Церковь Санта-Фоска на о-ве Торчелло. Нач. XII в. Церковь Санта-Фоска на о-ве Торчелло. Нач. XII в. 8. Среди романских храмов Марке выделяются оригинальные композиции - компактные 4-столпные купольные храмы, ярким примером к-рых служит аббатство Сан-Витторе-алле-Кьюсе, к востоку от Сассоферрато (80-е гг. XI в.). Квадратный зал является центральным ядром триконха, основным экседрам которого аккомпанируют апсиды боковых нефов, устроенные в ряд с главной апсидой. Имитирующие колонны круглые, выложенные кладкой столбы и плоские пристенные лопатки поддерживают арки и систему крестовых сводов, которые на едином уровне окружают центральный купол. Между рядами конических тромпов выделяется низкий 8-гранный барабан с 4 окнами. Строгий внешний вид постройки оживлен рядами арочек над пряслами фасадов и аркатурой, проходящей по граням высокого барабана. Аналогичны композиции и система внешнего декора ц. Сан-Клаудио-аль-Кьенти близ Мачераты (60-е гг. XI в.) и аббатства Санта-Кроче близ Сассоферрато (сер. XII в.) и другие. Все эти 4-столпные структуры (некоторые из них имеют крипты под всей площадью верхней церкви) слабо напоминают визант. крестово-купольные храмы и скорее всего генетически связаны с герм. 4-столпными церквами (т. н. Doppelkappellen), имеющими аналогичную систему перекрытий из крестовых сводов ( Piva. 2003. P. 43), а также имеют много общих черт с центрическими композициями храмов, построенных латинянами на Св. земле (ц. св. Елены в комплексе храма Гроба Господня, арм. собор святых Иаковов - оба сер. XII в.). К зап. углам церкви мон-ря Сан-Клаудио примыкают высокие круглые кампанилы. Выложенные из кирпича стены оформлены пилястрами и фризами из арок. В такой же «ломбардской» стилистике возведены многие кирпичные и каменные храмы Марке, напр. ротонда-тетраконх Сан-Джусто в Сан-Марото, к юго-западу от Мачераты (нач. XII в.). Однако и в Марке основным типом церквей были базилики, большинство из них своеобразны. Собор Сан-Кириако в Анконе (сер. XII - нач. XIII в.) имеет крестообразную планировку благодаря далеко выдвинутому за продольные стены 3-нефному трансепту.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

В эфире «Радонежа» советник мэра Москвы высказался в пользу преподавании «Основ православной культуры» в школах. «Я сторонник преподавания курса " Основ православной культуры " в нашей школе, я не считаю, что этот курс разрабатывался для того, чтобы как-то зомбировать учащихся или вербовать их в лоно Православной Церкви, как утверждают некоторые. Тем более, что мы сейчас столкнулись с такой проблемой, как наплыв мигрантов Дети этих мигрантов не виноваты в том, что их отцы и матери вынуждены были уехать из мест своего привычного обитания. Они сегодня приходят в московские детские сады, московские школы (вот именно сейчас наблюдается такой наплыв в систему дошкольного и школьного образования), и мне кажется, они должны как можно быстрее понять, что это за страна, куда они приехали, что это за город, в котором они теперь живут, что это за культура российская, русская культура... И, конечно, понять это без изучения основ православной культуры невозможно», - считает Константин Затулин. Хочется отметить, что если слова Л.П. Кезиной о том, что в Москве не будут преподаваться «Основы православной культуры» процитировали практически все светские СМИ, то слова советника мэра Москвы не были упомянуты ни на одном светском сайте. Между тем, незнание собственной культуры становится причиной весьма неадекватных поступков. Например, «один из бельгийских католических священников потребовал переделать рекламные плакаты, напечатанные для рождественского концерта в его церкви. Патера его возмутило присутствие на них Санта-Клауса. Служитель Католической церкви мотивировал это тем, что Санта-Клаус якобы является языческим символом», передает «Сибирское агентство новостей». Судя по всему, католическому патеру неведом святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чей образ со временем трансформировался в Европе в такого персонажа, как Санта-Клаус, - отмечает «Седмица.Ru». «Что такое культура?» , - с таким названием опубликована на сайте «Радонежа» лекция профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова. «Если говорить по существу, культура есть не что иное как воплощение человеческого духа, его деятельности - духа, в формах, доступных объективному опознанию, наблюдению, восприятию. Дух ведь творит себе форму. И все, что мы делаем - все, что мы делаем вокруг - это не что иное, как воплощение нашей же мысли, нашего духа. Не просто даже нашей мысли - а нашего духа! А разница очень существенная между мыслью и духом…».

