В молитве человек достигает концентрации всех своих сил на объекте молитвы и погружается в его созерцание, доставляющее ему величайшее наслаждение. Макарий Египетский писал, что во время молитвы «внутренний человек с великим наслаждением восхищается в молитвенное состояние, в бесконечную глубину оного века, так что всецело устремляется туда парящий и восхищенный ум. На это время разум забывает о земном мудрствовании, потому что помыслы насыщены и пленены божественными и небесными, беспредельными и необъятными предметами, и чем-то удивительным, чего человеческим языком выразить невозможно» (Homil. spirit. VIII 1). Нил Анкирский посвятил молитве, её сути, подготовке к ней и самому молитвенному состоянию специальный трактат, постоянно обращаясь к этой теме и в других работах. Молитва, наряду с чтением Св. Писания, дисциплинирует разум человека, прекращает бессмысленные блуждания ума и ориентирует его в одном направлении – возводит к небесным сферам, «…она подготавливает к собеседованию с Богом, и долговременным навыком вводит в содружество с ним» (Perist. IV 1–2). Трактат Нила «О молитве» состоит из 153 глав афористических высказываний, из которых складывается полное представление о значении молитвы в жизни монаха. «Молитва есть беседа ума с Богом» (De orat. 3). «А что выше этого – беседовать с Богом и быть привлекаемым в общение с ним? Молитва есть восхождение ума к Богу» (34–35). Но чтобы достичь этого возвышенного состояния ума, нужно много потрудиться. Стремящийся к молитвенному состоянию должен отречься ото всяческих земных дел и помыслов. Во время молитвы необходимо сделать ум свой «немым и глухим» ко всему земному (11). До тех пор, пишет Нил, пока во время молитвы ты обращаешь внимание на внешние предметы, пока ум твой наслаждается церковными украшениями, не достиг ты ещё области молитвы и далек от тебя её. блаженный путь (152). Во время молитвы необходимо молиться, во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и в-третьих – о спасении от всякого искушения и оставления (37).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ma...

КазДА, предлагая специализацию по церковно-исторической, церковно-практической, философско-словесной и миссионерской группам, считала необходимым изучать всем студентам Священное Писание обоих Заветов, основное, догматическое и нравственное богословие, историю Церкви Вселенской (до 1054 г.) и Русской, церковное право, историю философии, один из древних и один из новых языков § 106–107, с. 32]. Проблема небогословских наук в высшей духовной школе в КазДА усугублялась присутствием языковых, исторических, культурно-этнографических дисциплин, связанных с миссионерскими направлениями, и необходимостью иметь соответствующих специалистов. Совет КазДА считал вполне адекватным и необходимым такое расширение научной палитры, при этом неоднократно предлагал расширить палитру учёных степеней, присуждаемых духовными академиями, даровав последним право присуждать докторские и даже магистерские учёные степени не только по церковной истории и церковному праву, но и по философии, гражданской истории, филологии, а в самой КазДА ещё и по востоковедению. С точки зрения Совета КазДА этим подчёркивалась важность гуманитарных и особенно востоковедческих исследований лицами с богословским образованием § 144, с. 35]. Ещё одной проблемой научной подготовки в высшей духовной школе была долгая ограниченность учебного процесса лекциями и составлением сочинений: специальные курсы и семинарские занятия, показавшие свою эффективность как в европейских, так и в российских университетах уже в первой половине XIX в., в высшей духовной школе вводились с большим трудом с. 159–160, 168–172, 176–198, 202–204]. В связи с развитием миссионерского направления и необходимостью читать сложные тексты на восточных языках вместе с преподавателем, в КазДА всегда присутствовала некоторая форма практических занятий. Поэтому здесь были и определённые успехи при введении «специально-практических занятий» при Уставе 1869 г. с. 228–235]: у П.