Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИАН [греч. Κλαυδιανς; лат. Claudianus] (VII в. (?)), мч. Персидский (пам. визант. 5 апр.). Согласно болландистам , небольшое сказание о нем сохранилось в визант. минеях, которые содержатся в 2 рукописях: одна хранится в Национальной б-ке Турина, другая - в миланской б-ке Амброзиана. К. был персом, происходившим из христ. семьи. Он жил, вероятно, во времена персид. шаханшаха Хосрова II (590-628). Стал монахом в 30 лет, вняв евангельскому призыву следовать за Христом. Во время гонения на христиан братия мон-ря, где подвизался К., покинула обитель, спасаясь от расправы. К. остался один, желая принять мученический венец. Название мон-ря неизвестно, скорее всего он находился в г. Нисибин или в его окрестностях. К. схватили и привели на суд к префекту Нисибина, к-рый заставлял его принять зороастризм. К. отказался и был обезглавлен. Текст этого рассказа, переведенный на латынь, помещен под 5 апр. в «Acta Sanctorum» . Ни в вост., ни в зап. синаксарях и мартирологах К., мч. Персидский, не упоминается. Но мученик по имени Клавдиан фигурирует сразу в нескольких дружинах, чья память отмечается помимо др. дней и 5 апр. Первая группа мучеников (см. ст. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий (Клавдиан), Диодор (Диоскор), Серапион (Сарапион), Папий ), по данным греч. источников, пострадала в Коринфе в сер. III в., по данным лат. источников - в Диосполе (Египет). Вторая группа (см. ст. Виктор, Викторин, Клавдиан и Васса ) приняла мученичество в Никомидии, вероятно, во время гонений на христиан имп. Диоклетиана ; их основной день памяти, указанный в зап. мартирологах,- 6 марта. Третья группа (см. ст. Папий, Диодор, Конон и Клавдиан ), содержащая неск. имен, к-рые есть и в 1-й группе, пострадала в Памфилии при имп. Деции . Существовал ли К., мч. Персидский, или появление самостоятельного сказания о нем - результат редупликации имени мученика, включенного в одну из вышеперечисленных дружин, установить на основании имеющихся в наст. время материалов невозможно. Ист.: ActaSS. Apr. Vol. 1. P. 400. Лит.: Sauget J.-M. Claudiano//BiblSS. Vol. 4. Col. 10-11; idem. Claudiano e compagni//Ibid. Col. 11. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841191.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНКОРДИЙ [лат. Concordius] († 175 (?)), сщмч. Сполетийский (пам. 4 июня; пам. зап. 1 янв.). Согласно анонимному Мученичеству, К. жил в Риме во время правления имп. Антонина Пия (138-161). Он происходил из знатной благочестивой семьи. Его отец, по имени Гордиан, был пресвитером и воспитал сына в христ. вере; они вели аскетическую жизнь и раздавали милостыню нуждающимся. Еп. (папа) Римский свт. Пий I (142 или 146-157 или 161) рукоположил К. во иподиакона. Желая избежать гонений на христиан, К. попросил у отца разрешения отправиться к своему родственнику Евтихию, проживавшему на Соляной дороге (Виа-Салария), недалеко от г. Требула (к северо-востоку от Рима). Там К. и Евтихий проводили время в посте и молитве и исцеляли мн. болящих, благодаря чему они приобрели славу в народе и слух о них достиг тусского эпарха Торквата (правитель Этрурии, жители к-рой назывались тусками), жившего в г. Сполетий (ныне Сполето). Он арестовал К. и пытался уговорить его принести жертву языческим богам, но мученик был непреклонен. Тогда его подвергли бичеванию и заключили в темницу. Ночью к нему пришли Евтихий и свт. Анфим , еп. Итерамны (ныне Терни) и Сполетия (пам. зап. 21 февр., 18 июня), к-рый был другом Торквата. Он убедил эпарха отпустить узника. К. прожил у епископа нек-рое время и был рукоположен им во иерея. Затем Торкват снова арестовал К. и призывал его принести жертву Зевсу, ожидая, что тот изменит свое мнение. Выслушав отказ святого, Торкват