512 стр. печатного оригинала). При совпадении с воскресным днем великих Богородичных праздников, поётся тоже воскресный Тропарь, а на «Слава» и «И ныне» тропарь праздника. Если указанные Богородичные праздники случатся в седмичные дни, то поётся тропарь праздника 1-ды; то же самое положено и на двунадесятые Господские праздники, в какой бы день недели они ни случились (за исключением праздника Входа Господня, когда поются два тропаря, второй – на «Слава» и «И ныне»); на великие праздники святым, случившиеся в седмичные дни, поётся тропарь святого 1-ды и на «Слава» и «И ныне» – богородичен по гласу этого тропаря (см. Уст., 49 гл.). В периоде пения Триодей на воскресные дни поются тропари или только Триоди, или воскресные с их богородичными, или воскресные и Триоди; все эти песнопения находятся в Триодях, на ряду; подр. об этом см. в Уст. 50 гл. и Мр. гл. в 49 гл.; см. также в Уст. хр. гл. 43) На воскресной вечерне во 2 гл. Устава указан «отпустительный тропарь Богородицы, глас 4: Богородице Дево, радуйся, трижды». Но в этой главе Устава излагается порядок воскресной вечерни на бдении, с литией и благословением хлебов; для вечерни же, совершаемой отдельно от утрени, указания относительно пения отпустительных тропарей находятся в 52 гл. Устава, где сказано, что поётся «тропарь воскресен гласа», на «Слава» – тропарь святого, на «И ныне» – богородичен воскресен, по гласу тропаря святого; «аще ли несть тропаря святому, глаголи тропарь воскресен, Слава, и ныне, богородичен его (т.е., воскресный); аще ли два святых с тропари», тогда поётся тропарь воскресный, на «Слава» – тропарь первого святого, на «И ныне» – богородичен воскресен по гласу тропаря святого; «другого же святого тропарь не глаголется, понеже на вечерни 4 тропаря не глаголется» (см. также Мр. гл. 20 нояб. в Уст., на 648 стр. 1 прим., 672 и 690 стр. печатного оригинала). – В последовании некоторых двунадесятых праздников имеются указания, что на великой вечерне тропарь праздника поётся 1-ды, «аще не будет бдения» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Возрадуйтеся, храмоздателие,/от поругания Покров Божия Матере Граду Минску возставившии/и древнюю святыню к славе возвратившии,/яко с вами торжествует безплотных умов естество,/Богородицу ублажающе во веки. Ангельския лики и от человек сладкопевцы поминающе,/просим, Всеблагая, не осуди певцы Твоего праздника,/но просвети духом и благослови,/да от сердца приносимое пение во славу Твоего торжества пребудет присно. Светилен воскресен, Слава и ныне, праздника: Неизследное величие славы Твоея, Владычице,/сокруши безумие антихристово,/се бо нов твориши храм на святем месте явления Твоего,/яко и во всей земли Русской/возставляеши удел Твой, Мати милостивая. Стихиры на хвалитех: воскресны 4, празднику 4, глас 2: Восхвалим с сонмом святых/Всепетую Богородицу,/воспомянем преподобнаго Сергия,/Радонежскаго чудотворца,/яко и той воду из камене источи,/и Богоматерь ему явися,/и обещала есть многи ученики./Благоволи же, Чистая, да при образе Твоем святем//многи люди имаши собрати. Восхвалим с лики святых/Всеблагую Владычицу,/воспоем и преподобнаго отца нашего Серафима,/Саровския пустыни жителя,/яко той наипаче почита Богородицу/и образу Умиления молися,/да и он с нами ко Всесвятей в молитве припадет//и нас Богомати да наречет ученики возлюбленныя. Стих: Помяну имя твое во всяком роде и роде. Воспоем и поклонимся/пред иконою Почаевскою,/лобызающе след стопы Приснодевы/и поминающе, яко Та спасаше верныя,//тако и мы Ея молитвами да утвердимся в православии. Стих: Слыши дщи и виждь, и преклони ухо твое. В пении чудес Твоих,/о Богомати,/с нами припадают соотчичи наши/вкупе со Афанасием Берестейским,/иже Купятицстей иконе наипаче поклоняшеся//и Тебе, Чудную, прослави. Слава: праздника, глас 3 Землю нашу иконами Твоими озари,/о Всемилостивая Заступнице,/дарующи чудотворныя образы во вся концы Руси,/да выну покланяемся//еже о нас милостивому Ея произволению. И ныне: «Преблагословенна еси:» Великое славословие, по Трисвятом - тропарь воскресен. На 1 часе: тропарь воскресен, Слава: - праздника. Кондак праздника. На 3 и 6 часах попеременно кондак воскресен и праздника.