В. Знаменского по церковной истории, у И.С. Бердникова по церковному праву. Следует отметить и «полевую» церковно-практическую деятельность – собеседования с раскольниками с последующим разбором обсуждаемого, – к которой привлекались студенты КазДА под руководством профессора Н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О приобретении истинного знания Св. Писания Если хочешь достигнуть истинного знания Св. Писания, то тебе надобно постараться сначала приобресть непоколебимое смирение сердца, которое усовершением в любви приведет тебя не к тому знанию, которое надмевает, а к тому, которое просвещает. Ибо невозможно неочищенной душе приобресть дар духовного знания. И потому со всею осторожностью избегай, чтобы у тебя чрез упражнение в чтении, вместо света знания и вечной славы, не произошли качества, ведущие к погибели, от суетной гордости. Потом надобно тебе всячески стараться, по отвержении всякой заботы и помышления земного, рачительно и даже непрестанно заниматься чтением Св. Писания, пока постоянное размышление напитает твой дух... Это размышление приносит нам двоякий плод: первый – тот, что, когда внимание души занято чтением и размышлением о прочитанном, она не пленяется никакими сетями вредных помыслов; потом тот, что то, чего из пройденного частым повторением, когда мы старались усвоить памяти, не могли понять духом, в то время не свободным, после, освободившись от всех развлечений делами и видением, размышляя особенно во время ночного безмолвия, мы яснее усматриваем, так что, по успокоении и даже погружении в глубокий сон, нам раскрывается разумение сокровеннейшего смысла, которого мы даже и слегка не поняли в бодрственном состоянии (Собесед. XIV, гл. 10). А при возрастании обновления нашего духа от этого упражнения начнет также обновляться и взгляд на Св. Писание, и с преуспеянием в этом будет некоторым образом преуспевать и красота более сокровенного разумения» (Там же, гл. 11). Преп. Нил Синайский († ок. 450 г.): О чтении Слова Божия «Будь ежедневным собеседником Божественных Писаний; чрез собеседование с ними выживешь ты беседы (приражения) чуждых помыслов. Кто поучением в Божественных Писаниях собирает сокровища духовного ведения в сердце, тот легко изгоняет из него помыслы. При ночном чтении на бдениях, слушая Божественные Писания, не будем оглушать слуха сном, ни предавать душу в плен помыслам; но жалом Писаний будем уязвлять сердца, чтобы, пришедши в сокрушение, восприять ревность о спасении и пресечь противную нерадивость («Мысли и увещания», гл. 33–35).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

32 Букв. " вместе с прочими вещами> , которые рождаются отсюда " . 33 Или " искателем духовных значений Писания> " . 34 Вар. " и это - удел праздных " . 35 Т.е. утомление. 36 Или " ради вычитывания " . 37 Букв. " помысел его блуждает в стремлении к будущему веку " . 38 Букв. " презираем в очах его мир сей " . 39 Букв. " о божественных вещах> " . 40 Или " немедленно возвращается от этого и снова обращается " . 41 Вар. " запаха " . Беседа 30 О славных и избранных1 путях к Богу в безмолвии. 1. Как ничто не сравнится с Богом, точно так же нет служения или труда, которые бы сравнились с собеседованием с Богом в безмолвии. 2. Что такое собеседование с Богом? Много путей существует для этого размышления и собеседования с Богом, и для каждого человека - тот путь, к которому знание его способно, на котором он преуспевает и по которому все более приближается к Богу благодаря каждодневному опыту. И в соответствии с мерой своей идет человек по одному из этих путей, дабы на нем обрести наслаждение в Боге и дабы наполнились разум его и размышление его памятью о Боге> на всякий миг. 3. Итак, как я сказал, есть много путей для этого собеседования с Богом в безмолвии, и каждый человек, насколько сознательно2 приближается к Нему,3 настолько же избирает путь, соответствующий мере своей. И не всякий путь благоуспешен для всякого человека, но каждому человеку по мере внутреннего возрастания его в подвижничестве совесть показывает путь> - без наставления со стороны кого-либо другого, но> по благодати, которая пробуждает в нем свидетельство изнутри; она4 наставляет его и показывает ему сокровенным образом путь его. И таким образом всякий человек соответственно мере своей избирает труд свой, при помощи которого приближается> он к> благоприятному5 собеседованию с Богом> и изумлению Богом. 