В Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) под 4 нояб. отмечается память П. как епископа Путеол, к-рый «крестил многих и привел ко Христу» вместе с апостолами от 70 Ермой, Лином, Гаием и Филологом (SynCP. Col. 194). Кроме того, память П. с теми же апостолами под 5 нояб. отмечена в рукописи стишного Синаксаря (Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 195). Под 30 июня память П. включена в Собор св. апостолов (SynCP. Col. 786). Те же сведения под 4 нояб. приводятся и в Минологии Василия II 1-й четв. XI в. (PG. 117. Col. 144). Согласно греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), память П. помещена под 5 нояб. вместе с памятью тех же апостолов с краткими сведениями из визант. Синаксарей и с двустишиями, посвященными их памяти ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 43). В слав. традиции память П. вместе с др. апостолами от 70, как и в визант. источниках, помещена под 4/5 нояб. ( Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 344). При переводе визант. Синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи XII-XIII вв. под 4 нояб. попадает память П. с теми же апостолами и со сказанием (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 302), а в стишные Прологи (XIV-XV вв.) под 5 нояб. память П. включена вместе со сказанием и с двустишиями ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2: Месец Октомври. С. 23-24). Поскольку при составлении ВМЧ использовались как стишные, так и нестишные Прологи, то в них память П. и др. апостолов указывается дважды: под 4 нояб.- с кратким сказанием и под 5 нояб.- с двустишием (ВМЧ. Нояб., дни 4-5. Стб. 98-99, 178). В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского память П. как «епископа в Неаполе и Путеолах» помещена только под 4 янв.- в Соборе апостолов от 70 (Жития святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 265), так же и в издании «Житий святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 57). Под 5 нояб. память П. как «епископа Неаполитанского и Путеольского» вместе с памятями других апостолов от 70, Ермы, Лина, Гаия и Филолога, закрепилась в совр. календаре РПЦ (ПЦК. 2019. С. 278, 376). В совр. рус. богослужебной традиции не существует отдельной службы П. и поминаемым вместе с ним апостолам, но в праздник Собора 70 апостолов, 4 янв., в 7-й песни канона на утрене ему посвящен стих: «Твой апостол Патров, Блаже, плотское Твое к человеком пришествие проповеда, заблуждшия к познанию наставляя и просвещая зарею веры» (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 137).

http://pravenc.ru/text/2579782.html

Neusner has both defenders 1548 and challengers in the field. One of his most vocal challengers has been E. P. Sanders, 1549 who argues, among other things, that Neusner is extremely inconsistent in his own writings. 1550 Neusner in turn criticizes Sanders for arguing for commonalities in early Judaism so banal that his «common Judaism» offers little of substance 1551 –which I believe most scholars who have read Sanders» work will regard as a caricature of his actual position. Neusner " s consistent preference for detail and documents, yielding distinct «Judaisms,» is one legitimate perspective; but like our attempt at a broader portrait from Josephus and Greco-Roman sources, Sanders provides more evidence for common ground among pious Judeans than Neusner acknowledges. Probably more than any other scholar, Neusner has properly drawn our attention to the importance of taking into account the distinct documents in which rabbinic traditions appear; 1552 thus, for example, if we cite for a tradition seven rabbis, all of whose citations appear in Gen. Rab., one may suspect that the editor of Gen. Rab. had something to do with the presentation of this view. 1553 (In fact, due to space constraints, I have cited traditions by document and only rarely by attribution anyway, though my personal notes include the attributions.) But Neusner " s critique of Vermes " s attempt to set early Christianity in a Judaic context 1554 is overstated. A thorough study of, say, Matthew, would focus on that document and perhaps traditions shared with other gospels; but one wishing to describe early Christianity or, for that matter, the first-century eastern Mediterranean world, or even elements of ancient Mediterranean culture in general, would nevertheless not be wrong to cite various NT documents for ideas illustrating some of the thought of the day, provided we cast the net as widely as possible and do not pretend that our samples represent a monolithic «early Christianity.» In his early three-volume work, The Rabbinic Traditions about the Pharisees Before 70, for instance, 1555 Neusner shows the tenuousness of attributing particular sayings to pre-70 sages when the attributions surface only later in rabbinic literature. 1556 At the same time in this work (perhaps more so than in more recent ones) he «takes seriously» post-70 attributions in Tannaitic collections and regards «post-140 attributions as absolutely reliable.» 1557 (Getting attributions right was at least formally considered important in the early post-70 period.) 1558 In this work he regards many thematic traditions in the Shammai and Hillel Houses as genuinely pre-70 though «the actual formulation and wording of pericopae» is generally later. 1559 In a more recent work he warns that attributions to Hillel are no more necessarily correct than rabbinic attributions to Jeremiah or Moses, the historical authenticity of which we invariably reject. 1560

