[Юлия; лат. Iulia; франц. Jule, Jules], мц. (пам. зап. 21 июля), пострадавшая в г. Трикассы (ныне Труа, Франция). Основной источник сведений об И.- ее Мученичество (BHL, N 4518), известное в неск. редакциях. Ранняя редакция Мученичества сохранилась в рукописи кон. VIII-IX в. (Montpellier. École de Médecine. 55. Fol. 101-102v; сб. житий святых происходит из ц. св. Стефана в Отёне; описание см.: AnBoll. 1915/1916. T. 34/35. P. 251-254; поправки: Straeten. La Passion. 1962. P. 362-363). Ж. Верден и болландист Ж. ван дер Стратен указали еще 6 рукописей X-XIV вв., в к-рых содержатся более поздние редакции произведения. Мученичество И. впервые опубликовано Н. Камюза ( Camuzat N. Promptuarium sacrarum antiquitatum Tricassinae dioecesis. Augustae Trecarum, 1610. P. 381-384), в 1727 г. текст был перепечатан болландистом Ж. Б. дю Солье в «Acta Sanctorum» . Текст Мученичества И., опубликованный Камюза, в нек-рых деталях расходится с рукописными редакциями. В частности, в публикации утверждается, что смертный приговор мученице вынес имп. Аврелиан (270-275). По мнению ван дер Стратена, это добавление мог сделать Камюза, готовивший текст к публикации. Ж. ван дер Стратен всесторонне исследовал и опубликовал текст Мученичества с учетом всех известных к сер. XX в. рукописей ( Straeten. La Passion. 1962). Он выделил 2 редакции Мученичества. Редакция А (известна по единственной рукописи, хранящейся в Монпелье) является более ранней, однако сохранность текста издатель признает неудовлетворительной из-за «варварского» языка, обилия грамматических ошибок и стилистических погрешностей, нек-рые выражения в рукописном тексте не вполне понятны «либо по вине переписчика, работавшего небрежно и пропускавшего слова, либо из-за вмешательства безграмотного редактора». Более поздняя редакция В, к-рая отличается от ранней версии наличием риторических вставок, опубликована ван дер Стратеном по рукописи Paris. lat. 17002 (легендарий из мон-ря Муасак; кон. X в.). Этот текст Мученичества И. без значительных изменений распространялся в рукописях до кон. XIV в.

http://pravenc.ru/text/1237885.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЭТАН СТАРШИЙ [Байтене, Баэдан; древнеирл. baetán, Baedán, Baithéne, Baoethin Mór McBrenaron; лат. Baithinus, Baitheneus] (536, Ирландия - 9.06.598, о-в Айона, британия), св. (пам. зап. 9 июня). Бэтан (видимо, уменьшительное прозвище от ирл. báeth - простак) - имя неск. ирл. святых раннего средневековья, сведения о к-рых чрезвычайно скудны. В «Донегольском мартирологе» (поздней компиляции, вобравшей мн. ирл. мартирологи) представлено не менее 15 святых с этим именем, в то время как в более раннем ирл. календаре (Félire Oengusso Celi De=The Martyrology of Oengus the Culdee, кон. VIII - нач. IX в.) многие не упоминаются. Наиболее известным среди них является Б. С. (наст. имя Конин). Он происходил из королевского рода, владевшего землями в сев.-зап. Ирландии (совр. графство Донегол). Согласно преданию, был двоюродным братом и воспитанником св. Колумбы ; его имя стоит первым в списке 12 учеников Колумбы, отправившихся вместе с учителем в 563 г. из Ирландии на о-в Айона (один из Внутренних Гебридских о-вов у зап. побережья Шотландии), где Колумба стал настоятелем основанного им мон-ря Иона . Б. С. упоминается в Житии св. Колумбы, написанном св. Адамнаном . Согласно «Актам ирландских святых», Б. С. был аббатом мон-ря на о-ве Тайри недалеко от о-ва Айона, а после кончины своего духовного наставника стал настоятелем мон-ря Иона. По преданию, св. Колумба в последний день жизни доверил ему продолжить свои оставшиеся незавершенными труды. Б. С. предсказал, что умрет в тот же день и месяц, что и его учитель. Адамнан сообщает, что Колумба умер 9 июня 597 г., в воскресенье, а кончина Б. С., согласно его житию (к-рое М. Херберт считает ранним и достоверным ( Herbert. Р. 36-39)), произошла в понедельник; это позволяет датировать кончину Б. С. 598 годом. Ист.: ActaSS. Jun. T. 4. P. 234-235; BHL. N 896; Colgan J. Triadis thaumaturgae. Lovanii, 1647. P. 458-469; O " Clery M. The Martyrology of Donegal/Ed. J. H. Todd et W. Reeves. Dublin, 1864. P. 162; Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 274; Acta Sanctorum Hiberniae: ex codice Salmanticensi. Edinb., 1888. P. 871-878; The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. Dublin, 1984. P. 139, 146; Vitae sanctorum Hiberniae/Ed. C. Plummer. Oxf., 1910. Portland, 1997r. Vol. 1. P. 159-161; Vol. 2. P. 139, 228; Adomnan. Life of Columba/Ed. and transl. A. O. Anderson, M. O. Anderson. Oxf., 1991.

