Сознательность такого действия проявляется в том, что для проведения ЭКО приходится обходить естественные законы зачатия, которые направлены на снижение патологии, например селекция сперматозоидов на пути к яйцеклетке обеспечивает оплодотворение только генетически полноценной, а значит, здоровой мужской половой клеткой; отсутствие прохождения яйцеклетки при хроническом воспалительном процессе в половых путях женщины предотвращает риск гибели зачатых эмбрионов вследствие внутриутробной инфекции. Цит. по И. Е. Корнеева  А. В. Иванова  Н. В. Баркалина.Синдром гиперстимуляции яичников: профилактика, диагностика, лечение (обзор литературы)./Проблемы репродукции. 21004. – Электронный ресурс: дата обращения 14.04.14. См. Силуянова И. В. Этика врачевания. Современная медицина и православие. М:2001, с.24-25: «Своеобразие прикладного этического знания заключается в том, что идеальные регуляторы той или иной профессиональной деятельности практически всегда содержат определенное специфическое отступление об общепринятых моральных представлений. Профессиональная этика, как правило, оправдывает тот или иной вид «отклоняющегося поведения»». Так, на богословском портале РПЦ приводятся следующие данные: «В одной из последних обзорных научных публикаций, посвященных рассмотрению существующих вспомогательных репродуктивных технологий и тенденций их развития с «ярким» названием «От экстракорпорального оплодотворения до бессмертия» (From IVF to Immortality), изданной Oxford University Press в 2007 г., одна из глав – «Искусственные материнские утробы» (Artificial wombs) – посвящена рассмотрению перспектив по их созданию и возможной сфере их применения. И эти перспективы представляются авторам этого издания совсем не далекими, особенно учитывая их потенциальную востребованность в условиях прогрессирующей феминизации общества и сдвига общественного сознания в сторону однополых браков». –  Аксенов И., протоиерей. Образ Божий в человеке и современные вспомогательные репродуктивные технологии./Электронный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/1584651.html Дата обращения 15.04.14.

http://bogoslov.ru/article/4007414

«Заметь, — говорит Экхарт , — что эти воды (находящиеся над твердью) наиболее совершенным и наиболее подобающим образом благословляют Слово Божие, ибо в Нем они не престают благословлять и славословить в молчании, без внешнего слова и превыше времени, Слово, Которое пребывает в Уме Отца, в безмолвии, Слово без слова или, вернее, превыше всего, что есть слово». Потенциальное бытие всех вещей в божественном Слове обладает благородством в силу того факта, что Само Слово существует в Уме Отчем, где пребывает «в безмолвии», не исходя вовне как действенная Причина тварных бытий. Это безмолвное Слово, «Слово без слова», превысшее всякого высказывания, содержащее в себе все творческие слова, все fiat [да будет], вечные принципы или идеи тварей, также пребывает таким образом, если не потенциально, то по крайней мере внутренне, в безмолвии Отчего Ума. Хотя Оно исходит от Отца, Слово тем не менее остается в Божественном Уме как «основание», согласно которому Отец Его рождает. Мейстер Экхарт напоминает в этой связи, что греческое слово logoj означает по–латыни не только verbum [слово], но также и ratio [разум] . Пример archa in mente artificis [арки в уме строителя] может быть, таким образом, применен также в известном смысле к Слову Божию, хотя esse secundum [вторичное, обусловленное бытие], которое получают твари, остается Ему чуждым до Воплощения. Действительно, Сын, или Слово, остается Единым со Отцем, или Началом, Которому Он по сущности тождествен: Он apud Deum [у Бога], а не sub Deo [под Богом]. Напротив, твари, «аналогические бытия», будучи раз созданы, наделены внешним бытием и уже не соприродны Началу: они ниже Его, они «нисходят» от Того, Кто их творит, чтобы быть sub principio, non apud ipsum [под началом, не у Него] . Несмотря на это различение между рождением, которое не переходит в небытие (non transit in non esse) , и творением, которое есть сошествие primum esse [первого бытия], — исхождение Слова и исхождение твари от Единого Начала, где оба существуют как «основание» их изведения, оказываются настолько сближенными в доктрине Мейстера Экхарта, что ему предъявлялось обвинение в учении о вечности творения   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Вчера с Льяной в Нью-Йорке. Покупки. Детское чувство свободы и праздника. Четверг, 28 марта 1974 «Complication verbale, artificielle, singularite premeditee et appliquee, fausse profondeur, pure