Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ACTA SANCTORUM [лат.- Деяния святых, Акты святых], крупнейшее собрание житий, текстов и документов о жизни святых. Идея издания принадлежит бельг. иезуиту Г. Росвейде (1569-1629), но первые тома опубликованы в 1643 г. благодаря трудам его сподвижника Ж. Болланда (1596-1665). Продолжившие дело иезуиты- болландисты выпускали в Антверпене тома in folio в порядке календарного года регулярно, вплоть до 1773 г.; однако в связи с событиями Французской революции и упразднением ордена работа приостановилась, и следующий том появился лишь в 1845 г. Местом издания последних томов (с 1902) стал Брюссель. В 1940 г. вышел 68-й т., охвативший месяцы с янв. по нояб.; ни одного тома за дек. до сих пор так и не появилось. Часть томов переиздавалась в Венеции (2-е изд., 1734-1770) и в Париже (3-е изд., 1866-1887); с 1969 г. в Брюсселе начато новое переиздание собрания (4-е изд.). Собрание, рассчитанное первоначально на 18 томов, постепенно существенно расширилось: если янв. занимает всего 2 тома, то жития за окт. составили 13 томов. В основу издания был положен строгий историко-критический метод; тексты публиковались по всем доступным рукописям, снабжались основательными и достаточно объективными введениями и комментариями. К отдельным томам прилагаются тематические исследования (в частности, о папах и Патриархах). В ранних томах греч. жития представлены часто лишь лат. переводами. Жития правосл. святых, подвизавшихся после сер. XI в., в издание не включались, однако в качестве предварительного тома (propylaeum) за нояб. был издан Синаксарь К-польской Церкви - значительный памятник правосл. агиографии. Изд.: ActaSS; Propylaeum ad Acta Novembris: Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae/Ed. H. Delehaye. Brux., 1902; Propylaeum ad Acta Decembris: Martyrologium Romanum scholiis historicis instructum/Ed. H. Delehaye. Brux., 1940. Лит.: Gr é goir H. Les Acta Sanctorum//Byz. 1927/1928. T. 4. P. 791-812. Д. Е. Афиногенов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63952.html

Patrologiæ cursus completus Скачать epub pdf ACCURANTE J.-P. MIGNE SERIES GRÆCA INDICES DIGESSIT FERDINANDUS CAVALLERA LECTOR THEOLOGÆ POSITIVE IN INSTITUTO CATHOLICO TOLOSANO PARISIIS APUD FRATRES GARNIER EDITORES Содержание I. Brevis conspectus auctorum ex ordine tomorum II. Index alphabeticus auctorum III. Index methodicus I. – Dogmatica II. – Apologetica III – Polemica adversus hæreticos IV. Scriptura sacra V. – Homiliæ et libri VI. Liturgica VII. Index moralis et asceticus VIII. Index canonicus et disciplinaris IX. Historica X. – Index rei litterariæ et scientificæ XI. Index poeticos XII. – Varia     Indices in seriem græcam Patrologiæ cursus completi accurante J.-P. Migne hac rations instituti sunt: Brevis primum catalogus exhibetur, ex ordine voluminum, ut uno quasi conspectu qui scriptores in universa serie contineantur intelligatur. Sequitur index alphabeticus auctorum in quo tituli tum scriptionum veterum tum recentiorum commentationum et indicum, additis columnarum numeris, dilucide simul atque accurate, quod fieri potuit, significantur. Qua in re ne quid viri docti desiderent, nomine inter uncos in-cluso, ea editio indicatur ad cujus exemplum v. cl, J.-P. Migne suam adornavit. Index etiam methodicus additus est ita confectus ut scriptiones Graecae pro argumento in varias tabellas dispertiantur de re dogmatica, scripturaria, hagiographica, etc. Qui-bus in appendicem indiculi quidam breviores subjunguntur, non sane spernendi iis qui e thesauro Patrologiæ græcæ opes sibi plurimas comparare velint. Quod ad rationem vocabula scribendi spectat eam, quamvis non ubique laudandam, quæ in ceteris voluminibus seriei ab editore adhibita est, retinendam esse censuimus. Qui labor ut reipublicæ christianæ atque bonarum artium in utilitatem cedat, Deum Optimum Maximum ex animo deprecamur. Tolosæ, in die festo S. Joannis Chrysostomi, 27 Januarii 1912. Ferdinandus Cavallera. SIGNA ET ABBREVIATIONES AA.SS.