http://pravicon.com/info-1223

Слава, стихира утренняя евангельская, глас 4: Утро бе глубоко: Аще святых храм, Слава, святых: Слава, святых, глас 8: Иже Троицы Святыя зарею просвещеннии и престолу Христа Бога выну предстоящии, преподобнии отцы Псково-Печерстии, приимите днесь сие пение хвалебное и молите Господа спастися душам нашим. И ныне, Богородичен, глас 2: Преблагословена еси. Богородице Дево: Славословие великое: По Трисвятом тропарь воскресен, точию един от двою: Ектении и отпуст: Посем, аще в обители Печерстей бдение и аще предстоятель изволит, исходит братия в притвор ко иконе праздника: И поют стихиру храма святых. Стихира на целование святыя иконы, глас 2. Подобен: Ж ены, услышите О, честная обителе Псково-Печерская, Доме Девы Пречистыя, ублажай днесь собор преподобных твоих, якоже верных утверждение и крепкое за вся ны предстательство: да молят Христа Бога даровати нам велию милость. Слава, и ныне, Богородичен, тропарь на целование святыя иконы, глас 1: Богородице, Заступнице усердная, приими молитвы раб Твоих, и яко Ты еси мирови Покров Вышний, не остави ограждением Твоим обители сея, но чадом Твоим, преподобным отцем Псково-Печерским, помогай за ны ко Господу взывати, да моленьми их непрестанными подаст мир душам нашим и велию милость. Посем молитва: В ладыко Многомилостиве: На 1-м часе тропарь воскресен: Слава, тропарь святых: И ныне, Богородичен часов: по О тче наш: кондак святых: и отпуст. Таже посреде храма поем стихи сии: Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси Честною Твоею Кровию. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Вси святии Псково-Печерстии, молите Бога о нас. На Литургии Блаженна воскресна гласа, на 6, и от канона святых Псково-Печерских песнь 3-я (аще изволит предстоятель, песнь 9-я), на 4: По входе тропарь воскресен и храма Богородицы, идеже храм Ея, и святых: Кондак воскресен: Слава, кондак святых: И ныне, храма Богородицы, или:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каноны: в октоихе три: 1-й воскресен с ирмосом на 4, т.-е. три тропаря с четвертым – ирмосом, ирмосы по 1-жды, 2-й крестовоскресен на 3, 3-й Богородицы на 3, и 4-й – святого в минее 4 тропаря без ирмоса, катавасия по уставу 65 . В двунадесятые Господни праздники воскресный канон оставляется, а в Богородичные праздники поется. Крестовоскрест канон оставляется, если случится праздник святому со бдением, или храмовой, или препразднство и попразднство, ибо канон празднику поется на 8. Канон Богородице не поется тогда, когда в воскресенье случится препразднство или подпразднство и вместе с тем святой со бдением, или когда 2-м святым положены два канона: один на 4, другой на 6-ть. По      3-й песни – кондак святого и икос но 1-жды, седален святого 2-жды, слава и ныне Богородичен его. По      6-й песни – кондак и икос воскресны. По      8-й песни – «Честнейшая» 66 . По 9-й песни–Свят Господь Бог 67 со стихами, на рядовой глас по напеву: «Бог Господь». Екзапостилларий, или светилен воскресный, слава светилен святого, если есть, и ныне – Богородичен воскресный. «Всякое дыхание» поется в рядовой глас. Стихиры на «Хвалите»: воскресни 4, восточны 4, слава – стихира евангельская, и ныне – Преблагословенна если. В дванадесятый праздник на слава и ныне поется стихира праздника. Славословие великое, а по нем тропарь воскресен или «Днесь спасение миру бысть», если рядовой глас будет 1-й, 3, 5-й, 7-й (из нечетных числ), или «Воскрес из гроба» – при гласах: 2-м, 4-м, 6-м и 8-м (состоящих из четных числ). В праздники Господни, вместо воскресного тропаря, поется один воскресный тропарь. Ектении: Помилуй нас, Боже... Исполним утреннюю молитву – и отпуст полный. Днем совершаются часы: 3-й, 6-й и литургия. а) На часах: слава – тропарь воскресен; а если положен тропарь святому, то читается прежде тропарь воскресен, потом – слава – тропарь святого, и ныне – Богородичен часов. Кондак воскресен. б) На литургии: антифоны изобразительные. Блаженны гласа в октоихе на 8. Если святому положена в минеи песнь, то в октоихе на 6-ть и святому песнь 3-я на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен русских святых: «В песнех восхвалим...», «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду): «Светом лица Твоего...»; или Богородичен воскресного ексапостилария: «Ангел убо принесе...