Предоставление доступных услуг здравоохранения и образования было жизненно важным для миссии фактором, способствующим уменьшению влияния знахарей и шаманов в обществе. В англикан. Церкви к 1930 г. в Басутоленде имелись 11 приходов и 66 миссионерских точек, в т. ч. в высокогорных районах страны. Первый англикан. темнокожий священнослужитель (Джон Велохе) был поставлен в 1913 г.; в 20-х гг. XX в. начался процесс выдвижения представителей коренного населения в церковные органы самоуправления и в епархиальные советы. Политические изменения 20-х и 30-х гг. XX в. способствовали развитию национального самосознания коренных жителей страны, что выразилось в создании ряда националистических общественных движений. Однако данные тенденции встречали сопротивление не только колониальных властей, но и местных вождей, а также представителей христианских миссий (в первую очередь католич. монашеских орденов). 40-е и 50-е годы XX в. характеризовались ростом антиколониальных настроений, которые привели к возникновению НАЦ, противопоставляющих свою веру проповеди европ. миссий и стремившихся адаптировать христианские традиции к африкан. этнокультурным условиям. Нарастание активности местного населения в стремлении обрести независимость вылилось в образование политических партий, выступавших за предоставление протекторату независимости: Африканского конгресса Басутоленда (основан в 1952, с 1959 Партия конгресса Басуто (ПКБ)) и Национальной партии Басуто (НПБ; основана в 1959). В 1959 г. вступила в силу Конституция Басутоленда, а в 1965 г. страна получила внутреннее самоуправление. На состоявшихся в апр. 1965 г. парламентских выборах большинство мест получила НПБ, ее лидер Дж. Л. Джонатан возглавил правительство. 4 окт. 1966 г. образовалось независимое Королевство Лесото в составе Содружества (до 1947 Британское Содружество наций). В том же году была принята 1-я Конституция независимой страны, которая провозгласила конституционный характер монархии, ограничив власть короля. В 1966 г. Л. как самостоятельное гос-во стало членом ООН и ОАЕ (с 2002 АС). Обретение независимости создало условия для построения стабильной и развитой церковной структуры. В янв. 1951 г. католический апостолический викариат Басутоленд получил статус еп-ства Масеру; в дек. 1952 г. из него было выделено епископство Лерибе; в янв. 1961 г. епископство Масеру получило статус архиепископства, которое возглавил 1-й епископ из коренного населения Эмануэль Мабатоама, представитель королевской династии, потомок Мошеша I. Одновременно с образованием архиепископства из него было выделено еп-ство Цгачас-Нек.

http://pravenc.ru/text/2463599.html

Со 2-й пол. XIX в. рос экспорт леса через устье Печоры, с конца столетия развивалась деревообрабатывающая промышленность. В 1891-1929 гг. земли Н. а. о. были разделены между Мезенским у. и Пустозерской вол. Печорского у. (центр - с. Усть-Цильма; ныне адм. центр Усть-Цилемского р-на Республики Коми) Архангельской губ. 18-20 апр. 1918 г. в Пустозерске состоялся 1-й волостной съезд Советов, провозгласивший советскую власть в низовьях Печоры. В ходе гражданской войны территорию Н. а. о. с сент. 1918 по февр. 1920 г. контролировало антибольшевистское Временное правительство Сев. области. В 1920 г. волостной центр был перенесен из Пустозерска в с. Великовисочное (находился здесь до 1929). 20 июня 1924 г. при Президиуме ВЦИК был создан Комитет содействия народностям сев. окраин (Комитет Севера) под председательством П. Г. Смидовича . В дек. того же года в качестве отд-ния комитета при Архангельском губисполкоме открылся местный Комитет содействия народностям сев. окраин. Он способствовал развитию оленеводства и кооперативного движения в тундре, ликвидации культурной и хозяйственной отсталости ненцев. К 1929 г. было создано 5 кооперативов и 3 потребительских союза. В 1925-1930 гг. образованы тундровые и островные советы. В рамках борьбы с неграмотностью Комитет Севера в 1926 г. разработал программу для национальных школ Крайнего Севера. В Архангельской губ. были открыты 3 ненецкие школы; в тундре основывались стационарные культбазы со школами-интернатами, избами-читальнями, медицинскими и ветеринарными пунктами и различными мастерскими. С нач. 30-х гг. XX в. организовывались красные чумы - кочевые учреждения, работники к-рых обучали оленеводов грамоте, способствовали повышению их культурного уровня, оказывали медицинскую и ветеринарную помощь. Комитет содействия народностям сев. окраин при ВЦИК 29 марта 1928 г. постановил заменить этноним «самоед» этнонимом «ненец». Постановлением Президиума ВЦИК от 15 июля 1929 г. был образован Ненецкий окр. (с 1930 Ненецкий национальный окр.) в составе Северного края с центром в с. Тельвиска (Тельвисочное). К кон. того же года новообразованный округ был разделен на 3 района: Канинско-Тиманский, Ненецкий (Большеземельский) и Пустозерский. 15 янв. 1930 г. состоялся 1-й окружной съезд Советов. В 1931 г. был основан рабочий пос. Нарьян-Мар. Важнейшим объектом поселка стал основанный в том же году Печорский (с 1951 Нарьян-Марский) морской торговый порт. Постановлением ВЦИК от 2 марта 1932 г. адм. центр Ненецкого национального окр. был перенесен из с. Тельвиска в Нарьян-Мар (с 10 марта 1935 город). В 1932 г. Пустозерский р-н переименован в Нижне-Печорский. В 1934 г. в состав Н. а. о. были включены о-в Вайгач и ряд др. островов. В 1940 г. пос. Воркута с прилегающей территорией был передан Коми АССР. В том же году в Ненецком национальном окр. был образован Амдерминский р-н. До 1936 г. округ входил в состав Северного края, в 1936-1937 гг.- в состав Северной обл., в 1937-1993 гг.- в состав Архангельской обл.

