Деятельность пятидесятников в Подмосковье впервые была отмечена в 20-х гг. XX в., подробных сведений о первых общинах не сохранилось. На рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. нелегальные собрания ХВЕ в Орехово-Зуевском, Щёлковском и в др. районах нередко попадали в поле зрения уполномоченного Совета по делам религ. культов и органов госбезопасности. Наиболее активной была община в г. Дрезна, к-рую в 1950 г. возглавлял ранее судимый за религиозную деятельность проповедник И. Потехин. В Москве и М. о. ХВЕ входили в состав 2 зарегистрированных общин ЕХБ - московской и серпуховской (последняя в 1961-1965 действовала без регистрации), однако основная деятельность пятидесятнических служителей проходила неофициально. При этом в отличие от большинства др. регионов СССР в М. о. пятидесятники стремились не только укреплять жизнь общин, но и создавать условия для учреждения всесоюзного объединения общин ХВЕ, способного получить гос. регистрацию. После смерти И. В. Сталина в 1953 г. и начала реабилитации жертв репрессий подпольные группы ХВЕ в М. о. активизировались. В 1954 г. начал вести «сепаратистскую» деятельность проповедник С. Макаров из Солнечногорска. Он состоял в московской общине ЕХБ, при этом проводил нелегальные собрания в Солнечногорске, а также, как отмечал в отчетах уполномоченный Совета по делам религ. культов, пытался насаждать «пятидесятнические тенденции» в московской общине ЕХБ. В 1956 г. пресв. И. В. Сизов, руководивший незарегистрированной общиной в дер. Мазилово Кунцевского р-на (ныне в черте Москвы), где проводились регулярные собрания, обратился в Совет по делам религ. культов с заявлением, в котором отказывался от объединения с ВСЕХБ и настаивал на автономном существовании пятидесятнических общин. Он находил возможным их регистрацию при условии, если власти предоставят отдельное молитвенное здание в Москве. С 1958 г. активность проявляли проповедники А. П. Ларин и И. П. Федотов из пос. Бирюлёво (ныне в черте Москвы), арестованные в нач. 60-х гг. XX в. Согласно отчету инспектора ЕХБ С. И. Марина (впосл. епископ зарегистрированных пятидесятников), в нач. 60-х гг. XX в. наиболее крупные группы ХВЕ существовали в Орехово-Зуеве, Павловском Посаде, Клину и Раменском. В февр. 1961 г. Марин и пресвитер ХВЕ Т. Ляхов ходатайствовали перед руководством ВСЕХБ о содействии в регистрации общин в этих городах. В 60-х гг. XX в. в Клину нелегально существовала община пятидесятников-унитариев (единственников).

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В 1962 г. управление КГБ по К. о. обнаружило 3 подпольно действовавшие группы свидетелей Иеговы: в пос. Грамотеино Беловского р-на и в городах Осинники и Прокопьевск - общей численностью ок. 60 чел., в основном украинцев. Мормоны прибыли в К. о. в нач. 2000-х гг. из США. Первая и единственная в регионе орг-ция мормонов была зарегистрирована в Кемерове в 2010 г. Ислам Появление ислама на территории К. о. связывают с существованием Сибирского ханства (сер. XIV - нач. XVII в.), вост. окраиной к-рого являлись совр. юж. районы Томской обл. и сев. районы К. о. В сев.-вост. части К. о. издавна проживали сибирские татары, в ходе освоения Россией вост. земель сюда стали переселяться и поволжские татары, примерно в сер. XVII в. основавшие с. Теплая Речка (совр. Ижморский р-н). Поток татар-переселенцев усилился в ходе аграрной реформы нач. XX в., появились крупные поселения: дер. Серебряково была основана татарами из Пензенской губ., аул Сарсаз - переселенцами из Казанской губ., дер. Нижегородка рядом с Теплой Речкой - выходцами с Нижегородчины. Во всех названных татарских поселениях до 20-х гг. XX в. имелись мечети. В ходе индустриального развития Кузбасса мусульмане стали селиться в поселках и городах, где велось строительство шахт, металлургических и химических предприятий. Много татар и башкир переселились в пос. Ольжерас (совр. Междуреченск) на рубеже 40-х и 50-х гг. XX в. в связи с разработкой угольного месторождения «Распадское» с севера К. о., из совр. Анжерского, Тисульского и Юргинского р-нов, где с 1907-1910 гг. жили мусульмане из Поволжья. При строительстве шахты «Распадская» в 1970-1980 гг. в Междуреченск приехало много татар. и башкир. молодежи, в т. ч. из Центр. России, в город также съезжались мусульмане из республик Кавказа и Ср. Азии. 6 окт. 1991 г. Духовное управление мусульман Уфы зарегистрировало в Междуреченске общину. Среди мусульман на севере Кузбасса были представители духовенства и знати, сосланные в Сибирь в 20-х гг. XX в., немало мусульман обосновалось в совр.