=Acta Sanctorum Bollandiana. CP.=Constantinopolis. fg.=fragmenta. FH.=Fabricius-Harles. G.=Gallandi M.=Mai. PGLT.=Patrologia græca latine tantum edita (Migne). Philocalia=Liber asceticus hoc nomine anno 1782 Venetiis græce editus. PL.=Patrologia latina (Migne) =Scripta spuria vel annus mortis. =Scripta poetica. [...]=Numero incluso designantur columnæ tomorum recentioris editionis qui guidem ab editore petentibus nobis ad hos indices complendos commodati sunt. PATROLOGIÆ CURSUS COMPLETUS SERIES GRÆCA Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Варипсав, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Варипсав, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Варипсав, мч. ВАРИПСАВ (I-II вв.?), мч. (пам. 10 сент.), пустынник, хранитель Крови Христовой. По преданию, некий праведник по имени Иаков, присутствовавший при распятии Спасителя, собрал в сосуд, сделанный из тыквы, Кровь и воду, к-рые истекли из ребра Господа. Чтобы скрыть святыню от нечестивых, Иаков сверху наполнил сосуд маслом; от его содержимого происходили исцеления и чудеса. После смерти Иакова сосуд перешел к 2 отшельникам. Один из них перед своей кончиной передал святыню В., возможно сирийцу, позже подвизавшемуся в местности Каттара Сухрейская, предположительно расположенной в Персии. Перед смертью В. вручил сосуд своему ученику. Автор жития В., опубликованного в Acta Sanctorum (BHG, N 238), неизвестен. Сказание о хранителях Крови Спасителя помещено в Минологий Василия II (X в.), где рассказывается также о мученичестве В. Некие злодеи, наслышанные о чудесах и исцелениях, происходящих от скрытой в сосуде Крови Христовой, решили завладеть святыней, чтобы использовать ее в корыстных целях. Напав ночью на В., они убили его, однако не нашли в сосуде то, что искали. Согласно Никодиму Святогорцу, в сосуде, хранителем к-рого был В., содержались кровь и вода, к-рые истекли из иконы Спасителя, находившейся в Берите (совр. Бейрут), когда иудеи пронзили на ней Его ребро. Сказание о «Чуде в Берите» (BHG, N 780) приписывается Афанасию I Великому, Патриарху Александрийскому, однако, согласно Римскому Мартирологу, это чудо произошло в 765 г.; кровь от иконы Спасителя в Берите была перенесена в К-поль в X в. визант. имп. Иоанном I Цимисхием. Церковь, посвященная В. и построенная в VIII или XII в., находилась в зап. части К-поля недалеко от Ксиролофа. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Варипсав, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1903

Иисус Иисус (греческая форма евр. слова Иешуа, сокращенного из Иегошуа, и значит помощь Иеговы, или Спаситель) – означенное имя нередко встречается между евреями и усвояется в Свящ. Писании разным лицам, но первее всего Господу Иисусу Христу, совершителю нашего спасения. Означенное имя было назначено БогомладенцуГосподу по указанию Божию во сне Иосифу, через ангела Гавриила. Родит же сына и наречет Ему имя: Иисус, возвестил ангел Иосифу и Пр. Деве Марии, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ( Mф. I, 21 ). См. Христос . Из прочих лиц, упоминаемых в свящ. книгах В. и Н. Завета, под означенным именем особенно замечательны следующие: а) ( I Цap. VI, 14, 18 ) – вефсамитянин, на поле которого остановились коровы, везшие Ковчег Завета из земли филистимской, из г. Аккарона; б) ( 4Цap. XXIII, 8 ) – градоначальник Иерусалима, по имени которого были наименованы городские ворота. Положение означенных врат совершенно неизвестно, и о самом Иисусе нигде в другом месте не упоминается; в) ( Arr. I:1, 14 ; IEзд. II, 2 ; Зax. VI, 11 ) сын Иоседеков, первосвященник иудейский – первый первосвященник, по возвращении иудеев из плена. Он помогал Зоровавелю в построении второго храма Иерусалимского ( I Eзд. V, 2 ). Пр. Захария видел Иисуса в видении стоящим пред Господом в запятнанных одеждах, а по правую руку его сатану, чтобы противодействовать ему, но ангел Господень поразил проклятием сатану и облек Иисуса в другие одежды торжественные ( Зax. III, 1–6 ). Через несколько времени Захария получил повеление Божие сделать для него золотой венец ( Зax. VI, 10–14 ). Иисус, сын Иоседеков, несомненно был одним из великих первосвященников, и имя его прославилось в потомстве ( Cup. XIII, 14 ). В пророчестве Захарии он представляется прообразом Христа Спасителя, который, как Отрасль, имел произрасти от корени своего и устроить Церковь Божию на земле (гл. VI); г) ( I Eзд. II, 6 ) – израильтянин, из рода Пахаф-Моава; д) ( II Eзд. IX, 48 ) – из левитов, объяснявших народу читаемое Ездрою из книги Закона в седьмой месяц; е) ( I Eзд. II, 40 ) – также из левитов, сыновья которого возвратились из плена с Зоровавелем; ж) ( Heeм. III, 19 ) – отец Езера, во дни Неемии, чинившего стену Иерусалимскую во втором участке; з) и и) ( Heeм. X, 9, XII, 24 ) – два лица из левитов во дни Неемии; к) ( Koл. IV, 11 ) – Иисус, по прозванию Иуст (праведный), христианин, бывший с ап. Павлом в Риме. Он вместе с Аристархом и Марком, племянником Варнавы, был сотрудником ап. Павла и служил для него, по его собственному выражению, отрадой. В Acta Sanctorum он называется епископом Елевтерополя. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мефодий Патарский, Олимпийский, сщмч. - житие Мефодий Патарский, Олимпийский (ок. 310-312). Имя происходит от хорошо всем знакомого греч. слова “метод” и означает “методичный” — только не в худшем (неспособный выйти за пределы метода), а в лучшем смысле слова: способный правильно использовать метод, хитроумный человек. Св. Иероним считал, что Мефодий был сперва епископом города Олимп в Ликии, а затем Тира; греческая традиция утверждает, что он был епископом города Патары в Ликии. Впрочем, обстоятельства его жизни точно неизвестны, нет полной уверенности в том, что сообщение о его мученической кончине достоверно. Сохранились, однако, сочинения Мефодия, которые достаточно ярко рисуют образ автора: интеллектуал, прекрасной знавший Платона и использовавший в своих сочинения форму диалога, подобно великому философу. Мефодий активно участвовал в обсуждении вопросов, поднятых великим богословом Оригеном; он выступал против некоторых тезисов Оригена (к примеру, против учения о предсуществовании душ или о цикличности творения мира), но не мыслил себя без того стиля богословствования, который Ориген создал, любил, подобно Оригену, толковать Писание аллегорически. Более того, как и Ориген, Мефодий считал одной из основной духовной жизни девственность. Правда, если Ориген нарушил некоторую меру, оскопив самого себя, Мефодий меру соблюл. Он написал знаменитую книгу “Пир десяти дев” (написанную в форме шедевра Платона “Пир”), которая завершалась гимном Христу Жениху и Церкви — Невесте. Эта книга веками вдохновляла поэтов и мыслителей. Правда, в XIV столетии Бокаччо написал на неё пародию — более знаменитый в современном мире “Декамерон”. Бокаччо, однако, не был каким-то кощунником и развратником, он был — как и целые поколения гуманистов — своеобразным юродивым, отрицая не само по себе целомудрие, сколько целомудрие фальшивое, рабское, навязанное обществом, а не свободное целомудрие, приносимое Христу человеком. Соч.: Святой Мефодий, епископ и мученик, полное собрание его сочинений. Или: Полное собрание творений. Пер. с греч. под ред. проф. Е.Ловягина. Спб., 1877. Изд. 2-е, Спб., 1905; Слово в Неделю Ваий — “Христианское чтение”, 1887, II, с. 8 слл. Acta Sanctorum, сентябрь, т. 5; N.Bonwetsch. Methodius von Olympus. 1891; Butler, 18.9. Память 18 сентября, 20 июня/3 июля. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Мефодий Патарский, Олимпийский, сщмч. " .