повелел привязать его к позорному столбу, но, поскольку и эта мера не возымела действия, его заточили в темницу, заковали в кандалы и оставили без пищи, намереваясь уморить голодом. Ночью К. явился ангел и укрепил его в вере. Через 3 дня Торкват приказал 2 воинам сказать К., чтобы он принес жертву Зевсу, иначе ему отсекут голову. К. вновь мужественно исповедал христ. веру и плюнул на идол Зевса. Один из воинов в гневе извлек меч и обезглавил мученика. Два священнослужителя похоронили К. рядом со Сполетием, в месте, изобилующем подземными ключами. Мн. больные и одержимые бесами получили исцеление у гроба сщмч. К. Вероятно, Мученичество было составлено в более позднее время, поскольку имеет хронологические ошибки (при Антонине Пии не было гонений), поэтому его содержание нельзя считать полностью достоверным. В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония память сщмч. К. указана под 1 янв. В Элладской Православной Церкви его память отсутствует. Мученичество, приводимое свт. Димитрием (Савичем (Туптало)), митр. Ростовским, основано на сказании, содержащемся в Acta Sanctorum. Ист.: ActaSS. Ian. Vol. 1. P. 9-10; MartRom. Comment. P. 1-2. Лит.: ЖСв. Июнь. С. 79-83; Amore A. Concordio//BiblSS. Vol. 4. Col. 142. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)

http://pravenc.ru/text/1841936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК († 1643), нмч. (пам. греч. 14 мая). Святой род. на о-ве Крит. Его отец после смерти жены переселился с сыновьями в Смирну. М. не выдержал жестокого обращения отца и решил стать янычаром. Его усыновила бездетная тур. чета, и он принял ислам с именем Мустафа. Через 4 года юноша раскаялся в своем вероотступничестве, уехал из османских владений на принадлежавший венецианцам Закинф, а затем на Крит, где в посте и молитве подвизался в мон-ре Топлу . Однако его душа горела желанием принять мученичество за Христа. М. отправился в К-поль и открыл свои помыслы дидаскалу, протосинкеллу и церковному писателю Мелетию Сиригу . Получив наставления и взяв благословение на мученический подвиг, М. вернулся в Смирну и исповедал себя христианином. Его привели к судье, бросили в тюрьму, подвергли пыткам. Тем не менее М. не отрекся от правосл. веры. Судья велел обезглавить новомученика. Христиане похоронили его тело в ц. св. Фотинии, и на этом месте стали происходить исцеления. Канон в честь М. c его кратким Житием составил Мелетий Сириг. Эти сведения были использованы прп. Никодимом Святогорцем при составлении «Нового Мартирология». Мученичество М. написал находившийся в то время в К-поле иезуит Исаак д " Ольтри, и оно было включено в только что вышедший том «Acta Sanctorum» (ActaSS. 1644. Mai. T. 5. P. 237). Греч. Мученичество М. содержится в рукописи Ath. Esph. 2142 (129). В нач. XXI в. молебные каноны М. были составлены Х. Бусьясом и кафигуменией Исидорой Агиерофеитиссой. Ист.: ΝΜ. 1856. Σ. 67-68. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 142; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 3. Σ. 337-339; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 304; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσ., 19963. Σ. 529-531; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 88; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2007. Τ. 9: Μος. Σ. 168-169; Χρυσστομος (Παπαδκης), ρχιμ. Κρητικ Παρακλητικ. Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου, Αγιον Ορος, 2015. Τ. 2. Σ. 7-29. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562194.