http://pravenc.ru/text/1684171.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Зеньковский Сергей Александрович Сергей Александрович Зеньковский (1907 — 1990) —  славист, историк русской культуры, видный исследователь духовных движений в России XVI—XIX веков. Основной плод его многолетней работы в этой области — фундаментальный труд «Русское старообрядчество». В 20 году покинул Россию. Окончил Школу экономики в Праге по отделению экономической истории (1927) и Университет Сорбонна по отделению восточноевропейской и современной истории (1930). Получил степень доктора философии в Карловом университете в Праге (1942) (тема диссертации — русская политика в Синьцзяне во второй половине XIX — начале XX вв. В 1930-1939 гг. работал в различных технических фирмах в Париже, затем в 1939-1944 гг. преподавал в Коммерческой академии в Праге, а в 1945-1949 гг. — в Мюнхенском университете. В 1949 г. переехал в США. Преподавал русский язык и литературу на отделении славистики Университета штата Индиана в г. Блумингтон (1950-1954), в 1954-1958 гг. читал лекции и вел научную работу в Русском исследовательском центре Гарвардского университета, в 1958-1960 гг. преподавал русскую историю в Стетсоновском университете (Де-Лэнд, шт. Флорида). В 1960-1962 гг. профессор славянского и восточного отделения Университета штата Колорадо (г. Боулдер), в 1962-1967 гг. — вновь профессор истории в Стетсоновском университете, где заведовал также и русским отделением. В 1967-1977 гг. профессор отделения славянской культуры в Университете Вандербилта (г. Нэшвилл, шт. Теннесси). Вышел в отставку в звании заслуженного профессора и поселился во Флориде. Находясь на пенсии, работал профессором-исследователем в Стетсоновском университете (1977-1983). С 1982 по 1985 гг. член академического совета Кеннановского института углубленных русских исследований при Центре международных исследований им. Вудро Вильсона в Вашингтоне. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/zen...

