Чтобы устранить этот опровергающий их пункт, толковники откровение о седминах ставят в теснейшее соотношение с пророчествами Иеремии в 25 и 29 гл. о 70 –летнем плене иудеев, об освобождении их оттуда и возвращении в свою землю, на откровение это смотрят как на реформирование сих пророчеств Иеремии, на реформирование в том смысле, что до окончательного восстановления Иерусалима и окончательного исполнения данных через Иеремию обетований должно пройти собственно не 70 лет, а 70 седмин и потому под «словом о восстановлении Иерусалима», откуда нужно начинать счёт седмин, разумеют, время выхода иеремииных пророчеств в гл. 25 и 29 (Гитциг, Кронихфельд, Блек, Рейхель и пр.) с присовокуплением сюда и времени выхода пророчеств Иеремии 30:18, 31:38, или вообще разумеют 18–20-летнюю эпоху, эпоху погибели Иудейского царства, начальный пункт которой составляет взятие Иерусалима Навуходоносором в 4 г. Иоакима или 605 г. до р. Христова, а конечный – разрушение города в 588 г., (Цокклер). Но, во-первых, самый взгляд на пророчество о седминах как на реформирование, так сказать, на исправление как бы не исполнившихся в своих обетованиях пророчеств Иеремии несовместим с духом и характером истинного, в своих предсказаниях непогрешительного, а потому не допускающего никаких самопоправлений пророчества и мыслим только у тех, для кого не существует пророческого духа в писаниях и кто вопреки истине, смотрит на пророчество, как на uaticinium ех eventu. Во-вторых, хотя в пророчествах Иеремии 25 и 29 гл. и говорится о том, что, по истечении 70 лет плена, воспоследует возвращение Израиля в свою землю, при всём том это возвещение не составляет главной сущности пророчеств той и другой главы. Сущность сих пророчеств не в том, что случится с народом иудейским по истечении 70 лет, а в том, что случится с ним в течение 70 лет, т. е., сущность в возвещении Израилю 70-летнего плена. Но пророчество о 70-летнем плене не может быть названо словом о восстановлении и обстроении Иерусалима и потому не может служить исходным пунктом для счёта седмин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

После этого нечего затрудняться ответом на вопрос: какая Библия была в руках св. Апостолов. Очевидно Библия в переводе 70-ти; но иногда они заглядывали и в еврейскую Библию. Это впрочем так редко, что и поминать о том не следует, – 3–4 на 238 случаев. Но это еще не все, говорит Экономос. Обратите внимание на новозаветную фразеологию, и посмотрите, с какой Библией она состоит в согласии. Она, – говорит, – есть совершенное подражание фразеологии, употребляемой в переводе 70-ти. В доказательство чего указывает: 1) На имена ангелов, св. мужей и других лиц истории ветхозаветной, также на названия городов, рек и проч. Все оне приводятся по переводу 70-ти, а их насчитывается до 400. В нынешнем же еврейском тексте они так переиначены, что часто не угадаешь, о ком речь. У них нет Моисея, а есть Муса, нет Иерусалима, а есть Иерушалаим; нет Иисуса, а есть Егошуа, и подоб. 2) На слова выражающие предметы богослужения, гражданские и семейные порядки: скиния, архиерей, иерей, пасха, и под. 3) И особенно на обороты речи и целые фразы. Он выписывает их на 50-ти страницах. Заметив затем, что это он приводит только для образчика, заключает: не очевидно ли, что вся благолепная порфира, облекающая корпус новозаветных истин, соткана из словес пророческих, взятых по переводу 70-ти? Взяв во внимание все сказанное, не можем не удостовериться, что в руках св. Апостолов была исключительно Библия в переводе 70-ти, и что потому, если и значится что у них по еврейской Библии, то это есть незначительная случайность. § III. Какую Библию передали св. Апостолы ближайшим своим преемникам, и чрез них св. Церкви, и какую св. Церковь употребляла всегда, от начала до наших дней, и употребляет ныне? (оттуда же). Какую Библию св. Апостолы употребляли сами, ту передали и ближайшим преемникам своим. Св. Варнава, действовавший еще при жизни св. Апостолов, в послании своем, направленном к Евреям, приводит из Ветхого Завета до 70–80 мест, все по переводу 70-ти. Св. Игнатий Богоносец в посланиях своих, также если приводит места из Ветхого Завета, приводит их по 70-ти. То же делают Климент Римский и св. Поликарп.