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОДА [Лат. Oda] (ок. 680 - ок. 726), отшельница, дева Родская (пам. зап. 27 нояб.), шотландка или ирландка по происхождению. Покровительница голл. г. Синт-Уденроде. Возможно, принцесса, дочь легендарного Евгения VII, кор. Шотландии (очевидно, кор. Эогана (698-715)). Слепая от рождения. Родители для исцеления дочери приглашали врачей, ездили в паломничество по св. местам, но ничего не помогало. Ок. 714 г., когда мощи св. Ламберта были перенесены в Леодий (ныне Льеж), об этом узнали родители О. и отправили ее поклониться мощам святого. Проведя там ночь в молитве, под утро О. заснула, обессилев. Проснулась она уже зрячей. Там же О. дала обет посвятить свою жизнь Христу. Когда она вернулась домой, отец решил выдать ее замуж. О. сбежала вместе со своей кормилицей в Рим. Там она поклонилась могиле апостолов Петра и Павла и нашла неподалеку посох из тростника. После О. подвизалась в лесах в местности Токсандрия (ныне Де-Кампен, на границе Франции, Бельгии и Нидерландов, бывш. часть Сев. Брабанта). Вместе с кормилицей они построили хижину в лесу и беспрерывно молились. Но их уединенное место выдали сороки, кружившие над домом, и отшельницам пришлось уйти, т. к. их стали посещать крестьяне из соседней деревни. Они перешли в вересковую пустошь около Верта (совр. пров. Лимбург). Здесь их едва не нашел отец девушки, искавший О. по всей Европе. Птицы преградили путь отряду короля и напали на него и его свиту. Из-за этого О. пришлось опять сменить место отшельничества. Она перешла (кормилица к тому времени уже умерла) в лес около дер. Роде, построила дом и прожила там до кончины. В момент ее смерти произошло чудо: в небо от крыши хижины ударил яркий столп света, привлекший внимание окрестных жителей. Святую похоронили на том же месте в деревянном саркофаге, выдолбленном из ствола дерева. Позже саркофаг заменили каменным. На могиле О. стали происходить чудеса. Между 1098 и 1106 гг. магистр Арнольд Родский перенес ее мощи из леса в церковь, построенную незадолго до этого. Согласно Житию, от мощей О. распространялось благоухание. Ист.: Acta sanctorum Belgii selecta/Ed. J. Ghesquière. Brux., 1794. T. 6. P. 622-635; AnBoll. 1958. Vol. 76. P. 65-117; BHL, N 6263. Лит.: Vuyst M., de. Oda//BiblSS. 1967. T. 9. Col. 1093-1096; Mulder-Bakker A. B. The Invention of Saintliness. L., 2002. P. 53; eadem. Gendering Medieval Martyrdom//More Than a Memory: The Discourse of Martyrdom and the Construction of Christian Identity in the History of Christianity/Ed. J. Leemans. Leuven etc., 2005. P. 221-239; eadem. Anchorities in the Low Countries//Anchoritic Traditions of Medieval Europe/Ed. L. H. McAvoy. Woodbridge, 2010. P. 22-42. И. М. Косов Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2578179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРИПСАВ [греч. Βαριψαββς, Βαρυψαββς, Βαρυψαβς или Βαρυζαβς] (I-II вв.?), мч. (пам. 10 сент.), пустынник, хранитель Крови Христовой. По преданию, некий праведник по имени Иаков, присутствовавший при распятии Спасителя, собрал в сосуд, сделанный из тыквы, Кровь и воду, к-рые истекли из ребра Господа. Чтобы скрыть святыню от нечестивых, Иаков сверху наполнил сосуд маслом; от его содержимого происходили исцеления и чудеса. После смерти Иакова сосуд перешел к 2 отшельникам. Один из них перед своей кончиной передал святыню В., возможно сирийцу, позже подвизавшемуся в местности Каттара Сухрейская (греч. Σουχρεν), предположительно расположенной в Персии. Перед смертью В. вручил сосуд своему ученику. Автор жития В., опубликованного в Acta Sanctorum (BHG, N 238), неизвестен. Сказание о хранителях Крови Спасителя помещено в Минологий Василия II (X в.), где рассказывается также о мученичестве В. Некие злодеи, наслышанные о чудесах и исцелениях, происходящих от скрытой в сосуде Крови Христовой, решили завладеть святыней, чтобы использовать ее в корыстных целях. Напав ночью на В., они убили его, однако не нашли в сосуде то, что искали. Согласно Никодиму Святогорцу , в сосуде, хранителем