В результате усобиц внутри правящего рода в 1869 г. от Шарджи откололось шейхство Рас-эль-Хайма. В 1876 г. обособилась Эль-Фуджайра, ставшая в 1902 г. окончательно независимой. Со 2-й пол. XIX в. с Шарджей соперничал за роль главного торгового посредника на востоке Персидского зал. Дубай, к-рый к 20-м гг. XX в. превратился в один из крупнейших перевалочных пунктов арав. коммерции. В Абу-Даби переворот проложил дорогу к власти шейху Зайду ибн Халифе Аль Нахайяну (1855-1909), к-рый в распрях с Шарджей, Катаром и Недждом троекратно расширил свое княжество, сделав его сильнейшим в военном отношении среди всех шейхств ДО и распространив его влияние на внутренний Оман и Руб-эль-Хали. В кон. 20-х - нач. 40-х гг. XX в. традиц. основу экономики шейхств подорвали мировой кризис 1929-1933 гг., вызвавший временное падение спроса на предметы роскоши, и искусственная культивация жемчуга, приведшая к окончательному падению цен на этот вид драгоценностей. За 1925-1946 гг. доходы от жемчужного промысла в Персидском зал., формировавшие до 90% поступлений в бюджет ДО, упали в 60 раз. Регион оказался в глубоком кризисе. В 1908 г. в Персидском зал. был открыт нефтегазоносный бассейн. В 1922 г. Лондон очередным договором ограничил право шейхов предоставлять нефтеразведывательные и нефтедобывающие концессии. Управлявшаяся из Лондона «Iraq Petroleum Company» учредила дочернюю «Petroleum Development (Trucial Coast) Ltd.», к-рая получила концессии на разведку и добычу нефти в шейхствах ДО. Геологоразведочные работы были приостановлены из-за начавшейся второй мировой войны, во время к-рой княжества, получившие от брит. администрации статус эмиратов (их правители, однако, сохранили титул шейхов), придерживались нейтралитета, хотя их границы между собой, а также с имаматом Оман, султанатом Маскат и Королевством Саудовская Аравия (КСА) не были четко определены. В 1945 и 1950-1951 гг. владетели шейхств неоднократно встречались для обсуждения объединения полицейских органов, консолидации вооруженных сил (ВС), таможенной службы и денежной системы протектората.

http://pravenc.ru/text/2578117.html

В 1899 г. папа Лев XIII предложил южноамер. епископам периодически собирать общее совещание для решения возникавших вопросов, касавшихся деятельности Церкви в Лат. Америке. В 1908 г. в Боготе впервые собралась Конференция католич. епископов (15 колумбийских иерархов под председательством архиеп. Бернардо Херрера Рестрепо). Вплоть до 1965 г. конференция проводилась раз в 3 года, решая вопросы о защите священников, проблемы католич. общин и проч. В 1996 г. Св. Престол утвердил Устав Конференции католич. епископов К. На 1-ю пол. XX в. пришлась активизация деятельности протестант. церквей в К. В 1906 г. начала работу миссия Евангелического альянса, в 1908 г.- Союз миссионеров Евангелия. В 1921 г. в К. появились адвентисты, в 1925 г.- представители Камберлендской пресвитерианской церкви, в 1929 г.- Армия спасения. Проповедники др. протестант. деноминаций (напр., пятидесятники) прибыли в К. в 30-х гг. XX в. Однако протестант. миссионеры столкнулись с противодействием со стороны гос-ва, в к-ром были сильны связи с католической Церковью. Только в 1930 г. протестантские миссии получили гос. признание и возможность открывать собственные храмы и школы. В нач. XX в. наблюдался рост экономики К.: строились железные дороги, разрабатывались новые месторождения драгоценных металлов, создавались предприятия текстильной промышленности и т. д. Засилье иностранного капитала (США, Великобритания и др.) вызывало недовольство колумбийцев и привело к волне забастовок в 20-х гг. XX в. Ставший президентом в 1934 г. представитель левых либералов А. Лопес Пумарехо приступил к реформам, направленным на смягчение последствий мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Поправки к конституции предусматривали признание прав рабочих на забастовку, создание профсоюзов, введение 8-часового рабочего дня, ежегодных оплачиваемых отпусков, пособий по болезни и безработице. Одновременно правительству предоставлялась возможность вмешательства в экономику в целях регулирования производства и распределения промышленной продукции.