http://pravenc.ru/text/153769.html

Г.Е. Захаров Сокращения ВДИ – Вестник древней истории. М., 1937–1941, 1946. ПЭ – Православная энциклопедия. М., 2000. AASS Martii – Acta Sanctorum quotquot toto in orbo coluntur, vel a catholicis scriptoribus celebrantur. Martii. Antverpiae, 1668. ACO – Acta Conciliorum Oecumenicorum. Strasburg; Berlin; Leipzig, 1914–1974. Ambros. De fide – Ambrosius Mediolanensis. De fide. Ambros. Ep. – Ambrosius Mediolanensis. Epistulae. Amm. Marcell. – Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt. Ath. Ad Antioch. –Athanasius Alexandrinus. Tomus ad Antiochenos. Ath. Apol. contr. ar. – Athanasius Alexandrinus. Apologia contra arianos. Ath. De synod. – Athanasius Alexandrinus. Epistula de synodis in Arimino et in Seleucia Isaurica. Ath. Ep. ad ep. Aeg. – Athanasius Alexandrinus. Ad episcopos Aegypti et Libyæ epistula encyclica. Ath. Ep. ad Afros – Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros. Ath. Ep. ad Epict. – Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum episcopum Corinthi. Ath. Ep. ad Rufi nianum. – Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Rufi nianum episcopum. Ath. Hist. arian. – Athanasius Alexandrinus. Historia Arianorum ad monachos. Ath. Or. contr. arian. – Athanasius Alexandrinus. Orationes contra Arianos. Aug. Ep. – Augustinus Hipponensis. Epistulae. Basil. Ep. – Basilius Cesariensis Cappadociae (Magnus). Epistulae. Bonif. I. Ep. – Bonifacius I, papa. Epistulae. Caelest. I. Ep. – Caelestinus I. Epistulae. CCSL – Corpus Christianorum. Series latina. 1953. CIL – Corpus Inscriptionum Latinarum. Berlin, 1863. Claud. Claudian. – Claudius Claudianus. Clem. Rom. Ep. I ad Corinth. – Clemens Romanus. Epistula I ad Corinthios. Conl. cum Max. – Aurelii Augustini Conlatio cum Maximino. CSEL – Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Wien, 1866 . CTh. – Codex Theodosianus. Cyprian. Ep. – Cyprianus Carthaginiensis. Epistulae. DHGE –Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques. P. 1912. Diss. Max. – Dissertatio Maximini contra Ambrosium. DTC – Dictionnaire de théologie catholique. P. 1903–1950. 15 t.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Поль Аллар Библиографический указатель Источники Acta primorum martyrum sincera et celecta, publies par Ruinart, Paris 1689. Acta Sanctorum quotquot toto orbe colunter, publies par les Bollan-distes, Anvers et Paris 1643–1894, janvier a novembre, t. I-LX. Ammicn Marcellin, ed. Valois, Paris 1681; ed. Gardthausen, Leipzig 1874–5. Analecta Bollandiana, Bruxelles depuis 1882, t. I-XV. The Apology and Acts of Apollonius, edites par Conybeare, Londres 1894. The Apology of Aristides, editee par Rendel Harris et Armitage Robinson, Cambridge 1891. Augusta historia, Paris 1620; ed. Peter, Leipzig 1865. Corpus inscriptionum graecarum, quatre volumes, Berlin 1828–1877. Corpus inscriptionum latinarum (en cours de publication), Berlin 1863 et suiv., t. I-XV. Corpus juris civilis, ed. Freiesieben, Munich 1789; ed. Krüger-Mommsen, Berlin 1872–7. Corpus juris romani antejustiniani, ed. Böcking, Bonn 1841; ed. Huschke, Leipzig 1861. Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum(en cours de publication), Vienne 1867 et suiv., t. I-XVIII. Doctrina duodecim apostolorum, ed. Funk, Tubingue 1887. Dion Cassius, ed. Valois, Paris 1634; ed. L. Dindorf, Leipzig 1863–5. Eunape, ed. Boissonade, Amsterdam 1822. Eutrope, ed. Zell, Stuttgard 1829; ed. Dietsch, Leipzig 1875. Exempla inscriptionum latinarum, ed. Wilmans, Berlin 1873. Herodien, ed. Bekker, Berlin 1826. Inscriptions chretiennes de la Gaule, editees par Edmond Le Blant, Paris 1856–1865. Inscriptiones christianae urbis Romae saeculo septimo antiquiores, editees par J. B. de Rossi, Rome 1861–1888. Inscriptionum latinarum selectarum amplissima collectio, editees par Orelli et Henzen, Turin 1826 et 1856. Julien, ed. Hertlein, Leipzig 1875–1876. Libanius, ed. Reiske, Oldenbourg 1791–1797. Liber Pontificalis, ed. Duchesne, Paris 1886–1892. Martyrologium hieronymianum, ed. J. B. de Rossi et Duchesne, Bruxelles 1894. Opera Patrum apostolicorum, ed. Funk, Tubingue 1878 et 1881. Panegyrici (a la suite du Pline le Jeune de Casaubon), 1504. The Passion of S. Perpetua, with an Appendix on the Scillitan martyrdom, editee par Rendel Harris, Cambridge 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЗИО Бóзио [итал. Bosio] Антонио (1575, Витториоза, о. Мальта - 5.09.1629, Рим), итал. археолог, основоположник изучения раннехрист. катакомб в Риме (см. также Археология христианская ). В 80-х гг. XVI в. изучал философию и право в Колледжо Романо (Рим), одновременно исследуя древности ранней Церкви, опираясь на труды О. Панвинио , к-рый первым описал кладбища Рима (De ritu sepeliendi mortuos. R., 1569). В 1593 г. Б. с П. Угонио, преподавателем словесности в ун-те Сапиенца, начал изучение катакомб св. Домитиллы на Виа Адреатина. В 90-х гг. XVI в. им были открыты ряд раннехрист. кладбищ в окрестностях Рима: Кириака (Виа Тибуртина), Санти-Пьетро э Марчеллино (Виа Лабикана), Сан-Валентино (Виа Фламиниа), Лучины (под базиликой Сан-Паоло фуори ле Мура на Виа Остиенсе), подземная базилика Санти-Тразоне э Сатурнино (Виа Салариа Нуова). В 1597 г. через кладбище Кириака Б. смог попасть в кубикулу катакомб Сан-Калликсто, в 1601 г.- в катакомбы Сант-Аньезе, а также в Еврейские катакомбы на Виа Номентана с росписями на ветхозаветные сюжеты, в 1608 г.- в катакомбы Сан-Эрмете. Всего им были изучены или открыты более 30 катакомб. Получая сведения от окрестных жителей, Б. осматривал галереи, вход в к-рые был доступен без проведения раскопок. В процессе изучения он устанавливал взаимное расположение камер и коридоров, фиксировал архитектурные особенности, копировал фрески. В результате многолетней работы Б. получил подробную картину подземного некрополя Рима, давшую ценнейший материал для изучения истории ранней Церкви. В 1600-х гг. Б. начал работу над 2 рукописями под общим названием «Деяния и жития святых» (Acta et vitae sanctorum, antiqua monumenta sacra et prophana itemque adversaria variae eruditionis pro illustrando opere de sacris coemeteriis. Ms. Roma. Vallic. Cod. 3-4) и первой версией соч. на лат. языке «Подземный Рим» (Roma sotterranea; сохр. фрагменты по участкам Виа Аурелиана и Виа Корнелиа: Roma. Vallic. G. 5). Полная публикация этой работы задержалась в связи со смертью Б. Рукописи вместе со всем имуществом были завещаны Мальтийскому ордену и изданы особой комиссией ученых, живописцев и архитекторов на итал. языке с более чем 200 иллюстрациями Ф. Фулькаро в 30-х гг. XVII в. под ред. Дж. Северано. В 1651 г. П. Арринги опубликовал дополненное издание книги под названием «Новейший подземный Рим» (Roma subterranea novissima). В XVII-XVIII вв. выходили и др. его издания (напр., Дж. Боттари), но все они уступают изданию 30-х гг. XVII в.

