Закрыть itemscope itemtype="" > «В нем кровь текла Царя Давида…» Памяти Князя Георгия Грузинского 27.05.2020 828 Время на чтение 4 минуты 28 мая в праздник Вознесения Господня исполняется 168 лет со дня кончины Светлейшего Князя Георгия Александровича Грузинского, губернского Предводителя Нижегородского дворянства, организатора Нижегородского Ополчения 1812 года. Вот уже семь лет подряд Нижегородская общественность при поддержке Администрации города Лыскова и учреждений культуры Лысковского района Нижегородской области чествовала имя этого великого патриота Земли нашей Русской, потомка Грузинских Царей, ведущих свой род от Царя Пророка и псалмопевца Давида, на днях Его памяти в городе Лыскове Нижегородской области. К сожалению, в этом году торжества по известным причинам не состоятся, поэтому поминаем Светлейшего Князя замечательными стихами поэта Марии Сухоруковой из её поэмы «Князь Грузинский». Князь Грузинский Князь о Себе был Царских Правил. И что о Нём ни говори, Отец – Царевич, дед и прадед, Тем паче – Грузии Цари. В Нём кровь текла Царя Давида, Он исполнял Христов Закон: О сиротах, об инвалидах Заботился сердечно Он. И часто облегчал их судьбы, И многих одевал, учил. И никогда Он словом грубым Несчастных тех не огорчил. В дни ярмарки во град Макарьев Двенадцать цугом лошадей Его везли в карете Царской Под крик восторженных людей. Раззолочённая карета Сверкала радугой лучей. Под звон привольный благовеста Князь приезжал в обитель в ней. Ему своё дарила злато У монастырских стен заря. Он не жалел казны богатой Для нужд и благ монастыря. Он сердцем чувствовал лукавых, Неправды нет в Его следах. За плутни Он чинил расправу В торговых суетных рядах. О, как тогда ряды гудели, Своё богатство не тая: Икрой краснели и чернели, И осетриной золотели, И розовели от форели, От яств ломилась, в самом деле, Живая ярмарка моя! И были здесь замки, уздечки И бубенцы из серебра. Гончарных, плотничных, кузнечных Изделий высилась гора. Манили блеском чистой кожи И сапоги, и башмаки.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/27/...

Сведений о первых веках христианства в К. за пределами книг НЗ крайне мало. Известно, что некие религ. общины здесь существовали. По визант. агиографической традиции 1-м известным епископом Тарса уже во времена имп. Нерона был Лука (SynCP. Col. 788). Диак. Филон из К. сопровождал сщмч. Игнатия Богоносца в нач. II в. ( Ign. Ep. ad Philad. 11). Епископы К. уже во II-III вв., видимо, поставлялись в Антиохии ( Euseb. Hist. eccl. VII 5). Ок. 200 г. в хронике Псевдо-Дионисия Телль-Махрского упомянут некий епископ Александрии (Eusebii Canonum Epitome ex Dionysii Telmaharensis Chronico/Ed. C. Siegfried, H. Gelzer. Lipsiae, 1884. P. 67). В сер. III в. престол в Тарсе занимал еп. Елен, неоднократно упомянутый в посланиях свт. Дионисия Александрийского, в т. ч. как участник полемики с Новатом. Тарсу уже в это время подчинялось неск. епархий, и Елен носил титул епископа Тарса и всей Церкви К. ( Euseb. Hist. eccl. VI 46). Уже в первые века христианства в К. особое значение приобрело почитание св. Феклы из Икония (пам. 24 сент.), первомученицы и сподвижницы св. ап. Павла. Согласно преданию, св. Фекла долгое время жила среди первых христиан в Селевкии и, скрываясь от гонений (вероятно, при имп. Домициане в кон. I в.), чудесным образом вошла внутрь скалы. Скала св. Феклы с расщелиной почиталась близ Селевкии в мест. Агия-Текла (позднее Мариамлык, Мерьемлик или Аятекла; Hild, Hellenkemper. 1990. S. 399-400, 441-445), неподалеку от античного святилища Аполлона Сарпедона. В IV-VII вв. Агия-Текла превратилась в крупнейшее в К. место паломничества. В 70-х гг. IV в. здесь побывал свт. Григорий Богослов. Он видел уже сложившийся к тому времени крупный женский монастырь и назвал его Парфеноном ( Greg. Nazianz. De vita sua. 547-551). В 384 г. через Агию-Теклу проезжала паломница Эгерия из Италии, которая упомянула о святыне в своем итинерарии. Византийский имп. Зинон был почитателем св. Феклы, приезжал сюда для молитв и бесед с монахами, а после 476 г. возвел здесь базилику в благодарность за победу в гражданской войне и за свое возвращение на имп. престол ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 8). В нач. XIV в. реликвии св. Феклы были подарены кор. Арагона Хайме II. Паломнический центр св. Феклы действовал до кон. XIV в., после чего сведения о нем исчезли из источников. В османскую эпоху городок Агия-Текла был известен под названием Мариамлык, что, возможно, говорит о возникновении нового почитания некой св. Марии (видимо, Богородицы) среди местных христиан. Пещера св. Феклы также почиталась в г. Маалула в Сирии, но это место паломничества, очевидно, более позднего происхождения. Ранневизантийская эпоха (IV - сер. VII в.)

