Мозаикам Санта Мария Маджоре близки два цикла, территориально весьма удаленные друг от друга: это мозаичные композиции церкви Осиос Давид в Салониках и капеллы Сан Аквилино в церкви Сап Лоренцо в Милане (обе – V в.). В первой сохранилась лишь апсидная композиция, представляющая сцену сложного символического содержания. В центре на радуге восседает Спас Эммануил с текстом пророчества Исайи (25:9) на развернутом свитке: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас!». Христа окружает мандорла с символами евангелистов. Две безымянные фигуры по сторонам (возможно, Иезекииль и Аввакум), по предположению А. Н. Грабара, могли идентифицироваться и как апостолы Петр и Павел. Внизу – холм с четырьмя райскими реками. Композиция явно имеет отношение к теме божественной теофании; одновременно существует мнение, что здесь иллюстрируется тема Христа как источника воды живой, или так называемое Латомское чудо – символический образ спасенных, «страны живых». Стиль обнаруживает те же тенденции, чтобы ли отмечены в мозаиках Санта Мария Маджоре. Экстатическое видение уподоблено детскому сновидению. Та же легкость и непосредственность, такое ж е хаотическое движение кубиков смальты, та же постоянная вибрация цвета, те же детские мягкие типы ликов. Может быть, только чуть усилены силуэты, более однородно и цельно выглядит линия контуров. Но символ здесь, как и в мозаиках Санта Мария Маджоре, еще не стал плотью культуры, сложные по смыслу композиции воспринимаются сквозь призму очень живого чувства. Рисунок. См. изображение в оригинале Мозаики Сан Аквилино в Милане, несомненно, исполнены под очень сильным греческим влиянием, если не греческими мастерами. Об этом свидетельствуют, наряду со стилем, некоторые иконографические детали. Мозаики расположены в конхах экседр восьмилепесткового маленького храма. И жертвеннике – «Огненное восхождение Илии », в правой экседре – «Отослание апостолов на проповедь ». В северной экседре, слева от входа, сохранились эпизоды жития св. Пелагия. Качество этих мозаик столь же высокое, как и в Санта Мария Маджоре. Особая воздушность форм при их полной иллюзорности достигнута просветленностью колорита: в нем преобладают серебристо сизые, сероватые и белые оттенки. Обилие сияющих белых тонов роднит эти мозаики с естественным колоритом античных мозаик, одновременно придавая их образной характеристике впечатление чистоты, доверчивости, незащищенности. Отмеченное в римском цикле смешение ветхозаветной эпопеи с эллинской буколикой прослеживается и здесь: «Огненное восхождение Илии» сопровождается пасторальной идиллией, где пророк Елисей трактован как отдыхающий пастушок на берегу ручья. В цикле жития св. Пелагия обнаруживаются стилистические совпадения с ранней греческой мозаикой в базилике Св. Дмитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свт. Григорий Великий в 590 г. установил в Риме особую покаянную Л., которая получила название Septiformis (Семикратная): процессии одновременно отправлялись из 7 церквей в 7 округах Рима. Клирики выходили из ц. святых Космы и Дамиана (6-й регион), аббаты с братией - из ц. святых Протасия и Гервасия (св. Виталия) (4-й регион), аббатиссы с монахинями - из ц. святых Марцеллина и Петра (1-й регион), дети - из ц. святых Иоанна и Павла (2-й регион), миряне - из ц. первомч. Стефана (7-й регион), вдовы - из ц. св. Евфимии (5-й регион), замужние дамы - из ц. св. Климента (3-й регион) ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Greg. Magn. Reg. epist. App. 9; Paul. Diac. Hist. Langobard. III 24). Все шествия заканчивались у базилики Санта-Мария-Маджоре. Эта Л. совершалась не регулярно, а только в случае бедствий (напр., после 590 г. повторилась только в 603 г.). В каролингскую эпоху ее стали отождествлять с Великой Л. По этой причине многие средневек. авторы полагали, что Великая Л. была установлена еще и из-за угрозы нападения врагов, а не только ради молитв об урожае ( Amalar. Lib. offic. I 37. 6; IV 24. 1// Hanssens. Vol. 2. P. 178-181, 481). Кроме того, неверное отождествление повлекло за собой спор о соблюдении поста в этот день ( Agobard. Lugdun. Contra libros quatuor Amalarii. 1-2//CCCM. Vol. 52. P. 355-357). В Ordo L Великая Л. описывается так, как должна совершаться Л. Septiformis, но при этом указаны иные пункты отправления: клирики выходят из ц. св. Иоанна Крестителя (Латеранской базилики), мужчины - из базилики мч. Маркелла (Сан-Марчелло-аль-Корсо), монахи - из ц. святых Иоанна и Павла, монахини - из ц. святых Космы и Дамиана, замужние дамы - из базилик Петра и первомч. Стефана, вдовы - из ц. св. Виталия, бедняки и дети - из ц. св. Цецилии (Санта-Чечилия-ин-Трастевере) (OR. L 35. 2// Andrieu. Ordines. Vol. 5. P. 314-315). В Риме совершались и др. Л. Средневековые авторы считали, что разные виды Л. ввел в практику св. еп. Либерий ( 366) ( Beleth. Ration. div. offic. 123; Durand. Rationale. VI 102. 4). В «Liber pontificalis» сообщается о Л., к-рую совершил папа Пелагий I (556-561) из базилики св. Панкратия в базилику св. Петра (LP. 62// Duchesne. Vol. 1. P. 303). После смерти папы Адеодата II в 676 г. Л. в связи с неурожаем совершали ежедневно (LP. 79//Ibid. P. 347). При папе Сергии I (687-701) были введены Л. в честь 4 Богородичных праздников (Пурификации (Сретения), Благовещения, Успения и Рождества Девы Марии), шествия совершались из ц. св. Адриана в базилику Санта-Мария-Маджоре (LP. 86. 14// Duchesne. Vol. 1. P. 376). Папа Стефан II (752-757) постановил совершать Л. каждую субботу поочередно в базиликах Санта-Мария-Маджоре, св. Петра и св. Павла (LP. 94. 13//Ibid. P. 443). Каждый новопоставленный епископ, согласно документу из «Liber diurnus», давал обещание участвовать в Л. дважды в месяц вместе со своим клиром (Liber Diurnus Romanorum Pontificum ex unico codice Vaticano/Ed. Th. von Sickel. W., 1889. P. 78).

