Забвение грехов полезно, и нужно избегать воспоминания о плотских грехах . А что ты сказал, что нарочно вспоминаешь прежние твои грехи, то этого не должно быть; даже если нехотя вспомнишь о них, то немедленно старайся забыть, потому что это воспоминание, оскверняя ум нечистотами мирскими, отвлекает его от созерцания чистоты, особенно того, кто пребывает в уединении. Когда вспоминаешь прежние грехи, или неведение, или слабости, то хотя и не услаждаешься ими, впрочем, и одно прикосновение прежней скверны портит душу и заражает ее зловонием. Поэтому, когда возродится память о прежних грехах, то от нее нужно отвращаться также, как благонравный, степенный муж удаляется от объятий или разговоров с блудницею. Ибо как он не избежит бесславия и осуждения проходящих, если даст ей обнять себя или вступить в бесчестный разговор, хотя бы и не имел согласия на срамное удовольствие; так и мы, вспомнив прежние грехи, должны немедленно отвращать ум от размышления о них и исполнять заповедь Соломона, который говорит: уйди, не оставайся на месте ее и глаз твоих не обращай на нее (блудницу) ( Притч 5:8 ), чтобы ангелам, когда увидят нас занимающимися нечистыми помыслами, не воспрепятствовать сказать нам: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!» ( Пс.128:8 ). Ибо когда ум обращен к предметам гнусным, земным, то душа не может заниматься добрыми помыслами. Соломон верно говорит: «глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал» ( Притч.23:33–35 ). Оставляя не только гнусные, но и все земные помыслы, мы должны устремлять ум к небесным предметам и, как слуги, быть там, где Господь наш ( Ин.12:26 ). Часто случается, что неопытный, скорбя о своих или чужих грехах, неприметным образом поражается стрелою сладострастия, – таким образом начатое для пользы оканчивается срамом и вредом. Ибо «есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти» ( Притч.16:25 ). Поэтому мы должны стараться возбуждать в себе сокрушение скорее размышлением о добродетелях, о Царстве Небесном, нежели вредным воспоминанием о своих грехах; ибо до тех пор не перестанешь обонять вредное зловоние из нечистой ямы, пока будешь стоять возле нее или ворочать грязь в ней. Глава 10. О знаке удовлетворения и о забвении прежних грехов

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Таким образом, молитвы наши должны быть частыми, но краткими — из опасения, как бы при их продлении враг не изыскал лазейки » не напустил рассеяния. В молитве — истинная жертва: жертва Богу дух сокрушенный (Пс. 50, 19). Иоанн Кассиан Собеседования, 9, 35—36. Так приходит Дух, который молится в нас, по словам Павла, «воздыханиями неизреченными». Внутренние слезы, потребность в молчании… Когда Святой Дух действует в душе, Он поет псалмы и молится в тайне сердца в полном и сладостном самозабвении. Это состояние сопровождается внутренними слезами, а затем — ощущением некоей полноты, жаждущей молчания. Диадох Фотикийский Гностические главы, 73. Всякая молитва — сознательно или бессознательно — причастна молитве воплощенного Слова, Его отношению с Отцом, его «жертвенности», как говорит Кирилл Александрийский. Благодаря этому молитва всегда совершается «в Церкви», в общении ангелов и святых. Молящийся участвует в молитве Слова Божия, присутствующего даже среди не знающих Его и не чуждого ничьей молитве. Он молится Отцу вместе с верующим, для которого выступает посредником. Сын Божий поистине есть первосвященник наших жертв и наш заступник перед Отцом. Он молится за молящихся, защищает ищущих защиты… Первосвященник — не единственный, кто присоединяется к истинно молящимся. Есть еще и ангелы, о которых утверждается в Писании: На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк, 15,7) То же справедливо и в отношении усопших святых… Первейшая из добродетелей, согласно Божественному слову, — это любовь к ближнему. Следует признать, что умершие проявляют ее более кого бы то ни было по отношению к ведущим сражение в сей жизни — гораздо более, нежели способны к этому те, кто, хотя и будучи подвержен человеческой слабости, спешит на помощь к слабейшим. Ибо страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12, 26). Вот что совершают любящие братьев своих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

