В. М. исповедует, что Церковь есть Тело Христово (Ibid. 1. 21-23; 4. 12, 15-16), это «все члены Божии, члены Христа, освященные верой» (Ibid. 3. 10), «все души, долженствующие спастись» (Ibid. 1. 21-23), «все освященные и освобожденные души, соединенные с Духом Христовым» (Ibid. 3. 6), «всякая душа, облеченная в Его (Христа.- А. Ф.) таинства и полагающая на Него свою надежду» (Ibid. 3. 10). Церковь есть «полнота Наполняющего все во всем» (Ibid. 1. 21-23); она состоит из множества взаимосвязанных членов, управляемых Главой - Христом; каждый член Церкви выполняет свое служение, так что все Тело связывается воедино неразрывным союзом любви (Ibid. 4. 15-16). В. М. различает вышнюю, небесную Церковь (superior Ecclesia, Ecclesia caelestis), и земную, к-рая удерживается на земле заблуждениями мира; обе Церкви объединяет Христос как Посредник, пребывающий одновременно на небе и на земле (In Galat. 3. 10-20). Небесная Церковь имеет свою сущность от вечных сущностей (In Ephes. 1. 21-23), земная Церковь имеет иерархию Таинств и служений, к-рая была установлена «по дару Христа», целью иерархии является совершенство верующих (Ibid. 4. 12). Избранные Христом апостолы обладали властью священнодействовать, учить и благовествовать. Пастыри одновременно суть епископы, т. е. управляющие Церковью и председательствующие в ней; они могут быть одновременно и учителями. Они «предстоят в Таинствах», совершают священнодействия, созидают Церковь и укрепляют всех в вере, проводя катехизацию (Ibidem). Из церковных Таинств В. М. упоминает Крещение и Евхаристию. Крещение - Таинство освящения человека (sanctificatio - Adv. Ar. III 16. 24-25) и его веры во Христа (consecratio fidei). Оно едино и совершается во имя Св. Троицы (In Ephes. 4. 5-6), «призыванием Бога, Христа и Св. Духа» (Adv. Ar. III 16. 28-29). Всякий, кто принимает Крещение, исповедует, что он верует, омывается в водной купели и т. о. очищается перед Господом от всякого порока, восстанавливается в первообразной силе и красоте; принимает Св. Духа, Которым освящается (Ibid. III 16. 31-33; ср.: I 17. 24-27; In Ephes. 5. 25-27). Крещение - это «наше второе творение во Христе» (secunda creatura nostra in Christo - Adv. Ar. I 21. 3-4) или усыновление Богу во Христе, поскольку крестившийся во Христа облекается в Него и становится сыном Божиим (In Galat. 3. 27). Евхаристию В. М. называет «хлебом Жизни», поскольку Иисус есть Жизнь, и Его Тело также есть жизнь, а Тело - это хлеб. Выражение «хлеб насущный» (ρτος πιοσιος) означает евхаристический хлеб, происходящий из самой Божественной сущности, к-рая есть Жизнь (Adv. Ar. I 30. 39-43; II 8. 12-23). Эсхатология

http://pravenc.ru/text/158588.html

И в других местах Иероним замечает о пребывании Петра в Риме, напр., ер. 46 (al. 17) ad Marcellam, c. 8. Migne, P. L., 22, 448. Кроме Иеронима о пребывании Петра в Риме из позднейших церковных писателей говорят: Кирилл Иерусалимский (†386), Ефрем Сирин (†372), папа Дамас (†390), Амвросий Медиоламский (†397), Григорий Назианзин (†394), блаж. Августин (†420), Лев I Великий (†461), Григорий Великий (†604). Свидетельства их не приводим, как позднейшие, и так как эти отцы не указывают источников, откуда они брали сообщаемые ими сведения. Срв. П. Д. Брянцев. Был ли св. ап. Пётр в Риме? Казань. 