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Скачать epub pdf Собор св. 70-ти апостолов Кроме 12 апостолов, Господь наш Иисус Христос , по свидетельству св. евангелиста Луки, избрал еще 70 «и яви Господь и инех семьдесят и посла их по двема пред лицем своим, во всякий град и место, аможе хотяше Сам ити» (X, 1). В книгах Нового Завета не перечисляются эти св. апостолы. Церковный историк Евсевий (ок. 340) пишет: «имена (12) апостолов, Спасителя всякому известны из Евангелий, но списка 70-ти его учеников нигде никакого нет» (Церк. История, 43 стр.). Предполагают, что в числе 70-ти апостолов, избранных Самим Спасителем, были: Иосиф Варсава, прозванный Иустом ( Дeяh. I, 23 ), Иосия (или Иосиф) Варнава ( Дeяh. IV, 36 ), евангелист Лука и Клеопа ( Лyk. XXIV, 13 ), Сосфен (по мнению Евсевия, Церк. Ист., стр. 43). В первый раз перечисление 70-ти апостолов встречается в списке, приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому (361 г.), но в этот список включены и такие лица, в существовании которых можно сомневаться, как-то: Кифа (имя, данное ап. Петру. См. Гaлam. II, 9 ), Кесарь («сущий от дому Кесаря», т. е. уверовавшие во Христа от Царского дома, Филипп. IV, 22). О списке 70-ти апостолов, известном под именем списка св. Дорофея, но в действительно относящемся к позднейшему времени, св. Димитрий, митрополит Ростовский, по указании разных погрешностей, замечает: «Суть же и ина многа в том, под именем св. Дорофея, писанном от кого либо сказания сумнительная».. (Четьи Минеи, Янв. 4, л. 41), и затем Святитель представляет исправленный список св. 70 апостолов, «составленный с опасным рассмотрением от божественного Писания. По этому списку, за малым исключением 1 , представляются некоторые сведения о 70-ти св. апостолах. 1 . Святой апостол Иаков, брат Господень. 2 . Святой апостол и евангелист Марк. 3 . Святой апостол и евангелист Лука. 4 . Святой апостол Клеопа. 5 . Святой апостол Симеон или Симон. 6 . Святой апостол Варнава . 7 . Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст. 8 . Святой апостол Иуда. 9 . Святой апостол Анания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Ее миниатюра или портретные композиции с образом М. Я., к-рые могли входить в состав росписей тверских храмов кон. XIII-XIV в. (в их число, возможно, входили изображения князя как ктитора с построенными им церквами), очевидно, повлияли на формирование иконографии князя-мученика и чтившейся местно кнг. Ксении (в иночестве Мария). Об этом свидетельствует созданная до 1685 г. икона М. Я. и инокини Марии с Тверским кремлем в руках из Спасо-Преображенского собора в Твери (ЦМиАР). Тем не менее мн. детали этого произведения характерны для княжеской иконографии эпохи позднего средневековья, а его композиция не позволяет говорить о точном воспроизведении гипотетических образцов, восходящих к XIV в. Миниатюры Лицевого летописного свода Венчание блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского и кнж. Анны Димитриевны Тверским еп. Андреем. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 179) Венчание блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского и кнж. Анны Димитриевны Тверским еп. Андреем. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 179) Тело блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского везут в Русскую землю. На тело князя сходит огненный столп. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 261 об.) Тело блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского везут в Русскую землю. На тело князя сходит огненный столп. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 261 об.) Встреча тела блгв. кн. Михаила Ярославича в Твери и его погребение в Спасо-Преображенском соборе. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 264) Встреча тела блгв. кн. Михаила Ярославича в Твери и его погребение в Спасо-Преображенском соборе. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 264) Значительная группа изображений на исторические сюжеты с участием М. Я., созданная до широкого распространения его почитания и, возможно, одновременно с формированием основных вариантов его иконографии, входит в состав иллюстраций Лицевого летописного свода 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