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 5-й и глас 4-й – 4 (со славником и своими припевами ). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь русских святых. Кондаки русских святых и воскресный читаются попеременно. Примечание. В Минее указывается: «На часех тропарь воскресен. «Слава» – святых тропари, 8-го и 4-го гласов, пременяюще глаголем. Кондак на 1-м и 6-м часех воскресен, на 3-м и 9-м часех кондак святых» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382). На Литургии блаженны гласа – 6, и русских святых (в Минее на ряду) – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь русских святых. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Примечание. В Минее приводится особый устав пения тропарей и кондаков по входе: «По входе: тропарь воскресен, глас 1-й, и святых оба тропаря 8-го и 4-го гласов. Кондак воскресен, глас 1-й. Слава – кондак святых, глас 3-й, И ныне – кондак Успения Богородицы, глас 2-й: В молитвах...» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382). Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и русских святых. Апостол и Евангелие – дня и русских святых . 1 Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Неделя всех святых, в земле Русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земле Российской просиявших».

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-18/

На «Хвалите» стихиры святому – на 4 и Пасхе с припевами их; «Слава» – святому, «И ныне» – «Воскресения день», «Христос воскресе» (единожды) и славословие великое. Тропарь воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря святому. Ектении и отпуст. Час 1-й и прочие читаются просто. На часах тропарь воскресен, «Слава» – святому; кондаки переменяются. Начало литургии по-пасхальному. Блаженны от канона Пасхе, песнь 3-я – на 4, и святому, песнь 6-я – на 4. По входе тропарь воскресен и святому, «Слава» – кондак святому, «И ныне» – Пасхе «Аще и во гроб». Прокимен и Аллилуиа Пасхе и святому, Апостол и Евангелие дню и святому. Причастен «Тело Христово» и святому. Задостойник Пасхе. Отпуст иерей говорит по-пасхальному с Крестом. По отпусте «Христос воскресен» (трижды). «И нам дарова» и многолетие. м) Служение в праздник Вознесения Господня с бдением святому или храмовому святому На малой вечерне стихиры празднику – 3 на 4, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. На стиховне стихиры святому великой вечерни с припевами их, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. По Трисвятом тропарь святому, «Слава, и ныне» – празднику. Ектения малая «Помилуй нас, Боже». Отпуст. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-я «Слава». На «Господи, воззвах» стихиры празднику – 6 и святому – 4; «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. Вход. Прокимен дню. Паримии празднику и святому. На литии стихиры празднику и святому, «Слава, и ныне» – празднику. На стиховне стихиры празднику, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. На благословении хлебов тропарь празднику (дважды) и святому (единожды). На утрене на «Бог Господь» тропарь празднику (дважды), «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. По кафизмах седальны празднику. Полиелей. Величание празднику и святому; по ектении все седальны – святому. «От юности моея». Прокимен и Евангелие празднику или храму. «Воскресение Христово». Псалом 50-й и стихира празднику или храму. «Спаси, Боже, люди Твоя». Целование иконы праздника и святого; елеопомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К средним праздникам с знаком креста принадлежат праздники в память явления и перенесения некоторых чудотворных икон Пресвятые Богородицы. Малые праздники первого разряда, которые имеют красный знак с тремя точками, отличаются в Типиконе следующим образом: «На вечерне кафизма обычная, на Господи воззвах стихиры на 6, на утрени канон на 6, и славословие великое, и прочая служба по Уставу». Эти празднуемые святые именуются «святыми со славословием». Когда поется (а не читается) великое славословие, тогда поются и стихиры на хвалитех. Малые праздники второго разряда, которые имеют черный знак с тремя точками, отличаются тем, что они «имеют на Господи воззвах стихиры на 6, и на утрени канон на 6». Эти святые называются «шестеричными святыми» или «святыми на шесть» (Стихиры на 6 именуются «шестерик»). В описании малых праздников первого разряда сказано «на вечерни кафизма обычная». Здесь подразумевается вся первая кафизма. На вечерне же великих и средних праздников полагается первый антифон первой кафизмы: Блажен муж. Однако, на вечерне в субботу вечера, на воскресение, хотя бы в воскресение случился всякий великий, средний и даже Господский двунадесятый праздник, стихословится вся первая кафизма, как соответствующая своим содержанием воспоминанию Воскресения Христова. Правда, в приходской практике, в воскресные дни всегда поется «Блажен муж». Малые праздники сочетаются с воскресной службой следующим образом: на Великой вечерни, на Господи воззвах стихиры воскресны 6, и святого 4; Слава: святого; И ныне: догматик. Вход. Прокимен: Господь воцарися. На стиховне стихиры воскресны; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресен по гласу святого. По Ныне отпущаеши: Богородице Дево 3жды. На Утрени, на Бог Господь тропарь воскресен 2жды; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресный по гласу тропаря святого. Прочее до канона воскресно. Канон воскресен со ирмосом на 4, и крестовоскресен на 2, и Богородицы на 2, и святого на 6. По 3й песни кондак святого, по 6й воскресный. На 9й Честнейшую.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Тропарям и кондакам посвящена еще особая глава Типикона — 52. Там более подробный устав: «На Литургии по входе глаголят: тропарь воскресен, и храма Богородицы, и храма святаго, и святаго рядоваго (т. е. Минеи), таже кондак воскресен и храма святаго, «Слава» — святаго рядоваго, «И ныне» — храма Богородицы, аще ли несть храма Богородицы, а храм Христов — «И ныне» — кондак воскресен. А еже несть храма Христова и Богородицы (то есть если храм святческий) — «И ныне» — кондак «Предстательство христиан». Это и есть та схема, которую я изложил. Противоречия в этих двух схемах нет, только вторая более полная и объемлет все случаи разного посвящения храма. Следующая переменная часть Литургии — прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен (киноник). Прокимен сначала воскресный, а потом святого (если есть). То есть либо один прокимен и все прочее, либо два. Интересно, что прокимнов и аллилуариев воскресных существует 8 — по числу гласов, а вот причастен воскресный — один, независимо от гласа: " Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних…». Так что если вас спросят, каков воскресный причастен 7 гласа, говорите: тот же, что и 9–го. Как видите, переменных частей в Литургии немного. Литургия стоит вне времени, она превосходит любые богослужебные круги, и ничего удивительного, что она как бы выпадает из общего течения календаря. Она, конечно, имеет связь с календарем, но ограниченную, по крайней мере несравнимую со всенощной, которая очень зависит от того, какой y нас глас, какой день и т. д. Небезынтересно было бы поднять такой вопрос: когда по уставу на Литургии возглашается заупокойная ектения, а когда нет? Определить это довольно просто: заупокойная ектения бывает только тогда, когда среди тропарей по входе на «Слава» поется «Со святыми упокой» (заупокойный кондак), в иных случаях нет. То есть заупокойной ектении нет в воскресные дни, в дни с красным знаком Типикона (славословие, полиелей, бдение), во все пред- и попразднства и во всю Пятидесятницу, т. к. она есть большое попразднство. Воскресное богослужение в других случаях

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