1899. Стр. 15. Брянцев в своей брошюре дает сводку католических свидетельств за пребывание Петра в Риме и протестантских опровержений их. Кроме св. отцов, указанных Брянцевым, о пребывании Петра в Риме свидетельствуют Епифаний, Haer. 27, 6. Migne, P. G., 41, 372, cfr. 373. Творения… Москва. 1863. Часть I, стр. 186, срв. 187–188; Орозий, historiarum VII, 6. Migne, P. L., 31, 1072–1073; Феодорит Кирский в письме 113 к епископу Римскому Льву (Migne, P. G., 83, 1313, срв. Творения… Перевод проф. Н. Н. Глубоковского . Ч. VII. С.-Посад. 1907. Стр. 133). 269 Justini I Apolog., c. 26: «Симон… силою демонов, действующих через его посредство, во время Клавдия кесаря делал волшебные чудеса в царственном городе вашем Риме и за то признан богом и, как бог, почтён у вас статуей. Эта статуя воздвигеута на реке Тибре, между двумя мостами, с такою надписью н аримском языке: «Симону, богу святому " ». Migne, P. G., 6, 368. Срв. Сочинения св. Иустина философа и мученика. Перевод прот. П. Преображенского . Москва. 1892. Стр. 56. Срв. 1 Apolog., 56: «Симон, как я уже сказал, был у вас в столице Риме при Клавдии Кесаре, и так удивил священный сенат и народ римский, что его признали за бога и в честь его воздвигли статую, подобно как и другим богам, у вас почитаемым». Migne, P. G., 6, 413, срв. Сочинения… Перевод прот. П. Преображенского . Стр. 88. В других местах своих сочинений, упоминая о Симоне, Иустин не связывает его имени с именем ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pervoe...

170 Распоряжение это сделано не далее, как за три года до собора тирского, в 332 г. Chron. Alex. В 334 г. установлены особенные привилегии корабельщикам, которые должны были доставлять хлеб в Константинополь. Cod. Theodos. L. XIII. Tit. V. I. 7 . 172 In Apol. contr. arian. p. 125. 126. См. подобный случай в те же годы с Сопатром, у Евнания. – Vitae Sophistar. p. 463. ed. Dübner. 175 πυρ θη, κ ντ τ ς κρο σεως ε ς τ ς Γαλλ ας ημς π στειλεν Apol. cont. arian. p. 205. 181 Vit. s Anton, p. 847–849. О времени этого события см Montf. animadvers. in vit et script, in Collect nov. Patr. Graecor. T. 2 p. XXIII. 182 Сведения об этом находятся у Созомена 2, 31, но кажется, несправедливо относит он эти ко времени после смерти Ария. Св. Афанасий замечает, что снисходительный прежде к Арию, после его смерти, Константин осудил его как еретика. Histor. arian. p. 375. 185 В том же году, когда был собор тирский, и праздновалось тридцатилетие царствования Константинова, Империя была разделена между тремя сыновьями Константина. В. и двумя его племянниками. Lebeau Hist. du Bas-Empire. Т. I. p. 341. Отсюда Трир у Аммиана Марцеллина – domicilium Principis clarum XV. с. II. 187 Hieronym iu Chron: Maximinus Trevirorum Episcopus, – a quo Athanasius Alexandriae Episcopus honorifice susceptus est.» 193 Codex Theodos. L. XVI. Т. I. 2, 3. Его знаменитый указ против язычества, 341 г.: cesset superstitio; sacrificiorum aboleatur insania. 197 Apolog. contr. arian. p. 203. Histor. arian. ad. monach. p. 349. Apolog. ad. Imper. Constant. p. 298. 198 Африканский Еп., Виргилий тапсийский, называет этого священника Евангелом. Dial, contr. arianos. Patrolog. Curs. T. LXII. p. 155. 204 Все это видно частью из послания александрийского собора (340 г.), частью из Истории Сократа. 207 Послание Собора, в первоначальном своем виде, подкреплялось разными документами, которые потом писцами были опущены, частью, может быть, и потому, что встречаются в других защитительных сочинениях св. Афанасия. Оно помещено в его апологии против ариан р. 