Езд. 8:20 ) людей, – от них, несмотря на то, что они, как враги, суть противящиеся Ему, так что остается обитающим только Он – Иегова, не имея противников». А отсюда легко устанавливается и пророчественное значение стиха в смысле Апостола. Как Бог, являвшийся и действовавший в Ветхом Завете, Христос означенными Своими действиями уже предуказывал грядущее Свое восхождение не на Сион – прообраз истинного, а превыше всех небес, да исполнить всяческая ( Еф. 4:10; 9:8  в смысле Псал. 7:8 ) через вознесение с плотью. А это событие (вознесения) для христиан, (к которым писал Апостол), предполагало предшествовавшее тому событие схождения Его в преисподняя земли, на которое пророчество указано в словах: «пленил плен». Ибо Христос, сошедши в преисподняя земли, «сокрушил вереи вечные, содержавшие узников» (Ирмос 6 песни канона на Пасху, сн. 1Пет. 3:19 ) исконного Своего врага –диавола, восторжествовав над его областью – областью смерти ( Евр. 2:14 ) и, «пленивши ад, неискусився от него» (Тропарь воскресен. 6-го гласа срав. 3-й тропарь 9-й песни канона на Великую Субботу и др., срав. бл. Феодорита на Еф. 4:8  и дал. стр. 435, – св. Златоуста на тоже место и др.), одних из пленников «совоскресил с Собою» (кондак 5-го гласа) для вечной жизни, посвятив их Себе на служение. Это – усопшие святые, воставшие, когда весь ад ужаснулся при встрече с Ним по смерти Его (срав. Мф. 27:51–53 и кондак воскресен 2-го гласа), – семя спасения с раскаявшимся Адамом во главе своей (срав. Богородичен 4-го гласа, кондак 8-го гласа и мн. др. также «Простр. Катехиз.» чл. 3 на вопрос: «Оставалась ли по падении для человеков какая-либо надежда спасения?»). Другие же, хотя конечно вместе со всем адом, также почувствовали присутствие сошедшего туда Победителя смерти, однако же, как семя погибели, предуведенное от вечности (срав. Иоан. 17:12 ), и осталось таковым, но только уже не в качестве пленников диавола, а – сопленников его у Победителя смерти (сн. Мф. 25:41; Иуды ст. 6, 13 и др.). Итак, бывшие прежде явления Христа в мир вообще врагами Его (срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Славословие, которое поется, есть молитвословие торжественное. Уставом положено петь его в праздничные дни в году: 1) В дни Недельные (воскресные). 2) В дни седмичные, если в них случится празднование с бдением, полиелеем, великим славословием, и если эти праздники случатся между Неделею ап. Фомы и сырной седмицей, т. е. не в Великий пост. 3) В дни отдания праздников. 4) С сырной седмицы до Недели ап. Фомы, в следующие седмичные дни: а) в субботы – сырную, пятой седмицы Великого поста, субботу Лазаря и страстную субботу; б) в понедельник, вторник и четверток сырной седмицы, если в них случится праздник Сретения Господня (2-го февраля) и день храма (Тип., храм гл. 27). Но если в понедельник, вторник, четверток сырной седмицы случится празднование святому с бдением, полиелеем (например 30-го янв., 24-го февр.), также – если во вторник и четверток сырной седмицы будет отдание праздника Сретения. то не поется великое славословие. В среду и пяток сырные, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, δ-й, 6-й и страстной седмицы Великого поста – какое бы празднование ни случилось – великое славословие не поется. И в величайший из праздников, в Пасху и пасхальную седмицу, по Уставу, не полагается пения великого славословия, подобно тому, как тогда не читается псалом: «Помилуй мя, Боже». Когда поется великое славословие, тогда, после пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», – как бы для утверждения надежды на милость Господа, поется тропарь праздника однажды. В Неделю (воскресение), хотя бы случился святой с бдением или праздник храма святому, поется тропарь воскресен точию (Тип., гл. 3; храм. 52 глава), равно если случатся в Неделю (воскресение) предпразднство или попразднство, отдание праздника и двунадесятый праздник Богородицы – поется тропарь воскресен (Тип., послед. 