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Около этого времени, т.е. когда Господь решил отправиться в Иудею с тем, чтобы навсегда уже оставить Галилею, так как приблизился час Его крестных страданий, Он избрал и других 70 учеников, сверх избранных Им прежде 12-ти, и послал их по два, чтобы в глазах людей сильнее было их свидетельство о Христе, во все те места, куда Он Сам предполагал идти, чтобы они приготовили людей к Его приходу. Число 70 было в почете у иудеев, как и числа 40 и 7. Синедрион состоял из 70 членов. Имена всех этих 70-ти учеников с точностью неизвестны. «Жатва многа, делателей же мало» — Самария и Иудея еще мало оглашались проповедью Христовою, а между тем там много было душ, созревших, подобно спелым колосьям для житницы Христа, для Его Церкви. Наставления 70-ти ученикам напоминают далее во многом наставления, данные прежде 12-ти Апостолам, о коих повествует св. Матфей в 10-й главе своего Евангелия. Повторяется запрещение приветствовать встречающихся на пути. Это запрещение объясняется тем, что у восточных народов приветствие не выражалось, как у нас, лишь легким поклоном или пожатием руки, но поклонами земными, объятиями, целованием и выражением при этом ряда разных благожеланий, что все требовало довольно много времени. Этим запрещением Господь хотел внушить ученикам Своим, с какой поспешностью должны они обходить города и веси. Точно такое же наставление дал в свое время пророк Елисей ученику своему Гиезию, когда посылал его с жезлом своим воскресить сына вдовицы (4 Цар. 4:29). Под «сыном мира» разумеется мирный человек, готовый в сердце своем принять тот мир, которым будут приветствовать его вестники мира ученики Господни. Повелевая питаться тем, что предлагают, Господь предписывает ученикам приличествующую им нетребовательность и невзыскательность, а также отстраняет ту брезгливость, с какой иудеи относились к Самарянам, недостойную проповедников царства мира и любви. Заканчивает Свои наставления Господь угрозами кары Божией городам, в которых были явлены силы Его, но которые не покаялись, и указывает, какое большое значение для всех должна иметь проповедь Его учеников: отвергающийся их отвергается Его Самого, а отвергающийся Его отвергается Пославшего Его, т.е. Бога-Отца.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