alienation intellectuelle» 197 . Эти слова Leautaud, написанные им в 1949 г. (J.L. 18, 11), можно было бы отнести, в еще большей мере, ко всему тону современной культуры. Думаю это по прочтении двух номеров Express " a. Голый король!.. Etat de reverie. Этому французскому выражению нет настоящего русского перевода, выражения, которое бы соответствовало ему полностью. Не «мечтательность» и не «мечтание». Думал сегодня: «греховно» ли оно, хорошо – то есть состояние reverie – или же нет? Ибо мне ясно, что это мое излюбленное состояние: полураздумье, полусозерцание. Погружаюсь я в него чрезвычайно легко и при каждом удобном случае, отрываюсь от него – всегда с трудом и усилием. Сегодня рано утром – Мариино Стояние. Вчера вечером Преждеосвященная, которую служил архиепископ Иаков, в сослужении со мной и о. Иоанном Мейендорфом . Достигать полного и настоящего, а не показного, равнодушия к тому, что о тебе говорят. Раньше я был очень чувствительным к этому: меня угнетало непонимание, несправедливость, вражда – всегда, по моему убеждению, незаслуженная. Но я с радостью убеждаюсь в том, что освобождаюсь от этой чувствительности. Особой заслуги нет: тут, как и всюду, привычка. К этому приучает Сам Бог . В эти дни умирает Аркадий Борман, поливавший меня грязью все эти годы. Ни малейшего чувства враждебности. Только жалость ко всей этой «passion inutile» 198 . Один за другим – лучезарные, холодные дни. И вот уже завтра: «Радуйся егоже радость возсияет: радуйся, заре таинственного дня…» С детства – любимейший день. Суббота, 30 марта 1974 Весь день вчера – снежная буря. Весь день – дома, «bien au chaud» 199 , как говорит Мегре. Вечером – акафист, порыв радостного любования, бескорыстной хвалы. По телевизии – приезд в Цюрих семьи Солженицына, он, несущий на руках своих мальчиков. Виденье чего-то простого, вечного, светлого: той жизни, которую калечит, извращает и демонически разрушает суета и злоба «мира сего». Но «всуе мятутся земнороднии…» Только это и живет и пребывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Таким образом, при всем разнообразии вспомогательных репродуктивных технологий, которое обусловлено различными патологиями, препятствующими естественному зачатию, а также исследовательскими и экспериментальными целями, их можно разделить на три главных группы: Искусственное интракорпоральное оплодотворение (от лат. intra – внутри и лат. corpus – тело) заключается в искусственном введении мужского семени в детородные органы женщины с целью зачатия и в русском языке традиционно обозначается термином «искусственная инсеминация» (ИИ); на английском – аббревиатурой AI (Artificial Insemination). Экстракорпоральное оплодотворение (от лат. extra – вне и лат. corpus – тело) представляет собой оплодотворение женской яйцеклетки мужским семенем вне тела и в русскоязычных источниках обычно обозначается сокращённым термином ЭКО или синонимом «оплодотворение in vitro»; в английском языке обозначается аббревиатурой IVF (In Vitro Fertilisation). Клонирование (англ. cloning от др.-греч. κλν – веточка, побег, отпрыск) в общем значении этого слова означает точное воспроизведение какого-либо объекта любое требуемое количество раз. В процессе клонирования из яйцеклетки реципиента изымаются 23 хромосомы. Сходным образом ДНК, содержащая 46 хромосом, изымается из избранной клетки взрослого организма. Эти 46 хромосом помещаются в лишённую ядра яйцеклетку. В результате яйцеклетка будет содержать 46 хромосом клетки взрослого организма и, используя закодированную в ДНК информацию, создаст клон донора. Таким образом, при воспроизводстве методом клонирования мужские половые клетки не принимают никакого участия. Таким же образом, видимо, мыслится и воспроизводство в случае успешного создания искусственного генома «человека». 10 мая 2016 года в Гарвардском университете (США) на эту тему прошло совещание. 130 человек – ученые, предприниматели и высокопоставленные должностные лица – провели собрание для узкого круга приглашенных, чтобы обсудить амбициозный план по созданию синтетического человеческого генома. Американский научный обозреватель издания «The New York Times» Эндрю Поллак пишет, что «первоначально встреча называлась " HGP2: проект синтеза генома человека " , и, хотя в дальнейшем она была переименована на " Испытание крупных синтетических геномов в клетках " , по данным журналиста, речь на совещании планировалось вести именно о создании полноценного синтетического генома " с нуля " . Более того, в приглашении упоминалось, что достигнуть этого специалисты хотели бы уже через десять лет» .