к-рого был В., содержались кровь и вода, к-рые истекли из иконы Спасителя, находившейся в Берите (совр. Бейрут), когда иудеи пронзили на ней Его ребро. Сказание о «Чуде в Берите» (BHG, N 780) приписывается Афанасию I Великому , Патриарху Александрийскому, однако, согласно Римскому Мартирологу, это чудо произошло в 765 г.; кровь от иконы Спасителя в Берите была перенесена в К-поль в X в. визант. имп. Иоанном I Цимисхием . Церковь, посвященная В. и построенная в VIII или XII в., находилась в зап. части К-поля недалеко от Ксиролофа. Ист.: BHG, N 238; ActaSS. Sept. T. 3. P. 494-501; PG. 117. Col. 40; SynCP. Col. 32-33. Лит.: Bardy G. Barypsabas//DHGE. T. 4. Col. 1057-1058; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 656; Janin. Églises et monastères. P. 57-58; ЖСв. Сент. С. 234; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 365-366, 421-422; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 73. О. Н. Заец Гимнография Память В. указывается в ряде визант. и слав. календарей, обычно без богослужебных указаний ( Типикон Великой церкви , IX-XI вв., Охридский Апостол , кон. XII в., и др.). В греч. рукописях встречается канон В. с акростихом: «Τν σν παιν, παμμκαρ, θεαν χριν. Ιωσφ» (Твою хвалю, всеблаженный, божественную благодать. Иосиф), ирмос: «Υγρν διοδεσας σε ξηρν» (        ), нач.: «Τν σν παινοντες χαρμονικς, θεσοφε, χριν» (Твою хваля радостно, богомудре, благодать) (AHG. T. 1. P. 178-184). Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154143.html

Пуденциана Римская, св. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Пуденциана Римская, св. - житие Эта страничка относится к разделу   Пуденциана Римская, св. Пуд (Пуденс), Пракседа и Пуденциана Римские (ок. 67). Отец и двое его дочерей. Латинское “пуденс” означает “почтенный”, “целомудренный”, имя Праксиды происходит от греч. “праксис” - “действие” (“деятельная”). По преданию, Пуд — один из 70 апостолов, упоминается в 2 Тим. 4, 21. Пуд был римским сенатором и в своем доме дал место для собраний христиан, на которых священнодействовал сам апостол Петр. С VI в. в Риме соединили память о древних девах, ухаживавших за христианами, заключенными в тюрьму, погребавшими мучеников, с памятью о Пуде, предположив, что они были его дочерьми и сестрами друг другу (хотя предание относит мученическую кончину Пракседы к концу II столетия). С конца V в. известен римский храм Сан Прасседе, посвященный Пракседе и стоящий, по преданию, на месте её (св. Карл Борромео молился здесь и участвовал в реставрации храма). На улице Патрициев стоит по сей день церковь Пуденциана, сооруженная в 390-х гг. над развалинами терм II в. Св. Пуденцианы предания отождествляло также с некоей Потенцианой, чьи останки были похоронены среди христиан в римской катакомбе Присциллы. Acta Sanctorum, май, т. 4. Комиссия, назначенная папой Бенедиктом XIV, сочла житие этих святых абсолютно вымышленным. Память 19 мая (Пуда с Пуденцианой), Пракседы 19 июля (нет, у того же Батлера 21 июля!), Пуда 15/28 апреля и с 70-ю 4/17 декабря. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Пуденциана Римская, св. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3266

Corrigenda et addenda Стр. II прим. Ср. ibidem, стр. 253–256, 304 и друг. 8 прим. строка 4 напечатано: ψαλμωδα, должно читать: ψαλμωδα. 20 прим. 2 напечатано προσαγινωσκομνου, должно читать προσαναγινωσκομνου. 21 напеч. competus, должно читать: completus. 22 прим. 2 стр. 3 нап. стр. 173–182, д. ч. 199–212. 25 прим. 1 (§ 16) нап. четверг, д. ч. – среду. 27 прим. 1 нап. διακανσμου, д. ч. – διακαινησμου. 31 нап. 18 кафизмы, д. ч. –17 кафизмы. 36 нап. в 3-ей же оно названо просто чтением дня, д. ч. – в 3-ей же указывается слово Богослова. «Воскресения день». 