8-го сент., аще в Неделю и др.). Но в праздник Господень (напр., 6-го авг.) поется тропарь праздника. В крестопоклонную Неделю (воскресение), по выносе креста, поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Аще ли есть другий святый, и тропарь ему прилучится, глаголем тропарь и другаго святаго. Таже кондак воскресен и храма. Слава:  кондак дневнаго святаго. И ныне:  Богородицы храма. Аще ли храма Богородицы несть: Слава:  кондак рядоваго святаго. И ныне:  Предстательство христиан: Прокимен, апостол, аллилуия, Евангелие, и причастен, прежде воскресен, и потом святаго. [Смотри]  Подобает ведати: яко стихология, сиречь кафисма, в неделю вечера никогдаже бывает. Такожде и на господския праздники, и великих святых, или в храме святаго, или святыя: яве яко в нихже бывают бдения. егда же прилучится бдение, кроме субботы вечера, стихологисуем: Блажен муж 1-й антифон. В субботу же вечера стихологисуем всю кафисму: Блажен муж. Идеже всенощныя не бывают Вестно же буди, яко в малых обителех и соборных и приходских храмех, во дни недельныя, идеже всенощныя не бывают, или настоятель не изволит, поется вечерня великая, такожде и утреня во свое время сице: В субботу вечера , по отпусте 9-го часа, входит в церковь предстоятель и чредный священник, и вси. Емляй же священник благословение от предстоятеля, отходит пред царская врата, и творит поклонения три. Взем же и епитрахилий, и благословив и, и целовав верх, идеже есть крест начертан: и возложив на выю свою глаголет: Благословен Бог наш: отверзаяй и внутреннюю завесу сущую тафтою, или иным видом устроенную. Предстоятель же глаголет: Приидите поклонимся: и предначинательный псалом. Аще же предстоятеля не случится тамо, глаголет ин от старейших священников. Священник же чредный стоит пред царскими вратами, глаголя тайно молитвы светильничныя, стоя непокровен. Глаголет же и ектению, и возглас подобне, и прочее вечерни все поем, якоже предписася во бдении великия вечерни: точию зде по ектении: Исполним вечернюю молитву нашу: поем на стиховне стихиры воскресны, и по исполнении их глаголет предстоятель: Ныне отпущаеши: Чтец глаголет: Трисвятое: и прочая. Священник, возглас: Яко Твое есть Царство: внутрь святаго олтаря. И чтец отпустительныя тропари по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чин на трапезе над коливом и за приливок сопровождается замечанием: «вместо сего чина поется ныне лития». Глава 31 о молебне: «сий чии молебна положен в часословах, а о потребах различных в требниках». Статья осталась неправленной, и в уставе 1682 г. исключена. Устав по месяцеслову подвергся сильному исправлению, относительно состава памятей и выбора тропарей и кондаков. Какими пособиями руководились при обработке этой части устава справщики, видно из следующего замечания, записанного на нижнем краю первого листа: «по указу святейшего патриарха со архиереи велено последовати во всем греческим уставом и минеом и словенским правленым часословом и трефолою львовскому и словенским уставом харатейным и филаретову во именах и тропарях и кондаках непременно». Но, как видно из заметок на полях, главным образом соображались с минеями и уставом греческими. Так, против кондака индикту «в вышних живый Христе царю» замечено на поле: «сего кондака в греческих переводех несть». Против кондака преп. Феоктисту (3 сент.): «в греческих и харатейных минеях сего кондака несть». Сентября 4 зачёркнута память «иже с ним (Вавилой) триех младенцев и другого священномученика Вавилы в Никомидии бывшего учителя и сущих под ним младенцев св. мученик Ермиона и Евтиха по плоти братий свят апостолу Филиппу». На поле: «в греч. пророку (т.е. Моисею), подоб. яко добля» и «в бури безплот.» Тропарь пророку: «на высоту добродетелей» также зачёркнут с отметкой: «в греч. пророка твоего». На поле: «в греческом несть». 