Вот в чем ужас! Причем это не просто Церковь , где-то в углу кто-то что-то говорит. Нет, Церковь – это свеча на подсвечнике, это город наверху горы, поэтому должно быть все неизменно. И наконец, неизменны и заповеди, как критерии оценки христианина. И вот эти последние вещи, то есть вера, учение, крещение, заповеди, как критерии оценки христианина – это то, что апостол обозначил как «вера, действующая любовью» ( Гал.5:6 ). Легко ли спастись? У вас легко. Вы уже говорили про это: «Мы спасены! Уверовали, и Господь взял наши грехи на себя, мы теперь спасены». Очень здорово! У нас совсем нелегко. Потому что надо поставить такой вопрос: а в деле спасения имеют значение наши усилия или не имеют? Наверное, понятно, что должны иметь значение. А если они имеют значение, в чем они реализуются? Неужели только в этом первом акте: «Господи, я виноват перед тобой, прости меня, ведь я тебя принимаю как Спасителя», – и потом больше нет? Или все-таки это в течение всей жизни участвует? Поэтому мы считаем, мы верим (так нам передали апостолы и ученики), что надо исполнять заповеди и добиться внутренней чистоты сердца, заменив страсти на любовь к Богу и ближнему. Это то, что Господь называет «тесными вратами» и «узким путем». То, что Он называет крестом, который надо взять на пути спасения ( Мф.10:38, 16:24, 11:12 ): «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его»; ( Гал.5:24 ): «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». «Надо бдеть», – говорит Господь, многократно про это говорит: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» ( Мф.26:41 ), «итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий» ( Лк.21:36 ), «да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи» ( Лк.12:35 ), «итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» ( Еф.5:15 ), и прочее. Отсюда поэтому апостол говорит: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» ( Флп.2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Авраам . Против этого я выскажу вам не свое, а блаженного Антония мнение, которым он посрамил беспечность одного брата, закоснелого от того равнодушия, о котором вы говорите, так что оно развяжет и узел вашего предложения. Когда некто, придя к сказанному авве, стал говорить, что отшельническая жизнь менее удивительна; большая добродетель будет, если кто, находясь между людьми, а не в пустыне будет упражняться в том, что служит совершенству; блаженный Антоний спросил, где он живет. Когда тот сказал, что живет при своих родителях, и хвалился, что при их пособии он свободен от всякого попечения и заботы дневной работы, постоянно занимается только чтением и молитвою без развлечения духа; блаженный Антоний опять спросил: скажи, сын, не опечаливаешься ли ты их уронами или несчастными случаями, также не радуешься ли их счастью? Тот сознался, что принимает участие в том и другом. Старец сказал ему: знай, что ты и в будущем веке также будешь возмущаться судьбою тех, с которыми в этой жизни волнуешься радостью или скорбью. Не довольствуясь этим мнением, блаженный Антоний вступил на более обширное поле рассуждения, говоря: такая жизнь и такое состояние душевной холодности есть не только этот вред, который причиняют тебе, хотя ты сам не чувствуешь того, говоря словами Притчей: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал» ( Притч.23:35 ); или что говорится у пророка: «чужие пожирали силу его и он не замечал» ( Ос.7:9 ), именно это, каждый день изменяя твой дух по разнообразию случаев, постоянно погружает в земное и лишает тебя плода рук твоих и справедливой награды за соответственный труд, не допуская тебе, живущему на их содержании, по правилу блаженного апостола, своими руками приготовлять себе ежедневное пропитание, которое он при всем том, что занимался святым делом проповедования Евангелия, приобретал не только себе, но и тем, которые оказывали ему необходимые услуги в служении его, как он напоминал об этом при преподавании последних заповедей пресвитерам ефесской церкви: «сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» ( Деян.20:34 ); чтобы показать, что он это делал в образец для нашей пользы, он говорит: мы не были праздны между вами, «ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам» ( 2Сол.3:7–9 ). Глава 12. О пользе трудолюбия и о вреде праздности