тех, которые находятся еще под игом рабского страха, о коем говорится у пророка: раб чтит господина своего ( Мал.1:6 ), также в Евангелии: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» ( Ин.15:15 ), и потому говорит: «раб не пребывает в доме вечно» ( Ин.8:35 ). Спаситель побуждает нас переходить из состояния мучительного страха в состояние полной свободы любви и дерзновения друзей и чад Божиих. Также и святой апостол, перешедший силою Господней любви низшую степень рабского страха, свидетельствуя об обогащении себя от Господа большими дарованиями, говорит: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» ( 2Тим.1:7 ); – и тем, которые горели совершенной любовью к Небесному Отцу, и которых божественное усыновление из рабов сделало уже сынами, увещевает в следующих словах: «потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва Отче!» ( Рим.8:15 ). И пророк при описании семиобразной благодати Св. Духа, имевшей низойти на воплотившегося Сына Божия, сказав: «и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия», как нечто особенное присовокупляет: «и страхом Господним исполнится» ( Ис.11:2–3 ). Здесь в особенности нужно обратить внимание на то, что пророк не сказал: и почиет на Нем Дух страха Божия, как говорил о прежних дарах, но говорит: и страхом Господним исполнится. Ибо Дух тот столь обилен, что если он однажды обымет кого своей силою, то овладеет всей его душою, а не одной только частью ее. Так и должно быть, потому что страх, соединенный с любовью, никогда не перестающей, не только исполняет того, кем овладеет, но и непрерывно и неразлучно пребывает с ним, не уменьшаясь ни от каких временных удовольствий и радостей, как это иногда бывает со страхом вон изгоняемым. Поэтому тот страх, которым, как сказано, исполнен был Богочеловек, пришедший не только искупить род человеческий, но и показать образец совершенства и примеры всех добродетелей, есть страх совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Кто старается достичь совершенства евангельского учения, тот, состоя под благодатью, не угнетается господством греха. Ибо быть под благодатью значит исполнять то, что благодать повелевает. А кто не хочет подчиниться требованию евангельского совершенства, тот не знает, хотя и крещен и кажется монахом, что он не состоит под благодатью, но спутан еще узами закона и обременен тяжестью греха. Ибо намерение Того, Кто всем принявшим Его несет благодать усыновления, состоит не в том, чтобы разрушать, но создать, не упразднить, а исполнить Моисеевы постановления. Некоторые, совершенно не зная этого и пренебрегая величием советов и увещеваний Христовых, вдаются в распущенность мнимой свободы, так что не только до заповедей Христовых, как трудных, не дотрагиваются, но и теми самыми, которые законом Моисеевым предписаны начинающим и детям, пренебрегают, как упраздненными, за что апостол укоряет по испорченной свободе говорящих: «станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью?» ( Рим.6:15 ). Следовательно, кто не состоит ни под благодатью, потому что не восходит к совершенству учения Господня, ни под законом, потому что и самых малых заповедей закона не исполняет, тот, будучи угнетен двойной властью грехов, думает, что только для того получил благодать Христа, чтобы по превратной свободе быть чуждым его, впадая в то, во что апостол Петр убеждает не впадать, говоря: поступайте, «как свободные, а не как употребляющие свободу для прикрытия зла» ( 1Пет.2:16 ). Также блаженный апостол Павел говорит: «к свободе призваны вы, братия, т. е. чтобы свободны были от господства греха; только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти», т. е. упразднение заповедей закона (Моисеева) не считайте позволением пороков ( Гал.5:13 ). Эта свобода находится только там, где пребывает Господь, как учит апостол Павел: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ). Поэтому не знаю, могу ли я выразить и объяснить этот смысл блаженного апостола, как понимают опытные; одно знаю, что он даже и без объяснения чьего-либо ясно открывается всем тем, которые в совершенстве усвоили деятельную науку. Они не будут трудиться над тем, чтобы посредством рассуждения уяснить то, что уже делом изучили. Глава 35. Вопрос: отчего иногда, постясь, мы сильнее испытываем плотское возбуждение?