4. Ибо один проводит целый день в молитве и чтении и только малую часть посвящает стоянию на псалмопении; и таким образом увеличивает он в душе своей6 постоянную память о Боге. 5. Другой же только псалмопением занят целый день, не выделяя особого времени> для молитвы. Еще один ночью и днем занят совершением частых коленопреклонений, так что не подсчитывает он уже времени, потраченного> на молитвы, из-за обилия коленопреклонений, которым нет числа.7 Такой человек поистине распял мир внутри себя и сам распят для мира:8 он пригвоздил себя ко кресту,9 оставив все.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

35. Поведение наше относительно стяжаний трояко: нестяжательность высшая и средняя, – и жизнь овеществившаяся, многостяжательная. Происхождение их таково. В раю вот что предписано было первозданному: «снеси траву сельную» ( Быт. 1, 29 ). Достоинство Повелевшего ручается за полную приспособленность такого пропитания к жизни, человеку предназначенной. Можем однако, в пояснение сей приспособленности прибавить, что оно было гораздо пригоднее всякого другого к сохранению в созданных по образу Божию желанной утонченности, чтоб мысленная сила всегда пребывала необремененной и трезвенность ума неомрачаемой. Когда таким образом потребное для жизни тела давалось само собою, ум не праздным оставался, имея все время свободным от трудов телесных, но непрестанно восторгался к духовным созерцаниям, разливавшим в нем неистощимое веселие. Сие делание воспитывал в нем Сам Бог, по Своему благоизволению приходивший к нему каждодневно для собеседования. – Такова норма свойственной человеку жизни! – Существо ее не может быть изменено или отменено; но возможен иной образ видимого ее ведения, – который и необходимым сделало последовавшее падение. Преступившему заповедь и изринутому из рая Бог узаконивает другой образ жизни, сообразно с его падшим состоянием, повелев не воспользовавшемуся покоем, как должно, добывать пищу работою и трудом; потому что не умел постоянно пребывать в служении Богу и в собеседовании с Ним, когда имел свободное время и не имел нужды в телесных трудах (в раю). В пищу ему назначен хлеб, добываемый в поте лица, а в одежду кожаные ризы, – чем положен предел любостяжательности и суетности. Первоначальная нестяжательность райская заменена таким скромным стяжанием, которое притом, не смотря на потовый труд, не от одного его зависело, но наипаче от Божия благословения. На деле раскрылись из сего три порядка жизни: одни довольствовались скромным стяжанием, при потовом труде в уповании на Бога: другие, углубившись в упование на Бога, совсем отреклись от всякого стяжания (ревнуя восстановить райскую нестяжательность) и были питаемы Богом; третьи, углубившись во всякого рода труд, на нем основали свою надежду иметь нужное, обеспечение же своей жизни основали на многоимении. Бог забыт: богом для них стало любоимание. Вот три сказанные вида отношения нашего к стяжаниям (2, 116–123 – сокращенно).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