Евр. общины Новгородской губ. не были замкнутыми образованиями в территориальном плане, но имели свою внутреннюю организацию. Евр. общество избирало раввина, к-рый становился его главой, блюстителем и толкователем евр. закона; избранный раввин утверждался губернатором. С 1859 г. до нач. XX в. евр. общину Новгорода возглавлял раввин Израиль Давидсон. По сведениям 1874 г., евр. община Новгорода включала 88 семей. Первая иудейская молельня в Новгородской губ. появилась в Новгороде в 1843 г. и находилась на Торговой стороне на ул. Дворцовой. Долгое время это помещение хозяйственное правление общины арендовало, а в 1909 г. приобрело в собственность. В 1911 г. хозяйственное правление обратилось в Новгородское губ. правление с ходатайством о разрешении постройки синагоги на участке по Фёдоровскому ручью и Коржовой ул.; разрешение было получено, и вскоре синагога была возведена и открылась. В др. городах и уездах Новгородской губ. иудейские молельни стали появляться с 60-х гг. XIX в., сначала открылась молельня в Новгородском у., затем в Ст. Руссе, а к 1883 г.- в Тихвине и Белозерске. Всего в 1883 г. в Новгородской губ. действовали 6 иудейских молелен. Их количество не было постоянным: в 1888 г.- 9, в 1890 г.- вновь 6. Постоянно действовали синагоги в Новгороде, Новгородском у. и Ст. Руссе. В нач. XX в. была открыта синагога в Боровичах. Небольшие евр. кладбища в то время существовали в Ст. Руссе, Боровичах, Валдае, Демянске, М. Вишере. Новгородская синагога на ул. Дворцовой продолжала действовать вплоть до 1941 г. Кроме того, в нач. 20-х гг. XX в., в периоды крупных иудейских праздников, вызывавших скопление верующих иудеев в Новгороде, по разрешению Новгородского губисполкома открывалось «отделение» синагоги на Софийской стороне по ул. Газон в доме Шабина. Новгородская синагога на ул. Коржовой была закрыта в 1930 г. на основании постановления президиума Новгородского горсовета, а помещение было предложено передать Об-ву землеустройства еврейских трудящихся для использования под культурно-просветительные нужды. Помимо синагоги на Дворцовой ул. иудеи Новгорода в 30-х - нач. 40-х гг. XX в. совершали богослужения в доме, находившемся на территории еврейского кладбища. Синагоги в Ст. Руссе и Боровичах были закрыты в 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Многочисленные труды Н., его педагогическая деятельность (включавшая руководство аспирантами) стали неотъемлемой частью процесса формирования советского искусствознания, особенно в разделах о древнем и народном рус. художественном наследии, эпохе барокко и классицизма. Работы ученого, такие как «Русское народное искусство» (М., 1924), «Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII в.», «Древнерусское изобразительное искусство» (М., 1937), стали 1-м систематическим изложением предмета в науке и, в частности, выполняли роль учебников для студентов. Крупный теоретик и аналитик, знаток широчайшего круга явлений в искусстве России и Европы, Н. внес весомый вклад в методологию искусствознания. Принцип историзма соединялся в его работах с оригинально понятым стилистическим анализом. Научный поиск Н. был проникнут пафосом воссоздания единого художественного мировоззрения минувших эпох во всех видах художественной деятельности. Налет упрощенного социологизма и во многом связанная именно с ним категоричность суждений, присущие его трудам 20-30-х гг. XX в., были в основном данью господствующим взглядам эпохи и не составляли сути историко-художественных концепций исследователя, хотя уже с кон. 30-х гг. XX в. неизбежно снижали их значение для читателей. Н. одним из первых применил стилистический анализ (нередко весьма лаконичный), самостоятельно разработанный им на основе опыта европ. и отечественного искусствознания. При определении стиля исследователь опирался на формальные и технические признаки. В книге 1937 г. впервые была предложена цельная стилистическая концепция древнерус. искусства, к-рой был присущ определенный схематизм, предполагающий имманентное развитие искусства - смену крупных стилей: графического, пластического, живописного. Однако поиски ученого означали принципиально новый этап в изучении материала. Серьезный вклад в познание архитектуры вносит система теоретических построений Н. о существовании специфических математических закономерностей в создании архитектурных форм в рамках крупных исторических периодов, а внутри них - в пределах различных типологических подсистем. Этот анализ был неотделим от глубоко разработанных принципов изучения внутреннего пространства, к-рые опирались на по-своему осмысленные художественные категории числа, массы, пространства и т. д. и на соответствующий им понятийный ряд (напр., «синтетическое» и «дифференцированное», рациональное и иррациональное пространство, цельное, упругое, динамичное и др.). В теории архитектуры, созданной ученым, пространство выступало как мировоззренческая и формообразующая категория; были удачно найдены соотношения пространства с массой и конструкцией, с реальным функционированием зданий. Если в работах 20-30-х гг. XX в. Н. не часто поднимал тему образной природы архитектуры (исследование данной проблемы еще не стало одной из важнейших задач науки), то в 40-х гг. XX в. эта проблематика стала органичной частью его трудов.