http://bogoslov.ru/article/5177328

379 De gen. ad litt. lib. imperf. IV, 16. Migne, t.34, c.226: Дух Святой носился над бесформенной материей sicut superfertur voluntas artificis ligno, vel cuique rei subjectae ad operandum:…non invenimus evidentiorem similitudinem et propinquiorem rei, de qua loquimur, in iis rebus quae ab hominibus quomodocumque capi possunt. 381 De Trin. Ill, IX, 16, c. 877–878: В своей внутренней сущности, или по своей основе, originaliter ас primordialiter in quadam textura elementorum cuncta jam creata sunt; sed acceptis opportunitatibus prodeunt. Nam sicut matres gravidae sunt fetibus, sic ipse mundus gravidus est causis nascentium: quae in illo non creantur, nisi ab ilia summa essentia, ubi nec oritur, nec moritur aliquid, nec incipit esse, nec desinit. Ill, VIII, 4, c. 876–877: creationem rerum visibilium Deus interius operatur; exteriores vero operationes ita rerum naturae adhibet in qua creat omnia, quemadmodum terrae agriculturam. Tract, in Ev. Ioann. II, 10: Deus – mundo infusus fabricat, ubique positus fabricat, et non recedit aliquo, non extrinsecus quasi versat molem quam fabricat. 382 Enchir. С, 26, с. 279:…ut miro et ineffabili modo non fiat praeter ejus voluntatem, quod etiam contra ejus fit voluntatem. Quia non fieret, si non sineret: nec utique nolens sinit, sed volens; nec sineret bonus fieri male, nisi omnipotens et de malo facere posset bene. 383 Enchir. XCVI, 24, c. 276: Quamvis ergo ea quae mala sunt in quantum mala sunt, non sint bona; tamen ut non solum bona, sed etiam sint et mala, bonum est. 385 Confess. VIII, IX, 21: Unde hoc monstrum? et quare istud? Imperat, inquam (animus), ut velit, qui non imperaret nisi vellet, et non fit quod imperat. Sed non ex toto vult; non ergo ex toto imperat. Cp. Hamack, III, 104–105. 387 De civ. Dei, XII, 7: Nemo igitur quaerat efficientem causam malae voluntatis; non enim est efficiens, sed deficiens, quia nec ilia effectio sed defectio etc. Tract, in Ev. Ioann. I, 1,13: Peccatum nihil est, et nihil fiunt homines cum peccant. Но, с другой стороны, грех есть actus (De perf. just. 2,4), pravus liberae voluntatis assensus (De gen. ad litt. III, 1,3). De civ. Dei, XIV, 13: Nec sic defecit homo, ut omnino nihil esset, sed ut inclinatus ad se ipsum minus esset, quam erat, cum ei qui summe est inhaere-bat. Relicto itaque Deo, esse in semetipso, hoc est sibi placere, non jam nihil est, sed nihilo propinquare. Cont-a Secund. Manich. 15: minus valere incipit. Gangauf. Metaph. Psych. 394–398, An mm.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Op. cit. S. 40—52.    Беседы на разные случаи, в рус. пер. Т. I. С. 339.    Ibid. С. 343.    Беседы на разные случаи. Т. I. С. 340—341.    Zahn. Op. cit. S. 36—40; Wieseler. Op. cit. S. 119.    Aube. Op. cit. P. 246.    Хотя, нужно сознаться, встречались исключения из этого правила, на них указывают Wieseler. Op. cit. S. 133 (Anmerk, 11), Zahn. Op. cit. S. 64, но это встречалось слишком редко.    Такую ссылку на Дигесты делает Крауз, автор статьи о мученичестве св. Игнатия, помещенной в одном немецком журнале. См.: Wieseler. Op. cit. S. 122.    А Игнатий пострадал именно в 107 году.    Budinger. Op. cit. S. 106.    Вышеуказанный закон в подлиннике читается так: «Ad bestias damnatos favore populi praeses dimittere non debet. Sed si ejus roboris vel artificii sint, ut digne populo romano exhiberi possint, principem consulere debet». Затем в законе приставлено: «ex provincia autem in provinciam transduci damnatos sine permissu principis non licere divus Severus et Antoninus (Caracalla) rescripserunt» (y Wieseler " a — S. 122). To есть: «Из одной же провинции в другую (но не в Рим. — А.Л.) переправлять осужденных (на казнь зверями) без разрешения императора нельзя, так предписали Север и Антонин». Из этих прибавочных слов указа видно, что до этого времени с осужденными на казнь проконсулы обращались еще проще: они не только переправляли их в Рим для зрелищ амфитеатра (что требуется и законом Севера и Каракаллы), но и из одного провинциального города в другой для той же цели. Значит, во времена Игнатия, в начале II века, переправление осужденных ad bestias христиан в Рим могло случиться очень легко.    