http://pravoslavie.ru/4866.html

Когда Николая возвели в сан епископа города Миры, он остался таким же добрым, отзывчивым и заботливым. Двери его дома не закрывались — он одинаково помогал и сильным мира сего, и беднякам; был отцом сиротам, кормильцем нищих, утешителем плачущих, заступником обижаемых… Святой Николай скончался в 342 году, но его кончина не прекратила благодеяний: бесчисленные чудеса, одно удивительнее другого, не переставали и не перестают совершаться для всех, кто призывает его святое имя. Особое почитание святого Николауса в Германии началось уже c VI века, в Риме — с VIII века, а потому уже в Средние века здесь и в других странах Европы установился добрый обычай: в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, следуя его примеру. Но вот незадача: когда через две с небольшим недели затем наступало Рождество Христово со своими «подарочными» традициями — волхвы, нашедшие с помощью путеводной звезды Младенца Христа, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну, — без подарков опять обойтись было невозможно. А потому со временем обе эти «подарочные» традиции соединились воедино, став в конечном итоге непременным атрибутом рождественского праздника. А святой Николай превратился в… доброго волшебника, дарящего детям подарки (вспомните эпизод из его жизни с мешочками золота) и исполняющего их заветные желания. И уже с Х века немецких детей поздравлял именно Санта Клаус, в Польше с XIII века уже от его имени в школах раздавали стипендии. Дальше — больше: со временем этот Санта Клаус просто «подмял» под себя и Деда Мороза (Новый год ведь второстепенный праздник), хотя и сохранил некоторые детали его внешнего вида. Сегодняшний Санта Клаус — совместное детище голландцев (так сказать, законодателей «моды»), американцев и англичан. Над ним мучились долго: то закутывали в плащ, то придавали ему облик стройного курильщика-трубочиста, подбрасывающего свои подарки через дымоходы, то изображали с пышными бакенбардами, одетым в меха с головы до ног… Бороду нарисовал ему в 1860 году американский художник Томас Найт. Затем его одели в красную шубу, отороченную мехом. Образ добродушного толстяка с непременным мешком с подарками придумал англичанин Тенниел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

На въезде в город нас встречает большой плакат с изображением Санта-Клауса. " Демре - родина Деда-Мороза " , - популярно поясняет русскоязычный туристский путеводитель. Многочисленные Деды-Морозы, Санта-Клаусы и прочие Пэр-Ноэли встречаются здесь на каждом шагу: их изображениями пестреют выставленные на продажу футболки и пляжные полотенца, их статуэтки вырезаны из дерева, вылеплены из глины и расписаны всеми цветами радуги. Вначале возникает чувство, будто мы стали зрителями и участниками какого-то легкомысленного, если не сказать кощунственного спектакля, в котором почитаемого вселенского святого наряжают в костюм рождественского персонажа с мешком за плечами. Но потом, бросив взгляд на торчащие повсюду стрелы минаретов, вспоминаешь: страна-то Турция все же традиционно исламская, хоть и не живут уже здесь давно по шариату, о чем свидетельствуют, например, продаваемые и распиваемые на каждом углу вино и пиво. И разве это не повод для радости, что христианский святой почитаем мусульманским населением хотя бы на уровне Санта-Клауса? Впрочем, и христиане не отвергают тот факт, что именно святителю Николаю мы обязаны традицией дарить на Рождество подарки. Вспомним житийный рассказ о том, как помог Мирликийский епископ трем бедным девушкам, подбросив тайно в их дом три узелка с золотыми монетами. Памятник святителю Николаю на одной из городских площадей окончательно помогает преодолеть неприятное чувство, вызванное сувенирным базаром. Святитель стоит на голубом земном шаре, увенчанный нимбом. Есть в городе и второй памятник Николаю Чудотворцу - там святой изображен в простой одежде, улыбающимся и окруженным детьми. Он установлен возле храма, где святитель Николай служил всю жизнь. Храм святителя Николая обращен в музей. Мы покупаем билеты и проходим на территорию довольно просторной византийской церкви IV века. Над той частью храма, где крыша не сохранилась, устроен навес, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение стен. Сразу после входа мы видим большую мраморную плиту, на которой начертан тропарь святителю Николаю по-церковнославянски.