http://pravenc.ru/text/1841810.html

Т. о., 1-й период развития Н., еще называвшего себя «(нео)схоластикой», дал результаты, заставившие и его противников (напр., Р. Эйкена) признать значение этого течения. Вместе с тем возможности Н. существенно ограничивались папской цензурой, к-рая часто препятствовала выходу за пределы обозначенных в офиц. пропозициях тем и подходов. 2-й период В связи с прошедшими 2 мировыми войнами был иначе поставлен вопрос о христианстве и возможности его осмысления, хотя схоластический Н. по-прежнему оставался в силе: в 30-40-х гг. XX в. были осуществлены очередные издания почти всех основных курсов, созданных на рубеже XIX и XX вв., в Григорианском университете преподавание богословия в 50-60-х гг. XX в. велось по традиц. схемам и на латыни. Э. А. Жильсон отмечал, как изменились интересы поколения, выступившего в 10-20-х гг. XX в. (см.: Жильсон Э. Философ и теология/Пер.: К. Демидов. М., 1995. С. 75-77). Оно искало живого религ. чувства и потому не могло удовлетвориться господствующей формой Н., представители к-рого смотрели на мир с т. зр. «вечной философии» и не поспевали за течением времени. Несмотря на то что неотомистами в кон. XIX в. была проделана значительная работа по возвращению учения Фомы Аквинского в ряд актуальных культурных явлений, смещение религ. интересов привело верующих к «поиску богословия» изнутри жизненной ситуации с намерением ее прояснения и преодоления. При этом главную роль стал играть не клирик-профессионал, а мирянин. Большое воздействие оказывали общественные процессы: тоталитаризм, вторая мировая война и опыт сопротивления, политизация культуры и умаление значения человеческой свободы, а также актуальная философская проблематика - бергсонизм, влиявший на Жильсона и Ж. Маритена ; кантианство, с к-рым боролся Ж. Марешаль; характерный для декаданса кризис культуры, от к-рого искал спасения Г. К. Честертон . Наряду со стандартными или историческими трактовками томизма эти авторы создали индивидуальные философские, эстетические и проч. формы осмысления наследия Фомы Аквинского. Для историко-философской рефлексии этого периода, воплощенной в трудах Жильсона, Маритена, Ф. Ч. Коплстона, характерно представление о схоластике как совокупности уникальных учений, каждое из к-рых имело свои особенности - прежде всего в понимании ключевых метафизических понятий. Вместе с осознанием неоднородности томистской традиции произошло открытие своеобразия постсредневековой схоластики XVI-XVIII вв. (К. Джакон, К. Фабро).

http://pravenc.ru/text/2564952.html

Новое гос-во прежде всего озаботилось институциональным оформлением контроля над своим единственным богатством - нефтью, в 1972 г. установив для зарубежных компаний, занимавшихся разведкой и разработкой нефтяных месторождений, концессионные платежи за эксплуатацию своей территории и обязательство передавать в казну 55% доходов от реализации нефти. В бюджет полунищих княжеств начали поступать колоссальные средства. В 1974 г. к Абу-Даби и Дубаю перешло 25% акций иностранных компаний, а к 1982 г. эта доля возросла до 51%. Два крупнейших эмирата сохранили свое лидерство по нефтедобыче. Представители рода Аль Нахайян (в Абу-Даби), ратовавшие за повышение статуса федеральной власти, соперничали за лидерство с домом Аль Мактум (в Дубае), отстаивавшим сохранение значительных полномочий за отдельными эмиратами. Несмотря на то что внутренняя рыхлость федерации вплоть до 80-х гг. XX в. неоднократно проявлялась в различных сферах, ОАЭ, умело вкладывая сверхдоходы в промышленность и сельское хозяйство, в кратчайшие сроки совершили прорыв в социально-экономической сфере и обеспечили высокую степень внутриполитической стабильности. С 1963 по 1983 г. коренные жители ОАЭ оказались обеспечены на поколения вперед и, несмотря на свое меньшинство, их, как и всю хозяйственную, коммуникационную, туристическую инфраструктуру, обслуживали сотни тысяч иммигрантов, сформировавшие здесь многолюдные диаспоры. За 1968-2003 гг. численность населения ОАЭ увеличилась в 20 раз, а средняя продолжительность жизни выросла за 1960-2003 гг. с 53 до 75 лет. Демографические пертурбации породили резкую диспропорцию в половом распределении населения (женщин - немногим более 1/3, мужчин - немногим менее 2/3). Массированные миграции способствовали и стремительной урбанизации: удельный вес горожан за 1973-1976 гг. увеличился с 44 до 84%. Уже в 1979 г. экономически активное население на 90% составляли иностранцы. К 2003 г. доля индийцев и пакистанцев среди жителей ОАЭ составляла соответственно ок. 30% и ок. 20%. В кон. 70-х - нач. 90-х гг. XX в. в ОАЭ были основаны первые высшие учебные заведения - Ун-т ОАЭ в Эль-Айне (1977), Ун-т науки и технологий в Аджмане (1988) и авиационный колледж в Дубае (1991-1992), а также высшие технологические колледжи в Абу-Даби, Эль-Айне и Дубае (1988-1989). К 1993 г. доля неграмотных сократилась до 24% среди мужчин и до 19% среди женщин.