http://pravenc.ru/text/2564844.html

Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. В Палестине велись раскопки святых мест на принадлежавших разным конфессиям участках земли, особенно активны были ин-ты, созданные монашескими орденами. Библейская школа доминиканцев (Ф. М. Абель , Л. Венсан , А. Лагранж) с 10-х гг. XX в. вела в Иерусалиме раскопки базилик эпохи имп. Константина, в 20-30-х гг. изучала «вымостку» Антониевой башни и карту-мозаику из Мааина. Итал. ученые-францисканцы (Библейская францисканская школа) начали в 90-х гг. XIX - 10-х гг. XX в. работы в Назарете, Капернауме, Айн-Кареме и древнейших мон-рях, а позже внесли вклад в изучение пустынь Иордании. С ними соперничали основанный в 1865 г. англикан. Палестинский исследовательский фонд, особенно активный в 1934-1948 гг., Американские школы исследования Востока и экспедиции главных ун-тов США (Йельского, Принстонского). В числе их достижений - работы Дж. У. Кроуфута в Герасе (1928-1930, Британская археологическая школа в Иерусалиме); открытия в Дура-Европос и Антиохии на Оронте. К изучению А. х. Палестины и Сирии стремились и российские ученые, до Октябрьской революции 1917 г. опиравшиеся на Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1847) и Палестинское православное об-во . Становление метода Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Развитие метода А. х. в 1-й пол. XX в. отставало от полевых работ. Стратиграфический и типологический подходы осваивали медленно, раскопки ограничивали «очисткой» древней архитектуры, ее обмерами, копированием мозаик и надписей; часто уничтожались средневек. слои (визант., копт. и др.). А. х. оставалась «ведомственной» наукой католич. Церкви, профессионально занимались ею в основном священнослужители, ее изучали в церковных учебных заведениях, большинство светских ученых ею пренебрегали. Рим. школа опиралась на архаичную и противоречивую методику, католич. традиция требовала следовать при анализе определенной иерархии источников: предпочтение отдавалось письменной традиции (библейской, патрологической и др.), А. х. лишь дополняла ее. Это вело зачастую к ошибочным выводам и датировкам. Считалось, что возникновение христианства должно было отчетливо отразиться в древностях I в., в действительности христ. элементы оставались неразличимы в среде античности. А. х. подтверждает их несомненное выделение начиная с 80-х гг. II в.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

