Будучи сотворенным по образу и подобию Божию, человек имеет уникальную потенциальную возможность обожения как приобщения нетварным энергиям Бога и превосхождения тварного бытия. При этом естество каждого рождающегося в этот мир человека находится в поврежденном, раскоординированном состоянии по причине первородного греха, передаваемого из рода в род и обуславливающего неверно направленное произволение. Открывая человеку его высокое призвание, богословие личности призывает не обманываться иллюзиями современных технических достижений, не страшиться их и не порабощаться ими засчет развития страстей, фантазий и предсказуемости поведения по страстям. В числе опасностей внедрения в жизнь сложных машин автор называет ослабление волевой составляющей человека, увеличение стремления к комфорту и власти, раннюю умственную деменцию, деактуализацию личностности, то есть потерю подлинных личностных свойств и высших смыслов бытия. В число опасностей внедрения искусственного интеллекта входят также угроза развития тоталитаризма и кастовости, вопросы использования роботов в сфере ухода за детьми и престарелыми и проблемы человеческого трудоустройства. Мы призваны дать адекватный ответ, как можно использовать высокие достижения научно-технического прогресса на пользу, а не во вред человечеству. Об авторе: Иером. Мефодий (Зинковский Станислав Анатольевич) – доктор богословия, кандидат технических наук, доцент кафедры теологии Русской христианской гуманитарной академии (191011, СПб., наб. р. Мойки, д. 15). E-mail: m.zink@yandex.ru Ссылка на статью: Мефодий (Зинковский) , иеромон. Православное богословие личности и проблематика искуственного интеллекта//Христианское чтение. 2020. . С. Hieromonk Methody (Zinkovskiy) Orthodox theology of person and problems artificial intelligence Abstract: The article is devoted to the modern problems of artificial intelligence in the context of theology of personality. The author examines the concept of the human mind in the Holy Scripture and the Holy fathers, and conducts a comparative analysis of the functions and capabilities of the human mind as the highest part of human nature, belonging to the human personality, and artificial intelligence as a characteristic phenomenon of modern scientific and technological progress.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

The dangers of implementing of AI also include the threat of totalitarianism and casteism, the problems of robots usage in the care of children and the elderly, human employment. We are called to give an adequate answer to how the high achievements of scientific and technological progress can be used for the benefit but not to the detriment of humanity. Keywords: artificial intelligence, humanity, technical and cultural progress, person, nature, the Holy Trinity, irreducibility of personality to nature, hypostasis, unity, brain, mind, consciousness, personal willing, passions, inner reality. About the author: Hieromonk Methody (Zinkovskiy Stanislav Anatoliyevich) – Doctor of Theology, candidate of technical Sciences, Associate Professor, Department of Theology of the Center for Academic Relations at the Russian Christian Humanitarian Academy (191011, St. Petersburg, Moika river embankment, 15) E-mail: m.zink@yandex.ru Article link: Methody (Zinkovskiy), hierom. Orthodox theology of person and problems artificial intelligence // Khristianskoye Chteniye, 2020, no., pp…. «Искусственный интеллект будет осуществлять желания людей, которые заложат в алгоритм свои намерения, а они не всегда оказываются благими. Искусственный интеллект будет нести всего лишь вспомогательную функцию», Илон Маск. Современная проблематика искусственного интеллекта Мы обращаемся к проблеме искусственого интеллекта, поскольку сейчас он очень быстро развивается и активно обсуждается в российском обществе, и под этим понятием кроется не какое-то однозначное явление, но много разного рода технологий и идеологий. Круг вопросов, возникающих в связи с искусственным интеллектом, охватывает области целого ряда наук, включая богословие и философию, а подход к этим вопросам в значительной мере определяется нашими мировоззренческими установками. Многие позитивно оценивают этот технологический прорыв, но в то же время высказывают опасения возможных негативных последствий. Профессор Татьяна Владимировна Черниговская, исследователь мозга, психолингвист и нейробиолог, в своих интервью высказывает серьезные опасения, что в результате развития науки искусственный интеллект когда-то может стать личностью, «выйти из-под контроля человека», самостоятельно «будет принимать решения» [Татьяна Черниговская, 2020] и даже формировать «свои планы, свои мотивы, свои цели» [Двадцать цитат, 2020]. Вероятно, она подразумевает большую схожесть этого искусственного мыслящего аппарата с человеком в его реакциях, принятии решений и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