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Характер беснования и степень болезненности зависит и от демона, который вселился, ибо они имеют разную силу и не одинаковую свирепость: «иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела их, в коих вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковы описаны в Евангелии ( Мф. 8:28 , от страха которых никто не смел проходить тем путем» (преп. Иоанн Кассиан . Собеседование 7-е, гл. 32). Когда в человека вселяется бес, полностью нарушается его внутренняя жизнь. Постепенно помрачается разум. Только после исцеления к гадаринскому бесноватому вернулся здравый рассудок. Жители той страны, придя на место, где паслось их стадо свиней, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме ( Лк. 8:35 . Воля больного становится несвободной. «Как в темную и глубокую ночь дует какой-нибудь жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все растения и семена: так и человек, подпав под власть темной ночи – диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (преп. Макарий Великий . Духовные беседы. 2:4). Иногда последствием бывает слепота ( Мф. 12:22 , глухота и немота: Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него ( Мк. 9:25 . Одержимый бесом становится угрюмым. Душа лишается способности быть веселой и радостной. Иногда это напоминает приступы тоски и страха. О том, насколько это состояние мучительно, показывают два письма Л.Н.Толстого к жене Софье Андреевне: «Третьего дни в ночь я ночевал в Арзамасе, и со мной было что-то необыкновенное. Было два часа ночи, я устал страшно, хотел спать, и ничего не болело. Но вдруг на меня напали тоска, страх, ужас такие, какие никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии, но подобного мучительного чувства я не испытывал никогда и никому не дай Бог испытать. Я вскочил, велел закладывать… Вчера это чувство …возвратилось во время езды» (сентябрь 1869 г.). В другом письме Л.Толстой пишет: «С тех пор как я приехал сюда, каждый день в шесть часов вечера начинается тоска, как лихорадка, тоска физическая, ощущение которой я не могу лучше передать, как то, что душа с телом расстается» (от 18 июня 1871 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сия тайна откровения человеку Бога в Троице славимого и во святых своих дивного – есть тайна спасения нашего во Христе: «быв сначала проповедана Самим Господом, она утвердилась в нас слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Св. по Его воле» ( Евр.2:3–4 ). И ныне возвещается она в св. Церкви не только чрез письмена, но и чрез начертание в св. иконах, «не хитросплетеным басням последуя, но так, как принята от бывших очевидцами величия Его ( 2Пет.1:16 ). О том, что слышали, что видели они своими очами, что рассматривали и что осязали руки их о Слове жизни, которое было у Отца и явилось и обитало среди нас (людей) во плоти, они возвещают и нам, чтобы и мы (по вере) имели живое общение с ними, (очевидцами Слова), а чрез них были в общении со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» ( 1Ин.1:1–3 ; Ин.1:14, 18 ). «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителей и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ). Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии (обольстители) противятся истине (Божией), люди, развращенные умом, невежды в вере ( 2Тим.3:8 ), отрицая видимое изображение божества (св. иконы), они не исповедуют Иисуса Христа Сыном Божиим пришедшим во плоти. А такой человек есть обольститель и антихрист» ( 2Ин.7 ). «Итак, вы возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждениями беззаконников и не отпасть от своего утверждения» ( 2Пет.3:17 ). Смотрите, чтобы по лукавству и неверности сердца в ком-либо из вас, не отступить вам от Бога живаго» ( Евр.3:12 ). «Если отвергшийся закона Моисеева без милосердия наказывается смертью, то сколько тягчайшему наказанию повинен тот, кто попирает Сына Божия (попирая святейший образ Его) и не почитает за святыню Кровь (нового) Завета (уничижая крест Его)? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение» ( Втор.32:35 ; Евр.10:28–30 ). Н.П. 180 Внебогослужебное чтение на втором собеседовании с Киево-городскими штундистами. Члена Киевского Общества распространения религ.