http://pravenc.ru/text/2578117.html

из города ушли войска московского военного губернатора франц. маршала Э. А. Мортье. 11 окт. казаки отряда генерал-майора В. Д. Иловайского в Московском Кремле захватили франц. саперов, оставленных там для осуществления подрыва, к-рый удалось предотвратить. Последствия пожара в основном были устранены к кон. 20-х гг. XIX в., работами по восстановлению города ведала Комиссия для строения Москвы (1813-1843). В Московской губ. в ходе военных действий наиболее серьезно пострадали Можайск и Верея (в сент. 1812 разорена мародерами), франц. войска также захватили Звенигород, Рузу, Дмитров и Подольск. В окт. 1812 г. франц. войска оставили территорию Московской губ. Земли Московской губ. исторически являлись центром дворянского землевладения. С XVIII в. мн. видные гос. деятели, выходцы из знатных родов имели здесь усадьбы, количество к-рых до нач. XX в. постоянно росло. Многие усадьбы представляли собой выдающиеся с художественной т. зр. архитектурные комплексы, в них хранились ценные коллекции произведений искусства, крупные б-ки и проч. (Архангельское, Введенское, Глинки, Горенки, Кусково, Михайловское, Останкино, Семёновское-Отрада, Суханово и др.). Важными культурными центрами во 2-й пол. XIX - нач. XX в. стали имения крупных предпринимателей (Абрамцево и др.). Усадьба Останкино. Литография. 1-я пол. XIX в. Усадьба Останкино. Литография. 1-я пол. XIX в. Основными занятиями населения Московской губ. были земледелие (главные культуры: рожь, овес, ячмень, гречиха) и животноводство (преимущественно разведение крупного рогатого скота и овец). В связи с малоземельностью развивались кустарные и отхожие промыслы, прежде всего извозный, ткацкий, прядение льна и шерсти, обработка дерева, мебельный, токарный, экипажный, корзиночный, гончарный, изготовление изделий из металла и проч. Получили развитие художественные промыслы: гжельская керамика, жостовская роспись, федоскинская миниатюра, филимоновская игрушка и др. В XIX - нач. XX в. М. превратилась в один из крупнейших промышленных центров европ. части России. В 1851 г. она была соединена железной дорогой с С.-Петербургом, к нач. XX в. стала основным железнодорожным узлом России. Было открыто движение по линиям: Москва - Владимир (1861), Москва - Коломна (1862), Москва - Сергиевский посад (1862), Москва - Серпухов (1866), Москва - Смоленск (1870), Москва - Брянск (1899), Москва - Павелец (1900), Москва - Зилан (1901), Москва - Бескудниково (1902; линия Бескудниково - Савёлово открыта в 1900); в 1908 г. была пущена в строй Московская окружная железная дорога. В нач. XX в. регион лидировал по развитию пригородного железнодорожного сообщения. Московский у. стал одним из крупных центров дачного строительства (поселки Пушкино, Лосиноостровский, Перловка (ныне в черте Мытищ), Царицыно, Перово, Люблино, Перерва).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Могила старца Софонтия на Деяновском кладбище. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. XX в. (РГБ) Могила старца Софонтия на Деяновском кладбище. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. XX в. (РГБ) К 1853 г. число керженских скитов уменьшилось до 16, в них было 976 жителей (преимущественно женщины), в т. ч. 934 поповца, 25 спасовцев и 17 поморцев. Весной 1853 г. был издан имп. указ о закрытии керженских скитов, их жители были приписаны к гос. крестьянам Хвостиковской и Хохломской волостей Семёновского у. Несмотря на это распоряжение, в 1854 г. на К. оставалось 8 келейных поселений. На рубеже XIX и XX вв. на К. действовали 4 небольших жен. скита: Чернухинский (в 5 верстах от Семёнова), Оленевский, Комаровский (близ Семёнова), Улангерский. Они были разогнаны в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., насельницы перешли в соседние деревни. Последняя настоятельница комаровских келий мать Манефа умерла в 1934 г., похоронена на кладбище в Комарове, ее могила почитается старообрядцами. Одним из факторов, определявших авторитет К. среди старообрядцев, являлось наличие здесь мощей старцев - основателей и руководителей скитов. В сер. XIX в. Мельников свидетельствовал, что Софонтий «доселе считается главнейшим святым беглопоповщины, они (старообрядцы.- Авт.) всегда поминают его в своих молитвах и ходят на поклонение его мощам» ( Мельников. Отчет. 1910. С. 109). В наст. время места бывш. Оленевского, Комаровского, Шарпанского скитов, могилы Софонтия, Лотия, Манефы и других посещают старообрядцы как из окрестных деревень, так и из различных регионов России, в т. ч. из Сибири, на местах келейных поселений поставлены памятные кресты. Керженское старообрядчество оказало сильное влияние на творчество Мельникова, М. В. Нестерова . В дилогии Мельникова (Печерского) «В лесах» (1871-1874) и «На горах» (1875-1881), где описана преимущественно жизнь керженских скитов, впервые в рус. лит-ре XIX в. был создан положительный образ старообрядца. Глубокое понимание людей «старой веры» отразил Нестеров на своих полотнах: «На горах», «За Волгой», «Великий постриг», «На Волге», «Две сестры» и др. Нижегородский фотограф М. П. Дмитриев в нач. XX в. запечатлел виды и святыни К. и издал серию открыток (ГАНО. Колл. фотографий М. П. Дмитриева). Керженские старообрядческие типы привлекали художника и фотографа А. О. Карелина.