http://pravenc.ru/text/2564916.html

Вероятно, уже к 1695 г. колокольня была каменной. На 2-м ярусе находилась ц. прор. Даниила, а собственно колокольня - на 3-м ярусе, к-рый имел открытые на все стороны арочные пролеты. В 1779 г. по настоянию архим. Мелхиседека (Значко-Яворского) из-за аварийного состояния колокольни Данииловская ц. была закрыта, а иконостас перенесен в Благовещенский храм на 2-м этаже древнего собора. В помещении церкви был устроен склад. В 1828-1830 (1829-1833?) гг. по проекту архит. А. И. Меленского колокольню надстроили облегченным 4-м восьмигранным ярусом с 8 круговыми арочными пролетами. Поставленный на четверик, этот дополнительный ярус не имел перекрытия и возвышался над колоколами. На колокольне находились 3 больших и 5 малых колоколов. Самый большой (100 пудов) был отлит 20 апр. 1690 г. на средства мещанина Т. Петровича Железного Гроша; старейший малый датирован 1621 г., 18-пудовый - 1643 г. и «субботник» - 1657 г. На колокольне также был поставлен «зигар сутковый» (часы) козелецкого мастера П. Зарина. В 1871 г. в помещении Данииловской ц. разместили ризницу и архив; для большей устойчивости здания въездные ворота заложили, а проезд был пробит в стене рядом с колокольней. Взрыв пороховых складов на Зверинце в июне 1918 г. повредил колокольню: возникла сквозная трещина на вост. стене, был разрушен верхний ярус. В 20-х гг. XX в. в колокольне были устроены жилые помещения для рабочих. Реставрация произведена в 1965-1966 гг. (архит. В. Т. Шимко) и в 1971-1973 гг. (коллектив Быковой). После передачи строения мон-рю здесь возобновили храм прор. Даниила, к-рый был расписан в народном стиле. Большие братские кельи Жилища иноков изображены на плане Ушакова 1695 г. В XVIII в. вдоль стен были выстроены деревянные малые кельи. В 1811 г. пожар уничтожил большинство помещений. К 1814 г. на их месте вновь построили деревянные здания, к дек. 1846 г. по проекту архит. П. И. Спарро - каменный корпус (на 1-м этаже - 12 комнат, на 2-м - 4 комнаты с мезонином). В 1901-1902 гг. по инициативе архим.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Дискуссия вокруг судьбы евр. религ. образования и его возможного реформирования стала характерной чертой эпохи. Так, главы мн. И. выступали против создания т. н. раввинских семинарий, утверждая, что это новшество, не соответствующее традиции, не может принести пользы. Поэтому в странах, где И. занимали доминирующее положение в религ. жизни евр. общин, в частности в Польше и России, образованные по новому образцу семинарии для раввинов, готовившие специалистов, в т. ч. и по светским программам, на академическом уровне, не укоренились. Только в 1887 г. высшее собрание раввинов в С.-Петербурге приняло решение о реформе обучения и согласилось ввести в учебные планы И. рус. язык и арифметику в объеме курса евр. народных уч-щ. С сер. XIX в. в Ковно (ныне Каунас, Литва) и других местах открылись И., где имело влияние недавно возникшее нравственно-этическое течение мусар , представители которого воспитывали учащихся в духе религиозного ригоризма и аскетизма. В 70-х гг. XIX в. в И. стали проникать космополитические идеи хаскалы, а в 80-х гг. многих учащихся привлекло движение т. н. палестинофилов («Хововей Цион»), ставшее предтечей политического сионизма. Сторонники традиц. форм евр. религ. образования, опасаясь распространения новых идей, основали ряд И., ориентированных на сохранение прежних основ обучения. Хасидизм также создавал свои образовательные структуры: к кон. XIX в. в России и Польше была сеть хасидских И.; наиболее значимая И. была основана движением «Хабад» в Любавичах (ныне Смоленской обл.). Реформирование евр. образования в нач. XX в. сказалось на деятельности И. Новая программа преподавания, разработанная комитетом, в состав к-рого входили известные деятели еврейской интеллигенции, предусматривала изучение всех предметов, включая Танах и Талмуд, согласно научным методам, принятым в большинстве раввинских семинарий Зап. и Центр. Европы. Первым учебным заведением, где началось воплощение этих проектов, стала И. в Одессе (с 1906 высшая школа иудаизма). Здесь преподавали такие деятели евр. науки и культуры, как И. Клаузнер и Х. Бялик. С 1920 г. по инициативе Народного комиссариата просвещения СССР началась ликвидация евр. религиозных учебных заведений. Через год мн. преподаватели и учащиеся выехали из страны. В сер. 20-х гг. Комитет раввинов поддерживал И. в 12 городах с общим количеством учащихся 620 чел. В 20-х гг. известны случаи создания новых И., однако их руководители сразу подвергались преследованиям. Несмотря на попытки продолжения обучения в малых группах в нелегальных условиях, к сер. 30-х гг. все И. были ликвидированы.