http://pravenc.ru/text/149663.html

Прокопий Кесарийский Список сокращений Источники Геродот – Геродот. История в девяти книгах Пер. Г. А. Стратановского (Памятники исторической мысли). Л., 1972 Т.И. – Прокопий Кесарийский. Тайная история Пер. С. П. Кондратьева//ВДИ. 1938. 4. С. 273 – 360 AASS – Acta Sanctorum. Antwerpen; Bruxelles Agath. – Agathiae Myrinaei Historiarum libri quinqueRec. R. Keydell//CFHB. B., 1967 Amm. Marc. – Ammianus Marcellinus. Rerum gestarum libriqui supersuntReç. С. U. Clark. В., 1910 – 1915 B.G. – De Bello Gothico//Procopii Caesariensis Opera OmniaRec. J. Haury, G. Wirth. Lipsiae, 1963. Vol. 2 B.P. – De Bello Persico//Procopii Caesariensis Opera Omnia Rec. J. Haury, G. Wirth. Lipsiae, 1962. Vol. l. P. 1 – 304 B.V. – De Bello Vandalico//Procopii Caesariensis Opera Omnia Rec. J. Haury, G. Wirth. Lipsiae, 1962. Vol. l. P. 305 – 552 Candid. – Candidi Fragmenta//FHG. T. 4. Cedr. – Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae Compendium historiarum Ope ab I. Bekkero. Bonnae, 1838. Vol. l CFHB – Corpus Fontium Historiae Byzantinae CIL – Corpus Inscriptionum Latinarum C.J. – Codex Iustinianus Ed. P. Krüger//Corpus Iuris Civilis. B., 1954. Vol. 2 Chron. Pasch. – Chronicon Paschale Rec. L. Dindorf. Bonnae, 1832. Vol. l. Coripp. – Corippus. Iohannidos seu de bellis Libycis libri VIIIEd. l. Partsch//MGH. AA. 1897. T.3 C.Th. – Codex Theodosianus Ed. Th. Mommsen. 1905 De aed. – De aedificiisProcopii Caesariensis Opera Omnia Rec. J. Haury, G. Wirth. Lipsiae, 1964, Vol.. 4 De cer. – Constantini Porphyrogeniti De ceremonia aulae byzantinae libri duo//Rec. I. I. Reiskii. Bonnae, 1929 Dion. Hal. – Dionysii Halicarnassensis Antiquitatum romanorum quae supersunt Ed. C. Jacoby. Lpz. 1885 – 1925. Vol. 1 – 5 Euagr. – Euagrius. The Ecclesiastical HistoryEd. J. Bidez and L. Parmentier. L., 1898 Ex. de ins. – Excerpta histories iussu imp. Constantini Porphyrogeniti Vol. 3: Excerpla de insidiis. B., 1905 FHG – Fragmenta historicorum graecorum Ed. C: Müller. P. Glycas – Michaelis Glycae AnnalesRec. I. Bekkerus. Bonnae, 1836