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Подрывать же христианское значение брака, присовокупим, значит подрывать не одни только основы Церкви, но и государства, зиждущегося на прочности семейной жизни. Впрочем, может быть всего этого не имелось в виду и не предвиделось установителями гражданских браков; но, во всяком случае, неоспоримо то, что они руководились не здравым и беспристрастным взглядом, а крайним антагонизмом против Церкви Западной, и, что этот антагонизм завел их слишком далеко, попустив им наложить руки и на то, что подлежит Богови, а не кесареви, и, через это, соделав их повинными в действии, носящем название святотатства. Церковь , поэтому, Восточная, никогда не знавшая и доселе не знающая других браков, кроме заключаемых с ее ведома и совершаемых ею через Богоустановленное для сего таинство 1387 , не может не смотреть со скорбью на появление в христианских обществах, так называемых, гражданских браков, а, вместе с тем, не может не посетовать и о тех, со стороны Западной Церкви представленных поводах, которые послужили к возникновению сего, столь прискорбного, антицерковного явления. 389 Григор. Богосл. Слов. 40 на св. Крещ. Твор. Григ. Богосл. т. III. стр. 277. Златоуст. De sacerdotio. III. n. 6. 408 Ibid. c. 7. Понятно, что при таком взгляде автора на столь внутреннее отношение, к душе верующего, благодати, встречающееся у него, для обозначения оправдания, то выражение, что грехи людей прикрыты праведностью Христовой (п. 9), необходимо понимать не иначе, как в смысле живого и деятельного облечения во Христа, или воображения в душе верующего праведности Христовой. 414 Apolog. I. n. 65. Неосновательно, поэтому, поступают те, которые Иустину навязывают такой взгляд, что, будто бы, в христианском самоусовершенствовании все зависит от одних собственных сил человека, и, в подтверждение сего, независимо от сильных доказательств Иустиновых в пользу свободы человека, чем, как мы видели, вовсе не отрицается необходимость благодати, ссылаются, между прочим, еще на то, что, по Иустину, жившие до Христа лучшие из язычников, как, напр., Сократ и Гераклит, были по своей жизни тем же, чем и христиане (Apolog.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

АА. SS. Novembr. II pars I, p. LXIII (144) Palladii, Lausaicus c. 106 (см. Migne P. G. XXXIV. 1227). 87 Athanas, Apolog. contra Arian, c. I, 71 (Migne P. G. XXV, 248, 373, по русск. перев. т. I, Мскв. 1851, стр. 189, 283). 90 «τος κατ πσαν πλιν κα χραν γοις πισκποις» См. Act. mart. selecta, v. Gebhardt. S. 166. 94 Athanas., Apolog. contra Arian c. 71; ep. ad Dracont. (см. Migne P. G. XXV, 377, 524, по русск. перев. I, 283, 393). 95 Athanas., epist. ad. Antioch. (Migne P. G. XXVI, 808; по русск. перев. III, 196. Мскв. 1853). Были ли другие местности, в которых, подобно Александрии, в эпоху первого вселенского собора не существовало хорепископов, не известно. 97 Basilii, epist. 53, 54, 142. (Migne., P. G. XXXII, 396 sq., 400, 592: по русск. перев. VI, 133 и сл. 283. Сергиев Пос. 1892). 100 Basil., epist. – 24, 291 (Migne P. G. ХХХП, 297, 1032; по русск. перев. т. VI, Сергиев Посад 1892, стр. 65: т. VII, стр. 273). Срв. Palladii, Laus. с. 106 (Migne P. G. XXXIV, 1211, по русск. перев. изд. 3 Спб. 1873, стр. 319). 