http://pravenc.ru/text/293812.html

Надгробие Н. В. Бахвалова. 1921 г. (Коммунистическая площадка, Александро-Невская лавра) Надгробие Н. В. Бахвалова. 1921 г. (Коммунистическая площадка, Александро-Невская лавра) Для индивидуального Н. ранней советской эпохи были характерны героическое восприятие смерти, прославление трудового подвига человека, демонстрация его гражданских добродетелей, назидательное и воспитательное начало - качества, позаимствованные из Н. эпохи классицизма. В довоенное время активный поиск форм породил целый спектр образцов мемориальной скульптуры, как переосмыслявших традиц. образцы, так и радикально новых. В массовом Н. 20-30-х гг. XX в. продолжала использоваться форма креста, к-рую постепенно вытеснял обелиск (пирамида, усеченная пирамида) с 5-конечной звездой ( Ермонская. 1979. С. 20). Даже на Казачьем кладбище Александро-Невской лавры, предназначенном теперь для захоронения большевиков и получившем название Коммунистическая площадка, находится ок. 30 христ. погребений, отмеченных Н. в виде крестов. Самыми популярными Н. были типы архитектуры малых форм из классического арсенала - плиты, пирамиды и усеченные пирамиды, пилоны, квадратные постаменты, стелы, раковины. При сохранении дореволюционной типологии Н. и размещении декоративных элементов на нем христ. символы и сложившиеся в XVIII-XIX вв. мемориальные аллегории уступили место советской символике: так, 5-конечная звезда заменила крест, а колосья и полевые цветы - лавровые и дубовые венки. При создании массовых Н. в XX в. стали использовать новые, более дешевые материалы, в первую очередь бетон или бетон с каменной крошкой (к-рые оказались недолговечными). В 20-30-х гг. XX в. поиски типа Н., отвечавшего мировосприятию новой действительности, привели к использованию форм, материалов, а часто непосредственно предметов и конструкций, связанных с профессиональной деятельностью умерших. Оформление Н. визуально сообщало о роде занятий покойника. Такие Н., как правило, сооружались по инициативе коллег усопшего и стали своего рода документами эпохи, призванными иллюстрировать трудовые подвиги. Так, на могиле Н. В. Бахвалова (1921) на Коммунистической площадке, напротив главного входа в собор Александро-Невской лавры, было установлено Н. в виде конструкции из машиностроительных деталей (шестерня, колеса вагонетки, приводные цепи), на могиле И. Т. Барулина (1927, московское Новодевичье кладбище) - половина зубчатого колеса на чугунном постаменте. В Александро-Невской лавре на могиле 3 энергетиков (С. Я. Васильев, С. И. Вшивцев, А. М. Бабанов), погибших при аварии на электроподстанции в 1935 г., было установлено Н. в виде опоры линии электропередач. Традиция помещать винты и др. фрагменты самолетов в качестве Н. на могилы летчиков появилась во время первой мировой войны (аллея авиаторов на Мемориально-парковом кладбище героев первой мировой войны, Москва) и не прерывалась в дальнейшем (напр., на кладбище советских летчиков близ пос. Эмари (Эстония) в качестве Н. использованы хвостовые части военных самолетов).