http://pravicon.com/info-2943

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ААРОН ДИВНЫЙ [Чудотворец; эфиоп.  ] (XIV в.), основатель и игум. мон-ря Дэбрэ-Дэрэт в Эфиопии. Его житие, изданное Б. А. Тураевым , рисует жизненный путь, вполне характерный для деятелей эфиоп. монастырской колонизации XIV в. Сын благочестивых родителей, А. Д., с юных лет решивший стать монахом и проповедником христианства, прошел школу монашеского общежития у аввы Бацалоты Микаэля , одного из столпов эфиоп. монашества, в мон-ре Дэбрэ-Гол. Затем А. Д. покинул обитель своего учителя и после долгих скитаний по стране, во время к-рых вокруг него собирались ученики и сподвижники, основал «в земле языческой» свой мон-рь, Дэбрэ-Дэрэт, где и умер в глубокой старости, завещав своим ученикам не бояться окружающих варваров: «Живите здесь и не удаляйтесь из монастыря отца вашего до смерти». Житие объясняет скитания святого гонениями царя Сайфа Арада , к-рого он вместе с др. эфиоп. монахами обличал за многоженство, в то время как придворное духовенство попустительствовало царю. Вполне вероятно, что А. Д. не остался в стороне от протеста ревнителей благочестия, за что и преследовался, но вряд ли только эта причина послужила толчком для его миссионерской деятельности. А. Д. продолжил дело проповеди христианства, к-рую вели его учитель Бацалота Микаэль и наставник последнего Такла Хайманот . Подобно своим предшественникам, А. и др. монахи-миссионеры того времени действовали, не имея поддержки царской власти. Монофизитская Эфиопская Церковь чтит память преподобного исповедника 8 маскарама (5 или 6 сент.- см. Календарь эфиопский ). Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 38-39, 130-143 [рус. пер. жития], 146-154; он же. Vita Aaronis Mirabilis (Thaumaturgi)//ЗИФФ. 1902. Ч. 65. Вып. 2. С. 37-72; он же. Vitae sanctorum ingenarum, II: Acta S. Aaronis et. S. Philippi//CSCO, Aethiop. T. 20. R., 1908; Kaplan S. The Monastic Holy Man and the Christianization of Early Solomonic Ethiopia. Wiesbaden, 1984. P. 37, 49, 71, 89, 93, 98-99. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство ЕВСТАФИЙ (1273 - 1352), эфиоп. мон., реформатор церковного благочиния, основатель монашеской конгрегации евстафиан ЗА-МИКАЭЛЬ АРАГАВИ (вероятно, кон. V - нач. VI в.), св. Эфиопской Церкви, один из девяти преподобных (пам. эфиоп. 14 тэкэмта (11/12 окт.))