5-го зачёркнуто убиение благоверного князя Глеба, 7-го – память Иоанна Новгородского. Но далее ему положена служба со следующим замечанием: «совершается бдение идеже лежат мощи его и идеже храм его; в прочих храмех новгородских предел пети полиелей. Определися сице соборне». В статье, как править службу в праздник рождества Богородицы, если он случится в неделю, зачёркнуто замечание о чтении воскресного евангелия после великого славословия. Эта замечательная подробность древне-церковной службы, исчезнувшая из теперешнего нашего устава, представляется в уставе 1641 года таким образом: «после славословия, поющим «св. Боже», глаголет поп «премудрость», мы же входное, тропарь воскресен... таже прокимен воскресен гласу и евангелие воскресно». В правленом экземпляре всё это зачёркнуто. Итак, с устава 1682 г. был отменён обычай читать на праздничной утрене, если она приходилась в воскресенье, два евангелия: праздничное и воскресное. В новом греческом типике этот обычай удержан (о входе и чтении евангелия после великого славословия см. о песненном последовании).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

По малом входе тропари: воскресен 1-жды, храма Богородицы или святого 1-жды, слава – рядового святого 1-жды. Кондаки воскресни 1-жды, храма святого, слава – рядового святого, и ныне – храма Богородицы; а если храм святого, то на и ныне – Предстательство христиан (тропарь и кондак храму Господню в воскресные дни не поются). В храме Господнем кондак воскресен читается после и «ныне». Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен сперва воскресны, потом – святого, если указаны в минее. Изъяснение воскресного Богослужения Молитвословия песнопения и священнодействия воскресного Богослужения направлены к прославленно Св. Троицы и особенно к утверждение веры в воскресение Христово и воспоминанию обстоятельств, сопровождавших его. Так на воскресной полунощнице св. Церковь побуждает нас славословить Пресв. Троицу и воскресшего тридневно Христа жизнодавца в каноне Пресв. Троице, троичных величаниях и молитве Пресвятой Троице: Всемогущая и животворящая. На утрени – пепие тропарей: Ангелский собор и каждение в это время храма напоминает жен мироносиц, которые с ароматами приходили ко гробу Спасителя и возвестили Апостолам о воскресении Христовом. В степенных антифонах выражается скорбная молитва к Богу души, страждущей от грехов и воздыхающей о небесном отечестве своем; в них, как бы по степеням, возвышается дух верующего к высоте божественной. В Евангелии, читаемом после сего, излагается благовестие о воскресши Христовом. Изнесение Евангелия из алтаря на средину храма для поклонения ему и лобызания изображает явление Господа Иисуса Христа по воскресении Своем ученикам и другим верным. В следующих затем песнопениях: в каноне воскресном из октоиха и стихирах прославляется воскресение Господа, Его крестная смерть и сошествие во ад, как победителя ада и смерти. На литургии воскресение Господа воспоминается в поемых на малом входе тропарях и кондаках воскресных и на блаженных. 64 См. о них выше в словаре. Если в воскресенье случится Владычний праздник, то поется степенна 4-го гласа: от юности моея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В те дни явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.    Ин 21:1–14 Таже, Воскресение Христово:  псалом 50: И прочее, обычно. Затем: Воскресение Христово:  Псалом 50. Целование Евангелия.  Слава:  По молитвам Апостолов:  И ныне:  По молитвам Богородицы:  Затем стихира: Воскрес Иисус из гроба,/как предсказал,/даровав нам жизнь вечную/и великую милость.  И молитва: Спаси, Боже, народ Твой: Канон воскресен, со ирмосом на 4: и Вознесения на 4: и святых отец на 6. Канон воскресный, с ирмосами на 4 и Вознесению на 4, и св. отцов 6. Канон воскресен, глас 6. Песнь 1. Канон воскресный, глас 6 Песнь 1. Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль/по бездне стопами,/гонителя фараона/видя потопляема,/Богу/победную песнь/поим, вопияше.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-7...