http://pravenc.ru/text/2564602.html

должности. «Полугодовое собрание» возникло для ведения миссионерской деятельности на периферийных территориях за пределами гос-ва Имерина и объединило проповедников 3 миссионерских организаций: ЛМО, квакеров и ПЕМО. Регулярные собрания проходили с 1875 г., и вскоре орг-ция приобрела значительное влияние на религ. жизнь острова. В 1881 г. правительством Имерины было введено обязательное посещение школы для детей от 7 до 15 лет, а также открыты 3 высшие школы, богословский колледж (в 1869) и медицинские училища. К 1882 г. число школьников выросло с 10 тыс. до 37 тыс. С 1866 г. стала выходить 1-я газета на малагасийском языке, а к 1896 г. уже издавалось 15 периодических изданий на малагасийском, английском и французском языках. Королевская резиденция Рува (до 1896). 20–60-е гг. XIX в. Королевская резиденция Рува (до 1896). 20–60-е гг. XIX в. С нач. 80-х гг. XIX в. Франция усилила подготовку к установлению протектората над М. военным путем. Во время 1-й франко-малагасийской войны (1883-1885) жителям М. удалось отстоять свою независимость. 17 дек. 1885 г. был подписан мирный договор, согласно к-рому Франция признала Ранавалуну III суверенной королевой М. Однако война и реформы истощили малагасийское общество и экономику. М. лишился потенциальной поддержки Великобритании, когда последняя в 1890 г. признала права Франции на остров. По результатам 2-й франко-малагасийской войны (1894-1895) кор. Ранавалуна III была вынуждена признать установление французского протектората над М. В июне 1896 г. М. был объявлен колонией Франции. Кор. Ранавалуна III и премьер-министр Райнилайаривуни были сосланы на о-в Реюньон, а затем в Алжир. В 1897 г. управление М. было передано генерал-губернатору с неограниченными полномочиями. Местное население оказало вооруженное сопротивление колонизаторам, вылившееся в 1896-1897 гг. в мощное освободительное движение «меналамба» («красные туники») на Высоком плато, сурово подавленное франц. администрацией. Стихийные антиколониальные выступления продолжались до сер. 10-х гг. XX в. Колониальный период