В 70-х гг. ХХ в. в Омске действовал мусульм. молитвенный дом на ул. Сажинской, в 80-х гг. молитвенный дом находился по адресу: ул. 25-я линия, д. 34. В 1984 г. в О. о. существовала одна зарегистрированная мусульм. община. Возрождение мусульм. организаций в О. о. началось в 90-х гг. XX в. В 1991-1997 гг. в Омске возведена Сибирская соборная мечеть (архит. М. В. Лущенко). Один из важнейших организующих центров мусульман О. о.- созданное на учредительном съезде в Новосибирске в 1998 г. Духовное управление мусульман Сибири и Дальн. Востока, переименованное в том же году в Духовное управление мусульман (ДУМ) Сибири (Омский муфтият). 3 окт. 2017 г. создано Региональное духовное собрание мусульман г. Омска и Омской обл. Общины, подчиненные ДУМ Сибири, расположены в Омске, Исилькуле, Таре, рабочем пос. Муромцево и с. Усть-Ишим, а также в районах: Исилькульском (пос. Боровое), Москаленском (аул Кзыл-Агаш), Муромцевском (дер. Гузенево), Называевском (аул Байымбет), Нововаршавском (аул Алкул), Павлоградском (аул Кирибай и с. Южное), Тарском (дер. Речапово в составе пос. Междуречье), Тевризском (деревни Тайчи и Ташетканы), Тюкалинском (дер. Лидинка) и Шербакульском (аул Кудук-Чилик). Ряд общин находится в юрисдикции Духовного управления мусульман азиат. части России (ДУМАЧР), среди них - общины в Омске, Таре и рабочем пос. Таврическое, а также в районах: Большереченском (с. Уленкуль), Марьяновском (аул Кара-Терек), Москаленском (аул Илеуш и с. Новоцарицыно), Называевском (аул Каран-Гарал), Нововаршавском (аул Каразюк), Тарском (с. Б. Туралы), Тевризском (деревни Байбы, Тавинск и Утузы), Усть-Ишимском (дер. Ильчебага) и Шербакульском (аул Артакшил). Синагога в Омске. Фотография. Нач. XX в. Распространение иудаизма в регионе связано прежде всего с потомками кантонистов, а также евреев, сосланных в Сибирь из западных губерний Российской империи за корчемство и контрабанду. В Омске 1-я синагога построена в 1859 г. В 1874 г. на средства купца 2-й гильдии М. М. Хаймовича заложена 2-я синагога (проект архит. В. К. Гейде) ( Лебедева. 2003. С. 65). В февр. 1895 г. одна из синагог сгорела (по всей видимости, построенная в 1859), на ее месте было возведено новое здание. 20 мая 1896 г. были открыты евр. б-ка и читальный зал при ней. В 1897 г. на территории Омского у. Акмолинской обл., Тарского и Тюкалинского округов Тобольской губ. проживали 1685 иудеев. 21 окт. 1901 г. в Омске состоялось открытие евр. частного училища для мальчиков, размещавшегося в частном доме на ул. Почтовой (перестроен в 1914), за «старой» синагогой. В 1918-1919 гг. училище переименовано в евр. школу (в 1920-1922 - евр. советская школа 1-й ступени 22, закрыта в 1922). В 1921 г. синагоги Омска были муниципализированы, а общины принуждены заключать договоры на аренду зданий. В 1935 г. закрыта синагога на углу улиц Лагерной (ныне ул. Маршала Жукова) и Почтовой, в 1939 г.- на Лагерной ул. (здание сгорело и было снесено в кон. 70-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Квартет Кедрова: К. Н. Кедров, Н. Н. Кедров-старший, Т. Ф. Казаков, И. К. Денисов. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. Квартет Кедрова: К. Н. Кедров, Н. Н. Кедров-старший, Т. Ф. Казаков, И. К. Денисов. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. Репертуар квартета насчитывал неск. сот сочинений: дореволюционные композиции (нередко отредактированные Н. Н.- старшим), произведения композиторов-эмигрантов Ю. Л. Карнавичюса (Карновича) и А. С. Ильяшенко . Специально для квартета А. Т. Гречанинов написал «Литургическую сюиту» (1938) из 5 «религиозных песен» в сопровождении оркестра, премьера к-рой состоялась 24 февр. 1939 г. в Варшаве. В зарубежный период неотъемлемой частью концертных программ стала духовная музыка, в т. ч. произведения Н. Н.- старшего. Самыми ранними его сочинениями, написанными во Франции, были Херувимская G-dur (1926), воскресные прокимны (1926-1927), ексапостиларий «Разбойника благоразумного», пасхальные песнопения, песнопения венчания (1929, написаны по случаю свадьбы дочери Ирины). В кон. 20-х гг. XX в. Н. Н.- старший редактировал и расширял новыми произведениями цикл песнопений «Из византийской литургии» в основу которого были положены песнопения, написанные в Петрограде по просьбе митр. Вениамина. Произведение было посвящено памяти митрополита-страстотерпца, расстрелянного 13 авг. 1922 г. 9 июля 1933 г. за архиерейской литургией в Александро-Невском соборе в Париже хор под упр. Н. П. Афонского и квартет Кедрова впервые исполнили «Вселенскую литургию» Н. Н.- старшего. В наст. время в архиве композитора обнаружено лишь несколько номеров этого сочинения, опубликовано только «Буди имя Господне». Планировавшееся в кон. 30-х гг. XX в. издание литургии Н. Н.- старшего не было осуществлено из-за его смерти. Во время заупокойной литургии и отпевания в Александро-Невском соборе в Париже хор под упр. Афонского исполнил сочинения покойного композитора, в т. ч. ектению, написанную за неск. дней до кончины. В духовной музыке для клироса, как и в обработках народных песен, Н. Н.- старший достаточно традиционен. Однако в сочинениях, предназначенных для исполнения крупными и технически более совершенными хорами, он пользовался очень широким спектром мелодических, гармонических, фактурных средств, создавал для хора сложные в стилевом и исполнительском отношении «симфонические» полотна.

