал тех, кто стремится к Богу или, наоборот, удаляется от Него. Главная задача программы к 100-летию со дня рождения преподобного Паисия – научиться самим и помочь другим жить по Евангелию в наше неевангельское апостасийное время, когда весь мир настроен против этого, вообще потерял ориентиры о добре и зле. Но у нас есть наследие святого Паисия, его практический опыт восхождения по лествице христианских добродетелей, искусство творить добрые помыслы о людях и событиях… ПОКА ЕЩЕ МАЛО КТО ПОНИМАЕТ, ЧТО ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ – ФАКТИЧЕСКИ ВТОРОЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. ВО ВСЕМ МИРЕ ОН ПОЧИТАЕТСЯ КАК БЫСТРО ОТЗЫВАЮЩИЙСЯ ЧУДОТВОРЕЦ, ПРОРОК И ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ. ЭТО ВЫДАЮЩИЙСЯ СВЯТОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ ПРАКТИЧЕСКОЕ – НЕ КНИЖНОЕ – БОГОСЛОВИЕ.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/12/70leti...

Кроме упоминания в НЗ, об О. в церковной традиции до V в. не встречается никаких сведений. О. представлен в большинстве визант. каталогов апостолов от 70: в списке V-VI вв., приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, сказано, что О., о к-ром упоминает ап. Павел, принял вместе со своим учителем - ап. Петром в Риме мученическую кончину, будучи обезглавлен (Vitae prophetarum. Р. 122); эти же данные содержатся в каталоге, известном под именем Дорофея Тирского, где дополнительно сообщается, что вместе с О. был обезглавлен и ап. Родион (см. Иродион ) (Ibid. P. 139). Эти же сведения есть в списке апостолов IX в., приписываемом Епифанию Саламинскому (Écrits apocryphes chrétiens/Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 2. P. 479). Оба апостола упомянуты вместе и в списке VII-VIII вв., приписываемом Ипполиту Римскому (Vitae prophetarum. Р. 169), а в пространной редакции визант. хроники X в., приписываемой Симеону Логофету, сказано, что они пострадали при имп. Нероне (Ibid. Р. 182). О. упомянут без сказания в сир. списке апостолов от 70 из рукописи Lond. add. 14601 (IX в.- Esbroeck M., van. Neuf listes d " apôtres orientales//Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. P. 118). Упомянут он среди апостолов от 70 в «Пасхальной хронике» VI в. (Chron. Pasch. P. 401). В Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) О. упоминается под 30 июня, в Соборе св. апостолов (SynCP. Col. 786), при этом об усекновении главы в Риме говорится только применительно к Родиону (Ibid. Col. 788). Память О. приходится на 10 нояб. вместе с памятью др. святых, чьи имена приводятся в последней главе Послания к Римлянам: Родиона, Сосипатра, Тертия и Кварта (Ibid. Col. 209-210), при этом сказано, что О. и Родион, «последовав за св. ап. Петром, в Риме вместе имп. Нероном были обезглавлены» (Ibidem). В совр. греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), под 10 нояб. памяти О. вместе с упомянутыми апостолами от 70 посвящено двустишие: «Просветившись, Олимп, подобно сияющему солнцу, на небе [Олимпе] пребываешь вместе с апостолами» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 10. Σ. 82).

http://pravenc.ru/text/2578315.html

Петров: Чтобы Вас не поняли ложно, думаю, Вы согласитесь с тем, что, когда Вы говорите, о вранье, которое существует последние 20 лет, то стоит подчеркнуть, что речь о последствиях предыдущего 70-летия, когда неправда для некоторых была формой выживания. О. Георгий: Безусловно, эта особенность прошлых 70 лет имеет огромное значение в нашей жизни сейчас. Но я бы задумался и над тем, что эти 70 лет не просто так имели место в нашей истории. Значит, была какая-то предыстория. Сейчас меня гораздо более волнует то, а ПОЧЕМУ эти 70 лет вообще стали возможны, почему наша Церковь в лице куда более благочестивых и образованных нежели я, моих же предшественников-священнослужителей не смогла  подготовить наш народ к тому, чтобы он не поддался тем соблазнам, которые обрушились на него и которые с такой легкостью были многими из наших предков восприняты. У нас часто любят вспоминать летописный рассказ о послах святого князя Владимира, которые, попав в собор Святой Софии в Константинополе, были так потрясены красотой богослужения, что потеряли понимание, где они находятся: на земле или на небесах. Надо сказать, что многие поколения русских православных христиан жили в подобном же ощущении. Они не могли понять, на земле они или на небе. Они пытались иногда жить на земле, как на небе, но – не получалось. Поэтому часто жизнь на земле начинала напоминать жизнь не на небе, а в преисподней. Чувство, общественной, культурной ответственности перед Богом было у нас притуплено: хочешь в полноте быть христианином – уходи из мира, иди в монастырь. А если остаёшься в миру – попостись, помолись, побольше положи земных поклонов, подольше побудь в храме, сделай пожертвование на храм, а покинув это сакральное пространство, возвращаясь в родной профанный мир, веди себя там уже по обстоятельствам, а потом  всё замолишь или тебя вымолят. Эта раздвоенность сознания и привела к тому, что люди в процессе секуляризации нашей жизни, которая наступала уже в 19 веке, не обременённые христианским мировоззрением, не смогли давать христиански мотивированные ответы на вызовы окружающего мира и с легкостью пошли на то, чтобы преступить элементарные заповеди: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй. В конечном итоге, не сформировалось у нас понимания того, что за свои слова, тем более, слова христианские, надо отвечать своей повседневной христианской жизнью. Это происходит на разных уровнях.