-нравств. просвещения в духе Православной Церкви, свящ. Александра Клитина. 181 Статья эта составляет продолжение ст. о загробн. Состоянии душ умерших. См. ж. «Мисс. Обозр.» Сент.-окт. кн. 2-я 500–598. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей (Пс. 101:5-6). И опять-таки: зане пепел, яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях (Пс. 101:10). Павел же: Итак, умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5), и снова: братия, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1), чтобы стать храмами Бога Живаго (2 Кор. 6:16). И Петр: прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение (2 Пет. 1:5-6). Посему подобает всегда бдеть, бодрствовать, искать вышнего и мыслить по заповеди Господа, сказавшего: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. И продолжает: Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк. 12:35-37). Ему же слава во веки. Аминь. Слово 7. О посте    Монах, желающий посредством чистого поста усвоить себя Богу, обязан избрать чистейший пост и не быть порабощенным страстям и всегда возделывать великое безмолвие. И таковой с Ангелами соревнуется, с праведными соликовствует. Ибо освободившийся от земного с небесными пребывает в собеседовании. Здесь печалится, там веселится. Здесь утеснен, [Col. 1453]там отдыхает. Постник подобен пальмовому цветку, называемому «алатиос» (του φονικος νθει τω @ λεγομν λατ), который снаружи неприглядного цвета, внутри же — белоснежен и многоплоден. Так же и постник: снаружи мрачен, внутри же световиден и с дерзновением собеседует с Богом. Ибо если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16). Пост же заключается не только в том, чтобы есть поздно, но и есть мало (τ βραδυφαγη σαι, λλ κα τ βραχυφαγη σαι), и не в том, чтобы раз в два дня вкушать пищу [это и есть аскеза], но в том, чтобы не вкушать много (λλ τ μ πολυφαγη σαι).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Во всякой борьбе побеждает более сильный и крепкий. Крепкий телом и духом. Где же источник нашей силы? Где искать нам крепости, победы и торжества над врагом? Вы это только что слышали. «Господь крепость людям своим даст, Господь благословит люди своя миром». Тот, Кто дал нам жизнь и дыхание и все, Кто едиными словом Своим сотворили весь мир, Кто управляет им и „творит, елика хощет», Господь сил, Той есть Царь славы. Он один «крепкий во бранех Господь. „Кто Бог велий, яко Бог наш?», В Боге, в Его творческой деснице вся наша крепость и сила. Он наш Творец и промыслитель. Еще в Ветхом Завете Он Сам возвестил о Себе в своем слове: „Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли (Притч.Сол.8:15). И в Новом Завете слово Божие учит нас: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Так в природе, так и в судьбе всего человечества. Сам Бог положили законы бытия и управляет судьбами мира при посредстве своих избранников. Потому-то и всякий начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся; ибо он не напрасно носить меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. ( Рим.13:4 ). Теперь вы видите и разумеете, кому и почему Господь даст крепость? Он дает и даст крепость, людям своим». Что это значить? Что же нам с вами необходимее всего, чтобы быть крепкими? Как заслужить, как испросить у Всеблагого Бога этот драгоценнейший дар, столь необходимый нам теперь, когда жестокий и коварный враг наш вот уже третий год нападает на нас и преступной рукой посягает на достоинство и достояние нашей отчизны, когда он мучит, терзает и убивает невинных стариков, женщин и детей, оскверняет наши св. алтари и дорогие могилы дедов и отцов наших, когда посягает не только на наше имущество и тело наше, но даже и душу нашу народную, грозить развратить, погубить и обезбожить? Слава Создателю! Благодарение Всевышнему! «Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам», это говорит Сам Господь наш и еще: «Господь будет судить народ свой» ( Втор.32:35–36 ). Страшно впасть в руки Бога живаго! ( Евр.10:30–31 ). Все это слова Отца нашего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: «Бог мой, милующий меня, предварит меня» ( Пс.58:11 ), и следует за нашей волею, почему и говорится: «рано утром молитва моя предваряет Тебя» ( Пс.87:14 ); Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: «простирал Я руки Мои к народу