чел. К 30-м гг. XIX в. территория Кабарды, простиравшаяся до рек Б. Зеленчук и Кума, на востоке до Сунжи, была значительно сокращена, кабардинцы были вытеснены из Пятигорья. «Беглые» кабардинцы, называвшие себя хажретами (от слова «хиджра» - переселение Мухаммада из Мекки в Медину), продолжали военные действия против российских войск до 60-х гг. XIX в. В 20-х гг. XIX в. России покорилась Балкария. В 1827 г. балкарские таубии обратились к командующему рус. войсками Вельяминову на Сев. Кавказе с предложением о принятии их в рус. подданство. Делегация от всех балкарских обществ подала прошение в Ставрополе о принятии в рус. подданство с условием сохранения сословной структуры, древних обычаев (адата), ислама, шариатского суда. В 1860-1862 гг. под влиянием агитации духовенства и российских властей в Османскую империю переселилось 10 340 кабардинцев, гл. обр. феодальная верхушка с подданными, в 1865 г.- еще 3 тыс. чел. Новый этап миграции имел место в нач. XX в. В 1900-1901 гг. в Османскую империю переехали не только кабардинцы (2,6 тыс. чел.), но и впервые балкарцы (780 чел.). В мае 1905 г. были переселены еще 500 кабардинцев из Нальчикского окр. В 1822-1839 гг. территория совр. К.-Б. находилась в подчинении начальника Кабардинской линии, затем до 1860 г. входила в различные отделения новообразованной Кавказской линии. После образования в 1860 г. Терской обл. территория К.-Б. в 1862-1869/70 гг. входила в Кабардинский окр. данной области, в 1869/70-1874 гг.- в Георгиевский, в 1875-1882 гг.- в Пятигорский, в 1882-1918 гг.- в Нальчикский окр. Терской обл. В 1905-1906 гг. на территории совр. К.-Б. происходили волнения под влиянием революционных событий в Георгиевске и Пятигорске. В 1913 г. на Зольских пастбищах массовое выступление крестьян против помещиков закончилось кровопролитием. В марте 1917 г. был образован гражданский исполнительный комитет Нальчикского окр. Терской обл. как орган Временного правительства в Кабарде и Балкарии. В апр. того же года состоялся I съезд делегатов народов Кабарды под председательством терского наказного атамана Караулова, на к-ром были избраны новые органы местной власти. На съездах делегатов горских народов в мае и авг.-сент. 1917 г. произошло объединение горского дворянства и духовенства, выразившееся в создании Союза объединенных горцев Кавказа. 20 окт. 1917 г. в Екатеринодаре (ныне Краснодар) был образован Юго-Восточный союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

В 20-30-х гг. XX в. в Л. о. развернулось промышленное строительство. Вошли в строй Волховская ГЭС (1932), Нижнесвирская ГЭС (1936, пос. Свирьстрой), Дубровская ГРЭС (г. Кировск), Волховский алюминиевый завод (1932), Тихвинский глиноземный завод (1938). Развивалась добыча торфа, сланцев, бокситов. Железнодорожное строительство ориентировалось на обслуживание военных объектов в приграничных районах. Началась электрификация железных дорог. В 30-х гг. XX в. в Л. о. была проведена коллективизация сельского хозяйства. К 1 окт. 1936 г. в колхозах состоял 91% крестьянских хозяйств. В 1939 г. были полностью ликвидированы хутора. В 30-х гг. XX в. вблизи Лодейного Поля располагался один из концентрационных лагерей системы ГУЛАГ - Свирьлаг. Репрессии 30-х гг. XX в., проводившиеся по национальному признаку, нанесли большой урон малочисленным народам Л. о. (ингерманландские финны, ижорцы). Зимой 1939/40 г. Карельский перешеек стал ареной основных боев советско-фин. войны. В февр. 1940 г. Красной Армии удалось прорвать линию Маннергейма - построенную Финляндией в 20-30-х гг. XX в. систему оборонительных сооружений от Финского зал. до Ладожского оз. По условиям Московского мирного договора (1940) Карельский перешеек был передан СССР, южная его часть включена в состав Л. о. (Каннельярвский, Койвистовский, Раутовский районы). Фин. граждане были эвакуированы во внутренние области Финляндии еще в период ведения боевых действий, присоединенные районы заселялись впосл. выходцами из различных регионов России. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. западные районы Л. о. были оккупированы германскими войсками, север Карельского перешейка и район р. Свирь - финскими. Летом 1941 г. упорные бои на Лужском рубеже задержали наступление германских войск на Ленинград. Ломоносов с прилегающей территорией (Ораниенбаумский плацдарм), а также Всеволожский р-н оказались в кольце блокады. Через Ладожское оз. проходила Дорога жизни, связывавшая блокированный Ленинград с Большой землей. В нояб.-дек. 1941 г. продвижение герм. войск было остановлено под Тихвином. На оккупированной территории действовали партизанские отряды, которые к 1944 г. были сведены в 13 бригад. Территория Л. о. была полностью освобождена в 1944 г. в результате Ленинградско-Новгородской и Выборгско-Петрозаводской операций. Л. о. награждена орденами Ленина (1966) и Октябрьской революции (1984). В XXI в. Луга, Выборг, Тихвин и Гатчина удостоены звания «Город воинской славы».