По сих (после сего). Это слово у евангелистов обыкновенно составляет переход от одного повествования к другому, нередко без хронологической связи, как, напр., здесь. Инех седмъдесят учеников, т. е. Апостолов, кроме избранных Господом ранее, 12-ти (9:1). Число 70, подобно как и числа 40 и 7, были особенными у Евреев. Так Моисей избрал помощниками себе в управлении народом 70 старейшин ( Числ.11:16, 25 ); синедрион, верховное судилище иудеев составляли 70 членов. Вероятно, по этой причине, сверх 12-ти Господь избрал еще именно 70 Апостолов; а быть может и потому, что, как толкуют некоторые, 70 или лучше 72 составляются из 6, взятых 12 раз, следовательно, Господь избрал сначала по одному Апостолу, а затем по шести на всякое колено народа еврейского. Имена 70-ти Апостолов в точности неизвестны. В святцах именуются они, но там перечисляются вообще Апостольские сотрудники, из которых некоторые обращены гораздо позднее времени, указываемого евангелистом Лукою: Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский, Марк и Лука евангелисты, Клеопа, брат Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, Симеоне, сродник Господень, Варнава, бывший спутником апост. Павла и называвшийся прежде Иосия, Иосий, или Иосиф, нарицаемый Варсава, и Иуст, Фаддей, Анания, крестивший апост. Павла, Архидиакон Стефан, первомученик, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, Крисп, Эпенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовуль, Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм , Патров, Ермий . Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимпан, Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Марк, он же и Иоанн, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, племянник Варнавы, Артема, Акила, Фортунат, Ахаик, Дионисий Ареопагит и Симеон, называемый Нигер. Посла (послал) по два. Это сделал с одной стороны Господь потому, что двоим идти на проповедь и безопаснее и охотнее (Феоф.), с другой стороны потому, что двое могли помогать друг другу советами, взаимными услугами, утешать друг друга в неудачах и испытаниях и т. п. (Мих.). Кроме того и по закону Моисееву ( Втор.19:15 ) полагалось не менее двух свидетелей для того, чтобы засвидетельствовать истину чего-либо. Пред лицем Своим во всякий град и место и пр. Цель послания 70-ти Апостолов была та, чтобы их проповедию приготовлять иудеев к принятию лично Самого Иисуса Христа и Его учение во время Его путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Свидетельства старца Самуила – Боговидца нашего времени. Пророку Ездре было велено Господом писать книги 40 дней. Взять с собой пять человек, которые быстро и красиво пишут, пойти в поле и писать. И написано было всего 94 книги. Из них 24 книги по повелению Божию Ездра бросил в народ, пускай все читают, достойные и недостойные, а 70 книг передал из народа мудрым. Этими книгами заканчивается странствие земной твари и самой земной природы, переход в нетление. Апостол Иоанн, написавший «Откровение», хотел уже пустить в народ эти 70 книг, но Господь рабу Своему запретил голосом с Неба: «Скрой и не пиши сего! Ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени»». Но вот пришел час раскрыть эти книги и читать их. И вот тайна: первые 24 книги, которые даны народу, чтобы читали, т.е. знали их,– это 12 пророков и 12 апостолов. Старый и Новый Завет – Библия. А 70 книг передали, как бы с народа, мудрым. Это будут и уже есть вблизи пришествия Христова 70 избранников Божиих в честь семидесяти апостолов, которых Господь избрал и послал на проповедь во время Его земной жизни. Вот вам тайна открыта. Ездра написал их, – т.е. наименовал книгами. А они – люди, через которых Дух Святый передает миру неизреченную премудрость Божию. Этим современным апостолам дано больше ведения о Боге, не смотря на то, что с теми вращался Христос. Господь возвестит избранникам Своим те тайны, которые до сих пор были сокрыты от земнородных. А теперь угодно Богу, да знают и люди то загробное, что знали до сих пор только Ангелы. И все эти 70-ть суть не только мужчины, но и женщины, и именуются они этим именем – Апостолы-Боговидцы. Одной из этих 70-ти книг был д.Самуил 314 . Но он говорил: «Я самый старший возрастом среди этих 70-и. Это живые книги-люди, и самый большой дар мне дан. Нести его очень тяжело». Д.Самуил жил в Сумской обл., Тростянецком районе. В 50-х гг. д.Самуил получил дар Боговидения, после чего стал браться в Царствие Небесное и ад, видеть блаженства рая и муки ада. Отслужит в Земной церкви, а потом ему показывают, где мучились и как их выводили из ада, куда поместили эти души после причащения в Белградской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Асина . Как обольщен был диаволом – и пал (55:339). Афанасий Великий . Его рассказ об Антонии Великом (17:105). Б Бдение . Оно есть средство для успешной борьбы с грехом (21:127). – Кто любит пост и бдение, тот друг целомудрия (21:127). – Пост, бдение, бодрствование в службе Божией – основание всех добродетелей (21:127). – Бдение приводит душу в состояние духовного