http://pravmir.ru/bolsheviki-ubivali-per...

Это мнение не мое, но оно показалось мне вероятнейшим по многим соображениям, и потому я выставил его в своих замечаниях, предоставляя каждому на волю, принять его, или не принять. Поскольку расчисление 70 седьмин есть чисто хронологический вопрос, ни мало не касающийся догматов какой-либо церкви, то решение его предоставляемо было воле каждого. И потому касательно решения сего вопроса составилось у богословов не менее 50 мнений, к числу которых принадлежит и мое. Вот доказательства в защиту принятого мною мнения. Пророк Даниил, живший в то время, когда пророчество Иеремиино о 70-ти-летнем страдании иудеев должно было исполниться, обращается в молитве в Богу, чтобы Он помиловал наконец, по обещанию Своему, народ свой, снял с него беззакония и водворил на земле правду, восстановил святый град Иерусалим и святый дом Свой во Иерусалиме. Бог через ангела Своего отвечает Даниилу, что точно приидет время, когда сделан будет конец беззакониям, сняты будут грехи, загладятся преступления и введена будет вечная правда и положится печать на пророково (Иеремии) видение и освятится святое святых. Но перед этим блаженнейшим временем вот что будет с иудейским народом и со святым домом Божиим: ему назначено ждать не 70 лет, а 70 седмиц лет до того, как сделан будет конец беззакониям. Седмь седмиц лет (49 лет) произойдет с того времени, как вышло слово (Иеремии) до знаменитого помазанника (Кира). В это время город будет в запустении и храм в развалинах. Потом в течение 62 седмиц вновь обстроятся улицы и стены, посреди тесных обстоятельств. Из истории известно, что после Кира строители города и храма встречали множество препятствий. После всего этого, при конце 62 седмиц, низложен будет некий помазанник (предшественник Антиоха Епифана, Селевк Филопатор и оставит престол не своему. Войско наступившего по нем государя разорит город и святилище, и конец от него, как от наводнения, и до скончания войны опустошительное истребление. В течение одной седмицы он вступит в тесную связь с многими и в течение полседмицы прекратит жертвы и приношения и на крыле храма будет ужасная мерзость (мерзость запустения), и наконец окончательная гибель прольется и на самого опустошителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Иер. 37:3, 42:2  и сл.). – Сл.-греч. перевод, по толкованию блаж. Феодорита, имеет подобный же смысл: «не надейтесь ни на медные, ни на железные доспехи». Значительное отличие слав.-греч. перевода от русского по букве их произошло оттого, что вместо (может ли сокрушить) 70 толковников прочитали . Слав. еда познаетс следует Ватик., Алекс., Комплют. и Альд. чтению; но Фридрих-Августовский список имеет чтение ε γνσεται, – чтение, которое находил в своем списке 70-ти и блаж. Иероним: si cognoscet... Это чтение точнее соответствовало бы предположенному выше чтению евр. текста. Согласные буквы масоретского текста не допускают произношения, которое имело бы значение: ε γνωσϑσεται=еда познается. – Слово железо, повторяющееся в евр. тексте, 70 толковников поставили только однажды. – – перевод греч. περιβλαιον, соответствующего евр. (север), которое прочитано по видимому как (ср. Чис. 16:38, 39 , где 70 толковников перевели словом περϑεμα обложение). – Крпость тво – перевод евр. слова, в масор. тексте отнесенного уже к следующему стиху. Соединяясь с началом следующего стиха, слово должно быть понято и в другом значении, соответственном слову «сокровища». Иер. 15:13 13. И сокрвища тво в дамъ измн, за вс грх тво, и во всхъ предлхъ твоихъ. 13. Имущество твое и сокровища твои отдам на расхищение, без платы, за все грехи твои, во всех пределах твоих; 13 . Разъясняется, в чем будет состоять «озлобление» и «скорбь» народа, имеющего вследствие того прибегнуть к ходатайству пророка ( Иер. 15:11 ). Существенная мысль пророка выражена уже в слав.