http://pravenc.ru/text/2110565.html

Аминь! Санта-Клаус В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса ( Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще — на Рождество Христово. У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса — история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах. У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное — он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь. Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери. Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха. Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый» 19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия — Никола Зимний и Никола Осенний. Николой Вешним (то есть весенним), или Николой Летним , называли праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, который отмечается 22 мая по новому стилю.

http://foma.ru/19-dekabrya-2013-nikolaj-...

Центром религиозной жизни Циспия оставалась Санта Мария Маджоре, которая фактически служила вспомогательным кафедралом и была в VIII- IX вв. окружена четырьмя монастырями. Таким образом, в восточной части города было много церквей, восходящих к V в., а между VI и IX вв. здесь было уже не менее 18 культовых зданий (церквей, монастырей, диаконий). За Тибром строительство было довольно скромным. Β VIII-IX вв. в Трастевере было основано три монастыря в дополнение к трем уже существовавшим титульным церквам. Папа Григорий IV (817–844) обновил церковь Санта Мария ин Трастевере. Относительно поздно, только с VI в. происходит настоящая христианизация исторического центра античного Рима. Папа Феликс IV (526–530) основал первую церковь на римском Форуме, в его важной части: на Священной дороге (via Sacra), которая шла от арки Тита, близ грандиозной базилики Максенция (Константина). Церковь была посвящена Косме и Дамиану, греческим святым врачевателям. Но она не была выстроена заново: ее разместили в двух античных зданиях. Одно из них было круглым в плане, другое – прямоугольным. Эта церковь известна своей апсидной мозаикой с изображениями святых. Папа Адриан I (772–795) устроил при храме диаконию. Следующее христианское сооружение на Форуме появилось значительно позже: в юго-восточном углу Форума здания эпохи Домициана превратили в церковь Санта Мария Антиква, при которой тоже существовала диакония. Перед входом в церковь была расположена часовня, посвященная 40 мученикам Севастийским, где сохранились фрески VII-VIII вв. В северной части Форума папа Гонорий I (625–638) превратил курию Сената в церковь , посвященную восточному мученику Адриану. Расположенный рядом с курией секретариум сената был перестроен в церковь св. Мартина. Папа Лев IV (847–855) построил еще одну церковь, посвященную св. Марии, – Санта Мария Нуова (она же – св. Франчески Римской), которая располагается у виа Сакра со стороны Колизея, близ руин храма Венеры и Ромы, покровительниц античного Рима. Всего между VI и IX вв. на Римском форуме было основано не менее 13 церквей и часовен. Все они были перестроены из светских языческих сооружений, поэтому о собственно христианской архитектуре речи не было. Очевидно, что это была сознательная программа христианизации центра Рима. Однако даже и в это время соблюдалась некоторая умеренность: ни одна из церквей не была размещена в языческом храме и ни одна не появилась на центральной площади Форума, хотя она была свободна от застройки. Играло роль и то, что в этой части города было мало населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мавзолее Санта-Констанца (2-я пол. IV в.), в сцене «Сретение» на мозаиках Санта-Мария-Маджоре, или золотого, как на мозаиках рим. базилики Санта-Пуденциана (нач. V в.) и в сцене «Поклонение волхвов» в Санта-Мария-Маджоре, в капелле Сант-Акуилино, в баптистерии Сан-Джованни-ин-Фонте, Неаполь (3-я четв. V в.). Т. н. крещатый Н. (с перекрестьем на фоне) впервые встречается примерно с сер. V в. (рельеф слоновой кости «Христос с 12 апостолами», 2-я четв.