К изложенным вкратце результатам сделанного автором сравнения нынешнего евр. текста кн. прор. Софонии с переводом 70-ти и другими считаем не лишним сделать только след. общее замечание. Эти результаты и употребленные при этом приемы заслуживают особенного внимания не потому только, что в них выражается существенная сторона сочинения, но еще более потому, что ими намечаются, можно сказать, те результаты и приемы, какие и посредством которых может быть достигаем согласный по возможности текст ветхозаветных книг на славянском и русском языках. Соглашение последних в местах существующих разночтений достигается автором таким образом, что на основании тщательного рассмотрения существующих текстов, отдается преимущество или переводу 70-ти, или нынешнему еврейскому тексту, или совместно тому и другому при переводе отдельных выражений (примеры приведены под первыми 3 цифрами). Эти приемы при изучении ветхозаветных книг чрез сравнение текстов не могут конечно возбуждать против себя никаких нареканий, так как имеют твердое для себя основание в исконном воззрении православной церкви на равночестное достоинство греч. перевода 70-ти и еврейского текста, выраженном с такою основательностью и отчетливостью митрополитом Филаретом 31 . Если православная вселенская церковь никогда не узаконивала того, что при объяснении Св. Писания нужно исключительно держаться греческого перевода 70-ти толков. с устранением еврейского текста, если вместе с тем существующий славянский перевод Библии, по признанию московского святителя 32 , требует продолжения работы по изучению памятников греч. перевода и сличению последнего с евр. текстом то в виду этого православный библеист не только может, но и обязан пользоваться древнейшими свидетелями ветхозаветного текста – греч. переводом 70-ти и евр. текстом – для надлежащего его уразумения и выражения этого в славяно-русском тексте. Автор рассматриваемого сочинения действительно и пользовался весьма усердно основанными на этом православном воззрении указанными тремя приемами, сравнивая и поверяя по еврейскому и греческому текстам каждый стих и каждое выражение и достиг вообще определенного понимания, исключающего разночтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Особый период представляет епископство в Новгороде печерянина Нифонта, значимое как тем, что на него пришлась активная фаза продолжения политического переустройства Новгорода, так и сложными, изменчивыми отношениями с Киевской митрополией. Связанному с этим святителем следующему периоду истории Новгородской епископии планируется посвятить отдельное исследование.   © Печников М. В., 2016   См.: Печников М. В. «А се новгородскыи епископы»: Спорные вопросы ранней церковной истории Новгорода (конец X – 70-е гг. XI в.)//Вестник церковной истории. 2015. 3/4(39/40). С. 207– 263. См.: Янин В. Л. Новгородские посадники. Изд. 2. М., 2003; Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2014. По данным Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.), постриженики этой прославленной обители к концу XI в. занимали кафедры: Ростовскую – свт. Леонтий (около середины 70-х гг. XI в.; согласно патерику, он «бысть пръвыи престолник», т. е. первый из киево-печерских монахов, поставленных на епископскую кафедру) и свт. Исаия (конец 70-х – 80-е гг. XI в.), Новгородскую – Герман (1078–1095 гг.), Переяславскую – Николай (70-е гг. XI в.) и свт. Ефрем (70-е – 90-е гг. XI в.), Владимиро-Волынскую – Стефан (бывший печерский игумен, 1091–1094 гг.), Юрьевскую – Марин (90-е гг. XI в.), Белгородскую – Лука (не ранее 1072 г. – не позднее 1091 г.) (Патерик Киевского Печерского монастыря/Подгот. Д. А. Абрамович. СПб., 1911. С. 76; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21–22). В летописях XV в. Новгородско-Софийской группы (НСГ) сразу после известия о смерти епископа Феодора говорится под 6586 (1077/78) г., что «поставлен архиепископ Новугороду Герман» (Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 4. Ч. 1. C. 133; Т. 6. Ч. 1. Стб. 204; Т. 42. С. 71). Несомненно, что здесь, как и в других подобных случаях, касающихся поставления и смерти Новгородских владык, позднейшие сводчики руководствовались хронологическими указаниями пространной редакции перечня Новгородских епископов (Новгородская первая летопись старшего и младшего извода. М.; Л., 1950 (даалее – НПЛ). С. 473; см.: Гимон Т. В. События XI – начала XII в. в новгородских летописях и перечнях//Древнейшие государства Восточной Европы (далее – ДГВЕ), 2010. М., 2012. С. 655–657).

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Глава 10 1–16. Послание семидесяти апостолов на проповедь. – 17–24. Возвращение их из путешествия. – 25–37. Законник и милосердый самарянин. – 38–42. Мария и Марфа. Лк.10:1 .  После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, О послании 70 апостолов на проповедь сообщает только один евангелист Лука. Но наставления, с которыми у него Христос обращается к этим апостолам, представляют собой повторение того, что Господь в Евангелии Матфея говорит 12 апостолам или же заимствование изречений, помещенных в Евангелии Матфея в других местах. «После сего». По-видимому, избрание 70 (согласно некоторым древним кодексам – 72) апостолов случилось вскоре после послания 12-ти (см. Лк.9:1 и сл.). В самом деле, тут сказано, что Господь послал «и» других – а кого же Он послал раньше? Очевидно, не двоих вестников (которые и не названы апостолами, см. Лк.9:52 ), а именно 12 апостолов: там стоит только слово «двенадцать», а здесь ему соответствующее – «семьдесят». «Избрал» – точнее: «объявил их назначенными» ( νδειξεν). «Семьдесят». Господь мог иметь при этом в виду избрание 70 старшин Моисеем себе в помощники ( Числ.11:16 и сл.). Об отношении этой цифры к 70 языческим народам ( Быт.10 ) не может быть и речи, потому что Господь послал их пред Собою, «куда Сам хотел идти», а Он был послан только «к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.15:24 ). «По два» (см. Мк.6:7 ). «Куда Сам хотел идти». Семьдесят, очевидно, должны были только подготовить людей к принятию Христа, и, скоро исполнив это поручение, они стали опять на уровень простых учеников Христовых. Впрочем, Церковь сохранила и этот почетный чин в своем воспоминании, установив особое празднование лику 70 апостолов, среди которых, однако, есть лица, в то время еще вовсе не бывшие учениками Христа (например, Иаков и Иуда, братья Господни по плоти). Лк.10:2 .  и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