http://pravenc.ru/text/62380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕЛАЯ, И СОСАННА [греч. Αρχελας, Θκλα, Σωσννα] ((293), преподобномученицы Салернские (пам. 6 июня, зап. 18 янв.). Согласно житию, написанному Павлином Милостивым (нач. V в.), во время гонений имп. Диоклетиана 3 святые девы оставили свой дом в Риме и отправились в г. Нола (Кампания), где поселились в уединенном месте, переодевшись в муж. одежду. Господь наделил подвижниц даром чудесного исцеления болезней, и вскоре слава о них распространилась по всей округе. Проконсул области Леонтий призвал их к себе в Салерно и после беседы приказал бросить А. как старшую и имевшую влияние на Ф. и С. ко львам, но звери не тронули святую. В темнице подвижницам являлся ангел и ободрял их. На следующий день А. подвергли тяжким истязаниям, но мученица осталась невредимой; камень, к-рым должна была быть раздавлена святая, раздавил ее мучителей. Воины отказались исполнить приказ казнить подвижниц и совершили казнь только после того, как сами святые девы уговорили их сделать это. А. явилась во сне некой Агнете, послушнице салернского мон-ря св. Георгия, и вскоре мощи мучениц были обретены нетленными и перенесены в Нолу. Житие Салернских преподобномучениц внесено в Минеи-Четьи свт. Димитрия (Туптало) , митр. Ростовского, из собрания житий «Acta Sanctorum» . Ист.: BHL, N 661, 662; ActaSS. Ian. T. 2. P. 190-191; ЖСв. Июль. С. 113-121. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 170; DHGE. T. 3. Col. 1540. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/76458.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР [франц. Vittre] (VII в.), св. (пам. зап. 26 февр.) подвижник Трикасский. В основу жития В., изданного болландистами в Acta Sanctorum , положены 2 проповеди в честь этого святого, составленные в XII в. Бернардом Клервоским . Ему же принадлежит служба, посвященная В. и написанная по просьбе Гвидона (Видона), аббата мон-ря Монтьераме. Сам Бернард в послании к Гвидону сообщает, что он пользовался нек-рыми сочинениями древних писателей о В., к-рые ему послал Гвидон ( Bernardus Clarevallensis. Epistula 397, 3). В. происходил из Трикасс (иначе Трека, совр. Труа, Франция) из знатной семьи; был крещен сразу после рождения. Получив хорошее образование, он решил стать священником, к неудовольствию своих родителей, поскольку В. был единственным ребенком в семье. После смерти родителей вел отшельническую жизнь, удалившись во владения некоего Сатурния. Тихую жизнь подвижника изменила случайная встреча с франк. кор. Хильдериком II (662-675), к-рый был восхищен праведной жизнью и даром чудотворения В. (чтобы угостить короля подобающей ему трапезой, В. чудесным образом обратил воду в вино и камни в хлеб). После этого события В. стал известен, вокруг него собирались ученики и желающие общения со святым. По молитвам В. многие приходящие к нему исцелялись от различных недугов. В. мирно скончался в глубокой старости. В день его смерти свершилось чудо - с некоего узника спали оковы и он смог уйти из темницы, впосл. он посвятил свою жизнь Богу, став священником. Чудеса над могилой святого неоднократно совершались и позже. В 834 г. мощи В. были перенесены в Арремарский мон-рь (впосл. аббатство Монтьераме), чьим покровителем он считается. С 1791 г. мощи находятся в г. Арси-сюр-Об. Подлинность мощей была подтверждена рекогницией 1564 г. Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. P. 664-665; Bernardus Clarevallensis. Officium de sancti Victore confessore//PL. 183. Col. 775-778. Лит.: BHL, N 856; Garrigues M.-O. Vittore di Arcis//BiblSS. Vol. 12. Col. 1250-1251. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/158534.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ († IV в.), мч. Палестинский (пам. зап. 14 авг.). Мученичество Е., написанное анонимным автором на лат. языке, было издано в нач. XVIII в. Э. Мартеном и Ю. Дюраном в «Thesaurus novus anecdotorum» ( Martene, Durand. T. 1. Col. 1649-1652), а затем болландистом И. Пинием в «Acta Sanctorum» (ActaSS. Aug. T. 3. P. 150-151). Согласно тексту Мученичества, Максенций, наместник Палестины при имп. Максимиане (286-305), повелел на основании указа императора казнить христиан. В это время некий Е. открыто исповедовал Христа. По доносу он предстал перед наместником и смело порицал нечестие язычников, говоря, что их боги - дерево и камни, не способные