непокорному» ( Ис.65:2 ); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день простирал руки мои к Тебе. Бог нас ожидает, ибо говорится: «и потому Господь медлит, чтобы помиловать вас» ( Ис.30:18 ), и мы Его ожидаем, ибо говорится: «твердо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне» ( Пс.39:2 ). Бог укрепляет нас, ибо говорит: «Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня» ( Ос.7:15 ), и увещевает, чтобы мы сами укреплялись: «укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие» ( Ис.35:3 ); Иисус Христос взывает: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин.7:37 ); а пророк взывает к Нему: «я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего]» ( Пс.68:4 ); жалуется Бог: «Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали» ( Ис.66:4 ); жалуется и невеста: «на ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его» ( Песн.3:1 ). Глава 13. О том, что усилия человеческие не могут быть равны благодати Божией Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону и помогает во всем так, что иногда и от нас требует или ожидает некоторых усилий; чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, сообщает их вследствие нашего желания и труда. Впрочем, благодать Божия всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает нам бессмертием и нескончаемым блаженством с неоценимой щедростью. Нельзя сказать, что разбойник, распятый на кресте, был введен в рай не даром, или что Давид прощен за свое покаяние, а не по милосердию Божию. Делом его воли было то, что он к прелюбодеянию присоединил убийство, а то, что пророк обличил его, было делом благодати Божией; опять же, смиренное раскаяние в грехе своем было делом его воли, а немедленное прощение – делом милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Многие, говорит святой Иоанн Богослов, пришли к Иисусу и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда. ( Ин.10:41 ). О последователях же своих Господь сказал в предсмертной беседе ученикам своим: Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если не так, то верьте по самым делам. Истино, истинно говорю вам верующий в Меня, дела, которыя творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду ( Ин.14:11,12 ). И пред вознесением своим на небеса сказал апостолам: Знамение веровавшим сия последует: именем моим беси ижденут, языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертно испиют, невредит их, на недужныя руки возложат и здрави будут ( Мк.16:17,18 ). Господи! Мы недостойны того, чтобы над нами совершались дивные силы Твои, как совершались и совершаются чрез истинно святых последователей Твоих; приложи нам веру в Твои дела, совершенные Тобою для нашего спасения и в чудеса святых твоих, исправи и спаси нас. Аминь. Беседа 10. Ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе Исследуйте Писания; ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную: а они свидетельствуют о Мне, сказал Господь иудеям ( Ин.5:39 ) Во время прошедшего собеседования сказано было, что Божественные откровения и чудеса, свидетельствующие об истинности христианской веры, идут от начала рода человеческого до наших времен, так что и в этом отношении никакая религия не может идти в сравнение с христианской. Во времена Ветхого Завета Господь приготовлял людей к принятию Божественного Основателя нашей веры главным образом чрез пророчества о Нем. Еще в раю сказано было падшим прародителям нашим, что семя жены сотрет главу змия обольстителя; этим указывалось на то, что Избавитель рода человеческого родится от жены без мужа. Это было за 5500 лет до пришествия Спасителя. Когда после потопа народы отступили от Бога, и Господь решил произвести от верного Ему Авраама народ, от которого имел произойти Христос: тогда открыл Аврааму, что о его семени благословятся все народы земли ( Быт.22:18 ). Это было за две тысячи лет до Рождества Христова. У внука Авраамова патриарха Иакова родилось двенадцать сыновей, и патриарх, умирая, предсказал, по Божьему вдохновению, сыну своему Иуде, что род его будет царствовать над евреями, доколе не придет Примиритель, которому покорятся народы ( Быт.49:10 ). Это было за 1700 слишком лет до рождения этого Примирителя. Моисей пред своею кончиною предрек еврейскому народу: пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой; Его слушайте; т.