59. Богородицкой Кирьяжской __________________330. 60. Никольской Сердововской __________________400. 61. Ильинской Иломанской____________________550. 62. Воскресенской Соломанской_________________500. А всего в Вотской Пятине 63 погоста, да 5 городов. V. В Шелонской Пятине: 1. Волость Ракома______________________________7. 2. Погост Коростенской________________________40. 3. Бурежской_________________________________40. 4. Голинской________________________________35. 5. Ретенской________________________________60. 6. Дегожской ______________________________120. 7. Рожественской на устье Северы____________120. 8. Лосской_________________________________100. 9. Михайловской на Узе _____________________120. 10. Михайловской Юрьева монастыря _________120. 11. Город Порхов и окологородье Порховское___120. 12. Снежской_______________________________20. 13. Рамяшевской____________________________70. 14. Черенчицкой___________________________170. 15. Турской___________________ _____________25. 16. Фроловской _____________________________70. 17. Передольской ___________________________70. 18. Петровской______________________________80. 19. Сумерской______________________________180. 20. Лятской ________________________________110. 21. Боротенской_____________________________80. 22. Вшелосской_____________________________70. 23. Любинской______________________________60. 24. Прибужской____________________________160. 25. Березской_______________________________70. 26. Хмерской______________________________130. 27. Опотцкой_______________________________80. 28. Ручьевской_____________________________120. 29. Логовецкой_____________________________110. 30. Ирской ________________________________130. 31. Офремовской____________________________90. 32. Руса и Руской уезд и околорусье____________60. 33. Пажеревицкой__________________________150. 34. Болчинской____________________________120. 35. Больской Юрьева монастыря_____________110. 36. Должинской___________________________105.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Даты этого канона совпадают с библейскими лишь в определении года падения Самарии: 721 до Р.Х., в остальных же случаях, при описании одних и тех же лиц и событий разнятся лет на 40 (об Ахаве), на 20 (о Менаиме) и т.п. Для избежания указанных затруднений исследователи допускали разные предположения. Особенно распространена гипотеза междуцарствий в израильском царстве, допускаемая многими учеными, хотя и оспариваемая Вигуру 112 . Другие ученые допускали ошибки или порчу текста в книгах Царств или произвольно изменяли исчисления книг Царств 113 . Блаж. Иероним, в свое время, считал хронологические вопросы «делом праздного человека» (Epistol. 52,5). Считая эти вопросы, если не праздными, то не слишком существенными для православно-богословского понимания Библии, не допуская «ошибок» у свящ. историка, но допуская возможность их у позднейших переписчиков свящ. текста, и не слишком доверяя ассирийским счислениям в ущерб Библии, православный богослов, при нерешенности этого вопроса у современных западных многоученых специалистов 114 , может не очень тревожиться указанными затруднениями, руководясь изречением Христа: несть ваше разумети времена и места ( Деян.1:7 ). Предоставим будущим специалистам детальный разбор хронологических дат. Современные исследователи обращают внимание также на значительные разности в книгах Царств перевода 70 от нынешнего еврейского текста. Так, встречаются перестановки ( 3Цар.2:36–46 , а по евр. 3:1–11); в 3Цар.4–7 главах есть разность в счислении стихов и делении глав (у 70 в 4 главе 38 стихов, а в евр. лишь 20, а потому у 70 5-я глава начинается с 15-го стиха 4-й главы евр. Текста, 3Цар.9:16–17 помещены в 4:34; 5:1 и т.п.; опущены у 70 в 3Цар.6:11–14,37–38;15:6 ) 115 . Много прибавлений в 3Цар.2:35 и 45;12:24;14:26;18:29 и др. 116 . Об авторитете уклоняющихся, в том или другом отношении, чтений пер. 70 трудно сказать что-либо определенное: может быть соответствовали им древние еврейские чтения, может быть ошибочно и произвольно сделаны. Но, в общем, эти уклонения несущественны, и нисколько не дают основания утверждать, что в греко-славянском тексте русская церковь имеет книги Царств в иной (а тем более худшей) редакции, чем западные церкви и общины в еврейской Библии и вульгате.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