4 декабря 2020 года на международной онлайн-конференции Artificial Intelligence Journey президент В.В. Путин сделал программное заявление о необходимости цифровизации всей нашей страны в ближайшие 10 лет: «В наступающее десятилетие нам предстоит провести цифровую трансформацию всей страны, всей России, повсеместно внедрить технологии искусственного интеллекта, анализа больших данных». Президент отметил, что цифровая трансформация в России затронет каждого человека и все уровни власти: «Наши планы повсеместного внедрения искусственного интеллекта, цифровой трансформации по глубине изменений во всех сферах аналогов не имеют. Они действительно затронут каждого человека, каждую семью, каждую отрасль экономики и социальной сферы, каждую организацию и каждый уровень власти, всю систему государственного управления». Кроме того, президент поручил в начале 2021 года внести на рассмотрение в правительство проект закона о доступе разработчиков искусственного интеллекта (далее – ИИ) к большим данным, в том числе находящимся в ведении госструктур. Несомненно, что происходящие процессы цифровизации нашей жизни нуждаются в осмыслении, чтобы те блага, которые видятся при их внедрении, были осмысленны не локально, а в контексте жизни человека и общества в целом. Плюсы и минусы цифровизации Поскольку у понятия «цифровизация» нет общепринятого определения, то предложим следующую трактовку: цифровизация – это способ обработки информации, в результате применения которого она представляется и передается в виде числовых значений для последующего их использования. В основании данного процесса лежит принцип создания цифровой картины-эквивалента для объектов окружающего мира в формате, подходящем для обработки информационно-коммуникационными технологиями. Другими словами, цифровизация информации об объекте – это создание цифрового виртуального двойника, что является необходимым условием для цифровой обработки любых процессов. Несомненно, что у процесса цифровизации есть положительные стороны, очевидные выгоды. Они проистекают из двух причин: высокой скорости обработки информации и легкой доступности информации.

http://bogoslov.ru/article/6191958

Гавриил Taken from Faber, In Festo Annuntiationis В. V., No. 9 «Circumstantiae Legationis angelicae’’, sect. 2 ’’Per quern facta?». 11. 1–2 cf Faber: «Per Gabrielem vero, quia idem Gabriel fuit, qui olim Danieli tempus Incamationis futurae exposuit, Dan. 9 11. 5–12 cf Faber: «Consonat huic negotio nomen Gabriel, quod Deum et hominem significat, (si Proclo Episcopo credimus) nuntiabat enim Deum futurum hominem.» 11. 13–18 cf Faber: «Secundum alios sonat: fortitu do D e i. Et hoc etiam apposite; est enim opus Incamationis, opus fortitudinis divinae. Quanta enim Dei fortitudine opus erat, ut Virgo pareret, immensus in utero Virginis conderetur, in duabus naturis una persona fieret, etc.» Гадание Taken from Faber, In Festo S. Andreae, No. 1 «Variae Conscientiae», Thema: «Veterum scriptis proditum est (Plutarchi et Valerii M. 1. 9. c. 12.) Homerum Poetam, quia aenigma a piscatoribus sibi propositum, solvere non poterat, stomacho et ira absumptum periisse. Aenigma erat hoc: Quaecunque cepimus, relinquimus, et quae non cepimus, gerimus. Nimirum vermiculos cud adhaerentes illi venabantur, et captos abiiciebant, non captos secum gerebant.» Published in Bylinin. Глава Taken from Faber, Dominica 10 Post Pentecosten, No. 4 «De variis orandi ritibus», sect. 2 «Cur caput nudemus viri»: «Itaque vir proprie im ago et gloria D ei est [ 1Cor. 11.7 ], mulier autem gloria viri. Cum ergo Dei gloria revelanda, hominis vero gloria occultanda sit, decet virum orare detecto, mulierem vero cooperto capite.» 11. 5–6 cf Faber: «Est enim vir non solum secundum intrinsecam rationem imaginis, quae consistit in intelligenda et libero arbitrio, Dei similis: sed etiam secundo extrinsecam, quae est independentia a creaturis seu absolutum super illas omnes dominium, ratione cuius est quasi Deus quidam terrestris dominans omnibus, eitam mulieri.» 11. 7–8 cf Faber: «Mulier vero etsi in ratione ilia intrinseca Dei imago est, non tarnen in hac extrinseca.» Глава медная глаголавшая Taken from Faber, In Festo S. Georgii, No. 2 «Quam sit periculosum relabi in peccatum», sect. 1 «Propter temeritatem»: «Referunt Guil. Paris, et Medina aliique, Albertum Magnum construxisse aliquando caput hominis aeneum, tanto artificio, ut articulate loqui videretur. Quod cum vidisset audissetque discipulus eius Thom, de Aquino, ratus subesse aliquid magici, arrepto malleo confregit. Id audiens Albertus, indoluisse et dixisse fertur: Pro quid fecisti? opus multorum annorum perdidisti. Quanto labore sudatur, ut ex peccatore fiat vir iustus? et hunc tarnen omnem laborem perdidit unicum peccatum.» Simeon has added some details of narrative, e.g. the breeze moving the head when Thomas opened the door (1. 11). Published in Buslaev and Bylinin.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Я согласен с буквой «A» и не согласен с «I» в слове «искусственный интеллект» (искусственный интеллект по-английски сокращенно AI от слов artificial – искусственный и intelligence – интеллект) . Фото: Fabrice Coffrini/AFP/Getty Images Что вы думаете о компьютерах? Считаете ли их все еще актуальными сегодня, когда у всех есть смартфоны? Часть меня меняется очень быстро. Я хочу быть в курсе новых событий. Но я не переходил на использование смартфона. Дома я не использую телефон для отправки электронных писем или набора текста. Мне нравится компьютер с большим экраном. Я добираюсь до отеля и использую свой ноутбук. Иногда приложения ограничиваются небольшим экраном, и многие вещи, такие как социальные сети, почта, текстовые сообщения, – вы можете сделать даже на часах, вам даже не надо носить телефон. Мне нравятся такие упрощения. Но компьютер – это сердце моей жизни. Какое будущее у смартфонов? Я думаю, они останутся такими же, как сейчас. Мое мнение основано на развитии автомобилей. Машины не изменились за последние 100 лет – это все еще контейнер на колесах для перевозки людей. Смартфоны не встроятся в ваш мозг. По материалам The Economic Times Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 марта, 2017 2 августа, 2017 3 августа, 2017 2 апреля, 2024 22 марта, 2024 17 марта, 2024 10 марта, 2024 6 марта, 2024 29 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/mashina-ne-mozhet-sest...