-греч. переводе. Твои сокровища, говорит пророк народу от лица Господня, будут расхищены, и это послужит для тебя возмездием («изменою») за все грехи твои. По русскому с евр. переводу, в словах пророка слышится горькая истина: имущество твое и сокровища твои, т. е. и предметы роскоши, и предметы первой необходимости, следовательно все, что было у народа, чем он владел на всем пространстве своей земли («во всех пределах своих»), будет у него взято; но он не получит за это никакой платы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Ещё св. Димитрий, Митрополит Ростовский, заметил о недостатках в списках Дорофея о 70 Апостолах. «В сказании под именем св. Дорофея о 70 Апостолах, пишет святитель, имеется многая сумнительная, четырех от седьмидесяти апостолов, имена всуе повторяются. Иродиона нарекши того вторицею, акибы с Павлом святым. Родиона, его же не воспомянул Павел нигде же токмо Иродиона, и паки: Аполлоса, Трофима и Аристарха, ихже единых тех же, а не двойственных воспоминает Павел святый» (Четьи Минея 4 янв. Синод. Типография, 51 л. 1875). К сожалению список Дорофея о 70 Апостолах без исправления и до настоящего времени печатается в начале богослужебного Апостола. В Минейных сказаниях (Прологах и Менологиях) в житии св. ап. Филиппа, единого от двунадесяти – 14 ноября упоминается Аристарх, начальник Совета в г. Иераполе, в Сирии. В числе нападавших на дом благочестивого Ира, у которого временно пребывал ап. Филипп был и Аристарху; за дерзкое обращение с Апостолом Аристарх наказан был Богом (он лишился зрения); тогда народ, любивший Аристарха, с молитвой обратился к св. Филиппу об исцелении, но апостол отвечал, что Аристарх не прозреет, пока не уверует в проповедоваемого им Христа. Аристарх уверовал и исцелен был св. Филиппом; очевидно этот Аристарх другой, отличный от св. Аристарха, единого от 70. Апостол Аристарх пострадал при Нероне в 66 году, а упоминаемый в житии св. ап. Филиппа жил позже, так как сей апостол замучен был в царствование Домициана (86–90 г.). Обращение Аристарха в Иераполе было незадолго до кончины ап. Филиппа. Святой апостол Пуд Пуд или Пуденс (Пудент) упоминается ап. Павлом во 2-м послании к Тимофею, где он от лица Пуда и других приветствует его так: «Приветствует тя Еввул и Пуд, Лин, и Клавдия и братия вся» (I. 21). В Четьи Минее под 4 января о сем св. Пуде сказано: «Пуд святый, его же воспоминает Павел во 2-м послании к Тимофею: «целует тя, рече, и Пуд: бысть в Римском сигклите муж благочестив, приемляй в дом свой апостол Петра и Павла и прочих верных собрание, его же дом обратися по сем в церковь , нареченную пастырскую, в ней же и Петра святаго глаголют священнодействовавша» (Киев, 1874 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Он построил в Египте Вавилон. Говорят, что евреи называли его вторым Навуходоносором. При нём была написана история Юдифи. 3432 г. Братья маги, семь месяцев. Иисус первосвященник и правитель народа Зоровавель. Славились пророки Агей, Захария и Малахия. Известностью пользовался Пифагор, физик и философ. 3468 г. Дарий, 36 лет. В книгах хроник Евсевия мы находим, что между Дарием и Камбисом правили два брата мага. Но Иероним в изложении Даниила пишет, что после Камбиса правил маг Смердес, который взял в жёны Панфапию, дочь Камбиса. Когда же он был убит семью магами, то вместо него власть получил Дарий, а названная Панфапия вышла замуж за Дария и родила от него сына Ксеркса. Во второй год Дария исполнилось 70 лет пленения Иерусалима, как говорит Евсевий, приводя в свидетели пророка Захарию, у которого во второй год Дария ангел говорит: «Господи вседержитель! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься уже 70 лет?». А в четвёртый год царя Дария у того же пророка сказано: «Когда вы постились и плакали на протяжении этих 70 лет, для Меня ли вы постились?». В шестой год Дария, в третий день месяца Адар, завершилось строительство Храма, то есть через 46 лет после того как при Кире заложили его фундамент. Об этом иудеи так говорят в Евангелии: «Этот храм был построен за 46 лет. Его начали строить во второй год Дария, в 24-й день шестого месяца, а закончили, как было сказано, в шестой его год, 12-й день третьего месяца». Из этого следует, что немалая часть работ над храмом была завершена ещё раньше. Так что 70 лет следует считать от его разрушения до завершения работ по его восстановлению. Когда из Города были изгнаны цари, которые правили в течение 243 лет, власть Рима едва доходила до 15-го милевого камня. После изгнания царей в Риме сперва появились консулы, начиная от Брута, потом – плебейские трибуны и диктаторы, а затем – вновь консулы; они правили государством почти 464 года, вплоть до Юлия Цезаря, который первым захватил единоличную власть в 183-ю Олимпиаду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010