1 Эта глава в «Добротолюбии» яснее изложена, потому из него и помещена здесь. 2 В «Добротолюбии» это переведено: если же забудем эту цель, то обязательно нам, как идущим во тьме и не прямым путем, часто спотыкаться и многократно заблуждать. 3 Эта глава в «Добротолюбии» яснее изложена, потому из него и помещена здесь. 4 Этого Пафнутия, пресвитера Скитского, надо отличать от Пафнутия, епископа верхней Фиваиды, бывшего на Никейском соборе. 5 Из трех известных Серапионов-подвижников один был епископом, посвященным от св. Афанасия Великого, второй был так называемый Синдонит; здесь подразумевается третий — арсеноитский настоятель 10 тыс. монахов О нем говорится в «Лавсаике» гл. 76. Ему принадлежит 5-е собеседование 6 То есть после вкушения пищи 7 Серапион был пресвитер, игумен 10 тыс. монахов. О нем упоминается в Соб. 2, гл. 10. 8 По свидетельству Плутарха (in Lycurgo) у лакедемонян вовсе не было денег в употреблении до царя Агезилая, который первым ввел их в употребление, и этим многие были очень недовольны. 9 До потопа все люди, занимаясь земледелием и скотоводством, денег не имели, а производили торговлю посредством обмена скота (pecudis), оттуда название денег Pecunia. 10 Под динарием здесь понимается, вероятно, не серебряная, а малая медная монета, как сказано в примечании к Кн. 4, гл. 14. 11 См. Соб. 7, гл. 12. 12 О нем говорится в Кн. 5, гл. 33—35. Он был учеником св. Пахомия. 13 Это место так называлось от множества монашеских келий, рассеянно находившихся в пустыне. 14 Миля — расстояние в тысячу шагов. 15 То есть с правой и левой стороны — в счастье и несчастье. 16 Серен значит ясный, светлый, вид его соответствовал его имени. 17 В русском переводе — «праведности». 18 То есть до совершенства и уподобления Христу. 19 Под залогом здесь понимается благодать Св Духа и постоянное пребывание в любви Бога, которая есть как бы задаток для уверения в будущем бессмертии и славе, когда святые совершенно соединятся с Христом, как члены со своей главою, и вполне получат обещанное наследство, к которому призваны и усыновлены (Еф 1:14; 2 Кор 1:22; Рим 5:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3248...

Центром духовного и пастырского воспитания студентов семинарии является Иоанно-Богословский храм . С первого курса студенты приступают не только к теоретическому знакомству с православным богослужением, но и непосредственно участвуют в нем в качестве иподиаконов , чтецов , певцов , пономарей , учатся произносить проповеди. Силами педагогов и студентов семинарии проводятся научно-богословские конференции, чтения, семинары, круглые столы. Популярными среди общественности стали встречи в религиозно-философском клубе " Логос, " организованном при семинарии. Важнейшие качества будущего пастыря воспитанники Семинарии обретают во время выполнения трудовых послушаний. В свободное от учебы время проводятся разнообразные воспитательные мероприятия, студенты посещают музеи, выставки, театры, занимаются спортом. Семинария располагает богатой библиотекой научно-богословской литературы которая позволяют обеспечить очную и заочную формы обучения. Обучение осуществляется на двух отделениях: пастырском (священно-церковнослужителей) и иконописном. На пастырском отделении обучение осуществляется в очной и заочной формах. На очное отделение принимаются юноши, имеющие полное среднее образование, от 17 до 35 лет, не состоящие в браке, рекомендованные священнослужителем, отвечающие требованиям к состоянию здоровья (исходя из перспектив дальнейшего пастырского служения) и успешно сдавшие вступительные экзамены по Закону Божьему, русскому языку (изложение), церковному пению и прошедшие собеседование. Обучение осуществляется в течение пяти лет. Воспитанники очного отделения семинарии во время обучения проживают в общежитии, обеспечиваются формой одежды, питанием и всем необходимым для учебы. Семинаристы принимают активное участие в богослужебной жизни Пермской епархии . Лучшие воспитанники семинарии производятся в иподиаконы Пермского владыки. На заочное отделение священно-церковнослужителей принимаются мужчины до 50 лет, не вступившие в брак или состоящие в первом браке. Кроме этого условия поступления для заочников те же, что и на очную форму обучения. Студенты, обучающиеся заочно пребывают на установочную и экзаменационные сессии два раза в год.