На 3-м часе тропарь праздника, Слава: тропарь другому святому, а кондак праздника на всех часех непременно, кроме великаго святаго с полиелеем: тогда бо кондак пременяем. Аще не будет тропаря святому, тогда тропарь, и кондак глаголем празднику. И посем отпуст, и многолетие. Таже лития обычная. На Литургии блаженна во Октоихе на 6. Аще же имать святый песнь, глаголем прежде святому песнь 3-ю, со ирмосом на 4, и во Октоихе на 4. По входе прежде тропарь Христову храму, и Богородицы, тропарь дню: Апостоли, мученицы, пророцы: Таже, за упокой: Помяни Господи яко Благ: Аще же святый рядовый имать тропарь, и Помяни Господи не глаголем. Таже кондак храму Христову, и Богородицы, и святому рядовому, Слава: Со святыми упокой: И ныне: Яко начатки: Аще предпразднство, или попразднство, по входе тропарь празднику и храму святаго, и святому рядовому. Таже кондак храму святаго, Слава: святому рядовому, И ныне: праздника. Аще храм Христов, и храму Христову тропарь и кондак в предпразднство и попразднство Христово не глаголется, такожде и храму Богородицы, в предпразднство и попразднство Ея тропарь и кондак не глаголется. Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие, и причастен прежде святому, и потом ряд. Аще святому Апостола несть, тогда прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие и причастен дне, и за упокой. А от Недели мытаря и фарисея, и до Недели всех святых, прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие, и причастен, прежде субботе, и потом святому. Аще святому несть Апостола, и Евангелия, и причастна, тогда за упокой. Зри  Указ о храме Христова Воскресения, како подобает в субботу на утрени канон пети настоящаго гласа Поем канон воскресен, ирмос по дважды, тропари на 4. Поем же сице: два тропаря воскресны и крестовоскресен един, и Богородичен един, и святому в Минеи на 4, и во Октоихе на 4. Аще же канон святому на 6, тогда поем канон воскресен со ирмосом на 4, ирмос единожды, и святому в Минеи на 6. и во Октоихе на 4. Зри  Аще прилучится предпразднство, или попразднство Господских праздников или Богородичных в субботу, и в прочия дни седмицы кроме недели. Такожде в Положение ризы Ея во Влахернах, и на Положение честнаго пояса, Октоих не поется. Разве догматика на Господи воззвах: в пяток вечера, но поется служба вся предпразднству или попразднству купно со святым, якоже устав изъявляет. Канон молебный ко Пресвятей Богородице изрядный

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Днесь Собор святых Псково-Печерских почтим: И ныне, Богородичен воскресен, по гласу тропаря святых: Кто Тебе не ублажит: По кафизмах седальны воскресны от Октоиха, глас 3, с Богородичны их. Полиелей: Х валите имя Господне. На полиелее величание святым Псково-Печерским: Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Псково-Печерстии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего. Благословен еси, Господи: Ангельский собор удивися: Ипакои гласа от Октоиха. По ипакои – седальны, святых – 2. Седален, глас 1. Подобен: Г роб Твой, Спасе: Святых Псково-Печерских соборе достоблаженный, стено необоримая, Пресвятая Троицы полче Божественный, храните обитель свою, яко Дом Пречистыя, инокам всем верное пристанище, и молите за нас Христа Бога. Ин седален, глас тойже. Подобен: Н ебо звездами: Днесь обитель Печерская светло сияет, святых отец своих память творящи, и страна Псковская духовно торжествует, яко в ней явися собор чудный преподобных Твоих, Господи. Слава, святых (полиелейный седален), глас 1: Наста ныне, отцы Богоноснии, светозарный собора вашего праздник; проповедуют днесь обитель Псково-Печерская и вся Церковь Русская славу вашу, величающе вас Прославльшаго. И ныне, Богородичен, глас тойже: Радуйся днесь, Российская земле, яко удел Девы Пречистыя, славяще Ю, Воеводу Небесную и мира Заступницу, подающую обители Своей Псково-Печерстей от бед ограждение и велию милость. Степенна гласа. Прокимен и Евангелие воскресны: Аще храм святых – прокимен и Евангелие святым: Воскресение Христово видевше: Псалом 50: Слава: Молитвами апостол: Аще храм – Молитвами святых Псково-Печерских: И ныне: Молитвами Богородицы: И стихира святых. Стихира святых, глас 7: Приимите ныне пение чад ваших благодарное, преподобнии отцы Псково-Печерстии, яко не оставили есте нас любовию отчею, и тою страстей наших коварства разоряете, да приимем от Господа дарования небесная, подражающе деяниям вашим Боголюбезным. Спаси, Боже, люди Твоя: Каноны: воскресен 3-го гласа со ирмосом на 4, ирмос единожды: И Богородицы на 2:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1) Храмовые тропари и кондаки не поются, как скоро в других тропарях и кондаках, случившихся в этот день, не храмовых, содержится то же прославление, какое