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Диакон возглашал Exsultet, текст к-рого отличался от принятого в Риме. Далее следовали 6 чтений (Быт 1. 1 - 2. 3 и 22. 1-19; Исх 12. 1-12; песнь Моисея (Исх 15; по др. источникам - Исх 13. 18 - 14. 8 и песнь вавилонских отроков); Ис 54. 17 - 55. 11 и 1. 16-19). В конце чтений клирики переоблачались для служения мессы и с горящими свечами шли в баптистерий, где архиепископ освящал воду для Крещения и выливал в нее елей. Младшие священник и диакон сходили в купель и крестили младенцев. Архиепископ верхом на лошади отправлялся в ц. Сант-Амброджо и служил там мессу (в память свт. Амвросия, скончавшегося в В. с.), затем возвращался и заканчивал чин Крещения. После этого все шли в ц. Санта-Мария и один из священников служил мессу для новокрещеных. Вслед за прочтением Евангелия архиепископ с клириками отправлялся в ц. Санта-Текла, где провозглашал «Христос Господь воскрес» и совершал пасхальную мессу (Hebdomadae Sanctae Celebratio. 1997. P. 202-201). В Новое время амвросианский обряд испытал сильное влияние рим. В наст. время в Милане в В. с. совершается крещальная литургия с 9 чтениями из ВЗ и НЗ по рим. реформированному чину с нек-рыми особенностями. Византийская гимнография Большинство песнопений В. с. известно со времен действия Студийского устава. К важнейшим относятся: 3 тропаря, заимствованные из воскресной службы 2-го гласа (тропарь «λδβλθυοτεΟτε κατλθες πρς τν θνατον» (          ) и седальны «Ο εσχμων Ιωσφ» (    ) и «Τας μυροφροις γυναιξ» (    ); последние 2 тропаря (седальны) в ранних памятниках, как правило, приводятся полностью, а в поздних Триодях сокращены - опущена последняя строка); кондак 2-го плагального (6-го) гласа «Τν βυσσον κλεσας νεκρς ρται» (        ); 10 самогласнов (в принятые ныне печатные издания литургических книг не вошли и нек-рые др. самогласны и подобны В. с., встречающиеся в рукописях - см.: Bertonière. P. 184; Карабинов. С. 286-287); канон, состоящий из 2 четверопеснцев. 2-й четверопеснец (песни 6-9) написан прп. Космой Маюмским, выдающимся визант.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Более низкая высота нефов собора в Толедо по сравнению с франц. прототипами придает его интерьеру ярко выраженный зальный характер, свойственный скорее мечетям, чем зап. церквам. Усиливает это впечатление перенесение главного алтаря и хора в средокрестие храма - нововведение, часто приписываемое мастеру Педро Петри, возглавлявшему работы с 40-х гг. XIII в. по 1291 г. Это решение, возможно, было связано с тем, что в вост. части храма собирались разместить королевскую усыпальницу, для чего было выделено специальное пространство, а часть пресвитерия была отделена стеной от собора (стена разрушена в 1498). Источником идеи мог послужить собор в Сантьяго-де-Компостела, где главный алтарь и хор были сдвинуты в средокрестие, чтобы освободить обход вокруг гробницы ап. Иакова в вост. части храма. Также с именем Педро Петри связывают трифорий с перекрещивающимися арками, типичными для ислам. архитектуры. В 1418 г. началось строительство зап. фасада под рук. Альваро Мартинеса, с к-рым связывают также возведение (к 1422) единственной башни собора (завершена в кон. XV в.). В это же время был перекрыт сводами центральный неф собора, причем над главным алтарем и хором каноников он получил звездчатую форму. Интерьер собора в Леоне Возведение соборов в Бургосе, Толедо и Леоне оказало сильное влияние на развитие архитектуры всех северных областей И., проявившееся прежде всего в устройстве деамбулаториев с венцами из полигональных капелл и в активном использовании крестовых нервюрных сводов: соборы Санта-Мария-де-ла-Асунсьон