http://pravenc.ru/text/1684225.html

Летом 1901 г. здание молитвенного дома сгорело, и в марте 1902 г. община подала прошение о строительстве на этом же месте культового здания «в виде обыкновенного католического костела». Разрешение было получено, и на добровольные пожертвования прихожан началось его возведение по проекту инженера путей сообщения В. А. Арциша, переработанному пензенским губ. архит. А. С. Федотовым в традиц. готическом стиле с 2 остроконечными башнями по краям. 8 сент. 1906 г. костел был освящен ксендзом К. Довгяловичем в честь Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии. К этому времени католич. община насчитывала 1024 чел. Община просуществовала до 20-х гг. XX в., костел был окончательно закрыт в 1931 г. Позднее в нем размещались клуб строителей, зернохранилище, а после перестройки, в ходе к-рой были разрушены башни, с нач. 50-х гг. XX в. в здании находился Пензенский областной дом работников просвещения (ныне офисный центр). В 1996 г. католич. община в Пензе возобновила свое существование, а 27 июля 1999 г. был зарегистрирован приход в честь Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии. Община выдвигала свои претензии на возвращение здания костела, однако они были отклонены Арбитражным судом Пензенской обл. В наст. время молитвенный дом общины расположен в здании по ул. Московской, д. 23а. Приход не имеет собственного священника, окормляется настоятелем костела г. Маркс Саратовской обл. Пензенский приход относится к Средне-Поволжскому деканату епархии св. Климента с центром в Саратове. Протестантские церкви, деноминации и секты В 80-х гг. XIX в. в регионе получил распространение штундизм, или штундо-баптизм. Его последователи проживали в Керенском (села Ольшанка и Ушенка (Ушинка)), Мокшанском (дер. Алексеевка (Малиновка)), Саранском (с. Трофимовщина) и Чембарском (с. Андреевка (М. Щепотьево)) уездах. К 1913 г. численность баптистов в Пензенской губ. достигла 200 чел. В том же году баптистская община сформировалась в Пензе. В 1914 г. в Пензенской губ. действовало 9 баптист. общин и групп общей численностью 337 чел. После революционных событий 1917 г. в регионе наблюдался рост числа баптист. общин и количества их последователей. К 1930 г. на территории бывш. Пензенской губ. действовало 10 баптист. общин. В 30-х гг. XX в. деятельность баптистов почти прекратилась. Перед Великой Отечественной войной функционировали 2 общины баптистов в Пензе, проводившие собрания в молитвенных домах по улицам Московской и Володарского ( Королёва, Королёв, Артёмова. 2013. С. 28), однако в годы войны помещения молитвенных домов были переданы властям города для военных нужд.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Во главе ДУМД стояли муфтии: кумык Багаутдин-хаджи Исаев (27 янв. 1990 - 2 марта 1992), аварцы Сейид-Ахмед-хаджи Дарбишгаджиев (2 марта 1992 - дек. 1993), Мухаммед-хаджи Дарбишев (янв. 1994 - янв. 1996) и Сейид-Мухаммед-хаджи Абубакаров (янв. 1996 - 21 авг. 1998). После убийства последнего муфтием стал аварец Ахмед-хаджи Абдуллаев. Через районные советы (шура) мечетей ДУМД пытается контролировать сельские и городские джамааты, споры к-рых разбирают Совет имамов и Совет мечетей. Влияние муфтията не выходит за пределы сев. и центр. районов. Муфтия избирает Совет алимов, к-рый должен избираться съездом мусульман, но реально формируется окружением муфтия. В нем преобладают мюриды накшбандийского и шазилийского шейха Саида-афанди (Ацаева; род. в 1937) из авар. сел. Чиркей. В отличие от др. районов Сев. Кавказа, где суфизм не получил распространения, большим влиянием в Д., Чечне и Ингушетии пользуются братства Накшбандия-Халидия, его ветвь, слившаяся в нач. ХХ в. с братством Шазилия и Кадирия. Оказавшись вне закона в кон. 20-х гг., они выжили и вышли из подполья в 90-х гг. XX в. Из 16 действующих шейхов в Д. наиболее влиятельны аварец Саид-эфенди Чиркейский и табасаранец Сираджуддин Исрафилов из с. Хурик (род. в 1954). Братства не имеют этнической