http://pravenc.ru/text/2561206.html

Интерьер Крестовоздвиженской ц. Надпись на южной стене сообщает, что в храме, освященном еще в 1700 г., был помещен новый иконостас «и прочиим благолепием украсися и освятися, 1769 года, месяца Декабря 13 дня», при архим. Зосиме (Валкевиче) ( Евгений (Болховитинов). 1826. С. 388). В рапорте 1815 г. блюстителя Ближних пещер о состоянии алтаря, который «от древности весь очернел и окоптел», содержится замечание, ставящее под сомнение существование до 1816 г. росписи в храме: «...надобно оный (алтарь.- Ред.) известью побелить или красками с различными изображениями расписать» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 (общ.). Д. 60; Лonyxiha. 2007. С. 74). Храм был расписан в 1817 г. В 1893-1895 гг. проводились масштабные работы по обновлению интерьера. Стены были расписаны киевским худож. Д. Давыдовым в академическом стиле с сохранением прежней иконографической программы. В контракте оговаривалось, что настенные композиции должны быть написаны по рисункам, снятым с ранних изображений и размещены на тех же местах (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 (общ.). Д. 370. Л. 52). Резной по дереву вызолоченный иконостас был создан в 1767-1769 гг. Работы по изготовлению рамы с резными рокайльными элементами выполнял лаврский мастер К. Шверин. Архитектурное членение плоскости иконостаса 3-частное, в нем скомпонованы 7 рядов икон, увенчанных под самым куполом живописным «Распятием». Иконы были созданы лаврским иконописцем иером. Захарией (Голубовским). Убранство иконостаса довершили установленные в 1784 г. серебряные царские врата (в 20-х гг. XX в. конфискованы советской властью, перепроданы за границу, в наст. время находятся в Музее Виктории и Альберта, Лондон). Иконостас неск. раз в течение XIX в. поновлялся, так, в 1822-1823 гг. отдельные иконы были «вновь переписаны, а иные поправлены мастером киевским жителем Яковом Ключинским». В 1893-1895 гг. большая часть икон была написана заново в академическом стиле, некоторые поновлены. Живописные работы выполнил киевский мастер Аким Чухнов, а также Спиридон Науменко и др.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСПАНИЯ. II Археология Археологические памятники И. составляют существенную часть общей картины древнейшей истории человечества; их изучение началось уже в XIX в. Однако, из-за того что вопросы проведения раскопок в И. и публикации результатов всегда находились в ведении местных властей (они формируют политику в области изучения древностей), археологическая карта И. очень пестрая, отчеты о проведенных исследованиях часто не сохранялись. В археологии И. важную роль играют зарубежные научные ин-ты (Германский археологический ин-т, особенно активно работал в 30-х гг. ХХ в.; франц. академический ин-т «Дом Веласкеса» (Casa de Velázquez) - оба в Мадриде). До 80-х гг. ХХ в. была слабо развита средневековая археология И.: в медиевистике основное внимание уделялось письменным источникам, средневек. археологические памятники не исследовались, публикации по средневек. археологии были случайны, эта отрасль испан. археологии не была представлена на Национальных археологических конгрессах. С 20-х гг. ХХ в. стала развиваться археология вестгот. периода (во многом это было связано с преувеличением роли герм. народов в европ. истории). После второй мировой войны внимание археологов по-прежнему было сосредоточено на изучении погребального обряда, церковной археологии и отчасти ювелирного дела; с кон. XX в. более активно стали исследовать поселения, систему укреплений и керамику, а также развитие местных культур под властью мусульман. В наст. время в средневек. археологии И. выделяют 3 направления: вестготы, Андалус и сев. христ. королевства. В 80-х гг. XX в. импульсом к развитию средневек. археологии послужили распространение новых подходов в медиевистике и исчерпанность ресурсов письменной информации. Во время строительного бума в городах количество средневек. находок увеличилось в неск. десятков раз. В 1982 г. оформилась Испанская ассоциация средневек. археологии (проводятся ежегодные конгрессы средневек. археологии), с 1986 г. издается «Бюллетень средневековой археологии» (Boletín de arqueología medieval). Проводятся конференции по истории керамики, укреплений и гидросооружений, по использованию городского пространства, по освоению горного дела. Ряд ун-тов в И. ведет собственные проекты (напр., «Топонимия, история и археология королевства Гранада» в Гранадском ун-те) или издает журналы (в Барселонском ун-те - «Acta Historica et Archaeologica Mediaevalia», в Кадисском ун-те - «Estudios de historia y de arqueología medievales», в Хаэнском ун-те - «Arqueología y territorio medieval»). Многие города и музеи И. разрабатывают проекты по средневек. археологии (см.: www. arqueologiamedieval.com [Электр. ресурс]). Доримская археология