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Скачки) и Наровчатском у. (с. Вьюнки). К 1912 г. в Пензенской губ. проживало до 150 последователей хлыстов. Одно из последних упоминаний о них в регионе относится к 20-м гг. XX в. В нач. 60-х гг. XIX в. в Пензенской губ. появились скопцы , проживавшие в с. Оленевка Пензенского у. и поселившиеся в соседней дер. Ахлебиновка, а также в Пензе. Распространением скопчества занимались пензенские мещанин М. С. Сухов, устроивший особую молельню, и мещанка А. Новикова, носившая в среде скопцов титул попа (по др. данным - Богородицы) (Там же. С. 101). В 1866-1867 гг. происходило расследование о скопцах. Решением Пензенской уголовной палаты от 13 февр. 1867 г. группа крестьян дер. Ахлебиновки (11 чел.), а также Сухов были высланы в Сибирь. Однако в 1877 г. возникло новое дело, в к-ром подсудимыми стали 3 крестьянина Ахлебиновки и пензенская мещанка Новикова, оправданная в 1867 г. По сведениям 1893 г., в регионе насчитывалось свыше 70 последователей секты. После 20-х гг. XX в. информации о скопцах в регионе нет. Из с. Базарный Сызган Симбирской губ. в регион пришло учение субботников (жидовствующих). Их община имелась в с. Аристовка Городищенского у. (ныне Инзенского р-на Ульяновской обл.; в 1891 выявлено 6 семей), жители к-рого имели тесные торговые связи с Базарным Сызганом (Там же. С. 93), а также в с. Аришка того же уезда (ныне Никольского р-на). К нач. XX в. численность субботников в регионе составляла ок. 70 чел. К кон. 40-х гг. XX в. в П. о. насчитывалось 9 групп истинно правосл. христиан (ИПХ) численностью ок. 140 чел. Они действовали в Пензе, Городищенском р-не (с. Мордовский Ишим), Каменском р-не (села Ахматовка, Пустынь), Мокшанском р-не (села Варварино, Ключи). В результате действий работников партийно-советских органов и сотрудников органов гос. безопасности к нач. 60-х гг. XX в. их деятельность была в основном прекращена. В 1960 г. руководитель пензенской группы ИПХ М. А. Миронов был осужден за антиобщественную и антисоветскую деятельность на 7 лет лишения свободы. В 1961 г.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

В нач. XX в. молокане из-за насильственной мобилизации на фронт во время русско-японской войны начали выезжать за пределы Российской империи, в т. ч. в страны Лат. Америки. В 1905-1906 гг. 82 семейства молокан-прыгунов под рук. И. Г. Самарина и В. Пивоварова переселились из Карсской обл. (ныне на территории Турции) в М. Они приобрели с разрешения президента Диаса 5 тыс. га земли, ранее принадлежавших ордену доминиканцев, в долине р. Гуадалупе, расположенной на северо-западе шт. Н. Калифорния, близ границы с США. На берегу реки, имеющей непостоянный водоток (пересыхает в засушливый период, разливается в сезон дождей), они построили поселение, все дома к-рого выходили на единственную центральную улицу, и обустроили молельный дом. Первые колонисты жили изолированно и аскетично, ревностно охраняли свои обычаи, культуру и язык, стремясь не допустить браков с мексиканцами. Хозяйство колонии было основано на общинных принципах. Выращивали цитрусовые, фрукты, разводили домашний скот. Хотя сами молокане не употребляли спиртного, они начали производить вино на продажу, что вызвало разногласия в общине, преодоленные к 1920 г. К нач. 30-х гг. XX в. молокане стали крупными производителями вина. С 20-х гг. XX в. община стала пополняться за счет эмигрантов из СССР, переходивших в молоканское вероисповедание. С 30-х гг. XX в. молокане начали принимать мекс. гражданство, с 40-х гг.- вступать в смешанные браки с местным населением. Во время второй мировой войны, после объявления в США мобилизации, дезертиры, перешедшие мекс. границу, осложнили жизнь молокан. В 50-х гг. XX в. возникли земельные конфликты, связанные со строительством шоссе близ рус. поселения, а также прошли выступления местных националистов. Все это привело к переселению мн. молокан в амер. штаты Аризона и Калифорния. В 1960 г. рус. колония была переименована властями во Франсиско-Сарко (Гуадалупе). К 1980 г. здесь осталось лишь 12 семей молокан, ассимилировавшихся с мексиканцами. В наст. время в Н. Калифорнии проживают, по разным оценкам, от 100 до 300 чел. с рус. фамилиями. Среди них наиболее известны Бибаевы, занимающиеся виноделием, и Самарины, открывшие музей молокан во Франсиско-Сарко. Моленная во Франсиско-Сарко посещается только экскурсантами.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