в Эль-Бурго-де-Осма (пров. Сория; нач. 1232) и Санта-Мария в Луго (1129-1273), ц. Сан-Хиль-Абад в Бургосе (кон. XIII - нач. XIV в.) и др. Показателен неосуществленный проект (кон. XIII в.) перестройки восточной части собора в Сантьяго-де-Компостела, предполагавший реформирование хора по образцу собора в Бургосе. При этом строители некоторых храмов продолжали придерживаться старомодного плана с чередованием капелл и участков с окнами, как, напр., в ц. Санта-Мария-де-ла-Асунсьон в Кастро-Урдьялес (пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

XIV в. итал. агиограф Петр Наталис со ссылкой на «римские хроники» уточнил, что мощи И. С. были вывезены из Вифлеема в период войны с сарацинами, когда крестоносцы потеряли Иерусалим и др. города ( Petr. Natal. CatSS. IV 145; ActaSS. Sept. T. 8. P. 635). В честь этого события было установлено празднование 26 мая. Отсутствие совр. событию сведений о перенесении мощей И. С. можно объяснить поспешностью действий лат. духовенства во время отступления крестоносцев, которые спасли святыню от наступающих мусульм. войск. По мнению болландистов, мощи И. С. были внесены в базилику Санта-Мария Маджоре между 1260 и 1280 гг. (ActaSS. Sept. T. 8. P. 639). В соч. «Чудеса Рима» (сер. XII в.) в описании святынь базилики указано: «Там же почивает св. Иероним». На этом основании перенесение мощей И. С. иногда датируют XII в., однако описание рим. храмов относится не к оригинальному тексту, а к добавлениям, сделанным в XIII в. Самым ранним из точных указаний на почитание мощей И. С. в Санта-Мария Маджоре является надпись на монументальной гробнице кард. Гонсальво Родригеса, выполненной Джованни ди Косма в 1299-1303 гг. Гробница украшена мозаичным изображением Богоматери с предстоящими ап. Матфием и И. С., мощи к-рых хранились в базилике. Изображение И. С. сопровождается надписью: «Я покоюсь у пещеры Яслей» (Recubo praesepis ad antrum - Fabi Montani. 1864. P. 559). В булле, выданной Римским папой Николаем IV (1288-1292) в 1290 г., были дарованы индульгенции паломникам, посетившим базилику во время некоторых праздников, в т. ч. в день памяти И. С. Согласно «Хронике» францисканца Франческо Пипино из Болоньи (ок. 1322), папа Николай был похоронен в базилике «у гроба блж. Иеронима» (ActaSS. Sept. T. 8. P. 637). Упоминание о мощах И. С. содержится также в перечне святынь базилики кон. XIII в. ( Biasiotti. 1915. P. 32). Выбор базилики Санта-Мария Маджоре для упокоения мощей И. С. был обусловлен желанием воссоздать в Риме комплекс вифлеемских св. мест, связанный с символикой Рождества Христова.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Изгнание из Рая. Роспись капеллы Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Ок. 1427 г. Изгнание из Рая. Роспись капеллы Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Ок. 1427 г. Ок. 1427 г. М. присоединился к Мазолино в работе над росписями капеллы семьи Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине. В основу программы фрескового цикла, посвященного истории св. Петра, были положены Евангелие, Деяния св. апостолов, а также текст «Золотой легенды» Иакова из Варацце. Декорация верхней части капеллы, исполненная Мазолино, была полностью утрачена в ходе реконструкции церкви (1746-1748). По свидетельству Вазари, она включала изображения 4 евангелистов на своде и сюжеты «Призвание первых апостолов», «Предательство и раскаяние св. Петра» и «Хождение по водам» в люнетах ( Vasari. 