1202 Ep. 58.10: Lactantius... utinam tam nostra confirmare potuisset, quam facile aliena destruxit. 1203 incredibilis enim vis eloquentiae et argumentandi disserendique subtilitas quemvis facile deceperit: quos partim nostris armis partim vero ex ipsorum inter se concertatione sumptis revincemus. 1204 Et quam multa alia de Deo nostris similia locutus est: quae nunc differo, quod aliis locis opportuniora sunt. Nunc satis est demonstrare, summo ingenio viros attigisse veritatem, ac pene tenuisse; nisi eos retrorsum infatuata pravis opinionibus consuetudo rapuisset, qua et deos alios esse opinabantur. 1205 Veniamus ad auctores; et eos ipsos ad veri probationem testes citemus, quibus contra nos uti solent, poetas dico ac philosophos. 1209 Интересно отметить, что Лактанций не отказывает в разумности и остальным животным, хотя у бессловесных разум служит инстинктивному стремлению к сохранению жизни, а у человека – к ее продолжению: Equidem sic arbitror, universis animalibus datam esse rationem, sed mutis tantummodo ad vitam tuendam, homini etiam ad propagandam. Кроме того, только человеку присущ превосходный разум, или мудрость, благодаря которой он может выходить за рамки феноменального мира и познавать самого Творца (Div. Inst.,lll.10). 1212 Sapientia enim facit, ut etiam Deum cognoscamus et per eam cognitionem immortalitatem assequamur; quod est summum bonum. 1215 Parens enim noster ille unus et solus, et cum fingeret hominem, id est animal intelligens et rationis capax, eum vero ex humo sublevatum ad contemplationem sui artificis erexit. Лактанций полагает, что именно на это указывает греческое слово νθρωπος «чело-век», то есть «тот, кто смотрит вверх» (sursum spectet, Div. Inst., II.1; Epit., 20.9). 1216 Quod planius argumentum proferri potest, et mundum hominis, et hominem sui causa Deum fecisse, quam quod ex omnibus animantibus solus ita formatus est, ut oculi ejus ad caelum directi, facies ad Deum spectans, vultus cum suo parente communis sit, ut videatur hominem Deus, quasi porrecta manu allevatum ex humo, ad contemplationem sui excitasse?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Список использованной литературы: 1.  Ao A, et al. Transcription of paternal Y-linked genes in the human zygote as early as the pronucleate stage//Zygote, 1994, Vol. 2, pp. 281–287 - DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S0967199400002100 2.  Aoki F., Worrad D.M., Schultz R.M. Regulation of Transcriptional Activity during the First and Second Cell Cycles in the Preimplantation Mouse Embryo. Developmental boiology, 1997, Vol. 181, pp. 296–307. 3.  Большая советская энциклопедия: В 30 т. – М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978. 4.  Bruce M.C. Human Embryology and Developmental Biology, 3rd ed. – Philadelphia: Mosby-Elsevier, 2004. 5.  Condic M.L. When Does Human Life Begin?//Westchester Institute for Ethics & the Human Person. White paper, 2009, Vol 1, no. 1. 6.  Daniels R, et al. Expression of the myotonin protein kinase gene in preimplantation human embryos//Hum. Mol. Genet, 1995, Vol. 4, no. 3, pp. 389-393. 7.  Daniels R. et al. XIST Expression in Human Oocytes and Preimplantation Embryos//American Journal of Human Genetics, 1997 July, Vol. 61, no. 1, pp. 33-39. 8.  De Paepe C. et al. Totipotency and lineage segregation in the human embryo//Mol. Hum. Reprod., 2014, Vol 20, no. 7. 9.  Духович В., свящ., Молчанов А.Ю. Начало жизни и внутриутробное развитие человека: от биологии к биоэтике. – М.: Лепта-книга, 2013. 10. An evolution theory linking matter, life and artificial intelligence. – Электронный ресурс:  http://www.hypercycle.nl/about_me.php . Дата обращения 20.10.16. 11.  Gerard J. The operator hypothesis. – Электронный ресурс:  . Дата обращения 20.10.16. 12.  Gerard J. Towards a Hierarchical Definition of Life, the Organism, and Death//Foundations of Science, 2010, No. 15, pp. 245–262 – Springer. DOI 10.1007/s10699-010-9177-8. 13. Гилберт С. Биология развития в трех томах. Пер. с англ. – М: Мир, 1993. 14. Гилберт С. Биология развития. Пер. с англ. – СПб: Изд. «Информ-Планета», 2010. 15.  Golderung J.M. The brain-life theory: towards a consistent biological definition of humaneness//Journal of Medical Ethics, 1985, No. 11, pp. 198-204 doi:10.1136/jme.11.4.198.