После Февральской революции 1917 г. в стране началось создание новой иерархии «мусульманского духовенства» на общероссийском и региональном уровнях. В мае 1917 г. на I Всероссийском мусульманском съезде (меджлисе) в Москве впервые на альтернативной основе был выбран муфтий - джадид Галимджан Баруди (1857-1921). В июле 1917 г. ОМДС было преобразовано в Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) внутренней России и Сибири. Структура управления была 3-уровневой; штат муфтията включал муфтия, 3 судей-заседателей (кади), ответственного секретаря, переводчика, столоначальника и писаря. ЦДУМ подчинялись районные мухтасибаты из 3 чел. во главе с мухтасибом (контролером мусульманских общин). В мечетных общинах учреждались мутаваллияты из муллы, муэдзина и секретаря-казначея. Мусульм. вопрос сохранил свое значение в РСФСР и СССР. В первые годы советской власти статус И. повысился. Согласно декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 г., все религ. конфессии, включая И., были уравнены в правах. Прекратились преследования суфиев. В 1917-м - сер. 20-х гг. XX в. в отдельных советских автономиях Сев. Кавказа (Горный Дагестан, Чечня) и Ср. Азии (Туркмения) советская власть столкнулась с мусульманским повстанчеством, напр. с восстанием Наджмутдина Гоцинского (1920-1921) и со среднеазиатским басмачеством (кон. 1917-го - кон. 30-х гг. XX в.). Но в целом мусульм. духовная элита поддержала революцию, увидев в ней путь к модернизации И. Мусульм. интеллигенция вост. окраин оказывала содействие советской власти при проведении культурных реформ. Учителя медресе преподавали в первых советских школах. Начавшиеся с кон. 20-х гг. XX в. репрессии против мусульман шли в общем русле антирелиг. политики в СССР. Подавляющее большинство мулл, кади и суфиев были лишены возможности возглавлять мусульманские общины. Многие были вынуждены публично отказаться от ведения религиозной службы. Их место занимали женщины-улемы, такие как Мухлиса Буби (репрессирована в 1937). Индустриализация и коллективизация разрушили многовековую опору И.- сельскую общину и торгово-ремесленную среду в городах. Замена в кон. 20-х гг. XX в. араб. алфавита в языках народов советского Востока латинским, а в кон. 30-х гг. XX в.- кириллицей, постепенный запрет любых форм религ. обучения, публичных празднований и обрядов - все эти и подобные им меры привели к тому, что мусульм. молодежь утратила основы традиц. религ. культуры. Железный занавес надолго изолировал советских мусульман от их зарубежных соотечественников.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Ситуация в этой группе Д. существенно изменилась к 80-м гг. XX в. Часть «свободников» купила землю, исправно платит налоги, небольшая группа, отказавшись от покупки, платит налоги, и только единицы продолжают держаться убеждения, что земля - Божия, и не платят налогов. В кон. XX - нач. XXI в. «свободники» стали принимать участие в молитвенных собраниях Союза ДОХ. Рус. язык в их среде сохранился лучше, чем у «общинников» и «независимых», т. к. большинство «свободников» не ходили в англ. школы. «Свободники» и их потомки компактно проживают в Нов. Посёлке в Крестове близ Каслгара, в поселении Гилпин близ Гранд-Форкса. Отношения между 3 группами канад. Д. сложные, но, несмотря на периоды острых конфликтов, они сохраняют общие традиции и религ. представления, имеют родственные связи. За время пребывания в Канаде Д. неоднократно предпринимали попытки вернуться в Россию. Переговоры о возвращении велись с царским правительством в 1904-1906 гг., с Временным правительством в 1917 г., с советским правительством в 20-х гг. XX в. В 20-х гг. на Украину, в Мелитопольский у., переселилась группа «независимых» Д., но в кон. десятилетия они вернулись в Канаду, т. к. не получили освобождения от