37–38 прим. 1 Страница из курского фрагмента (за 11–12 июня) воспроизведена фототипически в «Приложении» к исследованию прот. Лисицина «Первонач. сл. – русск. Типикон (СПБ. 1911), стр. 42. 45 прим. 1 Слово Дамаскина «Брашн различныя» в русском пер. напеч. в Хр. Чт. 1827 г. за апрель–июнь (изд. 2-е 1833 года), стр. 301–341. 47 прим. 3 Слово Андрея Критского нап. в русском пер. в Хр. Чт. за 1826 г. (ч. XXII), стр. 5–39. 47 прим. 6-е ошибочно помечено вторично цифрою 5. 48 прим. 1. Слово Златоуста о предании Иудином нап. в слав. пер. у Миклошича, Monumenta, стр. 302–317, равно как и у Северьянова, Супрасльская рукопись, I, стр. 405–424. 49 нап. сло нг д. ч. сло н2 . 51 прим. 2 стр. 6 и 9 нап. 330, д. ч. 333. 54 прим. 3. нап. t. XXV, д. ч. – t XXXV. прим. 8. Слово с именем Василия Великого в слав. пер. по сербской рук. XV в. нап. в Прав. Собес. 1889 г. ч. III, стр. 513–530. 55 прим. 4 нап. ‘Επελθεν д. ч. – ‘Εμελλε. 56 прим. 7. Когда настоящий лист нашей работы был уже напечатан, слово на перенесение мощей св. Феодора Студита и Иосифа Фессалоникийского было издано в Analecta Bollandiana t. XXXII f. I (1913); начало: Εκτω ν τις μν γκαλσειεν. 57 прим. 4 нап. Acta Sanctorum, Juni t. IV, p 731–735, д. ч. – Acta Sanctorum, Juni t IV, p. 736–739. 59–60 прим. 6 нап. второе из этих слов (Дмитриевский, Τυπικ, стр. 488), д. ч. второе из этих слов (Дмитриевский, Τυπικ стр. 488) на самый праздник, а первое – на отдание – 23 августа (Τυπικ, 493).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

См. Acta Sanctorum. Junius. T. 3. Venezia, 1743. P. 15-37; ссылки на другие версии или рукописные копии (при этом, естественно, в них не исключены и разночтения) см. в: Bibliotheca Hagiographica Latins. T. 1. Bruxselles, 1992. P. 271-272, n. 1801-1814; Bibliotheca Hagiographica Greaca. T. 1. Bruxselles, 1957. P. 111, n. 313y-318c; Bibliotheca Hagiographica Orientalis. Bruxselles, 1954. P. 46-47, n. 193-194. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae. Mensis Julius//Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 821; еще см. такие же показания в Типиконе Великой церкви X века (J. Mateos. Le Typicon de la Grande Église. T. 1. Roma, 1962. P. 338). Theodorus Iconii Episcopus. In martyrium sanctorum Ciryci et Julittae, 2//PG 120. Col. 168; хотя Феодор говорит о повреждении или искажении еретиками сказания о мучениках, однако такое обвинение надо оценивать, скорее, как полемический выпад, целью которого было представить Кирика и Иулитту в ортодоксальном свете, устранив все неподходящие элементы (о которых теперь нам ничего неизвестно, так как у нас имеется лишь православные версии Мученичества). Это наименование, которое многими исследователями прилагается к Кафолической церкви периода поздней античности и раннего средневековья. Лат. - XVI Kalendas Jul., то есть «шестнадцатый день перед июльскими календами», то есть в нашем исчислении 16 июня. Латинский текст: Antiochia sanctorum Cirici et Iulittae matris eius et cum eis CCCCIIII martyrum. (приводится по критическому изданию, сопровождаемому комментариями, в Acta Sanctorum. November. T. 2, pars 2. Brussels, 1931 (p. 321). Делеэ указывает еще на несколько областей почитания святого Кирика, которое все больше и больше ширилось с каждым веком. В частности, исследователь говорит о Палестине, Понте, Лидии, Италии и др. (Acta Sanctorum. November. T. 2, pars 2, idem); см. еще об этом же у архиепископа Сергия в: Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 3. М., 1997. С. 271. См. указания на все эти календари, хотя и без пометок, что речь идет только о святом Кирике, в: Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 2. М., 1997. С. 213; при этом нельзя совсем исключить вероятность того, что в этих календарях их составителями подразумевался какой-то другой мученик Кирик.