http://pravenc.ru/text/1684097.html

Ибн Рушд (внизу в центре) в сцене «Триумф св. Фомы Аквинского». Роспись капеллы в ц. Санта-Мария-Новелла во Флоренции. 1366–1367 гг. Худож. А. Бонаюто Ибн Рушд (внизу в центре) в сцене «Триумф св. Фомы Аквинского». Роспись капеллы в ц. Санта-Мария-Новелла во Флоренции. 1366–1367 гг. Худож. А. Бонаюто В 20-х гг. XX в. колонизаторы столкнулись с широкомасштабным восстанием рифских горцев во главе с Мухаммадом ибн Абд аль-Керимом. В июле 1921 г. он разбил испан. колониальную армию под Анвалем и изгнал ее из Эр-Рифа, провозгласив на освобожденных землях республику. К 1924 г. испанцы сохранили только ряд пунктов на побережье. Опасаясь распространения освободительного движения на всю Сев. Африку, Мадрид объединил усилия с Парижем, и против ибн Абд аль-Керима выступила 250-тысячная армия под командованием испан. диктатора М. Примо де Риверы и маршала Франции А. Ф. Петена, которая после ожесточенного противоборства в 1926 г. покончила с Рифской республикой. Впосл. отдельные вооруженные отряды повстанцев продолжали действовать в Атласских горах (Таза, 1926; Тафилалет, 1928; Тадла, 1929; Высокий Атлас и Антиатлас, 1932-1934). К 30-м гг. XX в. ключевые позиции в экономике М. (промышленность, транспорт, торговля, сельское хозяйство) постепенно захватил иностранный финансовый и индустриальный капитал. Касабланка стала значимым экономическим центром М., бурно развивались горнодобывающая отрасль (производство фосфоритов и фосфорной кислоты) и широкомасштабное товарное сельское хозяйство, основанное на искусственной ирригации и культивации цитрусовых. Султан Сиди Мухаммад ибн Юсуф, взойдя на престол в 1927 г., сплотил вокруг себя разрозненные силы, стремившиеся к независимости М. Первым значимым поводом к их выступлению послужило издание администрацией протектората дахира (указа) «О сохранении обычных прав берберов» (май 1930), имевшего целью вывод существенной части марокканской территории из юрисдикции султана и противопоставление ее населения жителям др. частей страны по этническому признаку. Протесты охватили Фес и Сале, а затем перекинулись на всю территорию М., включая испан. часть. В ходе борьбы оформились первые орг-ции партийного типа. В 30-х гг. XX в. преподаватели Аль-Каравийин шейх Абу Шуайб ад-Дуккали и шейх Мухаммад ибн аль-Араби аль-Алави создали движение салафитов, рассматривавшее ислам I в. хиджры как спасение от гнета и разложения, вызванного проникновением европейцев. В Сев. М. ситуация осложнялась вовлечением «туземных» контингентов в гражданскую войну в Испании (1936-1939), к-рая послужила фоном для антифашистских выступлений 1938 г.- демонстрации в Тетуане (июнь), восстания в Эль-Ксар-эль-Кебире (сент.) и др.

http://pravenc.ru/text/2562382.html

Закон об управлении И. 1919 г., известный также как реформа Монтегю-Челмсфорда, заложил основы 2-уровневой политической системы, введя ограниченное представительное управление в провинциях и разграничив сферы компетенции центра и провинций. Сохранив куриальную систему выборов, англичане законодательно предоставили мусульманам как минимум 3-ю часть мест в законодательных собраниях провинций с мусульм. меньшинством и более половины мест там, где они составляли большинство. Эта реформа, а также принятый в 1919 г. закон Роулетта о суровых репрессиях против лиц, занимавшихся антиправительственной деятельностью, дали толчок к массовым антибрит. выступлениям. Махатма Ганди. Фотография. 40-е гг. XX в. Махатма Ганди. Фотография. 40-е гг. XX в. Новый подъем национально-освободительного движения начался с переходом ИНК от тактики лояльной оппозиции колонизаторам к активной борьбе с привлечением широких масс населения и был непосредственно связан с деятельностью Мохандаса Карамчанда Ганди . К нач. 20-х гг. XX в. Ганди стал одним из самых популярных лидеров национально-освободительного движения в стране; его уважительно именовали Махатма - «великая душа». Предложенная Ганди концепция ненасильственного сопротивления (сатьяграха, букв.- «упорство в истине») прекрасно вписывалась в традиционные - по преимуществу религ.- представления индийцев и удачно отражала двойственную позицию инд. элитарно-предпринимательских слоев, зависевших от колониальных властей и рассчитывавших на их поддержку, с одной стороны, и стремившихся к свободе - с другой. В качестве метода политической борьбы Ганди широко практиковал проведение кампаний гражданского неповиновения, включавших бойкот англ. товаров и гос. учреждений, харталы (закрытие лавок и магазинов в знак прекращения деловой активности), организацию мирных митингов и демонстраций протеста. Первая общеиндийская кампания гражданского неповиновения прошла в 1920-1922 гг. В 1923-1927 гг., в период спада национально-освободительного движения, Ганди занялся реализацией своей «конструктивной программы», ориентированной на работу в деревнях и включавшей пропаганду ручного прядения, необходимости обучения на родном языке, борьбы с неприкасаемостью. Огромное внимание он уделял взаимоотношениям индусской и мусульм. общин и призывал к преодолению разногласий во имя достижения общих целей.

http://pravenc.ru/text/389577.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010