http://pravoslavie.ru/put/myralycia.htm

Два из них оформлены 8-гранными барабанами (центральный заметно выше восточного), западный - пирамидальной кровлей на квадратном основании. Фасад базилики снабжен 2 высокими кампанилами. Вариация композиции с куполами по оси - квадратная в плане ц. Сан-Леонардо в Сипонто, к западу от Манфредонии (70-90-е гг. XII в.),- где купола есть только над зап. и вост. ячейками центрального нефа, в то время как средняя перекрыта цилиндрическим сводом. Нек-рые детали этой композиции видны в ц. Сан-Сеполькро (XII в.) и соборе Санта-Мария-Маджоре в Барлетте (кон. XII в.- 1262). Их центральные нефы перекрыты крестовыми сводами с гуртами, опирающимися на стрельчатые арки. При этом снаружи каждая ячейка перекрытия трактована отдельным глухим маленьким куполом. Церковь Сан-Никола-Пеллегрино в Трани. 1099 — кон. XII в. Церковь Сан-Никола-Пеллегрино в Трани. 1099 — кон. XII в. Ориентация на византийские образцы очевидна в соборе Сан-Сабино в Каноса-ди-Пулья (X-XI вв.), к-рый еще не имеет явных черт романского стиля. В основе он является базиликой, центральный неф и трансепт которой перекрыты 5-купольными сводами - отражение иконографии ц. Апостолов в К-поле, по образцу к-рой был построен собор Сан-Марко в Венеции. Нефы разделяются низкими аркадами; широкие боковые нефы перекрыты цилиндрическими сводами на подпружных арках. У юж. стены собора расположен т. н. мавзолей Боэмунда (ок. 1111) - купольная постройка компактных пропорций, основной кубовидный ярус и выдвинутая апсида которой украшены аркатурой. Примером группы больших квадратных в плане церквей служит Санта-Мария в Сипонто (нач. XI - нач. XIII в.), ее нижний ярус формирует крипта. Портал, аркатура, а также широкий, украшенный скульптурами карниз эффектно оживляют кубовидный объем здания. Среди других редких композиций - тетраконх Санта-Катерина-д " Алессандрия близ Конверсано (XII в.), к юго-востоку от Бари. Интерьер ц. Оньиссанти-ди-Кути. Между 1062 и 1078 гг. Интерьер ц. Оньиссанти-ди-Кути. Между 1062 и 1078 гг. 14. Архитектура Сицилии после утверждения норманнов синтезировала итал., визант.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Безусловно, сюжет о чудесном спасении моряков не мог остаться без внимания художников. В Пинакотеке Ватикана хранится полотно Джентиле да Фабиано «Спасение моряков Николаем Чудотворцем» (1425 год). В национальной галерее Умбрии в Перудже — работа Фра Беато Анджелико 1447 года «Святой Николай спасает корабль». Даже в гербах некоторых европейских городов (по административному делению коммун) святитель Николай Чудотворец изображается на корабле. Так в гербе швейцарского Туггена (Кантон Швиц) он стоит на носу корабля. На гербе французского Фор-Мардика (кантон Дюнкерк в регионе Нор-Па-Де-Кале) он изображен воздевающим руки к небесам с сидящими у его ног в лодке моряками. Николай Чудотворец — покровитель детей Для многих не секрет, что прототипом Деда Мороза в России, Санта Клауса в Америке и рождественского деда в Европе стал святитель Николай Чудотворец. Вероятнее всего, это связано с сюжетом из жития святителя Николая о помощи трем девицам, дочерям бедняка, в окно дома которых святитель Николай трижды подбрасывал золото. Есть и другая версия. Святитель Николай широко почитался в Европе, О нем ходило много сказаний и легенд: как он подкладывает монеты в выставленные на порог дома башмаки бедняков, подкидывает в окна сладости. А в Х веке в Европе появилась песня, в которой житие было видоизменено. И три невинно осужденных на казнь жителя города Миры были заменены в тексте песни на трех детей. Бытование этой песни подчеркивало, что святитель Николай — покровитель детей. Чуть позже в Европе, сначала в кафедральном соборе в Кельне (в Х веке), а потом уже и за пределами Германии, появилась традиция на день памяти святителя Николая раздавать детям в храме сладости. Традиция полюбилась, и уже позже родители стали вешать над камином носочки, куда послушным детям в день памяти святого клали лакомство, а непослушным — розги. Окончательной трансформации святителя Николая в Рождественского деда, вероятнее всего, мы обязаны Мартину Лютеру и Реформации, которая исключила почитание святых, но не исключила традиции. Чуть позже, в эпоху контрреформации, детям стали опять вручать подарки от имени святителя Николая. С той только разницей, что получали они их на Рождество. Немалую роль формирования образа Рождества сыграл поэт Клемент Кларк Мур. В 1822 году он написал поэму «Ночь перед Рождеством или визит Святого Николая». В ней он описал сказочного персонажа Санта-Клауса, который дарит подарки детям на Рождество и ездит на оленей упряжке. Поэму переиздали в 1844 году. Тогда она стала очень популярна в Америке, которой, в свою очередь, мы обязаны Красным халатом, пропиской Санта Клауса на полюсе и эльфами. Их придумал в 1863 году художник Томас Наст. Деревянная скульптура: Николай Можайский