1878. Р. 265). Стены капеллы разделены на 2 регистра; М. принадлежат сцены на юж. (левой) стене: «Чудо со статиром» (вверху), «Св. Петр, восседающий на кафедре» (внизу), а также фрески зап. (алтарной) стены: «Проповедь св. Петра» и «Крещение новообращенных» (вверху), «Исцеление тенью св. Петра» и «Св. Петр раздает церковное имущество» (внизу). Все они созданы мастером без участия помощников. Сюжеты «Исцеление хромого» и «Воскрешение Тавифы» в верхнем регистре сев. (правой) стены капеллы принадлежат кисти Мазолино. Сцены, исполненные М., имеют один источник освещения; действие в них разворачивается на фоне пейзажа или архитектурных кулис, данных в перспективном сокращении. Композиционное единство каждой сцены, психологическое напряжение, пластическая убедительность и весомость фигур, определенность их жестов контрастируют с элегантной дробностью и условно-сценической трактовкой пространства у Мазолино. Новаторский характер живописи М. наглядно демонстрирует сцена «Изгнание из рая», парная к сцене «Грехопадение» работы Мазолино; помещенные на пилястрах при входе в капеллу, эти сюжеты вводят в живописную программу ансамбля тему искупления греха и спасения через Церковь, основанием к-рой является ап.

http://pravenc.ru/text/2561222.html

Одно из ранних изображений М. Е. сохранилось на фресках атриума (т. н. капелла прп. Антония Великого) в ц. Санта-Мария-Антиква на Римском форуме (после 850). В центральной части сев.-зап. стены среди разграниченных рамками сцен, согласно атрибуции Й. Вильперта, представлены отдельно изображения М. Е. (с нимбом) и прп. Зосимы (без нимба) (см.: Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom 4.-13. Jh. Freiburg i Br., 1916. Bd. 2. Sp. 720-721; 1917. Bd. 4. Taf. 227/2). Оба показаны фронтально, по пояс. Голова преподобной не покрыта, рыжеватые волосы лежат 2 прядями на плечах, гиматий перекинут через левое плечо, правая рука отведена в сторону в жесте орации (изображение левой утрачено). Прп. Зосима представлен в темных монашеских одеждах, объемный куколь оставляет открытой узкую полосу лица, при этом акцентирована кисть правой руки, в к-рой святой большим и указательным пальцами удерживает частицу Евхаристического хлеба, в скрытой мантией левой руке угадывается форма дарохранительницы. Если предположение Вильперта об изображении здесь прп. Зосимы с частицей Св. Хлеба считать верным, то в ц. Санта-Мария-Антиква представлено самое раннее и редкое в данном изводе изображение сцены причащения. Ученый также обратил внимание на размещение фрески над погребальной локулой монаха, связав с тем, что перед смертью отшельница причастилась и повторила благодарственные слова св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши...» (Ibid. Bd. 2. S. 721), т. е. уже на начальном этапе формирования иконографии М. Е. существовала связь образа святой не только с темой покаяния и Причастия, но и с темой праведной кончины (эта традиция сохр. и в более поздних памятниках - изображения М. Е. располагались рядом с погребениями в притворах храмов или в погребальных капеллах, напр. в Джанавар-килисе, Каппадокия (XIII или XV-XVI вв.; см.: Jerphanion G. Une nouvelle province de l " art byzantine: Les églises rupestres de Cappadoce. P., 1936. Vol. 2. P. 366)). О почитании святой в Риме в тот же период свидетельствует фреска в ц. Санта-Мария-Эджициака (между 872 и 882; с данным посвящением упом. с XV в.), где помимо изображения причащения М. Е. находился житийный цикл святой из 4 сцен, из к-рых различима лишь композиция с изображением встречи прп. Зосимы с М. Е.: фигуры разделены потоком р. Иордан, прп. Зосима, в куколе, с параманом, в препоясанном хитоне, молитвенно воздев руки (орант), обращен к М. Е., святая стоит спиной к нему, скрывая наготу, но обернулась, ее светлые короткие волосы растрепались (см.: Matthiae G. Pittura romana del Medioevo. R., 1965. Vol. 1. P. 228-231).