воинской повинности и права иметь своих учителей. Переговоры «свободников» с советским правительством о переселении велись в 50-х гг. XX в. также безрезультатно. В нач. 90-х гг. представители Союза ДОХ ездили осматривать земли на Алтае, но камнем преткновения вновь стал вопрос о воинской повинности. В нач. XXI в. вопрос о возвращении Д. на родину не ставится. Вероучение Истоки духоборческого учения следует искать в нем. анабаптизме и в протестант. учениях, с кон. XVI в. распространившихся в Речи Посполитой . В лит-ре XIX-XX вв. было принято судить о сути духоборческого учения в первую очередь на основании «Записки, поданной духоборцами Екатеринославской губернии в 1791 г. губернатору Каховскому». Однако «Записка...» составлена человеком, разделявшим масонские взгляды, и, несмотря на ряд совпадений с учением Д., содержит скорее учение рус. франк-масонов, чем Д. Духоборческое учение изложено в «псалмах», составлявшихся руководителями секты на протяжении ее существования и в совокупности представляющих «Животную книгу». «Псалмы» имели двойной смысл: тайный - для посвященных и явный - для непосвященных. Отсутствие надежных источников делает практически невозможным в полном объеме и абсолютно достоверно реконструировать учение Д., тем более что в сер. XVIII в. в нем, видимо, произошли существенные изменения.

http://pravenc.ru/text/180628.html

языках и помогают материально. Благодаря этому содействию в Саранске было построено 2 церкви. Баптисты на территории М. появились в нач. XX в., однако широкого распространения их учение здесь не получило. Немногочисленные общины действовали в ряде сел и деревень Краснослободского у. Пензенской губ.: Беликово, Перевесье, Селищи, Нов. Карьга, Сивинь, Каймары, Курташки, Волчевка, Зарека и др. В сер. 20-х гг. XX в. появилась община (ок. 300 чел.) в с. Лада (ныне Ичалковского р-на). В 1927 г. возникла община в Саранске. В результате преследования со стороны властей численность баптистов быстро сокращалась, в общинах оставались в основном представительницы старшего поколения. К кон. 50-х гг. XX в. в Саранске проживали более 150 баптистов. В 1968 г. в столице республики был открыт молитвенный дом. С 90-х гг. XX в. в М. начали приезжать баптистские проповедники, благодаря деятельности которых число общин возросло. В наст. время в М. проживают ок. 400 баптистов. В Саранске зарегистрированы общины «Возрождение», «Благодать» и «Новая жизнь». Без регистрации действуют общины в Краснослободске, Ковылкине, в с. Ст. Шайгово, в пос. Комсомольский Чамзинского р-на, в селах Ичалки и Баево Ичалковского р-на, Курташки Атюрьевского р-на, Кабаево и в др. населенных пунктах. Баптисты посещают детские дома, работают с трудными подростками, помогают воспитателям в детских садах, посещают заключенных в колониях в поселках Потьма и Явас Зубово-Полянского р-на. В Саранске создан детский клуб «Авана», имеющий 2 филиала. Регулярно организуются детские летние лагеря. Пятидесятники (христиане веры евангельской; ХВЕ) появились в М. в 40-х гг. XX в., с прибытием проповедников с Украины, из Белоруссии, Прибалтики и Узбекистана (из Ташкента). Первые общины образовались в 50-х гг. XX в. (в Саранске, в с. Кабаеве Дубёнского р-на и в др. населенных пунктах). В 1994 г. ХВЕ создали в Саранске миссию «Голос веры» (при Союзе христиан веры евангельской РФ), а в 1995 г.- Мордовский филиал международной миссии «Добрая весть и милосердие» (штаб-квартира в Днепропетровске, Украина). В наст. время в Саранске кроме центра «Добрая весть и милосердие» зарегистрированы «Библейский центр Республики Мордовия христиан веры евангельской», «Саранский христианский центр» и христ. центр «Завет». Небольшие группы ХВЕ действуют в Рузаевке и в Краснослободске, в поселках Кадошкино, Торбеево, Чамзинка, Атяшево, Комсомольский, в селах Дубёнки, Б. Березники, Кабаево Дубёнского р-на, Александровка Лямбирского р-на, Судосево Большеберезниковского р-на и в др. населенных пунктах. В М. насчитывается ок. 700 ХВЕ (ок. 500 чел. в Саранске и ок. 200 чел. в районах). Среди них преобладают русские, есть также мордва, татары, украинцы, молдаване, армяне.