ни слышать, ни видеть. Разгневанный Максенций приказал растянуть Е. на дыбе, а затем бросить в огонь. На следующий день наместник доложил императору, что нашел человека, к-рый не поклоняется идолам, смущает других и многих уже обратил в христианство. Когда Е. пришел к императору, с неба раздался голос: «Мужайся, Евсевий, тебе уготованы венец и победа над врагом!» Максимиан был поражен смелыми и разумными ответами Е. и не осудил его на смерть, а вновь отправил к наместнику. Максенций тщетно пытался склонить Е. принести жертвы богам. Он приказал отрубить Е. голову. Когда мученик молился перед казнью, божественный глас с неба объявил, что Е. достоин Царствия Божия. Е. был усечен мечом. Итал. исследователи предположили, что Е. пострадал во время правления имп. Максимина Дайи (305-313). В Римском Мартирологе 14 авг. поминается Евсевий, пресв. и исп. Римский, пострадавший при имп. Констанции II (337-361), стороннике ереси Ария. В Мартирологе Узуарда, изданном Гревением в нач. XVI в., Е. назван пресвитером. Этот титул, вероятно, был приписан ему из-за ошибочного смешения с Евсевием Римским, в др. зап. мартирологах Е. не упоминается. В греч. и рус. церковных календарях память Е. отсутствует. Ист.: BHL, N 2739; Martene E., Durand U. Thesaurus novus anecdotorum. P., 1707. Farnborough, 1968r. T. 1. Col. 1649-1652; ActaSS. Aug. T. 3. P. 150-151. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 679, 711; Van Doren R. Eusèbe//DHGE. T. 15. Col. 1430-1431; Janin R. Eusebio//BiblSS. Vol. 5. Col. 259. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/187336.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНА [лат. Epiphana] (сер. III в.), мц. Леонтинская (Леентинская) (пам. зап. 12 июля, 12 мая). Сказание о Е. (BHG, N 58) содержится в добавлениях к Мученичеству Алфия, Филадельфа и Киприна (Кирина) (см. в ст. Алфий, Филадельф, Кирин, Еразм, Онисим и с ними 14 ) и не имеет собственной рукописной традиции. Полный корпус греч. текстов о Леонтинских мучениках не издан. В Acta Sanctorum опубликован лат. перевод значительной части этих текстов, в т. ч. Мученичество Е. (ActaSS. Mai. T. 2. P. 528-531). Е. жила во время правления имп. Валериана (253-260). Она была супругой Александра, советника при наместнике Тертилле в Леонтинах (ныне г. Лентини) на Сицилии. После того как братья Алфий, Филадельф и Киприн были доставлены на остров и переданы под охрану Александру, он, увидев сотворенные ими чудеса и поразившись их мужеству, обратился ко Христу. Братья наставили супругов в вере и посоветовали Александру покинуть город, а Е. предсказали мученическую кончину. Когда к Е. пришли солдаты Тертилла и потребовали сказать, где скрывается ее муж, она отказалась отвечать. Представ перед наместником, Е. исповедала Христа. После неск. допросов и пыток, во время к-рых Е. непрестанно обличала идольское служение, Тертилл приказал отсечь ей груди, а тело мученицы спрятать в пещере. Однако 2 благочестивым женщинам удалось выкупить тело Е. и похоронить рядом с могилой Алфия, Филадельфа и Киприна. Супруг Е. Александр впосл. стал 1-м епископом в Леонтинах с именем Неофит (см. Неофит , еп. Леонтинский). Мощи Е. вместе с мощами др. мучеников были обретены в Лентини в 1517 г. В греч. Синайском канонарии IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 205) Е. упоминается 10 дек. без к.-л. уточнений о времени и месте кончины (греч. μνμη τς ϒας Επιφανς). В более поздних греч. синаксарях и Минеях память Е. не отмечена. В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония (XVI в.) память Е. содержится под 12 июля с указанием, что мученица пострадала при имп. Диоклетиане и наместнике Тертилле. Е. также поминается 10 мая вместе с Алфием, Филадельфом и Киприном. В Лентини память Е. празднуется 12 мая. В календаре РПЦ память Е. не отмечена. Ист.: BHG, N 58; ActaSS. Mai. T. 2. P. 502-506, 528-531; Iul. T. 3. P. 245; MartRom. Comment. P. 284. Лит.: Van Doren R. Epiphana//DHGE. T. 15. Col. 610; Morabito G. Epifania (Epifana)//BiblSS. Vol. 4. Col. 1256; Heyer F. Die Heiligen auf den Inseln: Viten und Hymnen aus Ägäis und Adria. Erlangen, 1991. P. 253-254; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 381; Т. 3. С. 637; Sauser E. Alphio, Philadelphio u. Cirino//BBKL. Bd. 14. S. 696. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/190059.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010