http://bogoslov.ru/article/971453

То есть речь идет, как и в случае с Маркианом Иконийским, все о том же мученике по имени Маркиан «из города Томы». При этом показания Сирийского мартиролога нужно считать решающими в решении обсуждаемого вопроса, так как на сегодняшний день этот письменный документ является наиболее древним свидетельством о существовании и почитании святого в христианских общинах IV-V веков. Мотивы же локализации мученичества Маркиана в греческих литургических текстах в Иконии Ликаонийском остаются не совсем понятными. Самое естественное в данном случае это допустить, что в указанном городе могли почитать святого Маркиана из Том, и/или в нем могла существовать церковь в честь него. Выше описанный гипотетический процесс трансляции и трансформации календарного указания о дне памяти святого мученика Маркиана (а местами и нескольких святых, с ним связанных) может показаться несколько фантастической, где-то надуманной. Однако, с одной стороны, опора на древние литургические письменные памятники, а с другой, факт очень позднего свидетельства о церковном чествовании Маркиана Иконийского, вынуждает нас усомниться в точности места - город Иконий, а вместе, с большой долей вероятности, предположить совершенно другую дату памяти для этого святого - прежде всего, ту, что указана в Сирийском месяцеслове. Хотя при этом приходится помнить и о двух датах памяти Маркиана, пострадавшем «в городе Томы», в указанном литургическом тексте, но это, думается, не должно вызывать сколько-нибудь серьезных недоразумений, а скорее свидетельствовать о широком почитании в ряде восточно-христианских общин уже как минимум в IV веке воспоминаемого сегодня мученика. Возможно, здесь (как во многих других житийных повествованиях о пытках) имеется в виду порка кнутом, на концах ремней которого были вшиты всевозможные мелкие железные предметы - шарики, цилиндрики и проч.; многочисленные удары таким кнутом разрывали не только кожные покров, но и мышечную ткань подвергаемого пытке. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae. Mensis Iulius//Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 813. Цитаты и ссылки см. в: J.-M. Sauget. Marciano, martire di Iconio//Bibliotheca Sanctorum. Vol. 8. Roma, 1968. Col. 690-691; J.-M. Sauget. Marciano, Nicandro, Apollonio e X compagni//Ibid, p. 696-699. Martyrologium Vetustissimum Hieronymi Nomine Insignitum. Mensis Julius. V Idus Jul. (приводится по: Acta Sanctorum. November. T. 2, pars 2. Brussels, 1931. P. 368. В версии Мартиролога, помещенной в Migne Patrologia Latina (см. PL 30. Col. 480) в данном месте стоит название города Сирмиума (Syrmium), действительно места казни очень многих христиан, однако это явно слишком упрощенная и ничем необоснованная конъектура рассматриваемого фрагмента Мартиролога.

http://bogoslov.ru/article/954529

в: А. П. Лебедев. Эпоха гонений на христиан. М., 1994. С. 245-260; еще см. более краткое изложение проблемы и ее частного решения в: В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви в 4-х томах. Т. 2. М., 1994. С. 133-137. См. описания в: Евсевий Кесарийский. Церковная история, 7.1-4,10-11. Евсевий Кесарийский. То же, 7.16. По изданию: Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. Histoire ecclésiastique/Texte grec de E. Schwartz, G. Bardy. Trad. et notes par G. Bardy. Index par Pierre Périchon. Paris, 1952-1960. 4 t. (SC; 31, 41, 55, 73). В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви в 4-х томах. Т. 2. М., 1994. С. 137. О переводе и самом Руфине см. Patrology, in 5 vol. Vol. 4. Wetminster, Maryland, 1986. P. 246-254. Перевод автора заметок; латинский текст: «...Honorem quem martyri detulit continuo ipse martyr adsequitur» (приводится по: Acta Sanctorum. November. T. 2, pars 2. Brussels, 1931. P. 124). Наименование, данное Евсевию по аналогии с прозвищем Геродота «отец истории». См. А. Ткаченко. Дюшен Луи//Православная энциклопедия, т. 16. - М., 2007. - Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.pravenc.ru/text/180839.html См. Acta Sanctorum. November. T. 2, pars 2. Brussels, 1931. P. 123-127. Ado Viennensis. Martyrologium. Martius//PL 123. Col. 235. См., например, указания и ссылки в: Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 2. М., 1997. С. 238. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/1063716

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010