- сер. V в., Лувр, Париж), часто перекрестье украшено изображениями драгоценных камней (мозаики ц. Осиос Давид в Фессалонике, 2-я пол. V в., Архиепископской капеллы в Равенне, рубеж V и VI вв., базилики Сант-Аполлинаре-Нуово). Эта деталь будет воспроизводиться в значительно более поздних по времени памятниках (икона «Спас Нерукотворный», кон. XIII - нач. XIV в., ГТГ). В средневек. христ. искусстве Востока и Запада т. н. крещатый Н.- обязательный атрибут изображений Христа, указание на Его крестные муки. Между тем в раннее время в изображении Н. Христа допускалась большая вариативность. Позднее в визант. и древнерус. искусстве по сторонам перекрестья внутри Н. будут помещать греч. буквы Ο, Ω и Ν, образующие имя Господа «Сущий», в русском варианте - слав. буквы       Квадратный Н. впервые встречается в росписях синагоги Дура-Европос, Сирия (ок. 250, Национальный музей, Дамаск), в изображениях пророков Моисея, Авраама, Ездры. Здесь он используется, вероятно, для того, чтобы подчеркнуть историчность и подлинность представленных персонажей, отцов иудаизма. Примеры квадратного Н. в христ. искусстве - на мозаиках мон-ря вмц. Екатерины на Синае (VI в.), где в медальонах посреди апостолов и пророков помещены фигуры 2 донаторов: диак. Иоанна и игум. Лонгина с белыми прямоугольными Н. Персонажи с квадратными Н. изображены на мозаиках VII в. в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике - здесь св. патрон церкви представлен с 2 неизвестными, к-рым он положил руки на плечи. Предположительно один из них - епископ, а второй - епарх (правитель) Фессалоники, они восстанавливали базилику после пожара 620 г.

http://pravenc.ru/text/2577657.html

Мозаика верхней церкви - пример рим. искусства, вдохновленного реформами папы Григория VII . Использованные в ней изобразительные мотивы являются узнаваемыми «цитатами» из произведений раннехрист. и каролингского искусства. Напр., центральная для К. б. иконографическая тема триумфа Креста присутствовала в рим. мозаиках в базиликах Санта-Пуденциана (ок. 400), Санто-Стефано-Ротондо (642-649), Санти-Нерео-э-Акиллео (795-816, не сохр.), Сан-Джованни-ин-Латерано (1883-1884; вероятно, воспроизводят декорацию 461-468 гг.). Мотив вьющейся виноградной (аканфовой) лозы был использован в мозаиках сводов мавзолея Санта-Костанца (1-я пол. IV в.), атриума Латеранского баптистерия (V в.; в нишах), в апсиде базилики Санта-Мария Маджоре в Капуе (V в.; не сохр.), на сводах мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (425-450) и т. д. Изображения городов Иерусалима и Вифлеема находятся на триумфальной арке базилики Санта-Мария Маджоре (432-440) и в капелле Сан-Венанцио (640-649) в Риме; в сочетании с композицией «Поклонение Агнцу» - в апсиде рим. базилики Санти-Козма-э-Дамиано (526-530). Однако общая композиция мозаики верхней церкви оригинальна. Возможно, при создании мозаики ее авторы ориентировались на несохранившуюся декорацию главной церкви монастыря Монте-Кассино - исследователи подчеркивают влияние идей Монте-Кассино и «церковного возрождения» на символический замысел мозаичной декорации К. б. Время создания мозаики продолжает обсуждаться. Тем не менее стилистические особенности и косвенные исторические данные позволяют датировать ее временем ок. 1120/25 г. Лит.: Wilpert J., Hrsg. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jh. Freiburg i. Br., 19172. Bd. 2. S. 516-523; Junyent E. La primitiva basilica di S. Clemente e le costruzioni antiche circostanti//RACr. 1928. T. 5. P. 231-278; idem. La basílica superior del Títol de S. Clement de Roma i les seves reformes successives//Analecta Sacra Tarraconensia. Barcelona, 1930. T. 6. P. 251-294; idem. Nuove indagini sotto la basilica promitiva di S.