http://azbyka.ru/otechnik/6/prilozhenija...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСПИЦИЙ [лат. Hospitius; франц. Hospice, Sospis] († 21.05.581), св. отшельник (пам. зап. 21 мая и 15 окт.). О его жизни сообщает в «Истории франков» ( Greg. Turon. Hist. Franc. VI 6) и в агиографическом соч. «О славе исповедников» (MGH. Scr. Mer. 95, 96) (BHL, N 3987, 3988) Григорий Турский , ссылаясь на рассказ очевидца жизни и чудес святого. Из «Истории франков» повествование о Г. перешло в более поздние сочинения, в частности в «Историю лангобардов» Павла Диакона (MGH. Scr. Lang. III 1) и в «Каталог святых» Петра Наталиса (Catalogus Sanctorum. Cap. 27), где Г. назван уроженцем Галлии. Согласно гипотезе издателя «Acta Sanctorum» Д. Папенброха, Г. род. в Египте (в нач. VI в.), там же стал монахом, а затем отправился в Галлию (ActaSS. Mai. P. 41), где, по словам Григория Турского, он уединился для отшельнической жизни в башне неподалеку от Никеи ( Greg. Turon. Hist. Franc. VI 6) (совр. Ницца). Он приковал себя цепью и прожил до глубокой старости в покаянии и молитве, как егип. пустынники. Предаваясь в уединении созерцанию, Г. помогал советом местным жителям, исцелял больных. Павел Диакон называет его аббатом близлежащего мон-ря, управляющим вверенной обителью из оконца башни. Об этом сообщают также местные предания (см.: Gioffredo P.). Г. прославился пророческим даром. Св. отшельник заранее узнал о приближении смерти, а также предсказал набег лангобардов (ок. 574). Согласно рассказу Григория Турского, накануне нападения Г. убедил жителей спрятаться в крепостях, а монахов покинуть мон-рь. Сам же остался в башне, зная, что смерть во время набега ему не грозит. Пришедшие лангобарды были готовы убить закованного узника, но по воле Господа руку воина, занесшего меч над старцем, сковал паралич. Испуганные солдаты поняли, что перед ними не преступник, а праведник, и стали молить о прощении. Г. исцелил своего несостоявшегося убийцу, осенив его крестным знамением. Лангобардский воин под воздействием чуда решил уйти в мон-рь и стал учеником Г. Григорий Турский упоминает, что те из лангобардского войска, кто вняли словам святого, возвратились невредимыми, остальные пали в битвах ( Greg. Turon. Hist. Franc. VI 6).

http://pravenc.ru/text/166299.html

Проект публикации житий святых в 18 томах с аннотациями и индексами был предложен ученым-эрудитом бельг. иезуитом Г. Росвейде (1569-1629). Он начал поиск материалов - рукописей житий святых - преимущественно в мон-рях Бельгии и Сев. Франции. Им были изданы «Fasti sanctorum quorum Vitae in Belgicis bibliothecis manuscriptae» (Календарь святых, рукописи житий к-рых содержатся в бельг. б-ках. 1607) и «Vitae Patrum» (Жития отцов-пустынников. 1615). После смерти Росвейде материалы были переданы Болланду, изменившему как план, так и метод работы с ними. В его полном издании житий агиографический материал был организован по календарному принципу, в порядке следования дней памяти святых; тексту жития предшествовал исторический комментарий, посвященный как самому святому, так и критическому анализу текста (выявление автора, история переводов и т. д.), а также традициям почитания святого, перенесению мощей. Каждый том содержал неск. индексов: алфавитный и хронологический перечни святых, списки упоминавшихся имен, географических названий. Иезуитская община Антверпена освободила Болланда от пастырских обязанностей, его помощниками и преемниками стали иезуиты Г. Хеншен (1601-1681) и Д. Папеброх (1628-1714). Болланд стал инициатором переписки со мн. европ. учеными-эрудитами; поиск материалов проводился во всех монастырских б-ках (прежде всего Бельгии, Франции, Англии), зачастую на собственные средства издателей. Помимо собственно житий святых были изданы небольшие монографии, посвященные отдельным житиям, вопросам дипломатики, историческим событиям или епархиям (напр. De episcopatu traiectensi. 1653; De tribus Dagobertis. 1656). Первые 2 тома «Acta sanctorum» (ActaSS. Ian.- Жития святых января) появились в 1643 г. Папа Римский Александр VII обратился к Болланду с поздравительным письмом, в к-ром выразил убеждение о важности для Церкви подобного издания, и пригласил Б. в Рим для работы с архивами Ватиканской б-ки . Также Болланд выступил с идеей публикации юбилейного тома, посвященного 100-летию ордена иезуитов (Imago primi saeculu Societatis Jesu. Antw., 1640). Позднее преемники «первого поколения» Б. собирали сведения в б-ках Германии, Австрии, Чехии, Франции, Венгрии и т. д. Полученные материалы впосл. были помещены в специально созданный музей Б. в Антверпене.