восторга (31:188–189). – Непрестанным ночным бдением отцы совлекались ветхого человека (42:230). – Всегдашнее бдение, соединенное с чтением и поклонами, приводит безмолвников в благое устроение (45, 246; 56:344). – Как пребывать в бдении? (52:288–289) – Как пребывали в оном святые подвижники? (52:290) – Как поступать при изнеможении во время бдения? (52, 289; 70:437–438) –Что нужно для приготовления к бдению? (56:351–352) – Бдение важнее всех занятий инока (70:434). – Оно – дело ангельского чина (70:435). – Дает душе херувимские очи (70:435). – О пользе, происходящей от ночного бдения, и о сохранении себя от бесед и попечений, и о чтении Писаний (70:435–436). – Благ, приобретенных в ночном бдении, не должно терять худым препровождением дня (70:436–437). – Во время крайнего изнеможения тела неполезно понуждать себя к бдению (70:438). Безмолвие . Беспопечение, безмолвие, удаление от мира приводят душу к познанию Божиих тварей (3:44). – Безмолвие и уединение помогают соблюдению поста (8:75–76). – Живущему в безмолвии не должно отдавать вещи под предлогом милостыни и почему (13:86–87). – Истинному безмолвнику не поставлено в обязанность служить правдой дел явных (13:87–88) и подавать милостыню, а тем более – пещись о приобретении вещей для подаяния милостыни (14:88–89). – Может ли безмолвствующий инок, кроме попечения о Боге, иметь в сердце другое попечение? (14:90) – Какую помощь могут оказывать братиям безмолвствующие? (14:91) – Как может безмолвник освободиться от смущения и заботы? (14:92) – Жизнь прп. Арсения – пример для безмолвников (14:92). – Безмолвие способствует очищению души (21:130–131). – Безмолвие умерщвляет внешние чувства и воскрешает внутренние движения (21:133).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

С пятого неба Мухаммед и Гавриил перенеслись на шестое. Это небо состояло из карбункула, а по сказаниям других, из кристалла. На этом небе Мухаммед встретился с Моисеем, который поздравил его, назвал своим братом и сказал: сыны Израилевы признавали честнейшим из всех созданий меня, но ты честнее меня пред Богом. По сказаниям других на этом небе Мухаммед, вместо Моисея, встретил Иоанна Крестителя. Великий дух занимал средину этого неба; его окружали другие ангелы, хранители земли и небес; здесь смешаны все стихии и пока мир существует, небо это сохранит свой вид, но в день всеобщего разрушения изменится. Наконец Мухаммед и Гавриил прибыли на седьмое небо: оно состояло из божественного света, который окружил Мухаммеда. Они нашли здесь Авраама, живущего в доме, в который ежедневно входят, для постоянного жилища в нем, 70 тысяч ангелов. Авраам поздравил Мухаммеда и ласково беседовал с ним. Около Авраама был народ многочисленный: одна часть его была в белых одеждах, а другая в одеждах медного цвета. Но они были все вместе смешаны. И Мухаммед узнал, что это те, которые смешали добрые дела с худыми. Место это было жилищем Мухаммеда и его парода. По сказаниям других здесь Мухаммед увидел вместо Авраама Иисуса Христа, который просил за себя помолиться Богу. 21 Потом они пришли к дереву лотосу (сидрятуль-мунтаги), которое было красивейшим из всех, сотворенных Богом вещей; один лист этого дерева мог бы всех покрыть; на каждом листе его сидело по ангелу. Под этим деревом протекал источник (сальсабиль), из которого вытекают два ручья – Рогмат и Кевсер. Мухаммед омылся в Рогмате и ему отпущены были все грехи, как прошедшие, так и будущие. Потом вошедши в источник Кевсер и переплыв его, достиг рая, где были птицы, похожие на персидских верблюдов. Разнообразны рассказы о том, что Мухаммед видел в раю. Источник Кевсер простирался в длину и ширину на 70 тысяч дней пути; его воды сладки и достаточны для такого числа людей, какое будет число верных на небе. Тут были отроки и отроковицы, назначенные мусульманам, и такие прекраснейшие, что если бы одно из этих лиц появилось на небе во время ночи, то осветило бы весь мир светлее солнца, и если бы одно из них плюнуло в море, то соленые и горькие воды его переменились бы в сладкие и приятные. Мухаммед, по рассказу одного мусульманского писателя, на этом небе видел сонм ангелов, из коих каждый был больше тысячи миров; каждый имел войска 70 тысяч ангелов, из коих каждый имел 70 тысяч голов, в каждой голове было 70 тысяч уст, в коих по 70 тысяч языков, хвалящих Бога на 70 тысяч наречиях. В раю Мухаммед увидел отроковицу, у которой спросил: кому ты уготована, отроковица? Она отвечала: Зейду-ибн-Харесу.