http://pravenc.ru/text/1841417.html

д. можно видеть в М. мон-ря Успения Пресв. Богородицы в Дафни близ Афин (ок. 1100). Гармоничное построение образов, их плавные движения, спокойное, ясное выражение ликов напоминают произведения античного искусства. На такое искусство, видимо, ориентировались создатели М. Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве. Но в них в сравнении с М. Дафни появляются и новые черты: удлиненные пропорции фигур, более абстрактные, стилизованные линии складок, дробящие живописную поверхность на много мелких граней, усложненные, почти «закрученные» позы (некоторые апостолы показаны шагающими вперед, притом что их головы повернуты назад). Еще один вариант небольшого отступления от классического стиля дает М. юж. галереи собора Св. Софии К-польской: имп. Иоанн II Комнин, имп. Ирина и их сын Алексей предстоят перед Богородицей (1118-1122) в строго фронтальных позах; богато орнаментированные одежды, четко очерченные контуры, графичная моделировка лиц делают эту композицию уплощенной, а фигуры - застывшими в молитвенном предстоянии. Богородица «Параклесис». Мозаика собора Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг. Богородица «Параклесис». Мозаика собора Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия. 1146–1151 гг. От сер.- 2-й пол. XII в. сохранились М. храмов на о-ве Сицилия, выполненные к-польскими мастерами в правление королей Рожера II (1130-1154), Вильгельма I (1154-1166) и Вильгельма II (1166-1189): Палатинской капеллы в Палермо (60-е гг. XII в.), собора Сантиссимо-Сальваторе в Чефалу (с 1148), ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) (1146-1151) и собора Санта-Мария-Нуова в Монреале (80-е гг. XII в.). Заказчиком М. Мартораны был Георгий Антиохийский, сицилийский адмирал и знатный вельможа, изображенный на одной из М. этой церкви коленопреклоненным перед Пресв. Богородицей; М. остальных храмов были созданы по заказам сицилийских королей. Приехавшие из Византии художники столкнулись с необходимостью адаптировать привычную схему украшения крестово-купольного храма к иным архитектурным конструкциям: базилике (соборы в Чефалу и Монреале); купольной базилике (Палатинская капелла).

http://pravenc.ru/text/2563936.html

По окончании Литургии состоялась церемония торжественного открытия школы с преподаванием русского языка и основ православной культуры, организованное попечениями настоятеля храма священника Дионисия Казанцева. Школа ориентирована как на потомков русских иммигрантов, так и на коренных бразильцев. В конце 2011 года на внеочередной сессии городского совета депутатов города Санта-Роса впервые в истории было принято решение о присвоении звания «Почётного гражданина города» иерею Дионисию Казанцеву. На 2013 год из населения 80-тысячной Санта-Розы храм постоянно посещало 35-40 человек. Иерей Дионий Казанцев констатировал: «Постепенно наш приход становится известен. И у нас на приходе гостями бывают религиозные лидеры, культурная „элита“, руководство города. Главное в наших трудах — быть открытыми для всех. В каком-то смысле прихожане русских православных храмов в этой стране выступают посредниками в отношениях между жителями Бразилии и России». 10 октября 2014 года на приход прибыл новый настоятель иерей Виктор Иваник. 11 октября после литургии епископ Леонид (Горбачёв) представил прихожанам нового настоятеля указанного храма. 11 января 2015 года, после Литургии, в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Санта Роза (Бразилия) состоялось церковное собрание. На встрече обсуждался вопрос начатой ранее реставрации приходского дома. Также были оговорены будущие планы по благоустройству приходской территории, где на первом месте, в данный момент, стоит работа по замене забора. 31 марта 2015 года в храме состоялась первая спевка хора, состоящего из прихожан храма. Спевку провела матушка Анастасия, супруга настоятеля. Были разучены песнопения Святой Пасхи и Божественной Литургии, как на португальском, так и на церковнославянском языке. 26 апреля 2015 года на общем приходском собрании был принят новый Статут. В измененном Статуте была принята и закреплена передача в собственность Аргентинской и Южноамериканской епархии Московского Патриархата следующей недвижимости: храмовое здание, приходской дом и земельный участок. Общим голосованием были избраны члены церковной директории управления прихода, где Президентом может быть только настоятель общины, поставленный Управляющим архиереем Аргентинской и Южноамериканской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святых...