После царствования Траяна проходит целое полустолетие, в которое мы не встречаем новых законодательных мер против христиан и христианства. Лишь царствование знаменитого философа-императора Марка Аврелия (161 — 180 гг.) повторило собою в этом отношении царствование Траяна. Это было во второй половине II века. Марк Аврелий — философ-стоик, и гонение на христиан с первого раза представляется каким-то странным сочетанием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Едва ли ми ошибемся, что славянская кормчая употребляя такое выражение разумеет не иное что, как то, что теперь разумеют под именем ремесла, рукоделия и т. д., ибо ни торговля, ни земледелие не назывались же художеством: слово это, кажется, точно соответствуете слову: artificiolum, употребленному, как мы знаем, на одном из карфагенских соборов. Если-бы история церкви сохранила для нас и большее количество данных но вопросу о труде физическом в отношении к пастырям, то и тогда было бы излишне умножать количество фактов, уже приведенных по этому вопросу: ибо ужели же можно будет еще думать, если только не фантазировать будто только священника может унижать труд физический, когда, по мысли церкви, этот труд не унижаете никакого человека и когда мы видим как взирали на этот труд светила церкви, и когда знаем, каким скромным занятиям в обширной области физического труда отдавали свое свободное время величайшее из пастырей? Кажется, на всякое недоумение в области этого вопроса за долго до настоящего времени христианским преданием уже дань решающий ответ, и оставалось бы сказать вместе со св. Василием Великим : «благодари Того, Кто дал силу рук на дела, и мудрость ума на приобретения знания, Кто дал вещество, из которого сделаны орудия, и которое обделывается тем искусством, каким случилось нам заниматься, и моли направить дело рук наших к цели благоугождения Богу». (Твор. ч. V. 178). Нельзя, впрочем, не признать, что и в русской литературе по вопросам пастырского быта встречаются мнения, что физический труд в жизни священника составляете элементе полезный не в одном материальном, но и в нравственно-служебном отношении. Чем меньше священник будет избегать этого труда, тем лучше: «чем меньше имеет у себя прислуги священник, рассуждает один из священников, тем лучше (речь идет главными образом о сельских священниках), потому что в таком случай он будет примером христианской простоты и трудолюбия для прихожан». (Письма по паст. богослов, прот. Е. Попова ч. III, 58–60). Некоторые роды сельско-хозяйственных занятий по рассуждению того же автора – самые приличные для священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

Archive Statement of Patriarch Kirill of Moscow and All Russia in view of the escalation of the Armenian-Azerbaijani conflict 23 July 2020 year 21:28 On 23 rd  July 2020, the Primate of the Russian Orthodox Church issued a statement, calling both sides of the conflict to enter into dialogue. On 12 th  July 2020, an armed confrontation on the Armenian-Azerbaijani border has broken out again, causing human casualties on both sides. The conflict between the peoples which for many centuries have lived side by side has been going on for 33 years now. Since 1989 I have been engaged in the work aimed at seeking peaceful ways to resolve this conflict. I take hard its every escalation. 25 years ago, on 13th June 1995, the first trilateral meeting between the religions leaders of Azerbaijan, Armenia and Russia, initiated by the Russian Orthodox Church, took place at St. Daniel’s Monastery in Moscow. As the result of that meeting, a joint statement was adopted, which emphasized that the Armenian-Azerbaijani conflict had no religious grounds. It is particularly important to remember today, when attempts are being made to artificially bring a religious factor into interethnic conflicts in order to aggravate the confrontation. On 8th September 2017, in Moscow, our countries’ spiritual leaders adopted yet another joint declaration, noting that the Armenian and the Azerbaijani peoples will always live side by side, therefore, they have no other prospect but peace and cooperation. Today the Russian Orthodox Church calls upon both sides of the conflict to enter into dialogue. The religious communities of Armenia and Azerbaijan have experience of building up such dialogue, which is much needed now. My appeal is to stand up against those forces that benefit from the increasing tension in the Caucasus. A new war in the Caucasus will inevitably attract different kinds of terrorists and extremists who will deprive the region of peace and tranquillity for a long time. The decades-long peace-making activities of the Russian Orthodox Church in settling the Karabakh conflict within the framework of trilateral dialogues allow me to appeal to the religious leaders of Azerbaijan and Armenia. Dear brothers, I ask you to preserve the achievements that we managed to solidify during our fraternal meetings. The Russian Orthodox Church is ardently praying for the soonest cessation of the conflict. We hope that the peoples of Armenia and Azerbaijan, fraternal to us, will find strength and wisdom to put an end to the enmity, to de-escalate the distrust and to achieve mutually acceptable solutions to the divisive problems. +KIRILL PATRIARCH OF MOSCOW AND RUSSIA Календарь ← 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5668078...