окраски: их отделения-вирды объединяют представителей разных народов, преимущественно аварцев, кумыков, табасаранцев, даргинцев и перешедших в ислам русских. Отношения между шейхами напряженные. Особенностью совр. суфизма Д. стали вирды при могилах известных суфиев XIX-XX вв. без живого шейха-наставника. Такие общины связаны с кадирийскими шейхами Кунта-хаджи (ум. в 1867) и Вис-хаджи Загиевым (ум. в 1973) из Чечни, накшбандийцем Али-хаджи Акушинским (ум. 1930). Религ. практики суфизма (совершение коллективных радений-зикров и проч.) сливаются с поклонением «святым местам». Всего насчитается ок. 850 таких «святых мест», где проводят моления о дожде или солнце, мавлиды и зикры, раздают милостыню (садака). Обычно это надгробия или мавзолеи кубической формы без окон (худжра), с куполом или без него, увенчанные деревянными шестами с белыми или разноцветными лоскутами. В 30-х гг. ХХ в. часть их была заброшена, часть уничтожена, но в 90-х гг. XX в. вновь восстановлена.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Адвентисты появились на территории М. в 20-х гг. XX в. В 40-60-х гг. их общины сформировались в Саранске, Рузаевке, Ардатове, Ромоданове. В наст. время зарегистрирована община в Саранске. Адвентисты М. относятся к Волго-Вятскому объединению Церкви христиан адвентистов седьмого дня. В М. их насчитывается более 200 чел.: русские, мордва, татары, евреи, украинцы. Свидетели Иеговы начали проповедовать в Саранске в 1995 г., вскоре им удалось создать общину (100-200 чел.), зарегистрированную в 1999 г. Наибольшую активность они развернули среди людей с ограниченными физическими возможностями, в частности среди глухонемых. Кроме Саранска они проповедуют в ряде районов М., особенно активно - в Ичалковском. Молокане Появились на территории М. вскоре после основания секты С. М. Уклеиным в Тамбовской губ. в кон. XVIII в. В 1-й трети XIX в. сектанты из тамбовских и близлежащих земель переселялись на земли у р. Молочные Воды (Молочная) в Таврической губ. (ныне в Запорожской обл. Украины), где незадолго до этого (в 1804) было разрешено поселиться духоборцам . С 30-х гг. XIX в. молокане переселялись в Закавказье; значительное число мордвы проживало в с. Надеждине (ныне с. Шоржа Гехаркуникской обл. Армении). Среди переезжавших в 1901-1911 гг. из Закавказья в США молокан (расселялись в Калифорнии, в окрестностях Сан-Франциско), по рассказам старожилов-шоржинцев, было немало мордвы. В наст. время вне М. мордва-молокане проживают в Тамбовской и Оренбургской областях, на Дальн. Востоке России, на Сев. Кавказе, на Украине, в Молдавии, США, Канаде, Аргентине, Боливии и Австралии. Основателем одной из молоканских общин на территории Саранского у. Пензенской губ. был состоятельный крестьянин мордвин-мокша М. П. Кичаев, откупившийся от крепостной зависимости в 1831 г. Ок. 1870 г. он вместе с крестьянином-молоканином И. Е. Логиновым и со своим родственником П. С. Кичаевым возглавил общину из 27 чел. Община состояла в основном из неграмотных крестьян с. Ромоданова и соседней дер. Китаевка (ныне в черте пос. Ромоданова). Служивший в ромодановской Никольской ц. свящ. Г. Н. Любимов вызвал недовольство священноначалия малоуспешной миссионерской деятельностью и неспособностью предотвратить развитие в селе «молоканской ереси». В дальнейшем настоятели Никольской ц. священники А. П. Охотский и его преемник С. Г. Любимов (сын свящ. Г. Любимова) вместе с миссионером священником Покровской ц. с. Пятина Саранского у. (ныне Ромодановского р-на) П. И. Зориным и епархиальным миссионером свящ. А. Орловым принимали активные меры по предотвращению распространения молоканства. Тем не менее ликвидировать общину не удалось. В 1890 г. в Ромоданове проживали 62 молоканина, община сохранялась до 60-х гг. XX в. В 1890 г. в с. Трофимовщина (ныне Ромодановского р-на) насчитывалось 27 молокан. К 1900 г. в крае жили ок. 200 сектантов. В наст. время небольшая община действует без регистрации в с. Кабаеве Дубёнского р-на. Субботники