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Когда один из наших братьев путешествовал в этой пустыне, то, после наступления вечера найдя некую пещеру, остановился там и захотел совершить в ней вечернюю молитву. Пока он по обычаю пел псалмы, время прошло уже за полночь. По окончании молитвенного правила, желая немного успокоить утомленное тело, он лег и вдруг начал видеть бесчисленные толпы собирающихся отовсюду демонов, которые шли бесконечной вереницею и весьма длинным рядом – иные предшествуя своему начальнику, иные следуя за ним. Наконец пришел князь, который и величиною был выше всех, и видом страшнее, и по установлении престола, когда он сел на возвышенном трибунале (судейском месте), то с рачительным исследованием стал разбирать действия каждого и тех, которые говорили, что еще не смогли обольстить своих соперников, приказывал выгонять от своего лица с замечанием и бранью, как недеятельных и нерадивых, с яростным рыканием укоряя, что они напрасно потратили столько времени и труда. А тех, которые объявляли, что обольстили назначенных им, отпускал с большими похвалами, при восторге и одобрении всех, как храбрейших воителей, в образец для всех прославившихся. Один злейший дух из числа их со злорадством доносил, как о знаменитейшей победе, что он хорошо известного монаха, имя которого назвал, после пятнадцати лет непрестанного искушения наконец одолел, в эту самую ночь вовлек в блуд. И не только побудил впасть в порок блуда с одною посвященною отроковицею, но и убедил взять ее себе в жены. При этом донесении демонами возобладала необыкновенная радость, и он, возвеличенный князем тьмы высокими похвалами и увенчанный большой славою, ушел. При наступлении зари, когда все это множество демонов исчезло, брат, сомневаясь в донесении нечистого духа и больше разгневавшись, что демон по закоренелой своей привычке к лжи захотел насмеяться над ним и невинного брата заклеймить пороком кровосмешения, помня евангельское изречение, что он «не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин 8, 44 ), – пошел в Пелузу 35 , где, какой знал, пребывал тот, о котором говорил нечистый дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

На дневное отделение факультета принимаются лица от 17 до 35 лет. Вступительные экзамены: Закон Божий (в объеме книги прот. С. Слободского «Закон Божий»), история России до 1917 г., сочинение (предлагаются темы сочинений по русской литературе, а также свободные темы). На вечернее отделение факультетов принимаются лица преимущественно с высшим образованием, в возрасте до 50 лет. Вступительные экзамены: Закон Божий (прот. С. Слободской), сочинение. II. Историко-филологический факультет На дневное отделение факультета принимаются лица от 17 до 35 лет. Вступительные экзамены: отделение словестности: Закон Божий (прот. С. Слободской), сочинение, русский язык (устно); . отделение истории: Закон Божий (прот. С. Слободской), сочинение, история России до 1917 г.; отделение иностранных языков: Закон Божий (прот. С. Слободской), сочинение, иностранный язык (устно); отделение восточно-христианской филологии: Закон Божий (прот. С. Слободской), иностранный язык (устно), сочинение. III. Подготовительное отделение Срок обучения на подготовительном отделении богословско-пастырского, миссионерско-катехизаторского, историко-филологического и педагогического факультетов – 1 год. Вступительный экзамен: собеседование по Закону Божию. IV. Факультет церковных художеств На дневное отделение принимаются лица от 17 до 30 лет. Специальности: история и теория христианского искусства, реставрация икон, иконопись, мозаика, фреска, церковное шитье, архитектура. Вступительные экзамены по отделениям: история и теория христианского искусства: Закон Божий (прот. С. Слободской), история России до 1917 г., сочинение, собеседование по истории искусств; иконопись, мозаика, фреска: Закон Божий (прот. С. Слободской), сочинение, собеседование по истории искусств, просмотр работ, копирование иконы; реставрация икон: Закон Божий (прот. С. Слободской), сочинение, собеседование по истории искусств, просмотр работ, копирование иконы, рисунок, живопись; церковное шитье: Закон Божий (прот. С. Слободской), сочинение, собеседование по истории искусств, просмотр работ, орнаментальная композиция в цвете;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