http://pravenc.ru/text/2007788.html

В 1938 г. была создана новая структура академических подразделений. По направлениям научной деятельности АН была разделена на отраслевые отд-ния. Возросла численность академических научно-исследовательских ин-тов: в 1928 г. их насчитывалось 9, в 1934 г.- 25. В 30-х гг. XX в. в состав АН СССР вошел ряд ин-тов по общественным наукам, стали создаваться филиалы и научно-исследовательские базы в союзных и автономных республиках, в краях и областях. В 1933 г. образован Уральский филиал АН СССР, в 1935 г.- Азербайджанский, Армянский, Грузинский, Дальневосточный и Казахстанский, а в 1938-1941 гг.- Узбекский, Таджикский и Туркменский. В 1991 г. в составе АН СССР числилось 17 отраслевых и 3 региональных отд-ния (Сибирское, Дальневосточное и Уральское) и свыше 280 научно-исследовательских ин-тов и научных центров. Кроме того, существовали 14 самостоятельных АН в 14 союзных республиках. Изданный 23 марта 1959 г. устав предусматривал необходимость кооперирования деятельности АН с др. научными учреждениями страны и высшей школой, предоставлял более широкую самостоятельность отд-ниям АН в их научной деятельности. За 1917-1975 гг. численность академиков увеличилась с 58 до 237, а членов-корреспондентов - с 87 до 439. Идеологические установки советской власти пагубно сказались на развитии ряда направлений академической науки, тысячи ученых были подвергнуты репрессиям. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. прошли судебные процессы «по делу академиков». Многие погибли в тюрьмах, среди них выдающиеся ученые с мировым именем - Н. И. Вавилов и К. М. Тулайков. В 1948 г. начались гонения против ученых-генетиков, нависла угроза над учеными-физиками. Однако, несмотря на эти неблагоприятные условия, ученые АН достигли впечатляющих результатов во всех отраслях знания и применения их на практике: в физике, химии, математике, астрономии, геологии, биологии, медицине, исследованиях космического пространства. По многим направлениям СССР вышел на передовые рубежи мировой науки. Фундаментальные исследования были проведены в области общественных и гуманитарных наук: в истории, археологии, этнографии, антропологии, экономике, праве, литературе и языкознании. Мировую известность получили академики: физиолог И. П. Павлов , селекционеры-ботаники Н. И. Вавилов и Н. В. Цицин, математики И. Г. Петровский, М. А. Лаврентьев и М. В. Келдыш, географ В. Л. Комаров, физики С. А. Чаплыгин, И. В. Курчатов, Л. Д. Ландау, И. Е. Тамм, П. Л. Капица и А. Д. Сахаров, биофизик Н. Н. Семёнов, биохимики А. Н. Бах и Н. Д. Зелинский, химик-органик А. Н. Несмеянов, геолог А. П. Карпинский, основатель практической космонавтики С. П. Королёв, авиаконструктор А. Н. Туполев, экономист С. Г. Струмилин, историки Е. В. Тарле, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина и Н. М. Дружинин, археологи А. В. Арциховский и В. Л. Янин, филолог Д. С. Лихачёв . Показателем мирового признания заслуг российских ученых явилось присуждение 11 академикам АН СССР Нобелевских премий.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Как отмечается в «Трудах Казанского НИИЭМ (1900 - 2000)»: «Казанский институт был едва ли не единственным в России местом, где врачи могли получить серьёзную подготовку по практической бактериологии. [...] Плодотворная работа казанских микробиологов под руководством Н.Ф. Высоцкого и И.Г. Савченко позволяет сделать вывод, что именно в первом десятилетии XX в. сложилась и оформилась казанская школа микробиологии, характерной чертой которой стало особое внимание к проблеме иммунитета. Базой становления этой школы стал Бактериологический институт при Казанском университете». с. 10 - 11] Институтом была устроена особая бактериолого-диагностическая лаборатория, оборудованная необходимыми инструментами и приборами, целью которой являлось «производство ответственных бактериологических исследований, по предложениям отдельных общественных и правительственных учреждений, а также диагностика бешенства». Заведование ею было поручено приват-доценту В.А. Барыкину. При институте имелась библиотека, «вполне удовлетворительная для первоначальной ориентировки в любом бактериологическом вопросе». Кроме того, в 1911 г. были построены две новые избы - для помещения укушенных бешеными животными. с. 6, 20] Для г. Казани, Казанской губернии (где в начале XX в. наблюдались две эпидемические волны дифтерии: с 1902 по 1908 гг. и с 1909 по 1914 гг.) с. 55] и, в известной мере, для всего Поволжья, это означало, помимо прочего, начало настоящего научно-практического прорыва в борьбе с этим опасным заболеванием. Так, известно, что только в 1903 - 1910 гг. в «Сывороточном отделении» БИ при ИКУ было изготовлено 34402 флакона антидифтерийной сыворотки. с. (18)] В статье 1964 г. «Заболеваемость дифтерией в г. Казани и основные этапы её ликвидации» В.И. Качурец и Н.П. Кудрявцева выделили 5 периодов, сыгравших «решающую роль в ликвидации дифтерии». В качестве первого из них они выделили 1895 - 1910 гг., когда произошли: «Открытие в Казанской земской больнице первого дифтерийного стационара. Организация работы бактериологического института. Первый опыт серотерапии и серопрофилактики». с. 35]

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/05/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010