102 Gregor Naz., epist. 152. (Migne P. G. XXXVN, 257. по русск. перев. т. VI, Мскв. 1848, стр. 224). 105 Sinesii, epist. 67, 76 (Migne P. G. LXVI, 1412 sq., 1441). Впрочем должно заметить, что по мнению некоторых (см, Gillmann, 44) Синезий разумеет не хорепископов, а самостоятельных архипастырей. 107 Mansi IV, 1125, 1217: «Καισριος χωρεπσκοπος πλεως λκς πγραψα». См. Gillmann, 45. Срв. по русск. перев. Деян. вселен. собор. I, 598. Казань 1859. 109 См. Gillmann, 45. – В латинском переводе деяний того же ефесского собора, читанных также и на соборе халкидонском, упоминается о хорепископах в провинции Asia proconsularis. Именно в актах шестого деяния говорится о лидийских хорепископах Евтихии и Зеноне, что они отрекаются от ереси четыредесятников и входят в лоно церкви православной. Cons. Ephes act. VI: «…Eutichius vilae Aulacis…»… «Zenon chorepiscopus Quartodecimanorum» (Mansi IV, 1358, 1362. См. Gillmann, 37). Conc. Chalced …«Eutichius chorepiscopus, de vico Aulacis, primus tessarescacitetarum…» …« Zenon chorepiscopus Quartodecimanorum haereseos» (Mansi IV, 893.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

испов. ч. 1, отв. на вопр. 103; простр. хр. Катих. о Крещении). Этот обычай Церкви св. Дионисий Ареопагит производит прямо от Апостолов: «Божественным нашим наставникам, говорит он, изволися ( δοζεν) допускать к Крещению и младенцев под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше ( θεος), и как страж его вечного спасения. Этого-то человека, когда он даст обещание руководить отрока в благочестивой жизни, заставляет иерарх произносить отречения и свящ. исповедание» 1002 . За тем о восприемниках при Крещении младенцев упоминают – Тертуллиан 1003 , Августин 1004 и другие 1005 . 854 Λοτρον – Justin. Apolog. 1, 62; Clem. Alex. Paedag. 1, 6; Chrysost. de incompreh. hom. IV, n. 5. Lavacrum – Tertull. de bapt. c. 5. 7. 16. 857 Φως φωτισμς, φτισμα. Justin. Apolog. 1, n. 61; Clem. Alex. Paedag. 1, 6; Greg. Nyss. Catech. XXXII; Theodoret. de div. decret. V, 18. 859 Αναγννησις – Justin. Apol. 1, n. 61; Παλιγγενεσα – Greg. Nyss. Catech. XXXII; Secunda nativitas – Tertull. Exhort. cast. c. 1. 865 Justin. Dialog. cum Tryph. XIII; Lavacrum salutare – Ambros. de interpell. David. 11, 4, n. 14. 867 Λοτρον τς παλιγγενεσας – Theophil. ad Autolic. II, 16; Chrysost. in Is. ho­mil. 1, n. 2; Euseb. in Ps. CXVIII. 73. 873 «Апостол Павел говорит: Иоанн убо крести крещением покаяния, не сказано – отпущения, да во грядущаго по нам веруют ( Деян. 19, 4 ). Да каким бы образом могло быть отпущение грехов, когда еще ни жертва не была принесена, ни Дух Святый не сходил, ни грехи не были заглаждены, ни вражда не пресеклась, ни проклятие не уничтожилось?.. Смотри, с какою точностию Евангелист излагает сие, – ибо, сказав, что Иоанн прииде проповедуя крещение покаяния и пустыни иудейстей, присовокупил – во отпущение; как бы сказал: он убеждал их к сознанию и покаянию в грехах, не для наказания их, но дабы они удобнее получили отпущение, имевшее быть после.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