В храме Богородицы: тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святых, кондак воскресный. Слава: кондак святых. И ныне: кондак храма. В храме святаго: тропарь воскресный, тропарь святых; кондак воскресный. Слава: кондак святых. И ныне: Предстательство христиан: Тропарь воскресен, глас 2: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,/тогда ад умертвил еси блистанием Божества./Егда же и умершыя от преисподних воскресил еси,/вся силы Небесныя взываху:/Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе. Кондак воскресен, глас 2: Воскресл еси от гроба, Всесильне Спасе,/и ад, видев чудо, ужасеся, и мертвии восташа:/тварь же, видящи, срадуется Тебе и Адам свеселится,/и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно. Тропарь святых, глас 1: Днесь светло красуется град святаго Петра,/яко наста день честнаго торжества,/воньже людие христоименитии славословят Бога Вседержителя,/на брегах Невы оплот державы Российския утвердившаго,/и многия святыя в нем явившаго,/иже молитвы ко Пресвятей Троице возносят,/да помилует Господь люди Своя, яко Милосерд. Кондак святых, глас 3: Днесь святии земли Петербуржския/вкупе с нами предстоят в Церкви и невидимо за ны молятся Богу,/да избавит нас от враг видимых и невидимых,/от недуга и глада, от внезапныя смерти и от всякаго зла/и спасет души наша. Богородичен, глас 6: Предстательство христиан непостыдное,/ходатайство ко Творцу непреложное,/не презри грешных молений гласы,/но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти:/ускори на молитву и потщися на умоление,/предстательствующи присно, Богородице, чтущых Тя. Таже, Трисвятое. Прокимен воскресный, глас 2: Крепость моя и пение мое Господь,/и бысть мне во спасение. Стих: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. И святым, глас 4: Святым, иже суть на земли Его,/удиви Господь вся хотения Своя в них. Апостол к Римляном, зачало 88. И святых ко Евреом, зачало 330. Аллилуиа, глас 2. Стих: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Стих: Господи спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя. И святых, глас 4: Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наша возвестиша нам. Евангелие воскресное от Матфеа, зачало 18, и святых Евангелие от Иоанна, зачало 51. И по чину Божественная Литургия Иоанна Златоустаго. Причастен воскресен: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в Вышних. И святых: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

http://mitropolia.spb.ru/docs/tekst-sluz...

Далее — тропари по входе. На входе поется «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющие Ти: аллилуиа». Это — само собой. Что касается тропарей по входе, то там есть некоторые особенности. Напомню, как устанавливается последовательность тропарей. Во–первых, нужно подумать, какие тропари могут петься. Могут петься: тропарь дня седмицы, тропарь святого Минеи (тропарь даты), тропарь храма. Еще тропарь праздника, если будет предпразднство или попразднство. Но оставим пока в стороне эти случаи. Какие же тропари могут быть? - тропарь воскресный - тропарь храма - тропарь святого Минеи. И, соответственно, такие же кондаки. Нетрудно сообразить, как они будут петься: - тропарь воскресный (он на первом месте, потому что Господский) - тропарь храма, если храм Богородицы или святого (если храм Господский, то тропарь храма вообще петься не будет, потому что не может быть двух Господских тропарей) - тропарь святого Минеи. Как быть с кондаками? Кондак воскресный, кондак храма и кондак святого Минеи. - воскресный кондак (если храм Богородицы или святого) - «Слава» - кондак святого Минеи - «И ныне» - кондак воскресный (если храм Господский, то этот кондак поется на последнем месте) или кондак храма (если храм Богородичный) - кондак «Предстательство христиан непостыдное» - общий кондак Богородицы (если храм святого). Где петь кондак храма, если храм святого? Очевидно, после воскресного кондака. То есть получается, что если храм Богородичный или святческий, то песнопений по входе 6 (тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого, кондак воскресный, кондак храма, «Слава» — кондак Минеи, «И ныне» — «Предстательство христиан»). Если же храм Господский, то песнопений наименьшее количество (тропарь воскресный, тропарь Минеи, «Слава» — кондак Минеи, «И ныне» — кондак воскресный). Этот устав находится в Типиконе в двух местах. То, что я излагал на нынешней и двух предыдущих лекциях, — это материал главы 2 Типикона. Там указано следующее: «По входе — торпарь воскресен, таже храма и святаго дневнаго (аще имати), кондак воскресен и храма, «Слава» святаго (аще имам), «И ныне» — Богородицы. Аще же ни — «И ныне» — кондак «Предстательство христиан». Христова же храма тропарей и кондака в неделю на Литургии не глаголем во весь год, понеже предваряет воскресен».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010