http://bogoslov.ru/article/5611866

Флю, наверное, самого знаменитого из живых атеистов-философов, участвовавшего в философски секции, предложив ему обсуждение с Гари Р. Хабермасом вопроса о воскресении Христа. Эта дискуссия была позднее опубликована, смотрите Terry L. Miethe, Editor, Gary R. Habermas, and Antony G. N. Flew, Did Jesus Rise From The Dead? The Resurrection Debate. San Francisco: Harper & Row, 1987, 190 pages. 220 William Paley, Natural Theology (1802), abridged ed. by F. Ferré (Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1963). 221 Смотрите Donald Burrill, The Cosmological Argument (New York: Doubleday & Co., 1967), pp. 165–170: Geisler, Philosophy of Religion, pp. 104–105. 226 Robert E. D. Clark, The Universe: Plan or Acident? (Philadelphia: Muhlenberg Press, and London: Paternoster Press, 1961): Geisler, Ibid., p. Ill 228 Henry Morris and Gary E.Parker, What is Creation Science? (San Diego: Creation-Life, 1982), pp.235ff. 232 Смотрите «Наука и божественное происхождение жизни» в The Intellectuals Speak Out About God, pp. 23–38. 233 Fred Hoyle, «The Universe: Past and Present Reflections», Engineering and Science (November 1981), pp. 8–12. 234 John Eccles в докладе, прочитанном на конференции под названием: «Artificial Intelligence and the Human Mind» в Ейльском университете, 1–3 марта 1986г. Смотрите также статью Вилла Дурбина младшего об этой конференции в Christianity Today (4 апреля 1986 г.), с.с. 48–49. 235 Смотрите «Modern Biology and the Turn to Belief in God», дисскуссия с сэром Джоном Екклес в The Intellectuals Speak Out About God, pp. 47–50. 236 У Стэнли Джаки много работ на тему «сотворенности», богословия и науки в целом. Смотрите Stanley L. Jaki, Cosmos and Creator (Edinburgh: Scottish Academic Press, 1981; Chicago: Regnery Gateway, 1982) и Angels, Apes and Men (La Salle, II.: Sherwood Sugden and Company, 1983). Смотрите также работу Jaki, «From Scientific Cosmology to a Created Universe», в The Intellectuals Speak Out About God, pp. 61–78, перепечатанную из The Irish Astronomical Journal 15 (March 1982), pp.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