repleantur, digni Christo Tuo fiunt, vitam impetrent, Te illis reconciliato, Domine omnipotens!. Constitut. Lib. 8, c. 12. Освященные дары преломлялись и раздавались народу чрез диаконов по свидетельству Иустина: ο καλ μενοι παρ μν δικονοι διδασιν κστω τν πειρντων μεταλαβεν π το εχαρστντος ρτον κα νου κα δατος, κα τος ο παροσι ποφρουσι Apolog. 11. При совершении крещения время и место не были нарочито избираемы, но употреблялись так, как прилучилось; требовалось только, чтобы на месте крещения была вода ( Се вода: что возбраняет ми креститися? Деян. 8:36 ) и служитель церкви. Право совершать сие священнодействие принадлежало всем степеням священноначальства от апостолов до диаконов. Приступающий к крещению должен был 1) принести покаяние в содеянных им прежде грехах: покайтесь и да крестится кийждо вас ( Деян. 2:38 ). Это требовалось и при крещении Иоанновом: и крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя ( Матф. 3:6 ); в Ефесе мнози от веровавших из Иудеев и еллинов прихождаху исповедающе дела своя ( Деян. 19:18 ). 2) произнести исповедание своей веры ( Деян. 8:37 ). 3) отказаться от жизни во грехах и обещать жизнь святую и непорочную ( 1Петр. 3:21 ): и нас ныне спасает не плотской нечистоты омытие, но (вопрошение) обещание – (περτημα – означает то и другое и показывает, что обещание было делаемо по вопрошению: обещаешься ли....?) Богу доброй совести. О сем свидетельствует и Иустин мученик : σοι ν πεισϑσι κα λεγμενα εναι κα βιον οτως δνασϑαι πησχννται (Apolog. 2). Крещение совершалось произнесением имени Святыя Троицы и погружением в воде троекратным. Произнесение имени Святыя Троицы при крещении было установлено Самим Иисусом Христом и без сомнения в точности исполнялось, как подтверждает и свидетельство писателей следующего века; погружение, а не окропление только – означается в самом наименовании крещения βαπτισμς и в применении оного ап. Павлом к погребению и восстанию Иисуса Христа, или к погребению сим действием в водах ветхого человека и восстанию нового ( Рим. 6:34 ; Кол. 2:12 ). Крещаемы были и младенцы: о чем можно заключать из поставления сего таинства на место обрезания, из крещения целых домов, из учения писателей последующего времени. Ириней (Lib. 2. с. 39) пишет: Christus omnes venit per se ipsum salvare. Omues, inquam, qui per Eum renascuntur in Deum, infantes in parvulos et pueros et juvenes et seniores. Renasci – здесь означает по сличению сего слова с другими местами его сочинения regenerari per baptismum. Писатели ранее Иринея говорят вообще о необходимости крещения для спасения каждого, откуда можно заключить и о младенцах. Писатель трех книг, известных под именем Ермы, в одном видении представляет апостолов по отшествии из мира идущими крестить ветхозаветных святых: только водой они могут достигнуть покоя, говорит он (Lib. 3 Simii., 9, n. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

6 Диалог с Трифоном иудеем (рус. пер.: Святой Иустин Философ и Мученик. Творения). 7 Против ересей (рус. пер.: Святитель Ириней Лионский. Творения . М., 1996). 8 Псевдо – Иустин . Cohortatio ad gentiles, 8. 9 Ср. Псевдо – Иустин . Cohortatio ad gentiles, 8; Святой Иустин Мученик. Dialogus, 85. 10 Ср. Татиан . Oratio adv. Graecos, 29 (Речь против эллинов, рус. пер.: Ранние Отцы Церкви. Антология); Святитель Феофил Антиохийский . Ad Autolyc., II.9; Тертуллиан . Apolog., 20 (Апология, рус. пер.: Отцы и Учители Церкви III в. Антология. Т. 1. М., 1996); De pudicitia, 21. 11 Исключение составляет святитель Ипполит Римский, у которого этот термин встречается два раза (в отрывке De universo (О мире), 130–131 — по отношению к пророкам, и в In Canticum canticorum (Толкование на Песнь песней), V.3 — о Священном Писании в целом). 