http://foma.ru/imya-nikolaj.html

Още веднъж по въпроса за старобълг. преводи на Протоевангелието на Яков//Лингвистични студии. Вел. Търново, 1994. С. 71-80; она же. Германов сборник от 1358-1359 г.: Изслед., изд. на текста. София, 2006. С. 80-84; Творогов О. В. Евангелие Иакова//СККДР. Вып. 1. С. 119-120; он же. Древнерус. четьи сборники XII-XIV вв.//ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 3-33; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 82-85, 110; СтБл. 1992. С. 377-378; Ivanova K. Bibliotheca Hagiografica Balcano-Slavica. Sofia, 2008. S. 192-194 (3а-д), 309 (3), 383 (4а-б), 498 (6а-б). А. А. Турилов Иконография Богоматерь. Фрагмент композиции «Благовещение». Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо. 1143-1148 гг. Богоматерь. Фрагмент композиции «Благовещение». Мозаика ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо. 1143-1148 гг. Влияние текста И. П. на иконографию можно отметить с V в., прежде всего в наличии апокрифических деталей в композициях «Благовещение» и «Рождество Христово». Рассказ И. П. об избрании Девы Марии в числе др. дев для изготовления завесы для Иерусалимского храма после Ее обручения с Иосифом и о том, что по жребию Ей выпало прясть коккин и пурпур, нашел отражение в композиции «Благовещение», где Богоматерь держит в руках веретено и пурпурную пряжу (ранние примеры - рельеф саркофага из ц. Сан-Франческо, Равенна, после 400; мозаика триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-445). Сцена «Благовещение у колодца», также основанная на И. П. (напр., на пластине слоновой кости на окладе Евангелия из сокровищницы Миланского собора, V в.), вошла в житийные циклы Богоматери, а в поздневизант. период - в иллюстрации акафиста . История исцеления высохшей руки повитухи, усомнившейся в приснодевстве Богородицы, запечатлена в композиции «Рождество Христово» на пластине слоновой кости трона архиеп. Максимиана (сер. VI в., Архиепископский музей, Равенна), а изображение этого персонажа и сцена омовения Младенца Христа с VI в. становятся традиц.