http://pravenc.ru/text/2564160.html

А.М. Смулов Введение Представленное вниманию читателя научное исследование затрагивает период с 1865–70 гг. по 20-е гг. XX в. Анализ статистической части периода 1865–1916 гг. построен, по большей части, на данных, взятых из Извлечений из Всеподданнейших отчетов обер-прокурора Святейшаго Синода по Ведомству православнаго исповедания за [отчетный] год (период с 1870 по 1883 гг., далее – Извлечения и Всеподданнейших отчетов обер-прокурора Святейшаго Синода по Ведомству православнаго исповедания за [отчетный] год (период с 1884 по 1914–15 гг., далее – Отчеты В некоторых случаях, при сопоставлении данных, когда это давало весьма наглядный результат, использовались сведения из Извлечений за 1865–66 гг. Приведенные в исследовании материалы архивных источников не составляют их исчерпывающий объем, но охватывают значительную часть статистики, представляющей интерес для заявленной темы. Ранее, в ряде исследований, приводились данные из Извлечений и Отчетов, однако они избирались и анализировались фрагментарно по тематическому признаку, при систематизации с шагом выборки в пять лет, либо с более крупным и/или непериодичным шагом. Так, ряд такого рода данных был использован, например, в трудах и др. Для изучаемого периода на ежегодной основе были систематизированы и представлены графически, следующие показатели: численность жителей православного вероисповедания (мужского и женского пола, с вычислением разницы в их числе) с определением годового прироста православного населения; численность присоединившихся к православию жителей Империи, с разбивкой на христианские конфессии, нехристианские религии, раскольников и сектантов; число мужских и женских (штатных и заштатных) монастырей, включая архиерейские дома; число насельников (монашествующих и послушников) в мужских и женских монастырях; сведения о белом духовенстве с указанием численности протоиереев, иереев и диаконов, общей численности причетников; число соборов и церквей, включая: при мужских и женских монастырях, приходских и ружных, единоверческих и кладбищенских, а также общее число часовен и молитвенных домов; число ежегодно построенных церквей (каменных и деревянных) монастырских, приходских и придельных, кладбищенских; число больниц и богаделен при монастырях и церквах; число духовных учебных заведений (академий, семинарий и училищ); численность учащихся в духовных учебных заведениях с учетом статистики казеннокоштных и пользующихся пособиями (в абсолютном числе и в процентных долях); число церковно-приходских (двух- и одно- классных) школ и численность учащихся в них; число библиотек при церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010