http://pravenc.ru/text/2562136.html

неск. крупными постройками. Чертоза (картезианский монастырь) в Павии (1396-1560, Марко Солари, Гуинифорте Солари, Джованни Антонио Амадео; братья Мантегацца, Джанджакомо Дольчебуоно, Бенедетто Бриоско, Кристофоро Ломбардо, Галеаццо Алесси), санктуарий Дома Богоматери в Лорето (1469-1587, авторство первоначального проекта неясно, затем Марино ди Марко Чедрино, Джулиано да Майано, Баччо Понтелли, Джулиано да Сангалло; фасад построен в 1571-1587 Джованни Боккалини, Джованни Баттиста Кьольди, Латтанцио Вентура: Grimaldi. 1986), собор Санто-Стефано в Павии (1488-1507, недостроен; Джованни Антонио Амадео, Дж. Дольчебуоно, Джованни Пьетро Фугацца при участии Браманте: Bruschi. 1969. Р. 85) представляют собой удлиненные базилики с обширной восточной частью, включающей окруженное венцом капелл средокрестие и образующей развитую центрическую композицию. Возможно, эти постройки дали толчок размышлениям о способах гармоничного соединения базиликального и центрического храмов, к-рые отразились в ряде проектов, иллюстрирующих трактат Франческо ди Джорджо, в рисунках Леонардо да Винчи, относящихся к посл. десятилетию XV в., в миланских постройках Браманте в XVI в. эти размышления получили продолжение в процессе проектирования собора св. Петра в Риме. Интерьер ц. Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро в Милане. Ок. 1480 г. Интерьер ц. Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро в Милане. Ок. 1480 г. Ок. 1480 г. Браманте начал работы в Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро - обширном базиликальном храме, к-рый был пристроен к небольшой ц. Сан-Сатиро (до 879). Браманте реконструировал здание IX в., превратив его в идеальный центрический храм эпохи Ренессанса: с нижним цилиндрическим объемом, расчлененным обрамленными пилястрами нишами, с выявленным в среднем ярусе равноконечным крестом и с декоративным куполком на световом барабане. В новом храме Браманте впервые (возможно, со времен античности) создал средствами живописи иллюзорное пространство: не имея возможности сделать глубокую апсиду, он изобразил в перспективном сокращении цилиндрический кассетированный свод, напоминающий архитектурные декорации в живописи Пьеро делла Франческа.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Д. В. Зайцев, С. А. Моисеева Сон Иакова. Роспись катакомб на Виа Латина в Риме. Ок. 320/50 гг. В произведениях раннехрист. и ранневизант. времени возрастные характеристики И. колеблются. С визант. времени и в поздних циклах, как правило, он изображается безбородым в ранних сценах жизни и бородатым в поздний период. Наиболее раннее известное изображение И. находится в росписях синагоги в Дура-Европос (246-256), где он изображен бородатым мужем в гиматии и тунике. Безбородым И. представлен на мозаиках Санта-Мария Маджоре, 352/66, Рим (в сцене «Исаак благословляет Иакова»). В «Венском Генезисе» (Vindob. Theol. gr. 31, VI в.) в 1-й сцене он бородат. В раннехрист. памятниках в сценах до изгнания из дома Лавана И. одет в короткую тунику. В последующих циклах И. изображали в знак почтения к его сану облаченным в длинную тунику и белый гиматий ( Ferrua A. Le pitture della nuova catacomba di Via Latina. Vat., 1960. Tf. 12, 27). Цикл