Archive Metropolitan Hilarion of Volokolamsk visited Hungary 3 June 2022 year 13:28 On June 1-3, 2022, Metropolitan Hilarion of Volokolamsk, Chairman of the Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate, with a blessing of His Holiness Kirill, Patriarch of Moscow and All Russia, visited Hungary. On June 2, the DECR Chairman met with Cardinal Péter Erd, Archbishop of Esztergom–Budapest. In their talk, they dealt with a wide range of issues concerning the cooperation between the Russian Orthodox Church and the Roman Catholic Church at the present stage. After the conversation, Metropolitan Hilarion present the cardinal with the Hungarian version of his book Catechesis. In his turn, the head of the Archdiocese of Esztergom–Budapest presented his guest from the Russian Orthodox Church with the papers of the 52nd Eucharistic Congress of the Catholic Church, which took place in 2021 and at which the DECR Chairman presented a paper on the Orthodox understanding of the Eucharist. On the same day, Metropolitan Hilarion met with the Deputy Prime Minister of the Hungarian government, Mr. Zsolt Semjén. The DECR Chairman expressed gratitude to Hungary on behalf of the Russian Orthodox Church for the country’s firm position on the inadmissibility of including His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia in the EU sanction list. As Metropolitan Hilarion stressed, in an epoch of political crisis, the voice of the Church should not be artificially supressed. They discussed a number of issue of mutual concern. On the same day, the Extraordinary and Plenipotentiary Ambassador of the Russian Federation, E. A. Stanislavov gave a dinner in honour of the Chairman of the Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate. Present at the dinner were Rev. Svyatoslav Bulakh, secretary of the Moscow Patriarchate Diocese of Hungary, and V. Li, an aide to the DECR chairman. Accompanied by Father Svyatoslav Bulakh, Metropolitan Hilarion visited the Cathedral of the Dormition in Budapest to see the progress made in the remedial and restoration work carried out with the support of the Hungarian Government. DECR Communication Service /Patriarchia.ru Календарь ← 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5933642...

Archive Representative of World Russian People’s Council speaks at UN Human Rights Council on violation of religious freedom in Ukraine 19 March 2019 year 11:13 During the debates in the United Nations Human Rights Council, Archpriest Mikhail Gundayev, representative of the World Russian People’s Council (WRPC) in Geneva, spoke on the violation of believers’ rights and religious freedom in Ukraine. As Fr. Mikhail emphasized, the WRPC expresses its deep concern over the gross interference of the Ukrainian state authorities in the internal life of the Ukrainian Orthodox Church. The speaker noted that the so-called “Orthodox church of Ukraine” was artificially created in December 2018 by merging the religious organizations, unrecognized in the Orthodox world. Later, on December 21, the Verkhovna Rada of Ukraine, acting in the OCU interests, adopted the discriminatory bill No. 5309, aimed at depriving the historical Ukrainian Orthodox Church of its legal name because its governing bodies are allegedly located in Russia. As Archpriest Mikhail Gundayev pointed out, the canonical Ukrainian Orthodox Church is a fully independent institution, united with the Moscow Patriarchate by the historical and spiritual ties only. It is the Church of the Ukrainian people, registered in accordance with the legislation of Ukraine, and its centre is located in Kiev. Although the bill No. 5309 adopted by the Verkhovna Rada does not mention the Ukrainian Orthodox Church, Ukraine’s Ministry of Culture, which is in charge of relationships with the local religious associations, already publically stated an intention to apply this law to the Ukrainian Orthodox Church. The WRPC representative emphasized that this law violates the right to the freedom of religion and discriminates against millions of citizens of Ukraine belonging to the canonical Ukrainian Orthodox Church. Besides, it runs counter to the constitution of the country, the Universal Declaration of Human Rights and the International Covenant on Civil and Political Rights, the WRPC website reports. DECR Communication Service /Patriarchia.ru Календарь ← 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5396530...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010