http://drevo-info.ru/articles/23746.html

раба божья Инна 2017/07/03, 06:35:17 Преподобный Сергий Радонежский!Благодарю тебя за всяческую помощь.Помоги сохранить то что имею. Даруй Иулии ясность мыслей и смекалку. Не оставь в трудную минуту, помоги подобрать слова верные и ответы правильные.Помоги что бы преподаватели были милостивыми людьми с добрыми сердцами на тестировании,практических заданиях и собеседовании при поступлении в ординатуру.Помоги Иулии спокойно,правильно,уверенно пройти все испытания и быть зачисленной в ординатуру. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Р.б.Раиса 2017/07/03, 01:11:07 О, Преподобный Сергий Радонежский,Помоги моей дочери, р б Анне сдать на пять экзамен по химии 3 июля 2017 года.Помоги ,пожалуйста, на экзамене, подскажи верные ответы.Пусть р б Анне попадут те вопросы, которые она знает. Прошу услышь мои материнские молитвы,не оставь мою дочь без помощи. Пусть она почувствует себя уверенной,пошли ей светлый ум , избавь от волнения и от врагов видимых и не видимых.Пусть преподаватели будут к ней доброжелательны и поставят высокие баллы.Очень надеемся на твою помощь - О, Преподобный Сергий Радонежский.За все тебе благодарны.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р б Елена 2017/07/02, 23:47:21 О,Преподобный Сергий Радонежский!Низко кланяюсь Тебе за помощь доченьке млей, р.б.Наталье, в учебе.Твоими молитвами она успешно закончила мед.университет и получила диплом!!! И вот сейчас я вновь прошу Тебя, Отче, не остави и дальше милостью своей доченьку мою! Помоги завтра 3 июля ей с оформлением военного билета.Пусть завтра все нужные люди в военкомате будут на местах и примут доченьку мою и все, что надо, сделают быстро и без проблем! Сергий Радонежский! Убери все препоны бюрократические с ее пути, ведь она специально едет 10 часов на поезде из другого города всего на 1 день для оформления военного билета!Пошли в помощь доченьке моей доброго человека и не оставь ее в трудной ситуации! Сергий Радонежский! Умоляю Тебя, помоги также доченьке моей, р.б.Наталье, на грядущей неделе сдать 2-й этап аккредитации с первого раза! Пусть ей повезет, она выполнит все относительно правильно и именно ей эсперты поставят зачет!!! Помоги, Отче, продвигаться вперед, поддержи доченьку мою, окрыли успехом на экзамене! Силы ее уже совсем на исходе, уже 6 сложнейших экзаменов сдано, осталось всего 2! Испроси у Господа нашего Иисуса Христа Благословения для доченьки моей, р.б.Натальи, на успешную сдачу этих экзаменов с первого раза! Прости ей грехи ее вольные и невольные! Услышь мольбу мою материнскую, Отче! На Тебя только уповаем! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

33. Вопрос. Почему не могу я жить с братиями? Ответ. Потому что не боишься Бога, ибо если б ты помнил свидетельство Писания, что Лот спасся между содомлянами, никого не осуждая, то согласился бы жить даже среди зверей. 34. Вопрос. Что есть грех осуждения? Ответ. Грех осуждения не попустит человеку прийти пред лице Бога, ибо написано: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях ( Пс. 100:5 ). 35. Вопрос. Почему помысл мой не упраздняется, когда стою на молитве? Ответ. Диавол, вначале не восхотевший поклониться Богу всяческих, был свержен с неба и стал чужд царствия Божия, потому старается рассеять нашу молитву, чтоб и нас подвергнуть тому же осуждению. 36. Вопрос. Как может человек отсечь прилог демонский? Ответ. Рыба не может воспрепятствовать рыболову бросить удочку в море, но если, поняв опасность приманки, она удалится, то спасается, и труд рыболова остается бесплодным. Так должен делать и человек. 