http://pravenc.ru/text/2564160.html

Московская хоральная синагога была вновь открыта 1 июня 1906 г., после либерализации религ. политики. Во время первой мировой войны в М. и Московскую губ. прибыли евреи, выселенные из прифронтовых районов, а также беженцы. В городе открылись новые молельные дома, гл. обр. в частных квартирах; в пригороде Богородское (ныне одноименный район) начала действовать иешива . Ликвидация черты оседлости после Февральской революции 1917 г. открыла для евреев возможность свободно проживать в М., численность евр. населения в городе резко возросла (60 тыс. чел. к кон. 1917). После прихода к власти большевиков декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 янв. 1918 г. лишил евр. общину М. статуса юридического лица. Весной того же года было создано Московское еврейское религиозное об-во (МЕРО) при хоральной синагоге. В 1919 г. оно было закрыто, в 1925 г. восстановлено. Делами общины города управлял ее совет, в представительный орган МЕРО (двадцатку) вошли члены совета общины и представители синагог М. Во время гражданской войны евр. население М. сократилось (ок. 28 тыс. чел. в 1920). Однако вскоре, уже в 20-х гг. XX в., в город началось массовое переселение евреев. В связи с этим в М. увеличилось количество синагог: к кон. десятилетия их было 18. В этот период в М. имелись кошерные магазины, работали полуподпольные меламеды (преподаватели, обучавшие детей иудейскому вероучению). Возникли общины в пригородах М., ныне входящих в черту города: Кускове, Новогирееве (община состояла из бухарских евреев), Покровском-Глебове, Лосиноостровской (в 20-х гг. XX в. здесь была открыта синагога), Кунцеве и Перове. Две волны переселения евреев в 1-й четв. XX в. привели к тому, что в общине города стали доминировать приверженцы различных направлений хасидизма . Особенную активность проявляли представители движения Хабад, в 1918 г. им удалось открыть собственную молельню в хоральной синагоге. С 20-х гг. XX в. М. стала основным центром их активности. В 1922 г. в городе прошел съезд раввинов, созванный лидером движения Хабад Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном, на к-ром был учрежден «Ваад рабаней СССР» (Совет раввинов СССР) во главе со Шнеерсоном. В 1922-1924 гг. М. являлась центром деятельности совета раввинов, в дальнейшем совет переехал в Ленинград, в М. осталось его юридическое бюро. В 1922-1930 гг. в столице действовала поддерживаемая советом орг-ция «Тиферет Бахурим», стремившаяся привлечь к иудаизму молодых евр. интеллигентов. При поддержке совета и благотворительной орг-ции из США «Джойнт» была построена школа в Марьиной Роще. В 1933 г., после выезда лидеров совета за границу, он был распущен. В 1925 г. начала действовать синагога в Черкизове, в 1926 г. была построена деревянная синагога в Марьиной Роще, принадлежавшая приверженцам движения Хабад.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

После первой мировой войны произошло возвращение к национальным художественным традициям: внимание болг. художников привлекли древняя иконопись, фресковая живопись, резьба по дереву, народные художественные промыслы периода возрождения; мн. мастера собирали и исследовали произведения искусства, совершая путешествия как по стране, так и на Афон. Музейные экспозиции пополнялись предметами церковной утвари; по поручению ЦИАМ ряд художников занимался копированием средневек. произведений и работ эпохи болг. национального возрождения. С особым вниманием изучались древние произведения правосл. искусства Б. в Академии художеств (основана в 1921). Созданные в сер. 20-х - сер. 40-х гг. XX в. росписи храмов указывают на возникновение художественной школы, отличительной чертой к-рой было возвращение к старинным образцам. Параллельно с обращением к традиц. искусству существовала и академическая церковная живопись, преобладавшая в 30-40-х гг. XX в.; к церковной живописи