архитектура: Закон Божий (прот. С. Слободской), история России до 1917 г., сочинение, собеседование по истории искусств, просмотр работ, рисунок, архитектурный тест. На вечернее отделение принимаются лица до 40 лет, преимущественно с высшим образованием. Вступительные экзамены по специальности «история христианского искусства»: Закон Божий (прот. С. Слободской), сочинение, собеседование по истории искусств. При факультете имеется подготовительное отделение. Срок обучения – 1 год. Вступительные экзамены: просмотр работ и собеседование по Закону Божию. V. Факультет церковного пения. Принимаются лица с музыкальным образованием, на дневное отделение – до 30 лет, на вечернее (со средним специальным образовавием) – до 35 лет. Специальности: регентование, пение в церковном хоре, преподавание церковного обихода, история и теория церковного пения. Вступительные экзамены по отделениям: регентование: Закон Божий (прот. С. Слободской), сочинение, специальность (сольфеджио, вокальное прослушивание), фортепиано. история и теория церковкого пения (принимаются лица со средним специальным музыкальным образованием): Закон Божий (прот. С. Слободской), сочинение, специальность (сольфеджио, гармония), фортепиано, собеседование по истории культуры. При факультете имеется двухгодичное подготовительное отделение для лиц, не имеющих достаточного музыкального образования. Срок обучения – 1 или 2 года. Вступительные экзамены: Закон Божий (прот. С. Слободской), вокальное прослушивание, сольфеджио. VI. Заочное отделение Прием на катехизаторско-педагогический факультет заочного отделения осуществляется на тех же условиях, что и на вечернее отделение. На богословско-пастырский факультет заочного отделения принимаются только клирики Православной Церкви – священники и диаконы. ПРИЕМ ДОКУМЕНТОВ В Институт принимаются лица православного вероисповедания, мужчины и женщины. Обучение бесплатное, общежитие не предоставляется. Документы принимаются с 1 апреля. Вступительные экзамены на дневное и вечернее отделение проводятся в августе. Дополнительный весенний набор (в мае) проводится на историко-филологический факультет, для слушателей подготовительного отделения – на все факультеты. Вступительные экзамены на заочное отделение проходят в конце сентября. На время экзаменов общежитие не предоставляется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Как видно из названия тем, собственно богословская проблематика рассматривалась в последний раз на собеседованиях в 1992 г. Затем центр изучений и дискуссий переместился в сферу религ. образования и общественно-политических вопросов. Это произошло в связи с разочарованием, наступившим в межхрист. диалоге, когда все более явной становилась бесперспективность надежд на реальное сближение протестант. и правосл. Церквей. В 2005-2007 гг. тематика богословских диалогов с протестантами сместилась в область нравственных ценностей и этических проблем. В 1995 г. группой участников собеседований был разработан «Совместный отчет руководству Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии о состоянии двустороннего богословского диалога». В этом документе была сделана попытка отразить церковную и политическую атмосферу прошедших собеседований и проанализировать результаты дискуссий по основным богословским и др. проблемам, к-рые обсуждались на протяжении 35 лет. Одним из важнейших достижений было названо то, что участники собеседований убедились в осмысленности и твердости веры во Христа и Его св. благовестие, присутствующих в обеих традициях и являющихся основанием их богословия. Определенного согласия удалось достичь в вопросах признания в качестве незыблемого фундамента веры и жизни обеих Церквей Апостольского предания, основанием к-рого является Сам Господь Иисус Христос и Его учение, переданное нам апостолами, и все Свящ. Писание, а также признания авторитета Вселенских Соборов, в частности, в понимании того, что в догматических решениях Соборов воистину слышен голос Духа Святого («Aphoльдcxaйh-II», 1963). Относительного согласия удалось достичь в вопросе о значении дел в свете спасения. Православные не разделяли лютеран. учение о вере, оправдывающей (спасающей) независимо от совершения тех или иных дел, протестантам нелегко было понять, чем отличается (если отличается) правосл. т. зр. от католической, поскольку православные, принимая, как кажется, полностью слова апостола, что мы спасаемся «только верою» (Гал 2.