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Предание ничего не сохранило более о сих святых женах. Стих 13. Целуйте Руфа избраннаго о Господе, и матерь его и мою. «Такой сын, такая мать — корень, соответственный плоду, и дом, полный благословения. Ибо недаром сказал Апостол: матерь его и мою, — но засвидетельствовал тем о многих добродетелях сей женщины» (святой Златоуст). «Руфа избраннаго о Господе. И сия похвала так же вожделенна; мнози бо суть звани, мало же избранных (Мф. 20, 16). И матерь Руфа прославил за многие преспеяния в добродетели, иначе не удостоилась бы она наименоваться матерью Павловою. Ибо материю Руфа соделала ее природа, а материю божественного Павла — достоуважаемая добродетель» (блаженный Феодорит). Руф — Апостол из 70-ти, епископствовал в Фивах, что в Елладе. Память 8 апреля. Стих 14. Целуйте Асигкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, и сущую с ними братию. «Не на то смотри здесь, что Апостол перечислил их, не приписав им никакой особой похвалы, но на то, что, хотя они были гораздо ниже других, однако же удостоились его приветствия. Лучше же сказать, что немалая похвала, что называет их братиями, равно как и других с ними святых» (святой Златоуст). «Чего ради вместе их приветствует? Ибо знал, что они единодушны о Христе и соединены христианским дружеством» (Амвросиаст). Это будто особое собрание (по-нашему — приход с старшими в нем). Асигкрит — Апостол из 70-ти, был епископом в Иркании, стране Асийской. Флегонт — тоже из 70-ти; епископствовал в Марафоне Фракийском. Ермий — из 70-ти же, — потом епископ Далматский. Память их 8 апреля. Ерм — из 70-ти — был потом епископом в Филиппополе. Патров — тоже из 70-ти, епископствовал в Неаполе и Путеоле. Память их 5 ноября. Ерм особо — 8 марта. — Сей Ерм не писатель книги «Пастырь». Стих 15. Целуйте Филолога и Иулию, Нирея и сестру его и Олимпана и сущия с ними вся святыя. «И эти все, разумеется, были единодушны, по какой причине Апостол и приветствует их вместе. Достоинство же их указывается теми, кои были с ними. Именуя сих последних святыми, Апостол дает знать, что и первых почитает святыми, и потому приветствует их по достоинству» (Амвросиаст). «Все они, живя вместе, за добродетель, какую имели, сподобились Апостольского приветствия» (блаженный Феодорит). Может быть, и эти составляли особое собрание, как и предыдущие.

http://predanie.ru/book/67823-tolkovanie...

Если они негодны, то почему не отменяете их соборно, установленным церковию порядком» 32 ? Словом, Константинопольский собор 869–70 гг. стоял поперек пути, по которому Φοтий снова мог канонически правильно взойти на патриарший трон: с этой стороны он требовал пересмотра, отмены. Затем, Фотий соединил свое дело, или точнее: силою обстоятельств оно было соединено с обще-церковными вопросами. Константинопольский собор 869 –70 гг., осуждая Фотия, хотя не касается Filioque непосредственно, но на ряду с Фотием он осудил также и все соборы, составляемые сим последним, осудил и решения их, следовательно – и решение о Filioque. Таким образом созвание нового собора для пересмотра и отмены решений Константинопольского собора 869–70 гг. является необходимым еще и с этой стороны. Вывод из всего сказанного получается тот, что Константинопольский собор 879–80 гг. составлен был для пересмотра и отмены решений Константинопольского собора 869–70 гг., как неправильных, противоканоничных, не соответствующих действительности. Такое осуждение Константинопольского собора 869–70 гг. необходимо было и для того, чтобы дать окончательную санкцию патриаршествованию Φοτия (не в папистическом смысле, а в церковно-каноническом), и для того, чтобы восстановить мир и единение церквей («pro unione sanctae Dei et apostolicae Ecclesiae»), так как решения Константинопольского собора 869–70 г., как неправильные и односторонние, не давали и не могли дать желаемого подлинно церковного мира и единения 33 . Отвержение римской доктрины о власти пап в церкви чрез подтверждение соборных постановлений о прерогативах патриархов и осуждение Filioque чрез утверждение неизменности Никео-цареградского символа веры являются необходимыми составными частями Константинопольского собора 879–80 гг. Чрез них восстановляется еще каноническое значение остальных константинопольских соборов, бывших при Фотие. Из сказанного видно, что во взгляде на цель и значение Константинопольского собора 879–80 гг. я отчасти соглашаюсь с о. протоиереем А.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Kurganov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010