обратились художники Д. Бакалски, Г. Богданов, К. Йорданов, М. Малецки, Н. Ростовцев, Д. Узунов и др. После второй мировой войны церковное искусство оказалось фактически под запретом, уничтожались иконы, не обеспечивалась сохранность росписей. Только в 70-х гг. XX в. власти обратили внимание на росписи и иконы ср. веков и периода национального возрождения, рассматривая их только как памятники культуры или музейные экспонаты. В храмах работали художники и реставраторы, начавшие творческий путь в предшествующие десятилетия (Кожухаров, Йорданов, Ростовцев, А. Сорокин). Приобщению новых поколений художников к традициям правосл. искусства препятствовала политическая система. С сер. 40-х до кон. 80-х гг. XX в. новых храмов не строили, художники занимались преимущественно возобновлением уничтоженных или завершением не законченных мастерами предшествующего поколения росписей и икон. Наступившие после 1989 г. общественно-политические перемены способствовали возрождению правосл. искусства: в Академии художеств в рамках специальности «монументальные искусства» было введено изучение иконографии; исследователи стали акцентировать внимание на единстве храмового пространства и символическом значении его составляющих (росписей, икон, утвари). В 90-х гг. XX в. в Болгарии возобновилось массовое строительство храмов и часовен; особенно интересна ц. св. Петки Болгарской в местности Рупите (около г. Петрич; роспись притвора и иконы из иконостаса выполнены проф. С. Русевым). В наст. время в области правосл. искусства работают художники В. Аврамов, В. Вырбанова, А. Гицов, З. Каменаров, К. Китанов, И. Ковачев, М. Прашкова, Г. Трифонов, С. Христова и др.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Во 2-й пол. XIX и в нач. XX в. некоторые местные старообрядцы, прежде всего малоземельные, переселялись в Западную и Северную Л., где появились старообрядческие общины: Дваржищская (позже Дварчяйская, ныне Радвилишкский р-н), Вегерская (Вегеро-Сугинтская, ныне Мажейкяйский р-н), Дубянская (Дубиняйская, ныне Шяуляйский р-н), Жемельгофская (позже Вилейшская, ныне Пакруойский р-н) и др. В это время среди потомков федосеевцев на территории Л. постепенно происходило утверждение брака и сближение с поморским брачным обществом, завершившееся к 10-м гг. XX в. Также шел процесс объединения поморцев. В нач. XX в. Виленская община стала региональным центром поморцев-брачников. В 1901 г. в Вильне состоялся 1-й съезд духовных наставников под председательством наставника Д. В. Батова (Тула), начетчика Т. А. Худошина (Саратов) и попечителя Виленской общины Пимонова. Правовое положение староверов коренным образом изменилось в 1905-1906 гг. В 1905-1915 гг. староверие в Виленской и Ковенской губерниях переживало подъем. В янв. 1905 г. в Вильне прошел съезд старообрядцев Северо-Западного, Привислинского и Прибалтийского краев и др. городов Российской империи, способствовавший утверждению брака среди беспоповцев. Поморцы Л. активно участвовали в подготовке и проведении 1-го Всероссийского собора поморцев в Москве (1909), в деятельности Совета Всероссийских соборов и съездов поморцев, приемлющих брак (Пимонов был заместителем председателя Совета, наставник Виленской общины С. Ф. Егупенок - членом Совета). В нач. XX в. в Виленской губ., по неполным сведениям, имелось 26 староверческих общин, в Ковенской губ.- 42 общины (не менее 11 общин из 68, действовавших в 2 губерниях, возникли после 1905). По сведениям властей, до 1915 г. в Виленской и Ковенской губерниях проживало ок. 81 тыс., по др. данным - до 100 тыс. старообрядцев. Осенью 1915 г. нем. войска оккупировали территорию Л. Мн. старообрядцы были вынуждены уехать, они вернулись в родные места в 1918-1920 гг. С 20-х гг. XX в. в Л. окончательно утвердились вероучение и богослужебная практика поморцев, началось формирование адм.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010