http://pravenc.ru/text/болландисты.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАДИМ [Вадма; греч. Βδιμος] († ок. 374/376), прмч. Персидский, архим., пострадал при Шапуре II Великом вместе с 7 учениками (пам. 9 апр.; зап. 8 апр.). В. род. в IV в. в персид. г. Вифлапат (Бет-Лапат, Месопотамия). С юных лет был просвещен христ. учением. Оставив богатых и знатных родителей и продав свое наследство, ушел в пустыню, где основал мон-рь и вел подвижническую жизнь. Персид. шах Шапур II приказал посадить в темницу В. вместе с 7 монахами. Их подвергали мучениям, но В. и его ученики твердо держались христ. веры. В той же темнице содержался один из приближенных Шапура Нирсан (Нарсес), правитель г. Ария (Арнун, Аревана) в обл. Витгерми (Бет-Гармейской). Будучи христианином, он не желал поклоняться солнцу, однако не выдержал испытаний и отрекся от христ. веры. Обещав ему освобождение, Шапур потребовал, чтобы Нирсан собственноручно отсек голову В. Увещевания святого смутили палача, но он взялся исполнить приказ. В. принимал удары меча один за другим и только 4-м испуганный Нирсан смог казнить преподобного, к-рый до последнего стоял неподвижно. После мученической кончины В. Нирсан, терзаемый угрызениями совести, бросился на меч. Мощи В. были с благоговением похоронены христианами. 7 его учеников пребывали в темнице еще 4 года и были освобождены только после смерти Шапура. Согласно Никодиму Святогорцу, они были усечены мечом вместе с В. Сохранился сир. текст жития В., согласно к-рому святой пострадал 13 февр., а также анонимное греч. житие, составленное на греч. языке, вероятно, на основе подлинных мученических актов. Ист.: BHG, N 210; BHO, N 131; ActaSS. Dec. T. 1. Col. 824-825, LXXXV-LXXXVI; Nov. T. 4. Col. 421; SynCP. Col. 593; Bedjan. Acta. T. 2. P. 347-351; Assemani. BO. T. 1. P. 193, T. 3/2. P. 421; idem. Acta sanctorum martyrum orientalis. R., 1748. P. 166-167; Delehaye H. Actes des martyrs persans//PO. 1907. T. 2. Fasc. 4 (N 9). P. 408-414, 475-477. Лит.: Мученичество св. архим. Вадима//ХЧ. 1827. Ч. 28. С. 110-114; Labourt J. Le cristianisme dans l " empire perse. P., 1904. P. 62, 80; Lantschoot Arn. Van. Badema//DHGE. T. 6. Col. 148; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 559; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 68; ЖСв. Апр. С. 149-152; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 135.

http://pravenc.ru/text/153825.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРЕЛИАН ИЗ РЕОМЕ [лат. Aurelianus Reomensis], мон.-бенедиктинец, муз. теоретик. Жил во Франции, в мон-ре св. Иоанна в Реоме, поэтому в лит-ре его иногда называли «Аврелиан из Мутье-Сен-Жан». О времени написания им трактата «Musica disciplina» - сер. IX в.- можно судить по предисловию, в к-ром А. из Р. посвящает свой труд внуку Карла Великого - аббату Бернарду (о последнем известно, что в 843 г. он был архикантором, а впосл.- архиепископом - Acta Sanctorum ordinis sancti Benedicti in saeculorum classes distributa/Ed. J. Mabillon, L. d " Achéry. Venezia, 1733-17402. T. 4. Pars 2. P. 251). Наибольшую ценность представляют гл. VIII-XX, содержащие первое в истории музыки учение о григорианских ладах («церковных тонах» - см. Григорианское пение ), сведения об их количестве и подразделении на автентические и плагальные (см. Плагальный лад ). А. из Р. подробно характеризует каждый из 8 тонов, приводя примеры из богослужебного репертуара. Кроме того, здесь дана характеристика еще 4 «новонасажденных» (букв. «новообращенных» - neophyti) тонов, добавленных, по словам А. из Р., Карлом Великим для архаичных, не «вписавшихся» в заимствованную от греков ладовую систему, песнопений (Cap. 8, 16/Ed. Gushee. P. 82, 110). Важную часть модальной теории А. из Р. составляет первое в истории учение о дифференциях (в оригинальной терминологии - varietates, divisiones), а также учение об интонационных формулах типа NOEANE (см. Мнемонические формулы ). В своем трактате А. из Р. отмечал влияние ритмической структуры текста на мелодию. Ранее часть трактата ошибочно (на основании нек-рых позднейших рукописей) приписывалась Алкуину . Уникальность трактата А. из Р. состоит в том, что этот труд (за исключением незначительных компиляций Боэция , Кассиодора , Исидора Севильского , на основе к-рых составлены гл. I-VII) является первым из дошедших до наст. времени муз.-теоретических руководств по антифонной псалмодии (см. Антифон ) и фиксирует певч. практику времени перехода от устной традиции к письменной.

http://pravenc.ru/text/62994.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010