37. Вопрос. Воспоминание делает ли человека повинным греху? Ответ. Камню не повредят волны, так и прилог, не приведенный в дело, не повредит человеку, как и говорится, что грех не совершенный не есть грех. 38. Вопрос. Что значит слово Писания: аще имате веру яко зерно горушно ( Мф. 17:20 )? Ответ. Когда земледелец, распахав и очистив землю, посеет семена, тогда семя, найдя простор в земле, пускает корни вглубь, а стволы вверх, так что птицы небесные обитают на них, так и человек, если очистит сердце свое, примет слово Божие, и оно укореняется в сердце и произращает помыслы благие, так что все заповеди Божии обитают в нем. 39. Вопрос. Хорошо ли вселиться в пустыню? Ответ. Сыны Израиля, когда удалились от суетностей египетских и вселились в скиниях, тогда дано им было познать, как должно бояться Бога; подобно и корабли, когда носятся волнами среди моря, остаются бесплодными, а когда войдут в пристань, тогда владельцы их творят торг и получают прибыль. Так и человек, если не пребудет с терпением в одном месте, не получит познания истины. И безмолвие Бог избрал паче всех добродетелей, ибо написано: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих ( Ис. 66:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Минь. Т. V. С.58 Творения Т. V. С. 32, 33 486. Важность выбора людей близких, друзей Когда ты намереваешься поселиться в городе, то много стараешься узнать все о тамошнем климате, не вреден ли, не сыр ли, не сух ли он? Когда же дело касается души, то нисколько не стараешься узнать тех, которые имеют войти в общение с нею, но просто и без разбора вверяешь ее всем. Какое же, скажи мне, можешь ты получить прощение, оказывая такое к ней презрение? Почему, думаешь ты, сделались дивными и славными мужи, обитающие в пустынях? Не потому ли, что они убегают от шума и торжищ и поселились вдали от дыма, поднимающегося среди хлопот житейских? Подражай им и ты, стараясь найти пустыню среди города. А каким образом это возможно? Если ты будешь убегать людей порочных, если будешь следовать добродетельным. Таким образом, ты достигнешь бльшей безопасности, чем обитающие в пустынях, – не одним удалением от людей вредных, но и общением с полезными. Если ты будешь убегать людей порочных и следовать добродетельным, то приобретешь двоякую пользу: и умножишь дела добродетельные, и сократишь дела порочные.– Минь. Т. V. С.60 Творения Т. V. С. 35, 36 487. По завещанию нам Нашего Спасителя, мы должны получить вечное богатство, при условии земных трудов Беседа 3 на псалом 5. Безрассудно было бы, в том случае, когда по завещанию отказано нам имущество, разведывать и хлопотать о нем, как о принадлежащем нам наследстве, искать письменных доказательств, издерживать деньги, справляться с законами, списывать с них копии и оказывать всякое старание; а здесь, когда лежат уже пред нами духовные завещания и открыты все книги, оставаться нерадивыми и беспечными, – когда притом, предлагается наследство невещественное. Итак, приступим, раскроем письмена, приникнем к написанному и посмотрим, под какими условиями предоставлено нам это наследство и какова сущность его. Господь оставил нам наследство не просто, но под некоторым условием. Ин.14:21, 23 ; Мф. 10:38 ... Так как настоящая жизнь скоропреходяща, и мы здесь находимся еще в состоянии несовершенном, то подобно мирским законодателям, которые вручают отцовское имущество уже совершеннолетним наследникам, поступает и Бог с нами. Когда мы достигнем зрелости мужа и в меру полного возраста, и переселимся в жизнь нетленную, тогда Он и вручит нам это наследство. Между тем, Он сделал распоряжение и здесь, оставил нам письменное удостоверение и сказал, чт мы должны делать, дабы получить наследство, дабы не потерять и не лишиться его… И посмотри на великое промышление Божие: для настоящей жизни Он назначил труды, чтобы тяжесть их облегчалась краткостью времени; а блага сохранил для будущего века, чтобы воздаяния продолжить вечно в жизни нестареющей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010