http://pravenc.ru/text/171923.html

Ленинградская духовная семинария. Московская духовная академия; кандидатская диссертация на тему «Внешние сношения Русской Православной Церкви в период с 1917 по 1944 гг.». Научные труды, публикации: Третья Христианская Мирная Конференция в Праге. ЖМП, 1960 г., 10, с. 27-32. Христианская Мирная Конференция молодежи в Праге. ЖМП, 1960 г., с. 35-40. Встреча молодых христиан Европы в Лозанне. ЖМП, 1960 г., 10, с. 63-70. Доклад на Первом Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге. ЖМП 1961 г., 8, с. 55-58. Встреча представителей Русской Православной Церкви с участниками Всемирного форума молодежи. ЖМП, 1961 г., 9, с. 27-28. «Из жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». ЖМП, 1964 г., 2, с. 20-22; 6, с. 15-20. Речь при наречении во епископа Зарайского 25 декабря 1965 г. ЖМП, 1966 г., 2. Речь при открытии Консультации представителей Церквей — членов ХМК, Христианских и Экуменических советов и Региональных комитетов ХМК, апрель 1966 г. ЖМП, 1966 г., 5, с. 34-39. Речь на приеме в честь участников Консультации. ЖМП, 1966 г., 5, с. 39-40. О завершении стадии Второго Ватиканского Собора. ЖМП, 1966 г., 3, с. 62-70. Роль Кипрской Православной Церкви в национально-освободительном движении киприотов до провозглашения Республики. ЖМП, 1969 г., 3, с. 39-46. Проповедь на экуменическом богослужении в Севилье, 16 июня 1971 г. ЖМП, 1971 г., 8, с. 58. Речь на открытии сессии Рабочего комитета ХМК в Москве 20-23 марта 1973 г. ЖМП, 1973 г., 5, с. 35-36. Доклад на сессии Комитета по продолжению работы ХМК в Загорске 25-28 мая 1973 г. ЖМП, 1973 г., 8, с. 38-43. Доклад на открытии III Богословского собеседования между представителями Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Загорске 4 июня 1973 г. ЖМП, 1973 г., 8, с. 60-62. Речь на заседании Рабочего Комитета ХМК в Москве. ЖМП, 1973 г., 5, с. 35-36. Доклад, произнесенный на сессии Комитета по продолжению работы ХМК. ЖМП, 1973 г., 8, с. 38-43. Письмо, направленное госпоже Ноуэлл Джонсон, в связи с 100-летием дня рождения X. Джонсона. ЖМП, 1974 г., 3, с. 40.

http://patriarchia.ru/db/text/31765.html

Так как это основание было не прочно, но весьма непостоянно, то Творец сообщил устойчивость самой земле. В чем же заключалась эта устойчивость? В силе Создателя. " В руке Его все концы земли» ( Пс.94:4 ). Землей называет человека. Кого Он утверждает на осно­вании веры, тот не уклонится в век века, конечно – будущего. «Не преклонится она во век века " . Сообщив ей самой в себе устойчивость, Господь сделал землю неподвижной. В том же самом положении она пребывает, насколько ему угодно. Подобно этому, в другом месте сказано: «повесил землю ни на чем» ( Иов.26:7 ). «Бездна, как одежда, – покров Его. На горах станут воды» ( Пс.103:6 ). Он сказал «Его», а не «ее»; между тем и Акила и Феодотион перевели так: «бездной как ризой Ты одел ее». Бездной Священное Писание называет влажную стихию. Так и о начале творения блаженный Моисей сказал: «земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» ( Быт.1:2 ). Так как земля со всех сторон окружена водою и пределы ее составляют великие и недоступные моря, самую же средину рассекают другие моря, доступ­ные плаванию, то справедливо сказал, что бездна как одежда обле­гает землю. А с другой стороны – в смысле непостижимости – ты найдешь, что бездна заключается в том, что – «судьбы Твои – бездна великая» ( Псал.35:7 ). Так как не исследованы суды Его, то ни­каким образом не могут быть постигнуты, почему и сравниваются не просто с бездной, но с «бездной великой». Итак, Бога, суды Которого – великая бездна, покрывает непостижимость, име­нуемая бездной. «На горах станут воды: от за прещения Твоего по бегут, звука грома Твоего убоятся. Восходят... горы и опускаются равнины на место, которое Ты назначил им» ( Пс.103:6–8 ). Все это указывает на мудрость Божию, действующую в создании. Благодаря ей, море, вздымаясь подобно вершинам гор, не затопит, однако, материка волнами, но как мы устрашаемся громом, так оно боится положен­ного ему предела. «На горах станут воды« – значит: как гора стоит (море); «восходят... горы» – значит: – как горы. Я думаю, что пророк разумеет здесь облака, лежащие на вершинах гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010