Богоматерь с Младенцем. Роспись ц. Санта-Мария-ин-Арачели в Риме. Ок. 1302 г. В той же церкви находится живописная композиция «Мадонна с ап. Матфеем, св. Франциском Ассизским и кард. Маттео д " Акваспарта» в люнете надгробия последнего, созданного Джованни ди Козма,- важное свидетельство позднего периода деятельности К. Датировка связана с годом смерти кардинала (1302). Это произведение не упоминается в источниках, но благодаря торжественности фигур, вдохновленных античной монументальностью, построению объемов с помощью цвета, уверенной передаче форм в пространстве, ликам узнаваемого «каваллиниевского» типа с глубокими тенями, объемам широких ниспадающих складок близко к росписям в ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Живопись лаконична, ее отличают высветление колорита и облегчение пропорций, что можно объяснить влиянием творчества Джотто. В капелле св. Паскаля Байлонского в 2000 г. были открыты хорошо сохранившиеся датированные 90-ми гг. XIII в. фрагменты росписей, атрибутированные К. или его кругу. Над заалтарным образом XVII в. была обнаружена композиция «Мадонна с Младенцем, святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом», на правой стене под штукатурными слоями и архитектурным декором XIX в.- «Христос в окружении ангелов и ап. Петр» (часть композиции «Успение»?), на левой стене - путти с гирляндами и элементы архитектуры (киноварно-красная башня, написанная с соблюдением правил античной перспективы, близкая к той, что представлена на т. н. своде Отцов Церкви в Верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи, и витая колонна с коринфской капителью, напоминающая декорированную косматесками колонну, изображенную справа от «Сна Иакова» в Санта-Чечилия-ин-Трастевере; Strinati T. Aracoeli: gli affreschi ritrovati. Mil., 2004). В капелле работали неск. мастеров: образ Мадонны архаичен, близок к визант. традиции - лик исполнен мелким графичным мазком, уточнен четким контуром; лики Младенца, Христа, ангелов и святых почти натуралистичны - объемы моделированы мягко, живопись тонкослойная, трактовка образов близка к циклу в ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере ( Tomei. 2000). Органичное размещение объемных фигур в пространстве, лаконизм и очевидная монументальность языка указывают на влияние классического наследия.

http://pravenc.ru/text/1319748.html

Стоп-стоп, скажете вы, при чем здесь какая-то Турция? Ведь Санта-Клаус — северный житель. Неужели и он тоже приезжает туда позагорать и поплавать, когда закончит все свои дела и развезет все подарки? А оленей на это время ставит в гараж, наложив им в кормушки побольше сена, чтобы они не скучали? Конечно же, нет! Настоящему Санта-Клаусу не было никакой нужды специально ездить в Анталию. Потому что именно в этом жарком краю он родился и жил. Правда, было это очень давно — 1600 лет назад. Никаких оленей у него никогда не было. В Анталии люди в ту далекую пору возили грузы на могучих верблюдах и на маленьких работягах-осликах. А про ездовых оленей там никто даже и не слышал. И шубу Санта-Клаус никогда не надевал. Ну зачем нужна шуба в местности, где температура — плюс тридцать пять градусов в тени? Зато борода у него действительно была! И подарки по ночам он тайком подкидывал людям в дома. А имя «Санта-Клаус» в переводе на наш язык означает святой Николай. Или, как его еще называют, Николай Чудотворец. Это один из самых почитаемых святых в русском народе. Правда, хотя борода у него и имеется, но в остальном он совсем не похож на румяного толстяка Санту. Его иконы мы можем увидеть, зайдя в любой православный храм. На них изображен худощавый старец с добрым и немного печальным взглядом. Добрым — потому что святой Николай очень любил людей. А печальным — потому что слишком много видел вокруг себя людского горя. И каждому страдающему человеку старался помочь в его беде. Однажды, когда Николай был еще совсем молодым и служил священником в городе Патары, он внезапно получил очень большое наследство. Денег у него теперь было так много, что просто не сосчитать. Оставалось только купить себе на них богатый дом в центре города и зажить в нем припеваючи — одеваться в белоснежные шелковые одежды, есть изысканную еду с золотых подносов и запивать ее прохладным вином из запотевшего кувшина. Именно так жили богачи в Патарах. Но святой Николай каждый день встречал в храме людей, которые иногда не имели даже куска хлеба для дневного пропитания. В городе были целые кварталы, населенные бедняками и нищими. И Николай решил раздать свое имение тем, кто нуждался в помощи. Только избрал для этого очень необычный способ.

http://foma.ru/elki-na-potolke-i-vertepy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010