и в храмовых. Так, во вторник по Входе не глаголем кондака храма Предтечи, зане же глаголется кондак дне, Предтечи же (52-я гл. Типикона). Где храм апостолам, там в четверток тропарь и кондак им не глаголем (Тип., гл. 52, см. повеч. четверг.); в субботу не глаголются храмовые – святому или святой, где храм святого, зане же вси святии именованы суть во вседневном тропаре (см. Тип., гл. 12). В среду и пяток тропарь храму Господню не глаголется, ибо глаголется тропарь Спасителю: «Спаси, Господи, люди Твоя» (Тип., гл. 52. см. о среде). В Неделю но поются тропари храму Христову, понеже предваряет воскресен (т. е. тропарь о воскресении) (Тип., гл. 2), и в предпразднство или попразднство Господня праздника тропарь Христова храма также не поется (Тип. гл. 52, о предпр.), а в храме в честь Господа не глаголется и кондак храма (Тип., гл. 15); в предпразднство и попразднство Богородична праздника не поется тропарь храма Богородицы (Тип., гл. 52, о предпр.), а в храме Богородицы не поется и кондак храма (Тип., гл. 15). Тропари и кондаки храмов святым не глаголются: аще случится святой, имеяй бдение (но не полиелей) в Неделю (Тип., гл. 3) и в седмичные дни (Тип., гл. 52). 2) Тропари и кондаки дневные (т. е. на дни седмицы) поются по одному в каждый день, кроме четвертка и субботы, когда поются по два. В четверток поются тропари апостолам и св. Николаю Чудотворцу, а в субботу – всем святым и за упокой. Но дневные тропари и кондаки не глаголются по Входе, если не поется Октоих. На место их поются тропари и кондаки святому или праздника. Так, в предпразднства, попразднства и отдание праздника тропари и кондаки дне не глаголем, зане же Октоих не поется (Тип., гл. 52, о предпр.). В воскресение не поется тропарь воскресен, если в этот день случится двунадесятый Господний праздник. 3) Тропари и кондаки за упокой не глаголются: а) в Недели (воскресения), б) в седмичные дни, кроме субботы, аще случится святый, ему же Вход, или славословие, или полиелей, или бдение. Тропарь и кондак «Помяни, Господи» читаются по Входе на литургии в субботу только тогда, когда нет тропаря святому рядовому. Аще же рядовый святый имать тропарь, «Помяни. Господи» не глаголем (Тип., гл. 52, о субботе).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Когда в воскресный день приходится один из четырех Господских праздников — Воздвижения, Рождества Христова, Богоявления и Преображения — вся служба носит исключительно праздничный характер, а воскресный элемент целиком опускается («воскресно ничтоже поем»). Относительно великих праздников Предтечи и Апостолов в Уставе сказано: «Аще случится праздник сей в неделю, предваряет вся служба воскресна». Иными словами, служба распределяется подобно службе святому, имущему бдение, т.е. службе среднего праздника первого разряда (крест с полукружием), о чем речь будет дальше. Когда один из остальных великих праздников приходится на воскресный день, служба бывает насыщена праздничным элементом, но и воскресная служба в значительной мере сохраняется. В основном служба праздничная сочетается с воскресной службой следующим образом: На Великой вечерни, на Господи воззвах стихиры воскресны 4 и праздника 6; Слава, и ныне: праздника. Прокимен дня и чтения праздника 3. На литии стихиры праздника; на стиховне воскресны; Слава, и ныне: праздника. На благословении хлебов тропарь праздника трижды. На Утрени на Бог Господь тропарь воскресный дважды; Слава, и ныне: праздника. Кафизмы обычные, седальны с богородичными воскресны. Затем полиелей и величание праздника. Ангельский собор: ипакои гласа и седальны все праздника, по единожды; Слава, и ныне: праздника, иже по полиелеи седален. Степенна гласа. Прокимен и евангелие праздника. Таже Воскресение Христово; Слава: припев праздника; И ныне: тойже, и стихира праздника. Канон воскресный с ирмосом на 4; и Богородицы 2; и праздника оба канона на 8. Катавасия праздника, или особо положенная. По 3й песни кондак и икос воскресны, и седален праздника дважды. На 6й песни кондак и икос праздника. На 9й песни припевов не поем, но Честнейшую. Светилен воскресен; Слава, и ныне: праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4; и праздника 4 с праздничными стихами; Слава: праздника; И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево. Славословие великое. По Трисвятом, тропарь воскресен. На Часах читается тропарь праздника на Слава, а кондак праздника на первом и шестом часах. На Литургии, по входе, тропарь воскресен и праздника; Слава: кондак воскресный; И ныне: праздника. Кроме того второй прокимен, второй апостол, второе евангелие и второй причастен праздника, а вместо «Достойно» поется припев и ирмос 9й песни.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010