12 Об женском убранстве (рус. пер.: К. С. Ф. Тертуллиан. Избранные сочинения . М., 1994). 13 См. I Cor., 4.1; 14.4; 17.3; 23.5; 34.6 и др. 14 См. Epist., 4.7b; 5.4a; 6.12a; 11a; 13.2a и др. 15 См. Dialogus, 23.4; 37.4; 56.12; 56.8; 65.2 и др. 16 См. 4.1 (рус. пер.: Писания Мужей Апостольских). 17 См. Ep. 1.5; 2.12. 18 См. 7.4 (рус. пер.: Писания Мужей Апостольских). 19 См. Святитель Ипполит Римский. De Christ. et antichr., 1 (О Христе и Антихристе, рус. пер.: Отцы и Учители Церкви III в. Антология. Т. 2. М., 1996). 20 См. Святитель Климент Римский . I Cor., 43.1; 45.2; Святитель Поликарп Смирнский . Ad Philip., 12.1 (Послание к Филиппийцам, рус. пер.: Писания Мужей Апостольских); Святитель Ипполит Римский . Contra Noetum (Против Ноэта), 9. 21 См. святитель Климент Римский в цитате у Евсевия Кесарийского, Hist. Eccl., IV.23.12 (Церковная история, рус. пер.: Евсевий Памфил . Церковная история. М., 1993). 22 Святитель Ипполит Римский . De Christ. et antichr., 1. 23 См., например, Святой Иустин Мученик . I Apol., 31; Dialogus, 68; Псевдо – Иустин . Cohort. ad gentiles, 13; Святитель Ириней Лионский . Adv. Haeres., III.31. 24 Послание к Филадельфийцам (рус. пер.: Писания Мужей Апостольских).

http://azbyka.ru/uchenie-o-bogoduxnovenn...

678 См.: Irenaeus. Adv. haer. 1, 1, 1:23–28. SC 264 (на греч. яз.: 1, 1, 1:21–25. TLG 1447/1). Рус. пер.: «Из Слова и Жизни чрез сочетание произошли Человек и Церковь . И это есть родоначальная осмерица, корень и начало всех вещей, которая названа у них четырьмя именами, именно Глубина, Ум, Слово и Человек» (Св. Ириней Лионский . Творения. СПб., 1900. С. 22). 680 См.: Irenaeus. Adv. haer. 1, 5, 4:69–72. SC 264 (на греч. яз.: 1, 1, 10:10–13. TLG 1447/1). Рус. пер.: «Далее они учат, что от печали произошли духи злобы; отсюда получили бытие диавол, которого называют они и миродержителем, бесы и ангел и всякое духовное злобное существо (κα πσαν τν πνευματικν τς πονηρας πστασιν)» (Св. Ириней Лионский . Творения. С. 34). 681 См.: Irenaeus. Adv. haer. 1, 6, 2:24–42. (на греч. яз.: 1, 1, 11:23–40). Рус. пер.: «Душевные же люди обучены в душевном: такие люди опираются на дела и простую веру и не имеют совершенного знания. Это, говорят, мы принадлежащие к Церкви. Потому-то, как объявляют, и необходимы нам добрые дела, ибо иначе невозможно спастись. О себе же самих решительно полагают, что во всяком случае и непременно спасутся не посредством дел, но потому, что они по природе духовны. Ибо, как перстному невозможно стать причастным спасения (ибо, по словам их, не способно к спасению), так опять духовное, каким почитают себя самих, не может подвергнуться тлению, до каких бы деяний ни низошли они. Ибо как золото, положенное в грязи, не теряет своей красоты, но сохраняет природные свои качества, и грязь не может ничего дурного причинить золоту: так и они, по их словам, до каких ни унизятся вещественных деяний, ни малого не потерпят вреда и не утратят духовной сущности (μηδ ποβλλειν τν πνευματικν πστασιν)» (Св. Ириней Лионский . Творения. С. 36–37). 