http://pravenc.ru/text/200365.html

Для живописи В. позднего Возрождения характерен особый монументализм («Введение Богородицы во храм», Тициан, 1534, ныне Галерея Академии), даже драматизм пространственного построения картины, к-рое базировалось на использовании архитектурных мотивов. Распространение в живописи маньеризма, представленного творчеством Тинторетто (напр., цикл полотен «Чудеса св. Марка» для Скуола Гранде ди Сан-Марко, ныне Галерея Академии), Я. Бассано и др. мастеров, свидетельствовало о кризисе живописи и культуры Ренессанса, в то же время демонстрировало стремление к искусству большего духовного потенциала. триумфальный характер культуры В. XVI в. отразился в творчестве П. Веронезе , работы его и Тинторетто по украшению залов дворца дожей, напр. гигантское полотно с изображением Рая для зала Большого совета (Тинторетто, 1590), стали памятником торжествующей республики. Как деятели эпохи гуманизма лучшие художники В. отдали дань мифологическим сюжетам, воспевающим земную красоту («Венера перед зеркалом», Тициан, 1555, колл. Меллон, Национальная галерея, Вашингтон). Живописная школа В. повлияла на мастеров XVII в., покоряя искусством цвета и праздничным обликом, сохраненным в творчестве Д. Фетти, Б. Строцци; мастера барокко испытывали интерес к сверхчувственному, нереальному, как, напр., С. Маццони в алтарном образе «Благовещение» (ок. 1650, Галерея Академии) благодаря резким контрастам ночного освещения фона и светоносной, бесплотной фигуры ангела создал атмосферу чудесного явления. Церковь Санта-Мария делла Салуте. Архит. Б. Лонген. Фотография. Кон. ХХ в. Церковь Санта-Мария делла Салуте. Архит. Б. Лонген. Фотография. Кон. ХХ в. В архитектуре В. XVII в. величайшим событием стало строительство базилики Санта-Мария делла Салуте (Б. Лонгена, 1631-1687) - обетного храма, возведенного в надежде на прекращение эпидемии. Выстроенный на о-ве Ла-Джудекка, недалеко от места слияния бухты Сан-Марко и Большого канала, храм, увенчанный огромным, подобным Сан-Марко, куполом, стал одним из сооружений, формировавших образ В.