The Wall Street Journal reports the findings of scientists that the virus has a sequence of genomes that is not found in nature. " In fact, in the entire class of coronaviruses, which includes CoV-2, there was no combination of CGG-CGG, which would arise naturally " , the article says ( см. ). Recall that earlier British and Norwegian scientists announced the possibility of an artificial origin of coronavirus. As they say on this occasion in Armenia: " My cross and I know its strength " . Apparently British and Norwegian scientists know exactly about the dark affairs of the Western secret services... ( see please ). In turn, US President Joe Biden emphasized that American intelligence does not yet have accurate data on the origin of the coronavirus, so he will not make statements. However, he initiated an investigation and instructed to inform him of the results within 90 days... And we will, without wasting time, continue our research. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 3. На 2. О медтехнтке вообще и не только о ней. И да, еще один инструмент - ИВЛ. При неправильно заданных параметрах человека легко отправить на тот свет, а настраивают эти параметры по каким-то протоколам фельдшеры, вместо пульмонологов, коих у нас осталось всего ничего. Осциллограф С 1-93, наш советский, 1990 год. Документация на 134 страницах. Оригинальный текст - русский. На скольких страницах может быть документация на современные мед.приборы? Каково качество перевода? Техучеба должна быть обязательной, наилучший вариант - при фирме-изготовителе. При наших-то условиях... )) 2. Постулаты Коха Если этот новый вирус никем не был выделен в соответствии с постулатами Коха (адаптированными к вирусам), то о чем мы вообще говорим? Сейчас для диагностики используется два неклассических инструмента: тесты ПЦР и КТ легких. ПЦР не предназначался для диагностики заболеваний, его результат критично зависит от количества циклов. Вместо КТ легких всегда искали в них характерные хрипы на слух, с учетом общей клинической картины состояния паниента. С этими двумя инструментами можно было вообще без вируса раздуть панику. И да, еще один инструмент - ИВЛ. При неправильно заданных параметрах человека легко отправить на тот свет, а настраивают эти параметры по каким-то протоколам фельдшеры, вместо пульмонологов, коих у нас осталось всего ничего.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/04/ko...

Ключевым вопросом взаимодействия, видимо, станет переопределение человеческого интеллекта, чтобы показать его разницу с искусственным, а далее — новые определения человека и человечности. В стратегии прямо определено, что именно от того, как будут разработаны этические правила, будет зависеть «формирование комплексной системы безопасности при создании, развитии, внедрении и использовании технологий искусственного интеллекта» [xiii] . Об этом же 9 ноября 2019 года говорил президент России на конференции Artificial Intelligence Journey в Москве: «Предлагаю профессиональному сообществу, компаниям подумать над формированием свода этических правил взаимодействия человека с искусственным интеллектом. Мы с вами должны обязательно помнить: нельзя изобретать технологии ради самих технологий, наша главная цель — это устойчивое гармоничное развитие, рост качества жизни и новые возможности для людей, для граждан. Безусловно, потому что человек является высшей ценностью. Из этого мы и будем исходить, из этого будет исходить и российское государство, надеюсь, и то профессиональное сообщество, которое занимается и будет заниматься этой важнейшей темой, в том числе и люди, которые собрались сегодня здесь» [xiv] .   Далее, в стратегии прописано, что необходимо создание площадки: «Для координации деятельности бизнес-сообщества и научных организаций по реализации настоящей Стратегии создается объединение, в которое входят представители организаций, осуществляющих деятельность по развитию и внедрению технологий искусственного интеллекта» [xv] . Одна из задач этого объединения — постоянная аналитическая и экспертная поддержка принятия решений по реализации стратегии. К тому же в рамках этой работы предусмотрено проведение различных исследований для прогнозирования именно социальных и этических аспектов использования искусственного интеллекта [xvi] . Таким образом, эта деятельность не только видится желательной, но под нее создаются рабочие форматы и определяются инструменты работы. Времени на раскачку практически нет — стратегия предусматривает уже через четыре года создание необходимых правовых условий, которые должны учитывать все этические аспекты, о которых говорилось выше, для достижения целей, решения задач и реализации предусмотренных мер [xvii] .  Итак, текст стратегии содержит достаточно оснований, чтобы считать его приглашением богословам к участию в развитии искусственного интеллекта в России.

http://bogoslov.ru/article/6021347

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010