68 . Апостол Акила, епископ в Гераклее, крещен святым апостолом Павлом (вместе со своей женой Прискиллой), преданный и ревностный его ученик ( Деян. 18, 1–3 ; Рим. 16, 3–4 ; память 14 июля, принял мученическую кончину вместе со святой Прискиллой). 69 . Апостол Фортунат, сподвижник святого апостола Павла ( 1Кор. 16, 17–18 ; память 4 января). 70 . Апостол Ахаик, сподвижник святого апостола Павла ( 1Кор. 16, 17–18 ; память 4 января). По некоторым свидетельствам, к лику 70 апостолов причисляются еще два: священномученик Дионисий Ареопагит , епископ Афинский, и святой Симеон, называемый Нигер. Священномученик Дионисий Ареопагит был членом верховного суда (ареопага) в Афинах. Просвещенный святым апостолом Павлом, он стал его сподвижником и принял от него епископский сан. В 57 г. святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Ему принадлежат известные богословские труды: “О Небесной иерархии”, “О церковной иерархии”, “О Именах Божиих”, “О мистическом богословии”. Святой Дионисий проповедовал впоследствии в Галлии (Франция), где был обезглавлен в 96 г. в Лютеции (древнее название Парижа) (память 3 октября). О его принадлежности к апостольскому лику свидетельствует выдающийся церковный историк древности епископ Кесарийский Евсевий. Перечисляя 70 апостолов, он пишет: “Прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисий, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедью Павла в Афинах” (см. Деян. 17, 34 ). Святой Симеон, по прозванию Нигер, упоминается в Деяниях апостолов (13, 1). О его принадлежности к лику апостолов пишет святитель Епифаний Кипрский († 403; память 12 мая), сообщая, что лик меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц. Об этом же свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин : “всехвальная десятица со двоицею показася совершенне, видяше единоревнительный собор, семидесяти и дву” (Октоих, пятый глас в среду за вечерней). В IX веке преподобный Иосиф Песнопевец написал канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых. Служба Собору 70-ти апостолов была написана также епископом Димитрием Самбикиным (опубликована в 1899 г.). В данном издании та службы объединена с минейной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

3. Данте отвел этому императору место в Раю за то, что он кодифицировал римское право. Кому из них: Юстиниану Великому Юлиану Отступнику Михаилу VIII Палеологу Правильный ответ: Юстиниан Великий был кодификатором римского права, создателем храма святой Софии в современном виде, борцом с язычниками и еретиками, а также великим военачальником, которому удавалось вести войны на трех фронтах одновременно. Правильный ответ: Юстиниан Великий был кодификатором римского права, создателем храма святой Софии в современном виде, борцом с язычниками и еретиками, а также великим военачальником, которому удавалось вести войны на трех фронтах одновременно. Правильный ответ: Юстиниан Великий был кодификатором римского права, создателем храма святой Софии в современном виде, борцом с язычниками и еретиками, а также великим военачальником, которому удавалось вести войны на трех фронтах одновременно. 4. На VII Вселенском соборе, восстановившем иконопочитание, было учтено не менее 70 текстов разной природы, а 20 текстов из 70 были представлены на соборе в нескольких списках. Это привело к развитию библиотек, а также к новому быстрому способу переписывания книг. Как называется этот способ: квалиа минускул Правильный ответ: Минускул — новый способ записи греческого текста, он экономит время и силы писца, автора книги и читателя, позволяет переписать много текстов за короткий срок. Предположительно, минускул был изобретен в 70-80-х годах VIII века в Студийском монастыре или же в монастыре, который находился под его влиянием. Правильный ответ: Минускул — новый способ записи греческого текста, он экономит время и силы писца, автора книги и читателя, позволяет переписать много текстов за короткий срок. Предположительно, минускул был изобретен в 70-80-х годах VIII века в Студийском монастыре или же в монастыре, который находился под его влиянием. Правильный ответ: Минускул — новый способ записи греческого текста, он экономит время и силы писца, автора книги и читателя, позволяет переписать много текстов за короткий срок. Предположительно, минускул был изобретен в 70-80-х годах VIII века в Студийском монастыре или же в монастыре, который находился под его влиянием.

http://europe.foma.ru/ds_quiz/rimskaya-i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010