е. Бог воздвигнет не простого пророка, но и великого законодателя, ходатая и основателя нового завета. ( Втор.18:15 ; Иер.31:31–35 ). Это было за полторы тысячи слишком лет до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Это показал конец его жизни. Пред братиею он являлся постящимся, но имел обыкновение есть тайно; братия вовсе не знали за ним такого порока. От приключившейся болезни тела он приблизился к смерти. При самом конце своей жизни он позвал к себе всех братии, живших в монастыре. Братия надеялись услышать что-нибудь великое и утешительное от такого, по их мнению, великого умирающего мужа. Но в смущении и трепете он должен был сознаться, какому врагу предан при смерти. Умирающий говорил: «Когда вы думали, что я пощусь вместе с вами, я тайно ел, и вот теперь предан дракону для пожрания, который хвостом своим опутал мои колена и ноги, а голову свою всунул в мой рот и высасывает из меня душу». С этими словами он умер. Дракон, которого он видел, не ждал, пока он освободится от него покаянием. Очевидно, он имел видение только для пользы слушателей; он не избежал врага, которому так явно был предан. Глава тридцать девятая. Есть ли очистительный огонь по смерти? Григорий. Господь говорит в Евангелии: «ходите, пока есть свет» ( Ин 12.35 ). И чрез пророка говорит: «во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе» ( Ис 49.8 ). Апостол Павел, объясняя сии слова, говорит: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». ( 2Кор 6.2 ). И Соломон говорит: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». ( Еккл 9.10 ). Давид также говорит: «ибо вовек милость Его». ( Пс 117.1 ). Из этих свидетельств видно, что каковым кто здесь умирает, таковым и на Суде является. Должно, однако ж, верить, что существует очистительный огонь до времени Суда для некоторых легких прегрешений, потому что Истина говорит, что если кто изречет хулу на Святого Духа, «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». ( Мф 12.32 ). Эти слова дают понять, что некоторые вины могут быть прощены в сем веке, а некоторые в будущем, ибо если не все отрицается, то по умозаключению следует, что нечто утверждается.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Хотя такого рода толкование большею частью не шло далее парафраза места Писания на понятном народу наречии; но иногда к нему присоединялись и некоторые предания старцев или в собственном смысле толкования (мидраш) пророческих и преобразовательных мест, подобных тем, какие мы встречаем во времена Иисуса Христа и Апостолов. Иногда же такие объяснения прочитанного вызывали целые беседы и Богословские диспуты, следы которых мы также замечаем в Новом Завете ( Мф.21:23–27; 22:15–16,41 и далее. Лк.2:46; 4:16,21 ; Деян.17:2–3,17 , Деян.13:15 и другие). б) Следующим средством развития и приготовления Иудейского отрока была беседа со старцами и старшими возрастом. Ещё Моисей говорил: «вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор.32:7 ). И другой мудрей поучает: «Бывай в собрании старцев – и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумных да не усколъзают от тебя»... ( Сир.6:35,36 = Сир.8:9–12 ). Иисус Христос мог беседовать о предметах веры с Матерью, Которая, по преданию, Сама проводила большую часть времени в чтении Священного Писания – с Иосифом, как отцем, и с другими лицами, как это показал пример собеседования Иисуса Христа со старцами в храме Иерусалимском. И предметом этих бесед были, конечно, яже суть Отца Его Небесного настолько, насколько оно было доступно самим собеседникам Христовым и сколько открыто в Священном Писании . – Наконец, в) Молитва и размышление о предметах Божественных. Эти средства были самые обыкновенные для Христа, так как мы видим, что Он постоянно молится и уединяется от людей, конечно, с целью Богомыслия; а тех, кто мыслит человеческая, а не Божия – осуждает. При этих, можно сказать, обыкновенных средствах Иисус Христос мог духовно развиваться и укрепляться по человечеству, так что сделался способным совершить тот величайший подвиг, который Он принял на Себя, как Искупитель человечества. 5) Самый случай посещения родителями Иисуса Иерусалима во время праздника Пасхи открывает нам:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010