682 См.: Irenaeus. Adv. haer. 1, 14, 2:60–66. SC 264 (на греч. яз.:1, 8, 3:1– 8. TLG 1447/1). Рус. пер.: «Стихия дельта заключает в себе пять букв: саму дельту, епсилон, ламбду, тау, и альфу; и эти буквы в свою очередь пишутся другими буквами, а те другие ещё иными. Посему, если весь состав дельты ( πσα πστασις το δλτα) простирается в бесконечность, так как от одних букв нарождаются другие, и одни непрерывно следуют за другими, то во сколько больше той стихии такое море букв?» (Св. Ириней Лионский . Творения. С. 63).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уже Климент Александрийский видит в словах Моисея о пришествии пророка после него (Втор 18. 15, 19) «пришествие совершеннейшего Педагога, Логоса» ( Clem. Alex. Paed. I 7); и в дальнейшем эти стихи христ. толкователи в противовес иудейским комментаторам относили не к Иисусу Навину (что противоречит Втор 34. 9-11 и Числ 12. 6-8), а к Иисусу Христу ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. I 1; ср.: Cyr. Hieros. Catech. XII 17). Описание ритуального заклания жертвенной телицы за убийство человека старейшинами и священниками (Втор 21. 1-7), по мнению Кирилла Александрийского, прообразует осуждение на смерть Иисуса Христа за грехи людские (PG. 69. Col. 645-649b). Среди установлений о праздновании Пасхи есть повеление Господа о заклании Пасхи «из мелкого и крупного скота» (Втор 16. 2); блж. Августин соотносит эти строки с праведными и грешными, под к-рыми он понимает человеческую природу Христа, искупившего и тех и других ( Aug. Quaest. in Deut. 24). Согласно Феодориту Кирскому, стих: «Веселитесь, язычники, с народом Его [и да укрепятся все сыны Божии]» (Втор 32. 43) - прикровенно указывает на служение ангелов во время земной жизни Спасителя: при Его рождении (Лк 2. 13-14), во время искушения в пустыне (Мф 4. 11), после Воскресения (Лк 24. 4-5) и Вознесения (Деян 1. 10-11) (Quaest. 42). Для свт. Иринея Лионского слова «жизнь твоя будет висеть пред тобою» (Втор 28. 66) напоминают о крестных страданиях Иисуса Христа (Adv. haer. I 81). Среди святоотеческих толкований можно выделить места, прообразовательно изображающие Церковь Христову, подчеркивающие значение избранного народа в истории спасения и преходящую силу законодательства Моисея. Участь пленной жены и правила обращения с ней (Втор 21. 10-14), согласно свт. Кириллу Александрийскому, символизируют историческую судьбу евр. народа и синагоги (PG. 69. Col. 649c - 651b), жертвенные камни, воздвигнутые израильтянами у горы Гевал, при переходе через Иордан, на к-рых были написаны слова закона (Втор 27. 1-8), символизируют апостолов и святых Церкви (PG. 69. Col. 664d - 669b). Прощение долгов в 7-й, юбилейный год (Втор 15. 1) указывает на дарование прощения и оставление грехов всем грешникам в конце времен во Христе (PG. 69. Col. 676b). Повеление Моисея положить книгу закона «одесную ковчега завета Господа, Бога вашего» (Втор 31. 26) подтверждает преходящий характер закона и ожидание откровения нового, совершенного закона заповедей Христовых (PG. 69. Col. 676с; ср.: Iren. Adv. haer. IV 16. 2). Слова прор. Моисея: «истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим» (Втор 33. 3), согласно блж. Августину, могут быть обращены исключительно к «новому народу, который Господь Христос основывает» (Quaest. 56). Слова из песни Моисея о «народе бессмысленном» (Втор 32. 21), по Оригену, пророчески указывают на буд. призвание др. народов к общению во Христе (Princ IV 1. 3; ср.: Iren. Adv. haer. I 97; Theodoret. Quaest. in Deut. 41).

http://pravenc.ru/text/160983.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010