из 3 сцен, связанный с И., находился в ц. Сан-Паоло фуори ле Мура (440-461, известен по копиям XVII в., см.: Waetzoldt S. Die Kopien des 17 Jh. nach Mosaiken u. Wandmalereien in Rom. W., 1964. Add. 344), из 5 - в Санта-Мария Нуова в Монреале, Сицилия (между 1183 и 1189), из 14 - в Санта-Мария Маджоре, из 16 - в «Венском Генезисе», из 9 - в Пятикнижии Ашбернема (Paris. lat. Nouv. acq. 2334, VII в.). Более поздние циклы обширнее по составу (напр., в визант. Октатевхе Vat. lat. 747, XI в.,- 25 сцен). В средневек. искусстве И. воспринимался как прообраз Спасителя, а его 12 сыновей - как прообразы апостолов. На миниатюре из Минология (Ath. Esph. 14. Fol. 411v, XI в.), иллюстрирующей Слово Иоанна Дамаскина о родословии Христа, И. представлен со всем домом: рядом с ним - Лия со своими сыновьями, ниже - Рахиль и Зелфа со своими сыновьями. И., седой старец с длинными волосами и бородой, облачен в голубой хитон и коричневый гиматий. Мн. сцены из цикла И. трактовались так же, как прообразы или повторения событий, упоминаемых в деяниях ветхозаветных пророков, напр. Моисея.

http://pravenc.ru/text/200151.html

Серафима Саровского Аргентинской и Южноамериканской епархии Московского патриархата, созданный по постановлению Свящ. Синода в авг. 2009 г. Православие исповедуют ок. 7 тыс. чел., в основном греки, сербы, ливанцы, русские, украинцы, румыны, болгары, хорваты, палестинцы и др. Первый православный приход был создан в 1967 г. в Боготе. Тогда же в столице был построен православный храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Римско-католическая Церковь Кафедральный собор Непорочного Зачатия в Боготе. 1792 г. Кафедральный собор Непорочного Зачатия в Боготе. 1792 г. В К. имеется 13 архиепископств: Барранкилья (епископства-суффраганы: Эль-Банко, Риоача, Санта-Марта, Вальедупар), Богота (епископства-суффраганы: Энгатива, Факататива, Фонтибон, Хирардот, Соача, Сипакира), Букараманга (епископства-суффраганы: Барранкабермеха, Малага-Соата, Сокорро и Сан-Хиль, Велес), Кали (епископства-суффраганы: Буэнавентура, Буга, Картаго, Пальмира), Картахена (епископства-суффраганы: Маганге, Монтелибано, Монтерия, Синселехо), Ибаге (епископства-суффраганы: Эспиналь, Флоренсия, Гарсон, Либано-Онда, Нейва), Манисалес (епископства-суффраганы: Армения, Ла-Дорада-Гуадуас, Перейра), Медельин (епископства-суффраганы: Кальдас, Хирардота, Херико, Сонсон-Рионегро), Нуэва-Памплона (епископства-суффраганы: Араука, Кукута, Оканья, Тибу), Попаян (епископства-суффраганы: Ипьялес, Мокоа-Сибундой, Пасто, Тумако), Санта-Фе-де-Антьокия (епископства-суффраганы: Апартадо, Исмина-Тадо, Кибдо, Санта-Роса-де-Осос), Тунха (епископства-суффраганы: Чикинкира, Дуитама-Согамосо, Гарагоа, Йопаль), Вильявисенсио (епископства-суффраганы: Гранада, Сан-Хосе-дель-Гуавьяре). Католицизм исповедуют ок. 46,4 млн чел. Протестантские церкви, деноминации и секты На нач. XXI в. в К. насчитывалось свыше 1,25 млн протестантов. Лютеранство представлено Ассоциацией евангелических церквей Карибского м. (398 общин, ок. 36 тыс. чел.), Ассоциацией евангелических церквей Востока (96 общин, ок. 10 тыс. чел.), Лютеранскими конгрегациями (16 общин, свыше 3 тыс.

http://pravenc.ru/text/1841810.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010