http://pravenc.ru/text/150247.html

На площадь, где обычно производились казни, он успел как раз к тому моменту, когда приговоренные со связанными руками уже стояли на эшафоте и палач собирался отрубить голову первому из них. Весь город знал о несправедливости приговора, но никто не решился заступиться за невинных людей. И снова один только Николай поступил не так, как прочие. Не говоря ни слова, он поднялся на эшафот, вырвал меч из рук палача, отбросил его в сторону и развязал несчастных, которые уже простились с жизнью. Народ с ликованием встретил своего архиепископа. Прибыл сюда и градоначальник. Николай посмотрел на него так печально, что тот упал на колени и попросил прощения перед всем народом. Откуда взялись олени? Вот таким человеком был Николай. Не боялся вступиться за слабых и обиженных, когда все остальные предпочитали молчать. Избегал славы, почета и высоких званий. Богатство свое раздал бедным, а сам стал жить в нищете, не имея даже крыши над головой... Действительно — странный. А ведь если разобраться, то все его странности можно объяснить очень даже просто: он с юных лет заботился о других людях больше, чем о себе. Ну а меховую шубу и оленей сегодняшнему Санта-Клаусу «подарили» уже спустя полторы тысячи лет в Америке. Ведь переселенцы из Европы добирались туда по морю, а моряки и путешественники всегда считали святого Николая своим небесным покровителем. Расселившись по американской земле, люди продолжали любить святого, которому молились в своем трудном и опасном плавании через океан. Правда, со временем к подлинной истории его жизни добавились различные легенды и выдумки. А в середине XIX века один американский школьный учитель придумал для своих детей стишок, где изобразил Санта-Клауса в виде эльфа, разъезжающего по небу на восьмерке северных оленей. Этот сказочный толстяк в ночь под Рождество тайком залезал через каминную трубу в дом и наполнял подарками детские чулочки. Потом стишок случайно попал в газеты и настолько всем понравился, что этого сказочного Санту начали рисовать на поздравительных открытках и в детских книжках, делать его фигурки, изображать в представлениях и мультфильмах. Придумали ему и новую родину на Европейском Севере — Лапландию. Постепенно сказочный образ Санта-Клауса перекочевал в Европу, а затем и в Россию, где его стали называть привычным для русских сказок именем — Дед Мороз. «Столицей» Деда Мороза у нас считается город Великий Устюг. Отсюда под Новый год и Рождество он отправляется по нашей стране с подарками для ребятишек.

http://foma.ru/gde-rodilsya-ded-moroz.ht...

2295       Mango C. The Art of the Byzantine Empire. 312–1453: Sources and Documents. Englewood Cliffs (NJ), 1972; 2nd ed.: Toronto; Buffalo; L., 1986. 2296       Secular Building and the Archaeology of Everyday Life in the Byzantine Empire/K.R. Dark (ed.). Oxf., 2004; Rautman M. Daily Life in the Byzantine Empire. Westport; L., 2006. 2297       Byzanz. Pracht und Alltag: Kunstund Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 26. Februar bis 13. Juni 2010. Katalogkoordination J.Frings mit H.Willinghöfer. Hirmer, 2010. 2298       Buschhausen H. Die spätrömische Metallscrinia und frühchristlichen Reliquiare. Wien, 1971 (Wiener Byzantinische Studien, 9). 2299       Pitarakis B. Les croix-reliquaires pectorales byzantines en bronzes. P., 2006 (Bibliothèque des Cahiers Archéologiques, XVI). 2301       Hayes J.W. Excavations at Saraçhane in Istanbul. II: Pottery. Princeton; Washington, 1992. 2302       Bottini G.C. In memoriam: Virgilio Canio Corbo, OFM//Liber Annuus. 1991. 41. P. 616–625; Хрушкова Л.Г. Корбо B.K.//Католическая энциклопедия. M., 2005. T. 2. Ст. 1294. 2303       Corbo V.C. Gli scavi di Khirbet Siyarel-Ghanam (Campo dei Pastori) e monasteri dei dintomi. Jerusalem, 1955 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio Maior, 11); Idem. Ricerche archeologiche al Monte degli Ulivi. Jerusalem, 1965 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio Maior, 16); Idem. Cafamao. 1: Gli edifici della città. Jerusalem, 1975 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio Maior, 19); Idem. Herodion. 1. Gli edifici della reggia-fortezza (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio Maior, 20). Jerusalem, 1989; см. также сборник статей в честь о. Лоффреда: One Land – Many Cultures: Archaeological Studies in Honour of Stanislao Loffreda OFM/G.C. Bottini, L. Di Segni, L.D. Chrupcala (eds.). Jerusalem, 2003 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio Maior, 41). 2304       Corbo V.C. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme: Aspetti archéologici dalle origini al periodo crociato. Parte I: Testo; Parte II: Tavole; Parte III: Documentazione fotografica. Jerusalem, 1982 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio Maior, 29/1–3), подробные аннотации к иллюстрациям – на итал. и англ. яз.; Testini Р. Рец.: Corbo V.C. Il Santo Sepolcro…//Rivista di Archeologia Cristiana. 1983. 59. P. 451–460.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010